Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Отзыв о стихотворении С.Есенина. Сергей Александрович Есенин. «Береза

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей, никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине», причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром», кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне».

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», - утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном», Сережа Есенин создал для себя такой образ березы, который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция - эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение "Береза" относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой ("…принакрылась снегом, точно серебром", "…обсыпает ветки новым серебром".). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".

Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках - блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом - слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря - божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение - пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.

анализ стихотворения есенина белая берёза

  1. Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. , периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. , под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения Мирок) .
    Основная тема - показать красоту зимней березы. Есенинская строфа - описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины - основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра - ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном - серебром) рифмы, а также - неравносложные (кругом - серебром) , открытые (огне - тишине) и закрытые (каймой - бахромой) , мужские (тишине - огне) , но все они перекрестные (абаб) . По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен) .
    Основной образ произведения - зимняя береза (образ-персонаж) . Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы - синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания.
    Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.
    Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный) , которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой - символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чм он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные примы: в первой строфе, когда берза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.
  2. БЕРЕЗА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СОБОЙ РУССКУЮ КРАСАВИЦУ
  3. Ну это так, подробности, немного тебе пригодящиеся))))
    Автор передат удивительную красоту берзы, символа Руси.

    1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды) .

Сергей Александрович Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет.

Сергей Есенин, 18 лет, 1913 год

В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России , достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименном стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения .

Сергей Есенин у березы. Фото - 1918 год

Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза - это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов - Родины, девушки, матери - которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя - свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

Похожие публикации