Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Биография витте. Краткая биография витте сергея юльевича

ВВЕДЕНИЕ

витте дипломат политика

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. в семье крупного провинциального чиновника. Семья Витте была, по характеристике одного из его биографов ультра-русской и ультра-дворянской, а также ультра-монархической. С.Ю. Витте вполне унаследовал эти черты, также заметное влияние на его мировозрение и характер оказал дядя генерал Р.А. Фадеев, который был кроме того военным историком и публицистом, человеком отнюдь не прогрессивных взглядов, но при этом образованным и обладавшим писательским даром. Сергей получил типчино дворянское воспитание. Первое образование ему и его братьям дала баб ушка Е.П. Фадеева, в дальнейшем домашнее образование продовжилось с помощью нанятих учителей из тифлиской гимназии. В 1866 г. С.Ю. Витте поступил в Новороссийский университет в Одессе, в соответствии со своими наклонностями, избрав физико-математический факультет. Учился он с завидной прилежностью и думал о научно-преподавательской карьере. Но так как его диссертация «Выяснение понятий о пределах» была признана неудачной, С.Ю. Витте решил отказаться от научной карьеры, хотя ректор и професора убеждали его не оставлять мысли о карьере в научно-преподавательском мире.

В 1870 г. молодой кандидат физико-математических наук поступил в управление государственной Одесской железной дороги. Одновременно он был зачислен в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, где также занимался изучением железнодорожного дела.

Деятельность С.Ю. Витте на избранном им поприще протекала успешно. Одаренность деятельной натуры Витте проявлялась в том, что по мере продвижения по служебной лестнице, в нем раскрывались все новые сильне стороны. К качествам администратора и дельца прибавились способности ученого-практика. Он стал инициатором научной разработки железнодорожного-тарифного дела в России. В 1883 г. Витте опубликовал свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Ее основная идея заклечалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения. Лучшим доказательством Витте стало увеличение доходности юго-западных дорог, благодаря предложенным им новшествам. В это же время он впервые столкнулся, хотя и региональном масштабе, с внешнеэкономическими вопросами. Дальнейшее развитие его карьеры привело С.Ю. Витте на пост министра финансов. В 1915 г. «Русские ведомости», оценивая его деятельность, писали: «Целая эпоха нашей финансовой и экономической истории связано с его именем». Можно говорить, что С.Ю. Витте предложил и во многом реализовал свой путь в преодолении отсталости России, ее модернизации на рельсах рыночной экономики с государством в роли «локомотива».

Также яркий след в истории страны оставила не только экономическая деятельность Витте, а и создание Манифеста 17 октября 1905 г. Разные его инициативы касались культурной, образовательной, дипломатической сфер. Но при этом в историческом освещении личность С.Ю. Витте сложна и противоречива, а результаты его деятельности неоднозначны, что во многом связано с особенностями его времени - времени больших перемен в жизни российского общества.

Следует отметить, что до сих пор исследованием деятельности Витте занимались в основном историки, в то время как многие аспекты требуют внимания и экономистов. Прежде всего это касается вопросов экономической стратегии, налоговой политики, денежной реформы и т.д.

Осмысление экономической истории России «эпохи» Витте актуально прежде всего тем, что оно может стать полезной социокультурной информацией при уточнении стратегии современных реформ и преобразований экономики в государствах бывшего СССР. В которых идут активные поиски национальной модели рыночного хозяйства, которая была бы в состоянии обеспечить возрождение и процветание этих стран, в т.ч. это актуально и для Украины. В этих условиях закономерно повышается интерес к реформам и реформаторам пришлого. Есть смысл оглянуться назад, но не просто из интереса к родной истории, а прежде всего потому, что ретроспектива является основаним для прогноза.

Предметом данной работы является личность С.Ю. Витте и его реформы. Объект - экономическая и политическая ситуация, сложившаяся на рубеже ХІХ - ХХ вв. Целью работы является выяснение особенностей экономического развития России. Указанная цель обусловила следующие задачи: проследить общую экономическую политику царского правительства; в чем заключалась суть «системы Витте», его денежно-кредитная политика, точка зрения на крестьянский вопрос; результаты работы С.Ю. Витте на посту министра финансов, его внешнеполитический курс.

Исследованием этого периода российской истории и изучением личности и деятельности С.Ю. Витте занимались многие ученые. Основными источниками для написания данной работы стали, в первую очередь, воспоминания самого С.Ю. Витте, отзывы о нем в трудах П.Б. Струве, А.А. Лопухина, П.Н. Милюкова.

Из более новых исследований были привлечены работы С.Д. Мартынова, А.В. Игнатьева, Т.Ф. Изместьевой, В.И. Бовыкина.


I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


Глубокий политический и экономический кризис, разразившейся в России в середине XIX в., выявил необходимость поисков путей модернизации страны. Во время царствования Александра ІІ наступает «эра либерализации». Проведенные в 60 - 70-е гг. царским правительством реформы не без оснований принято считать великими. Они охватили все важнейшие сферы жизни общества: социально-экономическую, культурно-образовательную, административно-управленческую. Успешное экономическое развитие Российской империи не могло произойти на старой феодально-крепостнической социальной основе. Те ростки капиталистических отношений, которые внедрялись, как правило сверху, чахли не получая должного развития на феодальной почве. Таким образом, эти реформы послужили толчком к изменению социальных, а, следовательно, и экономических отношений в российском обществе.

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. для России было характерно наличие особой, преобладающей роли государства в процессе развития крупной капиталистической промышленности. Деятельность С.Ю. Витте и вся его «система» тесно связаны с реализацией этой роли и не могут быть рассмотрены изолировано.

Вопросы выработки целей и выбора средств экономической политики решались рядом правительственных учреждений царской России. В 1802 г. в структуре созданной министерской системы было образовано Министерство финансов, функции которого на протяжении XIX в. неоднократно уточнялись. Сначала главной задачей этого Министерства было заведование всеми источниками государственных доходов, а также ему были подчинены горное дело и внешняя торговля. В 1819 г. в ведение Министерства были переданы промышленность и торговля, которые раньше относились к Министерству внутренних дел. В 1857 г. в целях объединения деятельности министерств был образован Совет Министров, который должен был периодически собираться под началом царя для обсуждения наиболее важных вопросов. Однако этот орган существенной роли не играл. Александр ІІ и его наследники предпочитали решать вопросы напрямую, путем личных докладов министров. В этих условиях вопрос осуществления торгово-промышленной и всей экономической политики стал зависеть в 60-х гг. от того, будет ли управление промышленностью и торговлей сосредоточено в Министерстве финансов и тем самым подчинено интересам государственных финансов или оно будет выделено в самостоятельное министерство, где этим отраслям уготовано главное и самостоятельное значение. Очень многое в решении подобных вопросов зависело от личного фактора - фигуры министра. Как правило, министры финансов назначались для реализации конкретной программы.

В отечественной литературе советского периода при исследовании экономического и социального строя середины XIX - начала ХХ вв. широко использовалась ленинская фраза: «В течение этого периода следы крепостного права, прямы переживания его насквозь проникали собой всю хозяйственную и всю политическую жизнь страны. И в то же время именно этот период был периодом усиленного роста капитализма снизу и насаждение его сверху». Развитие экономики в общем и промышленности в частности было целью царской политики, а капитализм был вынужденным средством достижения этой цели и платой за это. Впервые выражение «капиталистический строй» в России в официальных документах стали употреблять только с 1890-х гг6.

В этот период в России проводилась политика насаждения промышленности, на средства казны строились мануфактуры, но в основном они были связаны с нуждами армии и флота. Насаждение, однако, не подменяло фактического развития, а только ускоряло его. Осуществляя такую политику государство лишь удовлетворяло назревшие нужды страны в железнодорожном транспорте, военной технике и т.д. Такая деятельность совпадала с процессами развитиями товарного хозяйства, торговли, промышленности, происходившими стихийно, снизу.

К началу 60-х гг. XIX в. Российская империя оставалась аграрной страной, однако в ней существовало громадное количество мелких, преимущественно крестьянских и ремесленных хозяйств, предприятий мануфактурного типа. По данным исследователей, из числа фабрично-заводских предприятий, существовавших в конце XIX в. 15 % возникли до 1861 г., причем для Петербурга это превысило 21 %, а для Москвы 18%, из чего можно сделать вывод, что эти города и в дальнейшем продолжали лидировать в стране. Главными отраслями промышленности были текстильная и пищевая, машиностроение только зарождалось.

В дореформенной России по сути не было важных элементов рыночной инфраструктуры, вся финансово-кредитная сфера находилась «под колпаком» у Министра финансов. Главным стимулом экономической политики царского правительство было развитие производственных сил на основе капиталистического способа производства. Капиталистические отношения зрели тогда и внутри страны, и вне ее. Россия не могла отгородиться от экономического влияния капиталистических стран, ушедших далеко вперед по пути индустриализации, более того она сама претендовала на положение великой державы. Поэтому влияние этих стран и их опыт имели значение важного фактора капиталистической эволюции страны. Чтобы сохранить политический режим в стране и международное влияние, царское правительство должно было идти на буржуазные реформы.

Экономическая политика правительства страны во многом определялось той личностью, которая возглавляла Министерство финансов - главное экономическое ведомство страны. В пореформенный период этот пост занимали деятели разного калибра, однако такие предшественники С.Ю. Витте как М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский оставили наиболее заметный след в экономической истории страны, их не без основания относят к числу реформаторов. Краткий анализ их взглядов и политики представляется важным для понимания С.Ю. Витте.

М.Х. Рейтерн возглавлял Министерство финансов в 1862 - 1878 гг. в период Великих реформ Александра ІІ. В 50-х гг. он командирован для изучения финансового строя Пруссии, Франции, Англии и США. Не случайно, что позже в его политике была сделана ставка на частное предпринимательство и ориентация на опыт Запада. В 1862 - 1863 гг. Министерство финансов сделало попытку восстановить курс рубля и установить его размен на золото, но она потерпела неудачу. Это убедило Рейтерна, что денежное обращение зависит прежде всего от состояния экономики в целом. В первый период министерства М.Х. Рейтерна внимание финансового ведомства было сосредоточено на вопросах привлечения иностранного капитала, железнодорожного строительства, промышленного и торгового законодательства и т.д. С середины 1876 г. реализация программы Рейтерна была осложнена, а частью вообще прервана экономическим кризисом. Затем война с Турцией 1877 - 1878 гг. практически разрушила многие из его достижений. Как министр финансов М.Х. Рейтерн потерпел поражение и дело было не только в русско-турецкой войне, несостоятельной оказалась сама концепция экономической политики. Он ждал обновления России от пробуждения частной инициативы. Перенос центра тяжести финансирования промышленности на частный сектор было рискованным шагом. Правительство, перенимая опыт Запада, явно не учло специфику страны, слабость отечественной буржуазии, узость внутреннего рынка и другие факторы. В результате уже в середине 70-х гг. XIX в. начался постепенный переход к тотальному государственному регулированию экономики.

Н.Х. Бунге, занявший пост управляющего Министерством финансов в мае 1881 г., характеризуется как одна из интересных политических фигур в России XIX в. Он был известным ученым-экономистом. Убежденный либерал-западник, он, тем не менее, признавал самобытность российской государственности. Верил в способность монархии к решению назревших политических и экономических задач. Еще в период Великих реформ Бунге предлагал обширную программу либеральных преобразований, которая носила комплексный характер и охватывала многие сферы экономической жизни. Главное место в ней занимали вопросы, касавшиеся правового и материального положения рабочих и крестьян. Он стоял за превращение крестьян в собственников-землевладельцев, а для решения проблем малоземелья рекомендовал массовое переселение крестьян в Сибирь и на окраины. Для решения рабочего вопроса Бунге предлагал на европейский манер приступить к разработке фабрично-заводского законодательства, допустить участие рабочих в прибылях предприятий. Большое внимание в программе Бунге уделялось проблеме соотношения частного предпринимательства и государственного участия в экономике. Приход Бунге на пост министра финансов произошел в крайне неблагоприятный для экономики период. Александр ІІІ при назначении Бунге выразил надежду, что тот «положит начало новой финансовой эре». Бунге удалось провести ряд важных законопроектов, но процесс финансового оздоровления экономики протекал с большими трудностями. Ему не удалось осуществить многое из задуманного, некоторые из реформ остались лишь в стадии первичной подготовки, в частности денежная реформа и введение подоходного налога.

И.А. Вышнеградский вступил в управление Министерством финансов с начала 1887 г. Он имел известность как выдающийся ученый в области механики и машиностроения, принимал участие в руководстве ряда акционерных компаний. Витте, в судьбе которого Вышнеградский сыграл заметную роль, дал ему в своих воспоминаниях такую оценку: «Вышнеградский был человек очень умный. Но человек он был довольно мелочный и его всегда более интересовали мелкие вещи, нежели крупные». По воспоминаниям других современников Вышнеградский был человек исключительной трудоспособности и сумел дисциплинировать ведомство финансов. Основы программы Вышнеградского были изложены в записке к Александру ІІІ от 21 декабря 1888 г. Основной упор в его программе делался на усиление политики протекционизма. Также предполагалось введение винной и табачной монополий государства. При этом новый министр финансов был совершенно глух к социальным проблемам. Экономическая политика, проводимая Вышнеградским, во многом способствовала созданию благоприятных условий для последующей индустриализации страны, осуществленной позднее С.Ю. Витте. Однако нельзя игнорировать вопрос о социальной стороне, о цене такой политики для населения. Трагические события 1890-х гг., когда от голода и эпидемий погибло множество народа, не были случайны. Вышнеградский скончался в марте 1895 г. и управляющим Министерством финансов был назначен С.Ю. Витте. Следует отметить, что назначение С.Ю. Витте произошло вопреки желанию Вышнеградского.


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «СИСТЕМЫ ВИТТЕ»


Вступив на пост министра финансов Витте сначала пытался придерживаться курса своего предшественника, но вскоре стал отступать от него по соображениям чисто прагматическим. Освоившись на новом посту, он направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов которого Витте посвятил брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист». Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с точки зрения этой практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной ее задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Это должно было, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Став министром финансов С.Ю. Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. рублей, при этом расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли. Сначала он думал получить дополнительные средства просто за счет увеличения объема выпуска денег, но эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения. Не малую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававших до четверти всех поступлений в казну. Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-и и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг на французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 - 1896 гг., которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 млн. рублей. Это позволило укрепить конвертируемость русской валюты и обеспечить приток в страну иностранных капиталов. Вопрос о денежной реформе в то время был одним из наиболее сложных. В финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу, не было толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, металлическое обращение имело скорее теоретических, а не практический характер. По воспоминаниям самого С.Ю. Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение основанное только на одном золоте или же может быть введено денежное обращение основанное на серебре или же ни совместном обращении денег двух металлов…».

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. Критика была такой ожесточенной, что фактически встал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России. Витте не отказался от своей идеи, хотя ему неоднократно пришлось корректировать свой курс на индустриализацию страны, развивая его и дополняя новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие страны министр рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогообложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, а также за счет активации русского экспорта. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов, в российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х гг. ХІХ в., с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40 % всех действующих к началу ХХ в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в т.ч. великая транссибирская магистраль. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам Запада.

Вместе с тем, следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, т.к он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима. Вся политика С.Ю. Витте была подчинена одной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы. Витте был ярым сторонником самодержавия, неограниченную монархию он считал лучшей формой правления для страны. С этой же целью он начал разработку крестьянского вопроса, сознавая, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации сельского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. Излагая свою программу Витте был обязан исходить из противоречивых установок Николая II, согласно которым, с одной стороны, в основу трудов должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины10. Поэтому в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

События начала ХХ в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией. Экономическая «система» Витте явно пошатнулась, это дало возможность его противникам постепенно оттеснить министра финансов от власти. В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом, его сняли с должности министра финансов и назначили на пост председателя Комитета министров. По сути это была «почетная отставка».


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИТТЕ КАК ДИПЛОМАТА


Современники С.Ю. Витте отзывались о нем крайне противоречиво, П.Б. Струве говорил, что «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и только одного человека можно поставить выше его - Сперанского… Витте был, несомненно гениальным государственным деятелем… Отсутствие морально-идейного стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью». Директор департамента полиции А.А. Лопухин отзывался о нем более жестко: «Большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм… Отсутствие элементарной научной подготовки и нравственных устоев было причиной того, что, будучи государственным деятелем, он не был человеком государственным». По мнению П.Н. Милюкова: «Это был редкий русский самородок - со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой путь к действию, а действовать - это была главная потребность его натуры».

Потерпев поражение в политической борьбе, С.Ю. Витте поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательное расположение царя, укрепить и наладить связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с начала войны Николай ІІ призовет его - не оправдались. Летом 1904 г. эсером Е.С. Сазоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. С.Ю. Витте приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что он успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, Николай ІІ не назначил его на пост министра внутренних дел.

Пытаясь обратить на себя внимание царя, Витте принимает самое активное участие в совещаниях по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытаясь добиться расширения компетенции Комитета министров. Наконец, 17 января 1905 г. Николай ІІ, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по мерам необходимым для успокоения страны и возможным реформам. Но в апреле того же года последовала новая царская немилость, правда на этот раз опала длилась не долго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Надо сказать, что в бытность министром финансов С.Ю. Витте способствовал постепенному втягиванию России в дальневосточный конфликт. Пытаясь спрямить направление транссибирской магистрали, Витте предложил проложить часть дороги через территорию Маньчжурии. Он добился от китайского правительства согласия на строительство Китайско-Восточной дороги, подкупив 72-летнего мандарина Ли Хунчжана, считавшего при пекинском дворе реформатором и поклонником новизны. В Маньчжурии появились русские путейные инженеры, затем в полосу отчуждения были введены отряды пограничной стражи, потом российское правительство вместе с правительствами других иностранных держав приняло участие в навязыванию Китаю кабальных соглашений. Россия взяла в аренду Ляодунский полуостров и начала военно-морскую базу Порт-Артур и коммерческий порт Дальний. В придворных кругах заговорили об установлении протектората над Маньчжурией, а также об устройстве военного плацдарма в Корее. С.Ю. Витте открещивался от этих планов, говоря, что он планировал всего лишь обеспечение экономических интересов России в Северном Китае и ничего более: «Представьте себе, что я позвал своих гостей в аквариум, а они, напившись пьяны, попали в публичный дом и наделали там скандалы. Неужели я виноват в этом? Я хотел ограничиться аквариумом». Главным соперником России на Дальнем Востоке была Япония, которая вынашивала такие же экспансионистские планы в отношении Китая и Кореи. Отстраненный от власти Витте в бессилии наблюдал за развитием конфликта, приведшего к военному столкновению.

Гибель тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе заставила правящие круги России принять предложение президента США Т.Рузвельта о посредничестве. Витте был назначен первым уполномоченным на переговоры с японцами. Ему пришлось проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на полях сражений. Тем не менее, ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами. После подписания Портсмутского мира 23 августа 1906 г. С.Ю. Витте был дарован графский титул, а недоброжелатели тут же ехидно окрестили его «графом Полусахалинским».

Портсмутский мир, давший передышку самодержавию, значительно упрочил влияние Витте. Это был один из моментов его высшего торжества. С.Ю. Витте переиграл японцев по многим статьям. Имея изначально объективно крайне слабые позиции, Витте использовал личное превосходство в воле и интеллекте, при этом он подчас занимался демагогией, откровенно манипулировал соперником. Он как обычно действовал по принципу «цель оправдывает средства», ему нужен был результат - уберечь Россию от тяжелых последствий бездарно проигранной войны, и он сделал все что мог, не очень выходя за рамки тогдашних политических нравов.

По словам академика Е.В. Тарле «способности больших дипломатов развертывается в полном блеске, конечно, в ликвидации несчастных войн, а в не использовании результатов войн счастливых». Истинный патриотизм Витте-дипломата, проявленный в Портсмуте, можно сравнить с патриотизмом французского дипломата князя Толерана в Вене 1814 г., когда разгромленная Франция предстала перед странами-победителями и дипломат с труднейшей ситуации смог с достоинством отстоять лицо страны. Портсмутский мир - один из самых ярких эпизодов в жизни Витте-дипломата, но и в других менее известных, но не менее трудных, было немало. В истории русской дипломатии он занимает, несомненно, особое место, хотя среди историков дипломатии отношение к С.Ю. Витте до сих пор остается неоднозначным.



Созданная в конце ХІХ в. С.Ю. Витте уникальная система государственного капитализма привлекает внимание своей результативностью. С ее созданием связан этап «взлета» национальной экономики, позволившей заметно сократить отставание от высокоразвитых стран Запада. Очевидно, что С.Ю. Витте удалось найти наиболее адекватные в тех условиях формы и методы государственного регулирования экономики. Вместе с тем проводившееся Министерством финансов широкое вмешательство в экономику препятствовало естественному развитию рыночных отношений в стране. Но было необходимо догнать Запад и сделать это быстро, чем объясняется специфика национального пути. Система государственного монополистического капитализма, возникшая в эпоху Витте, стала предвестником советской экономике. Крайности характерные для российского менталитета, всегда приводили к печальным последствиям. История показала, что в конечном итоге непродуктивность как централизованного управления экономикой, так и «бегство» государства из экономики. Система Витте в конечном итоге потерпела крах. Но как реформатор С.Ю. Витте оставил яркий след в политической и экономической истории России. Оценка его деятельности всегда была неоднозначна. Экономическая политика Витте была глубоко противоречива, так как для промышленного развития страны он использовал средства, порожденные феодальной природой российской власти.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Источники

1.Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 - 1911 гг. - М.: Мысль, 1991. - 708 с.

Лопухин А.А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний» гр. С.Ю. Витте). - М.-Пг.: Гос. Издат., 1923. - 99 с.

Милюков П.Н. Воспоминания (1859 - 1917). В 2-х т. - Т.1. - М.: Современник, 1990. - 445 с.

Струве П.Б. Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики. - М.-Пг.: Гос. издат, 1915. - 128 с.

Литература

5.Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России, кон. XIX - 1908 г. - М.: Наука, 1984. - 280 с.

Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. - М.: Международные отношения, 1989. - 336 с.

Изместьева Т.Ф. Россия в системе европейского рынка, кон. XIX - нач. ХХ в. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

Мартынов С.Д. Государство и экономика: Система Витте. - СПб.: Наука, 2002. - 405 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные достижения Сергея Витте

Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (заключение Портсмутского мира с Японией, соглашение о строительстве КВЖД с Китаем, торговый договор с Германией, получение займов у Франции).

Первоначальный период жизни (до 1892)

Происходит из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный.

Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте (1814-1867), член совета кавказского наместника, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте - основатель теософии Е. П. Блаватская.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более перспективному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 - начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умирает первая жена С.Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 - Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Деятельность на посту министра финансов

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 - статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Эта позиция вызывала неприятие у аристократии и самого Николая II.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 - действительный тайный советник.

В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял[источник?] с себя всякую ответственность за действия правительства.

С 1903 г. - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 г. - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.

Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, - они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

В.И Ленин писал о Витте:

Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте - для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата... Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал "экзекуционные поезда". В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.

Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка.... Подписал: граф Витте

В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - председатель реформированного Совета министров.

В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

Когда самодержавие снова почувствовало под собой твёрдую почву, С.Витте был оправлен в отставку (22 апреля 1906 года). Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

Награды

Орден Святого Александра Невского

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

История жизни
Граф Полусахалинский и его половина
Он был плох для всех (современники его не переваривали). Хорош же только для любезного отечества и женщин, которых любил. Вот, собственно, и вся система ценностей графа Сергея Юльевича Витте.
Столько, сколько Сергей Юльевич Витте, для России, может быть, сделали еще двое: Петр I и Екатерина II. Лет пятнадцать пробыл он в правительстве. И за это время (его усилиями!) вдвое удлинилась цепь железных дорог, втрое возросла промышленность, в полный порядок пришли финансы (ввел золотой рубль). Витте придумал винную госмонополию (она давала казне до 28% дохода), проложил Транссибирскую магистраль, придумал Северный морской путь (уже был и ледокол "Ермак", который планировалось "перебросить" с Финского залива на Север). Замыслил переселение безземельных крестьян из Центральной России в Сибирь (должны были селиться вдоль новой дороги). Основал коммерческие училища (кадры решают все). После позорной русско-японской войны заключил на диво благоприятный для России мирный договор. Уже в конце своего поприща занял на Западе денег (никому другому бы не дали) и предотвратил, как ныне сказали бы, дефолт. То был самый большой заем за всю историю России (долги по нему мы платим до сих пор). И даже был автором проекта царского манифеста 17 октября, сулящего свободы и даже конституцию.
Сегодня о блистательных завоеваниях Сергея Юльевича не напоминает ничто. Остались воспоминания. Причем, в буквальном смысле слова - трехтомник мемуаров Витте, выпущенный его женой, Матильдой Ивановной Витте.
С ее предисловием.
С ее правкой.
Почти все, что касалось семьи и личных отношений, она из скандальных воспоминаний выкинула твердой рукой. И нет сомнений, что именно так поступил бы и сам Витте.
О его личной жизни известно мало. Кроме, пожалуй, одного. Имел чудовищный нрав (современники его ненавидели, и чувство это было взаимным!) и святую уверенность, что он знает ответы на все вопросы. "Так могут думать только идиоты!", "Ваше мнение меня вообще не интересует!" - мог сказать он коллегам. После смерти первой жены Витте писал: "Не подлежит никакому сомнению, что смерть ее была последствием лечения нарзаном." (Сомнения и Витте - вещи вообще несовместные. Сергей Юльевич не то что за врачей все знал, но и за царей и министров.) Так вот, несмотря на все это, Сергей Юльевич был очень счастливым человеком.
Вспоминая, он забывался
А с мемуарами Сергея Юльевича был связан грандиозный скандал. О том, что Витте их пишет (не мог же он не объясниться с будущими поколениями, не донести до них свою точку зрения на людей и события), знали все. Догадывались и о том, что именно напишет Витте. И поэтому, как только он внезапно умер, кабинет его немедленно был опечатан, а все бумаги вывезены. В дом к вдове явился от государя генерал-адъютант и прямо спросил про мемуары.
"Я отвечала, - рассказывала потом Матильда Ивановна Витте, - что, к сожалению, лишена возможности представить их для чтения государю, так как они хранятся за границей".
И вот на их вилле в Биаррице - в отсутствие хозяев! - чиновник русского посольства в Париже учиняет тщательный обыск. Нет бумаг!
Все-таки недооценил Николай II нелюбимого им Витте и его супругу. Которую не то что не любили - просто не принимали, ни при дворе, ни в "лучших домах". Впрочем, об этом позже.
Мемуары мужа Матильда Ивановна хранила под чужим именем в банковском сейфе городка Байон. В 1921-м воспоминания в Германии. И уже через два года - в большевистской России. Коммунисты были уверены, что мемуары есть "осиновый кол, воткнутый в могилу царского режима".
А то! Бывший помощник Витте, ставший к моменту выхода мемуаров эмигрантом, назвал их "посмертной местью": "С такой бомбой в гробу, с местью загробной, со злобой, неутоленной всеми земными скорпионами, с заранее обдуманным намерением всадить нож в горло ближнего, оставив лезвие его здесь, а рукой перетащив туда, - так утонченно адски не покидали арену своих злодеяний ни Борджиа, ни Макиавелли, ни Нерон, ни Распутин".
Сергея Юльевича ненавидели, как ненавидят только успешных карьеристов. Из титулярных советников - да одним махом в статские! Из директоров департамента министерства через три года - да в министры путей сообщения! В сорок четыре он стал тайным советником и министром финансов. Передвижение в председатели Кабинета министров потом покажется Витте карьерным проигрышем.
Александр III прощал ему все. Николай II - с трудом переваривал. Впрочем, как почти всех министров, доставшихся ему в наследство от отца. Тем более что Сергей Юльевич был не особо церемонен с государем и больше поучал того, чем внимал. Отправив его в отставку с поста премьер-министра, Николай сказал: "Уф!"
При этом типичный выскочка: провинциал с неправильным южным говором, ходит вразвалку, ни войти, ни встать, ни сесть как надо не умеет, на купца похож. Человек не светлый: про своего благодетеля И.А. Вышнеградского (тот везде тащил Витте за собой, и когда был предправления "Юго-Западных железных дорог", и став министром финансов) говорил, что старик из ума выжил - уж очень хотелось на его место. Савву Мамонтова разорил в одно касание. Все заслуги себе приписывал. Столыпина, как говорили, ненавидел за то, что тот занял место, исторически принадлежавшее Витте. Когда случилось покушение (погибли 29 человек и покалечена была дочь Столыпина), Сергей Юльевич сказал, что это "счастливый случай". Говорили, что крал - хотя уличен не был. И убеждения у него были какие-то невероятные: славянофил-монархист отстаивал рыночную экономику! Никому не угодил, всех обозлил.
Кроме женщин, которых любил.
"Он был выше того, чтобы вмешаться в злободневную суету пересудов". - Да-да, это тихий, скорбный голос его вдовы. В предисловии к воспоминаниям мужа она писала: "Кроме того, цензурные условия старого режима, которые для первого министра царя были строже, чем для обыкновенного гражданина, и в такой же мере желание щадить чувства многих современников совершенно исключали возможность полного и откровенного выражения мыслей графом Витте. Отсюда - решение доверить суд над своей деятельностью следующему поколению, отсюда - печатаемые ныне мемуары".
Слепота преданной женщины? Проницательность любящего сердца? Бесстыдство, позаимствованное у покойного мужа? Или, может, просто красивый "пиаровский", как бы мы сказали, ход?
Так или иначе, жена Витте сумела оказаться ему под стать, взяла на себя посредничество между мужем и грядущими поколениями.
Брак - лучший повод для развода
Он был женат дважды: удачно и очень удачно. И оба раза на разведенных женщинах. Для романа - лучше варианта не придумаешь. Для брака - особенно в те времена - самое неподходящее. Разводы тогда были еще в новинку, сурово обществом порицались. Известно, что Александр III всячески препятствовал разводам среди своих родственников и их попыткам на разведенных жениться и даже ссылал за это.
Уже первое чувство подвигло Сергея Витте на жертвы. Он кончал физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, шел первым на курсе. Чтобы получить золотую медаль, надо было написать диссертацию по астрономии. Но, как потом вспоминал Витте, "я тогда влюбился в актрису Соколову, а потому не желал больше писать диссертаций".
Ему было уже лет тридцать, когда встретил Н. А. Спиридонову (урожденная Иваненко). Дочь черниговского предводителя дворянства успела побывать замужем, родила дочь и вот жила отдельно от мужа в Одессе. Сергей Юльевич сразу же начал ее с мужем разводить. Поженились уже после того, как перебрались в Петербург - по высочайшему повелению Витте с должности управляющего дорогами акционерного общества "Юго-Западные железные дороги" перевели в министерство путей сообщения. Причем Сергей Юльевич сопротивлялся: казенная зарплата получалась много меньше, чем у работника частной компании: "Если бы я был еще один, но у меня молодая жена, а потому я не хочу переезжать в Петербург и потом нуждаться." Царь пообещал доплачивать чуть ли не из личных средств.
Семьей, однако, Витте не особо занимался. Как потом писал его сослуживец, "работал он не менее двенадцати часов в сутки. Семейные дела его мало отвлекали". Получив первую орденскую ленту, Сергей Юльевич послал супруге телеграмму. И она отвечала телеграммой. "Причем телеграмма эта меня очень удивила, - писал Витте, - потому что в ней она почти предсказала все то, что со мной после случилось до настоящего момента моей жизни".
Ситуация, однако, повернулась неожиданно - супруга скоропостижно умерла. В воспоминаниях Витте есть три версии этого печального события: что "от разрыва сердца", что от нефрита, как государь. И заключительный вердикт: "Не подлежит никакому сомнению, что смерть ее была последствием лечения нарзаном." Дался ему этот безобидный нарзан!
Утрату он пережил мужественно. Забрал падчерицу ("дочь моей первой жены" - так неизменно ее именовал), нанял ей "очень хорошую не то гувернантку, не то dame de compagnie". Собственно, только это недолгое время они и жили вместе - год или немного больше. Потом он опять женился, а она вышла замуж.
Итак, между похоронами и свадьбой - год. Видимо, роковая встреча с Матильдой Ивановной Лисаневич произошла в его начале, потому что путь к свадьбе был нелегким.
Надо было успеть развести новую избранницу с мужем - а тот совершенно не собирался расставаться с женой и дочерью. Пришлось, как сплетничали, откупаться и даже припугнуть соперника. А главное - следовало решиться. Новая избранница Сергея Юльевича оказалась еврейкой.
Нет, по тем временам Витте жидоедом не был: доктор Дубровин, "Союз русского народа", Пуришкевич и тому подобная публика вызывали у него негодование и презрение. Но сам Сергей Юльевич, повествуя о ком-то, никогда не забывал отметить: вот, мол, хоть и еврей, а очень милый человек. Или же: как все евреи, тем-то и тем-то был неприятен. Словом, реагировал Витте на этом месте. Что же до обожаемого монарха, то Александр III просто евреев не любил и не скрывал этого. И вот на взлете карьеры, едва в Петербурге зацепившись (да с его амбициями!), жениться мало что на разведенке, но на еврейке.
Он это сделал так быстро, как только смог. Более того: "заручившись поддержкой Государя". Брак тем не менее не повредил карьере. Уже через год Витте был произведен в тайные советники и министры финансов. Правда, императрица Мария Федоровна, прежде благоволившая к Витте, кланялась теперь крайне холодно. А жену, Матильду Ивановну, не принимали ни во дворце, ни в "хороших" домах.
Просьба выслать деньги. Прием
И это очень досаждало! Сергей Юльевич был чувствителен к такого рода вещам. Он, например, никогда не забывал напомнить, что его мать из рода князей Долгоруких. Родню по отцовской линии, лишь в середине XIX века получившую потомственное дворянство, как-то замалчивал. Когда после заключения мира с японцами он приехал из Америки спасителем отечества, то был удостоен графского титула. И звал Сергей Юльевич свою Матильду Ивановну не иначе как графиня. Хотя насмешники тут же окрестили Сергея Юльевича "графом Полусахалинским" - половину острова Сахалин ему таки пришлось уступить японцам.
Не допущенная в высший свет, Матильда Ивановна решила проблему с изяществом, польстив амбициям и тщеславию мужа. Она сама устраивала у себя приемы, поражая гостей их великолепием. Причем, когда Витте уже был в отставке, о сокращении безумных расходов и речи не было. И Сергей Юльевич обратился к Николаю II с просьбой дать ему в порядке, так сказать, "материальной помощи" 200 тысяч рублей. Царь дал.
Сергей Юльевич ради своей Матильды рисковал даже быть смешным. О нем всегда ходило множество сплетен, и он привык не обращать на них внимания. Но вот до него дошло, что в доме одного из великих князей сплетничали о madam Витте. Сергей Юльевич тут же едет к другому великому князю, Николаю Николаевичу: опровергать, добиваться, чтобы князь при случае изложил дело как надо.
И в работе супруга была его советчицей, помощницей. Когда Витте - лестью, почетом, взятками и посулами - добился у китайцев разрешения провести по их территории часть Транссибирской железнодорожной магистрали, он хотел, чтобы вдоль полотна шла полоса отчуждения и ее охраняли русские. Шефом этого специального корпуса был министр финансов, то есть Витте. Но злые языки звали корпус "Матильдовой гвардией". Видимо, супруга Витте не сумела должным образом скрыть свое соучастие. А может, и не хотела скрывать.
Впрочем, супружеские отношения - дело темное. Большой любитель посплетничать про чужие личные дела, Сергей Юльевич как-то заметил: "Судить со стороны, почему муж хорошо живет с женой и почему часто брак является несчастным, очень трудно, даже зная все обстоятельства дела".
Детей и в этом браке у Сергея Юльевича не случилось. Но к приемной дочери Вере он на этот раз привязался, "полюбил, как собственную дочь", а "она считает меня своим отцом, так как собственного отца почти не знала". Потом эта Вера выйдет замуж за дипломатического чиновника в Брюсселе Кирилла Нарышкина, и в один прекрасный момент Сергей Юльевич лично доставит им из Петербурга их сына, Льва, которому тогда было несколько месяцев. Со своим внуком Витте потом будет путешествовать по Франции - то есть поведет себя как нормальный любящий дедушка. Когда в годы первой русской революции террористы замыслят запугать премьер-министра Витте, они станут угрожать, что убьют в Брюсселе дочь и внука. Видно, знали, что это у Сергея Юльевича чувствительное место.
Главное же - именно Матильда была моральной опорой Витте в трудные годы. Нелады с царем, мировой кризис, который поставил под сомнение его, казалось, бесспорные заслуги перед страной, торжество врагов, постоянные угрозы террористов - все это увенчалось нервным расстройством и отставкой в 1906 году. И если бы не Матильда Ивановна, неизвестно, что сталось бы с Витте. Сам он со сдержанным восхищением пишет о ее реакции на то, что в трубы дома, где они тогда жили, кто-то опустил "адские машины" (не взорвались они лишь случайно). Матильда Ивановна эту скверную новость узнала, вернувшись из театра: "Ее успокаивать было не нужно, скорее, она своим хладнокровием успокаивала мои нервы".
"Больше изящной словесности так никогда не везло", - написал много лет спустя поэт Владимир Корнилов об Анне Григорьевне Достоевской, не просто верной подруге, но и лучшей помощнице мужа, образцово-показательной вдове. Пожалуй, то же можно было бы сказать и о любезном отечестве. Зарождавшийся капитализм "вывел" новую породу женщин - умных, деловитых, живущих интересами мужа и просекающих их выгоду моментально, на несколько ходов вперед. Обольстительных, но не жеманных.
Граф Витте, мозжечком угадывающий "веяния времени" и "ход истории", и здесь оказался впереди всех. И когда мы с тоской думаем о благоденствии России 1913 года, на самом деле мы вспоминаем о любви невыносимого человека графа Витте к его энергичной и умной жене, перед которой были закрыты двери петербургских салонов.
ТАТЬЯНА БЛАЖНОВА

Похожие публикации