Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Замполит. С прямым умыслом Контроль за командирами и политическим воспитанием осуществляли

З наете, как в старину правители портили монету? Номинал прежний, и с виду то же самое, только в консервативное злато-серебро подмешано что-нибудь «продвинутое» со свалки металлолома. Болонский процесс - примерно то же самое в образовании. Народ будет получать дипломы непонятно каких наук, с виду как настоящие, нам не жалко, хоть всю молодежь пропустим через университеты; тем временем несколько элитарных заведений продолжат подготовку специалистов действительно с высшим образованием. Будущих хозяев жизни, которым предстоит думать и решать, а не механически тыкать лапкой в клавишу. Конечно, Болонский процесс поражает в первую очередь высшее образование, но в этой сфере все взаимосвязано, так что средняя школа помаленьку подстраивается. Суррогатный аттестат - ступенька к суррогатному диплому. Вы скажете, что и раньше хватало митрофанушек, которым добрые преподаватели ради процента успеваемости натягивали оценки. Правильно. Только это не было официальной политикой и специально разработанной методикой снижения уровня образования, включая тех, кто может и хочет учиться. Особое место в этой политике занимают тесты, которыми с 90-х гг. повсеместно подменяют нормальный, привычный экзамен. Гуманитарные предметы - не исключение. Что такое тест? Формализованный вопрос, на который дается ответ тем самым нажатием клавиши: «да, да, нет, да» , потом машина выводит процент попаданий. Якобы объективную оценку. На тестах базируется ЕГЭ, Единый Экзамен, который призван был единым чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов, и только сопротивление ректоров притормозило этот кошмар. Сами подопытные сразу же отразили суть тестирования в анекдоте: «Как звали коня Александра Македонского? А - Буцефал; Б - Децибел; В - Задолбал».

Шутка. Но вот у меня на столе очередная порция методических пособий для учителей к учебникам из Федерального комплекта, издательство «Экзамен» , 2005 г. Тест по обществознанию. Зубодробительно серьезный. «За нарушение норм морали человек несет: а) юридическую ответственность; б) моральную ответственность; в) личную ответственность» . Трудно догадаться, правда? Кстати, я по ходу дела с ужасом осознаю, что школьник, у которого хоть одна лишняя извилина, заметит, что моральная ответственность - конечно же, личная, нажмет две кнопки - и ответ ему не зачтут. А если извилин еще больше, между ними закопошится сомнение: это где человек несет ответственность за нарушение норм морали? У нас?! Но переспросить-то не у кого. И часики тикают. Кто нажал меньше правильных кнопок, тот проиграл.

А вот загадки без подвоха, из сборника «Тесты по истории» , 9-й класс: «Что является лишним в ряду? Лидеры Белого движения: Колчак, Врангель, Деникин, Фрунзе… Территории, присоединенные к СССР…: Литва, Латвия, Бессарабия, Монголия». Другое пособие, тоже для 9-го класса: «Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли: 1) сотрудники ЧК, 2) военспецы, 3) военные комиссары, 4) солдатские комитеты». Отгадали? Тогда суперигра!! «Переход к индустриальному обществу называется 1. индустриализацией, 2. промышленным переворотом, 3. модернизацией, 4. монополизацией» . Конечно, вы тыкаете пальцем в цифру «1. индустриализация» . Но в пособии правильный ответ - «3. модернизация» . А знаете, что я вам по секрету открою? Что в Большом энциклопедическом словаре на букву «И» напечатано: «Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу» . Промышленный переворот по смыслу подходит тоже. В том-то и прелесть тестов, что любая попытка приподнять их над одноклеточным уровнем ведет к безнадежной путанице, а ученик, который интересуется предметом, автоматически получает по мозгам. И дело не в недостатках конкретных методичек, а в самой методике. Еще могли возникнуть какие-то сомнения по поводу тестов по математике, потребность в консультации известных математиков: надо это, не надо? Кстати, консультации получены и по поводу математики тоже. Но с гуманитарными-то науками все было ясно с самого начала. Если базовые понятия не имеют однозначных определений - какая может быть, к богу в рай, формализованная угадайка? Как можно сдавать в компьютерную обработку школьный тест со словами, например, «религиозный философ» , если профессора не в состоянии объяснить, кто это - и чем отличается от богослова? Школьнику предлагают опознать, о ком идет речь, цитирую: «Началось ограничение свободы доступа средств массовой информации к сведениям о деятельности правительственных органов» , и говорят, что имели в виду Примакова. Кто не узнал, тот опоздал. Полагаю, что господа, которые навязывают школам и вузам тестирование, не глупее своих жертв, а также рецензентов, учившихся в нормальной школе и еще способных оценить по достоинству математическую объективность в сложении-вычитании непонятно чего. Господа «реформаторы» действуют сознательно. С прямым умыслом.


Комиссары, политруки, а в более поздние времена советской власти, заместители командиров по политической части, это все широко всем известные названия должностей определенной части политического состава РККА, а затем и Советской Армии отвечавших, прежде всего за политико-моральное состояние бойцов и командиров, а с 1943 года солдат и офицеров Вооруженных Сил СССР.

У многих кто интересуется историей нашего Отечества и не только, невольно возникает вопрос, а для чего вообще была нужна данная организация, долгое время находившаяся в составе целой отдельной структуры во всех силовых ведомствах тогдашнего советского государства? В каких государствах еще кроме нашего вводился институт комиссаров? Или Россия единственная страна в мире, где имелся подобный опыт? Оказывается нет, не единственная.

Из мировой истории известно, что Россия была далеко не первой страной в мире, где в армии вводили институт комиссаров, «родиной комиссарства» была Италия, именно там, на Апеннинах аж в далеком XVI веке в армиях итальянских республик, которые формировались в основном из наёмников, придумали и ввели комиссаров, которые должны были контролировать лояльность войск и командиров нанимателям этих армий, чтобы войска не разбежались, а исполняли свои обязанности по ведению войны в полном объеме, за что им и платили.

В дальнейшем комиссары вводились и в других государствах, как правило, во время революций или гражданских войн, в частности, во Франции во время Великой Французской революции, это когда Якобинское правительство послало лучших своих представителей комиссарами в революционные войска, образовало революционный трибунал, в котором правили в основном якобинские комиссары, беспощадно расправляясь как они тогда считали с предателями, трусами и генералами, подготовлявшими поражение республиканских войск.

В западном полушарии в молодой американской армии тоже были свои комиссары, так в начале 19 века во время войны за независимость американские комиссары осуществляли контроль за лояльностью командиров воинских подразделений, воюющих на стороне американских колонистов, а также следили за политическим и моральным состоянием личного состава.

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были сразу проститься с революционным романтизмом и лозунгом типа «Все люди братья», так как молодую страну Советов враги окружили сплошным кольцом фронтов, устоит новая власть или падет в течение нескольких недель все зависело, от того сумеют создать большевики в короткие сроки боеспособную армию или нет, но как ее создавать без офицерских кадров?

Тогдашние руководители молодого советского государства приняли на то время единственное но верное решение, это призвать на военную службу бывших царских офицеров и генералов, десятки, а то и сотни тысяч которых в то время сидели по домам соблюдая нейтралитет. Известно что к концу войны в русской армии всего насчитывалось около 276 тыс. офицеров, из которых к этому времени 13 тыс. еще оставались в плену, а 21-27 тыс. по тяжести ранений не смогли вернуться в строй.(С.Волков «Трагедия русского офицерства») http://rusk.ru/vst.php?idar=321706#g01 .

Главным инициатором привлечения военспецов на службу революции считался «черный альбатрос революции» Л.Троцкий, призывали офицеров на службу в рабоче-крестьянскую армию как в добровольном порядке, так и добровольно-принудительном, не редко оставляя под залог лояльности их родных и близких. Таким образом, благодаря энергичным мерам, предпринятым советским правительством вскоре военспецы, стали составлять около 75% командного состава Красной Армии, это огромная цифра, однако далеко не все из них были надёжными советской власти людьми, многие из них затаили злобу и нередко предавали советскую власть, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев, иногда переходили вместе со своими подразделениями, а то и целыми воинскими частями. Чтобы предотвратить подобные случаи большевики приняли решение использовать военспецов в основном в качестве узких специалистов, взяв всю их деятельность под жесткий контроль специально для этого созданного института комиссаров.

В комиссары, как правило, назначали преданных советскому правительству людей, многие из них были из числа кадровых революционеров, прошедших подполье, царские тюрьмы и каторгу. Главной функцией комиссаров был надзор с их стороны за командованием, им необходимо было постоянно следить за деятельностью военспецов из числа бывших офицеров, за тем как планировались боевые действия и самое главное за моральным состоянием бывшего офицера-дворянина, чтобы тот не сбежал к белякам, да еще вместе с картой на которой были изображены все подробности предстоящей боевой операции, или хуже того обманом не увел к врагам свой батальон, а то и полк, бывало и такое.

Второй задачей комиссара была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем - управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. - в политуправление Красной армии (ПУРККА) http://www.otvoyna.ru/statya72.htm .

Начиная с 1919 г. в Красной Армии появились кроме комиссаров еще и так называемые «политические руководители» - политруки , это так стали называть комиссаров в низовых военных подразделениях в ротах и взводах. Политрук - это младший командир, заместитель командира по политической части.

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Но именно со времен Гражданской войны у части народа звание комиссар помимо героического прошлого еще ассоциировалось и с голодом, продразверстками, подавлениями мятежей и крестьянских восстаний, грозное это было звание комиссар, грозное и страшное, комиссары своим врагам пощады не давали и враги их тоже не щадили.

Вскоре после окончания гражданской, в ходе военной реформы 20-х годов произошло огромное сокращение в РККА, большая часть боевых частей была расформирована в связи с чем 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех оставшихся частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Таким образом, командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных воинских частях там где командир не являлся членом ВКП(б) по-прежнему сохранялась должность комиссара.

В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» - полковник, «дивизионный комиссар» - комдив.

Вскоре наступил грозный 1937 год, в связи с обострением в стране очередного витка классовой борьбы, в целях более полного контроля над армией 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная от полка и выше, в штабах, управлениях и учреждениях. Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.

Серьезность и важность данной должности подтверждается и выдержками из первого полноценного устава РККА УВС-37, так согласно данного устава военный комиссар полка:

Ст. 47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружении и войскового хозяйства полка.

ст.48. Военный комиссар полка обязан:
1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;

или политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

Ст.59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответ-ственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.
ст.60. Политический руководитель роты обязан:

3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;
(Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г. взамен Временного устава внутренней службы РККА 1924 года.)

Далее спустя всего три года чехарда с комиссарами продолжилась, с 12 августа 1940 г. институт военных комиссаров был в очередной раз отменен, на этот раз по настоятельной просьбе вступившего в должность Народного Комиссара обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Который с цифрами в руках доказывал, что свыше 70% политработники не имели не только военного образования, но и даже обыкновенной военной подготовки. Новый нарком справедливо заметил «Два начальника - один командир, а второй надзирающий за ним - размывали ответственность за исполнение боевой задачи - становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение?»

От урезанного института «комиссарства» оставались только заместители командиров по политической части. Таким образом, в армии снова была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом РККА и оставлена только функция воспитательной работы. Тогдашний Главный комиссар РККА Лев Мехлис был в полном расстройстве, так как его ведомство лишилось многих важных полномочий, а это для Мехлиса было не допустимо, но вскоре глава Главного политического управления РККА наверстал упущенное, наступил суровый и кровавый 1941 год.

В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА.

Главный комиссар Красной Армии Мехлис начал свою работу по укреплению дисциплины в войсках путем насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно дисциплина укреплялась путем арестов и расстрелов на месте, Мехлис чуть ли не лично вылавливал в тылах действующей армии трусов и паникёров, а тех из них кто носил звание коммуниста, комсомольца или был политработником, он требовал немедленно предавать суду военного трибунала в первую очередь. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Страшные это были времена, полные неизвестности, страха и отчаянья, так что быть политработником в войсках под началом Мехлиса в тот период войны было смертельно опасно. Это позднее, после крымского разгрома, попав в опалу к Сталину Лев Захарович наконец то успокоился на скромной должности члена ВС в одной из общевойсковых армий.

Массовый героизм на полях сражений вместе со своими бойцами проявляли и множество политработников, многие из них действительно были примером для подчиненных. Да, скрывать тут нечего, было много и негатива, и комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие, так как все они были обыкновенными советскими людьми, а не какими то сверхчеловеками. Да, не все могли как политрук Синцов показанный в книге Симонова «Живые и мертвые» бродить по немецким тылам с комиссарскими звездами на рукавах, так как немецкий приказ не брать комиссаров и политруков в плен и расстреливать их на месте, выполнялся немцами неукоснительно.

Однако подавляющее большинство политработников достойно вели себя в боях на полях сражений второй мировой. Так, например среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников. По другим источникам среди политработников, удостоенных звания Героя СССР в годы Великой Отечественной войны, членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий было 7 человек, а всех политработников, получивших звание Героя СССР, начиная от начальника политотдела дивизии (заместителя командира дивизии по политической части) и кончая заместителями политруков рот — всего 342, в том числе сержантов и рядовых, исполнявших эти должности — 41 человек. (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Осенью 1942 года институт военных комиссаров был опять был ликвидирован и на этот раз окончательно, якобы тогда генерал Конев в разговоре со Сталиным поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя тем, что этот институт сейчас не нужен. Главное, что сейчас нужно в армии, доказывал он, это единоначалие. Конев говорил: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам».

По свидетельству Главного маршала авиации Голованова слова Конева произвели впечатление на Сталина, и он стал выяснять мнения по этому вопросу. Большинство военачальников поддержало Конева, и решением Политбюро институт комиссаров в армии упразднили.

Таким образом, опыт Красной Армии и армий других стран показал, что институт комиссаров обычно вводился в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, комиссары в этом случае выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. Если в годы гражданской войны этот институт почти полностью оправдал возложенные на него задачи, то в годы Великой Отечественной от него были вынуждены отказаться, так как контролировать самих себя было просто не зачем.

На фото: Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

  1. 1. Россия в годы революции и Гражданской войны Тест-презентация. Федотова О.П. МБОУ СОШ №55 г.Тулы
  2. Внимание! Ответьте на вопросы по теме «Россия в годы революции и Гражданской войны»
  3. 3. Вопрос 1  Председатель Временного правительства в марте-июле 1917г. 1.А.Гучков 2.П.Милюков 3.А.Керенский 4.Г.Львов
  4. 4. Вопрос 2  Расположите события в хронологической последовательности 1.указ императора о роспуске Госдумы 2.объявление о закрытии Путиловского завода 3.переход на сторону демонстрантов всего Петроградского гарнизона 4.начало всеобщей политической стачки 5.захват восставшими арсенала и Петропавловской крепости.
  5. 5. Вопрос 3  Главное содержание «Приказа №1» Петроградского Совета А.амнистия Б.введение 8-часового рабочего дня В.демократизация армии Г.провозглашение России республикой.
  6. 6. Вопрос 4  Петросовет проводил политику поддержки Временного правительства, потому что А. Петросовет не обладал реальной силой, чтобы противостоять Временному правительству. Б.Теоретические установки меньшевиков, имевших большинства в Петросовете, предполагали длительный период развития страны по капиталистическому пути, в течение которого у власти целесообразно находиться буржуазнодемократическому правительству. *1.верно А. *верно А и Б. *2.верно Б. *А и б не верны.
  7. 7. Вопрос 5 Печать Временного правительства  Итогом апрельского кризиса Временного правительства стал А.рост влияния меньшевиков в правительстве Б.уход Львова из правительства В.установление двоевластия Г.включение большевиков в правительство.
  8. 8. Вопрос 6  Двоевластие существовало в стране в 1917г. в А.февралесентябре Б.марте-июле В.феврале-октябре Г.марте-августе.
  9. 9. Вопрос 7  Большевики в апреле 1917г. А.требовали немедленного свержения Временного правительства. Б.поддерживали революционное «оборонничество» эсеров и меньшевиков. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  10. 10. Вопрос 8  Апрельские тезисы В.И.Ленина содержали А.план восстания с целью свержения самодержавия Б.программу кооперирования деревни В.программу решения национального вопроса Г.план перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции
  11. 11. Вопрос 9  Назовите автора обращения. «Русские люди! Великая Родина наша умирает… Я сын казакакрестьянина, заявляю всем и каждому, что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем побед над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни»
  12. 12. Вопрос 10  О ком идет речь? Сын директора Симбирской гимназии. Известный адвокат. Депутат IV Государственной думы, лидер фракции трудовиков. Министр-председатель Временного правительства в 1917г. Прекрасный оратор и трибун. Современники отмечали в нем любовь к позе, актерство, беспринципность, политическое коварство.
  13. 13. Вопрос 11  После июльского кризиса власти Временное правительство: А.Почти полностью стало состоять из эсеров и меньшевиков. Б.Отодвинуло сроки проведения выборов в Учредительное собрание и его созыв на ноябрь 1917г. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  14. 14. Вопрос 12  Расположите события в хронологической последовательности: А.образование первого коалиционного правительства Б.отставка министров-кадетов и главы Временного правительства Г.Е.Львова В.образование Петросовета Г.мятеж генерала Л.Г.Корнилова Д.провозглашение России республикой.
  15. 15. Вопрос 13  II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: 1.начал свою работу 24 октября 1917г. 2.объявил высшим органом власти ВЦИК 3.сформировал новое правительство – СНК. 4.объявил о продолжении войны до победного конца.
  16. 16. Вопрос 14  Основные положения Декрета о земле: 1.ликвидация помещичьего землевладения 2.отмена частной собственности на землю 3.отмена общинной собственности на землю 4.всё перечисленное.
  17. 17. Вопрос 15  По итогам выборов в Учредительное собрание большинство голосов получили: А.большевики Б.меньшевики В.эсеры Г.кадеты.
  18. 18. Вопрос 16  Учредительное собрание начало свою работу А. 7 декабря 1917г. Б. 5 января 1918г. В. 7 января 1918г. Г. 10 января 1918г.
  19. 19. Вопрос 17  От имени ВЦИК на рассмотрение Учредительного собрания был внесен документ 1.Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов 2.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3.Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» 4.Декларация прав народов России.
  20. 20. Вопрос 18  Сепаратный мир – это 1.мир без аннексий и контрибуций 2.мир с большими территориальными потерями 3.мир с одной из сторон коалиции противников 4.секретное решение о прекращении боевых действий.
  21. 21. Вопрос 19  Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал 1.П.Краснов 2.М.Алексеев 3.А.Деникин 4.А.Колчак.
  22. 22. Вопрос 20  Вся полнота власти во время Гражданской войны была сосредоточена в руках 1.Реввоенсовета республики 2.Совета рабочей и крестьянской обороны 3.Совнаркома 4.ЦК РСДРП(Б).
  23. 23. Вопрос 21  Революционный военный совет в годы Гражданской войны возглавлял 1.В.Ленин 2.М.Фрунзе 3.С.Каменев 4.Л.Троцкий.
  24. 24. Вопрос 22  Какое событие произошло РАНЬШЕ других? 1.расстрел царской семьи 2.мятеж чехословацкого корпуса 3.высадка в Мурманске английского десанта 4.наступление на Петроград Н.Юденича.
  25. 25. Вопрос 23  Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли 1.сотрудники ЧК 2.военспецы 3.военные комиссары 4.солдатские комитеты.
  26. 26. Вопрос 24  Результат восстания Чехословацкого корпуса: 1.положило начало уничтожению советской власти 2.подписано соглашение о непризнании Брестского мира 3.падение Советской власти в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке 4.падение Советской власти в Мурманске и Архангельске. Офицер Чехословацкого корпуса
  27. 27. Вопрос 25  Вставьте вместо пропусков. Главным фронтом весной 1919 года стал..?.. Здесь наступала Белая армия..?.. Группой войск Красной армии командовал..?..
  28. 28. Вопрос 26 Вставьте вместо пропусков Советско-польская война была в..?.. году. Командующими фронтами Красной армии стали..?.. и..?.. По мирному договору, подписанному в городе..?.., к Польше переходили территории..?.. и..?..
  29. 29. Вопрос 27  Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил 1.Н.Махно 2.А.Антонов 3.И.Миронов 4.А.Кривошеин.
  30. 30. Вопрос 28 Вставьте вместо пропусков. 7 ноября..?.. года войска Южного фронта под командованием..?.. преодолели залив..?.. и начали штурм на..?.. перешейке полуострова..?.. Группировка под командованием..?.. была разгромлена.
  31. 31. Вопрос 29  Причины поражения Белого движения: 1.высокие моральные принципы, не позволявшие применять карательные меры 2.возвращение собственности прежним владельцам 3.приверженность идее «единой и неделимой России» 4.сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами 5.отсутствие единого лидера.
  32. 32. Вопрос 30  Установите соответствие:  А.руководители Белого движения  Б.командиры Красной армии 1.М.Тухачевский 2.Л.Корнилов 3.А.Деникин 4.А.Егоров 5.А.Колчак 6.М.Фрунзе 7.В.Блюхер 8.В.Чапаев 9.П.Врангель.
  33. 33. Вопрос 31 Плакат Д.Моора 1919 год.  Мероприятия политики «военного коммунизма»: 1.национализация всех отраслей промышленности 2.гарантированная заработная плата 3.изъятие у крестьян всех излишков хлеба 4.запрет свободной торговли 5.трудовая мобилизация.
  34. Вопрос 34 Рассмотрите плакаты белых и красных и постарайтесь сформулировать одну из причин поражения белых
  35. 37. Вопрос 35  Что было не характерно для ситуации в России к концу Гражданской войны? 1.создание на части территории России самостоятельных государств 2.разруха в промышленности и на транспорте 3.недовольство крестьян политикой военного коммунизма 4.отказ Советского государства от «диктатуры пролетариата».
  36. 38. Надеюсь на отличные Надеюсь на отличные результаты! результаты!

Должность комиссара не всегда имела вышеуказанное значение; например:

Всероссийское бюро военных комиссаров во главе с К. К. Юреневым было учреждено 8 апреля 1918 года . Приказом РВСР от 5 декабря 1918 года устанавливалось, что руководство всей политической работой фронта и тыла , равно как и распределение всех партийных сил, мобилизованных для работы в Красной Армии, принадлежит Всероссийскому бюро военных комиссаров , действующему в самом тесном контакте и по директивам ЦК РКП(б) .
18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.
15 мая Политотдел был преобразован в Политуправление РВСР, действовавшее на правах военного отдела ЦК РКП(б). Главой нового органа 31 мая 1919 года был назначен член ЦК РКП(б) И. Т. Смилга .

Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого :

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев , который - без кастовых привилегий - умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.

Комиссары в Красной Армии обладали огромными правами и привилегиями: комиссар подразделения мог и обязан был участвовать в разработке, обсуждении и принятии планов боевых действий , а его права в отношении личного состава подразделения не уступали правам командира . При подозрении в нелояльности беспартийного командира подразделения комиссар имел право принять на себя командование, отстранив командира от должности, а в случае необходимости арестовав его. С одной стороны, столь обширные полномочия были необходимы, поскольку значительную часть командных должностей в Красной Армии занимали бывшие офицеры русской императорской армии (царской армии), либо добровольно поступившие на службу, либо принуждённые к ней путём взятия в заложники близких (так называемые военспецы). Руководству государства требовались гарантии того, что эти командиры не смогут повернуть оружие против Советской власти. С другой стороны, во многих случаях это фактическое двоевластие приводило к негативным последствиям, поскольку комиссары, обычно не имевшие специального военного образования, попросту мешали командирам нормально управлять подразделениями.

Институт военных комиссаров вновь был введён (а точнее - восстановлен) 16 июля 1941 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б). Ещё раньше, 9 июля 1941 года было принято Постановление ГКО «О членах Военных советов армий». Ещё раньше, 27 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». Согласно этому постановлению, обкомы партии обязаны были отобрать и послать в действующую армию в качестве политбойцов более 18 тыс. коммунистов и лучших комсомольцев. Через три дня Политбюро обязало обкомы 26-ти областей отобрать в трёхдневный срок ещё 23 тыс. коммунистов и комсомольцев и передать их в распоряжение Наркомата обороны. Только за первые 6 месяцев войны в действующую армию было направлено 100 тыс. политбойцов. Основная их задача состояла в «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».

В большинстве армий мира воспитательную функцию выполняет институт военных капелланов . Деятельность капелланов, прежде всего, направлена на духовную помощь военнослужащим. При этом в различных странах капелланы - это клирики (священники) оказывающие помощь командиру части в воспитательной работе посредством участия в жизни военного коллектива и одновременно совершающие богослужение. Помимо духовного наставничества и обеспечения моральной поддержки военнослужащих, задачей капелланов является помощь в преодолении стрессовых ситуаций, которые постоянно возникают в армии. Они также дают необходимые консультации командирам по вопросам религии и обычаям населения тех регионов, где дислоцируются контингенты войск. Кроме того, в их функции входит организация связей с местными религиозными и благотворительными организациями .

В 2002 году в военных ВУЗах возобновлена подготовка офицеров-воспитателей по следующим военно-учётным специальностям : 360200 - «Морально-психологическое обеспечение войск (сил)», 360202 - «Информационно-воспитательная работа», 360203 - «Военно-социальная работа», с присвоением квалификации «Педагог - психолог». Срок обучения по этим специальностям - пять лет, первые выпускники пришли в войска в 2007 году. 30 мая 2007 года статс-секретарем-заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Панковым Н. А. подписан приказ № 25 «Об установлении в Вооруженных Силах Российской Федерации Дня специалиста органов воспитательной работы». Этот профессиональный праздник отмечается 11 сентября , в день утверждения в 1766 году Устава Кадетского сухопутного корпуса , которым впервые введены должности офицеров-воспитателей.

Специальные знаки различия армейских политработников в 1937-1942 годах

В дополнение к соответствующим званию общевойсковым знакам различия (без эмблемы рода войск) политработники носили на рукавах алые звезды с серпом и молотом до 1941 года.

Военно-политические академии СССР

Высшие военно-политические училища СССР

  • Высшее пограничное военно-политическое училище ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР
  • Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи имени генерала армии А. А. Епишева
  • Курганское высшее военно-политическое авиационное училище
  • Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны имени Ю.В Андропова
  • Ленинградское высшее военно-политическое училище МВД СССР имени 60-летия ВЛКСМ
  • Львовское высшее военно-политическое ордена Красной Звезды училище
  • Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище
  • Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября
  • Рижское высшее военно-политическое училище РВСН имени Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова
  • Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище , с 1982-го по 1988-й год - имени Л.И Брежнева
  • Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище
  • Таллинское высшее военно-политическое строительное училище

См. также

  • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Примечания

  1. Фарберов Е. , Комиссары «Вестник» № 6(213), 16 марта 1999.
  2. Комиссар военного госпиталя // ЭСБЕ
  3. Из журнала заседания Временного правительства № 132 об учреждении должностей военных комиссаров при главнокомандующих армиями фронта и их функциях
  4. Звезда и свастика: Большевизм и русский фашизм: Н. Бухарин, Е. Преображенский. Азбука коммунизма. - М.: «Терра», 1994. С. 59.
  5. Троцкий , Речь на 7-ом Всероссийском съезде Советов, декабрь 1919 года
  6. Веремеев Ю. Анатомия армии , Устав внутренней службы РККА, введен в действие приказом НКО СССР № 260 от 21 декабря 1937 г.
  7. Португальский Р. М. и др. Маршал С. К. Тимошенко. Жизнь и деятельность. - М.: Победа-1945 год, 1994. С. 383, 384.
  8. Берия С. Мой отец - Лаврентий Берия. - М.: «Современник», 1994. С. 195, 225.
  9. Стаднюк И. Ф. Исповедь сталиниста. Мемуары. - М.: Патриот 1993.
  10. Золотые звезды политработников , - Курган. КВВПАУ 1984.-121 с. Составитель сборника полковник Кузнецов Ю. Е. - старший преподаватель кафедры партийно-политической работы.
  11. Малогабаритный радиоприёмник «МП-64» (Синичка)

И одновременно совершающие богослужение. Нередко им приходится давать консультации по вопросам религии и обычаям населения тех регионов, где дислоцируются войска. Кроме того, в их функции входит организация связей с местными религиозными и благотворительными организациями .

Америка

Россия

Всероссийское бюро военных комиссаров во главе с К. К. Юреневым было учреждено 8 апреля 1918 года [ ] . Приказом РВСР от 5 декабря 1918 года устанавливалось, что руководство всей политической работой фронта и тыла, равно как и распределение всех партийных сил, мобилизованных для работы в Красной Армии, принадлежит Всероссийскому бюро военных комиссаров , действующему в самом тесном контакте и по директивам ЦК РКП(б) .
18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.
15 мая Политотдел был преобразован в Политуправление РВСР, действовавшее на правах военного отдела ЦК РКП(б). Главой нового органа 31 мая 1919 года был назначен член ЦК РКП(б) И. Т. Смилга .

Комиссары осуществляли надзор за деятельностью командования воинских частей и руководили пропагандистской работой. Помимо базовых, политических функций, комиссары участвовали в административном и хозяйственном управлении. К началу 1920 года в Красной Армии было более трёх тысяч комиссаров. По выражению Троцкого :

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев , который - без кастовых привилегий - умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.

«Политрук хуже врага» - агитационная листовка времён Финской войны, Финляндия, 1940.

В это время, РККА приняла участие в конфликтах у озера Хасан (29 июля - 11 августа 1938 г.) и на реке Халхин-Гол (11 мая - 31 августа 1939 г.), совершила поход в Западную Украину и Белоруссию (17-28 сентября 1939 г.), воевала против Финляндии (30 ноября 1939 г. - 12 марта 1940 г.), вошла в прибалтийские республики (15-21 июня 1940 г.) и Бессарабию (28-30 июня 1940 г.) Вместе с тем, образовательный уровень политработников оставался довольно низким. Нарком Тимошенко в заключительной речи на совещании высшего командно-начальствующего состава в декабре 1940 г. говорил: «Общая и военно-политическая подготовка многих руководящих политработников неудовлетворительная. Большая часть политсостава армии (73 проц.) не имеет военной подготовки …Большая часть (77 проц.) политсостава запаса не имеет военного образования». Институт военных комиссаров был отменён по настоятельной просьбе вступившего в должность Народного Комиссара обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. На том же совещании с высшим командно-начальствующим составом РККА нарком Тимошенко говорил: «В партийно-политической работе ещё много формализма и канцелярщины. Вместо живой, конкретной работы, в массах многие политработники занимаются чрезмерным администрированием, чрезмерным увлечением бумажным руководством, а часть политработников, не понимая существа проводимых мероприятий в Красной Армии, встала на позицию нейтральных наблюдателей и очень несмело, робко включается в дело политического воспитания бойцов и командиров. Некоторые из них Постановление об укреплении единоначалия расценили как ограничение функций и умаление своей роли. Были и такие факты, когда отдельные политработники в связи с проведением единоначалия встали даже на путь противодействия этим мероприятиям» .

Великая Отечественная война

Институт военных комиссаров вновь был введён (а точнее - восстановлен) от 16 июля 1941 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) . 9 июля было принято Постановление ГКО «О членах Военных советов армий». Ещё раньше, 27 июня, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». Согласно этому постановлению, обкомы партии обязаны были отобрать и послать в действующую армию в качестве политбойцов более 18 тыс. коммунистов и лучших комсомольцев. Через три дня Политбюро обязало обкомы 26 областей отобрать в трёхдневный срок ещё 23 тыс. коммунистов и комсомольцев и передать их в распоряжение Наркомата обороны. За первые 6 месяцев войны в действующую армию было направлено 100 тыс. политбойцов. Основная их задача состояла в «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».

Отменить институт военных комиссаров Сталина отчасти вынудил огромный дефицит командирских кадров, создавшийся после поражений и неудач начального периода войны. Например, только в окружении под Киевом летом 1941 года РККА потеряла около 60 тыс. человек командного состава. По некоторым источникам институт военных комиссаров был упразднён также и по настоянию многих военачальников. Так, например, осенью 1942 года Конев в разговоре со Сталиным поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя тем, что этот институт сейчас не нужен. Главное, что сейчас нужно в армии, доказывал он, это единоначалие. Конев говорил: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам». По воспоминаниям современников маршал Жуков «…действительно хотел убрать из армии политработников. По его мнению, они лишь разлагают Вооружённые Силы. Жуков в узком кругу называл их шпиками и не раз говорил…: „Сколько же можно их терпеть? Или мы не доверяем офицерам?“» .

Оценка деятельности

Роль политработников во время Великой Отечественной войны оценивается по-разному. В одних публикациях их показывают как исключительно деструктивную силу, упирая на их политически-надзорные функции и утверждая, что они лишь мешали командирам руководить подразделениями. В начале войны Указом Президиума Верховного Совета СССР управления (отделы) политической пропаганды во фронтах и армиях преобразовывались в политические управления (отделы). Без подписи комиссара ни один приказ не имел законной силы. Это подрывало единоначалие в армии и возрождало губительное для военного времени двоевластие. В источниках других говорится о большой роли комиссаров в сплочении военнослужащих и организации подразделений. Военные комиссары руководили политорганами, а также партийными и комсомольскими организациями войсковых частей. Они «твёрдой рукой насаждали революционный порядок и воинскую дисциплину в войсках…». В самом начале войны выбираемые ранее секретари партийных организаций были заменены парторгами , назначаемыми политорганами. Военные комиссары были подотчётны лишь вышестоящим военным комиссарам и Главному Политическому Управлению РККА. В свою очередь с 17 июля 1941 года согласно постановлению ГКО уполномоченные особых отделов в полку и дивизии одновременно подчинялись Наркомату Внутренних дел и комиссару полка и дивизии соответственно. Члены Военных советов армий и фронтов, кроме того, контролировали работу военной прокуратуры и трибунала. Комиссары также направляли и курировали деятельность заградительных отрядов.

Объективно, во время этой войны большая часть политработников имела специальное, в том числе военное, образование. Некоторые, как например батальонный комиссар Ленинградского фронта И. И. Погорелов , получив по 2 и более высших образования, в довоенное время руководили средними школами или даже целыми ГорОНО (Городскими отделами народного образования) Наркомата Просвещения СССР с присвоением почетного звания Заслуженный учитель школы РСФСР , в то время как большинство красноармейцев и командиров РККА неполитического состава не имели за спиной даже полного среднего образования. Нередко в бою политработники показывали пример бойцам, брали на себя командование в случае гибели командиров. Потери политработников были ничуть не меньше, чем прочих категорий офицеров, что полностью опровергает иногда высказываемое мнение, что «комиссары сидели по землянкам, пока остальные ходили в бой» . К примеру, в 1943 году потери убитыми и ранеными из числа политработников только фронтов, армий и соединений составили около 2 тысяч человек. Среди 11 603 Героев Советского Союза , удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников . По другим источникам среди политработников, удостоенных звания Героя СССР в годы Великой Отечественной войны, членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий было 7 человек, а всех политработников, получивших звание Героя СССР , начиная от начальника политотдела дивизии (заместителя командира дивизии по политической части) и кончая заместителями политруков рот - всего 342, в том числе сержантов и рядовых, исполнявших эти должности - 41 человек.

Немецкая пропаганда

Немецкая листовка времён Второй мировой войны.

Немецкая пропаганда использовала предубеждённое отношение к политработникам Красной армии в своих целях. Так, листовки с призывом к сдаче в плен опирались на ключевые слова «жиды » и «комиссары» (на илл. ):

Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров , оставляет побеждённую Красную Армию и переходит на сторону Германских Вооружённых Сил.

Послевоенный период

Российская Федерация

  • Замполитрука ( помполитрука ) - должности младшего военно-политического состава Красной Армии и ВМФ СССР (не следует путать с воинскими званиями !), имевшие персональные должностные знаки различия (примерно соответствовали старшинским /мичманским должностям младшего командного состава);
  • Младший политрук (лейтенант) - с 20 августа 1937 года ;
  • Политрук (старший лейтенант);
  • Старший политрук (капитан /капитан-лейтенант);
  • Батальонный комиссар (майор /капитан 3-го ранга );
  • Старший батальонный комиссар (подполковник) - с 30 июля 1940 года ;
  • Полковой комиссар (полковник /капитан 2-го ранга );
  • Бригадный комиссар (комбриг /капитан 1-го ранга );
  • Дивизионный комиссар (комдив /флагман 2-го ранга ) - генерал-майор /контр-адмирал ;
  • Корпусной комиссар (комкор /флагман 1-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал-лейтенант /вице-адмирал ;
  • Армейский комиссар 2-го ранга (командарм 2-го ранга /флагман флота 2-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал-полковник /адмирал ;
  • Армейский комиссар 1-го ранга (командарм 1-го ранга /флагман флота 1-го ранга ) - после 7 мая 1940 года примерно соответствовал званиям генерал армии /адмирал флота .

Мнение о том, что политработники во время Великой Отечественной войны не должны были носить эмблемы рода войск, несостоятельно:

Командный и политический состав на петлицах носят эмблемы своего рода войск. - из приказа НКО № 226 от 26 июля 1940 года

Похожие публикации