Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Философия платона. Интересные факты о философии платона

Работы Платона относятся к классическому периоду античной философии. Их особенность – в объединении проблем и решений, которые ранее были выработаны предшественниками. За это Платона, Демокрита и Аристотеля, называют систематиками. Платон философ также являлся идейным оппонентом Демокрита и основателем объективного .

Биография

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной («золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах . В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название – «наука о сущем». Активная мысль, которая лишена чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. восходящий;
  2. нисходящий.

Первый путь предполагает переход от одной идеи к другой до момента обнаружения высшей идеи. Коснувшись ее, человеческий разум начинает нисхождение в обратном направлении, переходя от общих идей к частным.

Диалектика затрагивает бытие и небытие, единое и многое, покой и движение, тождественное и иное. Изучение последней сферы привело Платона к выведению формулы материи и идеи.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Платон (Πλάτων)

427 – 347 г. до н.э.

Платон — замечательный человек во всех отношениях: в культурном, философском, педагогическом, эзотерическом и религиозном.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко — религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Все идеи, которые разрабатывает впоследствии Европейская философия, в том числе несут на себе отпечаток, отблеск, свет идей Платона.

О ФОРМИРОВАНИИ СУДЬБЫ ПЛАТОНА

В кругу своих современников ученик Сократа и учитель Аристотеля был известен под именем Аристокла . И только после ухода в тонкий мир шутливое прозвище Платон данное ему за широкую грудь, или по другим преданиям — за широкий лоб, приобрело большую популярность и вытеснило родное имя.

Платон родился в 427 году до н.э. 27 мая. Семья, к которой Платон принадлежал, была одной из древнейших и влиятельнейших в стране. Его отец Аристон был потомок знаменитого царя Кодра, который не задумываясь пожертвовал собой, когда узнал от оракула, что победит в войне та сторона царь которой лишится царства.

Мать Платона звали Периктионой или Потоной.

Знатность происхождения обеспечила Платону блестящее образование . Он учился много и прилежно. Способности его стали обнаруживаться рано, и во всех предметах он делал успехи. В гимнастике он так отличался, что его учитель Аристон и дал ему ставшее историческим прозвищем Платона. Выдающимися были его успехи в музыке и поэзии.

Все обстоятельства складывались таким образом, чтобы открыть Платону блестящую политическую карьеру. Платон стремился к вершинам эзотерических знаний. В этом оказало огромное влияние встреча с Сократом, когда ему было двадцать лет. Он не сразу «осел» у ног учителя и не сразу сдружился с ним. Даже познакомившись с Сократом Платон продолжал изучение существовавших тогда философских систем. Потом Платон должен был часто отлучаться из города – нести воинскую повинность. В то время был самый разгар пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины. Но известно, что к концу жизни Сократа он был с ним в наилучших отношениях и считался одним из любимейших учеников . Когда его учителя судили, Платон приготовил защитительную речь, но во время ее

произнесения был согнан с трибуны дикими криками толпы. В своих диалогах он с величайшей любовью рисует портрет своего учителя, и даже то, что он делает Сократа главным героем своих диалогов, показывает всю степень обожания его. Сократ оказал громадное влияние на Платона. В его душе и жизни молодого мыслителя произошел подлинный переворот. Прощаясь со светским образом жизни, Платон устроил для своих друзей пир, на котором объявил о своей решимости следовать примеру Сократа.

«Этот пир последний, в котором я участвую с вами. С этого часа я отказываюсь от радостей жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать учению Сократа. Знайте, что я отрекаюсь даже от поэзии, ибо я понял ее бессилие выразить истину, как я понимаю истину отныне. Я не напишу более ни одного стиха и сейчас в вашем присутствии сожгу все, что написал до сих пор». Платон оставался в Афинах до самой смерти Сократа, после чего начинаются его странствия.

Сперва он посетил остров Мечары, где подвизался философ Эвклиид — одним из благороднейших людей своего времени. Встреча эта была полезна для Платона в смысле увеличения знаний. Затем Платон направляется к знаменитому геометру Феодору, где берет уроки математики. Впоследствии, как рассказывают, Платон на воротах своей школы сделал надпись, гласившую, что доступ в школу открыт только людям, знающим геометрию. Побывал Платон и в Египте , где процветали математические науки тоже. Здесь все поражало человеческое воображение. И астрономические предсказания, и инженерные сооружения, каналы, мосты, шоссе и многие другие механические изобретения. Самыми таинственными, конечно, были жрецы. К ним то и стекались пытливые личности, жаждущие знания.

Они учились геометрии, математике, астрономии, механике, они добивались посвящения в эзотерические знания, и готовы были потратить годы, чтобы приобрести хоть крупицу сокровенных познаний. Платон пробыл в Египте целых 13 лет. Рассказывают, что далее Платон отправился в Индию, где изучал премудрости Зороастра и Будды, халдеев и браминов. Но наибольшее впечатление на него произвела цельная философия Пифагора , почерпнувшая изо всех мировых источников и взявшая все самое ценное. Эта школа подготовила человечество к восприятию учение Великого Христа.

В самой Греции влияние пифагорейцев была столь огромно, что это учение часто популярности превосходило философию самого Платона. Кратко о философии пифагорейцев можно сказать, что они учили о бесконечности Вселенной в пространстве и во времени, что ею правит единое божество, везде царствует гармония, что Земля движется вокруг своей оси, а Солнце есть центр Солнечной системы. Сама душа есть живая гармония, приводящая в движение тело – ее темницу. Она бессмертна. Человек, в сущности, есть душа, тело лишь оболочка – темница для души. Пифагорейцы жили коммунистическими общинами, царила суровая дисциплина. Только после ознакомления с учением Пифагорейцев окончательно стало складываться мировоззрение Платона. Учение пифагорейцев о числах могло подтолкнуть Платона к учению об идеях, как реальных сущностях видимых и невидимых предметов познания. Во многом другом учение Платона близко к пифагорейскому: о строении Космоса, о всеобщей гармонии, о душе и ее перевоплощениях. И сама общественная организация пифагорейцев с ее коммунистическими принципами и аристократическими тенденциями оказала влияние и на общественно-политические идеалы Платона.

Зрелым мужем вернулся Платон на родину. Он отправляется на Сицилию, где правил тиран Дионисий старший, энергичный, суровый, честолюбивый. Он объединил почти всю Сицилию, основал морскую торговлю, обложил народ поборами. Вместе с тем он был широко образованным человеком и культивировал науки и искусство, строил блестящие храмы и другие общественные здания.

Он-то и пригласил к себе Платона. Тот охотно принял приглашение, тем более, что при дворце тирана жил шурин того – Дион, восторженный поклонник Платона. Однако Дионисию пришлись не по душе непрошенные советы и замечания Платона, который требовал, чтобы тиран ограничил свою власть в интересах народа. Дионисий хотел тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран отдал философа спартанскому послу Поллиду, тот же продал его в рабство . Здесь некий Анникирит выкупил мыслителя и отпустил на свободу. Платон хотел вернуть деньги Анникириду, но тот отказался. На возвращенные деньги Платон купил прекрасный уголок на окраине Афин с садами и тенистой роще. Здесь основал философскую школу, получившую название Академия, которая называлась так в часть героя Академа .

Еще дважды Платону вновь довелось побывать на Сицилии. Он лелеял мысль осуществить свой проект совершенного политического строя. Но на месте все иллюзии рассеялись. Философ быстро убедился, что добивается невозможного. Последние 14 лет Платон прожил в тиши своей школы, занимаясь разработкой своей философии. Здесь обучали различным наукам. Главным преподавателем ее был сам Платон. В Академии Платон написал большую часть своих сочинений.

После ухода из жизни своего основателя «Академия» просуществовала еще почти 1000 лет.

Платон какое-то время был учеником Сократа, но в то время, как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон же сделался Великим Посвященным.

До нас дошло 36 произведений Платона . Начиная с 17 века, корпус текстов его подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их истинности и хронологии.

И если рассказывать каждое из них – можно углубиться в потрясающие открытия и высоты.

Манера Платона писать диалогами “есть единственная в своем роде; никогда ни прежде, ни после него ни одинфилософ не достигал ничего подобного”.

Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров,они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

В этой статье мы расскажем о главных темах, отраженных в его произведениях: о происхождении Вселенной, о Началах, половинчатых душах, о мире идей, о душе, о типах государства, о классах, населяющих их, и демонстрации идеального государства.

О СОТВОРЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ

В диалоге «Тимей», Платон рассказывает о сотворении вселенной, и в первую очередь, он рассматривает вот какой вопрос:

— Есть вечное, не имеющее возникновение бытие (или как мы называем его непроявленный Космос или Абсоют).

— Есть вечно возникающее, но никогда не сущее бытие. (Проявленный Космос, Вселенная).

— Космос, или небо, которое мы видим, имеет ли оно начало своего возникновения?

Ответ даётся – оно возникло, ведь оно зримо и ощущаемо.

А если Космос возник, то должна быть Причина (или некий первообраз будущей Вселенной, Божественная мысль, которая покоится в непроявленном Космосе).

— взирая на какой первообраз работал тот, кто устроил Вселенную?

— если Космос прекрасен, а его Демиург благ, то Он взирал на вечное. А если наоборот – то взирал на возникший образ.

Теперь рассмотрим вопрос по какой причине возникла Вселенная.

Платон говорит, что Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в непрестанном и беспорядочном движении. Он привёл их из беспорядка в порядок (т.е. материя всегда находится в движении, и даже во время Маха-Пралайи есть некое движение, которое никогда не прекращается).

Та же идея содержится в Тайной Доктрине, которая говорит нам о двух видах движения:

— Интракосмическое движение – которое вечно и беспрерывно;

— Космическое движение – видимое и то, что подлежит познаванию.

Проявленный Космос периодически возникает, а затем снова растворяется.

Тайная Доктрина также говорит нам о Великом Дыхании, которое не прекращается и пульсирует даже во время Маха-Пралайи.И это Великое Дыхание мы можем назвать причиной возникновения Вселенной.

Она состоит из 3 частей:

— из той, которая неделима и вечна (имеет отношение к Абсолюту);

— та, которая претерпевает разделение в телах (имеет отношение к Мулапракрити);

— третий вид, который Бог создал путём смешения первых двух.

И, взяв эти три начала, Бог слил их в единую идею. (Та же идея имеет сходство с Троицей Христианства или тремя Логосами Тайной Доктрины).

Когда весь состав Души был рождён, творец устроил внутри души всё телесное и соединил одно к другому в центральных точках.

Платон говорит, что видимым ничто не может быть без участия огня, и осязаемым без чего-то твёрдого, т.е. земли. Однако эти два начала не могут быть хорошо сопряжены между собой без некой объединяющей их связи.

И между огнём и землёй Творец поместил воду и воздух, а после этого установил между ними более точные соотношения.

На этих основаниях и из таких составных частей, числом 4 родилось тело Космоса, упорядоченное благодаря пропорции.

Все мы слышали о таком понятии, как «». Платон писал о них в своём трактате Тимей , где сопоставил каждую из четырёх стихий определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух - октаэдру, вода - икосаэдру, а огонь - тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца» (возможно здесь Платон дал намёк на существование эфира).

Наш Космос есть живое существо . Но, Платон говорит, что мы не должны умалять Космос, говоря о неком частном существе. Речь идёт о Едином существе, которое объединяет в себе множества других.

Итак, как только появился Космос, возник вопрос, что же такое время?

Время представляет собой вечный образ движущийся от числа к числу, который является неким движущимся подобием вечности.

Не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо.

Проще говоря, время возникает с момента возникновения Вселенной. А такие понятия, как «было» и «будет» относится лишь к моменту начала и завершения Вселенной. Но если рассуждать более правильно, то времени подобает быть только «есть.

Но первообразом для времени послужила вечная природа. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем, как отображение (его) возможно, есть и будет в продолжение целокупного времени.

Чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и ещё 5 других светил, именуемых планетами, дабы определить и блюсти числа времени.

Он поместил их числом 7 на 7 кругов. Они стали вращаться, одни по малым кругам, другие – по большим.

Но, в отличие от современной гелиоцентрической модели вращения планет, Платон говорит, что вращение планет имеет спиралеобразный изгиб, по причине противоположности 2-х главных движений.

Иными словами, одно из движений представляет собою круговое движение или центробежное, а другое центростремительное, которое пересекает первое и подчиняет себе. В результате взаимодействия двух сил получается спиралеобразное движение планет.

Но, кроме того, хотелось бы рассказать об одном эксперименте, который был проведён в космосе на борту МКС.

В специальной вакуумной камере была создана плазма, которая была свободна от действия земной гравитации, и, постепенно в эту камеру вводили пылевые частицы.

И, попадая в камеру, эти частицы закручивались в спираль.

В диалоге Тимей, Платон также даёт намёк на то, что в Космосе существуют не только известные и видимые нам планеты, но и ещё множество других, движения которых можно вычислять. Но это уже наука будущего.

Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.

Это попытка в области человеческого разума объяснить «тонкую реальность», или мир «горний». Такие понятия как БОГ, человек, эволюция, Вселенная. Эти категории помогали рассматривать внутреннего человека.

О МИРЕ ИДЕЙ И ДУШЕ

До Платона мысль о том, что видимый мир не совпадает с настоящей реальностью уже высказывали некоторые философы, например, Анаксимен, Гераклит. Но развил эту мысль именно Платон.

Согласно Платону, мир представляет собой становление перехододного состояния в другое.

Но при этом должносуществовать нечто неизменное, то, что лежит в основе этого становления. Реально и сначала существуют понятия или идеи вещей. И существуют они не в нашем уме, а вне нас, в высшем, недоступном для наших органов чувств мире, а все вещи, которые нас окружают – это всего лишь порождения этих «идей» и являются их отражениями или тенями. Мир «идей» вечен и неизменен, мир вещей изменчив и непостоянен . Эта мысль – главная в учении Платона.

Итак, «идеи» существуют самостоятельно, отдельно от вещей и независимо от наших мыслей.

Свойства вещей в действительности являются свойствами «идей». «Идея» есть бытие, живое воплощение всех родовых, видовых и индивидуальных признаков вещей.

По отношению к вещам «идея» играет такую же роль, как концепция художника или ремесленника по отношению к его произведению или изделию. Но концепция художника существует в его уме, а «идеи» существуют в реальности.

В представлении Платона Вселенная распадается на два мира: один – высший, невидимый мир идей, реальный, неизменный, вечный, и другой – низший, воспринимаемый нами, бренный, изменчивый мир вещей. Первый мир порождает второй.

Внешний мир вещей мы познаем с помощью наших органов чувств, разум же служит для познания сверхчувственного мира идей.

В произведениях Платона мы находим разные значения понятия «идея»:

1) причина, или источник бытия;

2) образец,взирая на который демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее; и наконец,

4) значение,с мысл, который вкладывают в это слово и современные люди – это замысел, руководящий принцип, мысль.

Наиболее полная характеристика «идеи» была развитаПлатоном при исследовании сущности прекрасного в его диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».Он определяет прекрасное как нечто безотносительно прекрасное, доброе, как нечто безотносительно доброе и так далее. В диалоге «Федон» он заявляет: «Я начинаю с положения, что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее».

В своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших «идей». Но наивысшая «идея», по Платону, есть «идея блага». В диалоге «Государство» читаем: «Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности. Оно – «непредполагаемое» «начало всяческих благ».

Учение Платона об идее блага, как о высшей идее чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение становитсяучением о целесообразности: поскольку над всем главенствует, возвышается идея блага, то это значит,что господствующий в мире порядок является целесообразным – ведь все направляется к благой цели. Все временное и относительное имеет целью нечто объективное и постоянное. И это нечто, являясь целью, одновременно является благом («Филеб»). И это есть сущность всех вещей, их образец («Политик», «Теэтет»). Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя в нашем физическом мире это невозможно.

Для всех живых существ высшей целью, предметом устремлений является счастье. Но счастье, как разъясняется в ряде диалогов,состоитименно в обладании благом. Поэтому, всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.

Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.

Так как критерием всякого относительного блага является благо безусловное, то и наивысшим из всех философских учений является учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны («Государство»).

Человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она связывает его сневидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда , пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами «идеи» и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-либо тело, забывает о своем знании. Однако, в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождаясь, уже все знает, но только потенциально. Поэтому, познание, по Платону,- это припоминание души . Позже это воззрение получило название «Теория врожденных идей».

Как человек одухотворяется душой, также точно и вся Вселенная имеет свою душу. Наше тело – часть мирового тела, душа наша – часть мировой души. Все приводится в движение только душой.

Платон разделял идеи о перевоплощениях души . Душа человеческая вынуждена воплощаться на Земле до тех пор, пока не отрастит себе небесные крылья. Лишь тогда она сможет вернуться на свою небесную родину.

Согласно учению Платона, душа, обреченная на блуждание во тьме, то есть в оболочке телесного, в сфере чувственных иллюзий, в определенный момент вырывается из темницы и устремляется в совершенно иные измерения и пространства. Как же описывает Платон странствия души до ее заключения в темницу тела. В трактате «Федр» душа представлена в образах двух крылатых лошадей, запряженных в одну упряжку. Одна белая, стремится к славе, величию, добру, символизирует наши благородные устремления, жажду красоты и совершенства. Другая лошадь темная, уродливая, у нее короткая шея, налитые кровью глаза, спутанная грива. Она склонна к буйству и с трудом повинуется узде. Это наши низменные инстинкты, порождающие зло и несправедливость.

Есть у этой символической пары и возница, который олицетворяет лучшее в человеке – разум, управляющий двумя крылатыми существами.

Следуя за божественными устремлениями, мы можем вознестись к небесным сферам, к Абсолюту, где царствуют вечные идеи, красота, справедливость. Однако, большинство человеческих душ лишь на короткий миг способно заметить подлинную мудрость. Подтяжестью земных материальных сил они постоянно теряют крылья и падают вниз. Но если вспомнить о том, где, в каких высотах находилась ранее душа, то можно снова подняться на вершину собственного величия.(100 знаменитых мудрецов).

Отсюда следует значение добродетели, ибо благо души состоит в приближении к Божеству и возвращению на небеса.

Страсти или стремления к чувственным наслаждениям Платон считал противонравственными, мешающими в достижении гармонии. Платон не отрицал обычную любовь, но выше физиологической любви ставил духовное слияние, совместное стремление двух натур к достижению философского знания, т. е. знания идей: для такого союза высшей целью является истина, а восторги его заключаются в сознании этого общего стремления к божественной цели. Таким образом, платоническая любовь не отрицает физической, но вместе с тем она вырастает на духовной красоте, а не на телесной , и ищет не плотского, а духовного, не бренного, а бессмертного.

О ПОЛОВИНЧАТЫХ ДУШАХ

В своём произведении «Пир» Платон рассказывает нам о том, что когда-то природа человека была не такой, как теперь, а совсем другой. И с тех пор она претерпела некоторые изменения.

Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как сейчас, — мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя – «Андрогин».

Итак, каждый из нас половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину .

Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время.

Причина этому то, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.

Платон говорит, что если кто хочет избрать верный путь в сближении половинок, то вот каким путём нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от прекрасных тел к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное.

В понятие правильного сочетания входят следующие элементы: сочетаться должны половинчатые души, тысячелетиями объединявшиеся на земном плане великим сердечным и духовным чувством. Эти души должны принадлежать одной стихии , потому, что каждая стихия имеет своего Владыку, иначе говоря, они должны иметь Единый Фокус своего устремления. Вооружённые единой идеей, направленные к Единому Фокусу притяжения, такие половинчатые души будут обладать полной возможностью направлять страсть на высшее творчество и таким образом овладевать ею совместными усилиями. Развивая между собой чувство высокой, самоотверженной любви, они обретут контакт с Фокусом самоотверженности и приобщатся к Неиссякаемому Источнику высокой творческой энергии, и как творческая батарея они утвердят сотрудничество с Высшим.

Елена Ивановна Рерих пишет, что объединение сознаний и сердец не совершается за одну жизнь и даже в течение нескольких жизней, именно, нужны тысячелетия, чтобы накопить энергии, сплетающие эти неразрывные узы.

В книге «Мир Огненный» говорится, что Платон с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил её красиво.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О СОВЕРШЕННЫХ И НЕСОВЕРШЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА

Наилучшее государство, по Платону, должно:

  1. Обладать силой и средствами его защиты;
  2. Осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
  3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Государственное устройство зависит от нравов людей, от их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства Платон усматривает прямое соответствие. Он выделяет следующие типы государства:

  1. Аристократия.
  2. Тимократия.
  3. Олигархия.
  4. Демократия.
  5. Тирания.

При аристократии государством правят мудрецы – философы. Если их несколько – это собственно аристократия, если правитель один – это монархия. Этот тип государства был наиболее близок Платону, он считал его идеальным.

Идеальному типу государства Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства. Главным двигателем поведения людей при этом являются материальные заботы и стимулы. Это тимократия, олигархия, демократия и тирания. Платон даёт им характеристику и показывает переход одного типа в другой путём деградации. Ближе всего к приемлемой форме государства он ставит тимократию – власть нескольких личностей, основанную на военной силе, то есть на добродетели средней части души. Это правление сходное с аристократической Спартой V-IVвеков до н.э. При этом типе государства правят хотя и не мудрейшие, но всё-таки одно из высших сословий – стражи государства. При таком правлении военные качества преобладают над другими. Однако, со временем развивается честолюбие, а стремление к власти рождает стремление к богатству. Накопление имущества в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних при одновременном обнищании других. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела. Бедные исключаются из участия в политической жизни, лишаются политических прав, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, т.е власть богатых.

Олигархия – это государство расточителей, богачи подобны трутням в пчелином улье. Со временем они превращаются в духовных бедняков. В конце концов, такой человек становится совершенно бесполезным членом общества. При этом проявляются низменные стремления человека, такие как алчность. Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству. Олигархия держится на запугивании и применении военной силы. У неимущих зреет ненависть к алчным богачам, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия – это власть и правление большинства. При демократии все граждане делятся на три класса, которые находятся между собой во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучителя мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом.

Второй класс – богачи, представители ложной умеренности. Это трутни без жала.

Третий класс – бедняки, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым. Платон уподобляет их рабочим пчёлам.

Из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: наглость будет называться просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает, что ему всё дозволено, в государстве воцаряется беспорядок. Сдерживаемые прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство властвуют в обществе. В правление возводятся люди, которые льстят толпе. Исчезает уважение к власти и закону. Дети ровняют себя с родителями, ученики с наставниками, рабы с господами. Самый избыток свободы подрывает её основы, ибо одна крайность вызывает другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою и богатством, знатностью или способностями. Отсюда следуют новые беспрерывные раздоры. Богатые составляют заговоры, чтобы защитить своё достояние, а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу, забирает в свои руки власть; он окружает себя наёмными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания.

Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений Платона — «Тимея» и «Крития». Этому непреложному правилу следуют как сторонники существования древнейшей легендарной страны в Атлантике, так и их противники. Тема идеального государственного устройства была близка философу. Согласно одной из версий, Атлантида была выдумана им для иллюстрации своих взглядов. Защитники Атлантиды, напротив, считают, что Платон искал подтверждения своим теориям в реальных фактах, весть о которых могла дойти до египетских жрецов.

Сначала поговорим о том, по какому случаю Платон обратился к легенде об Атлантиде. Эта задача не отличается сложностью, поскольку “Критий” не стоит особняком, а завершает триаду диалогов, связанных между собой общностью участников и близостью времени, к которому они отнесены.

Первый и самый знаменитый из них, “Государство”, является, вероятно, и первым в истории научно-политологическим исследованием. В нем Сократ анализирует пороки существующих государственных систем и конструирует некое идеальное государство (как известно, Платон в диалогах никогда не выступает от собственного имени, а вкладывает свои мысли в уста беседующих).

Следующий диалог, “Тимей”, посвящен устройству мира, который по законам гармонии творит демиург. Как явствует из реплик участников, этот диалог происходит на другой день после беседы о государстве. В “Тимее” кроме Сократа участвуют философ пифагорейского толка Тимей, полководец Гермократ и афинский философ и политик, ученик Сократа Критий.

В начале “Тимея” помещено что-то вроде предисловия к “Критию”. Там Сократ напоминает собеседникам вчерашний разговор об идеальном государстве.

Наконец, в последнем диалоге Критий выполняет свое обещание и начинает перед теми же собеседниками рассказ об Атлантиде. Итак, эта легенда всплывает в связи с образом идеального государства, причем для ее подтверждения.

Описывая прекрасную утонувшую страну, Платон рассчитывал поразить воображение современников, и это ему удалось. Древняя цивилизация, не имеющая себе равных по развитию и богатству, описана настолько достоверно, что невольно завораживает читателя, и на этом фоне меркнут высказывания о политике и военном конфликте, заявленном в качестве основной темы сочинения.

Здесь Платон упоминает гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Холм, где жила Клейто, заботливый бог укрепил “по окружности, отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами… проведенными на равном расстоянии от центра, словно бы циркулем”. Потомки Посейдона не жалея сил продолжили его начинание: “Пользуясь… дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну… Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем… все более его украшали, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (100 метров) шириной… а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань”. Кольцевых каналов было три: внутренний имел ширину один стадий (200 метров), следующий - две, а наружный - три (600 метров); он и служил главной гаванью. Город был окружен грандиозной круглой стеной, отстоявшей от наружного канала на 10 километров. “Она смыкалась, - пишет Платон, - около канала, входившего в море. Пространство возле нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук”.

Богатства столицы были непомерны. Например, каменные стены вокруг каналов атланты облицевали “медью, нанося металл в расплавленном виде”, литьем из олова и таинственным “орихалком”, “испускавшим огнистое блистание”. В огромном храме Посейдона стояло золотое изваяние бога на колеснице, правящего шестеркой крылатых коней, а вокруг него также золотые скульптуры ста Нереид на дельфинах. В этой пышности убранства и архитектуры храма, по словам Платона, даже “было нечто варварское”.

Дальше, вслед за уже приведенным описанием Атлантиды, Критий рассказывает и о ее государственном устройстве. Он говорит, что этот остров был разделен на десять областей, в каждой из которых правил свой царь, причем: “Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большею частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает”. То есть во внутренних делах они были совершенно автономны. Зато их отношения между собой строго регламентировались и “ни один из них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь вознамерился свергнуть в одном из государств царский род…”

Необходимо отметить, что на острове строго соблюдалось всеобщее равенство перед законом даже царей и строжайший запрет всякого междуусобия.

Правителем острова–государства, рожденного Посейдоном, стал Атлант, первенец Посейдона и Клейто . Платон подробно описывает в «Критии» это знаменательное событие: «Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных – архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной. Старшему и царю он дал то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант».

Атлант проявил себя великодушным правителем и вместе с братьями создал на Атлантиде цивилизацию благоденствия. Островная нация ни в чем не испытывала недостатка и обрела такие богатства, каких не было ни до нее, ни после.

Согласно Платону, от Атланта произошел многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал трон старшему из сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду.

В те далекие времена цари правили под благословением богов. Вот как пишет Платон в «Критии» о мудрости и порядочности потомков Атланта:

«В продолжении многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпимостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства».

Но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне и их царствованию пришел конец.

В описанной Платоном Атлантиде раннего периода и периода расцвета мы видим идеальное государство – монархию — по мнению Платона, наилучший тип, в котором правит царь–мудрец, опирающийся на божественные законы.

Таким образом, основные положения, на которых построена «Тайная Доктрина», фактически включены в классическую философию Платона. Эзотерическая философия содержит в себе «ключ» к истории философии. Она позволяет глубже раскрыть исторически развившуюся философию, выявить скрытое в ней и недостаточно осознанное пока знание о мире, смысле жизни и эволюции человека, а Мыслетворчество Платона, Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих осуществлялось в едином проблемном поле, придающем ему единство и преемственность. Они являются как бы вечными духовными спутниками и собеседниками, их мировоззренческие позиции с исключительной систематичностью и доказательностью предложили решение мировых проблем, которые космические события ставили перед ними и их современниками.

«Мы будем называть Христа Великим Путником, также назовем Платона Летящим Светом, назовем Кришну
Совершенным Певцом».

(Из Писем Е.И.Рерих )

«Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был: Творите героев» (Агни Йога, 290).

Платон был выдающейся личностью – одним из могучих сынов античного времени.

О взглядах и учении Сократа мы знаем именно из сочинений Платона, так как сам Сократ не оставил никаких сочинений. Многие мысли Сократа и его изречения Платон добросовестно записал для потомков. И сам он внес большой вклад в развитие философии.

Свой талант Платон использовал в полной мере: до сих пор его в обязательном порядке изучают будущие историки, философы и политические деятели.

Платон основал в Афинах философскую школу – Академию, которая существовала ещё около 900 лет после его смерти, пока не была закрыта византийским императором Юстинианом. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей.

Из биографии Платона:

Настоящее имя Платона - Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Молодой человек был атлетически сложен и весьма широкоплеч.

Будущий философ родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Так как предки его отца были царского рода, а предки по материнской линии занимались законотворчеством. Ничего удивительного, что в таком семействе появился новый светоч ума.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду.

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон сочинял стихи и готовил себя к занятиям политикой. Однажды он нёс в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча эта произошла, когда самому Платону было около 20 лет. Это случилось около 408 г. до н. э. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеников Сократа, впоследствии став и его другом.

Сократ и Платон

Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончились достаточно грустно: Сократа приговорили к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие.

Как известно, Сократ был осуждён афинским судом и приговорён к смерти. Платон вместе с другими учениками пытался повлиять на решение суда и спасти Сократа, когда же из этого ничего не вышло, он уехал из Афин и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте и, возможно, в Индии.

Там Платон продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека. Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы.

Платон и Аристотель

Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал собственную философскую А школу – Академию. Название пошло не от академических знаний, которые получали учащиеся, а от наименования садов Академа, которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа.

Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии - вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам - арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии. Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума перед переходом к более серьезной науке – философии. Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона).

Платон прожил долгую и довольно счастливую жизнь. Скончался он в возрасте более 80 лет на свадебном пиру, куда был приглашен в качестве гостя.

Умер он в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. По преданию, на его могиле была выбита надпись: «Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона, Тот исцеляет тела, этот целитель души».

Основные учения Платона:

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом.

Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ.

Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известные работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи

В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды (в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями.

В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.

*Платон о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

*Платон о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души- основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души- основа мужества. Третья часть - чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

*Учение Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам. Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

*«Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи - это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

*Платон о государстве

Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Интересные факты из жизни Платона:

*Одним из увлечений философа Платона был спорт. Он два раза выигрывал соревнования по панкратеону в Олимпийских играх (это тогда был род борьбы).

*Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации. Рассказав в своих сочинениях об этом легендарном острове, затонувшем в результате катастрофы, Платон загадал загадку, над которой человечество бьётся до сих пор.

*Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

*Знавшие Платона близко современники отмечали его скромность и застенчивость.

*Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою «половинку».

*Платон одним из первых сказал о том, что всякий человек должен реализовывать в жизни отпущенные ему таланты.

*«Звонок на урок» - это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

* Платон оставил потомству много рассуждений об устройстве мира, о правильной организации общества.

* Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица посвященная Аполлону. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни.

*Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.

Платон был одним из самых выдающихся . Сколько сотен лет прошло, а имя этого ученого известно всем: от мала до велика. В биографии Платона много достижений. Деятельность ученого стала отправной точкой в западной политической философии. Он родился в 427 году до нашей эры в Афинах. Семья его была богатой.

Еще в раннем возрасте ему удалось познакомиться лично с выдающимся умом того времени – Сократом. В 399 году до нашей эры, Сократа обвинили в развращении афинской молодежи, в итоге он был казнен. Казнь старшего товарища, вызвала в Платоне навечно отвращение к демократии. Вскоре после гибели Сократа, Платон отправился в десятилетнее путешествие. По возвращению в Афины, он организовал в городе школу. Академия, основанная Платоном, просуществовала почти 900 лет. Здесь ученый преподавал и занимался наукой, писал книги.

В его активе 36 книг, большинство из них посвящены политическим и этическим вопросам. Есть и книги по теологии и метафизике. Самая знаменитая книга Платона – «Республика», в ней ученый описывает свое видение концепции идеального общества. Он предполагает, что самая лучшая форма правительства – аристократия. Под этим термином ученый понимает не иерархичность в обществе, а набор человеческих качеств. Т.е. аристократ, это не тот, кто принадлежит к высшему сословию, а тот кто отвечает необходимым моральным принципам. Эти лица выбираются не в процессе голосования, а по средствам дополнительных выборов. Так же ученый выступал за равенство полов. Это было главное новаторство для того времени.

Еще долго Платон будет единственным, кто высказывался в подобном ключе. Что еще говорил ученый об идеальном государстве? Он, считал, что должно быть доступное всеобщее образование. Дети должны быть крепкими, здоровыми, физически развитыми, так же им следует изучать некоторые науки. Дети на разных стадиях обучения должны сдавать экзамены. Те, кто сделал это успешно, продолжали обучение. Те, кто сдать их не мог – должны идти зарабатывать себе на жизнь физическим трудом. По мнению Платона, правители не должны быть богатыми. Аристократии следует разрешить иметь в собственности минимум имущества, и запретить иметь собственную землю и собственные дома. Тогда в аристократию не будут стремиться проходимцы, которые рвутся к власти в поисках личной выгоды. Такие люди не готовы работать во благо общества. Что интересно работы Платона не нашли полного отражения на практике. В не было государств, которые бы были устроены согласно «Республике». Не смотря на это, между мыслями ученого и положениями Католической церкви в средневековой Европе есть много общего. Церковь в то время состояла из самосохраняющейся элиты. Влияние идей Платона на развитие мировой истории широкое и повсеместное, но при этом слабое и косвенное, в этом весь парадокс масштаба .

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом . Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

Похожие публикации