Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Учёные выяснили, когда рождаются гении. Ученые выяснили: гении рождаются по вторникам, средам и субботам Когда рождаются гении

Учёные из Москвы провели исследования и пришли к выводу, что для того, чтобы стать гением, нужно родиться в определённый день недели.

После того как вы узнаете, когда рождаются гении, вы точно поинтересуетесь у своих родных, в какой из семи дней недели вы появились на свет, чтобы выяснить, есть ли у вас задатки гениальности, которые можно раскрыть и поразить всех своими талантами.

Для того чтобы провести данное исследование, московские исследователи проанализировали большой пласт статистических данных. Учёные изучили информацию о днях рождения 750 человек, которых можно назвать гениями. Среди тех, кто попал под исследования, были великие художники прошлого, писатели, подарившие миру свои бессмертные произведения, учёные, которые прославились открытиями, буквально перевернувшими мир, и так далее. Удивительно, но дни недели, в которые родились большинство выдающихся людей или гениев, совпадают, что наводит на размышления.

Что, если поверья многих древних народов о значимости дней недели, определённым образом влияющих на жизнь людей, правда? К примеру, в славянской традиции пятница всегда почиталась, как день богини , а четверг, как день бога грома и молнии . Что подразумевали под этими эпитетами дней недели древние славяне и представители других народов мира? Напрашивается вывод, что день недели могли посвящать определённому божеству не только по причине почитания данного божества в тот или иной день, но и по той причине, что каждый день недели имеет особенный характер, особенный настрой, энергию, силу и оказывает определённое воздействие на людей, хотя возможно и такое, что это явления одного порядка…

Исследователи, сопоставив все данные, получили неожиданный результат. Практически все из гениев поделили между собой три дня недели — вторник, среду и субботу . Именно эти дни, по мнению учёных, и являются днями, которые дарят миру новых гениев. Больше того, также было выяснено, что наибольшую гениальность для новорождённых предлагает вечер вторника и утренние часы среды (то есть со вторника на среду) и утро субботы. Также было отмечено, что значительная часть гениев почему-то появились на свет именно в феврале.

Никаких объяснений учёные не приводят, так как такое совпадение пока относится к области необъяснимого. Единственное что предположили учёные, это солнечная активность, которая подчиняется определённым временным циклам и каждый день недели оказывает на людей определённое воздействие. Каким-то образом солнце воздействует на новорождённых именно во вторник, среду и субботу, что делает сознание таких младенцев отличимым от работы мозга младенцев, родившихся в другие дни. В результате, такие люди мыслят не так как окружающие, что позволяет им находить нестандартные и креативные решения.

Древние были уверены, что рождаемость одаренных людей колеблется во времени в зависимости от периодов и циклов изменения солнечной активности. Сегодня учёные не часто готовы рассуждать на эти темы, боясь показаться несовременными. Но есть исследователи, которые пытаются разобраться в закономерностях гениальности.
В принципе, можно согласиться с тем, что умственные задатки человека могут зависеть от состояния природной среды в то время, когда активно формируются нейронные микросети коры головного мозга. Однако состояние природной среды неодинаково, как во времени, так и в пространстве. Неужели частота рождения одаренных людей и в самом деле может зависеть от географической широты и даты рождения?

Чтобы ответить на этот вопрос, ведущий инженер филиала ЦАГИ Евгений Виноградов проанализировал данные о месте и времени рождения множества выдающихся деятелей. Гипотеза о зависимости подтвердилась. И всё же: чтобы стать гением недостаточно родиться в правильном месте и правильное время. Одаренность - сложный феномен, отмечают учёные, она зависит от бесконечного числа факторов, и мы сейчас находимся лишь на пороге их понимания.

Приступая к исследованию, Евгений Виноградов из различных источников собрал сведения о времени и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны, известные на 1 января 2006 года. Таким образом, удалось выявить небольшую, но представительную группу одаренных людей. Затем были проанализированы данные еще 329 выдающихся деятелей, указанные в биографических справочниках (математики, механики, физики, астрономы, химики, биологи, композиторы) и биографии 1201 человека, которые были приведены в Большой Советской Энциклопедии.

Собранные данные позволили сравнить доли одарённых людей, родившихся в среднем за большой промежуток времени в высоких и в низких широтах Земли. В высоких широтах таланты рождались явно чаще. Так, в 40 раз больше нобелевских лауреатов родились на широте 60 градусов, чем на широте 20-30 градусов. Совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии оказалась в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании и Италии вместе взятых. Такая же закономерность прослеживалась и для других групп знаменитостей.

Полученные данные автор исследования объясняет тем, что от экватора к полюсам Земли происходят изменения элементов природной среды: возрастает интенсивность и амплитуды вариаций интенсивности космических лучей, увеличивается содержание кислорода в воздухе и амплитуды вариаций содержания кислорода в воздухе, возрастают амплитуды вариаций давления воздуха. В связи с этим автор формулирует гипотезу «младенческого просветления»: чем выше уровень радиационного фона и содержание кислорода в воздухе при образовании в мозгу ребенка нейронных микросетей (они возникают на самых последних этапах внутриутробного развития), тем больше микросетей образуется, и тем выше умственные способности человека.

Естественный радиационный фон характеризуется средним уровнем и колебаниями разной высоты и длительности. Причинами резких колебаний могут быть, например, широкие атмосферные ливни частиц или вспышки на солнце. Массовое включение и переключение генетических программ, в том числе отвечающих за построение нейронных микросетей коры головного мозга, происходит в течение примерно суток до момента рождения ребенка. И если в это ключевое время, когда радиочувствительность генома возрастает, радиационный фон оказывается повышен, программы построения нейронных микросетей реализуются в сильном варианте и умственные задатки ребенка улучшаются. Если же в ключевые моменты фон понижен или резко понижается, программы построения нейронных микросетей реализуются в слабом варианте и умственные задатки ребенка ухудшаются. При среднем фоне рождается нормальный "середняк", каких большинство.

Учёный полагает, что потенциальный гений рождается, когда сильный радиационный импульс приходится на первый вздох младенца или близок к нему. Вероятность этого события мала, ну так и гении рождаются нечасто.

Также с середины ХХ века в радиобиологии известен кислородный эффект, суть которого в том, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с насыщением организма кислородом. Если кислорода достаточно, то и обычная фоновая радиация может стать стимулирующей. Например, было замечено, что дети женщин, получавших во время беременности кислород, особенно на последних днях, опережают по темпам и уровню умственного развития детей женщин, кислорода не получавших. Здесь налицо кислородная стимуляция задатков, отмечает исследователь.

Однако кислородный эффект может проявиться и в естественных условиях, например, при смене циклона антициклоном, особенно зимой. Давление воздуха растет, а влажность падает, следовательно, содержание кислорода в воздухе и организме ребенка повышается, и улучшаются его умственные задатки. При смене антициклона циклоном все идет наоборот, и умственные задатки ребенка ухудшаются.
Рождение умных детей у получивших кислород женщин автор научной работы считает одним из подтверждений своей гипотезы младенческого просветления. Но есть и другие. Количество кислорода в воздухе растет не только от низких широт к высоким, не только при смене циклона антициклоном, но и от лета к зиме. Следовательно, зимой одаренных людей должно рождаться больше, чем летом. И действительно, статистика это подтверждает.

Распределив по месяцам даты рождения 19043 знаменитостей, биографии которых приведены в Большой Советской Энциклопедии и некоторых справочниках, учёный обнаружил, что больше всего талантов появляется на свет в феврале, а меньше всего - в июне и августе. Причем в холодную половину года (ноябрь-апрель) талантов родилось в 1,14 раза больше, чем в теплую половину. Среди особо одарённых и знаменитых людей (таковых было отобрано 1570) тенденция была та же, но размах оказался ещё больше. Что интересно, закономерность действует и в южном полушарии Земли: здесь больше всего талантов рождается в июле, и меньше всего в феврале и декабре.

По материалам демографической статистики исследователь построил кривую общей рождаемости для населения Европы и России, оказалось, что простые смертные рождаются в течение года значительно более равномерно, нежели таланты и уж тем более гении.

Автор указывает несколько причин сезонных всплесков рождения талантов: годичные изменения солнечной активности, положения Земли относительно плоскости солнечного экватора, содержания кислорода в воздухе. Все эти причины действуют благодаря изменению уровня радиационного фона и чувствительности к нему организма человека.

Кроме того, исследователь обратил внимание на то, что многие выдающиеся люди родились недалеко от вулканов и горных хребтов. Как оказалось, чаще всего нобелевские лауреаты рождаются в окрестностях гор высотой 700-1400 м, и реже всего - в окрестностях гор высотой 2600-3100 м, причем отличие было выявлено немалое. Предположительно, это может быть связано с тем, что поскольку на разных высотах в атмосфере образуются разные вторичные частицы, они по-разному отклоняются магнитными полями разной протяженности, то есть горами разной высоты.

В заключение автор отмечает, что изучение влияния физической среды на умственные задатки человека имеет большое научное и практическое значение. "Зная факторы и закономерности изменения рождаемости одаренных людей, можно приурочивать рождение детей к улучшающим задатки условиям среды и тем повысить долю одаренных людей в обществе и его благосостояние", - считает Е.С.Виноградов. Создание же искусственной улучшающей задатки среды позволит существенно повысить интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал человечества, качественно улучшить жизнь людей.

Результаты исследования мы попросили прокомментировать кандидата психологических наук, доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова С. М. Чурбанову. "В настоящее время предпринимаются попытки собрать воедино все факторы, которые способствуют реализации человеческого потенциала. Данное исследование рассматривает такие переменные, которые психологи обычно игнорируют, принимают как данность и не пытаются осмыслить. Однако одаренность - сложный феномен, необходимо учитывать и массу других факторов, - отмечает С. М. Чурбанова. - Например, существуют исследования, где анализируется постепенное социальное влияние семейного окружения на будущих лауреатов Нобелевской премии. Исследователи изучили пять поколений предков лауреатов Нобелевских премий - кем были их родители, прародители. Оказалось, что сначала это были простые крестьяне, потом зажиточные крестьяне, учителя, священники; затем - профессора университетов, и уже их дети получили Нобелевскую премию. Важно отметить, что речь не идёт о факторе наследственности (были исследования и на эту тему), а именно о факторе социального влияния. Родители, которые пытаются осуществлять когнитивное стимулирование ребенка, занимаются различными программами обучения, получат положительный эффект. Так что одарённость - не простой феномен. Нужно учитывать бесконечное число факторов, и мы сейчас находимся на пороге их упорядочивания. Подобные исследования, рассматривающие проблему с новой стороны, вносят свой вклад в это дело". Об этом сообщает агентство "Информнаука".

Феномен электронных голосов

Официально феномен электронного голоса был открыт шведским искусствоведом и кинорежиссёром Фридрихом Юргенсоном летом 1959 года. Как и всё великое, это явление было открыто случайно. Наслаждаясь уединением на природе, записав пару кассет с птичьими голосами, Юргенсон

Ученые поймали телепередачу с того света

Откровенная, казалось бы, мистика. Но в Пензенской государственной технологической академии за нее взялись серьезно. И создали научную лабораторию, в которой к призракам, привидениям, духам и прочей чертовщине относятся как к реально существующим явлениям. Только называют иначе -

"Привет с того света" в радиоэфире: самообман или реальность?

Фильмы ужасов, как известно, киножанр более чем востребованный. Не так давно любители пощекотать себе нервы, смогли успешно это сделать, посмотрев американо-канадо-британской ужасник под названием "Белый шум". В очередной раз зритель столкнулись со страхом, рожденным иррациональным нечто в

Оружие Армагедона - плазменная микроволновка для планеты

11 сентября на пленарном заседании Государственной Думы рассматривался проект постановления "О потенциальной опасности для человечества продолжения США широкомасштабных экспериментов по целенаправленному и мощному воздействию на околоземную среду

«Наш маленький гений», - часто с гордостью говорят родители, поглаживая по головке свое сокровище. И говорят они это совсем не от избытка родительских чувств, а вполне обосновано! Как может быть иначе?! Ведь прапрабабка этого чуда - признанная поэтесса, дед - почетный член Академии наук. Да с таким наборов генов ребенок просто не может быть серостью, только гением!

Ах, если бы все действительно было так просто! Тогда гениев выращивали бы, как цыплят в инкубаторе. Представьте себе: целая армия гениев, которые как только подрастут за несколько месяцев или максимум год поднимут экономику страны, создадут вакцину против болезни или вообще сделают людей бессмертными, решат проблему мирового голода, и изобретут формулу вечной молодости, а дальше - по списку.

Пару десятков лет назад один американский генетик, по имени - Роберт Грэхем, стал создателем банка спермы нобелевских лауреатов. Посредством искусственного оплодотворения за 20 лет на свет родилось 200 детей. Увы и ах! Исследования показали: мозг предполагаемых вундеркиндов и их способности совершенно ничем не отличались от показателей ровесников. Только один ребенок показал «ожидаемые» результаты - Дорон Блейк, его IQ равнялся 180. В 2 года мальчик уверенно пользовался компьютером, в 5 лет - читал «Гамлета». Однако парадокс заключается в том, что никаких достижений за свою жизнь этот уникум не совершил. А после 25 лет вообще стал наркоманом. Вследствие всего выше описанного идея создания невероятной «Фабрики гениев» потерпела неудачу.

Колода карт

Ученые до сих пор спорят на тему «Был ли мальчик?». Увы, но основная часть ученых уверена: ген гениальности ничто иное как миф, ведь его существование не доказано. А вот «склонность наследовать отдельные признаки» доказана (в данном случае мы говорим о способности творить). Такой вывод ученые сделали, изучив родословные карты выдающихся деятелей (Гете, Моцарта, Чайковского, Пушкина, Дюма и многих других). Следует отметить что Френсис Гальтон, один из основоположников генетики, исследовав генеалогию больше 400 выдающихся деятелей в истории человечества, выяснил вот что: большинство из гениальных людей находятся друг с другом в некоторой степени родства. Самого Гальтона его современники тоже считали гением (с этим даже не станут спорить нынешние его коллеги). Так вот, Френсис Гальтон близкий родственник Чарльза Дарвина и дальний - Ярослава Мудрого.

Но даже если предки вашего мужа поголовно были выдающимися личностями (а может, у вас самой в роду гениев пруд пруди), это еще не дает вам 100% гарнтии в том, что ваш ребенок продолжит династию умников. Все дело, как говаривал Коровьев из всем известного «Мастера и Маргариты», во в чем – в «причудливо тасуемой колоде карт». Так, чтобы сочинять музыкальные шедевры, следует унаследовать минимум четыре пары «композиторских» генов. Если хотите родить поэта, то при его зачатии должны объединиться десять пар рецессивных (неактивных у родителей) генов. Если верить ученым то Александр Сергеевич Пушкин являлся обладателем 20 пар таких генов!

В действительности же «гены гениальности» (точнее - склонность к постижению знаний и повышенной способности обучения) скрываются в каждом из нас. Даже у самых глупых родителей может родиться гениальный отпрыск. И наоборот - у высокоинтеллектуальных родителей иногда рождается совершенно бестолковый ребенок (в народе говорят, что «на детях гениев природа отдохнула»). Творческий дар проявляется только на стыке двух генетических линий. Первая линия обязательно должна содержать зачатки одаренности и незначительные патологические отклонения. Вторая линия должна быть аналогичной первой. Носители подобной наследственности объединяют в маленьком человечке две генетические программы, видоизменяя их позитивные, и негативные факторы. Некое конкретное сочетание генов и способствует рождению того самого «1% вдохновения». Увы, но вероятность данной комбинации ничтожно мала. Другими словами, «запрограммировать» рождение ребенка-гения нереально. К тому же кроме «нужной» наследственности и конкретного сочетания генов (а этим «распоряжается» только матушка-природа), взятых от родителей, потребуется уйма дополнительных факторов. К ним относятся: идеальное течение беременности, идеальные условия для развития таланта, и многое другое. А самое главное - ребенок должен унаследовать еще и «ген» трудолюбия. Как утверждают ученые: гениальных людей рождается очень много, лишь немногие реализуются в жизни. Только благодаря трудолюбию посредственные личности часто достигают больших высот, нежели «поцелованные Богом».

Условия

Допустим, в клетках вашего ребенка все соединилось так, что он унаследовал гениальность предков, но это не значит, что из него вырастет великий ученый, поэт, композитор или кто-то еще. Как говорил Томас Эдисон: «Гений - это на 99% труд до изнеможения и только на 1% игра воображения». Далеко не последнюю роль также играют среда, воспитание, и хорошие учителя. Если лебедя будут воспитывать курицы, то он вряд ли поплывет, хотя способности к плаванию имеет.

Здоровье и доступность образования, возможность пробовать и применять разносторонние наклонности - основополагающие вещи в реализации гена гениальности - все должно быть сбалансировано. Есть некие методики, которые позволяют очень точно сказать о возможности успешности ребенка в той или иной сфере деятельности, а также в каком направлении лучше работать с крохой, чтобы добиться максимально положительного результата. Среди таких исследований есть исследования по ритму сердца, которые проводят сначала до занятия танцами, пением, музыкой и т. д., а потом сразу же после них. Если у ребенка наблюдается полное нарушение приспособительных механизмов, наступает резкое утомление, значит, он занимается не своим делом. Такие тесты дают возможность защитить ребенка от необдуманных желаний родителей «заставить» свое чадо заниматься нелюбимым делом.

Поэтому, если вы пришли к выводу, что ваш ребенок - вундеркинд, вам придется попотеть. И дело здесь не только в создании вышеперечисленных условий, которые помогут реализовать гениальность. Согласитесь, имея деньги можно нанять хороших преподавателей, обеспечить идеальное сбалансированное питание и прочее, это легко. Но при всем этом мама и папа будущего Лермонтова или Эйнштейна должны постоянно контактировать со своим чудо-ребенком. И не просто контактировать, а всесторонне и ежедневно развивать качества, которые необходимые, по мнению ученых, чтобы реализовать сверхспособности: волю, любознательность, способность удивляться (видеть проблему там, где другие не замечают), память, оригинальность мышления, способность к оценке и трудолюбие. А различные методики могут подсказать хорошие учителя.

Болезненный дар

Родителям следует знать еще об одном важном моменте, который их вряд ли обрадует. Вследствие своей гениальности ребенок нуждается в постоянном контроле здоровья, так как очень часто гениальность проявляется в людях в качестве «компенсации» за некие нарушения в функционировании мозга, или психические и физические недуги. Так, больные аутизмом рисуют потрясающие картины, больные синдромом Туретта (расстройством центральной нервной системы) - совершают некоторые действия почти со скоростью света, а шизофреники пишут глубокие психологические романы и т. п. Есть болезни, которые объединяются в группу «маниакально-депрессивные психозы». Эти болезни характеризуются периодическим повышением активности до максимально критической отметки (гипоманиакальности). В подобном состоянии человека как будто накрывает ураганом творческой активности, хотя до этого он находился в депрессивной меланхолии. Джонатан Свифт, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Шуман, Ван Гог, Зигмунд Фрейд, Уинстон Черчилль - это далеко не полный список знаменитых и значительных личностей, которые были подвержены циклотимии (резким перепадам настроения, апатия и тоска резко меняются радужным настроением, сопровождаемым творческим подъемом). Многие из знаменитых гениев страдали еще и алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Следует обратить внимание еще и на телесные недуги. Даже древние врачи заметили конкретную связь между одаренностью и такой болезнью, как подагра. В XIX веке английским ученым Гарродом был сделан вывод, что в крови больного подагрой все время содержится мочевая кислота в виде урата натрия. Английским исследователем Э. Орваном в статье под названием «Происхождение человека», которая была опубликована в журнале «Nature» от 1955 года, было отмечено, что структура мочевой кислоты очень похожа на структуру кофеина и теобромина - веществ, которые способны стимулировать умственную активность. У тех, кто болен подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты намного увеличено, что является «движущим фактором» проявления необыкновенной работоспособности и даже гениальности. Подагрой болел каждый второй гениальный и знаменитый человек: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Иоанн Грозный, Петр I, Борис Годунов, адмирал Нельсон, Оливер Кромвель, Микеланджело, Данте Алигьери, Мопассан, Бетховен, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие другие.

Еще одной часто сопутствующей гениям болезнью является синдромом Марфана. Это заболевание проявляется в непропорциональном гигантизме (обычно, у таких людей чрезмерно длинные руки и ноги относительно короткого туловища), худобе, смещенном хрусталике глаза, деформированной грудной клетке. Компенсацией этим людям становится повышенное содержание адреналина в крови. Именно адреналин делает их невероятными трудоголиками. Среди жертв синдрома Марфана были: Авраам Линкольн, Шарль де Голль, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский…

Как можно определить, не болен ли ребенок муковисцидозом, а также как его предотвратить?

Муковисцидоз является генетическим заболеванием, передающимся по наследству. Почти каждый двадцатый житель планеты является носителем патологической мутации в гене муковисцидоза. Такой человек также является носителем заболевания, хотя сам не болеет. Ребенок может болеть муковисцидозом, если его родители оба имеют такой ген. Таким парам можно воспользоваться процедурой ЭКО, которая позволяет отбирать лишь здоровые эмбрионы, блокируя наследование заболеваний. Вылечить муковисцидоз во время беременности, и после рождения ребенка нельзя. Но с 2006 года муковисцидоз включили в программу неонатального скрининг, всех новорожденных в обязательном порядке проверяют на наличие врожденных и наследственных заболеваний. Это позволяет выявить муковисцидоза на ранних стадиях начать его лечение.

В заключение хочется добавить следующее: при всех «минусах» гениальность является величайшим даром природы. И именно гениям человечество обязано всеми величайшими достижениями и открытиями, как в области искусства, так и в области науки. Однако не надо пытаться сделать из ребенка гения насильно. Самое главное - ваш отпрыск должен быть здоровым и не отставать в развитии от своих сверстников. Мечтаете о будущих высотах ребенка? Используйте принципы развивающего обучения. Это поможет малышу прекрасно реализоваться в будущем.

Вы можете или написать свой.

"Наш маленький гений", — гордо говорят родители, гладя по головке свое чадо. И сказано это вовсе не от избытка чувств, а вполне обосновано! А как же иначе?! Ведь его прапрабабка — признанная поэтесса, а дедушка ни много ни мало — почетный член Академии наук. С такими генами ребенок просто не может не быть гением!

Ох, если бы было все так просто! Тогда гениев можно было бы выращивать, как цыплят в инкубаторе. Представляете: целая армия гениев, которые враз (как только подрастут) поднимут экономику нашей страны на высочайший уровень, создадут вакцину против всех болезней, решат проблему мирового голода, выведут формулу вечной молодости, ну и далее — по списку.

Несколько десятков лет назад американский генетик Роберт Грэхем создал банк спермы нобелевских лауреатов. С помощью искусственного оплодотворения за период в 20 лет на свет появились 200 детей. Увы! Исследования показали: мозг потенциальных вундеркиндов и их способности ничем не отличались от данных их ровесников. Лишь один показал "нужные" результаты — Дорон Блейк, IQ которого равнялся 180. В 2 года малыш уверенно пользовался компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но вот парадокс! — никаких достижений этот уникум за свою жизнь не совершил. А в 25 лет вообще стал наркоманом. Идея создания "Фабрики гениев" потерпела фиаско.

Колода карт

Ученые до сих пор ведут жаркие споры на тему "А был ли мальчик?". Увы, большая часть из них уверена: ген гениальности — это миф, его существование не доказано. Зато доказана "склонность к наследованию отдельных признаков" (в нашем случае — способности творить). К такому выводу ученые пришли, изучив родословные карты выдающихся людей (Гете, Чайковского, Моцарта, Пушкина, Дюма и других). Кстати, Френсис Гальтон, один из основателей генетики, исследовав генеалогию более 400 выдающихся людей в истории человечества, выяснил — большинство из них находятся друг с другом в той или иной степени родства. Самого Гальтона современники тоже называли гением (впрочем, с этим не станут спорить и нынешние его коллеги). Так вот, Гальтон является близким родственником Чарльза Дарвина и дальним — Ярослава Мудрого.

Но даже если вы вышли замуж за человека, предки которого поголовно были выдающимися личностями (или у вас самой в роду таких уникумов хоть пруд пруди), это не гарантирует, что ваш ребенок достойно продолжит "традицию". Все дело, как говорил Коровьев из "Мастера и Маргариты", в "причудливо тасуемой колоде карт". Например, чтобы сочинять музыкальные шедевры, нужно унаследовать минимум 4 пары "композиторских" генов. Хотите, чтобы ваше сокровище стало великим поэтом? Тогда при его зачатии должны "соединиться" 10 пар рецессивных (то есть неактивных у родителей) генов. Кстати, ученые утверждают, что "наше все" — Александр Сергеевич Пушкин — обладал 20 парами таких генов!

На самом деле "гены гениальности" (то есть склонность к постижению знаний и высокой способности обучения) в скрытом виде есть в каждом из нас. И у самых глупых родителей вполне может появиться на свет гениальный отпрыск. Или наоборот — у высокоинтеллектуальных мам-пап вдруг рождается совершенно бестолковое дите (народ обычно комментирует такие случаи как "в семье не без урода" или "на детях гениев природа отдыхает"). Творческий дар проявляется лишь на стыке двух генетических линий. Одна из них обязательно должна содержать в себе как зачатки одаренности, так и незначительные патологические отклонения (об этом читайте ниже). Второй необходимо быть аналогичной первой. Носители такой наследственности объединяют в ребенке две генетические программы, видоизменяя как позитивные, так и негативные факторы. Определенное сочетание генов и способствует появлению на свет того самого "одного процента вдохновения". Увы, вероятность такой комбинации ничтожно мала. Иными словами, "запрограммировать" ребенка-гения вам не удастся. К тому же помимо "нужной" наследственности и необходимого сочетания генов (чем "распоряжается" лишь матушка-природа), взятых от родителей, требуется куча дополнительных факторов. Это и идеальное течение беременности, и идеальные условия для развития талантов, и многое другое. Ну и самое главное — человек должен еще унаследовать и "ген" трудолюбия. Ученые утверждают: гениальных людей рождается намного больше, чем потом реализуется в жизни. И именно благодаря трудолюбию посредственности достигают больших высот, чем "поцелованные Богом".

Создать условия

Итак, даже если в клетках вашего чада все так соединилось, что он унаследовал гениальность своих предков, не факт, что из него получится великий ученый, поэт, финансист или кто-то еще. Как говаривал Томас Эдисон: "Гений — это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения". Также далеко не последнюю роль играют среда, воспитание, а самое главное — хорошие учителя. Лебедь, воспитанный курицами, вряд ли поплывет, хотя и имеет все способности к плаванию.

Нелишним будет привести мнение научного сотрудника Института современного детства, врача-психофизиолога Алексея Новикова: "Предположим, что ген гениальности существует. Но на пути к „реализации“ этого гена стоит множество „посредников“, биохимических и социальных. Здоровье и доступность образования, возможности пробы и применения разносторонних наклонностей — основополагающие вещи для реализации гена гениальности — должны быть сбалансированы. Есть определенные методики, позволяющие достаточно точно сказать, будет ли ребенок успешен в той сфере деятельности, куда его решили „определить“ родители. Например, исследования по ритму сердца. Их проводят сначала до занятия — пением, танцами, музыкой и т. д. — и сразу после. Если у ребенка будет полное нарушение приспособительных механизмов, наступит резкое утомление, значит, занимается он не своим делом. Такие тесты позволяют защитить ребенка от необдуманного желания родителей „заставить“ заниматься нелюбимым делом".

В общем, если уж вы пришли к выводу, что ваше чадо — вундеркинд, придется попотеть. И дело тут не только в создании всех вышеперечисленных условий для реализации гениальности. Согласитесь, при наличии денег нанять хороших преподавателей, обеспечить сбалансированное питание и т. д. не так уж и сложно. Но при всем этом родители будущего Лермонтова или Эйнштейна должны находиться в постоянном контакте со своими чудо-детьми. И не просто в контакте, а всесторонне и ежедневно развивая качества, необходимые, по мнению ученых, для реализации сверхспособностей: любознательность, волю, способность удивляться (умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память, способность к оценке и — опять же — трудолюбие. А методики вам подскажут все те же хорошие учителя.

Болезненный дар

Есть еще один момент, который вряд ли обрадует родителей, мнящих своих отпрысков гениями. И из-за которого специалисты настоятельно рекомендуют следить за здоровьем потенциальных "сверхлюдей". Не всегда, но довольно часто гениальность проявляется в человеке как бы в качестве "компенсации" за определенные нарушения в функционировании мозга, психические или физические недуги. Например, больные аутизмом могут рисовать потрясающие картины, страдающие синдромом Туретта (расстройство центральной нервной системы) — совершать некоторые действия чуть ли не со скоростью света, шизофреники — писать глубокие психологические романы и т. д. Существуют болезни, которые обобщаются в группу под названием "маниакально-депрессивные психозы". Они характеризуются периодическими повышениями активности до критической отметки (гипоманиакальность). В таком состоянии человека подхватывает прямо-таки тайфун творческой активности, хотя перед этим он пребывал в депрессивной меланхолии. Александр Пушкин, Джонатан Свифт, Николай Гоголь, композитор Шуман, художник Ван Гог, психиатр Зигмунд Фрейд, политик Уинстон Черчилль — далеко не полный список знаменитостей, подверженных циклотимии (резким перепадам настроения, когда апатия и тоска сменяется радужным настроением и творческим подъемом). Многие из них страдали также алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Обратим внимание и на телесные недуги. Еще древние врачи заметили связь между одаренностью и... подагрой. В XIXвеке английский ученый Гаррод сделал вывод — в крови больного подагрой постоянно содержится мочевая кислота в форме урата натрия. Английский исследователь Э. Орван в статье "Происхождение человека", опубликованной в журнале "Nature" в 1955 г., обратил внимание, что структура мочевой кислоты чрезвычайно схожа со структурой кофеина и теобромина — веществ, способных стимулировать умственную активность. У больных подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты увеличено многократно, что и является "движущим фактором" в проявлении необыкновенной работоспособности и гениальности. Знаете, сколько среди известных личностей больных подагрой? Да буквально каждый второй! Александр Македонский, Юлий Цезарь, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Петр I, Оливер Кромвель, адмирал Нельсон, Микеланджело, Данте Алигьери, Бетховен, Мопассан, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие-многие другие.

Еще одна нередко сопутствующая гениям болезнь — синдромом Марфана. Она проявляется в непропорциональном гигантизме (как правило, у таких людей очень длинные руки и ноги и относительно короткое туловище), худобе, деформированной грудной клетке и смещенном хрусталике глаза. Зато в качестве "компенсации" природа одаривает этих страдальцев повышенным содержанием адреналина в крови. Именно это и делает их фантастическими трудоголиками. Жертвами синдрома Марфана были, например, Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль, Корней Чуковский...

Как определить, болен ли ребенок муковисцидозом и как его предотвратить?

Наталия Каширская, д.м.н., врач-педиатр высшей категории, главный научный сотрудник Научно-клинического отдела МГНЦ РАМН:

Муковисцидоз — генетическое заболевание, передающееся только по наследству. Примерно каждый двадцатый житель планеты носит патологическую мутацию в особом гене — гене муковисцидоза. Такой человек является носителем заболевания, но сам им не болеет. Ребенок может заболеть муковисцидозом, если оба его родителя имеют такой ген. Этим парам можно предложить процедуру ЭКО, которая позволяет отбирать только здоровые эмбрионы и "блокировать" наследование заболевания. Вылечить муковисцидоз ни во время беременности, ни после рождения ребенка пока нельзя. Но в с 2006 года муковисцидоз включен в программу неонатального скрининга — обязательного обследования всех новорожденных на выявление врожденных и наследственных заболеваний. Именно это позволяет обеспечить раннее выявление муковисцидоза и его своевременное лечение.

Кто ты будешь такой?

Заболевание под названием синдром Морриса встречается редко, но именно оно присуще многим проявившим себя в той или иной области женщинам. Синдром Морриса — результат дефекта гена (следовательно, это не передается по наследству), кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами Xи Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Но поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками. И на них действуют только женские гормоны. В итоге плод начинает развиваться по женскому типу. На свет появляется псевдогермафродит. Этот человек обладает мужским половым набором хромосом, но выглядит как прекрасно сложенная, красивая девочка. У нее есть семенники, но находятся они в брюшной полости. Матка и яичники у таких женщин отсутствуют, другими словами — эти дамы бесплодны, хотя и ведут более-менее нормальную половую жизнь. Тренерам хорошо известен этот синдром, ведь такие девушки обладают недюжинной силой, активностью и выносливостью. Понятно, что они попадают в высшие сборные команды атлеток! Правда, на сегодняшний момент почти всех спортсменок подвергают экспертизе на наличие Y-хромосомы. И имеющих ее барышень дисквалифицируют.

Так кто из знаменитых женщин являлся на самом деле "мужчиной"? В первую очередь, Жанна д’Арк. Документально зафиксировано, что у нее не было менструаций. Она обладала несколько мужеподобной фигурой, силой, бесстрашием, выносливостью, недюжинным умом и даром полководца. Ученые доказали, что синдром Морриса "носили в себе" Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван (писательница Жорж Санд), немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, теософ Елена Блаватская.

В заключение стоит сказать следующее: при всех кажущихся "минусах" гениальность — это величайший дар природы. И именно гениям мы обязаны всеми величайшими достижениями как в области искусства, так и науки. Но не стоит пытаться сделать из ребенка вундеркинда насильно. Самое главное — чтобы ваш малыш был здоровым и не отставал в развитии от своих сверстников. Хотите, чтобы ваш наследник в будущем достиг каких-то высот? Обратитесь к принципам развивающего обучения. Это поможет вашему ребенку прекрасно реализоваться во взрослой жизни.

В 70-х годах XX века создавали банк семени Нобелевских лауреатов.

Когда человеку некому задать вопрос «Почему?», говорил французский учёный П. Грабарь, он вынужден задать его себе самому, и в этот момент он становится учёным. Но не все учёные, а лишь самые совершенные из них, являются Творцами, Гениями, способными к переосмыслению научных концепций прошлого и настоящего, к революционной переоценке стереотипов и созданию принципиально новых теорий, гипотез и методов.

Водолеи рулят!

Проблемой гениев давно интересовался отечественный учёный В. Эфроимсон, который полагал, что их интеллектуальная отдача связана со специфичным режимом функционирования мозга. В частности, нервные центры гениев загружены не на сотую долю возможностей (что свойственно обычному человеку), а на 70% и более. Именно поэтому Эфроимсон рассматривал гениальность не как божий дар, а как естественный природный феномен, активизированный целенаправленным самосовершенствованием человека. Учёный считал талантливость закономерным проявлением характеристик предшествующих поколений, то есть генетически заложенным качеством. С Эфроимсоном солидаризуются специалисты по кармической астрологии, которые утверждают: гениальность не может быть случайным явлением, прожитые до появления на свет гения жизни его предшественников и их мудрость, воплощённая в интуицию, обусловливают сущность синтез-кармы их потомка.

А вот современная научная астрология также утверждает, что вероятность рождения гениальных личностей возрастает в эру Водолея, что гении и творцы преобладают в зодиакальном знаке Водолея.

Гены так сошлись?

У этой точки зрения есть и противники, утверждающие, что сверхталантливые люди – это результат случая, случайного сочетания набора генов. Для подтверждения подобных гипотез нередко приводился пример М. Ломоносова – гения без соответствующей родословной. Однако недавно опубликованные факты свидетельствуют, что академик Ломоносов, похоже, был внебрачным сыном Петра I. Для проверки этой идеи в 70-х годах нашего века была предпринята попытка создания банка семени лауреатов Нобелевской премии, результаты которой, правда, могут быть проверены лишь через десятилетия.

В соответствии со своими воззрениями Эфроимсон выявил пять специфичных «стигм» гениальности, характеризующих анатомо-физиологические, биохимические и другие параметры человека: увеличение лобных долей мозга, повышение в крови содержания мочевой кислоты, усиленный выброс в кровь адреналина, повышение содержания в организме половых гормонов андрогенов, наличие своеобразных поведенческих реакций с резким чередованием фаз настроения. Характерно, что большинство «стигм» присуще мужчинам, хотя выявлен и синдром гениальности женщин.

Всё равно – редкость!

Феномен гениальности, как человеческая разновидность, большая редкость. Профессор Эфроимсон подсчитал, что весь период человеческой цивилизации подарил миру не более 400 гениев. Он также вычислил, что из 100 тысяч человек рождается гениальным лишь один, а из рождённых с зачатками гения, творцами способно стать лишь астрономически малое число людей.

Несмотря на то что к восьми годам ребёнок может активизировать до 90% свойственных ему возможностей и задатков, а к десяти годам он способен раскрыть и свои дарования, плохое воспитание и скверное обучение могут подавить динамику феноменальности, поэтому человек, рождённый гениальным, далеко не всегда может состояться как творец.

Гениальность может проявляться и в более позднем возрасте вследствие самостоятельного, личностного самоусовершенствования.

Разверните способности!

Н. Пэрн в книге «Ритм, жизнь и творчество» (1923) утверждал, что большинство людей функционируют во взаимосвязи с особыми узловыми точками, приходящимися на определённые годы их жизни. Периоды между этими точками характеризуются тремя главными признаками: 1) прояснением и усилением душевной жизненной активности; 2) качественными изменениями по сравнению с другими периодами и точками; 3) особой внутренней чувствительностью организма к внешним и внутренним факторам. Так, если первый цикл жизни (до 45-50 лет) пульсирует в ритме двух желёз внутренней секреции – щитовидной и половой, то после угасания их силы организму даётся возможность проявить и активизировать другие, заторможенные и неразвернувшиеся возможности. И человек вступает в новый цикл – фазу созерцания и мудрости. В это время в нём начинает проявляться то, что раньше было подавленным или скрытым, или же он приобретает дар видения и понимания непостигаемого ранее. Таким образом, второй период жизни оказывается для человека этапом духовного становления.

Мнение Пэрна подтверждает Н. Моисеева (1990), которая на примере деятельности крупнейших учёных показала, что в 25-30 лет открытия делаются преимущественно в области точных наук. В естественных же дисциплинах, требующих накопления большого массива наблюдений и фактов, открытия формируются к 40-50 годам, в редких случаях – к 60-70 годам. Поэтому возрастной ценз для гения – не препятствие для его творческой активности. Просто в первом цикле жизни человека, в периоде его наибольшей жизненной мощи ему приходится часть сил тратить на личностное и ситуационное становление, что угнетает проявление его творческой активности. В преклонные годы эти силы высвобождаются, и возвышенно-духовно-интеллектуальный второй цикл может быть озарён яркими и ёмкими эмоциями.

«Саван-эффект» и… родственники

Гениальность – не только редкостное, но и настолько сложное состояние, что не всякий мозг может совместить этот дар природы с нормальным функционированием. У некоторых людей талантливость в узкой области угнетает функции мозга в других направлениях деятельности, порождая так называемый «саван-эффект». Д. Трефферт (1993) отмечает, что у савантов в мозгу есть островки необычайно высокой активности клеток, которые, на мой взгляд, энергетически обедняют другие участки мозга, вызывая специфично-однобокое развитие личности.

Савантов иногда называют умственными атлетами, развивающими одни способности за счёт других, но элементы савантизма присущи всем гениям, что в обиходе называют чудаковатостью, то есть снижением памяти и функциональности в тех областях, которые не необходимы творцу.

К примеру, гениальный человек может не знать имён и фамилий своих родственников, знакомых, не запоминать названия и расположения улиц, путать правую и левую руки, быть беспомощным в житейских делах и т. д. Но в критических, стрессовых ситуациях они способны мгновенно преображаться и молниеносно извлекать из банка памяти знания, своевременно не востребованные, неординарные или синтезные, выводя человечество на новый и более совершенный виток эволюции. Вот почему, по моему глубокому убеждению, стресс – это не только патогенезирующая система, но и фактор, совершенствующий организм!

Во время эмоционального стресса мозг человека способен работать как бы по двум программам, прямо пропорционально зависящим от его интеллекта. При умеренном интеллекте действует цепь «интуиция – теория – эксперимент», при высоком интеллекте цепь – «фундаментальные знания – научная логика – интуиция – теория – эксперимент». Человек с мощным интеллектом никогда не станет полагаться на интуицию, не проанализировав ее на уровне логики и фундаментально-синтезных знаний. Чем больше сопредельных знаний относительно той или иной проблемы известно человеку, тем ближе он к типу творца и тем вероятнее активизация сверхнормативных возможностей, генетически заложенных в его банке памяти.

Специалисты по-разному расценивают состояние гениальности. Одни считают, что гениальность – это высшее проявление здоровья, свойственное, однако, лишь человеку совершенной биологической организации. Другие связывают гениальность с психическими или нервными расстройствами. Есть и компромиссная точка зрения, согласно которой гениальность может лишь сопровождаться временными психосиндромами, не укладывающимися в рамки классической психопатологии.

Как бы ни расценивалась гениальность, человек должен иметь свободу творческого самовыражения, несмотря на некоторые отклонения в его поведении. В сложной экологической и психологической ситуации нашего времени человечество не имеет права игнорировать гениальность – эту движущую силу развития научного знания.

Людмила Серебрянникова

Похожие публикации