Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Русские обычаи при строительстве дома. Русские народные традиции в строительстве. Прорубание окон и дверей


Спорный участок

Участок земли, о праве владения которым шёл спор, считался неблагоприятным местом для возведения дома. Этот обычай имеет вполне рациональное объяснение, хотя бы по той причине, что исход тяжбы неизвестен, а потому все затраты могут оказаться напрасными. С другой стороны, спорный участок является границей, межой, которая разделяет две территории, не относясь при этом ни к одной, ни к другой из них. Издревле такие места (а иногда целые районы) чуть ли не повсеместно считались неблагоприятными, поскольку нечто, что не находится ни там, ни здесь, связано с потусторонним миром и отчасти принадлежит ему, а значит, дом, построенный на спорной территории, может стать доступным для духов, в том числе и злых.

Ещё одно возможное объяснение связано со следующим любопытным наблюдением. Границы, в том числе и межевые, зачастую проходили по энергетическим структурам на поверхности земли, то есть именно там, где строить жилой дом избегали по определению. Запрет на строительство на спорной земле или на границах является общим и для России, и, фактически, для всей Европы (например, в Ирландии "...существуют запреты на возведение домов или других сооружений, пересекающих тропинки фей )". Думаю, он восходит ещё ко временам индоевропейской общности.

Дом и сырое мясо

В разных точках участка, где предполагалось начать строительство, на достаточно высоких шестах подвешивали примерно одинаковые по качеству куски сырого мяса. Непригодными считались те места, на которых мясо портилось в первую очередь.

Что обусловливало разную скорость порчи мяса - даже тех кусков, что были помещены недалеко друг от друга, в точках с примерно одинаковыми внешними (рельеф, влажность, освещённость) признаками?

Возможно, в этом случае ведущую роль играют не очевидные, но скрытые (энергетические, информационные), так называемые «тонкоэкологические» факторы? Факторы-невидимки... Честно говоря, очень хотелось бы провести эксперимент.

Близкий, видимо, «родственник» русского обычая развешивать сырое мясо был известен и древним римлянам. Он описан классиком архитектуры, древнеримским архитектором Марком Витрувием Поллио в его знаменитом десятитомном трактате «De Architectura». Чтобы выбрать место для разбивки города, следовало на избранной территории устроить пастбище. По прошествии некоторого времени животных забивали и затем тщательно исследовали их внутренности. Если у большинства из них оказывалась поражённой печень, выбранное место признавалось «нездоровым» и следовало искать другое.


Гром, молния и водная стихия

Не принято было строить дом и там, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули его из-за болезней и наводнения.

Собственно геомантические обоснования запрета строить дом в затопленном некогда месте отыскать трудно. Возможно, дело только в опасности повторения трагедии.

Что же касается молний, то, занимаясь геомантическими исследованиями и постоянно выезжая в полевые экспедиции, мы обратили внимание на то, что многие районы обладают своеобразным микроклиматом. Известны нам и места, где деревья почти сплошь побиты молниями. Повышенную частоту ударов молнии в одну точку несложно объяснить, если точка расположена на холме или кургане. Если же речь идёт не о господствующей высоте, остаётся предполагать, что молнии бьют в землю над скоплениями подземных вод или металлосодержащих пород.

По ассоциации вспоминается с древнейших времен распространённая по всей Европе примета: «Не ложись спать на водяной жиле». Действительно, именно подземные воды, а иногда и руды, образуя геопатогенные зоны, служат причиной нездоровья. Отчасти именно поэтому, возможно, появился ещё один способ выбора места для дома, связанный со старинным способом обнаружения подземных вод.

На ночь в нескольких местах на участке оставляли перевёрнутые кверху дном сковороды или металлические противни (листы). Утром, на восходе солнца, их поднимали, смотрели, на которых из них влаги собралось больше. Обильная влага на дне посуды свидетельствовала о том, что в этом месте проходит подземная водная жила. Именно такие места и полагали наиболее подходящими для рытья колодцев. Соответственно на них не стоило ставить дом, причём не только потому, что из-за повышенной влажности брёвна сруба станут подгнивать, но и потому, что люди будут, по меньшей мере, плохо спать и просыпаться с головной болью.

Кровь и аварии

Нельзя было строить дом и на том месте, где были найдены человеческие кости, кто-то поранился до крови, где опрокинулся воз или сломалась оглобля.

Уважение к кладбищам, не говоря уже о страхе потревожить покой не по правилам (или по незнакомому обычаю) захороненных покойников, - факт известный и широко распространённый. Он, наверное, достаточно хорошо знаком большинству читателей. А вот запрет, связанный с травмами и, говоря технически, авариями, кажется очень интересным. Это теперь, при бурном развитии транспорта, мы стали обращать внимание на многочисленные участки дорог, которые словно бы притягивают к себе аварии и чрезвычайные происшествия.

Известны мне и современные дома, построенные в геопатогенных зонах, действие которых весьма своеобразно: люди там не столько болеют, сколько травмируются. Травмируются постоянно, как бы они, наученные горьким опытом, не береглись. Например, в Подмосковье есть многоквартирный жилой дом, в котором все жители одного из подъездов имеют постоянные проблемы с... ногами. Даже если они попадают в аварию где-то совсем в другом месте, то страдают, в первую очередь, ноги.


«Пациря»

«...Хозяин приносил с четырех разных полей по камешку (причем нёс под шапкой на голове, либо за пазухой у голого тела) и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. Сам же становился в центр перекрестья - в центр Вселенной, на место Мирового Древа - и, обнажив голову, молился, причем с непременным обращением за благословением и помощью к умершим предкам. Через три дня приходили смотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит можно было строиться...» [Семёнова М. Мы - славяне. - СП6., 1997.]

Четырёхугольник должен был быть таким, чтобы длина стороны его не превышала девяти шагов (то есть около 4,5 м), что примерно соответствует, по нынешним представлениям, удвоенной длине ячейки сети Хартмана. Иногда вместо камней насыпали четыре кучки зерна и оставляли их до утра. Если к утру кучки оставались нетронутыми, то это - хорошее место. Молитва - «Пациря», обращённая к предкам, очевидно, дошла до нас из далёкого прошлого.

Нечто похожее знали и наши северо-западные соседи. Скандинавская «Сага о Кормаке» рассказывает, что перед постройкой дома необходимо провести гадание с целью выяснить, будет ли счастливым новое жильё. Если результаты нескольких повторных обмеров площадки совпадали, это значило, что жить здесь будет хорошо; если же результат повторных измерений оказывался меньше, то добра ждать нечего... Конечно, можно списать все возможные несовпадения и расхождения на несовершенство измерительных инструментов, но...

Строительная жертва

Строительная жертва (Bauopfer) была распространена повсеместно. [Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983.]
Перед актом закладки первого венца устанавливали деревце (символ Мирового Древа), срубленное или выкопанное с корнями, - берёзу или рябину. Некоторые на высоком месте водружали деревянный крест. Для этого брали кедр (Сургут), ёлочку с установленной на ней иконой (Верхняя Волга, Вологда), дубок (Калуга), рябину (Дмитров), а порою - самый высокий репей (Тула)...

«В качестве строительной жертвы использовались у восточных славян конь, петух, курица. Возможно, рогатый скот... Жертвы петуха и курицы были очень распространены вплоть до последнего времени, а жертва коня зафиксирована в прошлом веке лишь на Украине». [Там же.]

От частных информаторов мне довелось услышать об обычае закладки под разные углы дома строго определённых жертвенных предметов. Речь шла о лягушке, петухе, медной монете...

Если отбросить сомнения в достоверности этих сведений, то можно предположить, что эти, столь разные, жертвы имеют глубокий скрытый смысл и должны быть размещены только под соответствующими углами постройки. Под углы дома закладывали и предметы, имевшие охранительное и символическое назначение, например, золотые червонцы или серебро. Мне доводилось встречать немало таких «правильных» домов...

Дом - Вселенная

Наши дома - это зеркальное отражение нас самих. Они отражают наши интересы, наши убеждения, наши сомнения, наш дух и наши пристрастия. Они говорят о том, как мы ощущаем себя и мир вокруг нас. Дом - это больше, чем комфортное н безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу со вселенной. Это точка пересечения пространства и времени, которая принимает энергию или отражает её. (Д. Линн, «Священное пространство»)

Дом мыслится не просто сооружением, цель которого - укрыть от непогоды, холода, врага и обеспечить более комфортные, нежели вне его, условия существования.

«Крестьянский дом обычно строился как модель Мира. Печь представляла собой землю, а противостоящий ей красный угол с иконами - Солнце и Бога на небе...

…Ближе всего к жерлу печи находится женский угол (кухня). Женская, рождающая стихия, действительно, связана с печью-землей.

Помимо прочего, вызывает интерес символика центрального столба, который является осью коловращения Мира. Он также может быть представлен как некий центральный принцип, объединяющий Черного бога земли и Белого Бога, сопоставляемого с небом. (Белкин И. Как выглядел Черный Бог? // Мифы и магия индоевропейцев - М., 1997.- Вып.4)

Иными словами, дом, жилище можно рассматривать как подобие «особого места», или места Силы, обладающего заданными свойствами, функциями, которые можно условно обозначить как «охрана и защита».

Можно проследить схему планировки, общую как для дома (двора) и населенных пунктов, так и для мест, где возводили культовые сооружения. В каждом случае использовались ритуалы, которые, если и отличались в деталях, несомненно, были тождественны в главном, поскольку выражали одну и ту же идею. Различие вытекало из функционального назначения, хотя жилище также могло выступать и в качестве культового сооружения: известно, что в дохристианские (да и в позднейшие) времена значительное количество обрядов проходило внутри дома под руководством главы семьи.

«Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, постригов, сватовства, свадьбы, похорон.

Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные соборы и события проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего коника.

Новые гадания и заклинания будущего урожая, колядки и щедровки, маскарады, медвежьи комоедицы, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, празднование урожая и многое другое - все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи («князь» по свадебной терминологии) выполнял функции жреца и руководил всем праздничным церемониалом». [Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М., 1991.]

Недаром утверждение «дом мой - храм мой» было одним из главных тезисов средневековых еретиков-стригольников. Нечто подобное находим мы и у старообрядцев. Сооружение и ориентация жилища в пространстве, как мы уже знаем, обычно сопровождались многочисленными магическими действиями, регламентировались временными и иными правилами и запретами.


«Засулье состояло из двух порядков домов. Оба порядка выходили окнами к реке, потому что это был юг. Этому особенное значение придавалось здесь, на Севере». (Круглова О. Мой Север // Панорама искусств. - М., 1986. - Вып.9)

Не исключено, что такой обычай насчитывает не сотню лет, а тысячелетия. Здесь воедино переплелись и сугубая утилитарность, и присущее человеку стремление к красоте, и символика архаических верований. Древние дома-землянки не имели окон, а южная сторона светлее, чем все остальные, поскольку оттуда светит Солнце. Но в то же время ориентированный выходом на юг дом лучше защищён от неблагоприятных воздействий - от «злых духов».

Сакральную символику несёт также и двор. Это можно проследить, скажем, по обрядовым песням.

«Как ходила Каледа окануне рождества,
Как искала Каледа николаева двора!
Как пришла Каледа к Николаю на двор.
Николаев-он двор, он не мал, не велик:
На семи верстах, на восьми столбах,
На восьми столбах - на высоких кораблях!
Столбы точеные, позолоченные!
А вокруг его двора - железный тын,
На каждой тычинке - по замчужинке».

(Цит. по: Розов А. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Поэтика русского фольклора. - Л., 1981. - (Русский фольклор. - Т. ХХI))

В приведенной кодядке интересно не только описание устройства двора, но и упоминание имени его хозяина: «Николай» - достаточно распространённое мужское имя, которое, однако, устойчиво ассоциируется с соответствующим святым. О передаче функций и атрибутов древних языческих божеств христианским святым говорено уже немало, в том числе - и о наделении Николая Угодника некоторыми атрибутами Велеса... То есть в данном случае имя - выражение, скорее, архетипа, чем конкретной личности или святого.

Логично предположить: у «правильно поставленного» дома должна быть какая-то особенная пространственная ориентация, его размещение относительно энергосиловых структур на поверхности земли (сетей Хартмана и др., значимыми элементами которых являются полосы и узлы - точки пересечения полос) может быть аналогично, например, той, которую обнаружил профессор П. Поддар в Гималаях. (Poddar P. Mysterious energies in and around us // Architecture & Design. – Delhi , 1991) По его сведениям, дом размещали с таким расчетом, чтобы каждое из внутренних его помещений оказывалось внутри ячейки геобиологической сети.

Обереги дома


Особенное отношение к дому одинаково сильно развито в традиционных культурах всех народов мира. В ряде случаев можно говорить даже о сакрализации целого населённого пункта как своеобразного «родового» или «племенного» дома. Индоевропейцы - а значит, и славяне, - не исключение. Культ дома сам по себе очень древний; столь же почтенен и возраст представлений о необходимости защиты дома от вторжения невидимых недругов.

Жилище, возникающее как средство защиты человека от опасностей окружающей среды, само начинает нуждаться в защите: «...Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. (Рыбаков Б. Цит. соч.)

Можно добавить, что упомянутая «идея охраны» продолжает существовать до сих пор, принимая иной раз среди увлекающихся, скажем, биоэнергетикой горожан совершенно парадоксальные формы... Но не об этом речь.

Не только обитателей дома, но и дом как таковой, защищали при помощи оберегов.

«... Я мысленно перенеслась в далекое прошлое, когда, действительно, дом со всех сторон охраняли стражи, обереги, древние символы и люди верили в их магическую силу. Да и сейчас, стоит только приглядеться, - следы этих языческих верований мы всюду увидим вокруг себя, словно вся деревня заполнена древними духами.

Над крышами огромных северных домов возвышаются охлупни в виде коней и утиц. По преданиям, они хранят весь дом. Конькам с высоты видны все фасадные окна дома, а их очень много - четыре избы на фасад, а окон, значит, шестнадцать...

Боковые фасады, которые имеют огромную протяженность, где тоже прорезано много окон и оконцев и где расположено парадное крыльцо и все хозяйственные входы в дом, - находятся под надежной охраной куриц, которые выступают из-под стока крыши настоящим строем...

На заднем фасаде дома, где взвоз, стоки имеют такие же широкие раструбы, так как каждый сток составлен из двух колоссальных деревьев, вершинами вместе, длины одного дерева не хватило бы. И весь этот могучий желоб держат на своих спинках курицы. Их очень много. (...) Но это еще далеко не вся охрана дома.

Мне думается, что и массивный столб, в который врубалось высокое северное крыльцо, когда-то тоже был оберегом главного входа в избу.

Кроме того, все двери и калитки домов сохранили круглые, как солнце, кованые кольца, над входами висят конские подковы, перед крыльцами здесь, в Засулье, как и в других местах, любили класть круглый камень - часто это был старый жернов. Таким образом, дом со всех сторон обступали духи." (Круглова О. Цит. соч.)

Итак, магическая защита дома осуществлялась посредством правильного его размещения в пространстве и соблюдения специальных ритуалов при выборе места и строительстве, а после постройки при помощи разного рода символических изображений.


Если дом есть «мини-модель» Вселенной, то орнаменты, украшавшие его, были, прежде всего, призваны наглядно показать его подобие и тождественность всему Мирозданию. Очевидно, именно поэтому знаменитая резьба, украшающая и поныне северные избы (не только, впрочем, избы, но и многие деревянные, а впоследствии - каменные храмы), фактически служит иллюстрированным отображением традиционного представления наших предков о мире.

Правильно построенный дом с изображением идеального миропорядка сам по себе должен был служить наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей. А защищаться было от чего...

«В лето 6600. Предивно бысть чюдо Полостьце, в мьчте: бывьши ночи, путън станяше, по улици яко человеци рищуще беси. Аще къто вылезяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху излазити ис хором. По семь же начаша в дьне являтися на коних и не бе их видети самих, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди полотьскыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко навие биють полочаны». (Описание событий в Полоцке в 1092 г. из Радзивилловской летописи приведено по: Б. Рыбаков, цит. соч.)

Официально принято считать, что таким образом летописец описал моровое поветрие. (См.: Рыбаков Б., цит. соч.) Может быть, но лично мне это описание более всего напоминает колоссальный по мощности полтергейст (герм. миф.: гном; домовой): иначе, откуда бы могли взяться копыта «конь их» - то есть видимые следы и топот (тутън)? Да и что может считаться «чудесным» в моровом поветрии даже с точки зрения человека XI века?

Впрочем, некоторые изображения, действительно, выполняли оборонительные функции. Таковы резные или рисованные кресты, традиция изображать которые представляется гораздо более древней, нежели их христианское наполнение. Нечто похожее мы находим в Западной Европе: Найджел Пенник в «Магических алфавитах» сообщает о старинных домах, на стены которых нанесены (или даже «встроены» в саму конструкцию стен) руны Гебо, Беркана, Ансуз, Лагуз и т.п., обеспечивая тем самым магическую защиту дома от внешних посягательств. (Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев: София, 1995)

Аналогичным образом старались защитить и двор. На шестах забора развешивали камни с дырками - «куриных богов». Недаром полагают, слово «куриный» - видоизменённое «чуриный», то есть имеющий отношение к Чуру, или Шуру, божеству или духу предков (возможно, и просто некоему связанному с предками понятию). Немаловажно, что «чур» одновременно означает и «межа», «граница». Иными словами, можно говорить о Чуре и как о духе предка - охранителе, и как о божестве межи.
Глиняные горшки и крынки, которые в русских деревнях и сёлах доныне вывешивают на заборах и плетнях, также имели охранительное магическое значение. Считается, что таким образом можно было отгонять хищных птиц и уберегать птиц домашних. Но уж очень тесно - и едва ли случайно - этот обычай перекликается с западноевропейской традицией размещать вокруг дома ловушки (или бутылки) для ловли недобрых духов.

Ловушки для духов, широко применявшиеся в древности для защиты отдельных домов и целых населенных пунктов, имели вид специальных устройств, бутылочек, хитро сплетённых сетей и тому подобных конструкций. Именно они, как мне кажется, стали прообразами нынешних защитных устройств, что широко применяются для устранения вредного влияния патогенных зон.

Живая традиция дома

В поисках следов древней русской традиции мы обычно устремляемся в глубинку, на Север, в Сибирь... Откуда, дескать, взяться им, этим следам, в самом центре России, где почти всё (или поголовно всё) население превратилось, как считают многие, в «Иванов, не помнящих родства»? Но если Традиция - нечто живое, непрерывное и всегда - скрыто ли, явно - присутствующее в нас и вокруг нас, искать нам надлежит не следы её, но проявления. А для этого - задумайтесь! - вовсе не обязательно ехать за тридевять земель.

Вот, например, немало разъезжая по Подмосковью, я часто встречаю в деревнях и сёлах старые и не очень дома, многие из которых могли бы послужить образцами для исследователей-историков, этнографов или для художников, использующих в своём творчестве традиционные мотивы. Такие дома можно встретить в самых разных местах Московской области, причём не только где-то на её окраинах, но, порою, у самой МКАД. Одни из них интересны не совсем обычной планировкой, другие - предивным резным узорочьем, третьи украшены знаками и оберегами, да какими…

Об одном из таких «просто украшений» и пойдёт речь.


…Лет пятнадцать назад я впервые оказался около небольшого хуторка под городом Серпуховом. Хуторок как хуторок, вполне российского вида: несколько домов, сараюшки, покосившиеся заборы... ну, в общем, всё, как полагается. И единственным, что привлекло моё внимание и запомнилось, было не совсем, с тогдашней моей точки зрения, обычное оформление крыльца одного из домов. Тогда, признаться, в памяти моей отложилось лишь то, что над входной дверью было помещено довольно занятное резное изображение.

На обшитой досками крашеной стене дома почти под самым коньком крыши крыльца неизвестный мастер разместил три резных рельефа. Выполнены они в технике накладной резьбы, достаточно просто - не сложнее, чем флюгеры, которые иные любители украшений нередко ставят на крышах дачных домиков. Две круглые розетки в виде цветка, расположенные одна над другой, а между ними - фигурка человека. Что, казалось бы, проще?

Лишь спустя немало лет я понял смысл и осознал всё значение увиденного. Всякий, кто имеет некоторое представление о традиционной русской символике, без особого труда распознает в этой резьбе не просто симпатичное украшение, но достаточно хитрую композицию, являющую собой не что иное, как традиционный домовой оберег, таящий в себе отголосок представлений наших предков о мире и о месте человека в нём.


Верхняя розетка восьми-, нижняя - шестилучевая. Самым логичным кажется предположение, что вся композиция в целом есть символическое изображение трёх миров: верхнего, среднего и нижнего. Такая модель характерна для большинства традиционных культур. Вверху - солнце, ниже - человек, ещё ниже... Стоп! Нижняя розетка также выполнена в виде солнца. Точно такие же или подобные солнца в изобилии встречаются на полотенцах северных изб. (Полотенце - здесь: элемент отделки традиционного русского дома в виде плоскорезной доски, находящейся на стыке двух скатов кровли.) Но почему мастер изобразил два солнца?

Быть может, для того, чтобы беда не могла проникнуть в этот дом ни летом (верхняя розетка может символизировать солнце «летнее»), ни зимой (тогда нижняя розетка будет изображением нижнего, «зимнего» солнца)? В этом случае человеческая, точнее, женская фигурка оказывается, например, кем-то вроде берегини. Как бы то ни было, перед нами - не просто украшение, а ещё один вариант домового оберега. Я не склонен утверждать, будто такого рода оберег является чем-то уникальным, но ничего подобного на домах в соседних сёлах и деревнях отыскать не удалось.

Мне бы, наверное, никогда не пришло в голову писать об этом обереге, когда бы не одно примечательнейшее обстоятельство, а именно, возраст дома, о котором идёт речь. Логично ожидать, что встретишь подобное изображение на домах старых, построенных, скажем, в девятнадцатом или, па худой конец, в начале ХХ века. Но, по словам обитателей, дому и, соответственно, изображению немногим больше… полувека.

В нём живут те самые люди, для которых этот дом и строился. Однако объяснить, что именно означает изображение, они не могут. Задумали строиться, нашли умельца, он дом поставил, резьбу на фасад поместил: заказчикам поправилось, вот и всё...

Хозяева не помнят имени плотника, ставившего дом. Ещё бы: по меркам человеческой жизни полвека - немалый срок. Мы же вечно спешим куда-то и нередко не в состоянии вспомнить имён людей, с которыми встречались неделю назад. И всё-таки продолжают жить среди нас те, чья память хранит гораздо больше знаний, нежели наша. Им не так важно, чтобы мы помнили их по имени, им куда нужнее нечто другое. В данном случае, думается мне, неизвестный мастер более всего хотел, чтобы жилось в доме, построенном им, хорошо и счастливо.

Станислав Ермаков
http://www.velesova-sloboda.org/heath/russianhouse.html
http://zdravomislie.ru/opitpredkov/narodnie-primeti/237-slavyanskij-dom-1-vybor-mesta-.html?start=4

Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома. В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т. е., если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот.

Вечером брали сухое овечье руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность.

Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу. Тут же клали ломоть хлеба и соль. Если вода окажется по утру прибывшей, то это предвещает счастье, если же убудет, то нет надобности и строить дома на убыток своему хозяйству. Третий обряд был такой: с целого коровая срезали верхушку, клали на нее соль и ставили на то же место на ночь и если хлеб пропадет, то будет хорошо и хлеб отдавали собаке.

По окончании строительства дома наблюдался следующий необычный обряд: не входя в дом, сначала ставили на середине комнаты стол, покрытый белой скатертью. На этот стол клали ржаной хлеб с солью и оставляли на ночь. На другой день вечером пускали черного петуха и курицу и оставляли их ночевать, если переночуют благополучно, то значит, нечистой силы опасаться нечего, если пропадут – присутствует нечистая сила. На третью ночь пускали черного цвета кошку и кота, за которыми наблюдали как за петухами.

При переезде в новый дом справляли новоселье. Новоселье в старину также сопровождалось целой серией обрядов. При переходе в дом выбиралось время как можно ранее перед восходом солнца и притом не в понедельник и не в субботу. Это делалось для того чтобы не часто переходить из дома в дом. В комнату входили хозяин и хозяйка вместе, держа хлеб и соль на руках, а дети следовали за ними и на пороге приговаривали: «Госнодару господароньку, прыйми нас в комирионьку, ты собы сыды спокийно, нас незаймай, мы тильно навалок хаты бырем для себы, арента для тебы». Затем вступая в комнату, ставили хлеб и соль на стол.

Обряды на Руси при строительстве дома и новоселья в более позднее время.

Обряд при строительстве дома.

Строя новый дом русский человек приглашал священника, служили молебен и клали под основание дома несколько монет, а по окончании обряда, присутствующих угощали обедом. По окончании служили молебен и весь дом кропили святой водою.

Обряд новоселья.

При переходе в новый дом, сначала вносили икону и хлеб – соль, а потом петуха и курицу. Устроившись делали новоселье, угощали родных и знакомых обедом, а потом все присутствующие должны были послать хлеб – соль новоселам. Причем считалось чем сдобней хлеб, тем больше уважения высказывает посылающий, а многие прибавляли к этому серебряную соломку, сахар, чай и т.д.

Не строят дом на месте сгоревшего, по приметам, в таком месте рано или поздно снова случится пожар. Если же дом построить необходимо, то встаньте на место бывшего дома и скажите:

Матушка Богородица велела:

«Не строй дом, где земля горела».

Согну я свою спину пониже,

Подойду к Ее престолу поближе:

«Благослови мое застройное дело

И всякое живое тело».

Кто в этом доме будет жить,

Тот Богородицу будет чтить.

Тако бысть, тако еси, тако буди!

Во веки веков!

Считается, что хорошо строить дом на том месте, где гуляет домашняя птица: это место обладает благоприятной энергетикой.

Если будете строить дом из дерева, то проследите, чтобы в венец дома не заложили бревно с сучком посередине, иначе хозяева дома могут погибнуть в течение семи лет.

К тому же во время строительства деревянного дома никто не может поручиться, что не будет использовано бревно, сделанное из дерева, на котором когда-то повесился человек. Чтобы подстраховаться и отвести беду, соберите первую стружку от бревен и сожгите ее, читая такой обережный заговор:

Корни в земле, а оберег на мне.
Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!

Не начинайте строительство дома 13-го числа — счастья в этом доме не будет. Как в старину говорили: «Избу чертям строят».

В любом случае, какой бы дом вы ни строили — каменный или деревянный — перед началом строительства необходимо читать молитву на основание дома:

Боже Вседержителю, сотворивший небеса разумом и основавший землю на тверди ея, Создателю и Содеятелю всех, воззри на Чадо Твоё (имярек), изволившего в державе крепости Твоея, воздвигнути дом в жилище, и зданием его воздвигнути: утверди его на твердом камени, и основаяй по Твоему Божественному гласу, его же ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет: благоволи ему в конец привестися, и в нем жити хотящих от всякаго навета сопротивнаго СВАбоды. Яко Твоя Держава, и Твое есть Царство, и Сила, и Слава! Тако бысть, тако еси, тако буди! Ныне и присно и во веки веков. Ом.

Существуют слова на богатую и счастливую жизнь в новом доме.

Начиная строительство дома, положите под три угла будущего фундамента мелочь, сказав при этом:

Мир, покой, богатство.
Во Славу Богов и Предков наша!

И еще оберег на участок перед домом.

Повесьте обручальное кольцо на шерстяную нитку из овечьей шерсти и пройдите свой приусадебный (дачный) участок крест-накрест со словами:
Бог мой, моя Благодать, не дай и пылинки с этого места взять. Как мертвый человек света не видит, так и вор этого места не обидит. Мои сторожа на неБесах.
Ныне и присно и во веки веков. Ом.

Наконец, самый надежный заговор от бед и неприятностей.

Чур-Чурило, старЪ пристарЪ.
Ты сиди, сиди посиживай!
Ты смотри, смотри посматривай!
Ты ходи, ходи похаживай!
Да беду (имярек) отваживай.
Тако бысть, тако еси, тако буди!


Люд славянский нынче умный, да мудрый. Просто так, никто ничего впопыхах делать не будет, спешка дело неразумное. К каждому делу свой подход знать нужно. А ещё совета у старейшин спросить, благословения у волхва великого. Ведь без помощи родичей, да без покровительства богов светлых, ни один человек счастлив не будет. Вот, например, родилось коли в семье дитятко, имя ему выбрать нужно. Вот, когда Снежа родилась, батюшка её любимый, пошёл с советом к волхву местному, да бы совет получить, как дочь свою назвать. Так, она девчушка со смоляными косами, да чёрными глазищами в пол лица, получила своё диковинное имя — Снежа. И пусть в деревне все удивлялись, а дети порой и задевали, но девочкой она была не по годам умной. Понимала, коль что сказано, значит так и должно было случиться. С именем своим Снежа свыклась, а так же и с многими другими вещами. Хоть и была, она ещё крохой, не увидевшей даже десятой весны своей, а уму — разуму могла поучить и ребят постарше. Бабки поговаривали, что мудрость к ней от богини Мары пришла, мол названа именем зимним, вот тёмная богиня ей и покровительствует. Снежа не знала сколько правды было в этих словах старческих, только вот она знала, что у каждой вещи в жизни свой порядок. Вот, новый дом хотел её батюшка построить, чтобы их семья большая ещё лучше зажила, в новой и просторной избе. Снежа знала, чтобы дом построить сначала нужно место хорошее выбрать, чтобы место это всякая хворь, да бесы злобные обходили. Знала Снежа и о том, что из леса не всякое дерево приволочить можно, чтобы стены крова нового воздвигнуть. На каждый шаг, свой черёд нужен. А ещё Снежа слышать и слушать умела о том, о чём земля говорит, о чём лес шепчет. От того, она с батюшкой везде хвостиком ходила, да если и видела, что что-то криво идёт, тянула отца за рукав и тихо на ухо говорила, как всё должно быть. Сельчане дивились такому, а волхв мудро улыбался и глазами своими ясными блестел. Поговаривал только в ответ на все вопросы: «коль чадо видит, коли чадо слышит, и нам надобно увидеть и услышать». Вот и место для новой избы Снежа помогала найти, на опушке самого леса. Рядышком и речка журчит, и совсем близко охотник добрый, со своей женой да ребятишками живёт. А место само столь дивное, что, когда солнышко ясное на заре встаёт, кажется, что оно в гости заглянет. И пахнет здесь дивно — лесными травами, да луговыми цветами. Спокойно и тихо, только пение птиц, да шуршание листвы. Снежа ручку свою крохотную к земле прикладывает, а она тёплая — тёплая. Знает Снежа, что тут прорастёт всё что угодно, и земля рада труду всякому будет. Знает Снежа и то, что дом новый здесь будет большим и светлым, и в нём всегда будут громко смеяться, петь частушки и пиры настоящие устраивать. Коль с сердцем чистым в дом новый войдёшь, то и дом тем же ответит. А ещё Снежа знает, что их домовой хитрый, новую печь пуще прежней полюбит, и в хозяйстве пуще прежнего помогать будет.

Стены родного дома делают нас сильнее, словно все невзгоды и проблемы остаются там, за порогом и не могут нас достать в родной обители. Как там говорят?! Ах, да, кажется что-то типа того, что мой дом — моя крепость. Просто задумайтесь, а ведь — это правда. Когда мы взрослеем, и покидаем родительское гнездо, мы сталкиваемся с суровым и жестоким миром. Загибаясь от проблем и стрессов, мы в первую очередь думаем о своих родителях, и о своём родном доме, где мы выросли. Хочется вернуться туда вновь, и обрести ощущения покоя и защищенности. Стены собственного дома кажутся убежищем от всего остального мира, и если быть честным, то вести войну со всеми, легче из своего дома, где тебе знаком каждый уголок. Автор не уверен, выдержали ли бедные домовые реалии современного быта, но домашний уют неоценим. Именно дома мы позволяем себе полностью расслабиться. Здесь можно и расклеиться по полной программе, пустить слезу, пожалеть себя, или наоборот зализать раны, и собраться с духом. Замечали ли вы, когда — нибудь, что под крышей собственного дома, думается легче?! Дом — это в первую очередь не просто бетонная, или какая — нибудь ещё постройка, но — это его атмосфера и содержание. Оно зависит от много: от самих людей, от их прожитого совместного прошлого, от планировки, от освещения, от вида из окна и от многого другого. Для древних славян постройка нового дома была целым сборищем всяких ритуалов и обрядов, каждый из которых обладал сакральным смыслом. Давайте в этой статье поговорим именно об этом.

Когда наши предки приступали к строительству нового дома, то, это действие они сопровождали огромным количеством разных ритуалов и обрядов. Ради чего они это делали, спросит любопытный читатель. Так вот, всё дело в том, что наши предки боялись, что всякие бесы и нечестивые силы могли помешать им обжиться на новом месте. Переезд и новоселье считалось весьма опасным этапом. В этот период, по поверью наших предков, бесы могли всячески попытаться помешать им обустроить быт, и внести уют в новый дом. Вмешательство нечестивых сил могло проявиться в болезнях домочадцев, в хвори и даже смерти домашнего скота, в постоянных ссорах, в порче бытовых вещей и во многом другом. Чтобы избежать подобных вмешательств, будущие хозяйки проводили особый ритуал прежде чем, вместе с семьёй переехать в новое жильё. На рассвете, до первых солнечных лучей, женщина полностью раздевалась и начинала в таком виде обходить дом по кругу, произнося тихо особый заговор, который повествовал о том, что для сохранности своего жилища и семьи хозяйка ставила во дворе дома железный тын. Именно он служил преградой для того, что во двор не смог пробраться ни один зверь, ни один больной человек или вор, а также ужасный лесной дед. Для пущего эффекта заговора, женщина три раза переворачивалась прямо у ворот, и при этом заговаривала, чтобы в новом доме род приумножался. Конечно, на сегодняшний день всё это кажется немного нелепым, но, такой вот обряд совершался нашими славными женщинами вплоть до девятнадцатого века.

Не каждой земле видывать избы славянские.

До того, как построить дом, древние славяне очень тщательно и щепетильно подходили к процессу выбора места, где они собирались начать строительство. Именно правильный выбор хорошего места являлся залогом успешного завершения всего мероприятия. По верованиям наших предков, земля на котором стоял дом, была «живой» и носила свою энергетику. Этой самой энергетикой подпитывался сам дом, его стены, и эта энергетика через них передавался самим жителям дома. Поэтому для хорошего дома, в котором царило бы благополучие, необходимо было выбрать наиболее подходящее для этого место. До нас дошло много разных способов для определения «удачливости» земельного участка, которые использовали в старину наши предки. Вот, например, в некоторых районах нашей необъятной родины, ставили на выбранный участок земли, чугунок с паучком внутри. Если с наступлением утра, обнаруживалось, что появилась паутина, то, это место считалось добрым и пригодным. Так же, широко была известна традиция выбирать место для строительства с использованием какой-нибудь посуды с мёдом. На выбранном участке вырывалась неглубокая ямка, и туда устанавливали ёмкость с мёдом. Если в течении ночи в неё начинали забираться мурашки, то, это место так же одобрялось для начала строительства. Ещё одним способом для поиска хорошего места для постройки дома, было наблюдение за коровой. Обычно её отпускали пастись вблизи того места, где намеревались начать постройку. Если корова ложилась на землю, то это считалось хорошим знаком. Был известен и такой метод, когда глава семьи приносил с четырёх полей по камню, и расставлял их по выбранному им земельному участку таким образом, что они образовывали четырёхугольник. В центре такой экспозиции помещался головной убор мужчины. Затем, необходимо было ждать три дня. Если камни не меняли местоположения, то, считалось, что это место идеально подходит для нового дома. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя было строить дом на земле, из-за которой ведутся споры. Это сулило неудачей и горем для новопоселенцев. Так же нельзя было начинать строительство в месте, где были найдены человеческие останки. Это считалось плохим и непригодным местом, так, как там мог обитать сам дух умершего, или ещё какая-нибудь хворь.

Голыми стенами врагов не пугали.

После того, как земельный участок для строительства был удачно выбран, приходила очередь для выбора самого строительного материала. В старину самым пригодным для этого дела считалось дерево. Тут нет ничего удивительного, что было доступным, то под строительство и приспособили наши предки. Дерево нужно было выбирать с умом, так, как именно ему предстояло стать домом, и некой защитой от сил извне. Поэтому, сам материал по верованию наших далёких предков, должен был быть сильным и устойчивым, как перед природными катаклизмами, так и перед напором нечистых сил. Итак, рубить деревья было принято весной. Причина была в том, что сок, который в это время года застаивался в древесине, делал её более крепкой и выносливой. Существовали и запреты на то, какие именно деревья нельзя было ни в коем случае использовать при строительстве. Например, нельзя было срубать деревья, которые были вывернуты и деформированы после непогоды. Считалось, что сам чёрт пометил такие деревья, как свою собственность. Если такие деревья использовали бы при строительстве, существовало верование, что в стены дома мог вселиться бес. Также плохим знаком считалось использовать в строительстве деревья, которые были прислонены к друг — другу. Это считалось предвестником скорого пожара. Так называемые скрипучие деревья могли стать причиной смерти жителей дома. Древние славяне так же всячески избегали использование древесины с тёмной сердцевиной. Считалось, что подобное могло послужить причиной для разных хворей и несчастий в семье.

Третьим шагом к дому мечты было собирание «правильного» мха. Как же наши предки определяли какой именно мох был им нужен, спросите вы мои дорогие и любопытные. Вот на этот случай у древних славян был весьма своеобразный ритуал. В течение недели, глава семьи приходил в лес и срывал по кучке мха. Затем сорванный мох относился и укладывался на чистый участок земли. Так продолжалось каждый день, вплоть до воскресенья. По истечению необходимого срока, наступала пора проверить «правильность» мха. Происходило это следующим образом: мужчина начинал переворачивать кучки мха, и проверять под который не забились насекомые. После того, как такой кусок определялся, далее глава семейства отправлялся в лес именно в тот день недели, в который и был собран изначально мох, не собравший ни единого представителя многочисленного семейства насекомых. Например, если определялось, что под мхом, который был сорван во вторник, не было насекомых, значит мох следовало срывать в каждый вторник. Вся эта строительная прелюдия проводилась только ради того, чтобы максимально обезопасить свой дом от нашествия всяких жуков.

Когда дело доходило до закладывания фундамента, тут наши с вами предки очень тщательно выбирали материал, который и засыпался в фундамент. Категорически запрещалось брать в расход песок, или камни с кладбища. Они несли в себе энергетику смерти и отчаянья, и дом построенный на подобном фундаменте, ну никак не вселял позитив. За дело уже брались не только члены семьи, но и плотники. Строительные обряды только начинали набирать обороты. Когда начинали закладывать первый венец, было принято зарывать по углам монеты. Это считалось символом будущего достатка в доме. Вместе с монетами, прятался и ладан, как оберег, от вторжения в дом злых сил. Широко использовались и кусочки хлеба, и даже голова петуха. Последнее трактовалось, как способ заключить договор с домовым и задобрить его. Все щепки, которые оставались после первого сруба ни в коем случае нельзя было выкидывать. Они собирались и хоронились внутри постройки. Таким образом, древние славяне считали, что всё происходящее внутри дома, оставалось тайной и не выходило на улицу, тогда, как всё происходящее извне становилось известным для живущих в доме. Было так же принято между венцов закладывать травы, собранные в ночь празднования Ивана Купалы. Вообще древние славяне держали в доме много высушенных трав. Некоторые из них были целебными, а не которые были призваны отпугивать нечистые силы. Такие травы обычно хранили по углам дома, чтобы туда не могла попасть молния.

После того, как возведение всех венцов было завершено, проводился один весьма занятный ритуал. Хозяин перекидывал сырое яйцо через стену. Суть этого ритуала была в том, чтобы защитить крышу дома от порывов сильного ветра. Затем чердак начинали застилать мхом (да-да тем самым, который собирали по дням недели). Над мхом вторым слоем хорошенько рассыпали овёс, а затем всё это великолепие присыпали песком. Это считалось предвестником достатка в новом доме.

Затем наступало время для того, чтобы начать обустраивать дом изнутри. В первую очередь нужно было построить очаг, точнее печь. Для этого созывали целую толпу из деревенской молодёжи и принимались дружно за дело. Стройка печи должна была проходить в весёлой и непринуждённой обстановке. Считалось, что таким образом в очаг закладывались самые позитивные эмоции. После завершения работы, было принято угощать помощников. Нельзя было скупиться в таком вопросе, так, как это олицетворяло гостеприимство будущих хозяев.

Построили дом – пора и новоселье справлять.

После всего вышесказанного, наконец наш далёкий и славный предок построил добротный дом. Самое время перебираться всей семьёй в него, и обустраивать быт на свой лад. К этому процессу, древние славяне подходили очень ответственно и осторожно, так, как они меняли не просто место жительства, они меняли всё пространство вокруг себя. Поэтому люди должны были полностью быть уверены в том, что новое пространство будет благоприятным для них. Из окон нового дома, должен был открываться вид на дорогу и на горизонт, чтобы каждый день иметь возможность встречать лицом к лицу рассвет, и восход великого светила в небесную обитель. Рядом с новым домом должен был располагаться источник родниковой воды. Это делалось не только для решения бытовых проблем, но и с точки зрения языческих верований. Огромное внимание уделялось и будущим соседям. Древние славяне по своей сути были очень дружелюбными людьми, для которых было важно поддерживать с окружающими их людьми неподдельно тёплые и доверительные отношения. Соседи порой ближе родственников, которые могут жить за тридевять земель, и скорее всего когда нас постигнет несчастья, первыми с нами окажутся именно хорошие соседи. Отдельное внимание уделялось расположению домашней скотины и коней. Об их комфорте беспокоились не зря, так, как по сути они и были кормильцами семьи, в те времена, когда мужчины не охотились и не рыбачили, или наступали холода.

Сегодня перед тем, как переехать на новое место жительство, многие ещё помнят немудрёный ритуал о том, что в самом начале стоит запускать в помещение кошку. Мотивировано это тем, что кошки мол видят духов и прочие потусторонние вещи. Если кошка тут же выскочит из помещения, то жить там определённо не стоит. Если же представитель семейства кошачьих забудет о вас, терпеливо ждущих у дверей, и заснёт где-нибудь, свернувшись пушистым калачиком, то это место определённо подходит для проживания. Этот нехитрый ритуал пришёл к нам из древности. На некоторых сайтах упоминается, что мол прежде, чем переехать в новый дом, наши предки, за неделю раньше, начинали каждую ночь оставлять в доме животных. Сначала это были представители семейства кошачьих, потом и домашние птицы, а затем очередь плавно доходила и до крупных животных. Например, утверждают, что в дом пускали ночевать коней и коров. Вот как вы себе это представляете?! Значит построил наш славянский мужчина хороший и добротный дом, из правильного дерева, всё прям по канону. На рассвете жена его голой по двору побегала, покувыркалась, заговоры правильные сделала. Печку всей деревней построили, всё прям от души сделали, и тут пустили во всё это великолепие корову и лошадь. Если честно автор в это не верит. Ну вот ни в жизни не поверит он, что какая-нибудь хозяйка вытерпела бы подобного издевательства над собственным домом. Короче, автор — Фома неверующий, остальное за вами читатели.

Бытовало ещё поверье, что кто в дом первый в дом войдёт, тот первый и умрёт. Дескать, дерево, срубленное в лесу, могло так отомстить за свою гибель. Поэтому, чаще всего в дом первым заходил самый старый член семьи. Если в семье как таковой не было старцев, то обычно обращались к соседям, или к близким с просьбой «одолжить» старцев (автор, так всего на минутку представил себе, как новые соседи к нему стучатся с просьбой одолжить дедушку, мол, чтобы он первым умер, весело это очень). Или было возможным пригласить человека, который не верил ни в Бога, ни в чёрта. Таким человеком, нашим предкам представлялись иноземцы. Кстати, начиная с восемнадцатого века, в качестве таких гостей «смертников», приглашали работников аптек, или докторов немецкого происхождения. Немцы с весельем относились к подобным мероприятиям, а наши знай уже тогда точили на фрицев зубы. Ну и на крайний случай, могли впустить в дом петуха. Если петух кукарекал, значит всё хорошо, и беда миновала. Вообще петухам страшно не везло на Руси при строительстве дома — их всё время в жертву приносили, голову отрывали, кровью углы освещали, и вообще под порогом закапывали.

Миграция домовых.

После того, как дом был построен, и можно было в него переезжать, наступала очередь за самым важным. Нужно было забрать своего домового с собой, в новое жилище. По поверью древних славян, домовые обитали за печкой. Без него, никак нельзя было начинать жизнь на новом месте, так, как домовой — это душа самого дома. Он самый большой помощник по хозяйству, и самый большой защитник от всех бед. Коли беда за окном поджидала, то домовой мог и козни какие — нибудь устроить, чтобы задержать хозяев в доме подольше. Домовой помогал и по хозяйству, но, ежели ему попадали ленивые и никчёмные хозяева, он всячески им мешал. Вот, например, он мог забрать какую — нибудь дорогую и важную вещь и спрятать, у себя за печкой. Если хотели вещь выпросить обратно, то вокруг ножек стула начинали обвязывать нитку, да приговаривать, чтобы домовой поигрался, да вещицу обратно вернул. Сами подумайте, разве могли наши предки в новый дом, да без такого удалого помощника отправиться жить?! Нужно было поговорить с домовым и убедить его пойти жить вместе с хозяевами в новый дом. Для этого, стоило задобрить домового как следует. Домового переносили в новое жильё в огне из старой печи, или в старой обуви. Затем хозяйка, на новоселье пекла большой праздничный каравай, и первый кусок она отрезала и клала позади печи, в угощение любимому домовому, чтобы он лучше освоился на новом месте. Заметьте, что местом обитания домового была именно печка — самое главное место в каждом славянском жилье. Фактически весь быт строился вокруг домашнего очага, и огонь в нём символизировал не просто стихию, а защиту от всех тёмных сил. Вот домовой хранителем и дома, и его очага. Поэтому, без него ни одна славянская семья в новое место жить не перебиралась, потому, как верили, что без него в новом доме их постигнут одни несчастья.

В новый дом было принято переносить некоторые вещи быта из старого дома. По сути новый дом — это было новое пространство, которое нужно было суметь правильно наполнить. Поэтому строительные обряды были столь многочисленными. В первую очередь, на новом месте должна была прижиться душа самих хозяев, так, как они не просто ели и спали в доме, но и связывали с ним собственную энергетику. Новоселье праздновали весело и размашисто, гуляя от души, распевая песни и танцуя. Важной составляющей было и хорошее соседство. Древние славяне всячески продумывали свой быт, у каждой, даже самой незначительной мелочи был свой смысл, и наши предки этот смысл знали. Сейчас, в наше время, когда у людей ложные кумиры, так, хочется наполнить свою жизнь духовностью и искренностью. Учитесь у корней, и возможно вы почувствуете, что всё за чем вы гонитесь, не больше чем просто пыль бытия. Наполняйте свой дом добром, и вы увидите, как в нём хорошо и счастливо живётся. Всё зависит только от нас!

Дом - Оберёг В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом — моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков - Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога — считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому — Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад — специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами — устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и подпол или погреб — Навь, прошлое, основа; средняя часть — жилая — Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, Правь — обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату — Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад — лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные - Свароговы братья. Печь - это ворота в Навь - древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь - дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь - почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна - он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна - Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.

Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них. Выбору места для строительства уделялось особое внимание.

По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства дома местом считался спорный участок земли.

Для того, чтобы узнать насколько удачно место для постройки дома, проводили ряд нехитрых манипуляций. После разметки места для дома, вязали первый венец и копали ямы для столбов. Затем, в эти самые ямы, хозяин высыпал рожь, «чтоб Бог дал житье и жизнь» а потом на ночь клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. И если на другой день хлеб и воду находили в том же виде, в каком они были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стаканчика, это считали весьма хорошим предзнаменованием, а если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это принимали за дурной признак. Был и другой способ: в месте предполагаемом для постройки рыли небольшую яму и ставили туда посудину с медом: если к утру в ней появились муравьи, выбранное место можно считать вполне удачным.

Некоторые строительные приметы наши предки связывали с православной верой: удача будет способствовать во всем, если начать строить дом в Великий пост (ранней весной) и в новолуние, хорошо также, если строительство по срокам захватит Троицу. Так же считали, что если начинать строительство дома в день, посвященный мученику, то не доведешь постройки до конца, а если начинать строительство в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно.
Помимо этого, относительно начала строительства было множество различных поверий:

  • начинать строительство надо только во вторник или в четверг,
  • печи нужно класть под новолуние - теплее будут, но ни в коем случае на убывающей луне,
  • если в строящемся доме первое основание заложит девица - в этом доме, зимой всегда будет тепло;
  • первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, иначе жизнь поперечная будет;
  • в основание дома нужно положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии;
  • в передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил;
  • пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;
В первый рабочий день мастера срубали только один венец, а уходя клали на каждый угол по небольшому ломтику хлеба. Если к утру весь хлеб оставался целым, то в строящемся доме всегда будет достаток, а сам дом благополучно простоит долгие годы. Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника, чтобы происходящее вовне известно было в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома. При строительстве запрещалось ставить столбы комлем вверх - счастья не будет, скот будет плохо вестись. Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу, считалось, что если положить иначе - в доме счастья не будет. Если плотников и печника плохо угостили, то в доме жить будет плохо - «то поет, то стучит, то в трубе домовой визжит». Дом не ставили окнами или воротами «на ночь», то есть на север. А, когда ставили матицу (так называли центральную балку, на которую настилается потолок), то пекли пироги и угощали плотников выпивкой.

После завершения строительства дома, хозяин перебрасывал через него освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу. Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви. Относительно переезда в новый дом так же существовало множество традиций и примет.

Прежде чем заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха. Предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры - заживут хорошо, если нет - плохо. Считалось, что в новый дом лучше всего переселяться на какой-нибудь праздник, и лучше всего на рассвете – тогда ангелы переселяются вместе с хозяевами. А вот переезжать на закате категорически запрещалось. Так же принципиальным моментом при переезде была фаза луны и день недели. Неудачными для переезда считались среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния. Традиционно, в первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние, как, например, свиньи - в овчарню, коровы - в конюшню, сено - в овин и т.д.

Согласно народным поверьям, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо выждать минимум три дня. Вот такие русские народные приметы дошли до наших дней. Некоторые из них кажутся совсем нелепыми, а некоторые - соблюдаются при строительстве и по сей день. Верить или не верить – вот в чем вопрос….

Похожие публикации