Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Монтаж железобетонных труб. I этап: подготовка поверхности

ЕНиР

§ Е9-2-6. Укладка железобетонных и бетонных трубопроводов

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена заделка зазоров между упорной поверхностью раструбов и торцами труб в трубопроводах диаметром 1000 мм и св. цементным раствором, В водосточных трубопроводах раструбная рабочая щель на всю глубину заделывается цементным раствором. Глубина заделки раструбных соединений приведена в табл.1.

Таблица 1

Глубина заделки, мм
Диаметр труб, мм при применении пеньковой или сизальской пряди при устройстве замка
100-150 25 (35) 25
200-250 40 (50) 40
400-600 50 (60) 50
800-1600 55 (65) 55
2400 70 (80) 70

Таблица 2

Состав звена Диаметр труб, мм, до
400 800 1400 3500
Монтажник наружных трубопроводов

6 разр.

1
5 « 1
4 « 2 2 2 2
3 « 1 2 2 3
2 « 1 1 1 1

ПРИ УКЛАДКЕ ФАЛЬЦЕВЫХ ТРУБ

Состав работы



3. Устройство монолитного железобетонного пояска на стыках с установкой арматуры и опалубки, укладкой готовой бетонной смеси с уплотнением и последующей разборкой опалубки (для канализационных труб) или устройство бетонного пояска (для водосточных труб).
4. Заделка стыков с внутренней стороны готовым цементным раствором с железнением (в трубах диаметром 1000 мм и свыше).

ДЛЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Таблица 3

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор стыков
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
3000 11
3500 12
а б в

ДЛЯ ВОДОСТОЧНЫХ СЕТЕЙ

Таблица 4

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор стыков
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
3000 11
3500 12
а б в

ПРИ УКЛАДКЕ РАСТРУБНЫХ ТРУБ

Состав работы

1. Строповка и опускание труб в траншею с перекреплением распор (в траншеях с распорами).
2. Укладка труб на основание по заданному уклону с закреплением на месте подбивкой грунта или готовой бетонной смесью.
3. Уплотнение раструбных соединений пеньковой смоляной или битуминизированной прядью с заготовкой ее и устройство замка из асбестоцементной смеси (при укладке канализационных труб) или заделка раструбной щели на всю глубину цементным раствором (при укладке водосточных труб).
4. Заделка стыков с внутренней стороны (в трубах диаметром 1000 мм и св.) готовым цементным раствором.

ДЛЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Таблица 5

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор раструбов
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
а б в

ДЛЯ ВОДОСТОЧНЫХ СЕТЕЙ

Таблица 6

Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода

Диаметр труб, мм, до Траншеи В том числе заделка
с распорами без распор раструбов
400 1
500 2
600 3
800 4
1000 5
1200 6
1400 7
1600 8
2000 9
2400 10
а б в

Примечание. При укладке напорных железобетонных раструбных труб с резиновыми уплотнительными кольцами Нормы времени и Расценки табл.5 граф «а» и «б» умножать на 1,15 (ПР-1).

Добавить в закладки

Запрещается строительство труб, если имеются наледи и ледоходы. На ручьях и реках, которые имеют рыбные нерестилища, устройство труб возможно только с разрешения рыбнадзорной инспекции.

Возвышение бровки грунтовых полотен на подходе к трубе над расчетным уровнем водной основы принимается не меньше 0,5 ма, а для трубы, имеющей напорный либо полунапорный режим, – не меньше 1 ма.

Строительство трубочных оголовков происходит из портальных стенок и пары откосных крыльев, которые заглублены в грунтовое основание ниже глубин промерзания на 25 см и установлены на основание из щебеночных материалов, имеющих толщину 0,1 ма.

Естественную землю ниже глубины промерзания заменяют смесью из песка и гравия.

Трубы подразделяются на 3 группы по несущим способностям: расчетная высота грунтовой засыпки равна 2 мам, 4 мам., 6 мам.

Допустимо для определенных условий строительство трубопроводов с применением труб с другими расчетными высотами и грунтовыми засыпками.

Марки труб состоят из цифробуквенных групп, которые разделены дефисом. При этом в первой группе содержатся обозначения типов, а во второй – диамы в сантимах и полезная длина в децимах, а также номера групп по несущим способностям.

Строительство труб происходит в соответствии с ГОСТ 26633 из тяжелых бетонных смесей, где устанавливается класс прочности на сжатие В 25. Бетонная водонепроницаемость трубы должна иметь соответствие W4.

Трубы ТС, ТБ, ТСП и ТБП поставляются потребителям в комплекте с кольцами уплотнения из резинового материала. Трещины на поверхностях труб недопустимы, исключение составляет усадочная ширина не больше 0,05 мм.

Оголовки трубы с отверстиями 0,5…0,75 м сооружаются из портальных стенок, которые заглублены в землю ниже глубин промерзания на 25 см.

Крылья откосов можно выполнить из монолита марки В15 без арматурной связки и с учетом опалубочного размера сборного железобетонного блока.

Длину труб (Lтр) определяют с помощью формулы:

Lтр=в+2(н-с-d)хм,

где в является шириной полотна земли в мах;

н – это насыпная высота в мах;

с – стеночная толщина в мах;

d – отверстие трубы в мах;

м – коэффициент откосных заложений.

Технология строительства труб из железобетона (водопропускные железобетонные трубы)

Перед монтажом необходимо тщательно проверить трубы на допустимые отклонения согласно ГОСТу.

  1. Проверить элементы труб на допустимое отклонение по ГОСТу (длина звеньев равна 0-1 см, стеночная толщина равна 0,5-1 см, другие измерения приблизительно – + 1 см).
  2. Удалить наплывы, бетонные набрызги на стыковочных звеньевых элементах.
  3. Подобрать все элементы труб по маркам согласно решению проекта.
  4. Складировать элементы труб в одно место.

Подготовительные работы на месте строения:

  1. Выбрать и подготовить площадку для строительства. Выкорчевать кустарник и распланировать ее необходимой техникой.
  2. Принять и поместить материал, оборудование и конструкции в определенные места.
  3. Разбить ось трубы и котлованный контур.

Геодезическая работа, которая выполняется в строительном процессе, обычно включает:

  • устройство сооружения в планах с учетом главных осей и контуров котлована;
  • высотную разбивку;
  • нивелирование продольных профилей лотков труб.

Устройство в планах происходит с закреплением на местах видимых знаков, по которым имеется возможность точного установления местоположения трубы и ее составляющих элементов. Закрепление происходит обычно при помощи двух столбов, которые устанавливаются по продольным осям труб, с целью обеспечить их сохранность на весь строительный срок, и колышков, забитых по насыпным осям в необходимых местах.

В отдельных случаях на расстоянии 150-200 см от границы котлована происходит строительство обносок из досок, установленных горизонтально, на которых идет разметка характерных фундаментных точек. Сами доски прибиваются к столбам, которые закреплены в землю.

При плановой разбивке нужна строгая выдержка створного положения, которое располагается по осям насыпей.

При выявлении каких-либо неблагоприятных грунтовых или других факторов на местах расположений труб и оголовков требуется их смещение в необходимую сторону. Все отличия от имеющегося проекта необходимо согласовать с проектными организациями и заказчиком, в результате чего будет выбрана наиболее подходящая технология.

Высотная технология заключается в том, чтобы определить поверхностные отметки в местах расположения труб и глубину срезки земли или, наоборот, ее подсыпки под трубы. Работы по грунту, связанные с рытьем котлована и устройством фундамента, выполняются в присутствии инструментального контроля.

При помощи нивелира проверяется соответствие проекту фактической отметки котлованного дна подушечному верху. Аналогичным образом контролируются высотные положения фундамента, а в дальнейшем и устройство труб, и оголовки.

Продольные профили трубы нивелируются непосредственно перед засыпкой и отсыпкой насыпного слоя до отметок по проекту. Необходимые, периодичные и продолжительные дальнейшие наблюдения устанавливаются в соответствии с требуемыми нормами.

Данная технология производится с привязыванием к реперам, которые расположены недалеко от труб.

Работа по исполнению

Котлован получают с помощью экскаваторной копки.

Экскаваторная копка и ручная зачистка котлованов.

Устройство (если есть необходимость) котлованного дна каменным материалом посредством вдавливания с помощью средств утоплений.

Котлован под фундамент, где будут находиться водопропускные трубы, разрабатывается в основном без ограждений (креплений). Лишь в водонасыщенном грунте, при значительных притоках вод и невозможности обеспечения устойчивости стен котлована, земля разрабатывается с учетом крепежной защиты. Укрепление котлованов применимо, если вблизи находятся эксплуатируемые сооружения. Такая технология обеспечивает их устойчивость.

Котлованные очертания и технология их разработок находятся в зависимости от конструкций труб и их фундаментов, от видов и состояний земли. Крутизна откосов котлована назначается при учете котлованной глубины и характеристик разрабатываемой земли.

Если конструкцией предусматривается гидроизоляция или выполняются другие работы, которые связаны с нахождением здесь людей, то расстояние между боковыми поверхностями фундамента и вертикальными стенками котлована применяется не меньше 70 см. Когда подобные работы отсутствуют, данные парамы можно уменьшить до 10 см.

При фундаментном бетонировании без опалубки котлованный размер принимается равным размеру данного фундамента.

Разрабатывая котлованы с откосами, промежуток между фундаментом и подошвой откоса должен быть не меньше 30 см. При копании котлована принимаются меры, чтобы предотвратить заполнение их поверхностной или грунтовой водой. Для этих целей по котлованным контурам отсыпаются земляные валики. При сооружении труб на постоянных водотоках необходимо устроить запруду либо отвести русло в бок при помощи канавы.

Если вода все же попала в котлован, ее требуется удалить или устроить внизу спуск в канаву. Такое обычно возможно при строительстве косогорного водопровода либо механизированного водоотлива. В данных случаях внизу котлована делаются ограждаемые приямки, из которых при помощи насоса происходит откачивание воды. Такие приямки располагаются за фундаментным контуром. Ими обеспечивается водоотвод во время работ с фундаментом, вплоть до засыпки.

По мере того как углубляется котлован, ограждение приямков необходимо опускать. Грунты нескальных пород разрабатывают землеройные машины без нарушений естественных сложений грунтов в основаниях. Недобор составляет 10-20 см. Окончательная чистка котлована происходит перед тем, как устроить фундамент.

На сегодняшний день из различного множества землеройных машин наибольшее распространение в строительстве водопроводов на автомобильных и железных дорогах принадлежит бульдозерам и экскаваторам.

Бульдозер наиболее популярен при устройстве котлованов.

Котлованное строительство бульдозерами является наиболее целесообразным при заложении самих труб и оголовков на одном уровне или имеющихся несущественных различиях.

Для котлована, который не огражден, применяется экскаватор, у которого имеется обратная лопата или драглайн. Преимущество этого механизма – возможность разработать грунт при разных глубинах, что помогает обеспечить устройство котлованов под средними частями труб и оголовков, подошвы фундамента которых закладывают на значительных глубинах.

При разработке ограждаемого котлована целесообразным является применение грейферов.

Во всех ситуациях грунт, который разрабатывают, укладывается за пределами котлована на тех расстояниях, которые могут обеспечить устойчивость стен или ограждений. Навалы земли не должны препятствовать выполнению работ по строительству, монтажу и пропуску воды.

Устройство и строительство фундамента

Существует мелкообломочный и крупноблочный фундамент.

Монтируя фундамент с помощью сборных элементов, вначале требуется уложить блоки оголовков до подошвенного уровня. Потом до этого же уровня заполняются пазухи оголовков фундамента. В последующем с трех боков они засыпаются местной землей, а в местах, где сопрягаются фундаменты разных глубин, – песчано-гравийными либо песчано-щебеночными смесями, которые нужно послойно уплотнить и залить цементным раствором.

Затем фундаментную кладку и оголовки нужно вести с учетом посекционного . Требуется последовательное строительство, от выходных оголовков к входным. Многорядная кладка выполняется при помощи шовной перевязки. Для устройства монолитного фундамента требуется:

  • изготовить и установить опалубку;
  • доставить готовую бетонную смесь или приготовить ее на месте;
  • уложить смесь;
  • предоставить необходимый уход, удалить опалубку, засыпать пазухи.

Простота очертаний фундамента позволяет изготовить опалубку в виде инвентарного щита, который используется на многих строительных объектах. Поверхности таких щитов должны быть гладкими. Перед тем как бетонировать, их рекомендуют смазать солидолом. Это в дальнейшем поможет легче отделить щиты от конструкции из бетона.

Для того чтобы загрузить бетонную смесь в секционную опалубку, необходимо применение инвентарных лотков или бадей, которые загружаются на месте или доставляются с бетоносмесительного узла. Уплотнение бетона происходит при помощи глубинных или поверхностных вибраторов.

Устройство сборно-монолитного фундамента происходит в следующей последовательности: на заготовленное основание или подушку требуется установить опалубку между секциями, в имеющееся пространство залить бетонную смесь.

Требования в производстве работ по бетону такие же, как и при устройствах монолитного фундамента. Механизмы и оборудование для фундаментных устройств нужно выбирать с учетом всех технологических процессов по сооружению труб.

Примерным перечнем оборудования выступает: кран, растворосмеситель, бетоносмеситель, вибратор, электротрамбовка, сварочный агрегат, передвижная электростанция.

Повысить эффективность при устройстве труб можно, если организовать процессы изготовления, доставку конструкций и монтаж труб на участке, соблюдая единый комплексный график.

Обязательное условие этих мероприятий – хорошие подъезды и развитые строительные базы. Фундамент и количество оголовков труб в этой ситуации монтируются «с колес». Необходимые элементы снимаются краном с транспортного средства и укладываются в конструкции.

Устройство свайного фундамента очень распространено там, где присутствует слабый грунт. Погружение свай происходит в основном агрегатами, которые включают копровое оборудование на базах тракторов, автомобильных кранов или экскаваторов.

Водопропускные железобетонные трубы: монтаж

Сборные оголовков и тела труб начинают монтировать после фундаментного устройства и пазушной засыпки.

Перед монтажом блоки фундамента и оголовков, звенья необходимо очистить от грязи, а в зимних условиях – ото льда и снега.

Звено или блоки, которые имеют плоскую поверхность нижних граней, нужно устанавливать на цементный раствор. Звенья цилиндрические требуется устанавливать на деревянные подкладки с соблюдением требуемых зазоров между ними и фундаментом. В последующем под звенья подбивается бетонная смесь, тем самым обеспечивается полный контакт звеньев на всем расстоянии.

Раствор нужно подливать с одного бока, при этом контролировать его появление с другого. Затем восполняется недостающий раствор с противоположного бока. Этим обеспечивается полное выравнивание и заполнение швов. Раствор нужен такой, где подвижность составляет около 12 сантимов.

Заполняя вертикальные и горизонтальные швы, можно обеспечить сплошную и монолитную конструкцию трубы на участке, где присутствуют деформационные швы.

Стыковочным швам на звеньях или секциях труб присуща конопатка со всех сторон паклей, которая пропитана битумной смесью. С внутренних сторон швы необходимо на 0,03 м заделать при помощи цементного раствора.

Весь процесс монтажа производится с соблюдением зазоров проекта между звеньями и блоками с той целью, чтобы выдержать секционный размер и не допустить перекрытий деформационного шва.

Гидроизоляция и устройство труб

Основной тип изоляции железобетонных и на сегодняшний день происходит при помощи битумной мастики.

Покрытия устраиваются неармированные (обмазочные) и армированные (оклеенные). Обмазочная гидроизоляция – это два слоя битумной мастики, имеющие толщину 1,5-3 мм каждый по грунтовому слою.

Гидроизоляция с армированием состоит из материальных слоев между трехслойной битумной мастикой по грунтовочному слою.

Поверхности элементов железобетонных труб и их элементов (звенья, плиты перекрытий, насадки и другие) обычно защищаются оклеенной изоляцией.

Гидроизоляция: последовательность работы

  • поверхностная подготовка;
  • собственно гидроизоляция;
  • устройство защитных слоев.

При поверхностной подготовке при работе с конструкцией требуется очищение от грязи, просушка, а в отдельных ситуациях нужно выровнять ее при помощи цементного раствора.

Наносить подготовительный слой из раствора цемента нужно там, где образуются внутренние углы, к примеру, на перекрытиях труб и оголовков перед кордонными камнями, для сливного устройства в многоочковой трубе и т.д.

Первой технологической операцией является гидроизоляция, то есть необходимо нанести на изолируемые поверхности битумный лак, который выступает как грунтовка, с целью заполнить мелкие трещины и поры. Кроме того, он улучшает сцепление битумной мастики и бетонной поверхности.

Существуют и немеханизированные способы грунтовочных устройств при помощи кисточек.

Неармированная гидроизоляция устраивается после того, как высохла грунтовка, но не менее чем через 24 часа после нанесения.

Горячая мастика наносится слоями в толщину 1,5-3 миллима, притом последующий слой после того, как остынет первый. Для этих целей применяются ручные инструменты (шпатель и др.). Повысить качество работы и снизить трудозатраты можно, если использовать механизированные способы, в основном пользуются пневмораспылением.

Армированная гидроизоляция устраивается таким способом: сначала наносится один слой горячего битума и наклеивается слой одного из рулонных материалов. Это же повторяется для последующих слоев. Слой, который будет последним, требуется покрыть мастикой в толщину 1,5-3 мм и выровнять с использованием ручного электрокатка, при необходимости дополнить места, где гидроизоляция оказалась в недостаточном количестве.

Отдельные полотна стыкуются внахлест с 10-сантимовым перекрытием. Первый и второй стык не должны быть один над другим. Последующие стыки выполняются со сдвигом не меньше чем на 0,3 м относительно стыков ранее уложенных слоев.

Рулонный материал наклеивается без образования пузырей, при этом нужно плотное прилегание материала по всем поверхностям. Гидроизоляция разглаживается при помощи электроутюгов, электрокатков.

Устройство защитных слоев необходимо для того, чтобы гидроизоляция не была подвергнута механическим повреждениям при засыпке, учитывая, что она является одним из важных элементов при многолетней эксплуатации и нормальной работе труб.

Обратная земляная засыпка

Железобетонные водопропускные трубы требуется засыпать грунтом после того, как все строительные работы были выполнены и был оформлен соответствующий акт приемки.

Для этих целей подойдет та же земля, из которой возводилась насыпь.

Насыпное возведение над водопропускными трубами делят на два этапа:

  1. Заполнить грунтом пазухи между фундаментом и стенами котлована.
  2. Засыпать трубы по звеньевой высоте.

Грунт укладывается одновременно со всех сторон трубы на равную высоту и уплотняется специальными грунтоуплотняющими виброударными машинами, а при их отсутствии применяются пневмокатки. Грунтовая призма отсыпается при помощи наклонных слоев, толщина которых назначается с учетом действующих нормативов.

При движении по отдельному грунтовому слою вдоль труб машина должна начинать работу с удаленного участка, постепенно приближаясь к самим трубам. Уплотнять грунт непосредственно у самих труб можно, если с противоположного бока имеется уже отсыпанный слой земли такого же уровня на всем протяжении труб. При этом отдельное внимание уделяется грунтовому уплотнению у стен труб. Здесь ручная электротрамбовка должна располагаться не ближе 0,05 ма от стены.

Над средними частями труб запрещается переуплотнять грунт, чтобы в последующем избежать конструкционных перегрузок. При значительных насыпных высотах более 10 мов над трубами рекомендуется оставить зону, где плотность понижена. Далее разровнять землю с помощью бульдозера без уплотнений.

Если при строительстве техника, которая передвигается над засыпанными конструкциями или вблизи от них, является более тяжелой по сравнению с временными нагрузками, то требуется дополнительная засыпка, чтобы избежать разрушений в трубе.

Степень грунтовых уплотнений в призменных пределах засыпки оценивается при помощи коэффициента К, определяющего отношение плотности, которая была достигнута, к стандартной максимальной (определяется методом стандартных уплотнений). Последняя приводится в производственном рабочем проекте, в который включены данные геолого-инженерных изысканий. Действующая инструкция требует, чтобы коэффициент уплотнения обеспечивался не менее 0,95. Контроль над плотностью ведется влагомером-плотномером Ковалева. Следует сказать, что в процессах по засыпке труб запрещаются отклонения от К, который равен 0,95, в наименьшую сторону. Ведь при снижении плотности земли значительно уменьшается деформационный модуль и несущие способности труб.

Техника безопасности (ТБ)

Принять на данную работу можно лишь тех рабочих, которые прошли необходимую медицинскую комиссию и вводный (общий) инструктаж по ТБ и инструктаж по ТБ непосредственно на месте работы.

Помимо этого, работники в течение трех месяцев с начала работы обязаны обучиться безопасному методу работы по проге длительностью в 6-10 часов. Окончив обучение, следует сдать экзамен в постоянно действующей комиссии, по результатам которого будет составлен акт, который требуется вложить в личное дело сотрудника.

На строительной площадке должны находиться постоянные или временные санитарно-бытовые устройства: уборные, умывальные, раздевалки, сушилки для одежды, помещения для приемов пищи, душевые, медпункты или аптечки. Работники должны снабжаться питьевой водой.

Администрация строительства должна предоставить рабочим спецодежду, обувь и индивидуальные защитные средства в соответствии с действующими нормами.

Строительным мастерам нужно:

  • осуществлять правильное и безопасное ведение строительных и монтажных работ;
  • контролировать состояние подмостков и лесов, приспособлений защиты, котлованных креплений и т.д.;
  • проверять чистоту и порядок на трудовых местах, на подъездных дорогах и проходах,
  • обеспечить освещенность трудовых мест, проверить правильную эксплуатацию подкопровых и подкрановых дорог;
  • инструктировать сотрудников по ТБ на рабочем месте в рабочем производстве;
  • контролировать применение и правильное использование работниками индивидуальных средств защиты и спецодежды;
  • контролировать соблюдение норм переносок тяжести, обеспечить рабочие места плакатами и надписями.

Бетонные и железобетонные трубы укладывают на естественное или искусственное основание. Стыки напорных труб (раструбные или муфто­вые) заделывают резиновыми уплотнительными кольцами, а безнапорных (раструбные или фальцевые) - смоляной или битумизированной прядью, асбестоцементным или цементным замком, а также асфальтовой мастикой. Перед укладкой труб в траншею их так же, как и муфты, в ходе приемки подвергают наружному осмотру для выявления дефектов и проверки разме­ров.

Монтаж напорных трубопроводов. Напорные трубопроводы мон­тируют из раструбных и гладких железобетонных напорных труб на муфто­вых соединениях, что вносит разнообразие в технологию работ по их про­кладке.

Монтаж трубопроводов из раструбных труб ведут в такой последо­вательности: доставка труб и раскладка их вдоль траншеи, подача их на ме­сто укладки, подготовка конца трубы и установка на него резинового коль­ца; введение его вместе с кольцом в раструб ранее уложенной трубы; придание уложенной трубе проектного положения; окончательная заделка стыка; предварительное испытание готового незасыпанного участка трубопровода (а при трубах больших диаметров только стыковых соединений); засыпка этого участка; окончательное его испытание.

Монтаж труб ведут стреловыми кранами, причем трубы с бермы траншеи подают раструбами вперед по ходу монтажа и обязательно против течения жидкости. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанав­ливают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум-трем трубам при их соединении в раструб.

Рекомендуемая схема расстановки механизмов, рабочих-монтажни­ков и раскладки труб при монтаже трубопроводов показана на рис. 6.11, а. При укладке трубы вначале по шаблону отмечают на ее гладком конце глу­бину заводки его в раструб уложенной трубы. Установив кран по середине укладываемой трубы и застропив ее полуавтоматическим захватом (рис. 6.11, в, г, д, е) или с помощью стропов либо траверсы, трубу подают в траншею (рис. 6.11, е). На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавливают и на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего за­водят ее в раструб ранее уложенной трубы и опускают на подготовленное основание. При этом особое внимание уделяют центрированию втулочного конца вводимой трубы с резиновым кольцом относительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы.

Для выверки положения укладываемой трубы на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на об­щей линии визирования с двумя неподвижными визирками на обносках (рис. 6.11, е). После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, ос­вобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к выверке положения трубы в плане. С этой целью устанавливают по отвесу инвентар­ные вешки (рис. 6.11, з): одну из них на конец укладываемой трубы, а дру­гую - на ранее уложенную. По установленной в колодце или на смонтиро­ванном участке трубопровода неподвижной вешке проверяют правильность укладки трубы в плане (рис. 6.11, е). При необходимости ее смещают в нуж­ную сторону.


В заключение с помощью натяжного приспособления (рис. 6.11, и) вводят гладкий конец трубы в раструб ранее уложенной, следя при этом за равномерностью закатывания резинового кольца в раструбную щель. При этом нельзя допускать, чтобы торец втулочного конца был задвинут в рас­труб до полного упора; между ними должен быть оставлен зазор (для чего и делается разметка), причем для труб диаметром до 1000 мм - величиной 15 мм, а для труб больших диаметров - 20 мм. Соединив трубы, снимают натяжное приспособление и подбивают трубу с боков грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным его уплотнением ручными трамбовками.

Рис. 6.11 - Основные рабочие операции при монтаже трубопровода из железобетонных рас­трубных труб

а-общая схема организации работ (Т-1, Т-2, Т-З.Т-4, Т-5 - рабочие места тру­боукладчиков), б - разметка гладкого (втулочного) конца трубы шаблоном, в, г - строповка тру­бы и опускание ее в траншею с помощью клещевого захвата, д - введение гладкого конца тру­бы в раструб, е - выверка положения трубы в плане по вешкам, ж - центрирование трубы, з - инвентарная вешка с отвесом; и - натяжное устройство, 1 – трубы, 2 – кран, 3 – траншея, 4 - клещевой захват, 5 - уложенная раструбная труба, 6 - укладываемая труба, 7 - приямки; 8 - лестница, 9 - неподвижные визирки, 10 - переносная (ходовая) визирка, 11 - инвентарные вешки, 12 - натяжной винт, 13 - балка, 14 - тяга, 15 - распорка

При монтаже трубопроводов из раструбных железобетонных труб наиболее трудоемкой операцией является введение втулочного конца трубы с резиновым кольцом в раструб ранее уложенной. Для облегчения ее приме­няют различные приспособления, устройства и механизмы. В частности, ис­пользуют двух-трехтросовые наружные натяжные приспособления (рис. 6.12, а, б), реечные и гидравлические домкраты (рис. 6.12, в), внутрен­ние натяжные приспособления, рычажные и шестеренчатые лебедки (рис. 6.12, г, д), бульдозеры и экскаваторы (рис. 6.12, е, ж).

Для монтажа труб диаметром 500, 700, 900 мм применяют также уни­версальное гидравлическое приспособление (рис. 6.12, и), которое закреп­ляют на трубе, а затем вместе с нею опускают в траншею. Проверив точ­ность центрирования трубы и правильность расположения резинового коль­ца, трубу стыкуют с трубопроводом.

При выборе способа монтажа труб учитывают наличие необходимо­го оборудования и механизмов, а также условия строительства трубопрово­да. Монтаж труб с помощью бульдозера (рис. 6.12, е; 6.13) может производиться в том случае, если бульдозер используется при планировке (зачистке) дна траншеи, т.е. когда совмещаются эти две операции. Способ монтажа трубопро­вода с помощью внутреннего натяжного устройства рекомендуется приме­нять для труб диаметром 800 мм и более.

Монтаж трубопровода с помощью ковша экскаватора (см. рис. 6.12, ж) ведут при прокладке труб в водонасыщенных грунтах или в стесненных городских условиях строительства, когда траншею отрывают по мере про­кладки труб, и экскаватор, расположенный рядом, используют для их мон­тажа поворотом ковша.

Применяемые средства механизации монтажа железобетонных и бе­тонных трубопроводов зависят в основном от типа стыкового соединения и диаметра труб. Тип стыкового соединения определяет технические требова­ния к монтажному оборудованию, а диаметр труб и размеры траншеи - воз­можные схемы размещения монтажного оборудования и вытекающие отсю­да технологические схемы производства монтажных работ.

Основными техническими требованиями к оборудованию для монта­жа труб на резиновых уплотнительных кольцах являются: обеспечение со­осности труб и создание необходимого осевого усилия для их стыковки.

При монтаже труб с раструбно-винтовым соединением нужно обеспечить завинчивание укладываемой трубы в ранее уложенную. Для монтажа труб с зачеканкой стыковых соединений следует обеспечить меха­низированное уплотнение волокнистых материалов в раструбной щели.

Рис. 6.12 - Способы монтажа рас­трубных напорных желлезобетонных труб и применяемые для зтого приспособления

1 - уложенная и укладываемая трубы, 2 – полухомут, 3 – резиновое кольцо, 4 – трос, 5,6 - упорная и рабочая балки, 7 - натяжной винт, 8 - фрнкционно-храповое устройство, 9 - шарнир­ный хомут, 10 - регулировочные крестовины, 13 – трещотка, 14 - бе­тонный упор, 15 – гидроцилиндры, 18 - кран-трубоукладчик, 19 - рас­труб, 20 - рычажная лебедка, 21 – блоки, 22 - трос к лебедке, 23 - упорный брус, 24 - бульдозер или трактор, 25 - ковш экскаватора, 26 - съемный и ремонтный хому­ты, 27 - опорная обойма, 28 - толка­тель, 30 - ремонтно-резиновое коль­цо, 31 – болты, 32 – траверса, 33 – рычаги, 34 пластина, 35 - зажимные колодки, 36 – захват для труб, 37 - крюк


Рис. 6.13 - Монтаж железобетонных труб диаметром 1000 - 1200 мм с помо­щью бульдозера: 1,2 - уложенная и укладываемая трубы, 3 - бульдозер, 4 - монтажный кран, 5 - раскладка труб

Монтаж бетонных и железобетонных труб в настоящее время ведут в основном по двум технологическим схемам. При первой применяют навес­ное оборудование к крану-трубоукладчику для выполнения всех операций: захвата трубы на берме и ее спуска на дно траншеи, центровки укладывае­мой трубы к уложенному участку трубопровода и стыковки труб. Вторая схема предусматривает выполнение центровочных и стыковочных операций базовой машиной с соответствующим оборудованием, перемещающейся по дну траншеи. Каждая из этих схем имеет свои области применения, обус­ловленные длиной и диаметром труб и шириной траншеи. При сходных па­раметрах преимуществом первой схемы является совмещение выполнения такелажных и стыковочных операций одной машиной (при условии предва­рительной отрывки приямков и устройства выкружки). Преимуществом второй схемы является возможность совмещения в одной машине оборудо­вания для отрывки приямков и устройства выкружки с оборудованием для стыковки труб.

Недостатком даннх методов монтажа железобетонных труб (особенно больших диаметров 1000, 1200 мм) является сложность обеспечения точной соосности при монтаже укладываемой и ранее уложенной трубы. Обычно укладываемую трубу поддерживают на весу грузоподъемным механизмом, а другим меха­низмом (трактором, экскаватором) создают продольное усилие, обеспечива­ющее ввод гладкого конца в раструб уложенной трубы. При этом сложно обеспечить в стыке одинаковый кольцевой зазор между поверхностью гладкого конца трубы и внутренней поверхностью раструба и как следствие может происходить перекручивание резинового кольца.

Навесное оборудование для механизированного монтажа железобе­тонных труб на резиновых уплотнительных кольцах (рис 6.14, а), исключающее указанные недостатки, конструктивно выполнено в виде грузонесущей балки с подвеской к крюку крана-трубоукладчика. На балке размещены два захвата укладыва­емой трубы, захват ранее уложенной и привод горизонтальной подачи укла­дываемой трубы.

Для монтажа железобетонных безнапорных труб с раструбно-винтовым соединением применяется навесное оборудование (рис 6.14, б), которое состоит из рамы, роликовых захватов укладываемой трубы, захвата ранее уложенной трубы. К раме жестко прикреплены упоры, сопрягаемые с раструбом и втулочной частью уложенной трубы.

Рис. 6.14 – Схемы навесного устройства - для монтажа железобетонных труб на резиновых уплотнительных кольцах (а), для монтажа труб с раструбно-винтовым соединением (б) и траншейной машины для монтажа раструбных труб (в)

1 – упор-фиксатор, 2 – фиксаторы трубы, 3, 9 – гидроцилиндры, 4 – траверса, 5 – скоба, 6 – втулка направляющая, 7 – шток, 8 – труба ранее уложенная, 10 – захваты, 11 – труба укладываемая, 12 – фиксатор клиновой, 13 – рама, 14 – привод вращения и осевой подачи трубы, 15 – роликовые захваты, 16 – захват ранее уложенной трубы, 17 - труботолкающая поперечная балка на горизонтальной раме, 18 – грейферный ковш приямкокопателя, 19 – наклонная стрела приямкокопателя, 20 – плужный ложекопатель, 21 – дорожный уплотнитель, 22 – ложе, 23 – приямок, 24 – окно для пропуска ковша в забой, 25 – пассивный боковой рассеиватель, 26 - отвал

Для механизированной зачеканки раструбных труб волокнисты­ми материалами используют специальное устройство, которое содержит съемный узел зачеканки.

Для механизи­рованной заделки стыков раструбных труб большого диаметра используют устройства у которого чеканочная втулка снабжена вибровозбудителями, что обеспечи­вает повышенное качество запрессовки волокнистого материала в раструб­ную щель соединяемых труб.

Конструктивная схема специальной траншейной машины для монта­жа раструбных труб приведена на рис 6.14, в.

Для обеспечения водонепроницаемости стыковых соединений нельзя допускать эллипсности труб, раструбов и муфт или плохого качества их по­верхности, а также применять некачественные кольца. Основные требования, предъявляемые к качеству монтажа железобетонных трубопроводов: в процессе стыковки необходимо проверять равно­мерность размещения резинового кольца и его закатывания. Если наблюда­ется в некоторой части окружности отставание, необходимо «припудрить» в этом месте кольцо цементом, исключить дальнейшее неравномерное зака­тывание кольца; по мере укладки труб необходимо проверять прямолиней­ность трубопровода; в процессе монтажа нужно следить, чтобы внутренняя поверхность трубопровода не загрязнялась, внутри не оставались посторон­ние предметы. При перерывах в работе концы уложенного трубопровода следует закрывать заглушками.

Кольца в щели раструбных и муфтовых соединений должны быть об­жаты на 40 - 50% толщины их сечений. Нельзя допускать их перекручива­ния. При нарушении герметичности (водонепроницаемости) стыков их ре­монтируют, для чего устанавливают дополнительные резиновые кольца или их отрезки на дефектное место с помощью специального съемного хомута (рис. 6.12, з).

Монтаж трубопроводов с муфтовыми стыковыми соединениями. После центровки и проверки правильности укладки труб по шнуру, отвесу и визирке на концах соединяемых труб делают разметку рисками, определя­ющими начальное положение резиновых колец, расстояния а и б. При мон­таже труб муфту устанавливают в исходное положение так, чтобы ее торец с рабочей стороны совпадал с нанесенной на трубе риской. Резиновое коль­цо размещают около рабочего кольца муфты, которое затем с помощью ко­нопатки вводят в коническую щель муфты заподлицо с ее торцом. Одновре­менно на вторую трубу надевают другое резиновое кольцо, размещая его на расстоянии б от ее торца.

Далее с помощью монтажных приспособлений муфту продвигают в сторону стыкуемой трубы с одновременным закатыванием первого резино­вого кольца. По достижении муфтой на второй трубе риски б от ее торца в щель муфты вводят второе резиновое кольцо, благодаря чему обеспечивает­ся необходимое конечное положение резиновых колец в стыке и его водоне­проницаемость. Последовательность монтажа стыков труб с применением безбуртовых и однобуртовых муфт показана на рис. 6.15.

Расстояния а, б и их фиксирующие конечное положение муфты и ре­зиновых колец расстояния в, г, д приведены в приложении 3.

Рис. 6.15 – Монтаж стыков труб с применением безбуртовых (а) и однобуртовых (б) муфт: I – первая стадия монтажа и начальное положение первого резинового кольца; II – вторая стадия и начальное положение второго резинового кольца; III – конечное положение муфты и резиновых колец в смонтированном стыке

Монтаж безнапорных трубопроводов осуществляют из бетонных и железобетонных труб на раструбных, муфтовых или фальцевых стыковых соединениях. Стыки раструбных труб уплотняют пеньковой прядью или другими герметиками с заделкой асбестоцементом или резиновыми кольца­ми, а фальцевых труб - асфальтовой мастикой, битумно-резиновыми про­кладками и другими герметиками с заделкой цементно-песчаным раство­ром.

Безнапорные раструбные и муфтовые трубы соединяют с зазором между гладким концом трубы и поверхностью раструба, равным 10 и 15 мм, для труб диаметром соответственно 700 и более 700 мм. Монтаж безнапор­ных трубопроводов из раструбных и муфтовых труб с уплотнением резиновыми кольцами ведут теми же методами, что и напорных. Заделку стыков пеньковой прядью производят путем конопатки раструба на половину его глубины двумя-тремя витками просмоленной или битуминизированной пеньковой пряди с зачеканкой асбестоцементной смесью.

Стыки трубопровода из фальцевых безнапорных труб диаметром более 1000 мм заделывают по всему периметру пеньковой прядью и затирают це­ментным раствором состава 1:1 с устройством снаружи пояса из этого рас­твора.

Монтаж труб краном с помощью монтажной скобы ведут в такой по­следовательности: размечают положение трубы на основании; стропуют трубу и опускают ее в траншею; укладывают трубу на основание и выверя­ют ее положение; конопатят смоляной прядью и заделывают цементным раствором; обертывают стык арматурной сеткой и омоноличивают его. Сты­ки труб диаметром 2000 - 4000 мм, укладываемых на бетонное и железобе­тонное основание, заделывают торкретом по арматурной сетке.

Несмотря на то, что наряду с железобетоном для производства труб сегодня используются и другие материалы, он по-прежнему востребован. При нарушении гидроизоляции таких трубопроводов на помощь приходят материалы системы Пенетрон.

Актуальность проблемы

С превращением небольших городов в мегаполисы в конце XIX века для обеспечения бесперебойной подачи воды появилась потребность в трубах большого диаметра. С развитием производства и усовершенствованием технологического процесса стали выпускать трубы, диаметр которых достигает 1200, 1800 мм и более.

Успешный и продолжительный опыт эксплуатации в инженерных коммуникациях убедительно доказал, что железобетон продолжает оставаться одним из наиболее предпочтительных материалов для производства широкого сегмента труб.

Так, в Западной Европе в канализации пластик используется в основном для труб диаметром до 250 мм при прокладке придомовых сетей. Для магистральных трубопроводов, с диаметром труб от 300 до 600 мм, используются керамика и железобетон, и чем диаметр трубы больше, тем выше доля железобетона. Причина очевидна - нагрузки, которые испытывают магистральные трубопроводы, пластик выдерживает хуже железобетона.

В России железобетонные трубы имеют три основные области применения: напорные водопроводные и водоводные системы и промышленно-бытовая, бытовая, ливневая безнапорная канализация, а также трубопроводные системы инженерных коммуникаций.

Если вода агрессивна к бетону, то, согласно ГОСТ 6482-88 «Трубы железобетонные безнапорные», проектом должны предусматриваться меры защиты. Но на практике этого зачастую не происходит. Если в неагрессивных средах срок службы бетона составляет 50 лет и выше, то в слабоагрессивных он снижается до 20 - 30. В среднеагрессивных средах срок службы еще ниже, в связи с чем следует использовать методы вторичной антикоррозийной защиты.

О резком снижении надежности трубопроводов стали свидетельствовать участившиеся аварии водоводных и канализационных систем. По официальным данным примерно 60% трубопроводов уже подвержены коррозии, а 10% находятся в предаварийном состоянии и требуют ремонта.
Помимо коррозионных процессов, происходящих при эксплуатации трубопроводов, причиной нарушения водонепроницаемости может стать некачественное выполнение герметизации стыкового соединения между трубами.

В качестве герметизирующих материалов по старинке принято использовать пеньку с последующей заделкой цементно-песчаным раствором. При этом, являясь сложной, а главное, ненадежной технологической операцией, такой способ зачеканки требует высокого качества производства работ. Хотя более простым и надежным является находящее все большее применение уплотнение стыковых соединений с помощью резиновых уплотнительных колец.

Во время отсыпки насыпи или при осадке грунта бетонные трубы испытывают значительные деформации, что зачастую приводит к нарушению герметичности стыкового соединения между трубами и последующим протечкам при эксплуатации. Только после нескольких лет эксплуатации, когда стабилизируются процессы осадки и продольные деформации труб, рекомендуется заполнять стыковые соединения цементным раствором.

Ниже приведен альтернативный вариант устройства гидроизоляции стыкового соединения между железобетонными трубами большого диаметра, применяемый как при выполнении ремонтных работ, так и при новом строительстве магистральных трубопроводов. В данном варианте используется бентонитовая саморасширяющаяся прокладка «Пенебар».

Технология выполнения работ

При ремонте железобетонных безнапорных раструбовых труб большого диаметра (диаметр свыше 2400 мм) часто приходится сталкиваться с нарушением герметичности раструбного соединения - резиновый уплотнитель смещается, и вследствие чего наблюдаются протечки в месте контакта смонтированных труб.

I этап: подготовка поверхности

1. С внешней стороны по всей длине стыка между железобетонными трубами выполнить штрабы П-образной конфигурации сечением 70х25 мм с использованием углошлифовальной машины, перфоратора или другого инструмента.

2. Очистить получившуюся штрабу и поверхность бетона с помощью щетки с металлическим ворсом от грязи (при ее наличии), пыли и бетонной крошки. Кромки стыка должны быть структурно прочными и чистыми.

II этап: герметизация стыков

1. Подготовленные штрабы увлажнить.
2. Удалить антиадгезионную бумагу с поверхности гидропрокладки «Пенебар».
3. Уложить гидропрокладку в полость штрабы.
4. Приготовить раствор гидроизоляционного материала проникающего действия «Пенетрон».


5. Прогрунтовать штрабу раствором материала «Пенетрон» в один слой кистью из синтетического волокна.
6. Приготовить раствор шовного материала «Пенекрит». Плотно заполнить им оставшуюся полость штрабы (расход материала 1,5 кг/мп при сечении штрабы 25х25 мм).


7. После затвердевания раствора материала «Пенекрит» тщательно увлажнить поверхность бетона.
8. Приготовить раствор гидроизоляционого материала проникающего действия «Пенетрон» и нанести его в два слоя кистью из синтетического волокна на бетонную поверхность.
9. Первый слой материала «Пенетрон» нанести на влажный бетон (расход материала 600 г/м2). Второй слой нанести на свежий, но уже схватившийся первый слой (расход материала 400 г/м2).

III этап: уход за поверхностью

1. Обработанные поверхности следует защищать от механических воздействий и отрицательных температур в течение 3 суток.
2. При этом необходимо следить за тем, чтобы обработанные материалами системы «Пенетрон» поверхности в течение 3 суток оставались влажными, не должно наблюдаться растрескивания и шелушения покрытия.
3. Для увлажнения обработанных поверхностей обычно используются следующие методы: водное распыление, укрытие бетонной поверхности полиэтиленовой пленкой.

Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в г. Москве

ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА УКЛАДКУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (1,0-2,5 м) ДЛЯ
БЕЗНАПОРНЫХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
И ВОДОСТОЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ

ВСН-27-61

Москва - 1962

«Временные технические указания на укладку железобетонных труб больших диаметров (1,0-2,5 м) для безнапорных канализационных каналов и водосточных коллекторов» разработаны лабораторией дорожно-мостового и подземного строительства НИИМосстроя (руководитель лаборатории Л. Аксельрод, научные сотрудники В. Сахаров и Г. Мощевитин) и согласованы с Управлением дорожно-мостового строительства Главмосстроя, Управлением водопроводно-канализационного хозяйства и Управлением благоустройства Исполкома Моссовета.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Временные технические указания являются дополнением к «Техническим правилам на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию канализационных трубопроводов в г. Москве» (ТПК-1-57) и предусматривают правила строительства безнапорных канализационных и водосточных трубопроводов из железобетонных труб диаметром от 1,0 до 2,5. Они обязательны для всех строительных организаций Главмосстроя.

2. Трубы для строительства водосточных и канализационных коллекторов должны отвечать требованиям действующего ГОСТа 6482-53 и технических условий, утвержденных Главмоспромстройматериалами.

3. На стройплощадке трубы принимают по заводским документам, а также по наружному осмотру уполномоченные для этих целей лица.

На каждую трубу завод должен представлять паспорт установленной формы. На внутренней и наружной поверхностях каждой трубы несмываемой краской должны быть четко нанесены следующие маркировочные знаки: марка трубы, дата изготовления, наименование завода-изготовителя, штамп ОТК.

Трубы должны быть забракованы, если они не отвечают действующим техническим условиям.

Особо следует обратить внимание на недопустимость:

а) изломов и трещин, проходящий через всю толщину стенки ствола трубы или раструба;

б) на концах труб более двух околов длиной более 5 см по образующей или окружности трубы;

в) раковистого строения бетона, указывающего на недостаточную его плотность;

г) наличия выступающей из бетона или обнаженной арматуры.

Трубы без маркировки и паспорта принимать не разрешается.

4. Перед укладкой труб выщербины и другие мелкие дефекты, которые не препятствуют применению труб, должна заделать цементным раствором организация, ведущая монтаж.

5. Все строительно-монтажные работы по укладке труб выполняются в соответствии с требованиями «Технических указаний на производство и приемку работ по устройству наружных трубопроводов водоснабжения и канализации» (СН-161-61), указаниями «Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ» Госстроя СССР (1958 г.), «Инструктивных указаний по технике безопасности при производстве подземных работ» Главмосстроя (1958 г.).

Геодезические работы при разбивке трассы и монтаже труб следует производить только проверенными инструментами, имеющими паспорта и справки о дате последней проверки.

II. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6. Разработка и приемка траншей и котлованов должны производиться в соответствии с техническими правилами производства земляных и буровзрывных работ (СНиП, ч. III), а также настоящими Техническими указаниями.

7. Ширина траншеи по дну для труб диаметром 1 м при глубине траншеи до 3 м (с креплением и без крепления) принимается равной внешнему диаметру плюс 1,0 м*; при глубине более 3 м и креплении стенок траншеи на каждый метр глубины добавляется к ширине траншеи по 0,2 м. Ширина траншеи по дну для труб диаметром более 1,0 м принимается согласно указаниям СН-161-61, § 34 равной внешнему диаметру плюс 1,5 м.

При необходимости устройства дренажных лотков или специальных водоотливных приспособлений, сложных искусственных оснований под трубопроводы, а также наличии вблизи траншеи подземных сооружений ширина траншей определяется проектом.

_________________

* Согласно СН-49-59, часть IV, том 1, глава IV-В-1, п. 76.

8. В грунтах естественной влажности траншеи роют с откосами, либо с креплением стенок.

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, должна соответствовать данным, приведенным в .

Таблица 1

9. Траншеи глубиной до 3 м необходимо, как правило, крепить, руководствуясь указаниями действующих технических условий («Инструктивные указания по технике безопасности при производстве подземных работ», прил. 4, изд. НИИМосстроя, 1958 г.), а глубиной более 3 м - по индивидуальным проектам.

При проектировании конструкций креплений необходимо предусматривать возможность протаскивания труб вдоль траншей.

10. При разработке траншей экскаватором «недобор» грунта допускается на глубину не более 0,2 м; «перебор», как правило, не допускается.

В случае «перебора» на дно траншеи подсыпают слой песка до проектной отметки. Степень уплотнения песка должна быть не ниже коэффициента 0,95.

11. Подчищать дно траншеи до проектных отметок, а также рыть приямки для раструбных и фальцевых стыковых соединений следует непосредственно перед укладкой труб.

Размеры приямков для монтажа стыков соединений труб следующие: длина 1,1 м, ширина D + 1,1 м и глубина 0,4 м,

где D - наружный диаметр раструба или фальца.

После укладки труб приямки засыпают песком и уплотняют. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95

12. Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от бровки.

13. От затопления и размыва поверхностными водами траншеи должны быть защищены отвалами грунта с нагорной стороны, соответствующей планировкой примыкающей территории, а в необходимых случаях водоотводными нагорными канавами, оградительными обвалованиями и др.

14. Разработка траншей ниже горизонта грунтовых вод должна производиться после искусственного понижения уровня грунтовых вод.

15. Искусственное водопонижение при рытье траншеи должно обеспечивать удаление воды при выполнении следующих работ: подготовка естественного или искусственного основания под трубопроводы, зачистка траншей и котлованов, укладка трубопроводов, заделка стыковых соединений, испытание трубопроводов (при незасыпанных траншеях), засыпка траншей.

16. Водоотлив из траншей должен быть организован таким образом, чтобы грунты основания не разрыхлялись восходящим током грунтовых вод.

17. В пучинистых пылеватых, глинистых и суглинистых грунтах дно траншеи следует предохранять от промерзания до укладки труб и непосредственно после укладки или испытания.

Для уменьшения глубины промерзания грунта на объектах, намеченных к строительству зимой, необходимо осенью (не позднее 15 октября) провести вспашку грунта по габаритам траншеи.

Для предохранения основания от промерзания уложенные трубы необходимо сразу засыпать грунтом на высоту не менее 0,5 м над их верхом, а концы труб и колодцы закрывать деревянными щитами.

Примечание. При сухих песчаных и гравелистых грунтах дно траншеи можно не предохранять от промерзания.

18. При рытье траншей в пластичных глинах, а также водонасыщенных грунтах с водопонижением должны быть приняты меры для предупреждения просадок грунта за пределами траншей из-за выноса или оплывания грунта. Необходимо вести наблюдение за просадками сооружений и зданий, расположенных вблизи трассы трубопровода.

Просадки поверхности земли за пределами крепления траншеи не должны превышать 0,5 % ее глубины, при этом их распространение в стороны от траншеи не должно быть более величины, равной глубине траншеи.

III. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ПОД ТРУБЫ

19. В песчаный грунтах устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи ( , тип I) производится по шаблону. Поверхность профиля ложа очищается от камней. Не допускается укладка труб на переувлажненное грунтовое основание.

20. При устройстве песчаного основания в глинистых и суглинистых грунтах толщина слоя песка под трубой должна быть не менее 10 см ( , тип II).

Тип I

Рис. 1. Устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи:

тип I - в песчаных грунтах; тип II - в глинистых и суглинистых грунтах

21. Монолитные и сборные бетонные и железобетонные основания под трубы выполняются в соответствии с требованиями проекта.

IV. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТРУБ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

22. Железобетонные трубы должны быть разложены вдоль трассы трубопровода в радиусе действия крана, осуществляющего монтаж, на расстоянии не менее 3 м от бровки траншеи

23. В случае невозможности разгрузки труб вдоль трассы они хранятся на приобъектном складе раздельно по диаметрам и заводским маркам.

Трубы диаметром до 1,7 м включительно разрешается хранить штабелями не более чем в два ряда, причем каждая труба должна укладываться на деревянные подкладки. Трубы диаметром свыше 1,7 м хранятся в вертикальном положении.

24. Транспортировать трубы по трассе разрешается на автомашинах либо на волокушах тракторами.

Запрещается перемещать трубы волоком или перекатывать.

25. Трубы диаметром до 1,7 м включительно следует перевозить в горизонтальном положении. Концы труб при перевозке не должны свисать более чем на 0,5 м. Трубы диаметром свыше 1,7 м (до 2,5 м) перевозят в вертикальном положении.

V. УКЛАДКА ТРУБ

26. Трубы укладывают на предусмотренное проектом основание, очищенное от обвалившегося грунта и осушенное.

Примечание. Трубы следует укладывать в соответствии с метками завода, фиксирующими положение лотка и шелыги.

27. Подтаскивать трубы к месту укладки и опускать в траншею разрешается тросом, застропованным посредине с наружной стороны трубы, или с помощью специальных захватных приспособлений.

28. Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

Рис. 2.

29. Для определения вылета стрелы крана () при укладке труб в траншею с откосами рекомендуется пользоваться следующей формулой:

L = а + б + в,

где L - вылет стрелы в м;

а - расстояние в м от оси трубопровода до бровки траншеи. При траншее с вертикальными стенками величину «а» следует брать равной глубине траншей плюс половина ширины траншеи по дну;

б - расстояние от бровки траншеи до выносных опор крана («б» принимается равным 0,7-1,0 м);

в - расстояние от выносных опор до оси вращения крана, принимаемое для:

крана К-51 - 1,4 м

крана К-102 - 2,8 м

крана К-252 - 3,85 м

Примечание. Справочные данные о весе труб приводятся в . Грузоподъемность кранов и трубоукладчиков, имеющихся в Главмосстрое на 1962 г., дана в .

30. Трубы, как правило, следует укладывать снизу вверх по уклону раструбами вперед, причем гладкий конец трубы вставлять в раструб уже уложенной, а гребень фальцевых труб - в паз уложенной трубы.

31. Перед стыкованием внутренние и наружные поверхности концов труб должны быть очищены от льда, снега, грязи и наплывов раствора и бетона.

Трубы на прямом участке должны быть центрованы так, чтобы в любом месте периметра ширина раструбной щели была бы не менее 10 мм, а зазор между гладкими концами и упорной частью раструба - не более 15 мм.

VI. ЗАДЕЛКА СТЫКОВ

32. Заделка стыков труб должна вестись с отставанием от места укладки не менее чем на 2-3 трубы.

33. Заделка стыков раструбных железобетонных труб для канализации должна начинаться с конопатки раструба на половину его глубины с внешней стороны трубы двумя витками просмоленного каната или пряди с последующей чеканкой увлажненной асбоцементной смесью со стороны торца раструба. С внутренней стороны трубы раструб заделывают цементным раствором ( , а) состава 1:3.

При заделке стыков раструбных железобетонных труб для водостоков вначале конопатят кольцевой зазор на половину его глубины просмоленным канатом или прядью. С внутренней и наружной стороны труб зазоры заделывают и затирают цементным раствором состава 1:3 (по весу) без чеканки ( , б). Внутренняя поверхность заделки должна быть ровной и гладкой.

34. Просмоленным канатом (ГОСТ 483-55) трубы конопатят с наружной стороны. Эту операцию можно выполнять пневматическими чеканочными молотками Р-1, Р-2 и Р-3 или вручную (с помощью чеканки и молотка весом 0,5-1,0 кг).

35. Асбоцементной смесью раструбы заделывают слоями толщиной не более 20 мм с расчеканкой каждого слоя в отдельности. Уплотнять асбоцементную смесь можно пневматическим чеканочным молотком Р-1 или вручную, начиная с нижней части трубы. Раструб заполняется асбоцементом заподлицо с торцом.

Рис. 3. Стыки труб:

а - канализационных; б - водосточных; 1 - конопатка просмоленным канатом или прядью; 2 и 5-заделка цементным раствором с внутренней стороны трубы; 3 - заделка асбоцементной смесью с наружной стороны трубы; 4 - заделка цементным раствором с наружной стороны трубы

Состав асбоцементной смеси (по весу):

асбестовое волокно не ниже IV сорта - 25-30 %;

портландцемент марки не ниже 400 - 70-75 %.

Вода должна добавляться в готовую и перемешанную смесь в количестве 10-12 % от веса сухой асбоцементной смеси набрызгом (смесь должна быть такой влажности, чтобы после сжатия в руке она не рассыпалась).

Зимой при заделке раструбов асбоцементом необходимо соблюдать следующие правила:

а) при отрицательных температурах воздуха сухая асбоцементная смесь должна затворяться сухим мелкокристаллическим снегом или дробленые льдом в количестве 10-12% от веса смеси. Смесь цемента с асбестом до затворения должна быть охлаждена до температуры наружного воздуха и перемешиваться со снегом деревянной лопатой;

б) при температуре воздуха близкой к нулю асбоцементная смесь в теплом помещении должна затворяться холодной водой. При затворении на открытом воздухе следует применять воду с температурой 50-60°.

36. Изнутри трубы швы заделывают после засыпки трубопровода грунтом. В зимнее время в цементный раствор добавляют один из следующих ускорителей твердения: хлористый кальций - 3 % от веса воды; хлористый натрий – 5 % от веса воды, жидкое стекло - 4-5 % от веса цемента. Цемент должен иметь марку не ниже 400.

37. После зачеканки асбоцементные стыки должны быть укрыты мешковиной и увлажнены в течение 1-2 суток.

38. Фальцевые стыки труб заделывают следующим образом:

а) при зазорах 15-20 мм стык с внутренней стороны трубы зачеканивают асбоцементной смесью (30 % асбоцементной крошки, 70% портландцемента марки 400 и 10-12 % воды от веса сухой смеси), а с наружной заделывают цементным раствором;

б) при зазорах от 20 мм и выше стыки заделывают снаружи трубы устройством армированной бетонной муфты, а изнутри - цементно-песчаным раствором состава 1:3.

VII. ЗАСЫПКА ТРАНШЕЙ

39. Траншеи засыпают в соответствии с «Техническими правилами на возведение насыпей и засыпку траншей в г. Москве» (утверждены решением Исполкома Моссовета от 22 декабря 1958 г. за № 70/50).

40. В зависимости от расположения по отношению к проезжей части траншеи засыпают:

а) в пределах проезжей части действующих, строящихся и реконструируемых городских дорог - на всю высоту песком, степень уплотнения которого не должна быть ниже коэффициента 0,98;

б) вне проезжей части городских дорог, на дворовых территориях, на газонах и скверах (если нет специальных указаний в проекте) «пазухи» - песком до половины трубы, а всю остальную часть траншеи - местными грунтами. Степень уплотнения песка при засыпке «пазух» должна быть не ниже коэффициента 0,95.

41. При засыпке траншей необходимо принять меры, предупреждающие смещение и повреждение труб сбрасываемым грунтом. Сбрасывать грунт в траншею бульдозером можно только после подбивки «пазух» трубопроводов и подсыпки труб грунтом на высоту 20-25 см над верхом трубы.

«Пазухи» засыпают песком послойно и уплотняют каждый слой плоскими ручными трамбовками, вибраторами и другими механизмами, обеспечивающими сохранность труб от повреждений. Уплотнение последующих слоев грунта должно быть механизировано.

Для уплотнения поверхностного слоя грунта можно применять самоходные катки с гладкими вальцами и вибрационные машины.

Примечание. Для катков и вибрационных машин высота засыпки песком или грунтом над верхом трубы должна быть не менее 1 м. Для других уплотняющих машин минимальную высоту засыпки над верхом трубы должна устанавливать проектная организация.

42. Гидравлический способ уплотнения грунта путем затопления траншей водой или намыва может применяться для песчаных грунтов. При этом способе производства работ должно быть обеспечено удаление воды из траншеи. Если отвод воды из траншеи обеспечить невозможно, применение гидравлического способа запрещается.

43. Разборка креплений траншей по ходу обратной засыпки производится с обязательным принятием мер против обрушения грунта.

Примечание. Если разборка креплений может привести к повреждению трубопровода, осадке расположенных вблизи зданий и сооружений или опасна для жизни работающих, то засыпать траншеи допускается без разборки креплений. Необходимость оставления креплений в грунте должна быть оформлена актом.

44. В зимних условиях траншеи засыпают в зависимости от территории, на которой расположена траншея:

а) в пределах проезжей части городских дорог - талым песком с уплотнением на всю высоту траншеи;

б) вне пределов проезжей части - талым песком с уплотнением на высоту 0,5 м от верха труб. Верхнюю часть траншеи засыпают местным грунтом, если нет специальных указаний в проекте.

VIII. ПРИЕМКА ТРУБОПРОВОДОВ

45. Предварительная приемка безнапорных трубопроводов для водостоков и канализации должна сопровождаться:

а) приемкой скрытых работ с составлением акта;

б) тщательным осмотром уложенных труб изнутри,

в) проверкой прямолинейности трубопровода на участке между двумя смежными колодцами;

г) инструментальной проверкой отметок лотка в колодцах:

д) визуальной проверкой на герметичность стыковых соединений и сопряжений труб с колодцами.

46. Высота отдельных «застойных» мест, обнаруживаемые путем пробного пуска воды, не должна превышать 20 мм для труб диаметром от 1,0 до 2,5 м включительно.

47. Отклонение оси труб от прямой между двумя смежными колодцами не должно превышать 20 см на интервале 100 м.

48. Отклонение отметок лотков в колодцах от проектных не должно превышать ±5 мм.

49. Трубопроводы для канализации проверяются на герметичность.

В сухих грунтах трубопроводы испытывают на утечку воды путем наполнения колодца водой с верховой стороны участка. При высоких колодцах высота заполнения должна быть не менее 4 м над шелыгой.

Утечка воды не должна превышать величин, указанных в . Испытание может производиться при полной или частичной засыпке труб грунтом. Минимальная высота засыпки должна быть не менее чем до половины диаметра трубы.

В мокрых грунтах трубопроводы испытываются на поступление воды при естественном горизонте грунтовых вод. При уровне грунтовых вод над шелыгой 2 м поступление не должно превышать величин, указанных в .

Таблица 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сортамент железобетонных труб больших диаметров, изготавливаемых управлением Главмоспромстройматериалы (на 1962 год)

Завод-изготовитель

Внутренний условный диаметр, мм

Внутренний фактический диаметр, мм

Тип трубы

Толшина стенки, мм

Длина, мм

Тип соединений

Вес трубы, т

Примечание

Московский завод железобетонных труб (Филевский)

Нормальной прочности

Повышенной прочности

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Повышенной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Нормальной прочности

Примечание. Адреса:

Московского завода железобетонных труб - г. Москва, Г-87, Береговой проезд, дом 2, тел. Г 9-31-23.

ЖБИ № 15 - г. Москва, Ж-88, Ст. Остаповское шоссе, дом 83, тел. Ж 2-56-04.

ЖБИ № 13 - г. Москва, Б-319, Отцевский проезд, дом 9а, тел. Д 7-59-16.

Трубы нормальной прочности предназначаются для укладки на глубину 4 м над верхом трубы, трубы повышенной прочности - на 6 м над верхом трубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы

Наименование механизмов

Максимальный вылет стрелы, м

Вылет стрелы, м

Грузоподъемность крана (в опорных домкратах), т

А. Автокраны грузоподъемностью 5 т (К-51, К-52)

Б. Пневмоколесные краны:

грузоподъемностью 10 т (К-102, К-104, Лорейн, Ортон)

грузоподъемностью 25 т (К-252, К-255)

В. Краны на гусеничном ходу:

грузоподъемностью 15 т (Э-753, Э-754, Э-801, Э-1004, Харни Шветер)

грузоподъемностью 20 т (Э-1252, Э-1254)

Г. Трубоукладчик Т-Л-3

Трактор С-80


Похожие публикации