Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Андрогинность - это признаки третьего пола? Кто такие андрогины и что отличает их от остальных? Развитие андрогинных форм поведения у младших школьников из неполных семей Развитие андрогинных форм поведения

Можно ли еще чем-то удивить современного человека? За все то время, сколько существует наша цивилизация в мире происходило и происходит столько невероятнейших и фантастических событий и явлений, что едва ли что-то может превзойти их своей сенсационностью. Однако же, до тех пор, пока вращается Земля, будет появляться, зарождаться или возрождаться что-то необычное, не вписывающееся в привычные рамки и каноны.

Не возникало ли у вас ощущения, что мы живем именно в то самое время, когда традиционные, незыблемые общественные и моральные стандарты вдруг пошатнулись, а наша цивилизация начала стремительно менять курс? Куда мы движемся и к чему придем? Останемся ли мы такими же: мужчинами и женщинами, которые живут, встречаются, влюбляются, создают семьи и продолжают род человеческий? Или постепенно эволюционируем в другую расу? А если так, то что тогда нас ждет?

О чем вещает наука

Андрогинность - что это? Порождение нашего времени, а быть может будущее, которое становится уже не таким далеким? Или явление, которое существовало на протяжение всей истории человечества, но о котором раньше не принято было говорить вслух? Ведь еще в античные времена это понятие существовало, дойдя до нас в поэзии Сапфо, в диалогах Платона, да и во множестве других литературных и исторических источников. А чего только стоит античная мифология, где частенько встречались существа, наделенные одновременно и мужским, и женским началами, как, например, бог Янус.

Наука твердо стоит на своем: у каждого человека есть определенный набор хромосом, по которому мы и делимся на Марсов и Венер. Хромосомный набор XX - девочка, XY - мальчик. По-другому быть не может. Точка.

Любые отклонения - это уже аномалия, которую следует изучить вдоль и поперек, а затем принять соответствующие меры. Как правило, у людей, называющих себя андрогинами таких генетических аномалий нет. Иными словами, они рождаются с определенными ярко выраженными половыми признаками, но уже взрослея, они начинают идентифицировать себя, и вот тут-то и происходит тот самый сбой в матрице, когда Виктор, глядя на себя в зеркало вдруг осознает, что и в образе Виктории он будет чувствовать себя весьма комфортно.

Человеческий организм - штука сложная. Это мудреная система, в которой функционируют четко налаженные механизмы. Но, как и в любом другом механизме, случаются сбои. Вот они-то и могут давать о себе знать в самых разных проявлениях, включая как внешность, так и психоэмоциональное состояние. А это, в свою очередь, и приводит к появлению андрогинов - людей, которые одновременно проявляют как мужские, так и женские качества. На внешности это отражается наличием в одном организме мужских и женских признаков одновременно.

Вот потому-то и случаются с некоторыми, особенно интеллигентными и воспитанными людьми конфузы, когда они в силу обстоятельств вынуждены обратиться к … то ли девочке, то ли мальчику.

Психология

Омужественившиеся женщины и оженственившиеся мужчины - логическое следствие того, что в нашем обществе принято называть равноправием, толерантностью и терпимостью. Некоторые склонны воспринимать этот факт чуть ли не как предвестие Апокалипсиса. Другие же, наоборот, видят в этом новую веху эволюции, считая андрогинов людьми будущего, более совершенными, гармоничными и самодостаточными.

Андрогинность - явление социокультурное и психосоциальное. Одним из первых, кто обратил пристальное научное внимание на данный вопрос был основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг . В своей теории он выделил особый архетип совершенной, целостной личности, в которой сливаются мужское, женское начала и, так называемая, Самость. Вследствие чего и появилась концепция психологической андрогинии.

Американский психолог Сандра Бем , занимающаяся изучением гендерных проблем, разработала собственную методику определения психологического пола, известную под названием «Маскулинность-фемининность ». Суть ее проста: испытуемому предлагается такой себе полоролевой опросник, содержащий 60 утверждений, на которые тот должен ответить либо утвердительно, либо отрицательно. На основании результатов и определяется психологический пол испытуемого: мужчина, женщина или андрогин.

Интересный факт: если в 70-е года 20 века, недавно созданный метод Бем давал стандартные результаты, то есть, у большинства мужчин преобладала маскулинность, у большинства женщин - фемининность, то на сегодняшний день ситуация значительно изменилась. Многие, кто проходит такой тест, часто с удивлением обнаруживают, что у них преобладают черты андрогинности.

Важная заметка: андрогинов вовсе не стоит путать с трансвеститами, гомосексуалистами и . Среди них встречаются и те, и те, а в добавок еще и вовсе асексуалы. Но и многие из них - люди с традиционной ориентацией, и совершенно не желающие менять свой пол. При этом они ведут обычный образ жизни и создают вполне традиционные семьи. По сути, отличаются они лишь своей уникальной внешностью, по которой порой бывает довольно затруднительно определить их пол.

Андрогинность в тренде

Индустрия моды вообще живет своей жизнью, абсолютно пренебрегая любыми стандартами и нормами, зато создавая новые веяния и тенденции. Шоу-бизнес тоже недалеко ушел. Это как раз те сферы, где возможно все и радушно воспринимается все. Все, что в обыденной жизни вызывает неоднозначное отношение, а иногда и категорическое неприятие.

Новая тенденция

Одним из новых и стала андрогинность, набирающая всю большую популярность и свою армию поклонников и последователей. И хоть само это явление далеко не новое, но именно в последнее время оно очень активно развивается и вливается в общесоциальную жизнь.

Универсальная внешность андрогинов открывает для них широкие перспективы именно в этих сферах, где едва ли не обожествляется все необычное, нестандартное и, конечно же, красивое. А ведь никто не осмелится поспорить, что андрогины действительно фантастически красивы. Именно их миловидная, ухоженная, изящная, рафинированная внешность отделяет их ото всех других. Таким невозможно стать, таким нужно только родиться, иначе можно превратиться в жалкую пародию, вызывающую смех, а то и отвращение.

Секрет магнетизма

В них есть естественность, им не нужно придумывать себе образ, за них это сделала природа. И если травести - это, как правило, всего лишь амплуа, то андрогиния - это не просто внешний облик, но и состояние души, психологическая и эмоциональная сущность человека, сделавшего осознанный выбор с легкой подачи матушки-природы. Возможно этим и объясняется их особый магнетизм и привлекательность. А двери в фэшн-индустрию радостно распахиваются перед моделями-андрогинами, которых все чаще можно встретить на подиумах, фотосессиях и в рекламных роликах.

Известные андрогины

Одним из самых известных и востребованных в мире моды андрогинов является, конечно же, сербско-австралийская модель Андрей Пежич , который к слову, недавно стал Андреа, сменив пол. Глядя на его фото, понимаешь, что даже для девушки он неприлично красив; сама Афродита бы позавидовала.

Среди других известных андрогинов и фронтмен группы Placebo Брайян Молко , который на заре своей карьеры даже выступал в женском обличии;

нидерландская модель Саския де Брау , представляющая на показах как мужские, так и женские коллекции;

актриса и художница, а по совместительству любимица дизайнеров, Тильда Суинтон ;

модель, певица и актриса Агнесс Дейн ;

российский манекенщик Стас Федянин , который несмотря на свою невероятно женственную внешность, остается полноценным мужчиной с традиционной сексуальной ориентацией;

шведская модель и актриса Эрика Линдер.

To be or not to be

Сами андрогины именуют себя третьим полом и даже высшей расой, обосновывая это тем, что они более совершенны и нашли ту самую внутреннюю гармонию, которой никак не могут достичь большинство других людей. Даже некоторые психологи склонны считать их психически более здоровыми и уравновешенными.

Однако, такие утверждения не могут не вызвать споры. Консервативно настроенные и приверженные традициям люди справедливо полагают, что не все так гладко и оптимистично. Андрогинность можно назвать своеобразной маской, за которой прячутся те, кто желает избежать ответственности, личности инфантильные и эгоистичные. К примеру, мужчина-андрогин даже с традиционной сексуальной ориентацией вряд ли станет ухаживать за женщиной так, как это привычно в нашем обществе. Трудно представить его уступающим место в метро или автобусе, или же открывающим двери перед дамой, или, что он способен отлупить уличных хулиганов, приставших к его девушке, не побоясь сломать ноготь или получить сиренево-розовый «закат» под глазом. Как впоследствии такой мужчина сможет заботиться и защищать свою семью, если таковая у него вообще будет?

Или другая ситуация: как показывают многие психологические опросы и как говорят сами женщины-андрогины на многочисленных ток-шоу и в интервью, они едва ли видят себя в роли матери, а какие-то исконно женские качества в них или в принципе отсутствуют, или задвинуты в глубины подсознания.

Как следствие возникает вопрос: кто же будет продолжать род человеческий, если люди и дальше будут двигаться в этом направлении? Так недолго и до тотального вымирания, если только не начнут выращивать детей из пробирки.

Как ни крути, но андрогиния сейчас стала не просто субкультурой, она стремительно набирает обороты и становится неотъемлемой частью нашей жизни. Хорошо это или плохо, решает каждый сам для себя, однако уже сейчас стоит задуматься, на верном ли пути стоит человечество.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния ,т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую. "Вот с каких давних пор, - пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу" (Платон. Пир. - М.: Мысль. - 1993. - С. 98-103).

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

"Феминистское движение отличий ,последовательницы которого почитают различия, диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния, сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой женщины выйдут копиями мужчин. Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу. Подобно им, мифопоэтическое движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации мужественной природы мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были незаслуженно забыты и что мужчины слишком "феминизировались" и стали "слюнтяями" (Kimmel and Kaufman, 1994). В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими высказываниями в адрес "плавильной печи", которую представляет собой культура. Идея "плавильной печи", где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом (т. е. ассимилируются), уже вышла из моды. Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо. Вместо метафоры "плавильной печи" появилась метафора "салатницы", которая отражает, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель "салатницы" поддерживает и ценит культурное разнообразие.

«Ценить разнообразие - не означает ли это, что нам надо ценить гендерные различия? Я считаю, что нам следует ценить качества, связанные с тем и другим гендером, но никак не гендерные различия... Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта. Мы, естественно, должны ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать ими» (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бэм, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима )и мужского в женском (анимус ),т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип "анима-анимус", по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. "Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир", - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

Характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин, но в ближайшие годы этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого "женского бунта" сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что "мужские" качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет" (Элизабет Бадинтер. - Курьер ЮНЕСКО. - 1986. - апр. - С. 16).

Сандра Бэм (S. Bem, 1975) считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bem, 1975), высоким самоуважением (J. Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы (D. Binion, 1990; K. Dugger, 1988). Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория "женщина" является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию "мужчина".

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ (R. Ashmore, 1990; M. Sedney, 1989). Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (M. Taylor, J. Hall, 1982). Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (K. Bartol, D. Martin, 1986; E. Cox, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов "мужественность" и "женственность" использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность ,традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бэм в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бэм об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.


В современном использовании слово "андрогиния" описывает скорее психосоциальные, чем физиологические и анатомические характеристики, обозначает присутствие маскулинных и фемининных характеристик у одного и того же индивида. Хотя интерес к проблеме формирования андрогинных личностей детей возрастает, это направление в психологии вплоть до сегодняшнего момента изучено мало. Результаты нашего исследования, проведенного с целью изучения преобладающих типов гендерных ролей и уровня их сформированности у младших школьников из полных и неполных семей, позволяют сделать выводы, подтверждающие, что выработка в детях андрогинности происходит редко. Лишь у 25% детей младшего школьного возраста преобладает андрогинный тип гендерных ролей. Так как андрогиния является важной психологической характеристикой человека третьего тысячелетия, она определяет способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации, помогает формированию устойчивости к стрессам и способствует достижению наилучших результатов в различных сферах деятельности, то проведенное нами исследование дает возможность для проведения психологической работы с младшими школьниками в целях повышения уровня осознания гендерных ролей и формирования адаптивных представлений о гендерном поведении.


Для формирования гендерно не схематизированных представлений у детей С.Бем предлагала следующие стратегии: отводить внимание ребенка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты, предлагать детям альтернативную схему, с помощью которой ребенок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура их предложит. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых; 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении сексизма; 3) анализ проявления культурного релятивизма - информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных стандартов.


В работе по формированию гендерных ролей, по изменению фемининных, маскулинных личностей на андрогинные личности детей могут быть использованы организованные , тренинги, элементы кино- и сказкотерапии. Возможны различные формы организации психологической работы, мы будем ориентироваться на групповую форму. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, на умение понимать состояние другого человека как своего, так и противоположного пола на развитие гибкости в восприятии гендерной роли, социальной лояльности, уверенности в себе.

Совершенно исключительными по значимости внушения гендерных стереотипов оказываются традиционные русские сказки. Сказки наполнены символами, которые могут действовать на человека, обходя сознание. Психологический эффект сказки заключается в идентификации с главным героем, в разделении его переживаний и соответственно, в трансформации, изменении вместе с героем. Так как цель нашей работы - изменение гендерных стереотипов, их разрушение, то необходимо обратить внимание на особый тип русских сказок, в которых выведены образы "сильных" героинь и "слабых" героев. Такие сказки несут большой воспитательный заряд, т.к. позволяют детям соотносить себя с персонажем, выходящим за рамки патриархатного стереотипа ("Марья Моревна", "Царь-девица", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде" и т.д.). Сказки, ненавязчиво предлагающие смену гендерных ролей, можно эффективно использовать в психологи ческой работе для коррекции гендерных идеалов детей обоих полов.


На наш взгляд, целесообразно использовать гендерный анализ в процессе понимания социальной реальности на материалах мультфильмов. Элементы кинотерапии представляются весьма полезными для формирования гендерных ролей, поскольку художественная ткань фильма близка по содержанию жизненной ткани. Мультфильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать различные методические приемы, что невозможно в реальной действительности. Мультфильм дает уникальную возможность анализировать символику и "культурный язык", который в более стертой и неявной форме присутствует в жизни. В работе с детьми возможно использование эпизодов из мультфильмов и дискуссии, направленные на положительное значение изменения гендерных стереотипов и стереотипных сценариев мужественности - женственности, на необходимость проявления андрогинных качеств в различных жизненных ситуациях.


Организованные ролевые игры применяются в целях расширения представлений детей о гендерных ролях и гендерном поведении (обмен ролями мальчиков и девочек, сотрудничество в играх, разыгрывание жизненных ситуаций и принятие качеств, не свойственных полу).


Так как одной из зон гендерной социализации ребенка является семья, наша коррекционная программа предполагает работу с родителями. Цель данной работы заключается в необходимости разъяснить родителям суть процесса гендерной социализации детей. Показать на примерах из жизни, что усвоение детьми бытовых примеров гендерной асимметрии полов в семье усугубляет ситуацию усвоения традиционных моделей, ограничивает горизонты развития личности ребенка.


Изменить гендерные стереотипы и увеличить вариативность гендерного поведения возможно с помощью комплекса методик, системной работы с младшими школьниками и их родителями.


Андрогинность – это демонстрация человеком единовременно женских и мужских особенностей, необязательно эквивалентных один другому. Данное явление выявляет себя как в физическом аспекте, когда в телесном, внешнем виде соединяется женское и мужское, так и в психологическом аспекте, когда проявляется значительный коэффициент феминности и маскулинности, индивидуальных женских характеристик и мужских одновременно. Понятие андрогинность является показателем гендерной роли индивида, и не характеризуется принадлежностью от природы к женскому или мужскому полу. Андрогин – индивид, обозначение гендерной роли которого не подходит однозначному определению ни феминности, ни маскулинности.

Что такое андрогинность?

В нынешнем обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны. Часто даже по внешности трудно отличить мальчика от девочки. Что остается говорить о поведении, характере, выборе профессии или других факторах жизни ?

Понятие андрогинность в себе несет понимание индивида в аспекте двух полов. Раннее под словом «андрогин» подразумевали интерпретацию термина «гермафродит». В Античной Греции андрогинность обозначала наличие у индивида и мужских признаков, и женских особенностей во внешнем образе.

На сегодня андрогинность не есть явлением, что описывает исключительно физиологический и анатомический аспект , она обозначает психосоциальные характеристики. Человек – существо социальное, он с детства впитывает стереотипы полоролевых поведенческих характеристик мальчика или девочки. Так мальчик должен или склонен быть властным, агрессивным, рискованным, напористым, сильным, лидером, независимым, честолюбивым. Стереотипы воспитания девочки это – мягкая, нежная, пассивная, тихая, спокойная, застенчивая, эмоциональная. В современном человеке эти стереотипные полоролевые характеристики смешиваются, стираются.

Признаки андрогинности у мужчин и женщин имеем возможность видеть в некотором игнорировании ролевых стереотипов, интегрировавших в собственную жизнь черты мужской маскулинности и женской феминности. Андрогин – это человек, который имеет мужское и женское во внешности либо не имеет таких черт вообще, в переводе из греческого означает «мужчина-женщина».

Долгое время личность считалась психически здоровой при условии, что ее гендерные особенности соответствовали ее биологической сути, в иных случаях это являлось отклонением от нормы. Теперешние мужчины бывают ласковыми с детьми, чувствительными, романтичными во взаимоотношениях, но властные, жесткие в бизнесе, а женщины, обладая честолюбием, оставаясь лидером в рабочих отношениях, бывают ласковыми, нежными с детьми, мужем. Именно понятие андрогинность и отражает такое гибкое поведение мужчины и женщины, смешанность их полоролевых характеристик.

В андрогинном поведении есть негативные и положительные аспекты. Позитив состоит в том, что андрогин имеет возможность легко адаптироваться к обстоятельствам, отношениям, ситуациям, его поведение более лабильно, чем у особей, что подвластны стереотипным принципам, традиционным пониманиям мужско-женских ролей.

Человек с андрогинностью способен более качественно реализовывать свою чувствительность, эмоциональность, привлекательность. Его интимное поведение более расковано, имеет положительное расположение к интиму, такой человек менее предрасположен к критике других.

В чем негатив андрогинности в поведении? Главная проблема андрогинности — это сложности в отношениях с личностями традиционных взглядов. Такие люди часто одиноки, поскольку людям с андрогинностью очень сложно найти пару среди особей противоположного пола.

«Мужественная» женщина или «женственный» мужчина не будут иметь привлекательность для противоположного пола, они имеют меньше шансов иметь близкие отношения, вступить в брак, создать семью. Также об андрогинном поведении в социуме складывается мнение, как об отклонении от нормального, о нарушении половой ориентации, отклонении от половой идентичности. Но стоит понимать, что андрогинность – это не гомосексуальность или транссексуальность, это форма нестандартного поведения особей женского и мужского пола в социальном формате.

Теория андрогинности

Существует древнегреческий миф о людях-андрогинах. Философ Платон их описывал идеальными двуполыми существами, которые имели наглость посягнуть на могущество богов и дабы уберечь себя от посягательств андрогенов Зевс разъединил их на разные части. Так в мире возникли женщина и мужчина, и не сумеют они почувствовать себя полноценными, пока не отыщут свою половинку.

Основоположником теории андрогинности принято считать психолога Сандру Бем, хотя до нее этим вопросом интересовался Карл Юнг. Согласно работам Юнга психика человека от природы андрогинна. Идея единства анима и анимуса, женского в мужском и мужского в женском была ключевой в архитепическом взгляде на психологическую бисексуальность. Архетип «анима-анимус» проявлен в непрожитых, вытесненных качествах и чертах индивида, которые имеют в себе значительную энергию и потенциал для личности. Осознавание внутреннего мужчины женщиной, а мужчиной внутренней женщины есть важным шагом к полноценной гармоничной жизни и личностному качественному росту.

Сандра Бем настаивала, что андрогинность улучшает шансы полноценной в социальном мире. В 1970 году психолог разработала концепцию андрогинности, согласно которой подпадали под сомнение убеждения о противоположности и взаимоисключаемости гендерных ролей. С.Бем разработала опросник для диагностики людей, согласно их полоролевых функций. Индивиды с андрогинностью имеют значительный коэффициент мужских и женских свойств. «Феминные» личности имеют больше женских черт и меньше мужских, «маскулинные» — больше мужских характеристик и меньше женских, те, кто имеют одинаково низкие коэффициенты феминности и маскулинности называются «недифференцированные».

Согласно данной теории Бем подчеркивала важность согласования маскулинных и феминных показателей для полноценной социализации личности. Мужественность и женственность не конфронтируют между собой, а есть одинаково важными и привлекательными для общественной среды. И личность, которая имеет характеристики только своего природного пола, представляется менее адаптирована к жизни. Со временем С.Бем согласилась, что теория андрогинности неидеальна и не совсем адекватна реальности. Так как проблема андрогинности не столько в изменении индивидуальных особенностей, сколько общественных.

Психологическая андрогинность

Современные психологи трактуют андрогинность, как совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине. На сегодня уже доказано, что гендерные функции и полоролевые характеристики формируются скорее в семейной сфере адекватно особенностям воспитания мальчика или девочки, также на их формирование оказывает развитие социум, и меньшую значимость имеет заложенные природой половые различия. Хотя нельзя игнорировать важность биологического развития ребенка от зачатия, его воздействие на различие психологического формирования мужчины и женщины.

В ходе изучения андрогинности С.Бем, американский психолог, разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов за четырьмя категориями.

Первая группа людей – маскулинные индивиды, имеют ярко выявленные мужские черты: независимость, напористость, честолюбие, рискованность и др.. Вторая группа – феминные индивиды, у них выражены традиционные характеристики женщины: мягкость, нежность, умение сочувствовать, тактичность, эмоциональность, уступчивость и подобные черты. Андрогины – это третья группа, они имеют признаки андрогинности: особенности соответствующие феминному и маскулинному типам. Четвертая группа – это люди неопределенного типа половой психологической идентичности, не имеют выраженных ни феминных, ни маскулинных черт.

Индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу. Так женщина может обладать стереотипными маскулинными особенностями: быть агрессивной, твердой, независимой, а мужчина быть нежным, романтичным, сочувствующим. С.Бем обосновала, что феминность и маскулинность – это не взаимоисключающие качества личности. Согласно убеждениям многих психологов индивидуумы, имеющие значительные, одинаково обозначенные мужские и женские индивидуальные характеристики, т.е. черты андрогинности, являются полноценными и целостными личностями. А индивиды с неопределенной половой индентичностью, имеющие низкий коэффициент по обоим категориям, считаются незрелыми личностями.

Психологическая андрогинность не подразумевает под собой только набор качеств феминности и маскулинности, проявление этих качеств в общественном поведении, это также умение быть гибким в выборе поведенческих форм зависимо от всплывающих задач, сложившихся ситуаций, обстоятельств.

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет значимую функцию в адаптивной социализации в сегодняшнем обществе. Она дает умение человеку изменяться и адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам, а не действовать стереотипно, подчиняясь своей полоролевой функции. Андрогины являются высокоустойчивыми к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера их возможности на самореализацию в разных спектрах деятельности увеличиваются.

В заключение уместно отметить, что андрогинность не есть отклонением от нормы развития, обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятии себя полноценно, через личное поведение и внешний образ он пытается транслировать в социум свой внутренний мир: чувства, переживания, восприятия, самого себя. Андрогинность есть психически нормальным явлением.

Сексуальная раскрепощенность позволяет современным людям находить новые способы своего самовыражения. Андрогинность порицается многими людьми, поскольку данное явление является таким же непонятным и бессмысленным, как и наклонности людей демонстрировать свое тело напоказ либо афишировать свою сексуальную принадлежность. Существует много различных теорий, которые стараются объяснить, что такое андрогинность и зачем человеку она нужна.

Все живое делится на мужское и женское. Человеческое существо рождается принадлежащим к конкретному полу. Дети делятся на мальчиков и девочек, которые потом вырастают в мужчин и женщин.

Деление на мужское и женское носит не только физиологический аспект. Организм каждого пола заточен на то, чтобы соответствовать своему виду: у женщин меняется настроение под действием гормонов, у мужчин происходит возбуждение при виде красивых дам. Физиологически люди между собой похожи, только отличаются отдельными частями тела и функциями, которые помогают им привлекать друг друга и размножаться.

На психологическом уровне люди также делятся на мужчин и женщин. Это связано уже не столько с влиянием физиологии, сколько с нравами и правилами воспитания каждого пола. К мальчикам и девочкам общество относится по-разному. Уже с детства каждый человечек начинает испытывать на себе то отношение, которое проявляют родители к каждому полу. Девочек могут баловать, а мальчиков наказывать; девочек могут приучать к рабскому существованию, а мальчиков затачивать на достижение карьерных высот.

Все живое делится на мужское и женское. Такое явление, как андрогинность, является попыткой людей соединить противоположности в одно целое..

Если отвечать на вопрос, что такое андрогинность, то следует узнать о мифе, который повествует о древних временах. Когда-то на Земле жили андрогины – люди, которые были и мужчинами, и женщинами в одном лице. Они были цельными личностями, которые уже могли удовлетворять все свои потребности. Однако боги в какой-то момент разгневались на них, поскольку андрогины были совершенными и абсолютно счастливыми существами. Они разделили людей на две половинки – мужское и женское, из-за чего теперь людям приходится всю жизнь искать свою половинку, чтобы стать полноценными личностями.

Исходя из мифа, андрогинами называются люди, которые совмещают в себе и мужское, и женское. Поскольку нет такого способа, чтобы родился мужчина, а у него еще присутствовали все физиологические признаки женского пола, или наоборот, то современный человек по-другому проявляет свою андрогинность.

В мифе люди уже рождали с женскими и мужскими половыми органами. Современный человек такого сделать не может. Он рождается либо мужчиной, либо женщиной. Поэтому применяются другие способы проявить свою принадлежность к андрогинности:
Использование легкого макияжа, чтобы придать себе женственности.
Ношение одежды, которая ни по цвету, ни по фасону, ни по виду не может рассказать окружающим, кто перед ними находится – мужчина или женщина.
Отпускание волос до уровня плеч или ниже.
Худощавость.
Мягкие жесты. И пр.

В зависимости от того, чего не хватает отдельному человеку, он добавляет это в свой образ, чтобы стать ни мужчиной, ни женщиной, а чем-то средним. Даже появился такой термин, как «средний пол» или «унисекс», когда и мужчина, и женщина выглядят и ведут себя одинаково.

Следует акцентировать внимание на том, что телесно люди продолжают оставаться мужчинами или женщинами. Однако на уровне повадок, мировоззрения и прочих аспектов они не выделяются отличительными мужскими или женскими свойствами.

Говорить о появлении сразу мужских и женских половых органов и функций в организме не приходится. Современный андрогин – это существо, которое на социальном и психологическом уровнях проявляет и мужские, и женские качества.

Откуда возникло такое явление? Многие социологи ссылаются на то, что уравнивание женщин и мужчин в правах привело к тому, что их социальная жизнь изменилась и привела к смешению. Современные женщины уже имеют право не только работать, но и служить в армии. Современные мужчины могут брать декретный отпуск по уходу за ребенком, если женщина желает зарабатывать деньги.

Если ранее были четко установленные рамки и правила, что является женским и мужским, то сегодня эти границы стерты. Теперь мужчинам позволяется то, что делают женщины, а женщинам все, что позволяется мужчинам. Андрогинность современного мира – это демонстрация женских и мужских черт чисто на психологическом или поведенческом уровнях.

Андрогинность является следствием отрицания человеком своей половой принадлежности и желанием совмещать в себе качества обеих полов. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному:
Мальчики должны быть властными, рискованными, агрессивными, лидирующими, сильными, напористыми, независимыми, честолюбивыми.
Девочек воспитывают как эмоциональных, нежных, мягких, пассивных, застенчивых, спокойных, тихих личностей.

Однако по мере роста и под влиянием пропаганды СМИ многие начинают вырабатывать у себя качества, которые присущи противоположному полу. Женщина вынуждена становиться агрессивной и напористой, если желает достичь успехов в учебе/работе. Мужчина вынужден быть мягким и романтичным, если желает построить долгие отношения с противоположным полом.

Ранее считалось, что здоровая личность – это человек, который по своему характеру, повадкам и образу жизни абсолютно соответствует своему полу. Современная здоровая является здоровой, если не мешает своими действиями и решениями свободе и жизни окружающих. При этом она может делать с собой все, что пожелает.

В чем плюсы и минусы андрогинности?

1. Плюсы андрогинности можно выделить в том, что человек становится более гибким в различных обстоятельствах. Он не ограничивает себя в действиях и решениях только потому, что это не свойственно его полу. Он в полной мере реализовывает весь свой внутренний потенциал.
2. Минусами андрогинности можно назвать одиночество такой личности. Ей трудно найти любимого человека, поскольку непонятно, кем он должен быть – мужчиной или женщиной. Появляются трудности в общении и с противоположным полом, и просто со всеми людьми. При этом следует понимать, что андрогинность – это не сексуальная ориентация, а просто образ жизни.

Теория андрогинности

Андрогинность берет свое начало из историй Платона об андрогинах, которые были разделены на мужское и женское богами, дабы те не посягали на их имущество. С тех пор мужчина и женщина ищут друг друга, чтобы стать полноценными. Первые теоретические знания начали появляться уже из рукописей Сандры Бем и Карла Юнга.

Юнг полагал, что человек изначально рождается на уровне психики и мужчиной, и женщиной. Лишь на физиологическом уровне он принадлежит определенному полу. Однако женское и мужское начала на психологическом уровне заложены абсолютно у всех людей. Лишь под влиянием воспитания и общественного мнения человек отказывается от того, что не принадлежит его полу, и развивает то, что поощряется обществом.

Сандра Бем считала, что андрогинность позволяет человеку становиться более адаптированным к социуму. В 1970 году она предположила, что нет никакой противоположности и взаимоисключения в гендерных ролях. Мужчина и женщина в каждом человеке идеально объединяются, а не взаимозаменяются.

Также проводились тесты, где определялся уровень наличия женских и мужских черт у каждого человека.
Андрогины показали наличие у себя и женских, и мужских качеств.
Феминными чертами обладали те, кто определял себя к женскому полу (при этом мужские качества находились на низком уровне развития).
Маскулинными чертами обладали те, кто приписывал себя к мужскому полу (при этом женские качества были неразвитыми).
Недифференцированными личностями считались те, у кого находились на низком уровне развития и мужские, и женские черты.

С. Бем полагала, что самой адаптированной личностью является человек, который не делит свои качества на мужские и женские, а проявляет их по необходимости. Если же человек отгораживается от всего, что не присуще его полу, тогда он становится менее адаптированным.

Психологическая андрогинность

Андрогинность современными психологами объясняется как совмещение в одном человеке и мужского, и женского, что касается его социального поведения, занимаемых ролей и психологического аспекта. То, какими чертами будет обладать человек, зависит от:
1. Воспитания и ролей родителей, за которыми наблюдал малыш и чьи манеры перенимал.
2. От социума, который оказывает влияние своей рекламой, мнением и направлениями.
3. От биологических наклонностей. Данный аспект оказывает меньшее влияние, однако оно все же имеется.

Каждый человек рождается андрогином на уровне психики. Он не является ни мужчиной, ни женщиной. Данный аспект определяется уже после того, как человек проходит воспитание и обучение в течение многих лет. На физиологическом уровне он принадлежит к определенному полу. Однако какими качествами он будет обладать и роли занимать в обществе, уже определяется со временем.

Каждый человек обладает и мужской, и женской природой. Психологи считают, что более полноценной личностью является тот человек, у которого проявляются качества обоих полов. Если же человек игнорирует то, что приписывается противоположному полу, тогда он становится замкнутым и ограниченным. Незрелой личностью становится тот человек, у которого не развито ни мужское, ни женское начало.

Именно андрогинность позволяет человеку гибко адаптироваться к окружающему миру. Обстоятельства возникают разные. Трудности и проблемы появляются тогда, когда человек не позволяет себе совершать поступки или проявлять эмоции, которые бы проявил противоположный пол в подобной ситуации, при этом они идеально решают их. Когда человек начинает делить на «мое» и «не мое», тогда возникают рамки, границы, ограничения, которые не помогают ему жить полноценно.

Итог

Андрогинность – обширное понятие. Одни люди меняют свою внешность, чтобы быть похожими ни на мужчин, ни на женщин. Андрогинность на уровне психики делает человека более гибким к окружающим обстоятельствам, позволяет чувствовать себя полноценно и гармонично. Итог: внешне можно оставаться представителями своего пола, а внутренне быть андрогинами.

Андрогинность не считается отклонением от нормы. Андрогин становится более свободным. Он имеет выбор самому решать, как реагировать, что предпочитать и как поступать в любой ситуации, что нисколько не связано с его половой принадлежностью.

Похожие публикации