Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

рождественского «мгновения»: опыт целостного анализа. Стихотворение р.и. рождественского «мгновения»: опыт целостного анализа Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского

Не думай о секундах свысока.

свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.

Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского

Роберт Иванович Рождественский — мастер песенного жанра, автор множества полюбившихся произведений из ряда советских кинофильмов. Его стихотворение «Мгновения» стало одной из самых популярных песен XX века.

Стихотворение стало песней для телефильма «Семнадцать мгновений весны», выпущенного в 1973 году. Р. Рождественскому в эту пору 41 год, он автор около 16 сборников стихов, включая переиздания. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, исполнил песню певец Иосиф Кобзон.

По жанру — элегия с элементами гражданской лирики, по размеру — пеон (сверхдлинный напевный размер) со сложной рифмовкой. Композиция кольцевая, с возвратом к началу. Структура — лесенка, ступени которой позволили автору расставить акценты в нужных местах, подчеркнуть ритм, интонацию и особенности синтаксиса. Поэт вложил в стихи общечеловеческий смысл, еще драматичнее они зазвучали в кино от лица советского разведчика. Поэт показывает мир крупно, с напряженностью текущего момента. Центральный образ «мгновения» встречается в тексте 15 раз, включая название. Р. Рождественский не играет с формой и смыслами, его строки чеканны, выверены, прямы, говорят о непреходящей ценности понятий: Родина, честь, совесть, долг. Поэт широко пользуется тавтологическими рефренами, внутренней рифмой, звуковыми повторами: мгновения спрессованы в года (в данном случае — анафора), глоток воды. Сравнения: свистят, как пули у виска, большое, как глоток. Образ «обыкновенной воды», быта, суеты, монотонности контрастирует с напряженным ожиданием, внутренней готовностью к подвигу, малому или большому. Произведение метафорично: у каждого свои колокола, своя отметина. Олицетворения: мгновение придет, раздают, секунды свистят. Эпитетов мало: крохотных, обыкновенная. Литота: крохотных мгновений. Поэт обращается к читателю на «ты», интонация его подчеркнуто серьезна, со сдержанным пафосом. «Наверное» — указание на то, что автор не уверен, что его посыл будет понят и принят. Он открывает перед читателем свое сердце, принципы, но разделят ли их современники и потомки — ему неизвестно. Жизнь — череда моментов, среди которых нет неважных, проходных. Человек постоянно принимает решения: сказать, промолчать, начать или отложить.

Масштабность темы и лиричность ее воплощения — вот основа созданного в 1970-х годах произведения Р. Рождественского «Мгновения». Песня ушла в народ, стала одним из смысловых акцентов телефильма «Семнадцать мгновений весны».

СТИХОТВОРЕНИЕ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО «МГНОВЕНИЯ»: ОПЫТ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА.

А.В. Калькова

В статье представлен целостный анализ произведения Р.И. Рождественского – «Мгновения», выявлено его содержательно - художественное своеобразие и кинематографическая судьба.

Ключевые слова : анализ стихотворения, мгновения, Роберт Рождественский, автор, философский, строфа, размер, образ, кино.

Стихотворение Р.И. Рождественского «Мгновения» стало известно широкому читателю после фильма «Семнадцать мгновений весны»:

* * *

Свистят они,

Как пули у виска,

Мгновения,

Мгновения,

Мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

Свои колокола,

Своя отметина,

Мгновенья раздают - кому позор,

Кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

Где первое мгновенье,

Где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течет с небес вода обыкновенная.

Когда оно придет, твое мгновение.

Придет оно, большое, как глоток,

Глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

Надо просто помнить долг

От первого мгновенья

До последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

Свистят они,

Как пули у виска,

Мгновения,

Мгновения,

Мгновения. [Рождественский, 2013, с. 11]

Фильм о Великой Отечественной войне «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к главной песне этого сериала под названием были написаны поэтом Робертом Рождественским .

Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно эти слова смогли наиболее полно передать настроение фильма, философию и психологию человека в сложной военной обстановке. Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о философии – скоротечности человеческой жизни.

Музыка на слова написана композитором . Подобрать подходящего исполнителя песни оказалось сложно. режиссёр попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Татьяну Лиознову, но потом подчинился ее просьбе.

Стихотворение «Мгновения» относится к философской лирике.

Философский смысл «Мгновений» очевиден: ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально изменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти:

И я не понимаю иногда,

Где первое мгновенье,

Где последнее.

относится к числу таких людей. Расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось отстоять своё творчество, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Борьба была нелёгкой.

Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку.

Поэт уверен, что вся жизнь состоит из мгновений:

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

Для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения. Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков:

И ты, порой, почти полжизни ждешь,

Когда оно придет, твое мгновение.

Однозначно по своей значимости авторское кредо: специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секундах, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения.

Стихотворение «Мгновение» мелодично. Оно состоит из 34 строк: многостишие, нет деления на строфы. Размер: трехстопный пеон. Стопа четырёхсложная с ударением на втором слоге (* - * *). Рифмовка смешанная, неточная.

В стихотворении Р. Рождественский использует красочные, ёмкие изобразительно – выразительные средства, такие как:

Сравнения: «свистят они, как пули у виска », «большое, как глоток »;

Метафора: «наступит время», «мгновенья раздают», «соткан дождь»;

Эпитеты: «обыкновенная»;

Анафора: « Мгновения спрессованы в года, / Мгновения спрессованы в столетия».

Литота: «из крохотных мгновений»

Олицетворение: «придёт твоё мгновение», «секунды свистят».

Как основной художественный приём поэт использует повтор слова «мгновения» (14 раз): название обусловлено этим словом. Композиция стихотворения – кольцевая – начало и конец – определяющие смысл строки:

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

Свистят они,

Как пули у виска,

Мгновения,

Мгновения,

Мгновения.

По праву считается одним из самых известных и популярных лирических поэтов. Не подлежит сомнению его талант. Он создал сотни прекрасных и по-настоящему волнующих произведений. В стихотворении «Мгновения», автор образно сказал о том, что является в нашей жизни действенным и определяющим.

Литература.

    Богомолов, Н.А. Основы теории стиха. Краткое введение в стиховедение. / Н.А. Богомолов / МГУ, 2004. – 59 С.

    Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии. / В.М. Жирмунский. – СПб : Азбука, 2001. – 496 С.

    Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. Учебник для ВУЗов. / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 432 С.

    Козьмин, Б.П. Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь русских писателей XX века. / Б.П. Козьмин. - М.; ДЭМ, 1991. - 288 C .

    Рождественский, Р.И. Мгновения, мгновения, мгновения… / Р.И. Рождественский. – Эксмо, 2013. – С.11.

    Скатов, Н.Н. Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. / Н.Н.Скатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 656 С.

    Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. / О. И. Федотов . – Москва: Флинта, 1997. - 336 С.

THE ANALYSIS OF VERSE R. I. ROZHDESTVENSKY “MOMENTS”.

A.V. Kalkova

The article presents a holistic analysis of the works of R. I. Rozhdestvensky – "Moments" identified by its content and artistic originality and cinematography fate.

Key words: analysis of poems, moments, Robert Rozhdestvensky, author, of philosophical, verse, size, image, movie.

«Мгновения» Роберт Рождественский

Не думай о секундах свысока.

свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола,
своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье,
где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья
до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.

Анализ стихотворения Рождественского «Мгновения»

Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским. Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно это произведение смогло наиболее полно передать настроение фильма и стать его «визитной карточкой». Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.

Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти. Роберт Рождественский относится к числу таких людей, так как расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось выжить, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт. Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких . Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку. Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.

Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков. Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.

Похожие публикации