Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Пути совершенствования российского образования. О совершенствовании управления системой образования Пути совершенствования системы образования

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: «Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора». Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: «На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем «новейшая цивилизация», развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством». Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения». И добавлял, что «общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни».

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:

Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;

Повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

Формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

Создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

Реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

Обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

В целях повышения качества образования, по нашему мнению, следовало бы:

В Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

В Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п. 5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером (ст. 132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении по следующим направлениям:

1. Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

2. Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

3. В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

4. В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу. Во многом это зависит от совершенствования законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, таких как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

5. В-пятых, следует практически решить вопрос о безусловном обеспечении большей прозрачности процессов экономической, финансовой и хозяйственной деятельности системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Причем прозрачной эта деятельность должна быть не только для учредителей, собственников имущества, инвесторов, но и для членов коллектива, работающих в образовательном учреждении, и образованных им общественных организаций, представляющих их интересы и защищающих их права. Требуется отработать и законодательно утвердить перечень полномочий каждого из названных участников этого процесса, формы публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, как видим, во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.

В числе основных проблем развития системы образования необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

В ходе совершенствования бюджетного процесса следовало бы активизировать разработку и внедрение современных инструментов финансирования образования.

Актуальным становится переход к повсеместному применению на практике принципа управления и финансирования по результатам.

Но эффективно применять в системе образования данный принцип можно лишь при условии централизованного определения четкого перечня индикаторов результативности и детально научно обоснованной методики их определения раздельно для каждого вида и типа образовательных учреждений, а также для реализации в России федеральных и региональных целевых образовательных программ.

При этом необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Таким инструментом может быть, например, нормативно-подушевое финансовое нормирование и на его основе бюджетное финансирование.

Для решения подобной задачи требуется внести существенные изменения в первую очередь в законодательную базу, а затем и в подзаконные акты.

Так, в Бюджетном кодексе РФ в раздел III «Расходы бюджетов» следовало бы включить вопрос о нормативно-подушевом финансовом нормировании и обязательном применении при бюджетном финансировании законодательно утвержденных таких норм.

В Законе РФ «Об образовании» в главе III «Управление системой образования» полагаю возможным дополнительно включить в число подлежащих ведению соответствующих органов власти вопросы не только общих принципов финансирования образовательных услуг, но и разработку, утверждение в пределах своей компетенции норм подушевого бюджетного финансирования образования по каждому виду и типу образовательных учреждений, а также по федеральным и региональным целевым образовательным программам.

Отечественные ученые-экономисты обращают внимание на то, что государство невозможно представить себе без власти, с помощью которой оно обеспечивает реализацию интересов всего общества в развитии социальной инфраструктуры. Финансируя учреждения образования, науки и другие в нематериальной сфере, государство создает условия для их нормального функционирования.

Особенно велика роль государства в формировании человеческого капитала и передаче технологий, являющихся важным фактором экономического роста, воспроизводства рабочей силы. Осуществляет эти функции государство через сеть собственных учебных заведений либо посредством обеспечения единства требований к учебному процессу в негосударственных образовательных структурах.

В научной литературе понятие «управление» определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (например, государства) на объект управления (например, систему образования) для достижения определенных результатов.

Чтобы обеспечивать устойчивую связь между управляющей и управляемой подсистемами, необходимо налаживать обратную связь, которая дает информацию о фактическом выполнении управленческих решений и достижении намечаемых результатов.

Одной из главных целей государственного управления является обеспечение: целостности и упорядоченности экономической системы (включая систему образования); эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого гражданина, получение им конституционно гарантированного общедоступного и бесплатного качественного образования; адекватного реагирования на постоянно изменяющиеся требования российского и мирового рынка труда.

Сущность управления заключается в деятельности управляющих органов по выработке управляющего воздействия и организации его осуществления.

В современных условиях управленческая деятельность достаточно многообразна и направлена на решение большого круга целей и задач, осуществление многочисленных и весьма сложных мероприятий, включая федеральные целевые программы в сфере образования.

Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Проводимые в стране научные исследования анализируют достоинство и недостатки государственного управления, вскрывают тенденции и перспективы его развития. Разрабатываются предложения по совершенствованию государственного управления.

Общеизвестно, что в России наибольший управленческий потенциал в разветвленной управляющей системе сосредоточен у государства. Реальные импульсы организационного воздействия на систему образования идут от структур законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное управление системой образования - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений в сфере образования путем деятельности всех ветвей государственной власти, их органов, государственных служащих.

Следует иметь в виду, что существуют определенные пределы государственного управления. Хотя волевая составляющая государственного управления имеет большое значение, однако возможности регулятивной деятельности государства имеют определенные границы. И на разных этапах развития страны роль государственного регулирования видоизменялась.

Так, действующее законодательство в сфере образования предусматривает, что: образовательное учреждение является юридическим лицом; государственная политика в сфере образования основывается на таких принципах, как свобода и плюрализм, закреплен демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений; самостоятельность учреждений в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой; образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

В действующем федеральном законодательстве специально выделяются статьи об управлении системой образования:

В Законе РФ «Об образовании» - это статьи 28-38;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статьи 24, 26.

В законодательстве четко определена компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере образования. При этом на федеральном уровне можно проследить компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием. Указан порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием.

Вопросам системы образования посвящены:

В Законе РФ «Об образовании» - статья 8 «Понятие системы образования»;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статья 4 «Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования».

Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования, надо прежде всего выяснить, что же является объектом управления в данном случае.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» указано, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.

Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.

Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.

Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.

В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.

Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидровать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.

Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.

Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.

В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.

Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.

Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.

Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.

Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.

Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.

Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.

Считаю целесообразным в Законе РФ «Об образовании»:

В ст. 7 предусмотреть установление федеральным законом основных положений государственных образовательных стандартов дошкольного и всех уровней профессионального образования;

В ст. 30 указать о модернизации сети образовательных учреждений с упоминанием конкретных ее направлений;

В ст. 27 записать об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах;

В ст. 28 установить для всех уровней профессионального образования ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию учебников и учебных пособий;

В ст. 41 предусмотреть финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

В ст. 37 определить Федеральное агентство по образованию единственным федеральным органом управления образованием;

В ст. 29 записать о создании в субъектах РФ в органах управления образованием структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Не все одинаково пригодно для всех.

Понятие системы образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности; ответственной и активной государственной образовательной политики; глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно‑образовательные учреждения.

Существует и другое, правовое определение понятия «система образования», сформулированное в ст. 8 Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г. В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно‑правовых форм, типов и видов;

– органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т. е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических и др.), складывающихся в системе образования.



Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования.

Во‑первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Во‑вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В этой связи потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

В‑третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско‑правовой, профессиональной и бытовой культурой.

В‑четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

В‑пятых, необходимо использовать все возможное для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Основные факторы развития и совершенствования системы образования. Изменения, происходящие в системе образования, происходят под воздействием определенных факторов.

К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие:

1) политико‑экономическая трансформация страны, изменившая требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно‑политические и социально‑экономические преобразования конца 80 – начала 90‑х гг. XX в. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

В переходный период своего развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

2) социальная политика государства, в той или иной мере учитывающая интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно‑воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т. е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие – для более бедной.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно‑экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

3) исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны формируется также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, в различной ступенчатости средней школы и т. д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании;

4) общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору:

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства, что в свою очередь обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;

5) педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин‑матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т. е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения, профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование в свою очередь еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Главная задача современной российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально‑педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– формирование в системе образования нормативно‑правовых и организационно‑экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государственно‑общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования.

Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего – образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно‑общественной системы:

– введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально‑технической);

– создание нормативно‑правовой базы для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);

– отработка механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;

– расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;

– поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;

– развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;

– повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.

В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.

За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.

Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.

Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования

Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.

Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:

Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).

Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).

Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.

Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование, аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.

Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.

Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.

Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.

Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.

Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте-кающей из анализа полной и достоверной информации о законо-мерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются раз-нообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучен.

Похожие публикации