Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Машиностроительное черчение допуски и посадки. Смотреть что такое "Допуск" в других словарях

12. Что такое посадка?

Посадкой называется взаимное соединение двух деталей машин с одинаковыми номинальными размерами и их опре­деленными отклонениями.

13. Какова цель посадок?

Целью посадок является достижение правильного, в соответствии с технической документацией, соединения разных элементов и деталей машин для совместной их работы, а также обеспечение взаимозаменяемости при сборке и ремонте в эксплуатации. Посадка определяет ха­рактер соединения двух деталей, зависящий от зазора или 206 натяга, полученных в результате их обработки при сборке машины.

Система допусков по образованию различных посадок разделяется на систему отверстия и систему вала.

14. Что такое зазор?

Зазором называется положительная разница между раз­мерами отверстия н вала. Зазор будет тем больше, чем больше разница между действительным размером отвер­стия и действительным размером вала.

15. Когда возникает натяг?

Натягом называется положительная разность между размером вала и размером отверстия. Натяг возникает, когда размер вала больше размера отверстия. При этом зазор отсутствует.

16. Назвать виды посадок.

В системе допусков СЭВ предусмотрено три вида откло­нений от номинального размера: верхнее, нижнее и основ­ное. Верхнее отклонение отверстия обозначается ES, а вала - еь, нижнее отклонение отверстия обозначается EI, а вала - єі. Основное отклонение - это отклонение, ближай­шее к нулевой линии. Оно определяет положение поля до­пуска относительно номинального размера.

Допуск соответствующего квалитета обозначается бук­вами IT и проставляется номер квалитета.

Поля допусков обозначаются буквами латинского алфа* вита, для отверстий прописными (А, В, С, D и др.), для валов строчными (а, Ь, с, d и др.).

Все возможные размеры до 3150 мм разбиты па интер* валы, которые образуют три і рунпы размеров: до 1 мм, от 1 мм до 500 мм и от 500 мм до 3150 мм. В каждой группе предусмотрены различные ряды полей допусков и реко­мендуемые посадки, из которых предпочтительными яв­ляются посадки в системе отверстия.

Поле допуска отверстия Я является основным в системе отверстия, его нижнее отклонение равно нулю.

Основным для вала является поле допуска ft, его верх­нее отклонение равно нулю.

Посадки в системе НСДП СЭВ делятся на три группы! с гарантированным натягом (прессовые), с гарантирован» ным зазором (подвижные) и переходные (табл. 30).

17. Что такое допуск посадки?

Допуском посадки называется разница между наиболь­шим и наименьшим зазором в посадках с зазорами и разница

Основные

Симметричное расположение допусков

Для подвижных посадок

Для переход­ных и прессо­вых посадок

Отвер­стие

Отвер­стие

Отвер­стие

Отвер­стие

Л01 h0 ы h2 h3 hi

/si! s 2 is 3 / s4

ЯП 512 СП D8 D9

All 611 612 с8 СІ1 d8

/С5 Кб К7 К8 М5 Мб

Й13 /і] 4 hi 5

Между наибольшим и наименьшим натягом в посадках с натягом. В переходных посадках допуск посадки равен разности между наибольшим и наименьшим натягом или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.

Допуск посадки также равен сумме допусков на отвер­стие и вал.

18. В чем сущность системы вала?

В системе вала основным является вал, верхнее откло­нение диаметра которого равно нулю. В посадках по сн -
Стеме вала различные зазоры и натяги получают соеди­нением различных по диаметру отверстий с основным валом.

19. В чем сущность системы отверстия?

В системе отверстия основным является диаметр отвер­стия, нижнее отклонение которого равно нулю. В посадках по системе отверстия различ­ные зазоры и натяги полу­чают соединением различных по диаметру валов с основ­ным отверстием.

20. Как обозначается по­садка в системе отверстия?

Посадка в системе отвер­стия обозначается путем про­ставления номинального раз­мера, символа посадки отвер­стия (большая буква), а затем числа, обозначающего квали - тет точности, например 30//8, 60ЯІ1 (рис. 98).

21. Как обозначается по­садка в системе вала?

Посадка в системе вала обозначается путем проставле­ния номинального размера, затем символа посадки Бала (маленькая буква), а также числа, обозначающего квали-

Тет точности, например 25g5, 40&6 (рис. 99)

22. Какая система преимущественно ис­пользуется в машино­строении - система вала или система отверстия?

В машиностроении преимущественно ис­пользуется система от­верстия, так как ога дает возможность умень­шить количество потребных размеров режущего и мери­тельного инструмента для выполнения отверстий. Изготов­ление вала с размером в пределах нужной посадки значи­тельно проще изготовления отверстия.

4. Что такое шероховатость поверхности? Поверхности всех деталей после механической обра­ботки не являются идеально гладкими, так как режущие кромки инструмента оставляют на поверхности следы в виде определенных неровностей и гребешков …

1. Что ты знаешь о слесарном деле? Слесарное дело - это ремесло - умение обрабатывать металл в холодном состоянии при помощи ручных слесар­ных инструментов (молотка, зубила, напильника, ножовки и другого …

Допуск

в машиностроении, интервал, в котором допускается отклонение числовой характеристики параметра от его номинального (расчётного) значения. Д. задают на геометрические параметры деталей машин и механизмов (линейные и угловые размеры, форму и расположение поверхностей и др.), на механические, физико-химические и др. параметры (например, электрическое сопротивление, твёрдость, процентное содержание химических элементов в материалах и т.д.).

Д. указывают в стандартах, технических требованиях или на чертежах изделий в виде двух предельных размеров (наибольшего и наименьшего), между которыми находится действительный размер, т. е. размер, определённый измерением (рис. 1 ). Вместо предельных размеров в технической документации обычно указывают номинальный размер, полученный из расчёта на прочность, жёсткость и т. д. с учётом функционального назначения изделия, и два предельных отклонения - верхнее и нижнее, равные соответственно алгебраической разности наибольшего или наименьшего предельных размеров и номинального размера. Т. о., в узком смысле слова Д. - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или между верхним и нижним отклонениями. Например, если задана твёрдость поверхности детали 62-64 HRC, то Д. твёрдости равен 2 HRC; если задан размер детали 60 -0,1 -0,3 то Д. размера равен 0,2 мм . Любое значение параметра, оказывающееся в заданном интервале, является допустимым.

Наиболее широко понятие Д. распространено в машиностроении, где Д. устанавливают для обеспечения необходимого качества изделий и взаимозаменяемости (См. Взаимозаменяемость) деталей или целых узлов машин и механизмов. Д. характеризует уровень требований к точности изготовления деталей. От него зависит выбор метода обработки, оборудования и способов контроля и в конечном итоге стоимость изготовления. На практике не стремятся получить идеальные детали, т.к. это невозможно по условиям технологии и методам контроля и необязательно для обеспечения правильной работы машины или механизма. Кроме Д. на изготовление, устанавливают Д. на изменение характеристик изделий в процессе эксплуатации.

Все детали машин подвижно или неподвижно соединены друг с другом. Д. на сопрягаемые детали определяет характер их соединения, т. е. большую или меньшую свободу их относительного перемещения или степень сопротивления взаимному смещению, или посадку. В соединении двух деталей различают охватывающую поверхность, называемую в общем случае отверстием, и охватываемую поверхность, называемую валом. Посадка определяется разностью размеров отверстия и вала. Размер отверстия может быть больше размера вала, тогда разность между ними называется зазором. Если размер вала до сборки деталей больше размера отверстия, то разность между ними называется натягом. Действительный зазор (или натяг) должен находиться между двумя предельными значениями: наибольшим и наименьшим зазорами (или натягами). Разность между предельными зазорами (или натягами) называется допуском посадки. Существуют 3 группы посадок: подвижные (свободные), прессовые и переходные. Первые характеризуются гарантированным наименьшим зазором в соединении. К этой группе относятся также так называемые скользящие посадки, в которых гарантированный зазор равен нулю. Посадки с зазором применяют, как правило, в подвижных соединениях, а в неподвижных соединениях - для облегчения сборки деталей. В последнем случае детали дополнительно закрепляют. В таких соединениях, как подшипниковая цапфа, вращающаяся во втулке, зазор обеспечивает необходимую свободу взаимного перемещения деталей. Посадки с натягами характеризуются гарантированным (наименьшим) натягом. Эти посадки применяют в неподвижных соединениях, передающих нагрузки (осевое усилие или крутящий момент), причём неподвижность обеспечивается, как правило, без дополнительного крепления деталей, за счёт деформации поверхности. Пример такой посадки - соединение зубчатого венца со стальной или чугунной ступицей. Соединение с натягом осуществляется под прессом или при нагревании охватывающей детали и охлаждении охватываемой. В переходных посадках возможно получение как зазоров, так и натягов. Эти посадки применяют для неподвижных соединений деталей, когда требуется их хорошее взаимное центрирование и разборка соединения при монтаже, осмотрах и ремонте (например, соединение зубчатого колеса с валом редуктора). Детали, передающие нагрузки, обычно дополнительно закрепляют шпонками, штифтами, болтами и др.

В зависимости от выбранной посадки предельно допустимые отклонения могут быть положительными или отрицательными. При графическом изображении Д. и посадок от линии, условно изображающей номинальный размер детали или соединения (нулевой линии), можно отложить в принятом масштабе предельные отклонения отверстия и вала (положительные вверх, отрицательные вниз). Зону, заключённую между этими линиями, называют полем допуска размера (рис. 2 ). Сравнение взаимного положения полей Д. позволяет определить посадку для данного соединения.

Посадки и Д. в СССР регламентированы стандартами и представлены в виде таблиц, составленных на основе закономерно построенных рядов предельных отклонений валов и отверстий. Система Д. и посадок сводит всё многообразие возможных Д. к минимуму, удовлетворяющему потребностям проектирования и производства, что создаёт предпосылки для унификации изделий, уменьшения номенклатуры инструментов (например, развёрток, калибров) и др. технологической оснастки, сокращает сроки проектирования и период подготовки производства. Таблицы стандартных отклонений построены по системе отверстия и по системе вала. В системе отверстия основной деталью является деталь с отверстием и его номинальный размер и отклонения для всех посадок одни и те же. Посадки получаются за счёт изменений предельных отклонений вала (посадочной детали). В системе вала основной деталью служит вал, а посадочной - деталь с отверстием. В стандартах на Д. и посадки предусмотрено несколько классов точности (См. Классы точности), в которых Д. увеличивается с ростом номинального размера в соответствии с так называемой единицей допуска. Один и тот же размер в разных классах точности имеет разные Д., составляющие обычно геометрическую прогрессию со знаменателем 1,6.

Д. и посадки обозначают на чертежах, в технической документации, ГОСТах с помощью букв и цифр. Например, основное отверстие 3-го класса точности обозначают А 3 , а основной вал того же класса точности В 3 . На сборочном чертеже указывают также посадку, например ∅ 8 А 4 /С 3 обозначает соединение со скользящей посадкой вала по 3-му классу точности (С 3), с отверстием по 4-му классу точности (А 4).

Из общего числа стандартных полей Д. (предельных отклонений) выделен сокращённый набор, рекомендованный для первоочередного применения. Эти поля называются предпочтительными. Стандарты устанавливают Д. и посадки не только для цилиндрических, но и для конических деталей, резьбовых (шпоночных, шлицевых соединений зубчатых передач и др.).

Лит.: Апарин Г. А., Городецкий И. Е., Допуски и технические измерения, 4 изд., М., 1956; Приборостроение и средства автоматики. Справочник, т. 1, М., 1963; Мягков В. Д., Допуски и посадки. Справочник, 4 изд., М.-Л., 1966; Якушев А. И., Основы взаимозаменяемости и технические измерения, 2 изд., М., 1968.

И. В. Дунин-Барковский.

Рис. 2. Графическое изображение полей допусков в системе отверстия (а) и в системе вала (б).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Допуск" в других словарях:

    - (ПРИЗНАНИЕ) факт признания акций фирмы на бирже. Установление курса акций. С этого момента акции начинают котироваться на бирже. Словарь финансовых терминов. Допуск Допуск атрибут пользователя, разрешающий доступ ко всей чувствительной информации … Финансовый словарь

    Допустимое отклонение, толеранс, предельный размер, припуск; разрешение, впускание, впуск Словарь русских синонимов. допуск см. впуск Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - (entry) Допуск на рынок нового поставщика. Новый поставщик может представлять собой вновь учрежденную фирму либо фирму, которая ранее действовала на других рынках. Иногда существует возможность вступить на новый рынок, начав все с нуля. Однако… … Экономический словарь

    допуск - Предельные отклонения размеров опалубки и (или) ее элементов. [ГОСТ Р 52086 2003] допуск Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. [ГОСТ 25256 … Справочник технического переводчика

    Допуск - – абсолютное значение разности предельных значений геометрического параметра. [ГОСТ 21778 81] Допуск – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами, равная арифметической сумме допускаемых отклонений от номинального… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    ДОПУСК, допуска, муж. 1. Право входа куда нибудь, доступ (прост.). Иметь допуск к арестованным. 2. Предельное допустимое уклонение от требуемого размера при изготовлении частей машин (тех.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    допуск - allowance, tolerance *Zulaß, Toleranz – 1) Допустимі відхилення між найбільшими і найменшими граничними характеристиками якогось параметра. В машинобудуванні прийнята система допусків та посадок, яка забезпечує взаємозамінність деталей, дозволяє… … Гірничий енциклопедичний словник

    А. Право на посещение определенных мест, организаций, хранилищ, баз данных и т.п. Б.Официальное признание акций компании на бирже, заключающееся в начале котировок этих акций. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ДОПУСК, а, муж. 1. Право входа или доступа куда н. (офиц.). Иметь д. в лабораторию. 2. Предельно допустимое отклонение от нормы, требуемого размера, формы при изготовлении чего н., производстве каких н. работ (спец.). | прил. допусковый, ая, ое… … Толковый словарь Ожегова

    Допуск - разрешение на проведение определенной работы или на получение определенных документов и сведений, а также проход (проезд) в охраняемые зоны опасного объекта … Российская энциклопедия по охране труда

    допуск - допуск, мн. допуски, род. допусков (не рекомендуется допуска, допусков) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы) , М. Г. Дораев. Монография посвящена использованию такого средства государственного регулирования, как допуск иностранных инвесторов в стратегической отрасли экономики, его месту в системе обеспечения…

X. Теория взаимозаменяемости.

Часто в производстве приходится менять детали машины, что требует массового изготовления деталей. Теория взаимозаменяемости получила свое распространение в результате необходимости массового изготовления одинаковых деталей. При этом взаимозаменяемость базируется на простых постулатах:

1. Невозможно изготовить абсолютно одинаковые детали.

2. Чем точнее деталь изготавливается, тем она дороже.

3. Зачастую дешевле заменить изношенную деталь машины, чем приобретать новую машину.

Все детали машин, рассматриваемые механикой, делятся на отверстия и валы. Отверстие – элемент (или деталь), охватывающий ответную деталь. Вал - элемент (или деталь), охватываемый отверстием. Размер (номинальный) посадочного места для отверстия обозначается заглавной латинской буквой (А, В, С и т.д.), для вала – латинской прописной (а, b, с и т.д.) (Рис. X.1).

В связи с тем, что никогда точно нельзя деталь изготовить (причиной чего может быть неточность изготовления инструментов, оборудования самого изготовления детали и др.), вводят максимальный, минимальный, номинальный размеры. Номинальный размер элемента детали получают из расчетов или принимают из конструктивных соображений. Максимальный и минимальный размеры являются наибольшим и наименьшим предельными размерами детали соответственно.

На практике допускается отклонение реального размера от номинального в определенных пределах, т.е. вал (или отверстие) может быть изготовлен с некоторыми отклонениями (Рис. X. 2).


Верхним предельным отклонением размера называется разница между наибольшим предельным и номинальным размерами для вала:

и для отверстия:

.

Нижним предельным отклонением размера называется разница между наименьшим предельным и номинальным размерами для вала:

и для отверстия:

.

Величина допускаемого отклонения Т – разница между максимальным и минимальным размерами для отверстия:

,

для вала:

.

Диапазон допускаемых размеров называется полем допуска . Допуски определяют характер изготовления и сопряжения деталей. Разработаны стандарты (порядка 28 разновидностей) расположения полей допусков и их обозначений.

Для полей Н (для отверстия) и h (для вала) нижнее предельное отклонение EI и верхнее предельное отклонение es соответственно равны нулю (Рис. X. 3). Поля a, b, c, d, …, g показывают, что вал меньше номинального, поля от А до H – больше номинала, а начиная с поля H и ниже отверстия становятся уже.

Точность изготовления детали определяется квалитетом точности (всего 19 квалитетов). Графически квалитет показывает высоту поля допуска. Чем меньше квалитет, тем более жесткие требования предъявляются к изготовлению детали. Самые точные детали изготавливаются с квалитетами 0, 01, 1, 2, 3, 4, что составляют первую группу квалитетов, используемую в точной механике и ответственных отраслях промышленности. Вторая группа (5, 6, …, 10) используется для изготовления обычного, наиболее распространенного оборудования. Квалитеты точности для несопрягаемых поверхностей составляют третью группу.

На чертежах величины верхнего и нижнего предельных отклонений указываются в скобках мелкими цифрами (мм) за номинальным размером и полем допуска, например, или .

Примечание . Нулевые значения предельных отклонений размеров на чертежах не пишутся!

Определенное назначение поля допуска определяет посадку в данном сопряжении. В соответствие с ГОСТом посадки делят на посадки с зазором , с натягом и переходные посадки, допускающие наличие как зазора, так и натяга.

Зазором называется пространство (щель) между валом и отверстием (Рис. Х. 4). Максимальным зазором является разница между наибольшим размером отверстия и наименьшим размером вала:

,

следовательно, допуском на назначаемый зазор является сумма величин допусков для отверстия и вала:

.

Особенностью посадки с зазором является то, что на схеме сопряжения поле допуска отверстия располагается всегда выше поля допуска вала, расположение нулевой линии может быть любым.


Посадка с натягом обеспечивает неподвижное соединение деталей, поля допуска отверстия и вала позволяют оценить степень неподвижности. Имея в виду то, что при посадке с натягом вал должен быть больше отверстия, мы можем определить величину натяга (Рис. Х. 5).


Максимальный натяг N max:

и минимальный натяг N min:

,

тогда допуск размера натяга TN :

.

Особенностью посадок с гарантированным натягом является то, что поле допуска вала всегда располагается под полем допуска отверстия, тогда как расположение нулевой линии может быть любым.

Некоторые особенности имеют и переходные посадки (Рис. Х. 6).


Максимальным зазором для данной посадки является:

,

минимальный зазор (показано пунктиром) равен нулю. В переходных посадках поля допуска отверстия и вала могут либо пересекаться, либо включать себя друг в друга.

Особенность обеспечения посадок зависит от того, каким образом изготавливаются вал и отверстие. В этом плане различают системы изготовления или обеспечения посадок – систему отверстия и систему вала, которые отличаются тем, что технологически отверстие изготавливать труднее, чем наружную поверхность вала. Легче купить стандартное изделие – вал или отверстие, а дальше подгонять отверстие или вал соответственно под него.

Система отверстия , где все отверстия изготавливаются с полем допуска Н , наиболее предпочтительна. Поле Н характеризуется тем, что нижнее предельное отклонение равно нулю, т.е. поле лежит на нулевой линии, при этом требуемая посадка обеспечивается подбором поля допуска вала Td (Рис. Х. 7).

В системе вала все валы изготавливаются с полем h , при котором верхнее предельное отклонение равно нулю, а требуемая посадка обеспечивается подбором поля допуска отверстия (Рис. Х. 8).


Признаком того, что данное сопряжение выполнено в той или иной системе, является обозначение полей. Например, посадка выполнена в системе отверстия, т.к. поле допуска отверстия в данной посадке – Н; посадка – в системе вала (поле допуска вала – h).

Примером посадки в системе отверстия является посадка подшипника качения на вал редуктора (Рис. Х. 9).

На хвостовик вала насаживается подшипник с небольшим натягом в системе отверстия. При посадкие подшипника в корпус работает система вала (подшипник является стандартным изделием). Посадка подшипника на вал и в корпус должна обеспечивать отсутствие значительных зазоров.

Похожие публикации