Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Каким был колизей. Колизей - амфитеатр Флавиев. Шедевр архитектуры как месть императора

Колизей, или амфитеатр Флавиев

Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Мировой известностью пользуются Колизей - самый большой амфитеатр Древнего мира, где происходили кровавые гладиаторские бои и различные состязания. Построенный при императорах Веспасиане и Тите в 75-80 годах н. э., Колизей, или амфитеатр Флавиев , представляет собой в плане гигантский эллипс размером 156 метров в ширину и 188 метров в длину. В центре его помещалась ныне разрушенная арена. Спускавшиеся к ней воронкой места для зрителей заполняла во время гладиаторских боев пятидесятитысячная толпа римлян.

Наружная стена здания достигает 50 метров в высоту (высота современного 12-14-этажного дома) и членится по горизонтали на четыре яруса. Три нижних яруса кирпично-бетонных опор поддерживают облицованные мрамором места для зрителей, и представляют собой мощные сквозные аркады, на простенки которых наложены полуколонны, поддерживающие антаблементы, а верхний - гладкую стену, расчлененную плоскими коринфскими пилястрами.. Галереи двух нижних ярусов - традиционные цилиндрические своды, в построенном позднее третьем ярусе применены крестовые своды, образованные пересечением двух цилиндрических.

Ордерные аркады на фасаде расположены ярусами:
- коринфский ордер - в третьем ярусе,
- ионический - в среднем,
- тосканский - в нижнем ярусе.

Восемьдесят входных арок внизу и восемьдесят сквозных окон-пролетов во втором и в третьем этажах выявляют снаружи специфический архитектурно-художественный образ этого грандиозного праздничного сооружения (1, стр. 53-56).

Стена завершена высоким аттиком - стенкой над венчающим карнизом. Гигантская облицованная травертином поверхность стен Колизея производила впечатление мощи и силы.

Общая архитектурная конструкция внешнего вида Колизея отличается гениальной сгармонизованностью размаха, стройности, лаконизма и спокойного величия. Это ощущение создают огромные масштабы здания, мудрая обобщенность его основных форм, плавный ритм четко профилированных антаблементов, опоясывающих все сооружение, строгая, не лишенная изящества подчеркнутость его вертикальных членений полуколоннами и пилястрами и, наконец,- особая неторопливость просторных силуэтов арок, примиряющих горизонтальную и вертикальную ориентацию архитектурных элементов. Сложенный снаружи из коричневато-желтого, чуть искрящегося на солнце травертина, Колизей удивительно красиво рисуется на фоне звонкого голубого, почти майоликового по тону римского летнего неба.

Колизей очень пострадал при разграблениях Рима варварами в IV-V веках, при землетрясениях. В средние века он был превращен в крепость, а затем в нем были и жилые помещения и даже одно время - селитряный завод. В XV - начале XVI века, когда в Риме развернулось обширное строительство, Колизей стал огромной каменоломней. Из его травертина построены палаццо Венеция, Канчеллерия, Фарнезе, дворец Сенаторов на Капитолии, Латеранская базилика и даже собор св. Петра.

Уже в середине 10-х годов XVI века Рафаэль (ставший главным архитектором Рима) ходатайствовал перед папой Львом X о необходимости сохранить Колизей, но только в XVII веке разрушение его было приостановлено и лишь в XIX столетии начаты консервационные и реставрационные работы.

И все же до сих пор, несмотря на все прежние разрушения, Колизей потрясает и своими масштабами и гениальной безошибочностью своего архитектурно-художественного решения, оказавшего необычайно плодотворное воздействие на развитие архитектурной мысли XVI века (5, стр. 29; 9, т. 2. стр. 586-591; 11, стр. 41; 13, стр. 25, 78-79; 16, стр. 31-32).

Колизей в Риме , 75-80 гг. Ярусная система ордеров. Разрез. План.

Грандиозное сооружение, сохранившее архитектурную прелесть и историческую амбициозность, и по сей день изумляет людей со всего мира. Воздвигнутый всего за 10 лет – Колизей остался на страже истории вовек. Его арена видела сотни тысяч смертей и подвигов, в его подвалах стонали рабы и раненные гладиаторы, а звери ждали своей очереди для растерзания человеческой плоти, от которой пахло свежей кровью.

Строительство Колизея началось указом императора Веспасиана по некоторым источникам в 70, по другим в 71 г. до н. э. и продолжалось после его смерти сыном и приемником Титом. Именно он назвал его в честь рода своего Амфитеатром Флавиев, от латинского – Titus Flavius Vespasianus и устроил пышную церемонию открытия. Целых 100 дней в году там устраивались развлечения для римлян. Более чем 50 тысяч зрителей ежедневно смотрели гладиаторские бои, жестокие казни, разные представления и даже морские сражения, ради которых арену наполняли водой.

Колизей построен на месте искусственного озера и изумляет своими размерами. Два полукольца из камня и цемента соединяются воедино, принимая вид овала внушительных размеров – 524 метров. Длина арены составляет более чем 85 м, а ширина – 54 м.

Здание имело 80 ходов, и было сооружено так, что зрители могли свободно перемещаться и располагаться на своих местах. Все римляне имели право посещать Колизей, но рассаживались они уже по разным секторам – богатые были ближе к арене, откуда легко и интересно смотреть представления, а бедные зрители довольствовались верхними этажами.

Только на церемонии открытия, на арене Колизея приняли свою смерть более чем 9 тысяч животных. Это были львы и тигры, медведи и бегемоты, даже слоны почтили Колизей своим присутствием.

Свою славу Колизей торжествовал до прихода в Рим христианской веры. Уже в 5 веке императором Гонорием Августом были запрещены гладиаторские бои, а позднее, с приходом вестготов, Колизей был оставлен на произвол судьбы и постепенно разрушался.

В наши же дни Колизей продолжает оставаться визитной карточкой Рима, привлекая горы туристов. Колизей был частично отреставрирован и с гордостью принимает гостей со всего мира, представляя богатую римскую историю и справедливо занимая место самого большого сооружения древних времен.

Свое имя – Колизей – амфитеатр Флавиев получил из-за своих грандиозных размеров. Хотя грандиозны не только размеры, но и вся история Древнего Рима. Он показывает всю мощь Древнего Рима и амбициозность его правителей. Каждый из императоров внес в историю Колизея свою крупинку истории, прославив его навеки. Пролитая кровь гладиаторов и безумие смертей сделали Колизей символом борьбы за сохранение жизни.

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Колизеем величают всемирно известный амфитеатр, являющийся одним из древнейших памятников архитектуры Рима. Его «имя» с латинского переводится как «колоссальный», ведь на момент постройки он был единственным зданием, расположившимся в центре Рима, а его размеры внушали страх и уважение. Изначально его называли Амфитеатр Флавиев, но название не прижилось.

Историческая справка

Строительство Колизея началось в далеком 72 году по велению императора Веспасиана. Таим образом он укрепил свои владения и избавился от дворца предшественника. Строительные работы велись 8 лет.

Нашествие варваров «подкосило» здание, а землетрясение, случившиеся в 1349 году, разрушило его большую часть. В XVIII веке Бенедикт XIV провозгласил амфитеатр местом, где пролилась кровь христианских мучеников и посвятил Страстям Христовым.

В 2007 году он был признан третьим чудом света, вошедшим в 7 Новых чудес света. Сегодня это уникальная достопримечательность Италии, ставшая символом страны. Хотя в древние века здесь проходили гладиаторские и животные бои на смерть, он всё же излучает величество и красоту.

Архитектура

Колизей является самым масштабным античным амфитеатром. Его наружный эллипс имеет длину 524 метра, длина арены – 86 метров, её ширина – 34 метра. Высота стен доходит до 50 метров. Построен Колизей на фундаменте толщиной в 13 метров.

Амфитеатр Флавиев имел приблизительно 80 входов и заключал в себе, помимо арены, три яруса для зрителей:

  • первый состоял из 20 рядов скамей, где сидели городские власти и знать;
  • во втором было 16 рядов скамей, они предназначались для римских граждан;
  • третий был наиболее неудобным в случае необходимости выхода. Тут размещались свободные римляне, имеющие минимум прав.

Колизей утратил две трети своего первоначального величества, хотя его архитектура по-прежнему поражает. В нем могло поместиться до 50 000 человек, а в подвале, где располагались камеры, еще несколько сотен.

Особенности посещения

Колизей – единственное место в Риме, где всегда гигантские очереди, ведь очень много туристов желают взглянуть на достопримечательность и исторические ценности, которые она хранит. На территории расположен музей раскопок, проводивших в Колизее.

Напротив расположен , который знающие туристы также советуют посетить. С него открывается удивительный вид на амфитеатр. К тому же, посещение холма входит в стоимость посещения Колизея.

Полезные сведения для туристов

Колизей охраняется и попасть в него можно только по расписанию. Днем он работает с 9:00 до 19:00 летом и с 9:00 до 16:00 зимой. Внешние стены украшены удивительной иллюминацией, поэтому в ночное время Колизей особенно красив, если смотреть издалека.

В году предусмотрено два выходных дня, когда достопримечательность закрыта для туристов – 25 декабря, а также 1 января.

Колизей в Риме (он же амфитеатр Флавиев) – это самая большая арена за всю историю человечества и одна из самых знаменитых достопримечательностей во всём мире. Трудно найти человека, который никогда не слышал о Колизее.

В этой статье я расскажу самую интересную информацию об этом символе Римской империи и дам полезные советы путешественникам, которые хотят его посетить.

Интересная информация о Колизее:

  1. История создания амфитеатра : с чего всё началось, когда и кем он был построен, как долго шло строительство и сколько людей участвовало постройке.
  2. Как появилось название Колизея и как его называли первоначально
  3. Архитектура амфитеатра : как была устроена арена, размеры Колизея и сколько человек он вмещал человек
  4. Как проводились гладиаторские бои : сколько людей и животных погибло на арене за всю её историю, как римляне относились к гладиаторам, что за бои на воде проводились на арене
  5. : 7 самых любопытных
  6. Видео об амфитеатре – очень интересная передача от National Geographic

Полезная информация для путешественников, кто хочет посетить Колизей:

  1. Где находится Колизей на карте Рима и как до него добраться
  2. Часы работы и когда лучше посещать достопримечательность
  3. Как получить максимум впечатлений от посещения Колизея
  4. Виртуальный тур по достопримечательности

История создания Колизея в Риме

История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.

Предыстория строительства

Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.

Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.


К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»

Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог .

Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.

К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.

Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.


Дворец получил название «Золотой дом Нерона»

А не завершил из-за восстания против него.

Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.

В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Строительство Колизея в Риме

Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.

Этим успокоителем и стал Колизей.

Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.

Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.

Откуда появилось название Колизея

Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.

Современное название Колизей получил только в VIII веке . Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.

Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.

Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).


Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.


Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона

Архитектура Колизея в Риме

Амфитеатр, как и другие подобные сооружения, представляет собой эллипс, в середине которого расположилась сама арена. Главное отличие Колизея от остальных амфитеатров в его размере и технологических инновациях, которые здесь применялись.

Размеры Колизея в Риме

Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной – 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров – это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.

По своей структуре арка не даёт обвалиться конструкции и выдерживает очень большую нагрузку, к тому же так архитекторы экономили массу материала, транспортировка которого стоила немалых денег.

Колизей был и остается самым большим амфитеатром в мире.

Сколько человек вмещал Колизей

Главная особенность амфитеатра в I веке н. э. была его вместительность. Одновременно Колизей вмещал до 50 000 человек. Немногие стадионы и в наше время могут похвастаться такой вместительностью.

Вместимость даже стала поводом восхищений паломников и гостей Древнего Рима. Своим восторгом люди делились далеко за пределами Италии, что ещё сильнее увеличило известность арены.

Как проводились гладиаторские бои в Колизее

Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.

Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.

Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.

Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.

Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.


Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.

Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.

Морские бои в Колизее

Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.


Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.

Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.

Короткое видео о том, как происходили морские сражения:

После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.

Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.

Почему Колизей разрушен

Главная причина разрушения Колизея в Риме – это неоднократные землетрясения и пожары.

Римляне хранили и берегли свой главный символ города, но после запрета гладиаторских боев в 404 году н. э. горожане начали терять интерес к арене.

Из-за крупных землетрясений в 442 и 486 годах в амфитеатре появились трещины, а в 1349 году после крупнейшего толчка обрушилась южная часть стены .

Так как арена давно уже не выполняла своих первоначальных функций, никому не интересно было восстанавливать амфитеатр.

Чтобы посмотреть какой Колизей был и какой стал, нажмите на желтый круг по центру и тяните влево или вправо

Существует ещё теория, что одной из причин разрушения стали варвары, которых забирали из родных земель драться на арене. В качестве возмездия они делали дыры в стене амфитеатра, чтобы разрушить главный символ великого Рима.

Звучит красиво, но вряд ли это было правдой.

А вот как выглядела арена тогда и как сейчас

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.


Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Тяните ползунок влево-вправо

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.


5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.


В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.


Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Видео о Колизее

Видео от National Geographic, рассказывающая историю амфитеатра. Очень захватывающе и интересно, рекомендую к просмотру.

Где находится Колизей

Колизей находится в центре Рима, Италия. Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, Rome, Italy.

Колизей на карте Рима

Как добраться до Колизея в Риме

Добраться можно несколькими способами:

  • Метро . Линия B, станция Colosseo, увидите достопримечательность сразу при выходе из метро;
  • Автобус. Остановка Colosseo у номеров 60, 75, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850;
  • Трамвай. Линия 3.

Билеты

Стоимость билетов в Колизей:

  • 12,00 €: обычная цена для взрослого;
  • 7.50 €: льготный, для членов Европейского союза от 18 до 25 лет;
  • Бесплатно для всех детей до 18 лет.

Билет действует 2 дня. По нему можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум .

Каждое первое воскресенье месяца вход в Колизей бесплатный. Однако учтите, что в это время очереди куда больше обычного.

Время и часы работы Колизея в Риме

Время работы зависит от времени года: чем раньше садится солнце, тем раньше закрывается амфитеатр. Поэтому Колизей открыт каждый день в следующие часы:

  • С 08.30 до 16.30: с последнего воскресенья октября до 15 февраля;
  • С 08.30 до 17.00: с 16 февраля по 15 марта;
  • С 08.30 до 17.30: с 16 до последней субботы марта;
  • С 08.30 до 19.15: с последнего воскресенья марта по 31 августа;
  • С 08.30 до 19.00: с 1 по 30 сентября;
  • С 08.30 до 18.30: с 1 октября по последнюю субботу октября.

Пройти внутрь можно не позже, чем за час до закрытия.

Советую посещать амфитеатр рано утром, приходите к 8.10-8.15. Лучше прийти немного раньше, чтобы не встретить толпы туристов и не тратить часы вашего отдыха в Риме на очередь.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».


Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды .

Конечно, есть вариант просто прогуляться по достопримечательности, но, честно – от этого никаких эмоций. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания КАКОЕ это место, ЧТО здесь происходило. Это осознание как раз дают 3 варианта выше.

Так вот, если вы решили взять гида, то хочу порекомендовать:

  1. Индивидуальные экскурсии. Могу порекомендовать . Всегда отличные экскурсии
  2. Групповые экскурсии. К сожалению, не могу никого порекомендовать из-за того, что не люблю сам тип экскурсий.
  3. Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид , но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.

Если не знаете, какой вариант гида для вас будет лучше, то переходите сюда .

Виртуальный тур по Колизею

Вращайте изображение для просмотра панорамы вокруг.

Похожие публикации