Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Для чего спускают воздух в батареях. Как спустить воздух из батареи. Сливаем теплоноситель в квартире правильно

Эта статья о том, как удалить воздух в системе отопления и как не допустить ее повторного завоздушивания. В ней я расскажу о решениях для разных отопительных схем и разного уровня квалификации читателя, о причинах появления воздушных пробок и профилактике их образования.

Чем это плохо

  1. Чем вредит воздушная пробка в контуре водяного отопления?

Главная опасность — в том, что она способна полностью остановить циркуляцию во всем контуре или на его отдельном участке. Перепад давлений в типичной системе отопления многоквартирного дома между смесью после водоструйного элеватора и обраткой (то есть в начале и в конце отопительного контура) не превышает 0,2 кгс/см. На отдельном стояке он и вовсе соответствует напору в считанные сантиметры водяного столба.

Такого перепада недостаточно для того, чтобы преодолеть разницу в плотности воздуха и воды. В результате верх стояка остается завоздушенным, и циркуляция теплоносителя в нем невозможна. Последствия — отсутствие отопления в квартирах, а в первые же серьезные заморозки — разморозка участка отопительного контура.

Мало того: в большинстве многоквартирных домов советской постройки на отоплении до сих пор используются из черной стали. Ее контакт с воздухом в условиях высокой влажности резко уменьшает ресурс трубопровода. Коррозия, знаете ли.

Откуда берется воздух

  1. Откуда берутся завоздушенные батареи? Разве контур не должен быть заполнен круглогодично?

Должен. На этот счет есть строжайшая инструкция «Тепловых Сетей», отвечающих за работу ЦО.

Только — вот беда! — кроме инструкций, существует еще суровая реальность:

  • Лето — время ревизии и ремонта запорной арматуры на стояках и в элеваторных узлах. Заполнять контур и выполнять спуск воздуха из каждого стояка после замены каждого вентиля и сгона жилищная организация просто разорится на оплате расхода воды, если это делать;

Лето — время ревизии запорной арматуры на отоплении.

  • Жильцы квартир в период отпусков часто озадачиваются заменой и переносом радиаторов. При этом они тоже сбрасывают стояки, а то и дом целиком;
  • При закрытых задвижках и охлаждении контура объем теплоносителя в нем падает. Физика, однако. Стоит открыть любой вентиль — и стояк с шумом засосет воздух;
  • Наконец, остывшие чугунные радиаторы после остановки отопления часто начинают течь между секций. Причина — все то же тепловое расширение. После десятой — пятнадцатой течи в одном подъезде слесарь оказывается перед нелегким выбором: тратить все лето на переборку батарей с заменой прокладок или просто сбросить контур на пару-тройку оставшихся до осени месяцев.

Как стравить

Способ, которым выполняется развоздушивание отопительного контура, вполне предсказуемо зависит от двух факторов:

  • От его конфигурации. Системы нижнего и верхнего розлива устроены по-разному;
  • От того, кто вы — жилец одной из квартир или слесарь, обслуживающий многоквартирный дом. Этим определяется ваша цель: нужно ли вам пытаться запустить максимально возможное количество стояков, не поднимаясь на верхние этажи.

Нижний розлив, уровень доступа — пользователь

  1. Как выглядит удаление воздушной пробки в доме с нижним розливом, если вы — владелец одной из квартир в многоквартирном доме?

Ключевая особенность нижнего розлива — попарное соединение отопительных стояков. Розливы подачи и обратки находятся в подвале; стояки отсекаются от них вентилями, после которых расположены заглушки или краны для сброса воды.

Весь воздух из системы отопления нижнего розлива вытесняется в верхнюю часть каждой пары стояков. В квартирах верхнего этажа или (реже) на чердаке есть перемычка между стояками. Непосредственно на ней или в радиаторной пробке одного из радиаторов расположен кран Маевского — несложное приспособление, позволяющее стравить воздух.

Жильцу верхнего этажа достаточно отвернуть кран на половину оборота и дождаться, пока вместо шипящего воздуха из него тонкой струйкой польется вода. Если вы живете ниже — нанесите визит к соседям сверху в удобное для них время.

Если жильцы верхнего этажа не заселились или в отъезде, проблема решается обслуживающей дом жилищной организацией. Ваша задача — зафиксировать заявку об отсутствии тепла в квартире.

Если проблема не будет решена в кратчайшие сроки, вы вправе потребовать перерасчета за отопление, поэтому жилищники обычно стараются сделать все возможное и невозможное для запуска стояка.

Нижний розлив, уровень доступа — администратор

  1. Как выгнать воздушные пробки из отопительной системы нижнего розлива, если вы на «ты» с сантехникой и имеете доступ в подвал?

Перепустите весь отопительный контур. Для этого достаточно закрыть одну из домовых задвижек отопления и открыть расположенный перед ней сброс в канализацию; если воздух не вышел через 5-10 минут, систему можно перепустить в обратном направлении (из подачи в обратку или из обратки в подачу).

Не забудьте, закрыв сброс, вернуть задвижки в рабочий режим: запорная арматура на входе и выходе из отопительного контура должна быть полностью открыта.

Если проблема касается отдельных стояков, во многих случаях их тоже можно перепустить из подвала. Закрыв вентиль на одном из парных стояков, откройте сбросник на нем. Если вместе с водой из крана выйдет большое количество воздуха, у вас есть шансы на успех.

В первую очередь это касается пары стояков, один из которых холостой, а на втором установлены отопительные приборы. При запуске воды на сброс из рабочего в холостой стояк полное удаление воздуха происходит всегда.

Один из парных стояков питает радиаторы, второй — холостой.

Если на стояке вместо сбросников стоят заглушки — не отчаивайтесь, мы можем попытаться решить проблему и в этом случае.

Вот два очевидных решения:

  • Перекройте оба стояка и, сбросив их, установите вместо одной из заглушек шаровый кран с резьбами «папа-мама». Незапланированные расходы (цена шарового крана размером ДУ15 — ДУ20 составляет примерно 100-200 рублей) едва ли покажутся вам кошмаром на фоне отсутствия отопления;

  • Закройте оба вентиля на стояках, а затем отверните одну из заглушек. Перегнав стояк на сброс, остановите его и заверните заглушку обратно, затем запустите в рабочий режим. Зависшая в сравнительно тонкой трубке вода не даст ей набрать новую порцию воздуха.

Этот прием срабатывает лишь в начале отопительного сезона, когда температура смеси на выходе из элеватора не превышает 45 градусов. В холода вместо запуска стояка вы получите довольно серьезные ожоги.

Верхний розлив, уровень доступа — администратор

  1. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления дома с верхним розливом?

Особенность этой системы — вынесенный на чердак дома розлив подачи при находящейся в подвале обратке. Каждый стояк отключается в двух точках — вверху и внизу; все стояки равноценны и на одном этаже имеют одинаковую температуру.

При запуске контура воздух вытесняется из батареи отопления и далее из стояка в подающий розлив, а затем — в расположенный в его верхней точке закрытый расширительный бак. Открыв домовые задвижки, вы должны подняться на чердак и на некоторое время приоткрыть кран в верхней точке бачка. После того, как воздух будет вытеснен теплоносителем, циркуляция во всех восстановится.

Справа вверху — закрытый расширительный бак с вентилем для сброса воздуха.

Если вы далеки от тайн вентилей и задвижек, просто подайте заявку в обслуживающую компанию. В доме верхнего розлива самостоятельно спустить воздух из батареи вы не сможете, а вот залить с чердака жильцов верхнего этажа — запросто.

Частный дом, уровень доступа — администратор

  1. Что делать в частном доме, если контур отопления или его часть на запускается?

Плохая новость — в том, что универсальных рецептов нет: контур отопления частного дома всегда проектируется индивидуально.

Хорошая — в том, что проектировщики руководствуются одинаковыми принципами:

  • При принудительной циркуляции автоматические воздухоотводчики в системе отопления монтируются вблизи циркуляционного насоса (обычно перед ним по ходу движения теплоносителя). Воздушник может стоять и в корпусе котла. Если в контуре воздух — возможно, клапан для воздуха просто забит мусором или окалиной;

Группа безопасности котла. В центре — автоматический воздушник.

  • На отдельные отопительные приборы клапан сброса воздуха ставится лишь в том случае, если они расположены выше розлива. Если розлив проходит под потолком или на чердаке — ищите воздушный клапан для отопления в его верхней части;

  • Каждая скоба (изгиб розлива в вертикальной плоскости) тоже всегда снабжается воздушником. Если их по какой-то причине нет, розлив можно попытаться перегнать на сброс одним из описанных выше способов.

Причиной отсутствия циркуляции часто становится не воздух, а полностью или частично закрытый дроссель на одном из отопительных приборов или участков контура.

На фото — дроссель на подводке радиатора. Если он прикрыт, батарея будет холодной.

Безопасность

  1. Чего нельзя делать, стравливая воздух ?

Человеческая фантазия поистине безгранична, поэтому я приведу лишь повторяющиеся случаи из своей практики.

Разумеется, из репертуара жильцов квартир: у сантехников свои причуды.

  • Нельзя полностью выкручивать стержень из воздушника. Под напором горячей воды его невозможно завернуть обратно;
  • Не стоит пытаться вывернуть сам корпус крана. Даже на половину оборота. Если резьба сорвана, затопление квартиры станет неизбежным;

  • Еще худшей идеей будет частично вывернуть для стравливания воздуха любую из радиаторных пробок. Прецеденты были. В последнем известном мне случае были затоплены кипятком 6 этажей.

Профилактика

  1. Можно ли своими руками доработать систему отопления так, чтобы не сталкиваться с проблемой завоздушивания?

Если вы живете на верхнем этаже или в частном доме — можно.

Рецепт предельно прост:

  • В автономном контуре подключите отопительные приборы по схеме «снизу вниз». Даже если внутри радиатора скопится воздух, он никак не повлияет на циркуляцию воды через нижний коллектор. При этом батарея будет горячей по всему объему благодаря собственной теплопроводности;

  • В верхней точке стояка или всего контура смонтируйте автоматические воздушники. Они крайне редко требуют обслуживания и стравливают воздушные пробки без вашего участия.

Заключение

Как видите, все проблемы завоздушивания отопления вполне решаемы. Узнать больше о возможных решениях вы сможете из видео в этой статье. Жду ваших дополнений и комментариев. Успехов, камрады!

В процессе эксплуатации отопительных систем нередко возникают ситуации, когда нормальный режим работы батарей нарушается по причине образования в них воздушных пробок. К нежелательным последствиям такого нарушения следует отнести появление посторонних шумов в радиаторах, а также резкое ухудшение качества обогрева. В статье мы расскажем как спустить воздух из батареи отопления в квартире без посторонней помощи.

Перед началом работ желательно разобраться с причинами образования пробок, которые объясняются, чаще всего, недоработками конструкции радиаторов или неправильной их эксплуатацией. Лишь после их устранения можно будет переходить к непосредственному удалению воздуха из системы.

Способы удаления воздушных пробок

Выбор способа стравливания воздуха из отопительной системы определяется тем, с каким видом циркуляции теплоносителя в батареях вы имеете дело (естественная или принудительная). При естественной циркуляции теплоносителя воздух, скапливающийся в верхней разводке труб, легко удаляется через расширительный бак, устанавливаемый в самой высшей точке системы.

В системах с принудительной циркуляцией в верхней точке разводки монтируется небольшой воздухосборник, предназначенный специально для удаления пробок. Выпустить воздух из такой системы удаётся лишь в случае, когда подающая труба проложена с небольшим подъёмом в сторону перемещения теплоносителя; при этом поднимающиеся вместе с ним воздушные пробки удаляются через специальные вентили, установленные в самой верхней точке.

При любом способе циркуляции обратная ветка трубопровода (так называемая «обратка») должна прокладываться с небольшим уклоном в сторону стока, что позволяет при необходимости быстро слить носитель из системы.

Виды стравливающих механизмов


Известные механизмы, используемые для отвода воздуха из отопительных систем, принято делить на ручные и автоматические. Ручные приборы (или краны Маевского) отличаются небольшими размерами и устанавливаются, как правило, на торцевом срезе радиатора. Управление краном при стравливании воздуха осуществляется с помощью специального ключа, простой отверткой, а иногда и вручную.

Стравливание воздуха с помощью крана Маевского должно производиться после полного остывания теплоносителя в системе (т. е. когда батареи холодные). Из-за своих небольших размеров приборы Маевского не отличаются высокой производительностью и используются обычно лишь для устранения локальных неисправностей.

Автоматические отводчики воздуха применяются в системах отопления закрытого типа и работают без непосредственного участия человека. Отличаясь высокой производительностью, они довольно чувствительны к содержанию примесей в теплоносителе и монтируются совместно с фильтрами, устанавливаемыми как на подающей, так и на обратной ветке отопительной системы.

Для повышения эффективности систем автоматического стравливания, они делаются многоступенчатыми, что обеспечивает возможность раздельного сброса воздуха в каждой группе приборов. В том случае, если трубы смонтированы с небольшим уклоном в направлении перемещения воды – спуск воздуха в них сопровождается повышенным расходом теплоносителя, что приводит, как правило, к постепенному увеличению давления в системе.

С алюминиевых батарей

Сейчас многие люди стали в домах и квартирах устанавливать алюминиевые батареи, поэтому тоже может возникнуть вполне резонный вопрос, о том, как спустить с низ воздух. Здесь тоже сложностей не возникнет, так как в большинстве случаев в батарее установлен уже знакомый нам кран Маевского, поэтому процесс стравливания воздуха происходит точно так же, как и с чугунных батарей.

Отметим также, что снижение давления в трубах является признаком нарушения герметичности системы, а появление заметной разницы температур свидетельствует о наличии воздушных пробок в радиаторах.

Видео

Пример работ по удалению воздушной пробки:

Причины появления воздуха в батареях

С началом отопительного сезона некоторые жильцы многоквартирных домов и владельцы собственных коттеджей задаются проблемой: как выпустить воздух из батареи отопления?

Как правильно выпустить воздух из батареи

Необходимость в этом возникает из-за неравномерного отопления помещений. После начала отопительного сезона становится заметно, что некоторые батареи греют хорошо, а некоторые остаются холодными целиком либо наполовину. Холодные радиаторы и шумы в них – признаки образования воздушных пробок, причинами которых являются:

  • отсутствие должного давления в системе отопления, что само по себе приводит к неправильной ее работе. Давление понижается при утечке теплоносителя через плохо загерметизированные швы;
  • выпуск радиаторов низкого качества, несоблюдение стандартов при их изготовлении;
  • производство некачественных ремонтных работ – несоблюдение направлений уклона магистралей трубопровода;
  • неправильное заполнение системы отопления водой – заполнение должно осуществляться при одновременном спуске воздуха, осуществлять спуск можно только медленными темпами;
  • низкое качество воды в системе отопления – слишком жесткая вода не позволяет системе работать корректно, оптимальная жесткость – 5–7 мг/экв/л.

Холодные отопительные приборы в этом случае полбеды, воздушная пробка несет угрозу всей системе отопления в целом. Металлические части системы ржавеют и перестают выполнять свои основные функции, что может повлечь за собой дополнительные траты в виде замены всей системы.

Ржавчина на батарее отопления

Неприятными моментами являются и лишние шумы в помещениях. Обычно это звук текущей воды, шум и потрескивания, которые отвлекают и мешают отдыхать и работать. Поэтому проблема правильного выпуска воздуха из батареи остается актуальной. Для проведения самостоятельных работ нужно знать нюансы правильного проведения манипуляций с отопительными приборами для спуска воды.

Как выпустить воздух из батарей

В домах и квартирах старые отопительные системы соседствуют с современными, где-то установлены батареи, оснащенные системами воздухоотвода, а в других местах стоят еще чугунные конструкции без них. Поэтому понять, как выпустить воздух из батарей той или иной конструкции, иногда представляется непростой задачей. Как правило, рассматривают несколько способов проведения профилактических работ.

В отопительной системе с естественной циркуляцией, в которой разводка труб находится в верхней части системы, воздушную пробку удаляют через накопительный бак, находящийся также в самой верхней точке. Такие системы, как менее стабильные, отходят на второй план. Их место занимают системы с принудительной циркуляцией, в которых необходимы воздухоотводчики. Они устанавливаются на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы. Это правильно в связи с тем, что при контакте этих материалов с теплоносителем обязательно будет выделяться водород, который должен быть удален.

Батарея отопления старого образца

Ручные воздухоотводчики или краны Маевского

Изобрел кран сантехник по фамилии Роев, а другой более ловкий мастер, по фамилии Маевский, запатентовал изобретение. Обычным способом сливать воду через большие отверстия в радиаторах было не экономично для котельных, так как граждане использовали горячую воду из радиаторов для личных нужд. Например, для стирки белья или мытья автомобиля.

Кран Маевского – это механический агрегат, представляющий собой болванку с резьбой 1/2 или 3/4 дюйма с крошечным отверстием посередине и уплотнительным кольцом из резины. Иногда его еще называют игольчатый клапан воздухоотводящий. Он крепится на радиатор с помощью футорки (втулки с наружной резьбой). Кран устанавливается на верхнюю часть радиатора или полотенцесушителя.

Кран Маевского устанавливается на верхнюю часть радиатора

Чтобы начать выпускать воздух из отопительной системы откручивают отверткой конусообразный винт крана против часовой стрелки и дожидаются легкого шипения и капель или струек воды – воздух пошел. Если шипение закончилось, это не значит, что процесс завершен. Лучше еще подождать некоторое время, а затем закрутить кран.

Спуск воздуха из радиатора отопления.

Совет . Сильно откручивать кран не нужно, так как напор воды может не позволить закрутить потом его обратно. При проведении манипуляций важно не забыть положить тряпку рядом с батареей. Не лишним будет обратить внимание на то, чтобы отверстие не было направлено на стены, так как появится угроза порчи отделки помещения.

Цена крана Маевского 60–100 руб. Некоторые фирмы предлагают модели, стилизованные под старину, их цена достигает 1200 руб.

Кран Маевского стилизованный под старину

Автоматический воздухоотводчик

Это металлический агрегат, крепящийся на радиатор, который сконструирован для автоматического удаления воздуха без участия человека. Внутри находятся поплавок и игольчатый клапан. Эти два механизма создают баланс воздухоотводчика. В рабочем состоянии корпус заполнен водой, поплавок поднят, клапан закрыт. Образовавшийся воздух постепенно поступает в прибор, поплавок под его воздействием опускается и открывает клапан, что позволяетвоздуху выйти наружу. Эти приборы обычно устанавливают в высших точках отопительной системы, где скапливается наибольшее его количество.

Эти агрегаты могут быть прямыми или угловыми, в зависимости от конфигурации батарей. Важно, что выпускное отверстие всегда должно быть направлено вверх.

Автоматический угловой воздухоотводчик

Автоматический воздухоотводчик устанавливается двумя способами.

  1. Прямая установка в резьбу.
  2. Установка через отсечной клапан. Этот клапан позволяет снимать воздухоотводчики без отключения системы. Снимают их для периодической чистки, так как в загрязненном примесями состоянии он перестает правильно работать.

Чтобы избежать проблем при установке этого механизма, соблюдают ряд правил. Откручивать и закручивать его можно только гаечным ключом, так как при использовании разводного можно не рассчитать усилия, и он треснет. За корпус воздухоотводчика во время проведения работ держаться нельзя – можно сломать.

Автоматический воздухоотводчик на батарее

Цена на автоматический агрегат от 300 до 500 рублей, что значительно дороже его механических аналогов. Известные фирмы, выпускающие воздухоотводчики – Danfoss и Wind.

Автоматический воздухоотводчик Danfoss

Как выпустить воздух из чугунной батареи

Для проведения манипуляций по удалению лишнего воздуха из чугунных отопительных приборов старого образца в многоквартирных домах приглашают сантехников из ЖЭКа, так как это правило регламентируется постановлением Министерства государственного строительства от 27 сентября 2003 года. На самом деле, сантехники устраняются от этих работ, предоставляя право хозяевам решать проблемы с отоплением.

В частных коттеджах, как правило, эту работу приходится выполнять самим жильцам. Некоторые умельцы устанавливают на отверстия в чугунных батареях обычный кран, что, несомненно, портит вид жилого помещения, но упрощает процесс спуска воздуха. Чтобы выпустить воздух из чугунной батареи правильно, нужно знать определенную последовательность действий.

Монтаж шланга к отверстию радиатора

В частном коттедже котел обязательно отключают. Если все же работы решено производить самостоятельно в квартире, необходимо отключить распределительный вентиль на стояке. Далее нужно перейти к монтажу шланга к отверстию радиатора. Шланг должен быть длинным, доходить до ближайшего удобного слива в канализацию или на улицу.

Совет . Во время выпуска воды нужно поставить под батарею миску или ведро с водой и запастись тряпками, так как вода вытечет из батареи.

Потом отвинтить заглушку. Это бывает не просто сделать, потому что чугунные батареи обычно красят масляной краской, и она затвердевает вокруг заглушки. Иногда на соединительные части наносят еще и паклю, которая также не способствует легкому отвинчиванию заглушек. Для облегчения работ наносят специальную смазку на резьбу, что упрощает процесс откручивания.

Разводным гаечным ключом откручиваем гайку

Работы производят с помощью разводного гаечного ключа.

Совет . Если сразу отвинтить заглушку на чугунной батарее не представляется возможным, смазка не помогает, то растворить краску поможет керосин, его наносят на стыки и ждут 10–20 минут.

После того как все необходимые работы проведены, необходимо замотать заглушку фум-лентой (тонкий прозрачный уплотнитель) и опять прикрепить ее.

По окончании работ устанавливаем заглушку на место

Нужно ли выпускать воздух из батареи, решать хозяевам домов и квартир. Но если есть желание проживать в комфортных условиях, не замерзая из-за некорректно работающего отопления, то лучше научиться выпускать воздух из батареи отопления самому. Тем более что при знании последовательности действий, это не представится сложной задачей!

Как выпустить воздух из батареи отопления - советы специалистов


Причины появления воздуха в батареях С началом отопительного сезона некоторые жильцы многоквартирных домов и владельцы собственных коттеджей задаются проблемой: как выпустить воздух из батареи отопления?

Очень удобное устройствоавтоматический воздухоотводчик. Здесь процедура происходит без всякого участия человека: при скапливании воздуха опускается поплавок, закрывающий спускное отверстие. После развоздушивания поплавок возвращается на место. Существенный недостаток таких устройств – повышенные требования к качеству теплоносителя. Поэтому в многоквартирных домах с централизованным отоплением их устанавливают редко, так как они довольно быстро выходят из строя.

А если нет спускного клапана?

Иногда спускного клапана на радиаторе нет. Обычно это касается старых чугунных батарей, где его роль играет заглушка. В этом случае работа усложняется, но не настолько, чтобы было невозможно выполнить ее самостоятельно.

  • Надо запастись газовым или разводным ключом, с помощью которого можно будет отвернуть заглушку.

Важно! Обязательно надо перекрыть доступ теплоносителя к радиатору из стояка. Это делается на случай, если заглушка вывернется полностью. Напор воды тогда просто не позволит вставить ее на место, и это обернется подтоплением соседей.

  • Основная проблема заключается в том, что обычно заглушку мешает отвернуть толстый слой краски и затвердевшей пакли. Решить ее можно при помощи керосина или смазки для резьбы. Наносим ее на соединение и ждем 15–20 минут.
  • Аккуратно поворачиваем заглушку и спускаем воздух так же, как и в случае с краном Маевского. Не забываем про емкость для воды и про тряпочку, предотвращающую разбрызгивание.
  • При закрутке заглушки обратно следует не забыть нанести на резьбу уплотнитель, например ленту ФУМ, чтобы исключить подтекание батареи в дальнейшем.

Для облегчения этой непростой задачи многие хозяева в прошлом ставили на место заглушки обычный кран. Эстетики он не добавлял, но процедуру облегчал значительно.

В частных домах для устранения пробки воздуха используют расширительный бачок. После спуска воды на нем открывается кран, и в большинстве случаев пробка исчезает. Если этого не произошло, рекомендуют повысить температуру в доме так, чтобы теплоноситель закипел. Тогда проблема завоздушивания точно исчезнет.

Для гарантии достаточно провести процедуру стравливания лишнего воздуха для всех батарей дважды. После чего система отопления будет функционировать нормально.

Спустить воздух с батареи через клапан (видео)


Как спустить воздух из батареи: пошаговая инструкция. Признаки наличия воздушной пробки. Как стравить воздух, если установлен кран Маевского или заглушка.

С началом отопительного сезона некоторые жильцы многоквартирных домов и владельцы собственных коттеджей задаются проблемой: как выпустить воздух из батареи отопления?

Необходимость в этом возникает из-за неравномерного отопления помещений. После начала отопительного сезона становится заметно, что некоторые батареи греют хорошо, а некоторые остаются холодными целиком либо наполовину. Холодные радиаторы и шумы в них – признаки образования воздушных пробок, причинами которых являются:

  • отсутствие должного давления в системе отопления, что само по себе приводит к неправильной ее работе. Давление понижается при утечке теплоносителя через плохо загерметизированные швы;
  • выпуск радиаторов низкого качества, несоблюдение стандартов при их изготовлении;
  • производство некачественных ремонтных работ – несоблюдение направлений уклона магистралей трубопровода;
  • неправильное заполнение системы отопления водой – заполнение должно осуществляться при одновременном спуске воздуха, осуществлять спуск можно только медленными темпами;
  • низкое качество воды в системе отопления – слишком жесткая вода не позволяет системе работать корректно, оптимальная жесткость – 5–7 мг/экв/л.

Холодные отопительные приборы в этом случае полбеды, воздушная пробка несет угрозу всей системе отопления в целом. Металлические части системы ржавеют и перестают выполнять свои основные функции, что может повлечь за собой дополнительные траты в виде замены всей системы.

Неприятными моментами являются и лишние шумы в помещениях. Обычно это звук текущей воды, шум и потрескивания, которые отвлекают и мешают отдыхать и работать. Поэтому проблема правильного выпуска воздуха из батареи остается актуальной. Для проведения самостоятельных работ нужно знать нюансы правильного проведения манипуляций с отопительными приборами для спуска воды.

Как выпустить воздух из батарей

В домах и квартирах старые отопительные системы соседствуют с современными, где-то установлены батареи, оснащенные системами воздухоотвода, а в других местах стоят еще чугунные конструкции без них. Поэтому понять, как выпустить воздух из батарей той или иной конструкции, иногда представляется непростой задачей. Как правило, рассматривают несколько способов проведения профилактических работ.

В отопительной системе с естественной циркуляцией, в которой разводка труб находится в верхней части системы, воздушную пробку удаляют через накопительный бак, находящийся также в самой верхней точке. Такие системы, как менее стабильные, отходят на второй план. Их место занимают системы с принудительной циркуляцией, в которых необходимы воздухоотводчики. Они устанавливаются на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы. Это правильно в связи с тем, что при контакте этих материалов с теплоносителем обязательно будет выделяться водород, который должен быть удален.

Ручные воздухоотводчики или краны Маевского

Изобрел кран сантехник по фамилии Роев, а другой более ловкий мастер, по фамилии Маевский, запатентовал изобретение. Обычным способом сливать воду через большие отверстия в радиаторах было не экономично для котельных, так как граждане использовали горячую воду из радиаторов для личных нужд. Например, для стирки белья или мытья автомобиля.

Кран Маевского – это механический агрегат, представляющий собой болванку с резьбой 1/2 или 3/4 дюйма с крошечным отверстием посередине и уплотнительным кольцом из резины. Иногда его еще называют игольчатый клапан воздухоотводящий. Он крепится на радиатор с помощью футорки (втулки с наружной резьбой). Кран устанавливается на верхнюю часть радиатора или полотенцесушителя.

Чтобы начать выпускать воздух из отопительной системы откручивают отверткой конусообразный винт крана против часовой стрелки и дожидаются легкого шипения и капель или струек воды – воздух пошел. Если шипение закончилось, это не значит, что процесс завершен. Лучше еще подождать некоторое время, а затем закрутить кран.

Совет . Сильно откручивать кран не нужно, так как напор воды может не позволить закрутить потом его обратно. При проведении манипуляций важно не забыть положить тряпку рядом с батареей. Не лишним будет обратить внимание на то, чтобы отверстие не было направлено на стены, так как появится угроза порчи отделки помещения.

Цена крана Маевского 60–100 руб. Некоторые фирмы предлагают модели, стилизованные под старину, их цена достигает 1200 руб.

Это металлический агрегат, крепящийся на радиатор, который сконструирован для автоматического удаления воздуха без участия человека. Внутри находятся поплавок и игольчатый клапан. Эти два механизма создают баланс воздухоотводчика. В рабочем состоянии корпус заполнен водой, поплавок поднят, клапан закрыт. Образовавшийся воздух постепенно поступает в прибор, поплавок под его воздействием опускается и открывает клапан, что позволяетвоздуху выйти наружу. Эти приборы обычно устанавливают в высших точках отопительной системы, где скапливается наибольшее его количество.

Эти агрегаты могут быть прямыми или угловыми, в зависимости от конфигурации батарей. Важно, что выпускное отверстие всегда должно быть направлено вверх.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается двумя способами.

  1. Прямая установка в резьбу.
  2. Установка через отсечной клапан. Этот клапан позволяет снимать воздухоотводчики без отключения системы. Снимают их для периодической чистки, так как в загрязненном примесями состоянии он перестает правильно работать.

Чтобы избежать проблем при установке этого механизма, соблюдают ряд правил. Откручивать и закручивать его можно только гаечным ключом, так как при использовании разводного можно не рассчитать усилия, и он треснет. За корпус воздухоотводчика во время проведения работ держаться нельзя – можно сломать.

Цена на автоматический агрегат от 300 до 500 рублей, что значительно дороже его механических аналогов. Известные фирмы, выпускающие воздухоотводчики – Danfoss и Wind.

Как выпустить воздух из чугунной батареи

Для проведения манипуляций по удалению лишнего воздуха из чугунных отопительных приборов старого образца в многоквартирных домах приглашают сантехников из ЖЭКа, так как это правило регламентируется постановлением Министерства государственного строительства от 27 сентября 2003 года. На самом деле, сантехники устраняются от этих работ, предоставляя право хозяевам решать проблемы с отоплением.

В частных коттеджах, как правило, эту работу приходится выполнять самим жильцам. Некоторые умельцы устанавливают на отверстия в чугунных батареях обычный кран, что, несомненно, портит вид жилого помещения, но упрощает процесс спуска воздуха. Чтобы выпустить воздух из чугунной батареи правильно, нужно знать определенную последовательность действий.

В частном коттедже котел обязательно отключают. Если все же работы решено производить самостоятельно в квартире, необходимо отключить распределительный вентиль на стояке. Далее нужно перейти к монтажу шланга к отверстию радиатора. Шланг должен быть длинным, доходить до ближайшего удобного слива в канализацию или на улицу.

Совет . Во время выпуска воды нужно поставить под батарею миску или ведро с водой и запастись тряпками, так как вода вытечет из батареи.

Потом отвинтить заглушку. Это бывает не просто сделать, потому что чугунные батареи обычно красят масляной краской, и она затвердевает вокруг заглушки. Иногда на соединительные части наносят еще и паклю, которая также не способствует легкому отвинчиванию заглушек. Для облегчения работ наносят специальную смазку на резьбу, что упрощает процесс откручивания.

Работы производят с помощью разводного гаечного ключа.

Совет . Если сразу отвинтить заглушку на чугунной батарее не представляется возможным, смазка не помогает, то растворить краску поможет керосин, его наносят на стыки и ждут 10–20 минут.

После того как все необходимые работы проведены, необходимо замотать заглушку фум-лентой (тонкий прозрачный уплотнитель) и опять прикрепить ее.

Нужно ли выпускать воздух из батареи, решать хозяевам домов и квартир. Но если есть желание проживать в комфортных условиях, не замерзая из-за некорректно работающего отопления, то лучше научиться выпускать воздух из батареи отопления самому. Тем более что при знании последовательности действий, это не представится сложной задачей!

Как спустить воздух из радиатора отопления? Каждый год этим вопросом задаются замерзающие владельцы квартир и частных домов. Проблема холодных и шумных батарей типична для начала отопительного сезона , причем казусы происходят даже с идеально смонтированными системами. Рассказываем, как устранить неприятность и провести профилактику завоздушивания.

Признаки скопления воздуха в радиаторах

Выявить завоздушенные батареи довольно просто. О скоплении газа говорят следующие симптомы:

  • явное снижение теплоотдачи (стояки горячие, а радиаторы не прогреваются);
  • треск, шум, журчание в системе;
  • снижение давления в трубах;
  • увеличение расхода топлива (при индивидуальном отоплении);
  • протечка теплоносителя;
  • прекращение движения жидкости в системе (при естественной циркуляции).

Воздух в радиаторе отопления грозит не только понижением температуры в помещении, но и более серьезными проблемами. Стальные батареи окисляются, покрываются ржавчиной и выходят из строя. Трубы и узкие места заиливаются и требуют промывки или замены.

Важно! В закрытой отопительной системе роль автоматического воздухоотводчика выполняет мембрана расширительного бака. Под давлением газовая пробка выходит в атмосферу, а ее место занимает теплоноситель.


Следите за давлением в автономной системе отопления

Профилактика завоздушивания

Развоздушивание системы отопления – крайний метод. Чтобы он не вошел в привычку, необходимо принимать профилактические меры :

  • Спускайте воздух во время заполнения/дозаправки магистрали.
  • Во время отопительного сезона регулярно проверяйте давление в трубах.
  • Несколько раз в год тщательно осматривайте радиаторы и трубопроводы на предмет протечек.
  • Контролируйте расход топлива и потребление теплоносителя.
  • Не проводите ремонт самостоятельно, если не обладаете необходимыми навыками.

Основной причиной появления воздуха в радиаторах служат ошибки на этапе проектирования автономной системы. При разработке плана необходимо разработать многоступенчатую схему, включающую:

  • автоматический клапан на котле;
  • воздухоотвод на каждом коллекторе и стояке;
  • кран Маевского на каждом радиаторе.

Чтобы не решать в экстренном порядке вопрос с завоздушенными батареями, стоит «на берегу» позаботиться о правильном монтаже отопления, установке автоматических или ручных клапанов и регулярном обслуживании системы. Теплой вам зимы!

Видео: как стравить воздух из автономной системы, не сливая воду

Эта статья о том, как удалить воздух в системе отопления и как не допустить ее повторного завоздушивания. В ней я расскажу о решениях для разных отопительных схем и разного уровня квалификации читателя, о причинах появления воздушных пробок и профилактике их образования.

Чем это плохо

  1. Чем вредит воздушная пробка в контуре водяного отопления?

Главная опасность - в том, что она способна полностью остановить циркуляцию во всем контуре или на его отдельном участке. Перепад давлений в типичной системе отопления многоквартирного дома между смесью после водоструйного элеватора и обраткой (то есть в начале и в конце отопительного контура) не превышает 0,2 кгс/см. На отдельном стояке он и вовсе соответствует напору в считанные сантиметры водяного столба.


Такого перепада недостаточно для того, чтобы преодолеть разницу в плотности воздуха и воды. В результате верх стояка остается завоздушенным, и циркуляция теплоносителя в нем невозможна. Последствия - отсутствие отопления в квартирах, а в первые же серьезные заморозки - разморозка участка отопительного контура.


Мало того: в большинстве многоквартирных домов советской постройки на отоплении до сих пор используются из черной стали. Ее контакт с воздухом в условиях высокой влажности резко уменьшает ресурс трубопровода. Коррозия, знаете ли.

Откуда берется воздух

  1. Откуда берутся завоздушенные батареи? Разве контур не должен быть заполнен круглогодично?

Должен. На этот счет есть строжайшая инструкция «Тепловых Сетей», отвечающих за работу ЦО.

Только - вот беда! - кроме инструкций, существует еще суровая реальность:

  • Лето - время ревизии и ремонта запорной арматуры на стояках и в элеваторных узлах . Заполнять контур и выполнять спуск воздуха из каждого стояка после замены каждого вентиля и сгона жилищная организация просто разорится на оплате расхода воды, если это делать;

Лето - время ревизии запорной арматуры на отоплении.

  • Жильцы квартир в период отпусков часто озадачиваются заменой и переносом радиаторов. При этом они тоже сбрасывают стояки, а то и дом целиком;
  • При закрытых задвижках и охлаждении контура объем теплоносителя в нем падает. Физика, однако. Стоит открыть любой вентиль - и стояк с шумом засосет воздух;
  • Наконец, остывшие чугунные радиаторы после остановки отопления часто начинают течь между секций. Причина - все то же тепловое расширение. После десятой - пятнадцатой течи в одном подъезде слесарь оказывается перед нелегким выбором: тратить все лето на переборку батарей с заменой прокладок или просто сбросить контур на пару-тройку оставшихся до осени месяцев.


Как стравить

Способ, которым выполняется развоздушивание отопительного контура, вполне предсказуемо зависит от двух факторов:

  • От его конфигурации. Системы нижнего и верхнего розлива устроены по-разному;
  • От того, кто вы - жилец одной из квартир или слесарь, обслуживающий многоквартирный дом. Этим определяется ваша цель: нужно ли вам пытаться запустить максимально возможное количество стояков, не поднимаясь на верхние этажи.


Нижний розлив, уровень доступа - пользователь

  1. Как выглядит удаление воздушной пробки в доме с нижним розливом, если вы - владелец одной из квартир в многоквартирном доме?

Ключевая особенность нижнего розлива - попарное соединение отопительных стояков. Розливы подачи и обратки находятся в подвале; стояки отсекаются от них вентилями, после которых расположены заглушки или краны для сброса воды.

Весь воздух из системы отопления нижнего розлива вытесняется в верхнюю часть каждой пары стояков. В квартирах верхнего этажа или (реже) на чердаке есть перемычка между стояками. Непосредственно на ней или в радиаторной пробке одного из радиаторов расположен кран Маевского - несложное приспособление, позволяющее стравить воздух.


Жильцу верхнего этажа достаточно отвернуть кран на половину оборота и дождаться, пока вместо шипящего воздуха из него тонкой струйкой польется вода. Если вы живете ниже - нанесите визит к соседям сверху в удобное для них время.

Если жильцы верхнего этажа не заселились или в отъезде, проблема решается обслуживающей дом жилищной организацией. Ваша задача - зафиксировать заявку об отсутствии тепла в квартире.

Если проблема не будет решена в кратчайшие сроки, вы вправе потребовать перерасчета за отопление, поэтому жилищники обычно стараются сделать все возможное и невозможное для запуска стояка.


Нижний розлив, уровень доступа - администратор

  1. Как выгнать воздушные пробки из отопительной системы нижнего розлива, если вы на «ты» с сантехникой и имеете доступ в подвал?

Перепустите весь отопительный контур. Для этого достаточно закрыть одну из домовых задвижек отопления и открыть расположенный перед ней сброс в канализацию; если воздух не вышел через 5-10 минут, систему можно перепустить в обратном направлении (из подачи в обратку или из обратки в подачу).

Не забудьте, закрыв сброс, вернуть задвижки в рабочий режим: запорная арматура на входе и выходе из отопительного контура должна быть полностью открыта.


Если проблема касается отдельных стояков, во многих случаях их тоже можно перепустить из подвала. Закрыв вентиль на одном из парных стояков, откройте сбросник на нем. Если вместе с водой из крана выйдет большое количество воздуха, у вас есть шансы на успех.

В первую очередь это касается пары стояков, один из которых холостой, а на втором установлены отопительные приборы. При запуске воды на сброс из рабочего в холостой стояк полное удаление воздуха происходит всегда.


Один из парных стояков питает радиаторы, второй - холостой.

Если на стояке вместо сбросников стоят заглушки - не отчаивайтесь, мы можем попытаться решить проблему и в этом случае.

Вот два очевидных решения:

  • Перекройте оба стояка и, сбросив их, установите вместо одной из заглушек шаровый кран с резьбами «папа-мама». Незапланированные расходы (цена шарового крана размером ДУ15 - ДУ20 составляет примерно 100-200 рублей) едва ли покажутся вам кошмаром на фоне отсутствия отопления;


  • Закройте оба вентиля на стояках, а затем отверните одну из заглушек. Перегнав стояк на сброс, остановите его и заверните заглушку обратно, затем запустите в рабочий режим. Зависшая в сравнительно тонкой трубке вода не даст ей набрать новую порцию воздуха.

Этот прием срабатывает лишь в начале отопительного сезона, когда температура смеси на выходе из элеватора не превышает 45 градусов. В холода вместо запуска стояка вы получите довольно серьезные ожоги.

Верхний розлив, уровень доступа - администратор

  1. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления дома с верхним розливом?

Особенность этой системы - вынесенный на чердак дома розлив подачи при находящейся в подвале обратке. Каждый стояк отключается в двух точках - вверху и внизу; все стояки равноценны и на одном этаже имеют одинаковую температуру.


При запуске контура воздух вытесняется из батареи отопления и далее из стояка в подающий розлив, а затем - в расположенный в его верхней точке закрытый расширительный бак . Открыв домовые задвижки, вы должны подняться на чердак и на некоторое время приоткрыть кран в верхней точке бачка. После того, как воздух будет вытеснен теплоносителем, циркуляция во всех восстановится.


Справа вверху - закрытый расширительный бак с вентилем для сброса воздуха.

Если вы далеки от тайн вентилей и задвижек, просто подайте заявку в обслуживающую компанию. В доме верхнего розлива самостоятельно спустить воздух из батареи вы не сможете, а вот залить с чердака жильцов верхнего этажа - запросто.

Частный дом, уровень доступа - администратор

  1. Что делать в частном доме, если контур отопления или его часть на запускается?

Плохая новость - в том, что универсальных рецептов нет: контур отопления частного дома всегда проектируется индивидуально.

Хорошая - в том, что проектировщики руководствуются одинаковыми принципами:

  • При принудительной циркуляции автоматические воздухоотводчики в системе отопления монтируются вблизи циркуляционного насоса (обычно перед ним по ходу движения теплоносителя). Воздушник может стоять и в корпусе котла. Если в контуре воздух - возможно, клапан для воздуха просто забит мусором или окалиной;


Группа безопасности котла. В центре - автоматический воздушник.

  • На отдельные отопительные приборы клапан сброса воздуха ставится лишь в том случае, если они расположены выше розлива. Если розлив проходит под потолком или на чердаке - ищите воздушный клапан для отопления в его верхней части;


  • Каждая скоба (изгиб розлива в вертикальной плоскости) тоже всегда снабжается воздушником. Если их по какой-то причине нет, розлив можно попытаться перегнать на сброс одним из описанных выше способов.

Причиной отсутствия циркуляции часто становится не воздух, а полностью или частично закрытый дроссель на одном из отопительных приборов или участков контура.


На фото - дроссель на подводке радиатора. Если он прикрыт, батарея будет холодной.

Безопасность

  1. Чего нельзя делать, стравливая воздух ?

Человеческая фантазия поистине безгранична, поэтому я приведу лишь повторяющиеся случаи из своей практики.

Разумеется, из репертуара жильцов квартир: у сантехников свои причуды.

  • Нельзя полностью выкручивать стержень из воздушника. Под напором горячей воды его невозможно завернуть обратно;
  • Не стоит пытаться вывернуть сам корпус крана. Даже на половину оборота. Если резьба сорвана, затопление квартиры станет неизбежным;


  • Еще худшей идеей будет частично вывернуть для стравливания воздуха любую из радиаторных пробок. Прецеденты были. В последнем известном мне случае были затоплены кипятком 6 этажей.


Профилактика

  1. Можно ли своими руками доработать систему отопления так, чтобы не сталкиваться с проблемой завоздушивания?

Если вы живете на верхнем этаже или в частном доме - можно.

Рецепт предельно прост:

  • В автономном контуре подключите отопительные приборы по схеме «снизу вниз». Даже если внутри радиатора скопится воздух, он никак не повлияет на циркуляцию воды через нижний коллектор. При этом батарея будет горячей по всему объему благодаря собственной теплопроводности;


  • В верхней точке стояка или всего контура смонтируйте автоматические воздушники. Они крайне редко требуют обслуживания и стравливают воздушные пробки без вашего участия.


Заключение

Как видите, все проблемы завоздушивания отопления вполне решаемы. Узнать больше о возможных решениях вы сможете из видео в этой статье. Жду ваших дополнений и комментариев. Успехов, камрады!

Наступили холодные времена, и в каждом доме уже давно работает система отопления. Современные радиаторы настолько удобны и практичны, что многие уже и забыли, как можно было отапливать дом без маленьких, компактных и удобных батарей. Но даже отопление имеет свои минусы. Первое – это очень пересушенный воздух, который можно увлажнить с помощью специального увлажнителя воздуха на батарею. Второе - существуют множество технических вопросов, один из которых мы сегодня и обсудим.

Что такое завоздушенность батареи и как ее определить?

Если Вы заметили, что батареи не нагреваются на полную мощность, хотя еще вчера вся система работала отлично и в доме было тепло, наверняка вся проблема в том, что вам нужно всего лишь стравить воздух с той батареи, которая не совсем горячая. Данная статья расскажет во всех подробностях как спустить воздух из батареи.

Прежде чем стравливать воздух, нужно убедиться, что это действительно является причинной сбоя системы.

Для начала проверьте все батареи: если они все слишком холодные или напротив слишком горячие, возможно проблема непосредственно в обогревателе или может быть, в батареях скопился иной осадок. Также понаблюдайте, не капает ли с батарей вода. Возможно, в батарее утечка, тогда просто нужно отключить систему отопления и.

Если в результате проведенных действий ситуация не изменилась, возможно гайка подверглась коррозии и ее необходимо заменить. Бывают такие моменты, что на верхних этажах батареи остаются холодными, в то время, как этажом ниже батареи очень хорошо нагреты. В таких случаях желательно вызвать мастера, который специализируется в данной сфере.

А если в результате детального обследования отопительной системы вы не обнаружили иных проблем, кроме того, что какая-то батарея частично или полностью холодная, тогда вам необходимо всего-навсего понять, как стравить воздух из батареи.

К чему может привести завоздушенность системы отопления?

Но для начала давайте разберемся, какие могут быть последствия от такой, казалось бы, безобидной завоздушенности одной батареи.

Как оказалось, то, что радиатор не обогревает комнату – еще не самая большая беда. Основной проблемой является то, что воздух в батареях приводит к ржавлению ее изнутри, и как результат - снижению срока службы отопительного радиатора.

Следующий нюанс – если у вас автономная система отопления, то котел вынужден «гонять» по системе воздух, а не жидкость. И это приводит к преждевременной порче подшипников на валу и, как следствие, насос заблаговременно выходит из строя.

Как правильно спустить воздух из батареи?


Полезная схема для работы

Для того, чтобы выпустить воздух с отопительной батареи используйте специальный ключ, которым можно открыть «воздушный клапан».

Чаще всего в таких случаях используют специальный радиаторный ключ, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Современные батареи позволяют использовать для таких целей отвертку.

Теперь, когда ключ или отвертка, а также емкость для слива воды у вас под рукой, осмотрите батарею и с какой-либо её стороны, найдите маленький клапан, который в народе называется кран Маевского.

Сегодня можно установить несколько таких клапанов, а можно обойтись и одним, в верхней части радиатора. Когда вы нашли необходимый клапан, открутите его в сторону до тех пор, пока не услышите, как шипит воздух.

Подставьте под кран какую-либо емкость и подождите, пока весь лишний воздух выйдет и начнет капать вода. Дождитесь, пока вода перестанет пузыриться и побежит тоненькой струйкой. Вот теперь весь воздух в батареях спущен, и кран можно закрутить в исходное положение.

Кроме вышеупомянутого крана Маевского на радиаторе отопления может быть установлен автоматизированный спускник воздуха или обычный вентиль, который элементарно ввинчен в какую-либо из верхних пробок радиатора. Автоматизированный спускник самопроизвольно выполнит все действия для стравливания лишнего воздуха с батареи.

Маленькие мелочи и нюансы

Если же при монтаже отопительной системы мастера поленились и не провели установку специального клапана на отопительном радиаторе, тогда вам самому придется провести не сложную процедуру спуска воздуха из батареи, но немножко иным путем.

Для этого вам необходимо иметь при себе газовый или же разводной ключ, которым вы начинаете очень медленно откручивать заглушку. Если откручиваемая заглушка на чугунной батарее никак не откручивается, нанесите смазку для резьбы непосредственно на саму резьбу и через определенное время снова повторите попытку.

В частных домах с автономной системой отопления иногда необходимо произвести спуск воды с помощью расширительного бачка, который всегда находится в самой верхней точке отопительной системы.

После того, как вода спущена, подождите некоторое время и потом открутите кран на расширительном бачке. Практически всегда пробка выходит самостоятельно при повышении температуры радиатора. Если же данные действия не привели к желаемому результату, доведите воду в отопительной системе до кипения и тогда воздушная пробка обязательно выйдет.

Также имейте в виду, что воздушная пробка может сформироваться в местах, где перегибается трубопровод, по этой причине при монтаже отопительной системы необходимо соблюдать оптимальную дистанцию направления уклонов при разводке трубопровода.

Если же фактический уклон трубы отличается от проектируемого или трубопровод делает петлю, тогда необходимо установить дополнительные воздухоспускные вентили.

Современные производители отопительных радиаторов иногда не очень совестные в сфере своего производства, и как результат, мы получаем некачественный радиатор, который может принести дополнительную головную боль . А все потому, что, сколько не стравливай воздух с батареи, которая изготовлена не по стандартам, воздух в ней будет бесконечным. Потому что сам материал радиатора способствует образованию газов. У данной проблемы всего лишь одно решение – купить новую качественную батарею.

Если вам ближе формат видео инструкции – смотрите ролик ниже. Там все пошагово показано.

Надеемся, что материал был вам полезен. Нажмите, пожалуйста, на кнопки социальных сетей , которые располагаются ниже.

Теплого вам дома и не завоздушенных батарей!

В этой статье мы постараемся разобраться, как стравить воздух из радиатора отопления при разных конфигурациях отопительного контура. Нами будут изучены решения для квартир многоквартирных домов и для коттеджей с водяным отоплением. Итак, приступим.

Зачем это нужно

Типичная система отопления функционирует при минимальном перепаде давлений между подачей и обраткой. Обычно перепад составляет всего 2 - 3 метра (0,2-0,3 кгс/см2); при превышении этого значения увеличившаяся скорость циркуляции теплоносителя порождает гидравлические шумы.

Оборотная сторона небольшого перепада - чувствительность контура к воздушным пробкам. При перепаде в 2 метра завоздушенный стояк или целый контур просто-напросто не сможет работать: напора теплоносителя не хватит для того, чтобы продавить воздух, преодолевая разницу в плотности между ним и водой.

Однако: системы с принудительной циркуляцией и простой структурой контура (без нескольких спаренных стояков) вполне способны работать частично завоздушенными.
Насос создает значительный напор при ограниченной производительности, исключающей появление шумов.


Особый случай

При расположении радиаторов выше розливов и схеме их подключения «снизу вниз» воздух будет вытеснен в секции; при этом теплоноситель будет циркулировать через нижние коллекторы отопительных приборов. Наличие воздушных пробок не помешает работоспособности контура, но несколько уменьшит теплоотдачу батарей.

Центральное отопление

Сброшенная система отопления многоквартирного дома запускается следующим образом:

  1. Открывается сброс в контура.
  2. Медленно (во избежание гидроудара) открывается задвижка или вентиль на подающей нитке. При этом существенная часть воздуха выгоняется из контура.
  3. После того, как в сброс пойдет вода без воздушных пузырей, сброс перекрывается, а задвижка или вентиль на переводятся в открытое состояние.


  1. В домах с верхним розливом (подача находится на чердаке или в квартирах верхнего этажа) стравливается воздух из расширительного бака.

В домах нижнего розлива (подача и обратка в подвале) часть стояков неизбежно окажется завоздушенной. Чтобы стравить воздух, необходимо получить доступ к кранам Маевского. Они всегда находятся в верхней точке каждой пары стояков отопления.

Возможные варианты размещения кранов:

  • В пробке концевой секции радиатора на верхнем этаже ;


На фото - кран Маевского в концевой секции чугунной батареи.

  • В перемычке под потолком верхнего этажа, соединяющей радиаторы в соседних комнатах или квартирах ;
  • В вынесенной на чердак перемычке .

Обратите внимание: последний сценарий - самый неблагоприятный.
В отсутствие циркуляции в сильные морозы перемычка замерзает за полчаса-час, причем теплоизоляция может лишь незначительно увеличить этот период.

Что делать, если система отопления запущена, но ваша батарея осталась холодной?

Вы не знаете, как пользоваться краном Маевского? Тогда следующий раздел - для вас.

Штатная процедура

Предположим, что вы получили доступ к воздушнику. Как выпустить воздух из радиатора отопления с его помощью?

Инструкция проста до смешного:

  1. Отверните шток крана на один-два оборота. В зависимости от типа крана это можно сделать специальным ключом, отверткой, пассатижами и даже своими руками, без инструмента. При этом должен зашипеть выходящий из батарей воздух.
  2. Дождитесь момента, когда вместо воздуха из крана пойдет вода.
  3. Закройте кран - осторожно, без чрезмерных усилий.

Чего нельзя делать при стравливании воздуха?

  • Полностью выкручивать шток. Ввернуть его, преодолевая сопротивление воды, нелегко; преодолевая сопротивление горячей воды - невозможно.
  • Полностью или частично выкручивать радиаторную пробку. Увы, прецеденты были.

  • Если кран не закрылся - пытаться затянуть его силой. Вы просто сломаете шток и зальете квартиру. Цена нового крана Маевского не превышает 100 - 120 рублей; аварийная бригада слесарей осуществляет замену бесплатно.

Аварийная процедура

Если к воздушнику нет доступа, в некоторых конфигурациях отопительных систем воздух можно стравить из подвала.

Обратите внимание: это возможно в домах, где в качестве отопительных приборов используются пластинчатые радиаторы или конвекторы, как вариант - стояк с секционными радиаторами спарен с холостым стояком.
Воздушная пробка при перепускании парных стояков вылетает на фронте водяного потока.

Процедура выглядит так:

  1. Парные стояки перекрываются.
  2. Заглушка на холостом стояке, стояке с пластинами или конвекторами заменяется сбросником того же диаметра.


  1. Стояк перепускается на сброс до полного выхода воздуха и переводится в режим циркуляции.

Автономное отопление

Использование кранов Маевского ничем не отличается от аналогичной операции в системах ЦО. Однако этой ежегодной процедуры можно избежать.

Как спускать воздух из алюминиевого радиатора в автоматическом режиме? Эту работу для вас выполнит автоматический воздухоотводчик для радиатора. Он устанавливается в верхней точке контура или его участка и стравливает воздушные пробки без всякого участия владельца сразу после их образования.

Заключение

Жители частных домов и обитатели городских квартир регулярно сталкиваются с проблемой завоздушенных батарей. Особенно часто это явление возникает в начале отопительного сезона или при проведении ремонтных работ. Конечно, можно вызвать сантехника из управляющей компании , но, возможно, прождать его придется довольно долго. Как спустить воздух из батареи самостоятельно и восстановить работоспособность отопительной системы?

Признаки наличия воздушной пробки

Понять, что в батарее скопился воздух, можно по нескольким признакам:

  • . Это может касаться отдельной батареи или всей системы обогрева квартиры. В первом случае не будет нагреваться завоздушенная часть радиатора. Во втором – пробка будет мешать нормальной циркуляции теплоносителя по системе, отчего одни батареи будут горячими, а другие – существенно холоднее.
  • Шипение или бульканье в радиаторах – явный признак наличия в них избыточного количества воздуха.


Чем опасен воздух в батарее?

Прежде чем разбираться, как выпустить воздух из батареи, следует понять, как он туда попал и чем опасен.

Помимо снижения эффективности отопления, появление воздуха в батареях может привести к следующим проблемам:

  • Металл, из которого изготовлены радиаторы, при контакте с воздухом более подвержен коррозии. Поэтому существенно снижается срок службы элементов системы отопления.
  • Разница в температуре различных элементов трубопровода может привести к его разрушению.
  • Существенно снижается ресурс работы циркуляционного наноса. В обычных условиях его подшипники находятся в воде, при попадании воздуха существенно увеличивает трение, приводя к поломке прибора.


Причины завоздушенности батарей

Причин попадания воздуха в систему может быть несколько:

  • В многоквартирном доме чаще всего это случается при заполнении системы теплоносителем. По правилам процесс должен осуществляться довольно медленно, с постоянным стравливанием воздуха, но в действительности не всегда так.
  • Неполная герметичность отопительной системы. В этом случае придется стравливать воздух постоянно, пока не будут устранены недостатки.
  • Проведение различного рода ремонтных работ. Если производился хотя бы частичный разбор труб, какое-то количество воздуха неизбежно попадет внутрь. Поэтому после таких мероприятий следует обязательно спустить воздух из батареи отопления.
  • Низкое качество теплоносителя: повышенное содержание растворенного в воде воздуха со временем может привести к образованию воздушной пробки.


Устранение воздушной пробки

Стравить воздух из батареи поможет специальный клапан , расположенный обычно на ее торце. В старых моделях понадобится радиаторный ключ. В современных моделях установлен кран Маевского, для работы с которым хватит простой отвертки или специального маленького металлического или пластикового ключика, который можно купить в хозяйственном или строительном магазине..

Последовательность действий следующая:

  • К радиатору нужно подставить достаточно вместительную емкость. При стравливании воздуха из батареи обязательно выделится какое-то количество воды. Лучше не допускать ее попадания на пол.
  • В фильмах и в жизни можно наблюдать стравливающих воду сантехников, мокрых с головы до ног. Действительно, эта операция может сопровождаться разбрызгиванием воды, находящейся в системе под давлением. Это не только неприятно, но и может нанести вред отделке стен или мебели. Решить проблему довольно просто: надо повесить на клапан тряпочку, которая задержит все брызги, и вода спокойно стечет в ведро или тазик.
  • Ключом или отверткой аккуратно откручиваем клапан до тех пор, пока не послышится четкое шипение выходящего воздуха.


  • По мере стравливания начнет капать вода. Надо дождаться, пока она не польется тонкой струйкой. Кран можно закрывать, как только в этой струе перестанет пузыриться воздух. Обычно эта операция занимает 5–7 минут.

Совет. Если вы не хотите повторять процедуру стравливания воздуха слишком часто, то последуйте советам профессионалов и слейте минимум 2–3 ведра воды. Это даст гарантию, что воздух из радиатора удален полностью.

Наглядно представить себе эту операцию поможет видео.

Очень удобное устройство – автоматический воздухоотводчик. Здесь процедура происходит без всякого участия человека: при скапливании воздуха опускается поплавок, закрывающий спускное отверстие. После развоздушивания поплавок возвращается на место. Существенный недостаток таких устройств – повышенные требования к качеству теплоносителя. Поэтому в многоквартирных домах с централизованным отоплением их устанавливают редко, так как они довольно быстро выходят из строя.


А если нет спускного клапана?

Иногда спускного клапана на радиаторе нет. Обычно это касается старых, где его роль играет заглушка. В этом случае работа усложняется, но не настолько, чтобы было невозможно выполнить ее самостоятельно.

  • Надо запастись газовым или разводным ключом, с помощью которого можно будет отвернуть заглушку.

Важно! Обязательно надо перекрыть доступ теплоносителя к радиатору из стояка. Это делается на случай, если заглушка вывернется полностью. Напор воды тогда просто не позволит вставить ее на место, и это обернется подтоплением соседей.

  • Основная проблема заключается в том, что обычно заглушку мешает отвернуть толстый слой краски и затвердевшей пакли. Решить ее можно при помощи керосина или смазки для резьбы. Наносим ее на соединение и ждем 15–20 минут.
  • Аккуратно поворачиваем заглушку и спускаем воздух так же, как и в случае с краном Маевского. Не забываем про емкость для воды и про тряпочку, предотвращающую разбрызгивание.
  • При закрутке заглушки обратно следует не забыть нанести на резьбу уплотнитель, например ленту ФУМ, чтобы исключить подтекание батареи в дальнейшем.

Похожие публикации