Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что такое домкрат. Что такое гидравлический домкрат и как он работает. Какие они бывают

При эксплуатации автомобиля возможна такая неприятность, как прокол шины. От этого никто не застрахован, так как наши дороги щедро посыпаны гвоздями и арматурой в самых неожиданных местах. Процедура замены колеса предполагает наличие нескольких важных деталей: баллонного ключа для откручивания гаек и шпилек, крепящих колесо к ступице, пары перчаток для работы, запасного колеса на замену и, конечно же, домкрата. Домкрат может использоваться для разных нужд, поэтому модельный ряд домкратов разнообразен и требуется грамотный подход к выбору этого устройства. Рядовой автолюбитель непременно задумается о том, какой автомобильный домкрат выбрать. Для начала нужно определить, для каких целей он нужен? Что конкретно вы будете им делать? Решить для себя, какой домкрат лучше, необходимо сразу, потому что есть риск выбрать самый лучший по всем параметрам домкрат, но он не будет подходить к вашему автомобилю.

На прилавках автомобильных магазинов есть разные виды домкратов. Необходимо разобраться в том, какие домкраты предназначены именно для вас и для постоянного присутствия в багажнике вашего автомобиля.

Специального назначения

Один из тех домкратов, которые не нужны обычному водителю – это подкатной домкрат. Конечно, у него есть свои преимущества. Один из них – это большая мощность и, соответственно, грузоподъемность. Такой домкрат способен поднять очень тяжелую машину. Еще один плюс – это то, что его не нужно таскать на руках, а достаточно подкатить под машину, это является большим плюсом, потому что катать легче, чем таскать, да и такие инструменты редко бывают чистыми. Подкатной домкрат удобен в использовании, ведь он требует всего пару взмахов рычагом для подъема автомобиля на нужную высоту. Спускать автомобиль на землю также удобно, потому что это действие, вообще, не требует усилий.

Однако у такого домкрата есть несколько больших минусов. Во-первых, подкатной домкрат очень тяжелый. Возить в багажнике, да и таскать в руках, если возникнет в этом необходимость, домкрат весом в 10 килограмм довольной проблематично. Во-вторых, такой домкрат очень неудобен в силу того, что он габаритный. Размеры его даже в сложенном состоянии довольно большие и займут приличную часть полезного объема багажника вашего автомобиля. В-третьих, для работы такого домкрата обязательно нужна ровная поверхность.

Обычно такие домкраты используют на СТО и в шиномонтажной мастерской, где его большие габариты не играют роли и есть ровная площадка.

В категорию ненужных простому автовладельцу домкратов относятся реечные домкраты. Реечные домкраты используются в основном для легковых вездеходов при проезде по песчаным грунтам. Плюс такого домкрата в том, что им можно поднимать автомобиль, зацепив за силовой бампер. Это очень удобно, когда автомобиль застрял в грязи по кромку дверей, и нет возможности установить домкрат под днище.

Такой домкрат можно использовать как лебедку для вытаскивания автомобиля из грязи, при наличии необходимых инструментов, точки опоры и навыков. Реечный домкрат обладает большой грузоподъемностью, которая напрямую зависит от высоты домкрата, плюс такой домкрат имеет всего одну точку опоры, что опять же удобно на бездорожье, где нет возможности найти ровную площадку. Но этот вид домкрата неудобен для обычного водителя, который не ищет приключений там, где нет ровного, прочного покрытия. Такой домкрат очень громоздкий и тяжелый, он будет занимать много места в багажнике автомобиля.

Гидравлический. Существует такой вид домкрата, который предназначен только для грузовых автомобилей. Это гидравлический домкрат. Плюс такого домкрата в том, что, обладая небольшими размерами, он способен поднять очень большую машину. Мощности такого домкрата хватит, чтобы поднять грузовую машину весом в 20 тонн, например, такую как КамАЗ. Понятно, что он даже не почувствует нагрузки от поднятия легковых автомобилей. Но понятно и то, что обычному человеку такой домкрат просто не нужен. Рядовому автолюбителю он просто не нужен. К тому же стоит такой домкрат очень дорого. А зачем переплачивать 2–3 цены за ненужные функции.

Винтовой. В магазине автозапчастей неопытному покупателю могут предложить купить винтовой домкрат. Он, несомненно, лучше и практичнее чем другие виды домкратов и к его плюсам можно отнести подъем автомобиля на большую высоту. Такой простой по конструкции домкрат использовался еще в Советском Союзе и им комплектовали автомобили ВАЗ. Но, увы, время этого домкрата уже давно прошло, из-за несовершенной конструкции и недолговечности он ушел с прилавков автомагазинов. Поэтому, если вы не разбираетесь в данном вопросе, попросите осведомленных в этом вопросе знакомых сходить с вами в магазин. Велик риск купить расхваленную продавцом продукцию, конструкция которой давно устарела.

Есть узкоспециальные домкраты, которым нет равных в своем сегменте. Например, телескопический домкрат. Плюсы этого домкрата – это способность поднять автомобиль на большую высоту. Этот домкрат нужен тем, кто обладает автомобилем с большим клиренсом. Обычный домкрат просто не дотянется до порога такого автомобиля, не говоря о том, чтобы поднять его на нужную высоту. Такой домкрат обладает большим запасом мощности, но довольно дорогой и тяжелый. Соответственно, не очень удобен в пользовании. К тому же громоздкая конструкция будет занимать много места в багажнике вашего автомобиля.

Удобные домкраты

Первый удобный для использования механический домкрат – это бутылочный домкрат . Удобство этого домкрата в том, что он обладает скромными размерами, большой грузоподъемностью и прост в обращении. Именно такой вид домкрата пользуется популярностью среди простых водителей. Механизм простой и надежный. В бутылочном домкрате использована система давления масла, благодаря которой он и работает. Скромные размеры и небольшой вес практически выводят бутылочный домкрат в лидеры по удобству. Большое пятно контакта позволяет быстро найти удобное положение под днищем автомобиля. Цена невелика относительно других видов домкратов, примерно 1500 рублей.

Самым лучшим домкратом по соотношению цена-качество является ромбический домкрат . Домкрат прост и состоит всего из нескольких деталей. Именно ромбический домкрат до сих пор удерживает лидерские позиции на рынке. Цена домкрата примерно 600-1500 рублей. За эти деньги вы получаете простой домкрат. Настолько простой, что ломаться в этой системе просто нечему. Домкрат обладает самыми скромными размерами и в сложенном состоянии занимает насколько мало места, что его можно положить в нишу запасного колеса. Вес крайне мал и составляет около 1 килограмма. Такой домкрат будет служить вам долго, и вспоминать вы о нем будете только в моменты необходимости. Мощность домкрата позволяет поднять автомобиль весом до 2 тонн. Несомненно, ромбический домкрат является самым правильным выбором среди всех претендентов. Удобный и простой в использовании домкрат – это лучший вариант среди всех предложений на рынке.

Какой домкрат нужен вам

Как выбрать домкрат именно для вашей машины? Если домкрат нужен для сезонной замены колес и замены спустившего колеса, то главным критерием здесь будет грузоподъемность домкрата. Для того чтобы выбрать домкрат по этому параметру для начала узнайте снаряженную массу вашего автомобиля. Сделать это просто, нужно только заглянуть в технический паспорт вашего автомобиля. Выбирать домкрат нужно с запасом мощности. Это необходимо для того, чтобы не перегружать домкрат и не оставался большой запас мощности. К тому же, чем меньше напрягается домкрат, тем больше он вам прослужит.

Не стоит выбирать дорогие домкраты громких иностранных брендов. Самый простой отечественный домкрат будет служить вам долгие годы, радуя безотказной работой. Случаи выхода из строя домкратов очень редки. Чем проще конструкция, тем меньше вероятность поломки.

Теперь загляните под днище автомобиля и посмотрите на гнездо под домкрат. Какая форма этого гнезда? Этот вопрос будет решающим при выборе домкрата. Опорное пятно контакта должно быть подходящим по форме иначе велик риск замять гнездо для подъема машины или днище автомобиля.

Выбрать домкрат не так то и просто. Предложений на рынке очень много и сделать правильный выбор очень важно. Ведь если вы купите громоздкий и тяжелый домкрат, который будет неудобен в использовании, то вы просто не будете им пользоваться. А занимать место в багажнике он будет очень долгое время.

Видео

Подробнее о видах домкратов, их преимуществах и недостатках в видеоматериале:

  • Существует легенда , что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
  • Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор - Питер Лунати , занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающийся от гидроагрегата с ручным насосом .

См. также

Напишите отзыв о статье "Домкрат"

Отрывок, характеризующий Домкрат

Оставаясь отгороженной от любого общения, я проводила дни в полнейшей «тишине одиночества». Пока, наконец, не выдержав более, снова спустилась в подвал...
Комната, в которой я месяц назад нашла Мороне, на этот раз пустовала. Оставалось только надеяться, что отважный кардинал всё ещё жил. И я искренне желала ему удачи, которой узникам Караффы, к сожалению, явно не доставало.
И так как я всё равно уже находилась в подвале, то, чуть подумав, решила посмотреть его дальше, и осторожно открыла следующую дверь....
А там, на каком-то жутком пыточном «инструменте» лежала совершенно голая, окровавленная молодая девушка, тело которой представляло собою настоящую смесь живого палёного мяса, порезов и крови, покрывавших её всю с головы до ног... Ни палача, ни, тем более – Караффы, на моё счастье, в комнате пыток не было.
Я тихонько подошла к несчастной и осторожно погладила её по опухшей, нежной щеке. Девушка застонала. Тогда, бережно взяв её хрупкие пальцы в свою ладонь, я медленно начала её «лечить»... Вскоре на меня удивлённо глядели чистые, серые глаза...
– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...
О, как же я ненавидела его!!!.. Всем сердцем, всей душой ненавидела! И знала, что отомщу ему, чего бы мне это ни стоило. За всех, кто так зверски погиб по его приказу... За отца... за Джироламо... за эту добрую, чистую девочку... и за всех остальных, у кого он играючи отнимал возможность прожить их дорогую и единственную в этом теле, земную жизнь.
– Я помогу тебе, девочка... Помогу тебе милая... – ласково баюкая её, тихо шептала я. – Успокойся, солнышко, там не будет больше боли. Мой отец ушёл туда... Я говорила с ним. Там только свет и покой... Расслабься, моя хорошая... Я исполню твоё желание. Сейчас ты будешь уходить – не бойся. Ты ничего не почувствуешь... Я помогу тебе, Дамиана. Я буду с тобой...
Из её изуродованного физического тела вышла удивительно красивая сущность. Она выглядела такой, какой Дамиана была, до того, как появилась в этом проклятом месте.
– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.

Гидравлический домкрат - это стационарное, переносное, передвижное механическое устройство для поднятия какого – либо объекта, располагается под ним, что позволяет обходиться без вспомогательных сооружений, талей. Механизм работает на минеральном масле, которое перемещая дифференциальный поршень насоса, поднимает груз. Является средством механизации работ в различных отраслях народного хозяйства.

Гидравлический домкрат отличается возможностью подъема большой массы груза (от двух до двухсот тонн), небольшим усилием работающего с ним, высоким коэффициентом полезного действия, плавностью подъема, крепостью конструкции. Недостатком мощных механизмов является большая масса, начальным расстоянием от уровня стоянки поднимаемого груза, медленное однократное перемещение поршня, высокая стоимость.

Виды домкратов

Выпускаются в различных модификациях: бутылочные, подкатные, ромбовые, двухуровневые, низкоподхватные зацепные. Различаются по конструкциям, по виду привода. Домкрат бутылочный используется в различных областях хозяйства, отличается простотой устройства, удобной эксплуатацией. Используется для подъема-опускания специальной техники, легкового, грузового автотранспорта. При строительстве возможно при его помощи поднять здание. Основное условие – вес поднимаемого груза должен соответствовать указанной в инструкции грузоподъемности механизма.

Домкрат подкатный работает по принципу бутылочного. Опорная площадь размещена на рычаге, который поднимается рабочим поршнем. Высота подхвата позволяет приподнимать автомобиль любой марки весом до трех тонн. Имеет разновидности: ножничный, с двухпоршневым вытеснителем цилиндрической формы, удлиненный.

Устройство домкрата

Основными деталями механизма, способного поднять-опустить груз, являются: рычаг – перекладина, вращающаяся вокруг оси, плунжер – полый цилиндрический стержень. Клапаны – запорно-регулирующая арматура для пропускания, перекрытия, регулирования потока гидравлического масла.

Хранилище масла, возвратно-поступательный механизм движения внутри цилиндра.

При работе насоса гидравлическая жидкость заполняет основание цилиндра, поднимает деталь цилиндрической формы вверх. В результате груз поднимается. Устройство, предназначенное для поддержания давления на необходимом уровне, состоит из всасывающего, нагнетательного клапанов. Всасывающий не дает возвращаться маслу из цилиндра в резервуар, нагнетательный - покинуть его. Откручивая винт, снижается давление, груз встает на заданное место.

Гидравлическое масло обладает свойством несжатия, что влияет на равномерность поднятия, снижения, закрепления объекта на нужной высоте.

Одновременно, подъемные механизмы имеют малую скорость работы, сложности при хранении, перемещении. Вертикальные, для предотвращения вытекания масла, перевозятся стоя. Требуют регулярного наблюдения за уровнем масла, состоянием сальников, клапанов (отсутствие протечки гидравлического масла).

Гидравлический домкрат в быту используют при всевозможных работах, когда необходимо приподнимать груз. Наиболее частое применение при профилактике, ремонте автомобильной техники. Пункты технического обслуживания в большинстве случаев снабжены подкатными домкратами. Часто используются при строительно-монтажных работах, прокладке газовых, нефтяных трубопроводов, незаменимый помощник при проведении спасательных работ. Универсальный механизм, может использоваться в любых жизненных ситуациях, когда необходимо поднятие груза.

Точное позиционирование габаритных деталей по высоте, техническое обслуживание автомобилей с необходимостью подъема его кузова, узлов и агрегатов над опорной поверхностью требуют наличия специально разработанного для этих целей механизма под названием домкрат.

Это устройство знакомо каждому автолюбителю.

Кроме того, большинство его разновидностей можно встретить в сервисных центрах и шиномонтажках.

Основное назначение домкрата – подъем опирающегося на него груза на небольшую высоту.

Работа механизма наиболее показательна в гидравлических моделях, где в основе лежит принцип сообщающихся сосудов и реализуется закон Паскаля.

Все виды домкратов объединяет одно свойство – использование при работе рычага в том или ином виде.

Для гидравлических моделей это, соответственно, гидравлический рычаг.

По своей сути домкрат – технически несложный механизм.

От других грузоподъемных устройств он отличается мобильностью и тем, что располагается непосредственно под грузом, а при работе не требует вспомогательных устройств, например, цепей или канатов.

Используется преимущественно:

  • В строительстве, например, при подъеме частей сооружения, больших блоков.
  • При ремонте автомобилей. Незаменим при выполнении шиномонтажа, где его используют для приподнимания кузова автомобиля, что позволяет освободить колесо от веса транспортного средства.

  • Как подъемник для перемещения, монтажа габаритных деталей и оборудования на опоры.

Каждый из видов домкратов имеет уникальную конструкцию, и создан под выполнение конкретных задач.

Устройство и характеристики

Классический гидравлический домкрат состоит из следующих элементов:


  • Опорное основание – подошва корпуса.

Кроме того, в конструкции предусматривается наличие нескольких клапанов:

  • Клапан накачки – отвечает за перемещение жидкости из резервной емкости в рабочий цилиндр, блокируя ее обратное движение.
  • Предохранительный клапан – предотвращает перегрузку домкрата. Работает, как перепускной клапан в гидросистеме.

Материал

Тут все зависит от конструкции и грузоподъемности домкрата.

Подкатные модели для легковых автомобилей зачастую алюминиевые, в то время как для грузовых гидравлических вариантов используется закаленная сталь и чугун.

Материал и его толщина напрямую влияют на грузоподъемность механизма в целом.

Размеры, вес и грузоподъемность домкратов

Грузоподъемность домкрата – его основная характеристика, которая определяется конструкцией.

Как правило, чем больше размеры этого механизма, тем большая его грузоподъемность.

Так бутылочная гидравлическая модель с грузоподъемностью 2 тонны при своей небольшой высоте (в среднем 150 — 180 мм) весит 2 – 3 кг.

В это же время рассчитанный на эту же грузоподъемность реечный длинный вариант может иметь высоту до 1 метра и более, а его вес составляет около 10 — 15 кг.

Все упирается в конструкцию и назначение изделия.

Наиболее грузоподъемные среди домкратов – гидравлические, где отдельные модели способны поднимать и удерживать вес до 100 тонн.

Винтовые же обладают наименьшей грузоподъемностью – до 1 тонны.

Еще одна характеристика, которая обязательно учитывается при выборе – высота подъема домкрата.

Представляет она собой максимальное расстояние между верхней точкой подхвата и опорой изделия.

Является суммой следующих характеристик:

  • Высота подхвата – наименьшее расстояние между верхней точкой подхвата и опорой основания. Проводя параллель с автомобилем – его клиренс.
  • Рабочий ход штока – наибольшее расстояние между верхним и нижним положением домкрата (по вертикали).

Ход штока напрямую определяет высоту, на которую возможно осуществить подъем груза относительно первоначальной точки расположения.

Виды домкратов и их цена

По принципу работы различают следующие основные виды домкратов:

Механический

Технически простое подъемное устройство, которым в большинстве случаев комплектуются легковые автомобили. В основе работы лежит приложение механического усилия по перемещению рабочего механизма, например, винтовой шпильки.

Гидравлический

Работает посредством перекачивания в рабочую полость жидкости, например, гидравлического масла или тормозной жидкости. Одноклапанные модели оборудуются исключительно клапаном, препятствующем обратному оттоку жидкости, а двухклапанные варианты дополнительно оснащаются перепускным страховочным клапаном, который предотвращает повреждение самого домкрата в случае превышения допустимой нагрузки.

Пневматический

Подъемный механизм приводится в действие накачиванием в его полость воздуха.

Некоторые модели способны работать от выхлопных газов автомобиля (подключаются к выхлопной трубе), промышленный же воздушный вариант требует наличия производительного компрессорного оборудования.

Электрический

Это больше не вид домкрата, а способ приведения в действие рабочего механизма. Иными словами, даже механические модели, где механическое усилие прикладывает вал электродвигателя, можно считать электрическими. Некоторые модели могут работать от автомобильного прикуривателя.

Электрогидравлический

Гидравлика приводится в действие электроприводом. Яркий пример предыдущего пункта. Некоторые модели оснащаются в дополнение и ручным приводом.

Пневмогидравлический

Гидравлика приводится в действие воздушным компрессором.

По конструкции выделяются следующие типы домкратов:

Ромбический

Инструмент пантографного типа – чистая механика.

Подъемная часть напоминает формой ромб, где каждая сторона подвижно соединяется с соседней.

Боковые противоположные углы смыкаются вращением шпильки, из-за чего верхний и нижний углы расходятся.

Другие названия — трапециевидный домкрат, трапеция.

Цена – от 600 руб.

Таблетка

Гидравлическая часть в виде низкопрофильного цилиндра, подключается к отдельному гидроприводу.

Стоимость начинается с отметки 3,5 тыс. рублей, и зависит от грузоподъемности.

Реечный

В основе лежит зубчатая рейка, по которой движется подъемный механизм. Еще один представитель механики. Цена – от 3 тыс. рублей.

Клиновой

Приводом может выступать механика или гидравлика.

Другое название – разжимной клин.

Стоимость – в районе 10 тыс. рублей и выше.

Бутылочный

Получил название из-за конструкции с резко выделяющимся основным рабочим цилиндром. В основе работы преимущественно гидравлический принцип.

Такой домкрат часто называют телескопическим, так как шток в исходном положении спрятан в цилиндр, буквально, как колена у телескопической удочки.

Бывает одноштоковый и двухштоковый.

Последний вариант носит еще одно название – двухплунжерный, и примечателен он тем, что ход его штока вдвое превышает этот показатель у аналогичной одноштоковой модели.

Иногда встречаются трехштоковые версии.

Цена – от 500 рублей.

Рычажной

В основе конструкции рейка, которая выдвигается посредством качающегося приводного рычага.

Стоимость – 3 тыс. рублей и выше.

Винтовой

Вращение винта преобразуется в поступательное движение подъемной площадки.

Тянущий

Используют в работе тянущее усилие. Для подъема грузов подвешиваются к прочной опоре.

Используются также для стягивания металлоконструкций, частей корпуса судов. Некоторые модели имеют крюк или другой механизм для фиксации груза, установленный прямо на шток. Цепной вариант предполагает крепление крюка (крюков) к штоку за проушину посредством прочных цепей. Стоимость не редко доходит до 100 тыс. рублей и более.

Подкатный

Классическое исполнение – установленный на станину с колесиками поднимающийся рычаг, оборудованный упорной пятой. Приводится в движение горизонтальным гидравлическим цилиндром.

Такая конструкция получила название “лягушка”.

Еще один вариант – ножничный, где механизм складывается в корпус — станину, подобно ножницам.

В продаже встречаются модели с переключателем режимов подъема и опускания.

Подобный передвижной домкрат используют для работы с автомобилями, бывает коротко-, средне- и длиннобазный, а подбирается в зависимости от глубины расположения пятаков транспортного средства, в которые и упирается подхват при подъеме.

Стоимость – от 1 тыс. рублей.

Домкрат «Сельсона»

Представитель пневматики.

Это своеобразная подушка с резинокордной оболочкой, которая при подаче воздуха увеличивается по высоте.

Подобный надувной домкрат стоит достаточно дорого — в районе 30 – 35 тыс. рублей.

По назначению , наиболее популярны следующие домкраты:

Автомобильный . Применяется при ремонте машин, в шиномонтаже.

Кабельный . Грузоподъемный механизм особой конструкции, предназначенный для подъема кабельных барабанов.

. Для подъема товарных и пассажирских вагонов, а также локомотивов.

Путевой. Для подъема отдельных элементов, а также собранной конструкции рельсо-шпальной решетки.

Винтовой вариант, используемый при строительстве деревянных домов и построек из сруба.

Для мебели. Технически простое изделие в виде рычага, при помощи которого элементы мебели слегка отрываются от пола, а в образованный просвет вставляются так называемые транспортные платформы, входящие в комплект.

Подобные наборы созданы для самостоятельной транспортировки мебели.

Специализированные домкраты

Следующие инструменты используют в основном при ремонте автомобилей:

Опрокидыватель авто

Предназначен для подъема автомобиля с боку, с упором на противоположные установке механизма колеса.

Ремонтная подставка

Также известная, как автомобильная стойка – устройство выполняющее страховочную функцию для дополнительного удержания, поднятого другими устройствами, авто. Подставка опорная под автомобиль предотвращает его падение, жестко фиксируясь на заданной высоте. Для подъема грузов не предназначе

Трансмиссионная стойка домкрат

Используется для установки и демонтажа КПП автомобиля.

Такой трансмиссионный вариант – оборудование специфическое и узконаправленное.

Ямный

Вспомогательный механизм для вывешивания осей авто на яме или ножничном подъемнике. Другое название — канавный домкрат.

По конструктивным особенностям различают:

  • Двухступенчатый с двумя подхватами, расположенными на разной высоте. Такой двухуровневый механизм бутылочного типа комбинирует в себе классический и низкоподхватный домкрат, описанный ниже.

  • С низкой лапой — имеет минимальную высоту подхвата, вплоть до 20 и менее миллиметров. Характерная особенность – выступающая в сторону подхватная лапа, которая подцепляет груз под его нижний край. Отсюда еще одно название — зацепной домкрат.
  • Низкопрофильный – для поднятия авто с небольшим клиренсом.

Исключительно условно домкраты можно разделить на:

  • Бытовые – относительно дешевые модели, предназначенные для подъема грузов с небольшим весом, в частности – легковых автомобилей. Это так называемые гаражные домкраты – недорогие механизмы, позволяющие производить самостоятельный ремонт транспортных средств в домашних условиях, включая замену колес. В общем речь идет о бюджетных изделиях.
  • Профессиональные – гидравлические усиленные конструкции, предназначенные для быстрого подъема легких и тяжелых грузов. Используются в современных сервисных центрах, ремонтных мастерских и даже на промышленных предприятиях. Сюда входят и узкоспециализированные модели.

Аксессуары

К домкрату в свободной продаже можно найти различные аксессуары, например, резиновую накладку на подхват, опору и адаптер.

Последний представляет собой две опорные площадки, закрепленные на планке, которая, в свою очередь, устанавливается на штоке.

Это своеобразный домкратный “разветвитель”.

Преимущества и недостатки разных домкратов

У каждого типа домкратов есть плюсы и минусы, которые и определяют целесообразность их использования в конкретных ситуациях:

  • Реечные – подходят для работы с низко расположенными грузами, но неустойчивы, имеют небольшую площадь опоры, а также неудобные габариты. Для подъема автомобиля, последний должен иметь специальные выемки в днище.
  • Ромбические винтовые – компактные в сложенном состоянии, надежные, устойчивые. Но для них характерна небольшая высота подъема.

  • Гидравлические – устойчивые, компактные и удобные, обеспечивают быстрый и легкий подъем груза. Кроме того, обладают большим показателем КПД, имеют высокий показатель грузоподъемности. Но требуют регулярного техобслуживания, имеют непродолжительный срок службы, и не способны поднимать груз на большую высоту.
  • Пневматические – простые в эксплуатации, устойчивые на любом грунте. Одновременно подушки легко повреждаются о режущие или острые предметы. При использовании сжатого воздуха требуют отдельного компрессора.

Выбор домкрата следует производить исходя из того, какие именно задачи планируете решать с помощью этого инструмента.

Домкра́т (от нидерл. Dommekracht ; нем. Daumkraft , Wagenwinde , Hebe -

winde ) – механизм для подъёма и опускания опирающее-

гося на него груза (конструкций и оборудования), на

небольшую высоту (200-500мм), а также для сдвига-

ния или передвижения груза на незначительные рас-

стояния, выверке конструкций при их установке.

Домкрат незаменим в тех случаях, когда нужно получить большое усилие, в основном используемое для поднятия грузов различных весовых категорий.

Интересные факты. Существует легенда, что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.

Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор - Питер Лунати , занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающейся от гидроагрегата с ручным насосом.

Применение. Домкраты незаменимы:

▬ в быте автолюбителей и автомастерских,

▬ в работе складов и производств различных уровней.

▬ в строительном производстве домкраты используются:

▪ при выполнении вспомогательных работ, на основных

монтажных и ремонтных работах, когда надо поднять

груз массой 1000 т и более на небольшую высоту,

обычно до 0,6÷0,6м ;

▪ также для перемещения грузов по горизонтали и вы-

верке конструкций при их установке;

▪ домкрат может быть также составной частью строи-

тельных машин и приспособлений.

Достоинства домкратов:

Имеют небольшой вес и легко переносятся с места на место;

Домкраты испытывают не реже одного раз в год.

Классификация домкратов . Домкраты различают:

а). По назначению :

●- выверочные - для небольших перемещений оборудования (10-

40мм ) в проектное положение, которые выпол-

няются обычно винтовыми и реже гидравличе-

грузоподъемные - для значительных перемещений оборудо-

вания (50-350мм );

б). По конструктивному исполнению (в зависимости от специфи-

ки применения – те, где в основном упор дела-

ется на механику, и в которых применяются раз-

личные жидкости или сжатый воздух в качестве

подъемной силы):

реечные ,

винтовые ,

гидравлические .

пневматические ;

а б в г

Рис.15. Домкраты (по назначению):

а – реечный; б – винтовой; в – гидравлический; г – пневматический.

Наиболее распространены: винтовые, реечные и гидравлические домкраты.

в). По мобильности :

● стационарный,

● переносной,

● передвижной.

б в

Рис.16. Домкраты (по мобильности):

а – стационарный; б – переносной; в – передвижной.

Общепринятые характеристики домкратов :

- грузоподъемность - характеризует максимально возможный вес поднимае-

мого груза;

- высота подхвата - минимальное расстояние между опорной поверхностью

(землей, полом) и подхватом (опорной точкой домкрата)

в нижнем рабочем положении, соответственно - нижней

кромкой груза (в автомобильном разрезе это клиренс);

- высота подъема - максимальное расстояние от опорной поверхности до

подхвата в верхнем рабочем положении;

- рабочий ход - расстояние между нижним и верхним рабочим положением под-

- собственный вес - вес домкрата в рабочем состоянии;

Для некоторых видов домкратов актуальна так же характеристика передаточного числа - например, соотношение площади плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических домкратах.

От него зависит усилие на рукоятке домкрата с ручной подкачкой или мощность двигателя электрического насоса.

Общее устройство домкратов.

Похожие публикации