Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Босфорский мост: дорога между двумя континентами. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни

Первый босфорский мост, Стамбул, Турция . О мостах через пролив Босфор в турецком городе Стамбул знает каждый. В этом обзоре речь пойдет об одном из них - Первом подвесном Босфорском мосте, который в прямом смысле слова, стоит на стыке двух культур и континентов. Он стал первым подвесным мостом через пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря, соединяя при этом азиатскую и европейскую части города. Этот факт и обусловил его второе название - первый Босфорский мост. Он скорее символичен, чем живописен, хотя это совершенно не мешает ему быть одним из знаменитых символов Стамбула и настоящим украшением города.

Немного истории

О Стамбуле и Босфоре писали много и всегда высокопарно. Ведь это единственный в мире город, лежащий одновременно и в Азии и в Европе. Хотя есть воспоминания древних историков, которые помнят Босфор как обычный пролив, на девственных берегах которого располагались маленькие рыбацкие деревушки. Так например великий Орхан Памук описывал пролив в своем труде «Стамбул. Город воспоминаний».

И только в XVIII веке на него стали заглядываться богатые вельможи Османской Империи и строить на его нагих живописных берегах свои роскошные ялы. По мере расширения города, увеличения населения, строительство моста через пролив было неизбежно. Впервые идея строительство моста через пролив Босфор была озвучена еще в 1950 году. Разработанный британским инженером У.Брауни и Г.Робертсом проект лежал на полках еще долгих 20 лет. И только в 1970 году начались работы по строительству моста, который должен был соединить кварталы Ортакёй в Европе и Абдуллах-ага в Азии, а уже в 1973 состоялось официальное открытие Первого Босфорского моста, что совпало с 50-летний юбилеем Турецкой Республики. На день открытия моста Босфорский мост занимал четвертое место в рейтинге самых длинных мостов мира, но уже давно утратил свои позиции и опустился на 16 ступень в этом списке. Со дня торжественного открытия и по ныне мост является символом не только Стамбула, но и всей Турции.

Конструкция моста

Величие и грандиозность сооружения впечатляет. Мост оносится по типу к подвесным мостам, все конструкция операется на две боковые опоры, высота каторых по 64 метра. Его общая длина составляет 1,5 км, ширина 33 метра, а высота опор 166 метров. Дорожное полонто моста нависает над водой на высоте 64 метра. Мост имеет 8 автомобильных полос, каждое направление включает по 3 дорожной полосы, по одной аварийной и тротуар. Спроектирован и построен был Босфорский мост гигантским строительным концорциумом, куда входили турецкая, немецкая и английская инженерные компании. В то время стоимость проекта и строительства оценивалась в 200 мил долларов США, что на сегодняшний день является смехотворной суммой для проекта подобного масштаба.

Мост сегодня

В дневное время мост внешне не представляет собой особой архитектурной ценности, сотни тонн бетона и метала по которым движутся сотни машин в час. Но стратегическое значение Босфорского моста сложно переоценить. С момента открытия и по сегодняшний день моста является главнейшей транспортной артерией Стамбула. Ежедневно через него проезжает более 250 тысяч автомобилей около полумиллиона пассажиров. Проезд по мосту платный, но сумма больше символическая, выручка из которой идет в государственную казну. Пешеходы воспользоваться мостом не имеют возможности и связано это с тем, что раньше Босфорский мост пользовался большой популярностью среди самоубийц. Но в связи с этим печальным фактом был предпринят целый ряд радикальных мер, после чего количество трагичных случаем на мосту значительно сократилось.

Но один раз в год все таки пешеходы получают доступ к мосту и имеют возможность наслаждаться великолепными панорамными видами, которые открывает дорожное полотно на залив и поросшие цветными стамбульскими домиками холмистые берега.

Это становится возможным только во время Стамбульского марафона, который проходит ежегодно в октябре. Участники забега начинают состязание в Азии и финишируют уже в Европе. На время проведения марафона автомобильное движение на мосту перекрывается.

Но лучшее время для знакомства с этой выдающейся стамбульской достопримечательностью, конечно же, вечер. В предзакатной дымке мост отражается своими огнями на воде залива и дрожит завораживающими бликами на фоне пылающего небосвода.

В ночное время Босфорский мост перевоплощается в настоящий световой аттракцион, полотно моста подсвечивается сотнями тысяч светодиодов, меняющих цвета.

Этим ярким незабываемым зрелищем можно полюбоваться прокатившись на круизном кораблике по Босфору в вечернее время, насладиться видами не только мостов, но и панорамой ночного города, который лежит по обе стороны залива и утопает в вечерних огнях.

Что посмотреть

Во время морской прогулке по Босфору на кораблике есть возможность насладиться созерцанием многих интересных достопримечательностей города. Один из величественных памятников архитектуры в стиле барокко - дворец Долмабахче, пышный замок, построенный при султане Абдул-Меджиде в 1856 году.

Еще одним выдающимся объектом, который можно наблюдать с пролива - Мечеть Ортакей (XIX в) в стиле необарокко.

Такое же название носит весь прилегающий район, в котором царит сельская атмосфера спокойствия и умиротворения днем, а ночью кипит бурная ночная жизнь в многочисленных кафейнях и барах.

Прекрасный вид открывается также и на Румельскую крепость, которая была построена в 1452 г. султанов Мехмедом Завоевателем. Возвышается она и по сей день на самом узком месте Босфора. Сегодня в ее стенах проходят театральные представления, в том числе и для туристов.

Адрес

Адрес: Beylerbeyi Mh., 34676 Üsküdar/İstanbul, Турция








Разделяет Малую Азию и Европу и соединяет Эгейское море, являющееся частью Средиземного, с Черным. Стамбул располагается по обе стороны пролива, который условно делит его на азиатскую часть и европейскую. В длину Босфорский пролив имеет около 30 км. Его ширина в северной части равна 3700 метрам (самое широкое место). Минимальная ширина — около 700.

Возник пролив в четвертичный период на месте долины реки, размытой и затопленной морской водой. Босфор имеет важное историческое, экономическое и стратегическое значение. Название пролив по древней легенде получил от словосочетания «коровий брод». Именно через него переплыла, спасаясь от гнева ревнивой Геры, обращенная в белую корову красавица Ио. Так неверный супруг Геры, Зевс, решил уберечь свою земную возлюбленную (Ио была дочерью аргивского царя) от расправы своей мстительной жены.

Знаменитые мосты через пролив Босфор

Через Босфорский пролив перекинуты 2 моста :

  • один из них носит имя султана Мехмеда Фатиха ;
  • другой называется просто Босфорским .

Оба были построены во второй половине XX века. Интересно, что в глубокой древности тоже были попытки соорудить мост через пролив. В исторических документах упоминается, что в 6 веке до н.э. царь Персии Дарий приказал построить переправу через Босфор для своей многотысячной армии. Персы собрали огромное количество лодок и крепко-накрепко соединили их корабельными канатами. Такой понтонный мост просуществовал совсем недолго, поэтому много веков переправлялись через Босфор исключительно на лодках, паромах и аналогичном транспорте. Наконец в XX столетии были реализованы сразу 2 проекта, и возникли Босфорский мост и мост султана Фатиха.

Босфорский мост в Стамбуле
Завершение строительства Босфорского моста в Стамбуле пришлось на 1973 год. Строился он почти 3 года и теперь соединяет две части Стамбула в двух противоположных его районах:

  • одним своим концом мост «упирается» в «европейский» ;
  • другим — в «азиатский» Абдуллах-ага.

Открытие Босфорского моста приурочили к значительному юбилею — 50-тилетию республики Турция.

Общая длина моста равна 1560 метрам. Основную часть его занимает огромный пролет на 1074 метра. Ширина этого моста через Босфор — 33 метра. Опоры моста возвышаются над уровнем воды на 165 метров. От самой поверхности полотна моста до вод пролива расстояние равно 64 метрам, что позволяет спокойно проплывать под ним судам разных размеров. Босфорский мост является подвесным; этот грандиозный проект был разработан и осуществлен консорциумом турецких, немецких («Хохтиф») и английских («Кливленд Инжиниринг») компаний.

На строительство моста Босфор в Стамбуле было потрачено около 200 млн. долларов. Первое время по нему было разрешено пешеходное движение. Однако печальная история волны самоубийств привела к тому, что власти города запретили пешеходное движение по нему вообще. Сейчас Босфорский мост является главным транспортным сообщением через пролив: по нему ежедневно переправляются около 200 тысяч единиц транспорта. За проезд по мосту необходимо заплатить.

Чтобы добраться до Босфорского моста (который еще называется «Первым Босфорским мостом»), нужно проехать автобусами 40 Т или 42 Т до остановки Ортакёй, а от нее пройти к одноименному причалу.


Второй мост через пролив Босфор в Стамбуле был назван в честь могущественного султана Мехмеда Фатиха, легендарного завоевателя Константинополя. Построили его, как и первый мост, за 3 года. Открытие состоялось 29 мая 1988 г. В этот день праздновалось 535-летие со дня завоевания Константинополя и переименования его в Стамбул. На этот раз строительством занималась японская компания, а само оно обошлось немного дешевле первого моста через Босфор —

171;всего» в 130 млн. долларов.

Параметры сооружения: длина моста Фатиха — 1510 метров, а его ширина — 39 метров. Этот огромный мост также установлен на две гигантские опоры, каждая высотой 165 метров над уровнем воды. Конструкция этого сооружения во многом аналогична конструкции Босфорского моста. Ежедневно мост способен пропустить более 150 тыс. единиц транспорта. Он также является закрытым для пешеходов из-за случаев самоубийств. Проезд по-этому подвесному мосту исключительно платный.

Мост султана Фатиха соединяет Румели Хисары в европейской части Стамбула и Анадолу Хисары — в азиатской. Как добраться до моста Фатиха, можно узнать по адресу: www.placesinistanbul.com. Доехать можно на автобусах №№ 25 Е, 22, 22 RE, 40 T, 40 или 42 Т. Выходить нужно на остановке Румели Хисары.

Власти города планируют возвести еще один мост через Босфор, но общественность Стамбула пока против этого. Жители волнуются, что неблагоприятная сейсмологическая обстановка может привести к обвалу моста.

Босфорские мосты на карте Стамбула:

Босфорские мосты на фото и видео

Фото: на нашем сайте размещены фотографии обоих мостов через Босфор.

Адрес: Турция, Стамбул
Начало строительства: 1970 год
Окончание строительства: 1973 год
Высота опор: 165 м
Длина моста: 1560 м
Ширина моста: 33,4 м
Координаты: 41°02"49.3"N 29°02"00.0"E

Босфорский мост, он же Ататюркский – это первый подвесной мост, сумевший соединить две части света – Европу и Азию . Объединив две части Стамбула, он стал его символом, архитектурным объектом и достопримечательностью Турции .

Судя по названию моста, можно догадаться, что переброшена она через пролив Босфор, который следует из Черного моря в Мраморное, а затем – и в Средиземное .

Впервые мост в этой местности строился более 2 тысяч лет назад во времена правления персидского императора Дария I Великого. Его задумка соединить берега Босфорского залива привела к появлению понтонного сооружения, позволявшего правителю переправлять многочисленную армию через пролив и преследовать вторгшихся врагов-скифов. Разработкой проекта первой постоянной переправы через Босфор занимался османский султан по имени Абдул Гамид II, а его «детищем» стал понтонный мост из лодок и канатов. Так армия Дария прошла над заливом по деревянным трапам и оказалась на противоположном берегу.

В XX в. правительство Турции рассмотрело несколько идей строительства моста, и в 1957 г. им было принято решение о проведении строительных работ по возведению переправы через Босфор. Начало великого строительства ознаменовалось подписанием контракта с компанией британских мастеров «Freeman Fox &Partners» (1968 г.). Но сами работы, руководимые инженерами У. Брауном и Г. Робертсом, «закипели» лишь спустя 2 года, в феврале 1970 г. Прошло немного более 3-х лет, и в честь 50-летия со дня основания Турецкой Республики состоялось торжественное открытие моста . В число участников церемонии входили президент Фахри Корутюрк и Мехмет Наим Талу – премьер-министр страны. Так Босфорский мост стал функционировать с 30 октября 1973 года.

Конструкция Босфорского моста представляет собой подвесное сооружение с наклонными подвесками и башнями из стали. Его длина составляет 1560 м, ширина – 33,4 м. Высота башен – 165 м, а расстояние между ними достигает 1075 м.

В год окончания строительства столь масштабное сооружение считалось четвертым по длине в мире. Однако со временем его место стало опускаться ниже, ведь в других странах начали появляться более солидные мостовые конструкции.

В 2007 г. для освещения моста была установлена модернизированная система LED от компании «Philips». Благодаря инновационной подсветке потребление электроэнергии удалось сократить вдвое. К тому же, с ее установкой стало возможным получение необычных узоров и цветных оттенков.

Легенда о Босфорском мосте

Как и любая постройка необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его появлением. Итак, если верить древнему турецкому мифу, властелин Олимпа Зевс всей душой полюбил земную красавицу Ио, и тайком от жены-богини Геры он частенько спускался с небес для встреч со своей возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и задалась целью жестоко отомстить разлучнице. Желая хоть как-то спасти любовницу от разгневанной супруги, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и тут Гера показала свою божественную силу, узнав в животном прекрасную Ио, и наслала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова помчалась к проливу и нашла брод. По нему она смогла перебраться на другой берег и там же нашла и убежище. Сегодня это местечко называется Кадыкей, а находится оно в азиатской части Стамбула. Этой легендой и объясняется название пролива «Босфор», так как в переводе с турецкого языка это слово означает «коровий брод». Как бы там ни было, а первая идея строительства настоящего моста принадлежит Дарию.

Повседневная жизнь Босфорского моста

Мост состоит из 8 автомобильных полос, в т.ч. и аварийных. Каждое направление включает в себя 3 полосы для перемещения транспорта, 1 – аварийную и тротуар. Ежесуточно мост пересекает до 200 000 единиц транспортных средств, перевозящих свыше 600 000 пассажиров . В 1997 году его пересек миллиардный автомобиль. Интересно, что при полной загруженности конструкция Босфорского моста в середине пролёт оседает на 90 см.

Сразу после открытия моста в течении 4 лет по мосту ходили пешеходы. Однако впоследствии в связи с частыми попытками самоубийств был установлен запрет на пешие прогулки по мосту. Не пускают сюда и грузовики. Но из всех правил бывают и исключения. Так, каждый год в октябре при проведении Стамбульского марафона Босфорский мост становится доступным для пешеходов, но закрытым для автомобилистов. Таким образом, участники марафона стартуют в Азии, а финишируют уже в Европе.

Конечно, Босфорский мост несказанно красив, но лучше им любоваться издалека, например, с корабля, курсирующего по проливу. Издалека масштабная конструкция кажется тонкой нитью, по которой движутся тысячи автомобилей. А в вечернее время «коровий брод» становится просто сказочным, так как после заката солнца на мосту включается подсветка.

Галатский мост — сооружение в Стамбуле , которое протянулось через чудный по красоте залив - , и включает в себя разводной механизм. Мост расположен напротив Новой мечети и соединяет набережную района Эминеню и район Каракёй. Интересен мост тем, что имеет два этажа. На втором этаже находятся транспортно-пешеходные сообщения, а на первом расположены рыбные рестораны. Общая протяженность моста четыреста восемьдесят четыре метра, ширина составляет сто сорок два метра, разводной механизм достигает восьмидесяти метров. Данный мост возводили пять раз, последний – в 1992 году.

История Галатского моста

Первоначально, мост был изготовлен из дерева в 1845 году, по приказу Безмиалем Валиде Султана (жена султана Махмуда II, мать султана Абдул-Меджида I). В день открытия честь проплыть под мостом была предоставлена судну французского капитана Маньяна. К сожалению, первый Галатский мост оказался крайне ненадежным. В 1863 году, накануне приезда Наполеона Бонапарта в , мост было решено перестроить.


Галатский мост и башня Галата — Стамбул

В третий раз, мост претерпел изменения уже в 1875 году. За проход по нему приходилось платить. Проектированием и постройкой 4-го Галатского моста, в 1912 г. занималась компания MAN (Германия). Это сооружение доходило в длину 466 (м.) и в ширину 25 (м.). Но увы, в 1992-м г., середина моста обгорела при пожаре. Впоследствии, на месте обгоревшего моста, в 1992-1994 г.г. компания STFA (Турция) спроектировала и построила пятый мост, который функционирует по сей день.


Галатский мост в Стамбуле — вид с пролива Босфор

Галатский мост сегодня остаётся привлекательным местом для туристов. Начиная с 2005-го года, на Стамбульском мосту безостановочно ходят и трамваи. Движение транспорта настолько точное, что фактически отсутствуют пробки. Там же, круглые сутки стоят с удочками рыбаки, и тут же продают пойманную рыбу. На нижнем этаже разместились рыбные рестораны и лавочки. Тысячи людей одновременно находятся на мосту, наблюдая за красотой вокруг или просто проводя время в различных заведениях. Однако стоит учесть то, что стоимость ресторанных блюд довольно высока, К счастью, вблизи за 5 лир можно купить бутерброд с наивкуснейшей скумбрией, который называется Балык Экмек. Рыбу жарят прямо на лодках.


Закат на Галатском мосту и

Галатский мост знаменит не только своими уютными ресторанами, но и дивным видом на — величественную мечеть и прекрасную . Иногда, может показаться, что это целый город. И лишь небольшая тряска от проезжающего мимо транспорта, восхитительный вид на гладь воды, и плачь пирующих чаек, напоминает, что это мост.

Обзор двух мостов через Босфор – южного, видимого из центра Стамбула (Первого Босфорского, 1973), и северного, более позднего (Моста Фатих, 1988). Оба моста строились и открывались к значимым датам: первый – к 50-летию основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком, второй – к 535-летию завоевания Константинополя у Византии. Оба моста достаточно красивые, однако второй мне понравился более. Заодно увидите на снимках, насколько узок Босфор, соединяющий два моря и разъединяющий две части света.

Мост им. султана Мехмеда II Фатиха, 1988

Сперва покажу Первый Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Основные данные :
Длина моста - 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина - 33 метра, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра. Закладка моста, запланированная еще в 1950 г., была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг.

2. Поскольку Босфор я пересекал несколько раз в разную погоду, то и снимки будут разные по настроению. Этот – сделан, когда я шёл на пароме к вокзалу Хайдарпаша. Погода была почти идеальная. Обратите внимание, как косо идёт по фарватеру торговое судно. Как я потом убедился, путь следования по главному фарватеру там не прямой и довольно сложный, так что лоцман для проводки обязателен.

3. А это он же, но в пасмурную погоду. Идём из Ускюдара.

4. Ещё, с мешающими снимать чайками. Почему-то там их огромное количество, а наиболее продвинутые местные покупают бублики, крошат их и кидают чайкам прямо на ходу, и можно наблюдать настоящий воздушно-птичий спектакль “Забери у соседки на лету кусок”.

5. Опять в хорошую погоду. Снова в кадр поймано транзитное судно, следующее в Чёрное море.

5a. Вечером в какие-то дни его включают, подсветка выглядит вот так. Но не во все дни! (закономерность мне выявить не удалось)

6. Ну и кадр, сделанный из метробуса через стекло, когда я пересекал его сухопутно. Помните, я вам показывал видео “Из Европы в Азию “?

Второй мост, им. Султана Мехмета Фатиха “Завоевателя” (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) показался мне заметно харизматичнее по виду. Все снимки сделаны недалеко от конечной автобуса, который ходит до исторической крепости Румелихиссар. Некоторые – от крепости, некоторые – сверху.

Данные по нему:
Длина моста - 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста - 39 метров, высота опор - 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды - 64 метра.

Второй мост строили японцы, а не европейцы, а по высоте над уровнем моря (64 м) и по высоте пилонов (165 м) он идентичен Первому. Оба моста строго-настрого закрыты для пешеходного движения – можно ехать только на транспорте, от мотоцикла и выше.

7. Общий вид сверху. У азиатского берега на возвышении – громадный флагшток с турецким флагом.

8. Несколько ближе, с видом на азиатский пилон. Обратите внимание, насколько интенсивно там движение. И почему-то тут больше грузовых, чем на Первом мосту – возможно, у турков есть на этот счёт какие-то ограничения. И тяжёлые грузовые на 80% идут из Азии в Европу, а не наоборот. Обьяснения этому факту я быстро не нашёл.

9. Ракурс на Босфор, который там сложно петляет.

10. Ещё вид от крепости.

11. Поднялись выше, кадр ракурсом на север.

12. Фуры в Европу идут почти непрерывным потоком.

13. На самой верхушке сопочки: можно увидеть поток сверху.

14. Вид оттуда же, но на восток, к Азии. Оцените узость Босфора – его ширина тут метров 600-700, наверное. Около берега главным фарватером идёт большое судно, почти по центру – башня крепости “Перерезанное Горло”, построенной этим самым Фатихом в 1452 году всего лишь за полгода. Этим строительством он окончательно перекрыл свободный проход по Босфору и сосредоточил там войска и артиллерию. Через год после постройки крепости несчастный византийский Константинополь падёт.

15. Это же судно, следует к Черному мору. Фарватер и там петляет.

16. Ещё раз вид на мост. Обратили внимание в левом нижнем углу на главный признак Стамбула? Если бы я его приметил раньше, этот снимок попал бы в пост “Стамбульские коты” 🙂

17. Вид на Азию.

18. …и, десертом, на узенький Босфор. Крепость чуть южнее начинается, в кадр не вошла.

Похожие публикации