Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Повесть как литературный жанр. Чем отличается повесть от рассказа

Значение слова ПОВЕСТЬ в Словаре литературоведческих терминов

ПОВЕСТЬ

Средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОВЕСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОВЕСТЬ в Литературной энциклопедии:
    широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им …
  • ПОВЕСТЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги …
  • ПОВЕСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzahiung), одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и …
  • ПОВЕСТЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словаре:
    ПOBECTЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Л. Пушкина "Метель". …
  • ПОВЕСТЬ
    "П́ОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ", повесть 2-й пол. 17 в., где впервые в др.-рус. лит-ре конфликт перенесён непосредственно в сферу …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ", воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героич. эпизоде из времён монг.-тат. нашествия; входит …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ" ("Повесть от жития святых новых чудотворец муромских..."), др.-рус. повесть (первонач. сюжет, вероятно, 2-я пол. 15 …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ" (17 в.), рус. лироэпич. повесть в стихах о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злочастием …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́ОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанровая форма др.-рус. лит-ры, объединяющая повествоват. произв. разного характера (собственно повесть, житие, летописная повесть, сказание, …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ", общерус. летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́OВЕСТЬ, прозаич. жанр неустойчивого объёма (преим. среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естеств. течение жизни. Лишённый …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и …
  • ПОВЕСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    по"весть, по"вести, по"вести, повесте"й, по"вести, повестя"м, по"весть, по"вести, по"вестью, повестя"ми, по"вести, …
  • ПОВЕСТЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, мн. п"овести, повест"ей, ж. 1) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом. Повести Пушкина. Прочитать …
  • ПОВЕСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОВЕСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Рассказ о последовательном ходе событий. 2) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и …

Повесть это в современной русской теории литературы средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. Так, по-японски слово «моногатари», зафиксированное с 9 века, буквально значит «рассказ о вещах» и определяет прозаические произведения разных жанров: фантастическую сказку, волшебную повесть, собрание коротких сказок или легенд, крупное произведение-аналог европейского романа, героическую эпопею. По-английски повесть - tale, с середины 18 века терминами history, novel именовалась противопоставленная старым любовным романам (romance) разновидность романа с персонажами, наделенными более разносторонними интересами, с тематикой из сферы обычной современной жизни. По-французски повесть - conte, буквально «сказка», то, что сказывается, рассказывается, повествуется (воспитанный на французской культуре А.С.Пушкин в письмах называет сказками свои «Повести Белкина»); однако слово conte применяется и к стихам - например, «Сказки и рассказы в стихах» («Contes et nouvelles en vers», 1665-85) Ж.Лафонтена. пользуется термином «микророман», в частности, он привился в Эстонии.

В древнерусской литературе повесть не была жанром ; этим словом обозначались повествования самых разных типов, включая летописные («Повесть временных лет»). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778)-«древняя повесть в вольных стихах», «Добромысл» (конец 1780-х) - «старинная повесть в стихах». В подзаголовок одно слово «повесть» первоначально не выносилось как бессодержательное, требовавшее определения, уточнения; сатирический «Каиб» (1792) И.А.Крылова, напоминающий «восточные повести» Вольтера, снабжен подзаголовком «восточная повесть». В 1790-е Н.М.Карамзин своими сентиментальными повестями возвел прозу в ранг высокой литературы. Пушкин применял слова «повести» к своим поэмам: «Кавказскому пленнику» (1820-21), «Медному всаднику» (1833, «петербургская повесть»-обозначение, заимствованное А.А.Ахматовой для первой части «Поэмы без героя», 194062, - «Девятьсот тринадцатый год»), фантастический и «высокий» по теме «Демон» (1829-39) М.Ю.Лермонтова-также «восточная повесть».

Прозаическую повесть от Карамзина до Пушкина, структурно и по объему обычно аналогичную тогдашним западноевропейским новеллам, нельзя с ними отождествлять: в ранней русской прозе повесть и роман не противопоставлялись по объему даже так относительно, как на Западе. У Н.В.Гоголя ранние повести короче последующих, а «Тарас Бульба» (1835), прозаическое подражание героическому эпосу Гомера, по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х.

Д.П.Святополк-Мирский в своей «Истории русской литературы…» (1926) находил, что романы И.С.Тургенева отличаются от его повестей не столько объемом, сколько наличием злободневных разговоров персонажей. Сам Тургенев чаще называл их повестями и лишь в 1880, когда после Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского роман утвердился как высшее достижение национальной культуры, объединил свои шесть небольших романов под этим общим наименованием. В 20 веке объем текста тоже не всегда рассматривается как определяющий жанровый признак. М.Горький дал своей четырехтомной хронике «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» подзаголовок «повесть», видимо, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. «Повесть, - писал А.И.Солженицын в автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» (Paris, 1975), - это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом: где несколько сюжетных линий и даже почти обязательна протяженность во времени. А роман (мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается от повести не столько объемом и не столько протяженностью во времени (ему даже пристала сжатость и динамичность), сколько - захватом множества судеб, горизонтом взгляда и вертикалью мысли». В последней трети 20 века были писатели, проявившие себя преимущественно в жанре повести, отчасти потому, что средний жанр навлекал меньшие идеологические претензии, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. Западные литературы по-прежнему часто оставляют прозаические произведения среднего объема без четкого обозначения. Например, «Старик и море» (1952) Э.Хемингуэя принято называть и повестью, и рассказом (новеллой).

Точно до сих пор непонятно, что такое повесть, каковы ее особенности, ее структура и параметры. Изначально так назывались небольшие рассказы, присказки, былины. Они носили повествовательный характер, однако не ведали нам о чем-то серьезном и важном. Но так как рассказывать можно было что угодно, как всякие небылицы, так и вполне серьезные истории, которые имели больше значение, постепенно "повесть" приобрела статус литературного термина.

Характеристика повести и ее особенности

Главным образом, повесть отличается от романа тем, что строится строго по хронологии. В ней нет отступлений, в которых герой что-то долго вспоминает или «перемещается» в то время, также не описываются там и мечты. Все события выкладываются в точной последовательности одно за другим, с определенным эмоциональным окрасом, однако не носящим субъективный характер. Также стоит отметить, что в повести всегда мало действующих лиц. Упоминаются главные герои рассказа, их ближайшие друзья и враги, а все остальные смешиваются с фоном, с какими-то событиями.

Что такое повесть с исторической точки зрения

Если рассматривать этимологию этого термина широко, то единого объяснения ему дать невозможно. В разные времена повестью являлись те или иные произведения, которые были доступны узкому кругу лиц или же являлись достоянием общественности. Во времена существования общин и племен повести считались «неполезными» сказками, которыми можно было развлечь гостей или успокоить разбаловавшегося ребенка.

Какое-то время спустя этот жанр народного творчества приобретает более важный характер. В государственных архивах Киевской Руси появляется «Повесть временных лет», где в хронологическом порядке изложены события, связанные с

Что такое повесть народная

Несложно догадаться, что слово «повесть» происходит от древнего слова «ведать». Говоря проще, который чаще всего звучит от первого лица. Следовательно, он имеет определенный эмоциональный окрас, те или иные преувеличения или преуменьшения. В таких повестях может содержаться сарказм, насмешки над чем-либо или же восхищение. Поведать своим слушателям рассказчик может что угодно, начиная от своих военных побед, заканчивая походом в лес за хворостом.

На страницах книг

Теперь попробуем разобраться в том, что такое повесть в современной литературе, как она выглядит и чем отличается от остальных жанров. Как правило, она имеет небольшой объем. В отличие от романа, который может занимать целую книгу, эта литературная форма помещается в четверть такого издания. В любой повести всегда есть конкретика, читателю с первых строк четко понятно место, где разворачивается действие, время и характеры героев. Лаконично и четко описано и окончание такого рассказа. Тут нет места открытому финалу, философским раздумьям и душевным переживаниям героев.

Как правило, названия повестей отчасти характеризуют сам рассказ. Например, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого рассказывает нам о том, как парашютист сумел преодолеть собственные ранения, окружение врага и выжить.

жанр эпического рода литературы. С формальной точки зрения находится между романом (большая форма) и рассказом (малая форма). Друг от друга эти формы отличаются объемом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести основная нагрузка ложится не на динамические, а на статические компоненты: важно не столько движение сюжета (что характерно, напр., для романа), сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния человека. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет или она ослаблена. Так строятся многие рус. повести – «Записки из мертвого дома» Ф. М. Достоевского, «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Также повесть – один из жанров древнерусской литературы. Следует отличать современную повесть, сложившуюся как жанр в 19 в., и древнерусскую повесть, название которой указывало в первую очередь на ее эпичность. Повесть должна была о чем-то поведать («Повесть временных лет», «Повесть об Акире Премудром»), в отличие от более лирического слова.

В литературе 19–20 вв. повесть тяготеет к романной форме, но сохраняет некоторые жанровые и тематические особенности. Так, напр., свободная связь между эпизодами приводит к тому, что повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и т. д.

Центр художественного мира повести – не сюжет, а развертывание многообразия мира, расширение картины во времени и пространстве. Так, напр., в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя дается подробное описание всех деталей жизни пожилой семейной пары – Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны: «Но самое замечательное в доме – были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, – но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: „Батюшки, я зябну!“ Для этого в повесть вводится рассказчик, смена впечатлений которого и создает возможность для показа различных аспектов жизни. Голос автора или рассказчика может выполнять свою роль в повести независимо от того, насколько реально он выражен. Так, литературоведы полагают, что очень важную роль авторский голос играет в повести „Жизнь Клима Самгина“ М. Горького (несмотря на ее размер, сам автор определяет ее как повесть), хотя формально он выражен слабо.

В рус. литературе термин «повесть» часто используется для обозначения цикла произведений, объединенных общей тематикой: напр., «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В этом случае значение слова «повесть» актуализирует свои древнерусские коннотации: повесть как то, что поведано кем-либо, один из древнейших устных жанров.

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Что такое рассказ

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

Что такое повесть

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.


Какие отличия между повестью и рассказом

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

Похожие публикации