Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Отличие православия от других конфессий. Православие. Религия. История христианства и православия

Слово «христианство» имеет в своем корне слово «Христос». Но что это значит? Это значит, что центром христианства является Бог - Господь наш Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы. Пресвятая Троица - это один и единый Бог, а не три Бога, без каких-либо «сотоварищей». Сам Бог проявил (пришел) Себя на земле, дабы воспринять на себя все естество человеческое, все наше повреждение, все искажение, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Поэтому Иисус Христос реально соединил в Себе истинного Бога и истинного человека. А это исключительно важно для нашего подлинного спасения.

Первоначально христианство не было разделено на конфессии. Но с самого начала оно решительно и бескомпромиссно стало освобождаться от любых искажений веры и духа, появлявшихся в виде расколов и ересей. Поэтому от него всегда быстро отпадали возникавшие различные ложные течения (засохшие ветви). В 1054 году произошло отделение Римо-католической церкви от Вселенской Церкви. Основные причины этого раскола заключаются в стремление римских первосвященников к абсолютной власти и в догматических уклонениях от чистоты вероучения Церкви. Среди них важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой филиокве (исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына). Этим грубо нарушается богословие о Святой Троице, что является особой формой богохульства. Соблазн филиокве состоит, прежде всего, в том, что таким образом искажается догмат Святой Троицы, появляются некий намек на двоицу: Святой Дух теряет свое самостоятельное значение как ипостась (личность) и становится зависимым, подчиненным Отцу и Сыну. Сохранить ипостасное различение Лиц Святой Троицы возможно только в пределах православного богословия, которое укрепляет это различение двумя особыми способами происхождения - рождением Сына и ничем не умаленным по сравнению с Ним исхождением Святого Духа.

Еще одно отличие католического вероучения заключается в том, что согласно ему не столько человек изменяет свое отношение к Богу после первородного греха, сколько Бог изменяет Свое отношение к нему. По православному вероучению не Бог отдаляется от человека, но именно человек уходит по стопам блудного сына на страну далече, не Бог полагает ветхозаветную вражду между Собою и родом человеческим, а именно человек отвергает неизменную любовь Божию. По словам свт. Иоанна Златоуста: «Не Бог враждует против нас, но мы - против Него. Бог никогда не враждует». В католичестве же развился некий образ ветхозаветного Бога-Судии, враждующего на человека за его грех.

Здесь необходимо пояснить, что такое «грех». Грех - это особая форма духовной болезни, когда человек по своей воле отпадает от источника жизни - Бога. Происходит такое отпадение из-за нарушения заповедей Божиих, то есть добровольного совершения человеком того или иного зла. Последствия такого поступка ложатся на совершившего его человека.

Индульгенции даются живым людям и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения и исполнять за известные грехи епитимии; индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучения в чистилище. (По католическому вероучению чистилище - это место между раем и адом, где находятся души умерших, не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи. Здесь, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но еще не оплаченные грехи.)

Индульгенции по снисхождению папы, могут быть розданы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги - путешествие к святым местам, за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Доходность индульгенций приводила к их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций - откровенно денежными интересами руководствовались их проповедники.

В противоположность католицизму православие всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства и рая или юридическое прощение. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи». Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил (а это является главнейшим следствием «исполнения» заповедей во всех иных религиях и даже его целью), а ведет человека совсем к иному - к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность человеческого существа, ради исцеления которого воплотился Бог Слово. Без познания этого человек в принципе не способен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя.

Православное понимание спасения исходит из идеи Бога, Который неизмеримо превосходит в Своем добре человеческие понятия о неизбежном воздаянии и не требует удовлетворения за грех.
Источником наказания за содеянные прегрешения является следствие губительного соприкосновения со злом, которому человек подвергает себя в греховном отпадении от Бога. В Православии человеку открывается его реальное состояние - состояние глубочайшего повреждения и падения. Только в сознании этой немощи у человека возникает духовная сила, через познание себя в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает эту силу: «Если и небо упадет на меня, не содрогнется душа моя», - говорил авва Агафон. А что же обетовано человеку? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное». Преподобный Макарий Египетский пишет: «Венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть создания». Не что-то тварное получает обновленный человек, он получает Самого Бога! Обожение - так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека, когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати. Какая колоссальная разница между православием и другими религиями!

Понимание спасения как удовлетворения делами добра за грехи искажает взаимоотношения Бога и человека, ибо оно исходит из стремления к взаимной выгоде. Бог и человек вступают в своего рода сделку, лишенную нравственного отношения друг к другу.

В Римо-католической церкви существует также догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В основе этого догмата лежит представление о том, что, по словам В.Н Лосского “для того, чтобы воплотиться и стать “совершенным человеком” Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом”. Для этого необходимо было присвоить Матери Господа нашего непричастность наследуемому нами первородному греху. Поэтому догмат о непорочном зачатии устанавливает, что, несмотря на естественный образ своего рождения, Пресвятая Дева по особому благодатному дару свыше уже от утробы матери пребывала в совершенном и безгрешном состоянии. Прежде всего, непорочное зачатие разрывает природную связь Девы Марии с родом человеческим и, кроме того, прямо противоречит Священному Преданию Православной Церкви, которое свидетельствует о смерти Пресвятой Девы, и освятило это событие в празднике Успения. Так как смерть есть прямое следствие первородного греха, ибо “одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть” (Рим.5:12), то кончина Пресвятой Богородицы свидетельствует о Ее причастности первородному греху.

Римская церковь, как и Православная, сохранила все семь таинств, но почти в каждом из них появились изменения, развившиеся, как правило, уже после разделения Церквей.

Протестантские исповедания отделились от Римо-католичества в XV веке в ходе Реформации. Это отделение привело к потере протестантскими исповеданиями основных признаков церковности, и, с православной точки зрения, ни одно из них не может считаться Церковью и их таинства не имеют благодатной силы. Духовное воздействие подменено у них эмоциональными, чувственными и рациональными переживаниями. Протестантизм сам очень скоро разделился на отдельные ветви, каждая из которых отражает исторические особенности развития Реформации в странах средневековой Европы. Понимание спасения в католическом вероучении, при котором человек удовлетворял справедливость Божию своими добрыми делами, было, по мысли Лютера, величайшим кощунством, ибо вместо Господа человек полагал спасение в своем собственном усилии и умалял заслугу Искупителя. Реформация всей силой ополчилась на это учение и единственным условием спасения утвердила веру, обращенную непосредственно ко Христу. Обрядоверию католичества Лютер со свойственной ему категоричностью противопоставил веру - как предельное выражение глубинного расположения человеческой души. При этом обряды протестантов превратились в некое подобие театральных спектаклей - простых, удобных и внешне понятных. Таким образом, не нужно прилагать никаких духовных и физических усилий к достижению Царствия Небесного, достаточно только поверить, - и человек оказывается автоматически спасен.

А теперь поговорим об иудаизме. Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана израильтянам через Моисея и пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Вероучение Ветхого Завета есть истинно богооткровенное и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений (так называемый раввинистический иудаизм).

Эта новая вера изложена в Талмуде. В ней, наряду с истинами, заимствованными из Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла.

Основной закон об отношении человека к ближним в иудаизме таков: “всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему, брату, товарищу, должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям” (Талмуд. Тракт. Бава-Меция). При этом все прочие народы называются нечистыми и богопротивными, с которыми евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, но и могут нарушать клятвы, даваемые иноверцу, обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы по пришествии Мессии или истребятся совершенно, или будут порабощены иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон).

Вследствие этого иудеи исключительно преданы своим обрядам, так что, по выражению одного собственного их ученого, для иудеев вера не существует, а существует только закон (т.е. обряды), так как в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний обрядового закона.

В противоположность иудейским взглядам, основным положением христианства является учение о Воскресении, через которые все человечество, любой человек, наконец, получили возможность нового рождения, возможность возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Цель жизни православного христианина – Царство Небесное, где уже не будет ни болезни, пи печали, но жизнь бесконечная в общении с Богом.

В других религиях, а именно, в исламе и буддизме, основатель являлся не кем иным, как проповедником учения нового или старого или давно забытого. Поэтому во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель - учитель, посланник Бога, возвещающий путь спасения; главное же - то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель, а ислам - если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это касается всех подобных религий, потому что функции их основателей заключались лишь в проповедании их учения людям.

В исламе Аллах есть источник как добра, так и зла. В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что “он есть приносящий пользу и вред”, что иногда он “хочет добра своему рабу, а иногда желает зла для своего раба”; что “он - приносящий зло, он - дарующий блага”. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2: 14). Он “сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет” (Коран 35: 9). Он “замышляет хитрость” (Коран 86: 16), ибо “Аллах - лучший из всех хитрецов” (Коран 47: 54). “Он обманывает” (Коран 4: 141). Он меняет свою волю (Коран 13: 39). По мусульманским понятиям для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: “О Аллах! Нет добра, кроме твоего добра, и нет зла, кроме твоего зла”.

А вот существенные признаки Бога по православному вероучению: всеведение, благость, любовь, милость. В исламе любовь человека к Богу превращается в рабский страх, покорность и слепую преданность судьбе. Что касается о любви к ближним, то число ближних ограничивается только одними правоверными, т.е. мусульманами, и притом друзьями; по отношению же к иноверцам - заповедует преследовать их и убивать за несогласие принять мусульманство (сюр.47:4); по отношению к врагам и оскорбителям - позволяет мщение и даже убийство (сюр. 42:38). Кроме того - позволяется невольничество, многоженство и наложничество (сюр. 4:3; 2:224; 36:50); повелевается распространять веру мечем и насилием (сюр. 8:4; 9:13).

Итак, основное, что присуще только христианству, а не другим религиям, - это утверждение, что Бог есть любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви. Вот далее хотя бы три авторитетных высказывания.

Преподобный Антоний Великий: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.

А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Так что сказать: «Бог отвращается от злых» есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».

Святитель Григорий Нисский: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия, или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать…».
Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Все святые отцы говорят о том же, что и апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14). Это - совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога. Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в других религиях мы не находим такого.

В буддизме цель жизни - выход из бесконечного круга сансары - колеса перевоплощений посредством достижения нирваны - некоего состояния, когда человек не реагирует на внешние раздражители и уходит в себя. Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал - полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение. Согласно буддизму вся наша реальность есть полнейшая иллюзия, подлежащая исчезновению. Усилия буддиста направлены не на обретение истины, а к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. В этом видно стремление не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики, это, выражаясь подлинными словами буддизма, - «прекращение духа».

Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях по сути нет ни одного слова о любви. Но за то, сколько забот, дум, грез об “угашении,” о “прекращении”… Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают “небесные радости” но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений. «Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением» находим мы в своде буддийской морали. Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: “Снова и снова, со стороны буддизма - отрицание; со стороны христианства - утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить - вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить - вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства”.

Отвергая идею Творца и твари, и понимая мир и само бытие как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само абсолютное, в котором зарождается непонятная “суета,” “волнение”, порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.

Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от других религий и без чего христианству невозможно быть, - это его учение о Воскресении. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо, и об?жение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все изменяется, не только душа, ум, чувства, но само тело.
Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Каждый человек Христов не может не воскреснуть! Христианство есть религия, которая не вне нас и которую мы не должны созерцать как некий всего лишь умозрительный объект, рассматривая сходство и различия между ним и другими объектами. Христианство по природе присуще человеку. Но христианином человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от мучающих его страстей, грехов. Любая страсть приносит человеку страдания. И лишь когда он приступает к христианской жизни, тогда начинает видеть, что такое грех, что такое страсть, какой это ужас, начинает видеть необходимость Бога Спасителя.

В заключение хотелось бы привести цитаты из книги нашего современника Хризостома Селахварзи «Мы будем утешены», прошедшего путь искания Бога от ислама к православию, очень ярко охарактеризовавшего различные религиозные направления, с которыми ему пришлось столкнуться: «Для мусульманина единственный серьезный источник - Коран… Там не было ни слова о личной любви Бога к отдельному человеку или человека - к Богу. Я понял, что Коран не даст мне личной связи с Богом. Этот Великий Создатель был скорее силой, чем личностью… Как можно любить безличного Бога?» Через какое-то время в руки рассказчика попадает Евангелие: «… я впервые встретился с Евангелием, и, начав читать, не смог оторваться…Ислам и христианство представлялись мне диаметрально противоположными, а не дополняющими друг друга, как утверждает ислам. Воскресение Христа стало для меня ключом к разгадке…» В поисках истины автор стал посещать собрания пятидесятников. «Я осознал, что так называемый «дух», сходящий на членов общины, затрагивает лишь внешние, эмоциональные стороны их личности, и дальше чувств не идет, причем даже эта поверхностная духовность достигается серьезными психологическими усилиями за счет музыки, пения и громких звуков… Прошло два года, а я не встретил среди пятидесятников никого, кто внял бы моим мукам… Я начал ходить в другие протестантские церкви… Я встречал десятки «христиан», но ни один из них не видел, что со мной творится. С кем бы я ни говорил, я слышал одно и то же…: «Что «наша вера в Иисуса спасет нас независимо от дел и невзирая на то, как мы грешны и несовершенны». Что «нам нет нужды изнурять себя соблюдением закона или другими тяготами, ибо Иисус раз и навсегда искупил наши грехи». Что «мы должны лишь верить в Него, и одно это нас оправдает». Однако во всех этих словах, независимо от их истинности или ложности, не было ни силы, ни духа, и они ничего не могли мне открыть. Более того, меня смущало это учение. Оно казалось противоположным тому, чему Христос учит в Евангелии. Он требует не только верить, но и доказывать свою веру делами… Почему эти христиане считают, что Христос запросто, без труда «принимает в рай», если Он велел нам быть совершенными, как Сам Бог (Мф.5:48)?» После долгих душевных терзаний автор попадает в Православную Церковь. «Моя душа, ощущавшая себя чужой в самой красивой мечети, в самом великолепном протестантском или католическом храме, внезапно почувствовала, что попала домой… я понял, что встреча с Православной Церковью по-настоящему перевернула мне душу. Боль ушла, и в душе наступил покой. Я чувствовал себя живым и хотел жить. Вернулась радость бытия, я был счастлив, что существую».

1. Васечко В.Н. Сравнительное богословие, курс лекций, 2000 г.
2. Григорий Нисский. Свт. – М., 1864. Ч.6.
3. Дворкин А. Л. диакон Михаил Плотников, справочник «Религии и секты в современной России».
4. Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992. Т.1.
5. Иннокентий Херсонский, святитель. Сочинения. Т1,2,3. – Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2000.
6. Иоанн Златоуст. Свт.Творения. Т.5. Кн. 1 СПб. 1899.
7. Лосский В.Н. Догмат о непорочном зачатии. «Богословские труды», №14, с. 121.
8. Максимов Ю.В. Христиане и мусульмане: диалог о диалоге.
9. Максимов Ю.В., Смоляр К., Ислам, Буддизм, Иудаизм, 2005 г.
10. Осипов А.И. В чем сущность христианства?, курс лекций.
11. Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2005.
12. Хвыля-Олинтер А.И., священник, к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М., 2008.
13. Хризостом Селахварзи. «Мы будем утешены», – М., 2005 г.

Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.

Возникновение и развитие православия

Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.

Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.

Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.

Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.

Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.

Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.

Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.

Принципы и мораль православия

Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).

Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.

Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.

Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:

  • Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
  • Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
  • Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
  • Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
  • Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.

В чем различие между православием и католицизмом?

Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.

Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:

  1. Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
  2. Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
  3. Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
  4. Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
  5. В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
  6. Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
  7. Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
  8. Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.

Сосуществование православия к других религий

Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.

  1. Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
  2. Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
  3. Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.

Православие сегодня

Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.

Современная религия православие является не просто религией, которая объединяет миллионы людей по всему миру. Это религия, которая всегда поддерживала просвещение, образование, науку и продвижение.

.

https://www.youtube.com/watch?v=Nvtgz-ZG14s , ч.2 - https://www.youtube.com/watch?v=5fu4qvq1in0

Чем отличается христианство от других религий?

Вопрос из почты: "Я родился в мультирелигиозной семье отец был мусульманином, а мать христианкой, но тем не менее о религии я узнавал сам уже в более зрелом возрасте и у меня не было мыслей что одна религия превосходит другую или что одна из них ложна, а наоборот я пытался найти что-то общее... Что вы думаете о религии Ислам? Из исторических сведений и не беря во внимание все это насилие, которое внушается невежественным людям. Ведь в Коране говорится, что Иисус - пророк, а не сын Бога. И если Мухаммед последний посланник Бога, то почему это не совпадение? И знаете ли, говорил ли Иисус что-либо о Мухаммеде, и если нет, то почему? Почему мусульман настраивают против христиан?

Давайте попробуем разобраться с вашими вопросами без предрассудков. Достаточно поверхностного взгляда на религии мира, чтобы понять, что истории мира по ним не выстроишь. Ведь в каждой религии есть свой бог создатель со своими, только ему присущими, характеристиками и своей историей. При этом в каждой утверждается, что бог создатель один. Так, например, Брахма и Птах должны бы знать друг друга в лицо, ведь занимались они одним делом и примерно в одно время, но в истории о Брахме Птах не упоминается. Верховные боги - Зевс, Один, Энлил, Перун тоже никогда не встречались друг с другом, хотя каждый якобы правил всем миром. Получается, что принимать каждую религию за истину в последней инстанции просто нельзя.

Однако разве не странно, что на всех континентах существуют похожие друг на друга истории о богах? Разве такие истории могли появиться в воображении древних людей спонтанно? Троянская война, при внимательном рассмотрении, оказалась той же египетской битвой между Гором и Сетом, той же индийской битвой между пандавами и кауравами, той же кельской битвой между туатами и фоморами (об этом - в моей книге «Дети падших»). Так может всё же были на заре человечества некие боги, которые и правили почти в одно время в разных регионах мира, каждый при этом выдавая себя за единственного создателя мира?

Если это так, кем они были? Очень богатыми и властными людьми с параноидальными наклонностями, или они всё же не были людьми? Античные историки полагали, что боги отличались от людей различными феноменальными способностями и знаниями, а также обладали некой сложной техникой, недоступной людям, однако они не были божественными существами в полном смысле слова. Они завидовали, ревновали, напивались до беспамятства, имели многочисленных сексуальных партнёров и пр. ... Они также ранили и убивали друг друга в сражениях, а потом имя и функции погибшего бога доставалось победителю, и так бог продолжал «жить» в придуманных ими мифах. Согласно Библии и еврейским преданиям, богами были нефилимы - потомки падших ангелов и людей. Многие из них были гигантского роста.

Представим на мгновение этих нефилимов. Рождённые от ангелов, они отличались от людей многими способностями. Кроме того, как известно из легенд и царских списков Египта, Шумер, Индии, Китая и пр. стран, именно их потомки получали трон, т.е. они всегда ассоциировались с властью. Тогда чего же им не хватало? Они уже занимали самые высокие позиции в обществе. Они уже имели всё, чего только ни пожелали. Зачем же им нужно было выдумывать все эти странные истории о своём бессмертии, о проживании в небесных замках, о посылании громов и молний, ураганов и бедствий или урожаев и благодати? Чтобы получить больше богатств от своих подчинённых? Но ведь огромная часть тех богатств шла на строительство и содержание храмов и касты жрецов, на обучение певцов, писцов, храмовой стражи и пр. Какой в том был смысл? Зачем им нужны были жертвоприношения в их честь и молитвы прихожан? Зачем им нужно было создавать свои священные книги для поколений после них?

Вам не думается, что они возможно старались копировать Кого-то, Кто может слышать молитвы и насылать бедствия или давать урожаи? О том, зачем они это делали - позже. А пока давайте предположим, что Бог, Который создал всё, всё-таки существует. Ведь для такого предположения у нас сегодня достаточно доказательств. Теория эволюции оказалась большой ложью (см. моё видео ч.1. - https://www.youtube.com/watch?v=Nvtgz-ZG14s , ч.2 - https://www.youtube.com/watch?v=5fu4qvq1in0). Невозможность перехода неорганики в органику, цикличность вселенной и недавно открытая компьютерная программа, заложенная в наших генах, память воды и крови и многое другое - всё говорит об Абсолютном Разуме, управляющем всем мирозданием.

Логика подсказывает, что, если нефилимы в ущерб себе создавали храмы и священные книги, значит они копировали это у Того Единственного Создателя вселенной. Значит настоящая священная книга и настоящая религия существуют. До сих пор всё вроде логично, да? Тогда осталось определить, где эта настоящая религия и для чего нефилимы играли в богов?

Всё Создание держится на любви и порядке. Таков и Создатель. Всё, где нет любви и порядка - не от Него, поэтому отметаются все религии, где человек должен страдать ради богов или приносить страдания другому человеку, и где допускается беспорядок (например, опиумные оргии у вудуистов). Только в христианстве Бог не только не требует страданий человеческих, но Сам, умалившись перед ангелами, сошёл с неба, родившись от женщины, чтобы прожить на земле вместе созданными Им людьми, научить их Любви, умереть от их рук, воскреснуть и вознестись на небо, показав им путь в вечную жизнь.

Бог - Создатель жизни, поэтому религии, прославляющие смерть (например, у шиваитов), не могут быть от Бога.

Какая религия была дана людям божеством, которое слышали или видели множество свидетелей? Коран, как известно, был продиктован одному Мухаммеду в пещере, вдали от других людей. Законы Бога Библии слышали у горы Синайской миллионы людей. Более 500 людей видели воскресшего Иисуса. Всё открыто и честно, не шепотком в одно ухо.

Создатель вездесущ. Он знает прошлое, настоящее и будущее. Какая из священных книг содержит пророчества, с точными датами и именами, которые сбылись в точности? Ни одна священная книга, кроме Библии, не содержит таких пророчеств. Можно навыдумывать кучу всяких красивых и поучительных историй, но исполненные пророчества выдумать нельзя.

По молитве Иисусу люди исцеляются не только от смертельных болезней, но от пьянства, наркомании и других зависимостей. Иисус меняет жизни людей и самих людей, делая их добрее, отзывчивей и мудрее. Интернет полон таких историй. Ни одна другая вера не имеет такого огромного влияния на людей и такого огромного количества доказательств.

Известны несколько случаев клинической смерти, когда люди различных вероисповеданий (даже буддистский монах, ничего не знавший о христианстве) возвращались к жизни с рассказами о встрече не с Буддой или Аллахом, а с Иисусом.

Согласно Библии, демоны и падшие ангелы могут являться людям как ангелы света, как боги. Как боги они требуют от людей жертвоприношений и молитв. Но для чего они это делают? Им ведь не нужны молитвы людей, потому что им на людей наплевать. Зачем им жертвоприношения? Бог Библии установил жертвоприношения животных, чтобы люди поняли, что за всякий грех нужно платить. Платить жизнью. Иисус пришёл в мир людей, чтобы заплатить за наши грехи Собой, т.е. Сам принёс окончательное жертвоприношение. Жертвоприношения, установленные богами, не имели никакого смысла.

Всё это делалось для того, чтобы сделать веру в Настоящего Бога одной из многих вер (по принципу: в корзине с протухшими яйцами трудно найти положенное туда свежее яйцо; не разобравшись, человек скорее всего выбросит все яйца, посчитав их все за протухшие). Это делалось для того, чтобы внести хаос и путаницу, увести людей от Бога, не дать им достигнуть вечной жизни. Ведь демоны и падшие знают, что за все злодеяния, которые они совершили по отношению к человечеству, они должны будут очень скоро заплатить своей жизнью. Чтобы избежать Суда, они стараются увести от Бога всех людей. Так они надеются доказать, что люди сами избрали их как богов, потому что грешной человеческой натуре Бог с Его законами праведности не нужен. Людям не нужны законы. Им нужен хлеб и зрелища, свобода секса; свобода грабить и убивать; свобода делать всё, что они пожелают. А разговоры о душе, справедливости, святости, чистоте и вечной жизни - это для полудурков.

Создание всех религий было лишь подготовкой для их кульминационного хода - запретить веру в Бога во время правления антихриста, силой заставить людей отказаться от Бога. Они знают, что времени у них осталось уже совсем немного, потому становятся наглее.

Христиане, евреи, Израиль, библия, церкви - это всё ставится под их прицел ненависти. Сатана - бог этого мира. Пока ему принадлежит власть над миром. Хотя эта власть и ограничена до времени. Скоро ему будет дана полная власть на 3,5 года - ровно на столько, на сколько Иисус, освятившись Духом Святым, проповедовал на земле. Все СМИ сегодня во владении людей сатаны. Они управляют общественным сознанием. Они сделали евреев ненавистными для других, потому что евреи - народ, созданный Богом от бесплодной Сарры; народ, в котором родился Иисус; народ, через который Бог передал людям знание о Себе. Именно потому что это - народ Бога, сатана и его ангелы загадили своим семенем генофонд евреев. И сегодня среди евреев очень многие не являются потомками Авраама. Это - злые и очень расчётливые люди, ненавидящие свой собственный народ (например, Ротшильды). Но такие люди есть в КАЖДОЙ нации, что не делает ни одну нацию плохой, только (почему-то?) еврейскую нацию, правда за исключением еще России и русского народа, который регулярно подвергается мировой обструкции.

Ислам был придуман падшими в 610 г. Это было их детище для уничтожения и евреев и христиан (достаточно вспомнить, что так называемая традиционная территория распространения ислама некогда называлась колыбелью христианства). В пророчествах Библии исламские страны - это Гог, который в конце дней нападёт на Израиль. И хотя это уже случалось несколько раз (особенно в 1948, и в 1967гг), тогда остальные пророчества ещё не исполнились. Пока формируется одно мировое правительство, потом появится антихрист, выдавая себя за Иисуса, и только после 3.5 лет его власти Гог нападёт на Израиль. Тогда придёт настоящий Иисус.

Конечно, мы можем видеть сегодня, как сунниты убивают шиитов, буддистов и др. «иноверных», но всё это для устрашения остальных, чтобы другие переходили на их сторону и помогали убивать христиан и евреев. Евреи и христиане - их главная цель. Некоторым людям падшие являются как инопланетяне. Они передают через них сообщения. И что это за сообщения? Они цитируют Библию, а не Коран; они говорят о том, что Иисус скоро появится вместе с ними на космическом корабле, и чтобы люди были готовы встретить его. Те же, кто не примет его (т.е.христиане, верящие в Настоящего Иисуса), не примут спасение, потому должны будут быть убиты.

Надвигается самая огромная ЛОЖЬ, какая когда-либо циркулировала среди человечества. Это время понять и принять от Иисуса дар вечной жизни, попросив прощения за свои грехи, и пригласить Иисуса в свою жизнь. Никто об этом не пожалел.

Пожалуйста, изучайте сами, сравнивайте, проникайтесь. Время коварно. Не упустите своего спасения.

Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия.

После того, как мы узнали о религиозном опыте, разобрались что «что-то там есть», давайте рассмотрим, а что же такое вообще «религия», какая она бывает, и почему христианство претендует на звание истинной религии, а Православие - на звание истинного христианства?
Проблема сравнения религий - это практическая проблема, поскольку в нашей стране каждому человеку на выбор предлагается несколько вер. При этом сравнивать их необходимо с позиции разума, так как, во-первых, в нашем сознании и в нашей культуре есть много ложных, искаженных идеологией представлений о религии вообще и о конкретных религиях, а для честной и беспристрастной оценки какого-либо религиозного учения эти идеологические помехи нужно преодолеть. Во-вторых, верующему человеку часто приходится защищать свою веру от таких представлений, апеллируя к разуму оппонента.
Религия в самом общем смысле - это организованное поклонение высшим силам. «Организованное» означает, что в поклонении участвуют много людей; оно проходит по строгой схеме, в форме определенных обрядов. «Поклонение» предполагает не просто допущение существования, признание власти, а почтительное общение, корыстное или бескорыстное. «Высшие силы» - это силы, которые, безусловно, существуют и определяют бытие мира и человека. Религия существовала у всех народов, которые когда-либо населяли нашу планету. Это исторический факт. И он, несомненно, призывает нас обратить внимание на опыт наших предков, которые, очевидно, не все подряд были отсталыми, сумасшедшими, фантазерами и проч. Хорошо, допустим, что высшие силы есть. Но тогда какая религия говорит о них правду? Все традиционные религии похожи внешне - есть священные книги, храмы, священнослужители, праздники. Все традиционные религии призывают к праведной жизни. Во всех них есть методы совершенствования человека (посты, воздержания, техники сосредоточения сознания). Различия лежат на уровне глубокого внутреннего содержания этих учений, которое может также ощущаться верующими.
Безрелигиозному человеку, который только начал искать свой путь к Богу, легко запутаться: каждый проповедник предлагает что-то свое, и определить Истину очень трудно. Главное - не поддаться искушению начать выбирать веру как товар: «а вот это мне больше по душе, а вот тут удовольствия разрешают, а вот эта древнее - значит качественнее». Прежде чем идти к Богу, человек должен проверить себя, убедиться в своей готовности к тому, чтобы изучать историю мировых религий ответственно, добросовестно и непредвзято – как хороший ученый. По-научному беспристрастное изучение исторических документов дает нам примерно такую картину. Можно достаточно уверенно предполагать, что в древнейшие времена существовал монотеизм - вера в Единого Бога-Творца, даже в наше время ее остатки находят у диких племен. Постепенно монотеизм деградирует, наступает эпоха язычества, как примитивного (тотемизм, шаманизм), так и сложного (индуизм, верования древних Египта и Греции). При этом в море язычества все же остается островок единобожия - ветхозаветный Израиль, который заключил Завет с Самим Богом. Параллельно с этим человек пытается самостоятельно прорваться в духовный мир, преодолеть бессмысленность своего существования, в результате чего возникает буддизм, даосизм, иные религиозно-философские системы. В эпоху расцвета языческой Римской империи в мир приходит Иисус Христос – и это, без сомнения, стало величайшим событием в истории человечества, о чем говорит хотя бы тот факт, что сейчас вся цивилизация ведет летоисчисление от Его Рождества. За какие-то несколько десятков лет ученики Христа - горстка неграмотных рыбаков, их последователи, взбудораживают всю Империю своим учением, чудесами, бесстрашным мученичеством. Через три века жесточайших гонений, которых не знала никакая другая религия, христианство не исчезает, а наоборот, торжествует, покорив себе все слои общества, вплоть до императора. С появлением христианства ветхозаветная религия Израиля, по пророчествам, исчезает, точнее трансформируется почти до неузнаваемости в современный иудаизм, отвергший Христа. Через шестьсот лет после Рождества Христова в аравийской пустыне возникает учение, во многом связанное с Библией, которое можно было бы даже сначала назвать христианской сектой - ислам. Божиим Промыслом христиане оставляют последователей этого учения без внимания, дав им укрепиться в своей религии, и вскоре те военными действиями начинают захватывать окружающие территории, насаждая свою веру не кротостью и смирением, но огнем и мечом. В начале второго тысячелетия западный христианский мир откалывается от восточного под тяжестью отличия менталитета, исторических, политических, а позже и догматических расхождений. Появляется католичество. В средние века множество западных христиан, чувствуя сердцем заблуждения этого пути, «поднимают бунт», пытаются изменить Церковь, стать ближе к Богу - возникает Протестантизм. Но попытки эти не были основаны на возвращении к исторической Апостольской Церкви, было отвергнуто Священное Предание и духовный опыт Святых Отцов. И до сих пор появляются те, кто хочет что-то изменить, обновить, укрепить в христианстве - именно так, как он сам считает правильным. В результате этого появляются многочисленные секты.
В Православии же все это время неукоснительно сохраняется, и во внешней жизни, и в духовной, точное следование апостольскому учению, учению Святых Отцов. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, православные - «старообрядцы Европы». И это ревностное сохранение исконного строя христианской жизни проявляется в необычайной духовной мощи Православной Церкви. Она являет собой нравственное и сущностное совершенство христианства. Если человек ищет Истину и идеал, жаждет трезвости и объективности – его выбор, скорее всего, остановится на христианстве. Если христианин горячо любит Иисуса и ревнует о духовном совершенстве – его выбор, скорее всего, остановится на Православии. Так, мы знаем много случаев, когда, скажем, протестанты, через желание углубления в христианстве, изучение его истории, переходили в Православие.
Как мы уже знаем, для укрепления в Истине недостаточно лишь нашего слабого человеческого разума, недостаточно даже фактов истории и науки. Важно иметь и личный духовный опыт. Конечно, не следует пытаться «попробовать духовность» каждой из религий, трудно представить себе более опасное занятие. Проще будет присмотреться к тем, кто весьма преуспел в своей религии, посмотреть на те плоды, которые они получили, и понять, лежит ли к ним наше сердце. Скорее всего, после такого анализа мы сможем остановиться только на Православии. Только в нем существовало и поныне существует подлинная святость, запечатленная удивительными чудесами, глубиной мудрости и смирения, совершенством любви. Да, безусловно, и другие религии могут представить нам людей, успешно шедших по своему пути духовного подвига, таких как йоги, дервиши, буддийские монахи, католические святые. Но, если сравнивать их жизнеописания и писания, то человек с незамутненным духом, несомненно, признает подлинно пребывающего в Боге и с Богом только православного. Кроме всего отмеченного, если сравнивать Православие с другими религиями, оно, согласно проф. А.И.Осипову, имеет одну уникальную особенность - объективные (!) признаки истинной религии, которые не может дать никакая другая. Во-первых, это история первых веков христианства, явления массового чудотворства и жесточайшего мученичества, при котором по всем законам логики не могло бы выжить никакое земное учение. Во-вторых, это совершенно новое и не выводимое из существовавших на тот момент, учение, парадоксальное, но непогрешимое и действенное, перевернувшее весь мир, давшее невиданный толчок человеческой культуре. В-третьих, это разработанная, известная и вполне научная «система спасения», реальная возможность для каждого убедиться что Бог есть, и что Он - Христос. Речь идет об аскетическом пути «очищения сердца», согласно опыту православных подвижников всех времен и народов. Агностики верно утверждают, что нельзя доказать, что Бога нет. Но они неправы в том, что нельзя доказать, что Бог есть. Можно. Спросите атеиста: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Никто никогда не ответит вам на такой вопрос. А православный может легко ответить, если у него спросят: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бог есть?», - и тем самым доказать существование Бога: нужно очистить свое сердце. Потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Для начала можно хотя бы предложить оппоненту попробовать побороть свою гордость и скептицизм, обратить внимание на то, как живут те люди, которые думают иначе, чем он, поехать в те регионы мира, где живут близкие к святости люди и где происходят чудеса - на Афон, в Иерусалим. Попробовать помолиться искренне к неведомому еще Богу, чтобы Он открыл Себя. Опыт показывает, что такая молитва не остается без ответа. Еще не было на земле таких, кто посрамился бы и покаялся в своей искренней вере во Христа и в уповании на Него. Однако, множество посрамилось в своем неверии и маловерии, когда Христос уходил на задний план, а на передний вылезала гордость со своей человеческой правдой, амбициями, умствованиями.
Православие - религия, содержащая полноту Истины, Которая есть Христос (Ин.14:6). В других религиях и конфессиях может содержаться какая-то доля этой Истины, в них Она так или иначе искажена, недоговорена, оболгана. А Истина, смешанная с ложью уже не несет спасения, как мед в бочке, в который влита ложка дегтя, становится уже несъедобным. Нам необходимо это понимать, и, следуя заповедям Господним, с любовью и уважением относиться к представителям иных религий как к личностям, но с бескомпромиссным неприятием того, что они исповедуют. А потому, наша любовь будет проявляться, в том числе, в попытках освободить человека от его заблуждения, явить ему полноту Истины. Для этого же требуется во-первых, самому ей обладать, во-вторых, являть ее не столько словом, сколько своей жизнью, в-третьих, уметь использовать те доли Истины, которые содержатся в религии, с представителем которой идет общение.

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила. Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка - когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума - когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней - монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими.

Само слово «православный», которое означает правильно славящий Бога, или обладающий правильной верой в Бога, появилось ещё со времён первого христианского великого всемирного государства Византии, которое для нас до сих пор является примером симфонии Церкви и государства.

Когда после двух долгих столетий гонений на христиан к власти пришёл первый святой император Константин, он объявил свободу для всех вероисповеданий, конечно же, с дальнейшей целью сделать христианство государственной религией. В то же время обратной стороной такой свободы стал бурный всплеск фальшивок и подделок под христианскую религию, которые в свою очередь тоже стали претендовать на роль просветителей. Новые религиозные движения стали называться по именам своих основателей, например, ариане (по сути современные Свидетели Иеговы) – по имени Ария, несториане (современные протестанты) – по имени Нестория, оригенисты (учащие о том, что все спасутся, муки не бесконечны) – по имени Оригена. Для отличия от таковых, и для того, чтобы не путали изначальное, правильное учение с нечестивейшим заблуждением, делающим человека нехристианином и именуемым ересью, - для этих целей и стали наши святые отцы именоваться христианами православными.

Похожая ситуация происходит и в современном мире, в котором существует одна Вселенская Православная Церковь, и существуют различные деноминации более крупного и более мелкого размера. Давайте мы с вами, дорогие читатели, вместе попробуем выяснить, в чём отличие православия от других конфессий, и как неискушённому человеку разобраться в таком обилии сект, называющих себя христианскими, не говоря уже о море других, нехристианских, религий.

Во-первых, по самому своему определению православие отличается правильной верой, которая что в IV веке, что в XXI веке одна и та же, такой же она будет и в XXII, и в XXIII веке, ничего, по сути, не изменится. Только не будем смешивать веру с обрядами, которые могут изменяться с течением времени. Обряды, поклоны, совершение крестного знамения, посты, язык богослужения привлекают тело к прославлению Бога, выражают любовь к Нему, надежду и веру. Например, в XVII веке на Руси появились старообрядцы, которые ещё называются староверами. Эта конфессия считает, что изменение того, сколькими пальцами креститься, является предательством веры. Это неправильное мнение. Сейчас у нас в Церкви допустимо креститься как тремя пальцами, так и двумя, если ты наш единоверец, перешедший из старообрядчества.

Во-вторых, Символ веры. У христиан есть особый небольшой текст, который все должны знать наизусть, такой своеобразный пароль, который читается перед Крещением, а также каждое утро в домашней молитве. По нему определяется кто свой, а кто чужой. Можно сказать, что это такой ключик, который вставляется в замочную скважину, и если у него зубчики лишние, или их, наоборот, не хватает, то им дверь в Царство Небесное не откроется. Начиная с третьего Вселенского Собора, в 431 году было решено о великих тайнах Бога, в которых Он открывается людям, неизменно говорить этими словами Символа веры, и новый текст не составлять. В настоящее время католики и протестанты этот образец веры изменили, добавили кое-что от себя, или вообще другой составили. Отличие этих деноминаций заключается, конечно, не только в этом. Но это то, что может проверить любой человек: взять православный молитвослов, который за пожертвование распространяется в любом храме, открыть его на первых страницах, где излагается Символ веры и сравнить с тем, во что верит та или иная конфессия.

В-третьих, православие отличается от других деноминаций тем, что оно имеет апостольское преемство, а протестантские и неопротестантские конфессии почти все возникли не раньше XVI века и ведут свою историю от какого-нибудь обычного человека, которому якобы лично явился Бог и объяснил, как правильно надо понимать переданное Церкви учение. Такие истории обычно сопровождаются рассказом о том, как плохо жил до этого сектант, и какой он теперь молодец. Почти каждая деноминация имеет деноминацию-мать, от которой она в результате разных несогласий откололась и с которой теперь не дружит, от которой перенимает прежние заблуждения, добавляя при этом свои. Такое преемство оказывается цепочкой расколов, поломок и самовольных нововведений, его можно сравнить с телефоном без кабеля, по которому нельзя поговорить, потому что связь прервалась. В православии же история ведётся непрерывно от двенадцати Апостолов, например, Русская Православная Церковь ведёт своё преемство от святого апостола Андрея Первозванного, чей крест в этом году привозили из Греции к нам в Подмосковье на поклонение. Но главой, основателем, первым священником в православной Церкви является не просто человек, а Господь Иисус Христос, который возложил на них руки, когда избирал и передал им непосредственно от Бога дары Святого Духа (Мф. 10:8), и научил через рукоположение передавать эти дары своим ученикам – епископам. Епископы передали их в свою очередь своим преемникам, а те – своим, и так далее до наших дней. В Церкви до сих пор хранится список всех звеньев этой непрерывающейся цепочки, по которой можно проследить от самых первых Апостолов до современного Патриарха Кирилла и управляющего нашей московской областной епархией митрополита Ювеналия. Поэтому православие ещё называют апостольской верой, а такое преемство – апостольским.

Все возможные приёмы религиозных фальшивомонетчиков сложно предугадать, да и многие из них уже известны читателю. Например, когда к прохожему подходят люди, которые не говорят, что они из православной Церкви и предлагают изучение Библии. Налицо прямое нарушение авторских прав. Библия, Евангелие – это Священное Писание, которое написано членами Церкви для самих же членов Церкви и существует в ней для внутреннего пользования. В ней же существует и его истинное понимание.

Перечислены не все отличия, а только лишь их некоторая часть, которая, как очки, поможет при духовной близорукости сорентироваться среди деноминациях и найти спасительный путь.

Похожие публикации