Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Николай Герасимович Кузнецов - адмирал флота. Российский авианосец "Адмирал Кузнецов". Адмирал кузнецов николай герасимович

1923 г.

"Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля - большого или малого - и, стоя на мостике, управлять им. Примером для меня являлись такие командиры, как К.Н.Самойлов, который командовал линкором, или Л.А.Поленов, которому довелось на крейсере “Аврора” служить мичманом в дни штурма Зимнего дворца и командовать этим же кораблем, когда мы в 20-х годах, будучи курсантами, ходили на нем в заграничные плавания".

Прежде чем приступить к повествованию о Льве Андреевиче Поленове, считаем своим долгом рассказать о семье прославленного флотоводца, Надеемся, шаг не только не лишний, но и обязательный, многие читатели найдут для себя новые факты для самостоятельных выводов о людях и обстоятельствах того славного времени. Каждый человек - это целый мир, который невозможно представить и понять вне его сослуживцев, учителей и учеников, а также его семьи, его близких, друзей. Этому принципу мы следуем и будем придерживаться неизменно.

Пожалуй, лучшим источником о разносторонней деятельности Николая Герасимовича является сайт Флотоводец России, Адмирал Флота Советского Союза, Главком ВМС Н.Г.Кузнецов.

Менее доступна статья В.Аникина, "Строки героики и трагизма", опубликованная в Морском сборнике № 7 за 2004 год, поэтому воспроизведем ее здесь по возможности полно. (Фото из архива семьи Н. Г. Кузнецова)

В 1982 г. мне пришлось присутствовать при разговоре писателя-мариниста Владимира Александровича Рудного с прославленным подводником Григорием Ивановичем Щедриным.
У Рудного только-только вышла в свет книга «Готовность №1», посвященная жизни и деятельности Николая Герасимовича Кузнецова.
Щедрин, в общем-то скупой на похвалы, весьма лестно отзывался о работе Рудного.
- Мало, крайне мало молодежь знает о нашем адмирале, - горячился Григорий Иванович, - Вы же лично знали Николая Герасимовича. Кому, как не вам рассказать об этом поистине великом человеке, о его героической жизни, несправедливом и даже драматичном отношении к нему...
- Нет, Григорий Иванович, - ответствовал литератор, - видимо, еще не время писать о Кузнецове, о его блестящих взлетах и искусственно созданных падениях. Трагических падениях и для него, и для нашего флота. А может быть, кому-то не по нутру по-настоящему светлый образ незабвенного Николая Герасимовича. Вот эта моя книга - лишь пятая часть того что я представил в издательство. То редакция сокращает текст, то цензоры просто-напросто придираются, а то вообще просят исключить тот или иной эпизод. Словом, полная и правдивая книга о Кузнецове - дело будущего...
Но уже осенью того же года Григорий Иванович, придя на очередную редколлегию «Морского сборника», аккуратно вынул из пакета сентябрьский номер журнала «Наука и жизнь».
- Вот, пожалуйста, посмотрите, - Щедрин перелистал журнал и показал публикацию «Адмирал Красного Флота. Записки из личного архива».
- Есть еще что поведать о Николае Герасимовиче, - радостно улыбался он, - И, заметьте, за дело взялись женщины - жена Кузнецова Вера Николаевна и его сноха Раиса Васильевна. Надеюсь, они народ крепкий и сумеют создать еще что-нибудь значительное о нашем адмирале...

Раиса Васильевна Кузнецова

Шло время. И вот в канун Дня Военно-морского Флота в 1988 г. на страницах газеты «Правда» появилась статья «Крутые повороты», подготовленная Раисой Васильевной Кузнецовой. Затем последовали неопубликованные материалы Н.Г.Кузнецова в журнале «Москва», газетах «Советская Россия» и «Красная звезда». И, наконец, благодаря труду и энергии Раисы Васильевны, в «Военно-историческом журнале» в 1992-1993 гг. стала печататься в сокращенном варианте рукопись Николая Герасимовича «Крутые повороты. Из записок адмирала».
Подлинным праздником для военных моряков стал выход в 1995 г. еще одной книги Николая Герасимовича «Крутые повороты» в издательстве «Молодая гвардия». Ее составителем была Раиса Васильевна, которая вместе с Верой Николаевной Кузнецовой кропотливо отработала авторский текст, вместе они написали комментарии, хронологию и библиографию к изданию.
- Для нас с Верой Николаевной, - говорит Раиса Васильевна, - выход отдельной книги был настоящим триумфом. Постепенно, начиная с публикаций отрывков из рукописи Николая Герасимовича, вдохновленные многочисленными доброжелательными откликами, советами, искренней участливостью читателей, мы решились на подготовку книги Кузнецова. Ее Николай Герасимович начал писать в конце шестидесятых годов. Писать ему пришлось «в ящик», ибо он отлично понимал, что опубликовать подобное в те времена ему не удастся. Поэтому, сложив все страницы в отдельный, конверт, он словно завещал нам продолжить борьбу за издание его воспоминаний...

«Необычайное увольнение меня в отставку, - писал в «Крутых поворотах» Николай Герасимович, - создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было... Два сына - оба школьники - еще требовали помощи и внимания. Возникла мысль писать мемуары, но это не обещало скорой материальной прибавки, да и писать их мне хотелось по другим соображениям: рассказать о боевой деятельности флотов, поведать то, о чем никто, кроме меня, не расскажет».
- Первая «пенсионная» публикация Николая Герасимовича, - продолжает Раиса Васильевна, - появилась в 1959 году. Его друг - дипломат, историк, академик Иван Михайлович Майский - пригласил Кузнецова написать статью «Испанский флот в национально-революционной войне 1936-1939 гг.» в сборнике «Из истории освободительной борьбы испанского народа». Однако материал был подписан псевдонимом Н.Николаев. На настоящую фамилию было наложено негласное «табу». Тем не менее, Кузнецов с помощью Веры Николаевны работал много. Владея английским, испанским, немецким и французским языками он делал переводы...

КУЗНЕЦОВ Виктор Николаевич, ШЕВЧЕНКО Виктор Григорьевич – президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, КАНЕВСКИЙ Василий Аврамович – Герой Советского Союза, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Средний сын Главкома ВМФ, Кузнецов Николай Николаевич родился в 1940 году, а в 1958 году закончил ЛНВМУ.

Младший сын, Владимир , Нахимовское училище не закончил. Несколько его слов о себе и, конечно, о легендарном отце. "Два часа в музее КГБ". Капитан 2 ранга А.Аристов. - Морской сборник № 3, 1991 г.

С 1943 г. - говорит сотрудник музея, - военная контрразведка вошла в состав Наркомата обороны. В НК ВМФ существовало управление контрразведки СМЕРШ. Общее руководство им осуществлял Н. Г. Кузнецов. Сейчас появилось много досужих рассуждений о его отношении к чекистам. История, думается, все расставит на свои места. А пока разрешите представить вам контрразведчика Владимира Кузнецова, сына Николая Герасимовича.
- Я оказался здесь как бы в роли живого экспоната, - с шутки начал Владимир Николаевич, - а если серьезно, то пришел сюда только для того, чтобы сказать вам: не было у отца предубеждения по отношению к чекистам. Когда решался вопрос о моем зачислении в органы госбезопасности, отец сказал: «Работа нужная для страны, и ты должен достойно трудиться на любом участке, куда тебя направят».

Слева направо: Владимир Кузнецов, Раиса Кузнецова, Оксана Кузнецова, Николай Кузнецов.

Таков, кратко и отчасти, мир Николая Герасимовича Кузнецова, который продолжает свою жизнь. Надеемся, и в Ваших судьбах и судьбах Ваших детей, читатель. В следующим сообщении постараемся осветить мир того, кто служил примером для Главкома ВМФ адмирала Флота Советского Союза, мир офицера российского и советского флота Поленова Льва Андреевича. Часть 1.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. [email protected]

Николай Герасимович Кузнецов возглавлял советский ВМФ, как Народный комиссар Военно-морского флота, с 1939 по 1946 гг. Николай Герасимович – человек удивительной судьбы, вспоминая свою жизнь, писал: "Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза". А еще в его жизни был неправый суд, восстановление в должности, несправедливая отставка и опала. Но все же это, наверное, не главное. Главным в его жизни была служба на флоте.

После революции 15-летний юноша – сын крестьянина Вологодской губернии Коля Кузнецов – поступил добровольцем в Северо-Двинскую военную флотилию. Чтобы стать военмором, пришлось прибавить себе два года. Рослый паренек сошел за семнадцатилетнего, и был зачислен на все виды довольствия. После гражданской войны была учеба в военно-морском училище. Когда Николай Кузнецов поступил в Петрограде в училище, бывший прославленный Морской кадетский корпус, где на кроватях ещё не стёрлись, выведенные белой краской имена хозяев: князь Ливен, князь Трубецкой и другие дворянские фамилии, а на учебниках можно было найти автографы Бутакова, Колчака, ему было всего 16 лет. Все преподаватели были офицерами императорского производства и носителями вековых традиций русского флота. Здесь кумачовым безродным криком ничего не добьёшься. На флоте аристократизм не только действенен, но и спасителен. Кузнецов был послан соединить разорванную расстрелами традицию петровских стольников – дворян. В этом учебном заведении всё было подлинным: и картины, и память о героическом русском флоте, и традиции, ибо флот держится на верности и чистоте отношений. А любая фальшь погибала в морском воздухе этого учебного заведения. Дух морского кадетского корпуса оставил курсантам в наследство беззаветную любовь к России и такую же веру в правду. Облик города на дельте полноводной реки и стены училища, которые видели всех русских флотоводцев и императоров, эстетически формировали души моряков. Конечно, годы проведённые в училище, оказали сильнейшее влияние на формирование личности молодого Николая Кузнецова.


Закончив училище с отличием, Николай отказался от штабной должности и был распределен на Черноморский флот – назначен на крейсер "Червона Украина". На нем молодой командир последовательно прошел все ступени флотской службы. С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, которую также окончил с отличием и с правом выбора флота. Вновь Н.Г.Кузнецов избрал Черное море и отправился служить старшим помощником новейшего крейсера "Красный Кавказ". Сохранились воспоминания одного из сослуживцев Кузнецова той поры: "После полугодового отсутствия я появился на крейсере "Красный Кавказ". Увидел нового старпома Н.Г. Кузнецова и просто поразился произошедшим переменам. Разработан абсолютно точный распорядок дня, чего не было прежде. С точностью до минуты соблюдается корабельное расписание. Команда в безупречно чистом рабочем платье. Все, что каждому положено, делается в срок – увольнение, обед, баня. А тенты в жару на рейде? Раньше их с трудом успевали поставить за два-три часа – теперь вслед за командой "отдать якорь" шла команда "поставить тент". И за 15-18 минут все палубы были под тентами. Новый старпом был ближе к команде, чем его предшественники, сам хлебнул матросской жизни. Не было у него фанаберии, которая сохранилась еще кое у кого от старого флота.

Впервые новый старпом заставил всех командиров боевых частей, да и нас, флагманских специалистов, разработать методику боевой подготовки. Раньше никакой методики не было. Старослужащие обучали молодых, как и что нужно делать. Но это пригодно для одиночек. А действия подразделения? А взаимодействие? А учения по боевым частям, по кораблю в целом? Все, по сути, началось с крейсера "Красный Кавказ". В полной мере эту работу Кузнецов развернул, когда стал командиром крейсера "Червона Украина". Все потом вылилось в "Курс боевой подготовки" в масштабе флота. Мы тогда только "рожали" БУМС – временный Боевой устав Морских Сил. Над ним академия работала. А "Курс на корабле" – инициатива и заслуга Кузнецова".

Здесь же, на Черном море, Кузнецов принял под командование крейсер "Червона Украина". Его мечта сбылась. В 29 лет он стал командиром крейсера, а в тридцать один – вывел "свой" крейсер на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира. За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев (за первое место по всем видам боевой подготовки крейсера "Червона Украина") в декабре 1935 г. Н.Г. Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды. Казалось бы, все цели были достигнуты.

А через год последовал неожиданный приказ сдать командование крейсером и убыть в Москву. Здесь молодой капитан 1 ранга получил новое назначение, его ждала должность военно-морского атташе и главного военно-морского советника в сражающейся Испании. Республиканскому флоту приходилось конвоировать транспорты, оберегать их от нападения кораблей противника, выходить в рейды. И на кораблях, и на подводных лодках сражалось немало советских моряков-добровольцев. Дон Николас – под таким именем был известен сражающейся Испании Николай Кузнецов. Потом он не раз говорил, как много дала ему Испания. Одно дело учебные аудитории военно-морского училища и академии, учебные тревоги и мирные походы. Другое – война. Эскадра флота республики постоянно находилась в море. Моряки проявляли настоящее мужество, но об этом не писали в газетах. Молчало радио, и совсем немногие знали, что всей сложной и важной работой, от которой в значительной степени зависел исход борьбы, негласно руководил Кузнецов. И еще в одном Испания помогла ему. Вал репрессий, прокатившийся по стране в 1937 году, прошел мимо. Его деятельность по оказанию помощи испанскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 г. он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

По возвращении домой его уже ждала новая должность: сначала заместителя, а затем командующего Тихоокеанским флотом. Вскоре, в 1939 году, начались боевые действия у озера Хасан. Тихоокеанский флот обеспечивал перевозки , боеприпасов и военнослужащих, но молодого комфлота не отпускала война в Испании. Идущие в степях бои – лишь локальный конфликт, ну а случись большая война? Один неожиданный налет авиации может уничтожить целую эскадру, стереть с лица земли военно-морскую базу. Во Владивостоке прошли первые тренировки по приведению целого флота в повышенную боевую готовность. Флот – сотни кораблей и судов, береговые подразделения, авиация. Вся эта махина с трудом перестраивалась для действий в военное время, выбирала топливо, боеприпасы. Вместо разных команд различным подразделениям нужен был единый короткий сигнал по флоту, получив который каждый командир знал, что он должен делать.

В самый разгар боев кораблям и частям пошли первые директивы по оперативной готовности. Начатую работу пришлось завершать уже в Москве, когда адмирал Кузнецов занял пост наркома Военно-Морского Флота СССР. Было наркому тридцать пять лет: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности (ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами). Дела флота во многом оказались запущенными. Два последних предшественника Кузнецова на этом посту – политработник и пограничник – во флотских делах не разбирались. Требовались срочные решения по судостроительной программе, по руководству флотами. Но в первую очередь нарком продолжил работу, начатую еще на Тихоокеанском флоте. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. Н.Г. Кузнецов провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.

Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил... выговор. Разработанная Главным морским штабом по личному указанию наркома ВМФ система оперативных готовностей ВМФ, позволяющая в кратчайшие сроки с соблюдением необходимых мер скрытности переводить силы флота в состояние немедленной готовности к отражению внезапного нападения противника, явилась выдающейся личной заслугой Н.Г. Кузнецова, его вкладом в развитие теории управления ВМФ. Всего было предусмотрено три степени готовности, учитывающие техническое состояние и уровень боевой подготовки кораблей и частей флота. В зависимости от этого они могли находиться в боевом ядре (из которого назначались дежурные силы) или в резерве.

Оперативная готовность № 3 соответствовала повседневному уровню объединений, соединений, кораблей и частей флота, а запасы материальных средств - наличию неснижаемого их уровня. По оперативной готовности № 2 экипажи кораблей боевого ядра должны были находится на кораблях и в частях, запасы на корабли принимались полностью, оружие готовилось к применению развертывались дополнительные корабельные дозоры. Усиливалось ведение воздушной разведки на море, ускорялся ремонт кораблей резерва. По оперативной готовности № 1 предусматривалось немедленное применение оружия. Корабельный состав боевого ядра находился в часовой готовности к выходу в море для решения задач по действующим оперативным планам. Объявлялась мобилизация приписного состава.

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность № 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности № 2. Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность № 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Только в 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. Военно-Морской Флот первым в 3 часа 15 минут встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: "Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах". И вот ещё: "Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут".

Оперативно-стратегическое применение Военно-Морского Флота и характер его задач в годы Великой Отечественной войны определялись континентальным характером войны. Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу: корабли, авиация, береговая оборона и части морской пехоты, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали фронтам посильную помощь на приморских направлениях. Морскую авиацию перенацелили против танковых группировок противника и вражеских самолетов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги группировок Красной Армии. Флот перевозил миллионы людей, миллионы тонн различных грузов. В октябре 1941 г. на флотах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск до самого Берлина. Главная задача Н.Г. Кузнецова в этот период заключалась в обеспечении взаимодействия армии и флота на приморских направлениях. Адмирал Н.Г. Кузнецов как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Взаимодействие между приморскими частями армий и силами ВМФ приходилось отрабатывать буквально в ходе боев.

К первостепенным задачам наркома ВМФ в годы войны также относилась организация проводки союзных конвоев, осуществляющих поставки по ленд-лизу в северные порты СССР. Кузнецов лично осуществлял координацию действий Северного флота, авиации ПВО страны и резерва Ставки по защите конвоев от ударов противника. В 1944 г. в связи с изменением обстановки на фронтах, изменился и характер морских операций. Их целью стало участие в освобождении побережья и приморских городов. Менялась и организация управления. 31 марта 1944 г. была издана директива Ставки о назначении наркома ВМФ Адмирала флота Н.Г. Кузнецова Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий. Особой страницей деятельности Н.Г. Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941-1945 гг., а также в качестве члена советской делегации – в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме.

В 1944 году, накануне Великой Победы, он единственный получил новое высшее воинское звание "Адмирал флота", приравненное к званию Маршала Советского Союза. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций проведенных вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны – в шести из них принимали участие флоты и флотилии ВМФ. За годы войны они потопили свыше 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили свыше 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности более 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

Для главкома ВМС, Адмирала флота Н.Г. Кузнецова война не закончилась 9 мая 1945 г. Он отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 года Николай Герасимович стал Героем Советского Союза за "геройский подвиг, проявленный при выполнении заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флота и достигнутые в результате этих операций успехи".

В сентябре 1945 года Кузнецов подготовил и представил в правительство десятилетнюю программу строительства ВМФ, включавшую производство авианосцев – крейсеров с 9-дюймовой артиллерией, новых подводных лодок и эсминцев. Был поднят вопрос о защите флота и военно-морских баз от атомного оружия. Упрямый адмирал на докладах в Кремле продолжал напоминать вождю о нерешенных проблемах флота. Сталин лишь недовольно хмурился и потихоньку стал отдалять от себя Кузнецова. Во все времена хватало карьеристов и негодяев. На волне разоблачений подлецы делали карьеры, завистники сводили счеты. Нашелся такой и в наркомате ВМФ. Один из капитанов 1 ранга доложил, что еще во время войны союзникам-англичанам официально были переданы чертежи парашютной торпеды. Нарком ВМФ, как мог, не допускал репрессий в своем аппарате, отстаивал офицеров. А тут под удар попал сам.

В 1947 году адмирал Кузнецов был снят с поста наркома ВМФ. Под суд попали четверо прошедших войну адмиралов: Н. Кузнецов, Л. Галлер, В. Алафузов и Г. Степанов. Троих из них лишили всех воинских званий и государственных наград и отправили в лагеря. Кузнецова разжаловали до контр-адмирала, определив местом службы Дальний Восток. Может, дрогнула рука вождя, подписывая лист приговора, может, Сталин решил преподать упрямцу урок.

Дальневосточная "ссылка" длилась три года. Здесь, на крайнем восточном рубеже страны, начинала всходить флотоводческая звезда Кузнецова, сюда он вернулся продолжать службу. Его не обходили орденами, в положенный срок во второй раз он получил очередное звание вице-адмирала. В 1951 году Сталин неожиданно возвращает Кузнецова в Москву и назначает военно-морским министром СССР. Полученный от вождя урок не пошел Кузнецову впрок. 1 сентября он отправил Председателю СНК доклад об устаревшем флоте, о кораблях, построенных по старым проектам, о необходимости принятия ряда крупных и срочных мер по флоту. Все просьбы и ходатайства военно-морского министра словно уходили в песок. И все же многое ему удалось: началась разработка реактивного оружия для флота, сделаны новые проекты кораблей и подводных лодок.

В 1953 году, после смерти Сталина, приговор Верховной коллегии от февраля 1948 г. был отменен, и дело за отсутствием в делах адмиралов состава преступления производством прекращено. Кузнецова восстановили в прежнем воинском звании адмирала флота, полученном во время войны. Казалось, все беды уже позади. Утвержден проект и начинается строительство первой атомной подводной лодки. Адмирал вновь ставит перед министром обороны и правительством вопрос о необходимости рассмотрения программы судостроения для ВМФ. Ему присваивают новое, только что установленное звание – Адмирал Флота Советского Союза с вручением маршальской звезды – и все это в 50 лет, в расцвете сил и полководческого таланта.

Однако, не сложились у адмирала отношения и со сменившим Сталина Никитой Хрущевым. По приказу того на стапелях стали резать на металлолом готовые к спуску крейсера. Годы в Москве не научили адмирала дипломатии, изворотливости или хотя бы угодливому молчанию. Одерживавший победы на море, он не замечал и не умел обходить многочисленные подводные камни в коридорах власти. В 1955 году произошёл взрыв на линкоре "Новороссийск", корабль затонул. Бывший итальянский корабль, полученный нами после победы в счет репараций, вошел в состав Черноморского флота. Ясности в причинах катастрофы нет до сих пор. Основных версий две: взрыв установленной еще немцами в бухте донной мины и подрыв линкора в результате диверсии, выполненной группой боевых пловцов. Виновного во взрыве на линкоре нашли быстро. Бывший до этого несколько месяцев в отпуске по болезни главком ВМФ был снят с должности первого заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС, понижен в звании до контр-адмирала и уволен в отставку.

Бывшему главкому ВМФ, герою войны щедро положили пенсию в триста рублей. В те годы больше получал водитель столичного трамвая. Страна праздновала юбилеи победы, чествовала героев, а на подмосковной даче Николай Герасимович Кузнецов на старенькой машинке изо дня в день "выстукивал" страницы мемуаров: "Необычайное увольнение меня в отставку создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было. Два сына-школьника еще требовали помощи и внимания. Прирабатывать же было невозможно: все с подозрением смотрели на меня – как бы чего не вышло. Вот тогда единственным реальным способом немного заработать к пенсии стало знание иностранных языков. Начал учить английский (до этого знал испанский, французский и немецкий) и через год мог переводить отдельные статьи для журнала "Военный вестник". При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала. Звание Адмирала Флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь в 1988 году, через 14 лет после его смерти.

Военно-морской министр СССР
20 июля 1951 года - 15 марта 1953 года
Глава правительства Иосиф Виссарионович Сталин
Предшественник Иван Степанович Юмашев
Преемник должность упразднена;
Николай Александрович Булганин как министр обороны СССР
Рождение 11 (24) июля
Медведки , (Великоустюгский уезд , Вологодская губерния , Российская империя ; ныне - Котласский район , Архангельская область)
Смерть 6 декабря (1974-12-06 ) (70 лет)
  • Москва , РСФСР , СССР
Место погребения
  • Новодевичье кладбище
Партия
  • КПСС
Образование
  • Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова
Награды
Военная служба
Годы службы -
Принадлежность Российская империя Российская империя
СССР СССР
Род войск ВМФ СССР
Звание
(1955-1956, с 1988)
вице-адмирал (1956-(1974)-1988)
Командовал ВМФ СССР
Сражения Гражданская война в Испании ,
Хасанские бои (1938) ,
Великая Отечественная война
Николай Герасимович Кузнецов на Викискладе

Начало карьеры

Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова (1861-1915). С 1917 года - рассыльный Архангельского порта . В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым (ошибочный год рождения (1902-й) до сих пор встречается в некоторых справочниках). В 1921-1922 годах - строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде , в 1923-1926 годах учился в , которое окончил с отличием 5 октября 1926 года. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина» . Это был первый из построенных в СССР крейсеров. Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. В 1929-1932 годах - слушатель Военно-морской академии , которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах - старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ» . С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию , где был главным военно-морским советником республиканского правительства. Принял псевдоним дон Николас Лепанто , в честь самой великой морской победы Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени .

В марте 1939 года Кузнецов назначен заместителем Наркома ВМФ СССР. 3 апреля 1939 года ему присвоено внеочередное воинское звание флагман флота 2-го ранга .

Нарком ВМФ СССР

Великая Отечественная война

Первая опала

Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым , с которым они не вполне ладили ещё во время войны . В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

Писал и публиковал воспоминания. Автор «официальной» книги «Курсом к победе» и мемуаров о войне, о репрессиях, о Сталине, которые были изданы лишь посмертно; в них он резко критикует партийное вмешательство в дела армии и утверждает: «государством должен править закон». В отличие от многих других «маршальских» воспоминаний, записки написаны Кузнецовым лично и отличаются хорошим стилем. В официальной истории войны его роль из-за опалы часто затушёвывалась.

Восстановление имени

После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в год 20-летия победы, в котором Н. Г. Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь .

Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза.

Ныне именем Кузнецова назван крупнейший корабль российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), ему воздвигнуты памятники, его именем названы флотские училища, площади и улицы во многих городах России.

Воинские звания

Награды

Сочинения

Память

Памятники Кузнецову воздвигнуты в Севастополе, Владивостоке, Архангельске и Вологде. Бюсты Кузнецова установлены в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге, во дворе школы № 1465 его имени в Москве, во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве, у Дома детского творчества в городе Котласе , в сквере речников в Великом Устюге, у входа в

В забытой в непроходимых дебрях Севера Вологодской губернии в Велико -Устюжском уезде в деревеньке Медведки появился на свет известный морской военачальник. Дата его рождения 24 июля 1904 год....

В забытой в непроходимых дебрях Севера Вологодской губернии в Велико -Устюжском уезде в деревеньке Медведки появился на свет известный морской военачальник. Дата его рождения 24 июля 1904 год. Через 13 лет, как только умер отец, он перебирается в город Архангельск, к брату своего отца. Он устраивается работать на должность рассыльного при морском порте. Подросток уже тогда грезил тем, что хочет стать моряком. И через два года, когда Николаю исполняется 15, он накидывает к своему возрасту пару годков, и идет волонтером в Северо-Двинскую военную флотилию. Первоначально работает как секретарь при штабе, позже идет матросом.

Спустя пару лет, в 1921-ом состоится перевод на морфлот Балтики. В Петрограде он идет получать образование при Военно-морском училище в подготовительную школу. А в 1923-ем возобновляет получать образование, но уже в училище. В 1925-ом решил стать частью коммунистической партии и становится ее членом. В 1926-ом он покидает учебное заведение, училище он заканчивает блестяще — с отличием, он имеет право сам избрать, где он может проходить службу. Им становится флот Черного моря. Его зачисляют начальником вахты в экипаж крейсера «Червона Украина». Этот корабль лишь недавно покинул стапели завода. На этом свое обучение он не собирается прекращать. Естественно, что выбрал он Военно-морскую академию. В 1929-ом сдает экзамены на поступление туда, выбрав оперативный факультет. Не изменяя своим традициям, академию заканчивает с отличием. Согласно распределению, в 1933-ем назначают на «Красный Кавказ» старшим помощником крейсера. Но уже спустя один год возвращается на «Червону Украину» командиром корабля. Его руководство вывело корабль в число первейших. В течение следующих лет службы Кузнецова на корабле, его отмечают как образцовый. В 1935-ом он получает награды, им стал орден Красной Звезды. 1936-й год и испанской землей овладела гражданская война. Кузнецова направляют туда в роли атташе по военно-морским делам. Он должен выполнять функции советника по военно-морским вопросам при правительстве Республики. Через год он возвращается на Родину. Кузнецова награждают сразу двумя наградами — ордены Ленина и Красного Знамени. Он получает очередное повышение. Теперь он капитан первого ранга, и направляют нести службу на Тихий океан. Первый месяц зимы 1938-го и приходит назначение на Кузнецова. А еще спустя месяц Кузнецов принимает новое звание флагмана второго ранга. Впервые в истории флота России, флот возглавил капитан первого ранга в возрасте 36-ти лет от роду. Близ озера Хасан произошел военный набег японцев, и флотилия Тихого океана помогла сухопутным войскам Советского Союза в июле 1938-го с ним справится. Кузнецова в марте 1939-го назначают замом Наркомата ВМФ СССР, а спустя месяц он — Нарком ВМФ СССР. Оказалось, что по возрасту он моложе всех наркомов Союза.

В течении всех лет войны Николай был главкомом флота и одним из членов Ставки Верховного Главнокомандования. Май 1944-го года был знаменателен тем, что в стране Советов впервые присвоили чин адмирала флота, который приравнивался к генералу армии, и тот, кому его присвоили оказался Кузнецов. В 1945-ом является участником делегации Советов и помогает работать конференциям, Крымской и Потсдамской. На Дальний Восток Кузнецов отбывает в июне 1945-ом. Там он руководитель операции по зачистке территории между Сахалином и Порт-Артуром от японских частей силами морских десантов. 1945 сентябрь происходит ряд знаменательных событий. Кузнецову Николаю присваивают звание — отныне он Герой Советского Союза, параллельно награждая орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Но в 1947-ом происходит уже ряд печальных инцидентов. Из-за размолвки со Сталиным, Кузнецова снимают с занимаемого поста главкома военно-морского флота, а в 1948-ом против адмирала сфальсифицировали навет, и его судят, далее следует понижение в чине до контр-адмирала, и отсылают замом Главкома войск Дальнего Восток. Через некоторое время, а именно в 1950-ом его назначают командующим пятым флотом Тихого океана. В январе 1951-го у него новый чин, вице-адмирал. Через полгода, в июле он смог воротился в столицу. Его назначают на должность министра ВМС. А звание «адмирал флота» ему возвращают после кончины Сталина. Но амнистия длилась недолго. У власти Хрущев и вновь немилость. Не без требования самого Жукова, в декабре 1955-ом Кузнецов отстранен от должности, и позже в феврале 1956-ом его понижает, он теперь только вице-адмирал. И последнее, бравого моряка вынуждают уволиться из флота и лишают возможности вообще работать во флоте.

Талантливый человек никогда не будет сидеть без дела. Поэтому на гражданской службе он занимается литературой и переводами. Жизнь его прервалась 6 декабря 1974 года. Кузнецова неоднократно пытались реабилитировать. Лишь 1988-ом удалось, правда уже только посмертно, вернуть ему звание «Адмирал Флота СССР». Сегодня в его честь названы множество населенных пунктов РФ, площадей, улиц, учебно-образовательных учреждений. Также в его честь назван авианосец — «Адмирал Кузнецов». Крейсер относится к Северному флоту. Архангельск стал тем городом, где в 2010-ом Кузнецову установили 4-х метровый монумент из бронзы.

Жизнь и деятельность Героя Советского Союза Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова является достойным примером подражания для офицеров Военно-Морского Флота (ВМФ), для всех патриотов России. Благодаря его деятельности в качестве народного комиссара ВМФ 22 июня 1941 г. Военно-Морской Флот встретил Великую Отечественную войну в полной боевой готовности, не потеряв в первые часы войны ни одного корабля.

Во время войны нарком ВМФ, Главнокомандующий ВМС Николай Герасимович Кузнецов профессионально и успешно руководил ВМФ, являлся председателем Главного военного совета ВМФ, членом Ставки ВГК и ГКО. После Великой Отечественной войны Н.Г. Кузнецов направил все усилия на создание нового, современного и сбалансированного флота, строительство кораблей, в т. ч. с атомными энергетическими установками, принятие на вооружение ядерного оружия, развитие морской ракетоносной авиации, береговых войск. Николай Герасимович был депутатом Верховного Совета СССР 1 - 4-го созывов, депутатом РСФСР 3-го созыва.

Родился Николай Герасимович Кузнецов 11 (24) июля 1904 г. в деревне Медведки (ныне Котласский район Архангельской области), в семье казенного крестьянина. В 1915 г. оставшись без отца, определился на работу рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта. В 1919 г., прибавив себе ровно 2 недостающих года (в личном деле так и осталась дата рождения - 11 (24) июля 1902 г.), стал военмором, вступив в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1920 - 1922 гг. обучался в подготовительной школе, по окончании которой, сдав вступительные экзамены, был зачислен курсантом военно-морского училища. В своей книге «Накануне» Николай Герасимович писал: «…моя мечта - навсегда связать свою судьбу с флотом - обрела реальность. Жёлтое здание бывшего морского корпуса стало моим домом…». Окончив в 1926 г. с отличием военно-морское училище (и заслужив тем самым право выбора места службы), продолжил службу в Морских силах Чёрного моря в качестве вахтенного начальника (с 1927 - старшего вахтенного начальника) на крейсере «Червона Украина».

В 1929 г. поступил в Военно-морскую академию, которую в 1932 г. также с отличием окончил, вернувшись служить на Чёрное море старпомом крейсера «Красный Кавказ». С 1933 по 1936 г. - командир крейсера «Червона Украина». Он инициировал и лично разработал систему боевой готовности одиночного корабля, которая позже была принята для всего флота; внедрил метод экстренного прогревания турбин кораблей (вместо 4 часов - всего 20 минут), отработал стрельбы главного калибра на предельных дистанциях и максимальных скоростях корабля. Начатое им движение «Борьба за первый залп» как чисто артиллерийское понятие перерастает в общефлотское, позволившее повысить боеготовность флотских соединений. Организация службы на кораблях «Червона Украина» и «Красный Кавказ» была признана образцовой.

Н.Г. Кузнецов, постоянно находясь в поиске, учился сам и учил своих подчинённых, совершенствовал искусство управления кораблем, отрабатывал создаваемую им новую систему обучения экипажа. В ноябре 1935 г. корабль Кузнецова был подвергнут всесторонней проверке, по результатам которой командующий Черноморским флотом И.К. Кожанов высоко оценил подготовленность корабля и экипажа, отметив деятельность командира и назвав его «самым молодым капитаном 1 ранга всех морей мира». Флотскую службу, командование кораблём Николай Герасимович Кузнецов считал делом настоящего мужчины, защитника Отечества. За эти годы он участвовал в длительных заграничных походах, побывав во многих европейских странах. Свободно владел английским, немецким, французским, испанским языками.

С августа 1936 г. по июль 1937 г. Н.Г. Кузнецов участвует в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев - сначала в качестве военно-морского атташе, позже в качестве военно-морского советника, руководит действиями советских моряков-добровольцев, организует морские перевозки военных грузов и людей. В ходе боевых действий выходит в море на кораблях республиканского флота как волонтёр.

В июле 1937 г. Николай Герасимович был отозван из Испании и назначен 1-м заместителем командующего, а в январе 1938 г. - командующим Тихоокеанским флотом. В феврале ему присваивается воинское звание: флагман 2-го ранга. Во время он участвует в организации взаимодействия сил флота и армейских частей, ускоряет переброску войск и грузов морем, организует перевозку раненых, в разгар боёв отдает первые директивы кораблям и частям флота по оперативной готовности.

Свою деятельность Н.Г. Кузнецов направляет не только на повышение боевой готовности кораблей и частей Тихоокеанского флота, организацию противовоздушной обороны, выполнение мер оперативной маскировки, превращение Владивостока в хорошо укреплённую базу флота. В этот период он уже осмысливает необходимые преобразования в масштабе всего ВМФ, которые позволили бы значительно усилить флот. На апрельском заседании Главного Военного совета Наркомата ВМФ Кузнецов предлагает пересмотреть такие вопросы, как: процесс подготовки флотских кадров, особенно рядового и младшего начальствующего состава; положения о прохождении воинской службы рядовым и младшим начальствующим составом - об увеличении сроков их службы, об установлении процента сверхсрочнослужащих к штатам, об увеличении денежного и вещевого довольствия и др.

В апреле 1939 г. Н.Г. Кузнецов был назначен на должность наркома ВМФ. Ему было присвоено воинское звание флагман флота 2-го ранга. За короткое время (2 года и 2 месяца), остававшееся до начала войны, молодой нарком, работая буквально круглые сутки, успевает многое сделать для организации, строительства и подготовки ВМФ к войне.


Нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов.
1939 г.

В первые же месяцы восстанавливает в частях и на кораблях флота офицерскую кают-компанию, как место общения офицеров, привлекает командиров соединений, кораблей к обучению в Военно-морской академии, в мае проводит учения Черноморского флота. В целях улучшения управления даёт указания о переносе главной базы Балтийского флота в Таллин, добивается решения правительства о приёме на службу неограниченного процента сверхсрочников, вносит предложение, по которому постановлением СНК и ЦК ВКП(б) учреждается ежегодный праздник - День Военно-Морского Флота СССР, отмечаемый каждое последнее воскресенье июля.

В июле проводит учения Балтийского флота, при подведении итогов рассказывает о ходе разработке в наркомате ВМФ системы трех степеней боевой готовности, в августе участвует в совещании трёх держав: СССР, Англии, Франции и в ходе переговоров готовит для начальника Генерального штаба данные о состоянии флотов Англии и Франции. В сентябре докладывает И.В. Сталину и обоснование о необходимости переноса главной базы Днепровской флотилии в Пинск и получает одобрение, в ноябре утверждает первую инструкцию по оперативным готовностям, которая обязывала иметь силы в положении предварительного развёртывания к отражению внезапного нападения и проведению первых операций. По указанию наркома Н.Г. Кузнецова и при его участии начинается работа по подготовке пользующегося до сих пор большой популярностью «Морского атласа» (изданного после войны).

В ходе войны с Финляндией 1939 - 1940 гг. он организует взаимодействие Краснознамённого Балтийского флота с фронтом, войска которого при поддержке морской авиации, надводных кораблей и подводных лодок, успешно высаживают десанты на островах Гогланд, Сескар, Лавенсаари. После окончания войны с Финляндией с марта 1940 г. под руководством Н.Г. Кузнецова продолжается работа по скорейшему созданию военно-морской базы на полуострове Ханко.

4 июня 1940 г. постановлением №946 СНК СССР Н.Г. Кузнецову присваивается воинское звание «адмирал». Будучи сам командиром, Кузнецов понимал всю важность и сложность подготовки командных кадров для флота. По его предложению правительством принимается решение об открытии 7 морских спецшкол, занятия в которых начались уже в сентябре 1940 г. Нарком ВМФ продолжил добрую российскую традицию, заложенную ещё при Петре I: готовить к флотской службе наиболее смелых и талантливых юношей.

Летом 1940 г. Кузнецов выезжает в Севастополь и Одессу для организации взаимодействия Черноморского флота с сухопутными войсками в ходе Бессарабского похода Красной Армии. Затем работа на Балтийском флоте, где восстанавливалась военно-морская база Либава, решение вопросов о строительстве береговых батарей и усилении обороны базы с суши.

Особое внимание наркома приковано к методам обучения и воспитания личного состава ВМФ с учётом использования опыта современных войн. Боевая подготовка проводится в условиях, близких к боевым, без лишних ограничений, с учетом опыта войны в Испании. Его усилиями до совершенства доводится взаимодействие кораблей и соединений в условиях сложного маневрирования, как днём, так и ночью, достигается высокая натренированность личного состава флотских экипажей. Одно из главных мест в деятельности наркома занимает реализация кораблестроительной программы, энергичное наращивание боевой мощи флота. С января 1941 г. и до начала войны нарком Кузнецов направлял донесения И.В. Сталину о фактах подготовки Германии к войне.

Буквально накануне войны, в 23 ч 50 мин 21 июня 1941 г., нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов подписывает директивы № зн/87, в которой дает указание командованию Северного, Балтийского, Черноморского флотов, Пинской и Дунайской флотилиям о переходе на повышенную боевую готовность - оперативную готовность №1; 22 июня 1941 г. в 1 ч 50 мин № зн/88 о возможности внезапного нападения немцев. После получения сведений 22 июня 1941 г. в 3 ч 15 мин о налете немецкой авиации на Севастополь под свою ответственность известил флоты о начале нападения Германии и дал указания об отражении агрессии силой оружия.

Военно-Морской Флот встретил нападение фашистской Германии организованным огнём, не потеряв в первые часы войны ни одного корабля, ни одного самолёта, ни одной базы с моря.

В годы войны нарком Н.Г. Кузнецов действовал в качестве члена ГКО, представителя Ставки ВГК и её члена (июнь - июль 1941 г. и с февраля 1945 г.) и как Главнокомандующий ВМС СССР (с февраля 1944 г).


Н.Г. Кузнецов на Черноморском флоте. 1942 г

Работал Николай Герасимович по собственной инициативе или по заданию Ставки там, где возникала наиболее сложная ситуация на флотах и фронтах, проявляя себя выдающимся организатором взаимодействия сил флота с сухопутными войсками, вносил предложения по операциям и планам их проведения Верховному Главнокомандованию, в т.ч. по налётам авиации флота на Берлин, обеспечению проводки союзных конвоев и т.д.

Ставил задачи флоту: по усилению борьбы на коммуникациях противника и защите собственных коммуникаций, воинским перевозкам, эвакуации грузов, населения, войск, блокаде участков занятого противником побережья, по содействию сухопутным войскам в операциях по обороне и освобождению приморских городов и территорий побережья, высадке десантов и наращиванию сил на отвоёванных территориях, по поддержке фланговых соединений огнем корабельной артиллерии, по поводу снабжения и подкреплений и др.

Николай Герасимович проявил высокие организаторские способности при обороне военно-морских баз - Таллина, Одессы, Севастополя, а также при разработке планов и проведении Керченско-Феодосийской десантной, . На заключительном этапе Второй мировой войны - во время Советско-японской войны в сентябре 1945 г. решал вопросы взаимодействия Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, сил флота с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и др.

Кузнецов много делал для того, чтобы в Военно-морской академии, научно-исследовательских институтах ВМФ постоянно велась работа совместно с академическими и другими организациями по развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствованию организации и деятельности флота, развитию военно-морского искусства; создавались теоретические труды и оперативно-тактические документы ВМФ. Особое внимание нарком уделял организации флотской учёбы - морских учений, приближенных к боевой обстановке, плаваний в любое время года, совершенствованию боевой подготовки в условиях военного времени. По его инициативе в августе 1941 г. в Главном морском штабе создаётся отдел по изучению и обобщению опыта войны, что дало впоследствии возможность систематизации боевого опыта и на его основе - боевой подготовки флота. По предложению Николая Герасимовича создаются подготовительные морские школы и школа боцманов, Нахимовские военно-морские училища, учреждаются ордена и медали Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова. В годы войны Н.Г. Кузнецов проявил себя как крупный организатор взаимодействия сил флота с сухопутными войсками. Действия Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне получили высокую оценку Верховного Главнокомандования и союзников. За вклад в победу, образцовое руководство боевыми операциями флотов, личное мужество Н.Г. Кузнецов 14 сентября 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

Особо следует отметить деятельность Н.Г. Кузнецова на военно-дипломатическом поприще в качестве члена делегации СССР в составе дипломатических миссий на международных конференциях. Он принимал участие в переговорах СССР, Англии и Франции (1939 г.), СССР, США и Великобритании (1941 г.) о совместных действиях в войне против Германии. Работал в составе делегации на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. В ходе этих мероприятий участвовал в подготовке, обсуждении и выработке решений по таким важным вопросам, как действия союзников в Европе и на Дальнем Востоке, военно-морские поставки по ленд-лизу, организация и обеспечение приёма и безопасности кораблей и самолётов союзных делегаций, раздел германского флота и др. За свою службу Родине Николай Герасимович был награждён четырмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й ст., орденом Красной Звезды и медалями, а также иностранными орденами.

Высшее воинское звание в ВМФ - «Адмирал Флота» присваивается Николаю Герасимовичу Кузнецову 31 мая 1944 г. По Табелю о рангах это звание соответствовало званию «Маршал Советского Союза». С 1953 г. звание «Адмирал Флота» стало именоваться «Адмирал Флота Советского Союза» (статус звания не изменялся, это разъяснялось в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 г.).

После окончания войны главной заботой Николая Герасимовича стал вопрос строительства нового, отвечающего запросу современности флота, установление его места в системе Вооружённых Сил страны. Под руководством Н.Г. Кузнецова разрабатывается проект 10-летней программы строительства флота, предусматривавший ввод в строй авианосцев. Ещё в 1946 г. им настойчиво высказываются предложения И.В. Сталину об использовании на кораблях ядерных энергетических установок. Однако высокий авторитет, самостоятельность мышления, смелость высказывания своих предложений по вопросам организации и строительства флота вошли в противоречия с мнением высшего руководства страны.

В феврале 1946 г. самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых Сил СССР. Кузнецова назначают главнокомандующим ВМС - заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых Сил СССР. В январе 1947 г. в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ он был снят с поста Главкома и в феврале того же года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений. В 1947 г. по необоснованному обвинению Николая Герасимовича судят судом чести, а в 1948 г. - судом Верховной коллегии Верховного суда СССР. Его разжалуют до звания «контр-адмирал», снимают с должности. Первый инфаркт происходит ещё во время суда, в 44 года…

Только спустя полгода, после личного обращения к И.В. Сталину Н.Г. Кузнецову предоставляют возможность продолжить службу. Его назначают на должность заместителя главкома войск Дальнего Востока по Военно-морским силам, а в 1950 г. - командующим 5-м (Тихоокеанским) флотом. В 1951 г. ему во второй раз присваивается звание «вице-адмирал».

В начале 50-х гг. прошлого века в Вооружённых Силах СССР складывается неблагополучное положение со строительством флота. Руководство страны вновь обращается к Н.Г. Кузнецову, его возвращают на службу во вновь созданное морское ведомство на должность военно-морского министра. С удвоенной энергией Николай Герасимович приступает к работе, стремясь изменить положение дел в строительстве флота к лучшему. Главком приступает к решению проблем, связанных с разработкой и внедрением новой техники. Организует совместную работу флотских НИИ и Военно-морской академии с НИИ Министерства обороны, Академией наук СССР, отраслевыми научными центрами. Решает вопросы, связанные со строительством первой атомной подводной лодки, лично проводит регулярные учения флотов. Как и прежде, огромное внимание уделяет проблемам воспитания кадров. После смерти Сталина Военно-морское министерство снова ликвидируется, и 16 марта 1953 г. Кузнецова назначают на должность 1-го заместителя министра обороны СССР - главнокомандующего ВМС. В этот период Николай Герасимович усиленно работает над вопросами строительства флота, разъясняет необходимость «резкого скачка в сторону новой качественной техники, не говоря уже о её количестве». Облик нового флота был определён в подготовленной под его руководством программе военного кораблестроения на 1955 - 1964 гг. В мае 1953 г. он был полностью реабилитирован, восстановлен в высшем флотском звании.

Однако неоднократные попытки Николая Герасимовича добиться положительного решения Правительства СССР по кораблестроительной программе к желаемым результатам не приводят. В апреле 1955 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Н.Г. Кузнецов вновь докладывает о необходимости утверждения программы кораблестроения. Против выступает первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. В ответ главком ВМФ открыто высказывает свое возмущение безответственным отношением к вопросам строительства флота. Резкое выступление главкома ВМФ расценивается Хрущёвым как посягательство на его авторитет руководителя страны и лидера партии (в конце концов, программа строительства сбалансированного флота была принята и начала реализовываться ещё при Николае Герасимовиче, им был заложен фундамент создания ракетно-ядерного флота, ставшего важнейшей составляющей надёжной обороны страны). Обстановка, в которой работал Кузнецов, ухудшалась. Абсурдность и безвыходность ситуации сказались на здоровье - в мае 1955 г. он переносит второй инфаркт. В конце мая Н.Г. Кузнецов обращается с письменной просьбой об освобождении его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба остаётся без ответа. Временное исполнение обязанностей главкома ВМФ на время болезни Николая Герасимовича возлагается на вице-адмирала С.Г. Горшкова. До октября 1955 г. Н.Г. Кузнецов находится на лечении. А 28 октября 1955 г. на рейде Севастополя происходит трагедия - гибель линкора «Новороссийск». Государственная комиссия, расследовавшая гибель корабля причин трагедии не установила, обвинений в адрес Н.Г. Кузнецова не выдвигала. Однако это был подходящий повод для расправы над неугодным адмиралом: в докладе министра обороны СССР «О гибели линкора «Новороссийск» в ЦК КПСС Н.Г. Кузнецов был представлен как виновник происшедшего. В начале 1956 г. его снимают с должности с формулировкой «За неудовлетворительное руководство ВМФ», понижают в воинском звании до вице-адмирала и увольняют из Вооружённых Сил без права на восстановление.

Родные и близкие окружили его любовью и заботой, помогли выжить в этот непростой период.

Николай Герасимович принимает решение о написании книги, посвящённой борьбе испанского народа с фашизмом в 1936 - 1937 гг. и той помощи, которую оказывал ей Советский Союз. Творчество захватило его, прошла растерянность, жажда деятельности нашла своё русло и время снова стремительно помчалось вперёд. Несмотря на то что на запрос необходимых для книги сведений из архива Генерального штаба (в частности, его донесений «испанского» периода, подписанных именем Лепанто) Кузнецов не получает даже отказа, работа продолжается. Его выручила собственная память, которая, кстати, была отличная. Вышел очерк. Помог академик И.М. Майский, который, прочтя рукопись, похвалил Н.Г. Кузнецова, отметив, что это первый труд очевидца тех событий столь высокого ранга. Очерк был опубликован в сборнике статей издательства АН СССР в 1959 г. под псевдонимом - Н. Николаев. Продолжая работать над этой темой, в 1966 г. Н.Г. Кузнецов публикует книгу «На далёком меридиане», получившую положительные рецензии. А память возвращала все новые имена и события. Работая над очерками о Л. Галлере, В. Алафузове, И. Кожанове, Л. Владимирском, Р. Муклевиче, В. Орлове, В. Блюхере, Б. Шапошникове, М. Кольцове, И. Рогове, А. Маринеско. Книгу «Накануне», вышедшую в 1966 г. отдельным изданием во Владивостоке, он писал легко и радостно. Потоками шли письма от читателей. Особенно много писали бывшие фронтовики - участники событий, благодарившие за честный рассказ о прошлом.

После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в год 20-летия победы советского народа над фашистской Германией, в котором он назвал Н.Г. Кузнецова среди выдающихся военачальников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., Николай Герасимович стал постепенно входить в общественную жизнь. Его приглашали выступать на читательских конференциях в общественные и государственные учреждения.

В течение 18 лет своей творческой жизни Н.Г. Кузнецов написал 5 книг - военных мемуаров. В первых четырёх он обобщил предвоенный период и опыт Великой Отечественной войны: «На далёком меридиане», «Накануне», «На флотах боевая тревога», «Курсом к победе». «Крутые повороты» - воспоминания «на сугубо личные мотивы». А ещё из-под его пера вышло около ста статей на военно-морскую тематику и мемуарного жанра - о флотских людях, вернув истории имена погибших и несправедливо репрессированных. В переводах Кузнецова изданы 3 книги и несколько работ зарубежных авторов по истории, стратегии и тактике военно-морских флотов ведущих мировых держав.


Н.Г. Кузнецов на фоне крейсера «Красный Кавказ»

Николаю Герасимовичу, как никому другому подходит изречение другого знаменитого русского адмирала - П.С. Нахимова: «У моряка нет трудного или лёгкого пути. У моряка есть один путь - славный!» Всю свою жизнь он занимался необходимым для Отечества делом, которое беззаветно любил. Его отправили в отставку, пытались предать забвению, но от служения флоту, Отчизне его невозможно было отстранить. Сердце Н.Г Кузнецова остановилось на 71-м году жизни - 6 декабря 1974 г. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы, а 14 лет спустя на надгробии из лабродита было высечено звание «Адмирал Флота Советского Союза», заслуженное им в годы войны и восстановленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1988 г.

Именем выдающегося адмирала названы тяжёлый авианесущий крейсер - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-морская академия в С.-Петербурге.


Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

На здании Главного штаба ВМФ и доме на Тверской улице в Москве, где он жил, в его память открыты мемориальные доски. В Севастополе, Великом Устюге, Котласе установлены памятники герою-моряку. В Котласе, Архангельске и С.-Петербурге его имя носят улицы, а на его родине, в деревне Медведки, создан мемориальный музей адмирала. По Северной Двине плавает теплоход «Адмирал Н. Г. Кузнецов». В 1997 г. в Москве учреждён Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Именем флотоводца названы: в Тихом океане морской пролив и утёс, звезда в созвездии Льва.

Роман Юров,капитан 1-го ранга,
заместитель начальника 4-го управления
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Похожие публикации