Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Монгольское нашествие на территорию казахстана. Почему не был выполнен завет чингисхана

Всемирно известное имя Чингисхан, на самом деле, не имя - это титул. Ведь ханами на Руси называли военных князей. Настоящее имя Чингис Хана – Тимур, или Тимур Чин (в искажённом произношении Темучин или Тэмуджин). Приставка Чингис обозначает ранг, должность, звание, проще говоря – чин и титул.

Высокий титул крупного военачальника Тэмуджин получил благодаря своим боевым заслугам, своему стремлению к поддержке и защите сильного объединенного единого славянского государства с большой и надёжной армией.

Разночтение имени Темуджин – Темучин объясняется сейчас транскрипционными проблемами переводов с разных иностранных языков. Отсюда же разночтение в титуле: Чингиз-хан или Чингисхан, или Чингис-хан. Однако в эту систему объяснений совершенно не вписывается русская версия звучания имени – Тимур, которое почему-то менее всего употребляется исТориками и учёными, как будто не замечают его имени. У историков вообще возникающие проблемы с написанием и произношением знаменитых имён деятелей, жизнь которых относится к тому периоду, объясняется легко при помощи ложных утверждений, что тогда ещё не было письменности во всех странах мира.

А намеренное искажение названия народа «моголы» и превращение его в «монголы» ничем объяснить нельзя, кроме как масштабно организованной системой искажения фактов прошлого.

Чингисхан. Сильная личность в мировой истории

Основной источник, по которому историки изучают жизнь и личность Тэмуджина, составлен после его смерти, - «Сокровенное сказание». Но достоверность данных не очевидна, хотя именно из него получены классические сведения о наружности и характере правителя монгольских племён. Чингисхан обладал великим даром полководца, имел хорошие организаторские способности и самообладание; воля его была непреклонной, характер – сильным. В то же время летописцы отмечают его щедрость и приветливость, что сохраняло к нему привязанность его подчинённых. Не отказывал себе в радостях жизни, но был чужд излишествам, несовместимым с достоинством правителя и полководца. Прожил долгую жизнь, сохранив до преклонных лет умственные способности и силу характера.

Пусть сегодня спорят историки, какую букву написать в том или ином имени, важно другое – Темуджин прожил яркую, харизматичную жизнь, поднялся до уровня правителя, сыграл свою роль в мировой истории. Теперь его можно осуждать или восхвалять – возможно, его поступки достойны и того, и другого, спорный вопрос, но изменить что-то в историческом развитии уже нельзя. А вот отыскать правду среди навязанного моря искажений реальных фактов – очень важно, также как и уличить саму ложь.

Споры о внешности Чингисхана – поприще историков


Единственный портрет Чингис Хана (императора Тайдзу), признанный и разрешённый исТОРиками, хранится на Тайване в национальном музее дворца Тайбэй.

Сохранился интересный портрет монгольского правителя, который историки навязчиво настаивают считать единственно подлинным. Он хранится в национальном музее Тайваня, во дворце Тайбэй. Предписано считать, что портрет (590*470 мм) сохранился со времени правителей Юань. Однако современные исследования качества тканей и нитей показали, что тканое изображение относится к 1748 году. А ведь именно в 18 веке прошёл глобальный этап фальсификации истории всего мира, в том числе России и Китая. Так что это очередная фальсификация исТориков.

Оправдательная версия гласит, что такие изображения относятся к авторским работам, а автор имеет право на своё видение лица и характера. Вот только портрет явно соткали руки искусной мастерицы, на нём так детально выведены тонкие линии морщинок и складок на лице, волосы в бороде и косе, что сомнений не остаётся – изображена реальная личность. Вот только кто? Чингисхан ведь умер в 1227 году, то есть за пять столетий до начала процесса массовых фальсификаций.


Миниатюра Марко Поло «Венчание ЧингисХана на царство». Великий полководец увенчан короной с трёхлистниками - атрибут европейских правителей.

Несомненно, со времён правления манчжуров дошли до наших дней исторические и культурные достояния. Из Срединного государства они были переданы очередным завоевателям и перевезены в Пекин. В коллекции более 500 портретов правителей, их жён, мудрецов и великих людей эпохи. Здесь идентифицированы портреты восьми ханов монгольских династий, семи жён ханов. Однако опять у скептически настроенных учёных возникает вопрос подлинности и достоверности – те ли ханы, а чьи жёны?

Иероглифическая письменность Китая кардинально «модернизировалась» несколькими правителями подряд. А кому такие трудозатраты были нужны? Всё тем же деятелям от Торы, наводившим порядок в летописях и уничтожающим «лишние» следы.

Во время смены алфавита со всей Китайской империи свозились рукописи и полностью переписывались. А «устаревшие» оригиналы шли на хранение в архив? Нет, они просто уничтожались, как не соответствующие новым правилам!
Вот где простор для искажений…

Тот ли это хан, и хан ли это


Ещё недавно рисунок числился «средневековым» сейчас - подтверждённая подделка, одна из многих, утверждающих, что Чигисхан монголоид.

Есть немало подобных репродукций Чингисхана разных эпох и авторов. Достаточно распространён рисунок неизвестного китайского мастера, выполненный тушью по шёлковой ткани. Здесь Тэмуджин изображён в полный рост, на его голове – монгольская шапка, в правой руке – монгольский лук, за спиной – колчан со стрелами, левая рука лежит на рукояти сабли в расписных ножнах. Это такое же типичное изображение представителя монгольской расы.

Как же выглядел Чингисхан? Другие источники


Китайский рисунок 13-15 веков изображает Чингис-хана на соколиной охоте. Как видите, ЧингисХан совсем не монголоид! Типичный славянин, с шикарной бородой.

На китайском рисунке XIII-XIV веков Тэмуджин изображён во время охоты с соколами, здесь мастер изобразил его типичным славянином с густой бородой.

Никакой не монголоид!

М. Поло в миниатюре «Венчание Чингисхана на царство» рисует Тэмуджина чистым славянином. Путешественник одел всю свиту правителя в европейские одежды, венчает полководца короной с трёхлистниками, - явным атрибутом европейских правителей. Меч в руках Чингисхана – истинно русский, богатырский.

Этническая группа борджигинов не дошла до наших дней

Известный персидский учёный-энциклопедист Рашид ад-Дин в «Сборнике летописей» представляет несколько изображений Чингисхана с истинно монгольскими чертами лица. Однако ряд историков доказали, что племя Борджигинов, из которого происходил Чингисхан, имеют другие черты лица, в корне отличающиеся от монголоидной группы народностей.

«Борджигин» в переводе на русский язык означает «синеокий». Глаза древнего могольского рода «темно синие» или «сине зеленые», зрачок окантован бурым ободком. В таком случае все потомки рода должны выглядеть по-другому, что не прослеживается в имеющихся разрешённых к общему пользованию архивных изображениях предполагаемой семьи Тэмуджина.


Чингисхан.

Русский исследователь Л.Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь» описывает исчезнувший этнос так: «Древние монголы были … народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым…». Темучин выделялся высоким ростом, величественной осанкой, имел широкий лоб, носил длинную бороду. Л.Н.Гумилёв вывел понятие пассионарности, и именно ей приписывает полное исчезновение небольших этнических народностей, множество которых не сохранилось до наших дней в чистом виде, в том числе и борджигины
http://ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80/

Смерть Чингисхана


Смерть Чингисхана.

«Правдоподобных» версий придумали несколько, к каждой есть свои приверженцы.

1. От падения с коня при охоте на диких лошадей - официальный вариант.
2. От удара молнии – по версии Плано Карпини.
3. От раны стрелой в колено – по рассказу Марко Поло.
4. От раны, причиненной монгольской красавицей Кюрбелдишин-хатун, тангутской ханшей - монгольская легенда.
Одно ясно - умер не своей смертью, а истинную причину смерти пытались скрыть, запустив ложные версии.

Место захоронения засекречено. По легенде тело покоится на горе Бурхан-Халдун. Там же захоронены: младший сын Тулуй, с детьми Хубилай-ханом, Мункэ-ханом, Ариг-Бугой и др. детьми. На кладбище нет никаких надгробных знаков, дабы не подверглось разграблению. Тайное место заросло густым лесом и от европейских путешественников охраняется урянхайскими племенами.

Вывод

Оказывается, монгол ЧингисХан был высоким светловолосым славянином с синими глазами!!! Вот такие моголы!

Кроме «официальных» лжесвидетельств, признанных наукой, существуют и другие, не замечаемые «светилами», по которым Тимур - Чингиз Хан на монголоида совершенно не похож. Монголоиды имеют тёмные глаза, чёрные волосы и невысокий рост. Никакой схожести со славяно-ариями. Тем не менее, о таком несоответствии говорить не принято.

После таких неожиданных результатов хочется проверить, как выглядели другие деятели могольской национальности эпохи трёхсотлетнего монголо-татарского ига.

Обладателем каких человеческих качеств предстаёт Чингисхан в этом источнике? Считаешь ли ты их привлекательными?

Чингисхан говорит о себе как о выносливом настоящем воине, бессребренике и стороннике равенства. Эти качества вызывают уважение.

Обладателем каких человеческих качеств предстаёт Чингисхан в этом источнике?

Здесь Чингисхан показан как очень жестокий человек.

Сравни выводы по двум источникам. Какой возникает вопрос? Сравни его с авторской формулировкой (с. 273).

Вопрос: Почему монголы не создали ещё одной цивилизации?

Ответ: В то время главной чертой цивилизации была религия. Монголы не создали своей религии, отвечающей нуждам цивилизации, а приняли ислам. Цивилизацию могла бы создать выработка отдельной конфессии (как разделение католического и православного миров), но монголы приняли уже распространенный суннизм.

Как ты считаешь, монгольские племена взошли на ступень цивилизации или нет?

Монголы создали собственное государство, в котором были крупные города и сложная система управления. Они стали цивилизованными.

Чингисхан стал великим завоевателем. Он создал огромную империю. Она распалась, но власть монголов в её частях сохранилась.

В чём причины успешных завоеваний монголов? На твой взгляд – человека XXI века, какие действия Чингисхана и его воинов могут вызывать уважение, какие – отвращение? Объясни почему.

Причины успеха монголов:

Основной силой монголов были хорошо натренированные конные лучники;

В армии монголов царила железная дисциплина;

Монголы использовали разные тактические хитрости, например, ложное отступление центра армии и удар по флангам увлёкшегося преследованием противника;

Монгольские воины были неприхотливы, потому могли обходиться без обозов, благодаря передвигаться очень быстро;

Монголы усваивали достижения покорённых народов, например осадные машины китайцев;

Многие противники монголов, например китайцы, были разобщены, а иногда даже пытались использовать монголов друг против друга.

Сделай вывод об историческом образе Чингисхана.

Чингисхан остался в истории как создатель безупречно работавшей военной машины, но при этом очень жестокий человек.

Назови соседей Монгольского государства к 1206 году. Какие земли покорил Чингисхан, а какие – его наследники?

Монгольское ханство окружали государства киргизов, кара-китайцев, тангутов и империя Цзинь. Чингисхан покорил их все, кроме империи Цзинь – её захватили его наследники.

Раздели покорённые монголами земли на группы по признаку «цивилизованные / первобытные» и по признаку «разные цивилизации».

К первобытным относились только племена половцев, остальные – к цивилизованным.

К дальневосточной цивилизации относились государства киргизов, кара-китайцев, тангутов, Тибет, империи Сун и Цзинь.

К индийской цивилизации относились Непал и захваченная монголами часть Бирмы.

К исламской цивилизации относились государство Хорезмшаха, Волжская Булгария и территория, которую контролировал Багдад.

К православной цивилизации относились Армения, Грузия и Алания.

Некоторые земли католической цивилизации испытали на себе монгольское нашествие, но под власть монголов они не попали.

Почему распалась единая Монгольская империя? Работая в паре, опишите спор монгола и представителя одного из покорённых народов, в котором один доказывал бы, что монгольские завоевания принесли благо народам мира, а другой опровергал бы его слова.

Монгольская империя распалась потому, что наследники Чингисхана все считали себя достойными власти, при этом все опирались на разные территории, которые до завоевания были отдельными государствами и даже цивилизациями, слушали разных советников.

Человек из покорённого народа стал бы расписывать, какими жестокими были монголы во время нашествия, какие прекрасные храмы и библиотеки были уничтожены. Он сам бы признавал, что при монголах наладилась торговля, восстановился мир, что монголы борются с разбойниками и пускают врагов к цветущим городам. Но по его мнению это не оправдывало жестокостей нашествия. На это монгол только возразил бы, что монголы оказались сильнее всех остальных народов, потому по праву сильного они господствуют, и спорить тут не про что. Монголы долгое время не были похожи на арабов, они не стремились показаться просвещёнными, большая часть из них даже продолжала жить в кочевьях.

Сделайте вывод об историческом образе Чингисхана.

Чингисхан оказался не только талантливым полководцем, он смог наладить эффективную систему управления в своём государстве.

Основные причины монгольских походов

  • * Необходимость в расширении границ государства;
  • * Необходимость в расширении пастбищных угодий;
  • * Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики даны и
  • * Военный резерв для ведения войн.
  • * Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.

В 1211-1215 гг. Чингиз-хан покорил Северный Китай и монголы вооружились китайской военной техникой.

В 1218-1219 гг. Чингиз-ханом были покорены народы Сибири (якуты,буряты), Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя.

Следующая задача - покорение Казахстана, Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Закавказье и Восточной Европы.

Монгольское нашествие на территорию Казахстана

Семиречье было занято монголами без сопротивления: В 1218 г. монгольское войско во главе Жебе-нойоном разгромило ханство найманов в Семиречье. Население Семиречья приняли монголов как избавителей от гонений хана найманов Кучлука на мусульман. Сам Кучлук не оказав монголам сопротивление бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадахшане и убит.

  • * В 1210-1211 гг. под власть Чингиз-хана перешел владетель карлуков в Коялыке Арслан-хан.
  • * В 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана.
  • * В 1218 г. без боя сдался монголам г. Баласагун. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингиз-хан запретил грабежи и резню в этом крае. Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл монголам путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан. В Средней Азии в это время существовало сильное государство Хорезм.

В 1218 году между Чингиз-ханом и Хорезм шахом Мухаммедом было заключено торговое соглашение.

Повод нашествия - "Отрарская катастрофа".

Летом 1218 г. Чингизхан направляет в Отрар торговый караван из 450 чел. и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара Каир-хан Иналчык, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требование Чингизхана выдать Каир-хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие в истории получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингиз-хана на территорию Казахстана и Средней Азии.

Сказание о Чингисхане достаточно подробно сообщает историю его жизни, однако далеко не все географические названия в тексте можно точно соотнести с современными названиями на карте. Точную дату рождения Чингисхана назвать трудно, большинство ученых придерживаются даты – 1162 г. По истории Рашид ад-Дина – дата рождения 1155 г. С одной стороны свидетельства его истории многочисленны и разнообразны, с другой – удивляет, что большинство этих рассказов обнаружены далеко от Монголии. По образному замечанию историка Л.Н. Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения».


Согласно дошедшим до нас историческим летописям Чингисхан осуществил немыслимые по масштабу завоевания почти всего мира, никому до него и после не удалось сравниться с ним в величии завоеваний. За короткое время была создана огромная Монгольская империя, раскинувшейся от берегов Тихого океана до Черного моря. Кочевники из Центральной Азии, вооруженные луками и стрелами, смогли завоевать три более цивилизованные империи, обладающие к тому же значительно большей военной мощью. Их завоевания сопровождались бесчеловечными зверствами и массовым истреблением мирного населения. Города на пути монгольских орд часто сравнивали с землей, по воле Чингисхана реки меняли русло, цветущие районы становились опустошенными, сельскохозяйственные орошаемые угодья уничтожались, чтобы пашни снова стали дикими пастбищами для коней его войска. Для современных историков феноменальный успех войн Чингисхана остается необъяснимым фактом, который можно объяснить либо мистификацией, либо сверхъестественными способностями и военным гением Чингисхана. Современники того времени, считали Чингисхана «ниспосланного Небом – бичом Божьим». Точно также в свое время готы прозвали Атиллу – «Божьим бичом».

«Сокровенное сказание монголов» (предположительно XIII в., по версии текста XIX в.) «Родословная и детство Темучжина. Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган».

«Белая история» (XVI в.). «Появившийся по велению высшего неба, родившийся для того, чтобы владеть всем миром, божественный Суута-богдо Чингисхан, начиная с народа синих монголов /народов говорящих/ на трехстах шестидесяти одном языке семисот двадцати одного рода дзамбу-двипы, пять цветных и четыре чужих, шестнадцать великих народов объединил всех в единое государство» .

«Шастра орунга» (монгольское сочинение XV в.). «В счастливом кочевье Бурхан Халдун родился один чудесный мальчик. В это время отец его Есугей Багатур захватил татарского Темучжин Угэ и прочий народ татар. Из-за совпадения с этим событием нарекли Темучжином. Когда этому мальчику было три года, он ежедневно играл на горе Бурхан Халдун. Там на возвышающемся красном камне, один жаворонок с телом высотой и шириной в одну пядь, с белой головой, с синей спиной, с желтым телом, с красным хвостом, с черными ножками, воплотивший в своем теле все пять цветов, с голосом мелодичным как звук флейты, ежедневно пел: «Чингис, Чингис».

Родоначальницей всех монголов по «Сокровенному сказанию» является Алан-Гоа, в восьмом колене от Чингисхана, зачавшая, согласно легенде, детей от солнечного луча в юрте. Дед Чингисхана, Хабул-хан был богатым вождем всех монгольских племен, успешно вел войны с соседними племенами. Отцом Темучжина был Есугей-баатур, внук Хабул-хана, вождь большинства монгольских племен, в котором насчитывалось 40 тыс. юрт . Это племя было полным хозяином плодородных долин между реками Керулен и Онон. Есугэй-баатур также успешно сражался и воевал, подчинив себе татар и многие соседние племена. Из содержания «Сокровенного сказания» явствует, что отец Чингисхана был знаменитым ханом монголов.

Темучжин родился в 1162 г. на берегах реки Онон в урочище Дэлюн-булдан, которое исследователи локализуют в 230 верстах от Нерчинска (Читинская область) и в 8 верстах от китайской границы. В 13 лет Темучжин лишился отца, которого отравили татары. Старейшины монгольских племен отказались подчиняться слишком молодому и неопытному Темучжину и ушли вместе со своими племенами к другому покровителю. Так молодой Темучжин остался в окружении только своей семьи – матери, младших братьев и сестер. Вся их собственность состояла из восьми лошадей и родового «бунчука» – белого знамени с девятью хвостами яка, символизирующее четыре больших и пять малых юртов его рода, с изображением хищной птицы – кречетом в центре. Вскоре он был вынужден скрываться от преследования Таргутая, ставшего приемником его отца, в подчинение к которому ушли монгольские племена. В «Сокровенном сказании» подробно рассказывается, как Темучжин в одиночестве скрывался в густом лесу, затем был схвачен, как бежал из плена, нашел свою семью и вместе с ней несколько лет (4 года) скрывался от преследований.

Возмужав Темучжин, в 17 лет отправился с другом Бельгутаем в стойбище отца красавицы Борте, по обычаю монголов брачный контракт был заключен их отцами еще в девятилетнем возрасте девочки, и взял ее в жены. Впоследствии в истории она стала известна как Борте Фуджин, императрица, мать четырех сыновей и пяти дочерей Чингисхана. И хотя летописи сообщают, что у Чингисхана за его жизнь было около пятисот жен и наложниц из разных племен, среди пяти главных жен, первая жена – Борте Фуджин всю жизнь для Чингисхана оставалась самой почтенной и старшей.

Сведения о начальном периоде жизни Темучжина, до времени его признания Чингисханом, скупы и противоречивы, многие подробности того времени не известны. История, дошедшая до нас в «Сокровенном сказании монголов», в ряде мест не совпадает с описанием тех же событий у Рашид ад-Дина.

В обеих летописях рассказывается о захвате Борте, жены Темучжина, меркитами, которые через 18 лет решили отомстить за кражу из их рода красавицы Оэлун, матери Темучжина, его отцом Есугей-баатуром. Согласно «Сокровенному сказанию» меркиты передали Борте родственнику человека, потерявшего Оэлун. Не имея никого в своем юрте, кроме своих братьев, и не располагая возможностями для нападения на меркитов, Темучжин направляется к названному брату своего отца кераитскому хану Тогрулу (Ван-хану) и просит у него помощи. Тот охотно оказывает, одинокому Темучжину, военную помощь и выступает несколькими тьмами войск против меркитов и отбивает его жену назад. У Рашид ад-Дина этот эпизод описан иначе: меркиты отослали Борте Тогрул-хану, который добровольно в знак памяти о побратимских отношениях – «андэ», с отцом Темучжина вернул ее будущему Чингисхану через одного доверенного лица.

Защита и покровительство Тогрул-хана обезопасила его на несколько лет. В летописях мало сообщается о молодости Темучжина, но после того, как однажды на рассвете к кочевью Темучжина примкнуло одновременно много племен , монголы быстро окрепли и уже составляли 13 тыс. человек . С этого времени в хрониках сообщается, что у Темучжина в подчинении находились боевые отряды численностью до 10 тыс. человек . Первым сражением, которое Темучжин решительно выиграл по Рашид ад-Дину, стало сражение с 30 тысячным войском тайучитов во главе с Чжамухой. Всех пленников Темучжин приказал заживо сварить в 70 котлах. Испугавшись этого, тотчас покорилось и подчинилось молодому хану племя джуръят. В «Сокровенном сказании» этот эпизод трактуется иначе, одерживает победу Чжамуха, и соответственно он варит пленных воинов Темучжина в котлах, это зверство отталкивает от Чжамухи много народа, и многие соседние племена переходят под знамена побежденного Темучжина. По мнению историков, версия Рашид ад-Дина выглядит убедительней, и победу в том историческом сражении одержал Темучжин, к которому, под защиту более сильного, переходит много народа. Через некоторое время под родовым знаменем Темучжина было уже 100 тыс. юрт . Заключив союз с кераитами, «отношения непоколебимой дружбы с вождем кераитов Тогрул-ханом», объединенные орды Темучжина и Тогрул-хана нанесли поражение старым врагам монголов татарам. Летописи сообщают о всеобщем избиении татар.

Когда стареющий Тогрул потерял власть, его сыновья во главе кераитов выступили против Темучжина и одержали победу в сражении. Для укрепления своего положения, отступивший Темучжин за зиму объединил вокруг себя большинство племен северной Гоби и весной напал на кераитов и меркитов и разбил их. Хроники сообщают, что Темучжин постановил, чтобы никого из меркитов не оставлять в живых. Оставшиеся в живых кераиты встали под знамена Темучжина. В течении трех лет после битвы, сделавшей его хозяином Гоби, Темучжин посылал свои войска на земли западных тюркских племен, найманов и уйгуров и везде одерживал победы. Более подробно история Чингисхана описывается в летописях, когда он достигает 41 летнего возраста и «пока наконец после упомянутых двадцати восьми лет расстроенного состояния всевышняя истина не даровала ему силу и помощь и дело его обернулось к возвышению и приумножению».

В 1206 г. курултай – съезд ханов всех монгольских племен – провозгласил Темучжина великим каганом и присвоил ему титул Чингисхана – Чингис Ха-Хан, Величайший из правителей, Повелитель всех людей. Впоследствии историки назвали его «Завоеватель мира» и «Покоритель Вселенной». Персидские летописи так излагают это событие: «Чингиз-ханово прозвание ему дал он (шаман Тэб-Тэнгри), сказав при этом: Повелением Вечно синего неба имя твое должно быть Чингиз-хан! По-монгольски же «чин» – значит «крепкий», а Чингиз – множественное от него. На монгольском языке прозвание Чингиз-хан имеет тот же смысл, что гур-хан, но с более преувеличенным значением, так как оно есть множественное число, и обобщить это слово можно, например, с персидским «шаханшах» («Царь Царей»)» .

Правление Чингисхана укрепило центральную власть и вывело Монголию в ряд самых сильных военных стран Центральной Азии того времени. Он вошел в историю как безжалостный завоеватель: «Чингисхан провозгласил особой доблестью: ограбить, обворовать или убить человека другого, не татарского племени, что подчиненные ему племена составляют единственный во вселенной избранный небом народ, что они будут носить отныне имя «монголы», что означает «побеждающие». Все же остальные народы на земле должны стать рабами монголов. Непокорные племена надо вычистить с равнины земли, как сорные, вредные травы, и останутся жить одни монголы» .

Война была провозглашена самым действенным средством приобретения материального благополучия. Так началась эпоха кровавых захватнических походов монголов. Чингисхан, его сыновья и внуки, завоевав территории других государств, создали самую крупную по своим размерам империю в истории человечества. В нее вошли Средняя Азия, Северный и Южный Китай, Афганистан, Иран. Монголами были совершены опустошительные набеги на Русь, Венгрию, Моравию, Польшу, Сирию, Грузию, Армению, Азербайджан. Летописи очевидцев изобилуют описаниями варварских разграблений и поголовного избиения мирного населения захваченных городов. Чрезмерная жестокость монголов нашла отражение в различных летописях.

Исторические летописи сохранили высказывания великого хана монголов: «Чингис изрек: Жестокость – единственное, что поддерживает порядок – основу процветания державы. Значит, чем больше жестокости – тем больше порядка, а значит – блага». И еще он говорил: «Сам Тэнгри повелел подняться нашей державе, а его волю нельзя понять разумом. Жестокость должна выходить за пределы разума, ибо только это поможет осуществлению высшей воли»... За убийство знатного монгольского воина они убивали всех подчиненных, а за убийство вождя – весь народ. Однажды мэнхолским племенем татар, по имени которого чинцы называли всех мэнхолов в память об их былом первенстве над ними, был убит отец Чингиза; за это все татары были перебиты, включая женщин и детей. И с тех пор они называли татарами всех тех немэнхолов, которые им служили и которых они посылали в бой на смерть впереди себя. И эти служилые татары кричали в бою «Татар! Татар!», что означало: «Те, кто не подчинится Мэнхолу, будут истреблены, как татары» .

Лаврентьевская летопись: «В 1237 год пришли из восточных стран на Рязанскую землю безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу. Взяли Суздаль, разграбили церковь святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов, и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов, и монахинь, и попов, и попадей, и дьяков, и жен их, и дочерей, и сыновей – всех увели в станы свои».

Ибн аль-Асир в своей «Совершенной истории» описывает вторжение монгольских армий на мусульманские земли такими словами: «События, о которых я собираюсь рассказать, столь ужасны, что долгие годы я избегал всякого упоминания о них. Нелегко писать о том, что смерть обрушилась на Ислам и мусульман. Я хотел бы, чтобы мать не родила меня на свет, или чтобы я умер прежде, чем стал свидетелем всех этих несчастий. Если вам скажут, что Земля никогда не знала подобного бедствия с тех пор, как Бог создал Адама, верьте этому, так как это истинная правда...»

Персидский историк Джувейни, принимавший участие в войне против монголов, в своем сочинении, как очевидец, свидетельствует: «Тринадцать дней и тринадцать ночей считали людей убитых монголами в городе Мерв. Учитывая только тех, чьи тела были в самом деле найдены, и не считая тех, кто был убит в гротах и пещерах, в деревнях и в пустынных местах, насчитали более 1,3 миллиона убитых». После Мерва монгольская армия получила приказ Чингисхана взять Нишапур: «разрушив город таким образом, чтобы по нему можно было пройтись плугом, и в целях мести не оставлять в живых даже кошек и собак». «Истребили всех горожан Нишапура числом 6 тысяч душ, их избиение продолжалось четверо суток. Были истреблены даже собаки и кошки».

«Монголы были врагами оседлой жизни, земледелия и городов. При завоевании северного Китая монгольская знать добивалась от Чингисхана приказа перебить все оседлое население до единого человека, а земли обратить в пастбища для кочевников» . Монголы придерживались тактики полного опустошения захваченных земель, чтобы пашни вновь стали богатой травой степью и пастбищами для скота. Города разрушались до основания, оросительные каналы засыпались песком, все местное население истреблялось, пленных, чтобы не кормить, безжалостно уничтожали. И только в конце своей жизни, в последнем походе на Тангутское государство Чингисхан стал понимать, что выгоднее сохранять города, чтобы брать с них налоги.

Кроме Руси, Восточной и Южной Европы, монголы завоевали Тибет, вторглись в Японию, Корею, Бирму и на остров Ява. Их войска были не только сухопутными: в 1279 году в Кантонском заливе монгольские корабли разбили флот китайской империи Сун. Во время правления Хубилай-хана китайский флот добился блистательных побед на море. Первая попытка вторжения в Японию была предпринята Хубилай-ханом в 1274 г., для этого была собрана флотилия из 900 кораблей с 40 тыс. монгольских, китайских и корейских солдат. Флот с военным десантом вышел из корейского порта Масан. Монголы захватывают острова Цусима и Ики, однако тайфун уничтожает эскадру. Корейские хроники сообщают, что потери в этой морской экспедиции составили 13 000 человек и что многие из них утонули. Так закончилось первое вторжение.

В 1281 г. предпринимается вторая попытка высадиться в Японии. Считается, что это было самое крупное в истории человечества морское вторжение на 3400 кораблях с 142 тыс. монголо-китайских воинов. Тайфун, как и при первой попытке вторжения на японские острова, снова уничтожает морскую эскадру. Схожий сценарий неудачного вторжения был и в русской истории в 866 г. 200 русских ладей ходили на Царьград, но были разбросаны тайфуном, в 906 г. 2000 русских ладей по 40 воинов в каждом (80 тыс. воинов) под предводительством князя Олега высадились в Царьграде (Константинополь).

Монгольское вторжение японцы назвали Гэнко (нашествие Юань). В Японии сохранились живописные древние свитки «Сказание о вторжении с моря» (1293 г.). На рисунках свитка изображены сюжеты морского сражения, лучники на палубах небольших судов. Японские суда обозначены японским национальным флагом, кому принадлежат суда противника по рисункам не определяется. Монголо-корейское вторжение с моря – единственный случай в истории самураев, когда Япония подверглась вторжению извне.

После первой попытки высадки с моря, прошло шесть лет, за это время японцы приготовились к обороне. Вдоль берега в бухте Хаката для защиты от нападающих с моря была возведена каменная стена длиной около 25 миль и высотой около 5 метров, которая сохранилась до наших дней. С внутренней стороны стена была наклонной, так что на нее можно было въехать верхом, а другая сторона обрывалась к морю отвесной стеной. Ходжо Токимуке японский сегун (1268–1284) возглавлял защиту от монгольского вторжения, но устоять против армады захватчиков японцам было не под силу. В молитвах весь японский народ просил божественной помощи. 15 августа 1281 г., вечером сразу после вознесения молитвы, небеса ответили ударом тайфуна, впоследствии названного японцами «камикадзе» – священный ветер, который разметал эскадру нападавших и спас Японию от завоевания. Китайский флот был уничтожен, на море погибло свыше 100 000 нападавших.

В начале 80-х годов ХХ века японский археолог Торао Масаи на дне у острова Такасима с помощью современной техники обнаружил много предметов (оружие, железные прутья и слитки, каменные якоря и ядра, печать тысячника), которые подтвердили факт гибели флота Хубилая.

В 1470 году в монастыре Хонко-йи нарисовали огромную, в три метра длиной, карту мира, где монгольскими владениями считались вся Евразия и даже Северная Африка, включая прилегающие моря. Впервые в истории эту уникальную монастырскую карту и свиток «Вторжение с моря» представили для экспонирования за границей на выставке «Наследие Чингисхана: всемирная империя монголов» в Бонне в 2005 г.

Оценка численности войск Чингисхана колеблется в широких пределах, но точную ее цифру назвать трудно. Из летописей Рашид ад-Дина: «Всего Чингис образовал 95 отрядов по тысяче человек. Тулуй, младший сын Чингисхана, после его смерти наследовал почти все его войска – 101 тыс. из 129 тысяч». По мнению историков орды Чингисхана не были, подобно гуннам, мигрирующей массой, а являлись дисциплинированной армией вторжения. Каждый воин имел по две-три лошади и был закутан в меховые одежды, что позволяло ему спать прямо на снегу. По оценке английского историка Г. Ховорса армия Чингисхана во время его похода против хорезмшаха составляла 230 тыс. воинов и двигалась раздельно по двум маршрутам. Это было самое большое войско из всех, что собирал Чингисхан. Из исторических хроник известно, что армия Чингисхана ко времени его смерти состояла из четырех корпусов вместе с императорской гвардией и насчитывала 129 тыс. воинов. По мнению авторитетных историков, численность населения монгольского народа при Чингисхане составляла не более 1 млн человек. Поражает скорость передвижения монгольских войск, выступив из степей Монголии, уже через год они победно добираются до земель Армении. Для сравнения, поход скифов в 630 г. до н.э. от берегов Дона через кавказские горы в Персию и Малую Азию длился 28 лет, поход Александра Македонского для завоевания Персии (330 г.) продолжался – 8 лет, поход Тимура (1398 г.) из Средней Азии в Малую Азию – 7 лет.

Чингисхану принадлежит заслуга в объединении кочевников и создании сильного монгольского государства. Он объединил Монголию и расширил ее пределы, создав крупнейшую империю в истории человечества. Его сборник законов «Ясы» долгое время оставался правовой основой кочевых народов Азии.

Старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом, гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его». Значение «Джасака» для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками. Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры среди монголов, неповиновение детей родителям, кражу коней, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.

«Немедленно убивать, кто ступил на порог ставки воеводы».

«Тот, кто мочится в воду или на пепел, предается смерти».

«Запрещение мыть платье в продолжение ношения, пока совсем не износится».

«Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, который его принял».

«Уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному».

Чингисхан объявил официальными религиями своей империи шаманизм, христианство и мусульманство.

«Великий Джасак» – законодательство Чингисхана наиболее полно сохранилось в летописях Рашид ад-Дина. Там же в «Билике» – сборнике притч и высказываний Чингисхана говорится: «Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их розоцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!» .

В «Истории завоевателя мира» Джувейни отмечает: «Всевышний выделил Чингисхана умом и рассудком среди равных, а по мудрости и могуществу вознес его над всеми царями мира, поэтому все, что уже известно о порядках могущественных Хосроев и записано об обычаях фараонов и кесарей, Чингисхан, без утомительного изучения летописей и сообразования с древностями, изобретал лишь из страниц своего собственного ума; а все, что было связано со способами завоевания стран и относилось к сокрушению мощи врагов и возвышению друзей, было порождением его собственной мудрости и следствием его размышлений» .

На русском языке опубликовано несколько романов о Чингисхане, среди них наиболее известные – романы В. Ян «Чингиз-хан», И. Калашников «Жестокий век», Ч. Айтматов «Белое облако Чингисхана». На видеокассетах доступны два фильма: корейско-монгольский фильм «Хан великой степи. Чингисхан» и фильм «Чингисхан», в главной роли О. Шариф. На русском языке только в 1996–2006 гг. опубликовано восемь книг о жизни Чингисхана: Рене Груссе (2000), С. Уолкер (1998), Мишель Хоанг (1997), Э. Хара-Даван (2002), Э.Д. Филлипс (2003), Джувейни (2004), Жан-Поль Ру (2005), Джон Мэн (2006), из которых можно почерпнуть множество исторических фактов его деяний.

В исторических источниках о Сибири нет упоминания названия Тенгис в связи с Байкалом. На тюркском и монгольском языках «тэнгис» означает море, но местное байкальское население именовало озеро всегда иначе – Ламу или Байгаал. Переводчик «Сокровенного сказания» С.А. Козин высказал две версии возможного отождествления наименования Тенгис, по первой версии с Каспием, по второй – с Байкалом. В пользу того, что под именем Тенгис подразумевается Каспий, а не Байкал свидетельствуют именование Каспийского моря во всех средневековых источниках внутренним морем. В нартском эпосе и в персидских географических текстах Каспийское море называлось Хазар-тенгиз, Черное море – Кара-тенгиз. Имя собственное Тенгиз, также имеет широкое распространение среди народов Кавказа. В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы в древних хрониках 110 г. до н.э. именовали его «Бэйхай» – Северное море, бурят-монголы – «Байгаал-далай» – «большой водоем», древние народы Сибири, эвенки – «Ламу» – море. Под названием «Ламу», озеро часто упоминается в эвенкийских преданиях, и под этим именем впервые стало известно русским казакам. Эвенкийское название озера – Ламу на первых порах было более употребительым среди русских землепроходцев Сибири. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал» или «Байгаал-далай. При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к» – Байкал. Происхождение названия «Байкал» точно не установлено. Название Байгал впервые встречается в монгольской летописи первой половины XVII в. «Шара туджи» («Желтая летопись»).

В популярной литературе, а вслед за ней и в общественном мнении намертво утвердилась довольно простая и “логичная” историческая схема: “Сначала Чингисхан завоевал Китай, а затем, стремясь покорить весь мир, вторгся на мусульманский Восток”. На самом деле эта схема - не более чем очередной укоренившийся исторический миф, возникший из-за того, что на протяжении нескольких веков китайские и восточные кампании монголов было принято рассматривать как нечто совершенно отдельное.

На самом деле покорение Цзинской империи и разгром хорезмийского государства, являются двумя сторонами одной и той же медали, имя которой логистика . Не устану повторять это слово, ибо в нем ключ к пониманию множества исторических событий.

Впрочем, обо всем по порядку.

Вторжение в империю Цзинь

В 1211 году монголы вторглись на территорию Цзинь и захватили все города на северо-западе империи. Через некоторое время началось античжурдженьское восстание в Манчжурии. В 1212 году повстанцы - кидани захватили Ляодун и перешли к Чингисхану. После того, как монголы взяли западную столицу, Датун, вся северная часть империи, лежащая за пределами Великой китайской стены, оказалась под властью Чингисхана.

В 1213 году овладев сегментом Великой Китайской стены и захватив одну из пограничных крепостей, монголы вторгаются в южные “оседлые” земли империи. На протяжении года Чингисхан захватывает почти всю территорию государства чжурдженей.

Одновременно в Цзинской империи произошел дворцовый переворот. Новый император Сюан-цзун, начал переговоры с Чингисханом, ценой огромных территориальных уступок выторговал перемирие выдал за него свою дочь и был готов пойти на территориальные уступки, однако Темучин использовал любой повод для того, чтобы продолжить войну. К 1215 году активные военные действия были завершены, однако мир для Цзинь так и не наступил - в империю, ослабленную крестьянскими восстаниями и сепаратистскими бунтами, помимо монголов вторглись и юго-западные соседи - тангуты Си Ся и Южный Сун.

С 1215 года Чингисхан занимается организацией управления на завоеванных землях и традиционной “зачисткой тылов” и добиванием непокорившихся монгольских племен, которые представляли потенциальную угрозу для строящейся монгольской империи.

Причины преследования найманов и меркитов

Здесь следует остановиться на том, почему Чингисхан уделял такое внимание “добиванию своих”. В популярной литературе принято выводить Темучина жестоким и мстительным правителем, который ничего и никогда не прощал. Судя по всему это было именно так, однако в политике уничтожения откочевавших на северо-запад найманов и меркитов, просматривается в первую очередь глубокое понимание политических механизмов своего времени и трезвый расчет.

Непокорившиеся нойоны и ханы из “родственных” племен с точки зрения монгольского права могли, как это сделал в свое время и сам Темучин, в любое время из “депортированных диссидентов” превратиться в активный центр сопротивления. При этом переход нойонов из-под руки Чингисхана к найманскому хану Кучлуку был делом вполне законным и не считался “предательством” Таким образом сам факт существования непокоренных родов представлял постоянную угрозу не только для целостности но существования нового централизованного государства.

К 1215 году оснований для подобных соображений у монгольского императора
было более чем достаточно. Около 1209 г. сын последнего найманского хана Кучлук заручившись расположением каракитайского гурхана, собрал вокруг себя разрозненные роды, которые не желая покориться Чингисхану откочевали в Восточный Туркестан и захватил власть в стране. А после смерти своего благодетеля в 1211 г. стал “официально” править в этих землях.

Военный поход в земли кара-китаев

Каракитайское ханство или государство кара-китаев(кара-киданей) основали в 1124 кочевые племена монгольской или тунгусской группы, которые в древности населяли территорию современной Внутренней Монголии. Ханство занимало территорию от Амударьи и Балхаша до Куньлуня и нагорий Бэйшаня, при этом значительная часть его населения исповедовала ислам. Завоевание этой обширной страны с богатой ресурсами территорией превратил Кучлука и его найманов из недобитых беженцев в источник ощутимой угрозы.

В 1218 г. против Кучлука был послан двадцатитысячный корпус под начальством Джэбэ-нойона. Вступив в пределы новых найманских владений, монгольский полководец объявил, что каждый получит право “свободно исповедовать религию отцов”. Этого было достаточно для того, чтобы вызвать восстание мусульман против новых хозяев. Дело в том, что Кучлук, урожденный христианин-несторианин под влиянием жены перешел в шаманизм(по иным источникам в буддизм) и начал жестоко преследовать новых подданных, запрещая им молиться и повсеместно закрывая мечети.

Чингисхан настрого запретил грабить Семиречье, и кидани встречали монголов как избавителей (о чем очень не любят вспоминать историки, рисующие картину беспощадных монгольских завоеваний).

Кучлук сделал единственную попытку отразить монголов в одном из горных проходов, но был разбит и бежал в Кашгарию. В Кашгарии мусульмане перебили найманов, размещенных по их домам, сам же хан был убит монголами. После зазгрома найманов киданям был назначен “даругачи” - имперский наместник, а сами земли стали частью монгольского государства.

В результате “найманского похода “ Джебе к империи Чингисхана были впервые присоединены туркестанские земли, то есть владения, выходящие за пределы “Дальневосточной ойкумены”. Важно отметить, что это присоединение прошло достаточно мирно, а побудительным мотивом для похода послужили объективные обстоятельства и соображения обеспечения безопасности империи, а отнюдь не абстрактное желание Чингисхана “покорить весь мир”.

Присоединив Каракитайское ханство монголы вышли к границам Великой степи, которую контролировали кипчаки а также стали “непосредственными соседями” Хорезмийского государства.

Знакомство Чингисхана и Хорезмшаха

Хорезм, или точнее государство Хорезмшахов в это время было самым могущественным государством Центральной Азии. Его земли простирались от Каспия до Индийского океана и от Месопотамии до Афганистана и ко времени начала войны с монголами включали собственно Хорезм со столицей в г. Ургенч, Маверранахр (междуречье Сырдарьи и Амударьи), Ирак, Хорасан (Северный Иран) и Газну. Служивую знать страны составляли кипчакские роды, из кипчаков же происходила и правящая династия хорезмшахов. В этом отношении Хорезм напоминал Цзинь, где ханьскими земледельцами правили потомки кочевников-завоевателей чжурджени. Это была крепкая, постоянно воюющая держава, армия которой оценивалась в 400 000 человек, что однозначно больше тех сил, которые мог выставить Чингисхан, тем более с учетом того, что он вел войну с Цзинь.
Каковы же были причины, которые заставили практичного и расчетливого правителя столь резко сменить стратегию и начать рискованную войну с превосходящим силами неприятелем?

На этот вопрос исчерпывающе отвечает хроника ан-Насави, личного секретаря сына хорезмшаха Мохаммеда, Джалал ад-Дина Манкбурны, который оставил подробное описание всех происходивших событий. Факты, изложенные далее, давно известны как историкам, так и популяризаторам, однако говорить о том, что вторжение монголов в Хорезм было вызвано необходимостью прорыва торговой блокады и стало ответом на агрессию самого Мохаммеда, говорить почему-то не принято.

Благодаря интерпретационным усилиям советской исторической школы, и в немалой степени из-за популярности псевдоисторического романа В. Яна “Чингисхан” принято считать, что монгольский император был жестоким и коварным, пусть и гениальным, но все же варваром, а хорезмшах Мохаммед - стал жертвой агрессии. При этом в главную вину ему вменяют то, что он “на все посты поставил бездарных родственников, отстранив толковых людей”, а также “угнетал простой народ”, что якобы и привело к столь сокрушительному поражению.

Факты свидетельствуют об обратном. Все годы, предшествующие войне с монголами, хорезмшах проводил агрессивно-захватническую политику и активно завоевывал все прилегающие государства, однако внутренние земли его империи жили в относительном мире.

По сообщениям ан-Насави, мысль о завоевании Монголии и Китая Мохаммед начал озвучивать еще в 1214-15 гг., в разгар войны Чингисхана с империей Цзинь. При этом ни один источник даже не намекает на то, что, что у Темучина в это время имелисьагрессивные планы в отношении западного соседа.

Для прояснения обстановки Мохаммед отправил к монголам посольство, которое прибыло в июне 1215 г. в китайскую ставку Чингисхана. На переговорах Темучин проявил дружелюбие и высказался в поддержку добрососедства. В качестве подтверждения искренности своих слов и намерений он приказал поставить пограничные посты на караванных путях, чтобы обезопасить купцов, а также передал хорезмшаху невероятно дорогие подарки, потребовавшие каравана в пятьсот верблюдов. В числе даров был золотой самородок, “величиной в верблюжий горб”.

В 1218 г. Мохаммед принял ответное посольство Чингисхана которое доставило личное послание Темучина, в котором, помимо прочего, были и такие слова: ” Поддержание мира с тобой я считаю одной из своих обязанностей. Ты для меня как самый дорогой мой сын. Не тайна и для тебя, что я завладел Китаем и соседними странами тюрок, уже покорились мне их племена. И ты лучше всех знаешь, что в моей стране столько богатств, что излишне искать их в других странах ”. Принято считать, что это письмо является подтверждением вероломного и коварного характера монгольского императора. Это суждение более чем сомнительно. Все известные факты биографии этого политика и полководца свидетельствуют, что Чингисхан всегда держал данное им слово. Мирные первоначально намерения Темучина подтверждает и ход последующих событий.

Мохаммед, якобы разъярившись тем, что Чингисхан назвал его “сыном” (что в монгольской риторике не было принижающим обращением), переговорил с прибывшими в составе миссии купцами-мусульманами, выспрашивая у них про численность и мощь монгольской армии, после чего(якобы уверившись в том, что его армия намного мощнее монгольской), вероятно и принял решение на торговую блокаду.

Торговая блокада монгольской империи

Хроники и исторические труды представляют всю эскалацию монголо-хорезмского конфликта в первую очередь как некое политическое противостояние личностей - Чингисхана и Мохаммеда, однако достаточно лишь взглянуть на карту караванных путей и внимательно вчитаться в свидетельства современников, чтобы понять - конфликт Хорезма и Еге Монгол Улуса был торговой войной.

Чтобы оценить стратегическую важность торговли в отношениях двух империй следует четко представлять, какую роль в экономике средневековой Евразии играл Великий Шелковый путь. Этот термин был введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году, но сеть караванных путей, по которым произведенные в Китае товары доставлялись к Средиземному морю, откуда попадали в Европу и Африку, был проложен еще во II веке до Новой эры.

Объем товаров, производимых империей Южный Сун в 12-13 в был воистину впечатляющим. Шелковые ткани, керамика и фарфор, металлические изделия, украшения из драгоценных металлов экспортировались в таком количестве, что их хватало не только для насыщения рынков всего Евразийского континента. От Тихого до Атлантического океана по отдельным участкам маршрута “челночили” цепочки купцов, на каждом этаме получая огромную прибыль.

Чжурдженьское Цзин, тангутское Си Ся и уйгурский Турфан - страны, вошедшие в состав монгольской империи, жили в основном за счет проходивших через их территории главных караванных путей, а потому любое продолжительное прерывание этого товарного потока могло привести к экономическому коллапсу гораздо быстрее, чем разрушения, причиненные войной, а Цзинско-монгольская война практически перекрыла северокитайский караванный маршрут.

Купцы предпочитали пользоваться тяжелым, но менее опасным тибетско-индийским путем, обходя монгольские земли, так что уже к 1215 году, экономическое состояние новых владений Чингисхана, не получавших привычных “инвестиций” от транзитной торговли, стало крайне тяжелым.

“Когда хорезмшах забрал Мавераннахр у хитаев, он перекрыл пути, идущие из городов Туркестана и тех, что дальше за ними... “ (Ибн аль-Асир) Именно поэтому Чингисхану был нужен мир и надежные торговые отношения с хорезмшахом.

Первое сражение

Мохаммед согласился на обмен торговыми караванами, после чего из Цзин и Турфана на запад отправилось около 450 купцов монголо-китайской империи чтобы наладить(а скорее всего восстановить) разрушенную торговлю. В то же самое время между монгольскими и хорезмийскими войсками произошел первый вооруженный конфликт.

Незадолго до отправки купцов в Хорезм, Чигисхан направил в Тургайскую степь, лежащую к северу от Аральского моря, корпус под командованием старшего сына Джучи. Эти войска должны были уничтожить последний оставшийся после разгрома найманов очаг “племенного” сопротивления - непокорившихся Темучину меркитов, которые после разгрома в 1204 и 1206 гг. ушли в земли кипчаков.

Узнав, что монгольская армия вторглась в приграничные земли, Мохаммед во главе 60-тысячного войска отправился им навстречу. Однако к его прибытию меркиты были полностью разгромлены. Шах приказал преследовать монгольскую армию и вскоре ее догнал. Увидев, что хорезмийцы строятся в боевой порядок, Джучи передал Мохаммеду, что ему запрещено на него нападать и он, Джучи, готов немедленно уйти, оставив шаху все захваченные трофеи. Однако Мохаммед, который вероятно счел эту ситуацию подходящей для создания casus belli, отказался от трофеев и атаковал противника.

По свидетельствам хронистов в битве, которая продолжалась трое суток, погибло около 20 000 хорезмийских воинов, при этом монголы потеряли “значительно меньше”. На четвертую ночь, изнурив противника, Джучи приказал оставить костры и увел войска. Узнав о сражении, Чингисхан, известный как правитель, который никогда и ничего не прощал, не предпринял ответных действий.

Убийство купцов и посланников

Тем временем отправленные Чингисханом купцы достигли хорезмийских земель и прибыли в город Отрар, где были перебиты по приказу тамошнего наместника. Мусульманские хронисты утверждают, что хорезмшах разъяренный поражением, приказал лишь арестовать прибывших, а наместник, его двоюродный брат, то ли неправильно понял приказ, то ли превысил данные ему полномочия, покусившись на привезенные товары. Но это уже неважно, так как любое недружелюбное действие в данном случае становилось началом торговой блокады.

Обычно пишут, что эта торговая миссия преследовала в первую очередь разведывательные цели, что и привело к разрушению налаживающихся дипломатических отношений, однако это суждение не выдерживает никакой критики. Разведчиками “работали” без исключения все купцы и дипломаты средневековых государств, при этом не был исключением и хорезмшах, который ставил своим людям разведывательные задачи.

Посол Чингисхана, отправленный к Мохаммеду с достаточно мягкой “нотой протеста”, где Темучин требовал лишь выдачи непосредственно виновных и возврата товаров, был казнен по распоряжению хорезмшаха, после чего война стала уже неизбежной.

О том что последовавшее за этим вторжение не входило в планы Чингисхана свидетельствует также и “Сокровенное сказание”, где говорится, что Темучин “молился три дня и три ночи”, прежде чем принять такое решение. Будь он готов, хотя бы морально к вторжению, то вряд ли тратил время на молитвы и колебания …

Весной 1219 года был собран харултай, который стал “расширенным военным советом” будущего вторжения. На нем были распределены войска и произведены все командные назначения.

Вторжение в Хорезм и “тылы” империи

Как было показано выше, представление о том, что “монголы завоевали Китай, а затем отправились завоевывать весь мир” является историческим мифом.

К весне 1219 года, когда монгольская армия вторглась в земли хорезмийцев, у империи Цзинь было отторгнуто две трети территории, причем это были скотоводческие и сельскохозяйственные земли. Южный, “промышленный” регион оставался в руках у чжурдженей, а их военный потенциал позволял не только успешно отражать одновременной вторжение Южного Сун и тагнутов, но и вторгнуться в земли последних. При этом все соседи считали монголов врагами, так что достаточно было двум из трех противоборствующих сторон (тангутам, чурдженям и сунцам) договориться, и положение монгольских оккупационных контингентов стало бы безнадежным. Источники свидетельствуют, что такие переговоры велись, так что если считать, что Чингисхан изменил своему основному правилу, бросил в тылу недобитого сильного противника и отправился на запад, чтобы приумножать земли империи, это с его стороны была ничем не оправданная и чрезвычайно рискованная авантюра.

Чрезвычайную опасность отправки основных войск на завоевание Хорезма продемонстрировало также и поведение тангутов, которые по мирному договору 1218 года обязаны были оказывать Чингисхану военную помощь (халан). Однако когда Чингисхан, приняв решение на новую войну, потребовал от правителя Си Ся исполнение своих вассально-союзнических обязанностей, то получил в ответ решительный отказ (что, впрочем не помешало тангутам продолжать совместно с оставленным в Китае монгольским контингентом военные действия против чжурдженей)

Интереснейшая фраза присутствует в хрониках мосульского историка Ибн аль-Асира, одного из главных создателей легенды о “беспощадных варварах-разрушителях”. Осыпая Чингисхана проклятиями едва ли не на каждой странице своих хроник, он тем не менее пишет: “ Нашествие татар на страны ислама объясняют также и другими обстоятельствами, но о них нельзя упоминать на страницах книг” . Таким образом, автор нехотя признает, что причинами войны были не только (а скорее не столько) завоевательные устремления монголов.

Аль-Асир коротко намекает, что Чингисхана поощрял к нападению на Хорезм багдадский халиф, однако эта версия вызывает большие сомнения и скорее является продуктом местнических мусульманских воззрений на мировую политику, которые полностью игнорировали внутренние дела самих монголов.

Исходя из всего выше сказанного, можно с достаточной степенью уверенности сделать вывод о том, что вторжение Чингисхана в Хорезм было спровоцированным и вынужденным .

Использованная литература:

З.М. Буниятов, Государство хорезмшахов - Ануштегинидов 1097-1231, Наука 1986
Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны, Восточная литература 1996
В. В Бартольд, Очерк истории Семиречья, Киргизгосиздат 1943
А.В. Тиваненко, Гибель племени Меркитов, Бурятский научный центр СО РАН 1998
В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т. I, извлечение из арабских источников, СПбг, 1884

Похожие публикации