Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Мертвые души покупка мертвых душ. «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души. Реакция Манилова и Коробочки на предложение Чичикова

Сочинение на тему «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

План к сочинению:
1.Вступление. а) История создания произведения
б) Что такое мертвые души»? В ком писатель увидел живую силу русской нации?
2.Основная часть.
а) Кто такой Чичиков? «Кто же он? Стало быть, подлец?»
б) Образ, портрет, речевая характеристика, описание жилища и хозяйства, отношение к людям и к предложению Чичикова помещиков: Манилова, черты лица которого были не «лишены приятности», Коробочки, «бабы крепколобой», «исторического человека» Ноздрева, крепкого кулака Собакевича и Плюшкина, которого называют «прорехой на человечестве».
в) Почему помещики «мертвые души»?
г) Образ крестьян и народа в поэме
д) «И как чудна она сама, эта дорога!» - образ дороги. Образ города.
Е) Образ чиновников, «толстых и тонких»
З) Изображение Н.В.Гоголем России
3.Почему Гоголь назвал свое произведение именно так? Как «Мертвые души» потрясли всю Россию?

Гоголь мечтал о большом эпическом произведении, посвященном России, что привело его к замыслу «Мертвых душ». Работа над произведением началась в 1835 году. Пушкин предсказал сюжет произведения, считая, что в поэме будет показана Русь «с одного боку», то есть с ее отрицательной стороны. В конце концов, Гоголь показал все то хорошее, что пряталось в русской жизни.
Гоголь сделал в поэме человеческую душу главным предметом изображения в ее индивидуальном и национальном проявлении. Гоголь убеждает читателя в том, что души помещиков, чиновников и дельцов – «мертвые» или находятся в стадии «омертвления». А народную автор увидел в русском народе. В центре сюжета находятся 5 героев, описание которых в поэме Гоголь дает по порядку. Так Чичиков приезжает к помещикам с одной лишь целью, с целью покупки «мертвых душ». Галерея образов открывается мечтателем и бесхозяйственным Маниловым, которого сменяет «дубинноголовая» Коробочка, бесшабашный шулер Ноздрев, прижимистый Собакевич, а завершает эту галерею Плюшкин – «прореха на человечестве», впавший в мертвенный сон.
А кто в романе Чичиков? В детстве у этого героя сформировались такие качества характера как достижение целей, манера угождать, находить выгоду для себя, душевная подлость. Он с детства помнит о том, что надо «беречь копейку», сколачивать капитал. Он плохой товарищ, угождает учителям, делает все ради выгоды. Служебная деятельность его началась с казенной палаты, куда он поступил после окончания училища: «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей». Он старается всячески понравиться повытчику, называет его папенькой, целовал его в руку, ухаживает за его дочерью. «Суровый повытчик стал хлопотать за него», Чичикова повысили, он перестал звать повытчика папенькой, забыл о свадьбе с его дочерью. Чичиков понял из этого то, что успех в жизни тем легче и быстрее, чем быстрее человек освободится от принципов морали, чести и т.д. Когда Чичиков участвовал в комиссии по сооружению казенного здания, он получил солидные приобретения, доходы. Но когда пришел новый начальник, который объявил войну взяткам, Чичикову пришлось искать новую работу. Чичиков входит в доверие к начальству, получает новый чин. Путем мошенничества он получает полумиллионное состояние. Чичиков не помирился со своим сообщником, и он написал на него донос, лишив Чичикова всего заработанного. После неудачи он начал все с нуля, к нему приходит идея о сделке с «мертвыми душами».
«Кто ж он? Стало быть, подлец?». Гоголь называет Чичикова не подлецом, а приобретателем. Чичиков – приобретатель, делающий ставку на капитал, Чичиков – герой нового времени.
Каждому из помещиков, изображенных в поэме, Гоголь представляет одну определенную черту, которая характеризует бесцельное существование, и составляет общий портрет сословия помещиков в крепостнической России.
Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков. Чичиков долго искал усадьбу: «дом господский стоял одиночкой на юру…», «две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций…» «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Манилов очень дружелюбно, радостно встречает Чичикова. Характер Манилова можно выразить через строки: «у всякого есть свой задор, но у Манилова его не было», «черты лица его не лишены приятности». Хозяйством он не занимается, «хозяйство шло само собой». Он много задумывает идей и планов, но не осуществляет их, читает книгу два года с закладкой на одной и той же странице. В гостиной у него «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево». У Манилова есть жена с хорошим воспитанием, два сына: Фемистоклюс и Алкид. На предложение Чичикова купить у него крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. После отъезда Чичикова, Манилов воображает о будущей дружбе с Чичиковым, доходит в мыслях до того, что царь им за крепкую дружбу жалует по генеральскому чину.
Чичиков далее едет в усадьбу Собакевича, но из-за сильного дождя кучер сбивается с дороги. Чичиков попадает в находящееся рядом поместье Настасьи Петровны Коробочки. Чичиков заходит в комнату, которая «обвешана старыми полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая колода карт, или чулок». Коробочка - хозяйственная хлебосольная, гостеприимная помещица. Она собирает деньги в пестрые мешочки, которые хранит зашитыми в комоде, в котором также хранится белье, платья и ниточки. Чичиков остается у нее ночевать, а утром ей предлагает продать ему мертвые души. В ответ она предлагает купить у нее пеньку или мед. Чичикову удается купить у нее мертвые души. Она не может понять, зачем ему нужна такая покупка, боится продешевить. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая». У Коробочки мужики носят интересные и странные фамилии Неуважай-Корыто, Колесо Иван и другие.
Чичиков, имеющий хороший аппетит, заезжает в трактир, куда вскоре подъезжает Ноздрев. Ноздрев был «среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми». Ноздрев, можно сказать, исторический человек, потому что, где бы он ни был, везде не обходилось без истории. Ноздрев рассказывает Чичикову о ярмарке, на которой проиграл деньги, врет, говорит, что выпил 17 бутылок шампанского. Затем Ноздрев зовет к себе в гости Чичикова. Ноздрев любил обменивать вещи, проигрывать деньги. В своем имени Ноздрев показывает Чичикову жеребца, псарню, пруд, в котором водится большая рыба, «настоящие» турецкие кинжалы, с клеймом мастера Сибирякова. Чичиков, начиная деловой разговор, излагает свою просьбу, объясняя это тем, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы. Ноздрев хочет подарить ему несуществующих крестьян, но Чичиков отказывается. Тогда Ноздрев предлагает ему сыграть в карты, жульничает, Чичиков прекращает игру, Ноздрев начинает драку, его арестовывает исправник, Чичиков « сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».
Четвертый помещик – Собакевич, который напоминает во многом Коробочку. Он накопитель, но он очень расчетлив и хитер. Его дом деревянный, построенный со вкусом хозяина. Двор окружен решеткой, на конюшнях, сараях использовались полновесные и толстые бревна. Деревенские избы были хорошо сделаны, даже колодец был сделан из дуба. Видно было сразу, что Собакевич – хороший хозяин, который любит порядок: «Все было упористо», « в каком-то крепком и неуклюжем порядке. В комнате «все прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином.» Сам Собакевич «весьма похож на средней величины медведя». Во время обеда Собакевич ест много, рассказывает о своем соседе Плюшкине, у которого много крестьян, очень скупом человеке. Услышав предложение Чичикова, Собакевич сразу начинает торг. Он обещает продать души по 100 рублей за штуку, объясняя это тем, что крестьяне у него были настоящими мастерами, например плотник Степан пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Про себя Чичиков называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, ведь они мертвые. В итоге они сходятся на трех рублях.
Последний образ галереи помещиков – Плюшкин, дом которого можно назвать «дряхлым инвалидом», стены которого потерпели все непогоды, сад зарос и «был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев Плюшкина, Чичиков сначала не понимает «мужик это или баба». Плюшкин одет «в платье неопределенное, на голове его колпак, халат. У Плюшкина раньше были дети, он овдовел, сын уехал в город, старшая вышла замуж и уехала, а младшая умерла. Одиночество породило в Плюшкине скупость. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень…» Узнав о том, что Чичиков хочет купить у него мертвые души, он сразу продает ему и беглых крестьян. Плюшкин получает деньги, прячет их туда, где они пролежат до его смерти, он никогда ими не воспользуется. Плюшкин рад тому, что Чичиков уезжает, даже не попив чай, прячет угощения, следит, чтобы не пропало ни крошки.
Помещиков можно считать «мертвыми душами», потому что они изображены в поэме как сила, лишенная патриотических чувствии и стремлений. Представители господствовавших слоев - это и есть «мертвые души». От Мечтателя Манилова до «прорехи на теле человечества» Плюшкина показано падение представителей помещичьих сословий.
В то время крестьяне составляли большую часть населения, поэтому Гоголь уделяет этому особое внимание, так как в своем произведении он показал Россию в разрезе с ее недостатками. В тексте не описаны сами крестьяне, но, судя по описанию их жилищ, мы можем судить об их жизни. У Манилова «темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы». У Коробочки «крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей», «ворота нигде не покосились», «в крестьянских крытых сараях заметил он запасную почти новую телегу, а где и две». У Собакевича «деревянные избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно, как следует». У Плюшкина «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребр», «окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».
В поэме особого внимания заслуживает описание крестьян, которые живы и которых помнят. Например, Собакевич помнит каждого своего крестьянина по именам, помнит, кто, чем занимался; два крестьянина, указавшие дорогу Чичикову в Маниловку; крестьянин, который тащит “претолстое бревно, подобно неутомимому муравью, к себе в избу»; две бабы, которые, подобрав платья, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень». Таких примеров много, они показывают размашистую натуру русского человека.
В поэме образ города показан через образы чиновников, потому что жизнь города зависит от того, в чьих руках находится власть. Изображение губернского города – характеристика владельцев усадеб.
Говоря об образе дороги в поэме можно привести строки из текста: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!», «Наша земная, подчас и скучная дорога», «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!», «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Дорога в поэме – путешествие во времени, житейский опыт Чичикова, творческий опыт автора, духовное возрождение героев, спасение, надежда и будущее России.
Изображение чиновников занимает центральное место в поэме. Гоголь уделяет основное внимание на характеристику общего портрета «толстых и тонких» чиновников. Они продолжают бездействовать, заниматься не своим делом. Взяточничество по-прежнему считается абсолютно нормальным явлением. Автор подчеркивает главное: антинародность и антигосударственность деятельности чиновников. И помещики, и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине» (Копейкин – герой войны 1812 года, инвалид без руки и ноги).
В изображении России Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он далек от идеализации закрепощенного крестьянства, но в своих лирических отступлениях, в эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается его судьбой. На протяжении всего повествования появляются в поэме образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», Селифана, Петрушки, «который читает много и без разбору» и других.
Вопросом о будущем России кончается первый том «Мертвых душ»: «Русь, куда же несешся ты?» Этот вопрос обращен к «птице-тройке», которая у Гоголя является символом русской жизни. Гоголь верит в будущее России: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косаясь,посторониваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Название «Мертвые души» Гоголь дает не случайно.Автор создает, новый тип повествования, слив две противоположные стихии своего творчества в одно: смех и слезы, сатиру и лирику. Всем известны слова Герцена о том, что «Мертвые души» потрясли «всю Россию». Смысл потрясения раскрыл Белинский.Он объяснил это тем, что споры о книге носили литературный и общественный характер. В 1845 году писатель сжигает рукопись второго тома своей поэмы. Под влиянием письма Белинского в 1848 году Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», но и эту рукопись сжигает. Не зная, как спасти Россию,писатель, тем не менее, выполнил долг художника и гражданина своей страны.Чернышевский говорил: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так нужен для своего народа, как Гоголь для России».

Ответ оставил Гость

Манилов – деловитый, сентиментальный помещик, является первым «продавцом» мертвых душ. Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
За сахарной приятностью и обонянием героя скрывается черствая пустота и ничтожность, которую Гоголь пытается подчеркнуть деталями его поместья.
1. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:
а. дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления» .
б. Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно» ;
в. В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»… , создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого»
г. Поместье М - первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям) , заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора» .
д. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.
2.внешность –
а. В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…» ;
б. отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару» ;
в. Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

3. Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают…

Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда

В коммуникативной деятельности человека такие речевые акты, как слухи, сплетни, толки, молва, пересуды занимают особое место, а в художественном произведении могут стать сюжетообразующим элементом.

Толковые словари определяют речевые действия слух, молва и толки перекрестно одно через другое. Так, в словаре Ожегова приводятся следующие дефиниции: «слух — это молва, известие о ком-либо или о чем-либо, обычно ничем не подтвержденное»; «молва - слухи, толки», а толки - разговоры, слухи, пересуды«. По описанию Даля слух - это «молва, вести, говор в народе, слава, огласка», «молва - говор, слух, народные толки или ходячие вести». При этом определения слухов, молвы и толков не содержат позитивной или негативной оценки, в то время как сплетни и пересуды однозначно оцениваются как негативные: «сплетня - слух о чем-либо, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», «пересуды - досужие обсуждения, пустые разговоры, сплетни» (словарь Ожегова), «пересуды - это видимое осуждение» (словарь Даля).

Однако все вышеуказанные коллективные речевые акты обладают не только общими, но и специфическими качествами, имеют разные цели и мотивы распространения и характеризуются определенной областью функционирования. Подробное описание таких речевых действий, как слухи, молва и сплетни дается в работе Г. Е. Крейдлина и М. В. Самохина .

Полагая доминантой синонимического ряда слово слух, авторы выделяют в описываемом этим словом явлении следующие отличительные свойства.

1) Слухи обычно складываются из серии отдельных высказываний, причем не из истинных, а из правдоподобных.

2) Участниками речевого акта слуха являются, как правило, не два человека, а группа лиц.

3) Каждый слух имеет свою историю рождения, жизни и смерти.

4) В процессе функционирования внутри данного социума слухи всегда осуществляют частичное упорядочивание людей, разделяя их на «осведомленных» и «неосведомленных», причем осведомленный человек имеет более высокий социальный статус.

5) Вербальное коммуникативное поведение человека, рассказывающего слух, обладает отчетливыми признаками и может быть охарактеризовано как поведение заговорщика. И текст слуха, и способ, каким он рассказывается, свидетельствует о тайне, недосказанности.

6) Воспроизведение слуха имеет также ряд отличительных невербальных особенностей. На лице человека, рассказывающего слух, появляется специфическая мимика. Речь человека, воспроизводящего слух, характеризуется особым тембром, тональностью и фонациями. Поза рассказчика закрытая, голова обычно наклонена в сторону собеседника, глаза с интересом смотрят на слушающего.

7) Слух - это не просто распространение в обществе информации от одних лиц к другим. Это коммуникативный процесс, целью которого является формирование коллективного, хотя и необязательно в точности единого, мнения о сложившейся ситуации, выявление общего отношения к ситуации и к ее участникам, а иногда и определение некой программы возможных коллективных действий. Люди, находясь в неопределенной ситуации, объединяются с целью разобраться в этой ситуации и дать ей разумную интерпретацию. Слухи нельзя рассматривать как социальную патологию. Порождение и распространение слухов - это не болезнь, а скорее средство защиты членов общества от нестабильности положения и от недостатка информации.

Слухи по своей природе амбивалентны. С одной стороны слухи могут порождать движение и хаос, с другой стороны, они же вносят порядок и гармонию в мир, уменьшая существующую в обществе энтропию. Благодаря слухам определенная часть членов общества получает недостающую информацию, и в результате возникает внутригрупповое согласие и образуется система групповых ценностей и оценок.

Распространителями слухов выступают конкретные лица, хотя и не всегда известные. Слух может включать в себя как истинную, так и ложную информацию. Слухи обладают свойством обрастать подробностями и метафорически ассоциируются со снежным комом.

Наиболее отчетливо указанные авторами свойства прослеживаются в том описании слухов, которое дает Гоголь в поэме «Мертвые души». Слухи, источником которых было разоблачение Ноздревым странной коммерции Чичикова, явились, в конце концов, причиной бегства Чичикова из города N.

Говоря об истории зарождения этих слухов, надо отметить, что еще до появления Ноздрева на балу у губернатора, почва для их возникновения была уже подготовлена двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство - предчувствие, охватившее Чичикова после его разговора с Ноздревым о покупке мертвых душ. Чичиков бранил себя за то, что заговорил с ним о деле, поступил неосторожно, ибо дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздреву: «Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни - нехорошо, нехорошо». Действительно, покупки Чичикова сделались предметов разговоров, пошли «толки, мнения, рассуждения», и по городу пронесся слух, что Чичиков ни более ни менее, как миллионщик. Однако этот первый слух, вопреки опасениям Чичикова, был благоприятным и имел следствием обострение интереса к нему со стороны жителей города N («Жители города и без того <...> душевно полюбили Чичикова, а теперь, после таких слухов, полюбили еще душевнее»), но, с другой стороны, вызвал соперничество между дамами.

Второе обстоятельство - поведение Чичикова на балу у губернатора. Пренебрежение, оказанное им местным дамам, почти неумышленное, неожиданно лишило его расположения жительниц города и восстановило между дамами даже согласие, направленное против Чичикова. Дамы стали говорить о Чичикове самым неблагоприятным образом, и негодованье их росло. Негативное отношение к нему еще увеличилось с появлением Ноздрева, сообщившего о покупке Чичиковым мертвых душ. Таким образом, знак отношения к Чичикову уже окончательно меняется с положительного на отрицательный, и вместе с тем резко возрастает интенсивность интереса к нему. После скандала на бале город был решительно взбунтован и все пришло в брожение.

Методика распространения слухов и поведение их распространителей предельно ясно обрисованы Гоголем в сцене встречи двух дам, просто приятной и приятной во всех отношениях. Гоголь отмечает особенное нетерпение жительницы города, которая выпорхнула из дома с необыкновенной поспешностью рано поутру, даже ранее того времени, которое назначено для визитов. Просто приятная дама везла «только что услышанную новость и чувствовала побуждение непреодолимое скорее сообщить ее». Это ей, однако, не сразу удалось, поскольку разговор сразу же принял другое направление. Вторая попытка была тоже прервана хозяйкой дома, которая была, как пишет Гоголь, настолько бесчеловечной, что снова остановила приятельницу, у которой «слова, как ястребы, готовы были пуститься в погоню одно за другим». Наконец гостье, уже пришедшей в отчаяние, удалось сообщить сведения, полученные от Коробочки, о покупке Чичиковым мертвых душ.

Далее Гоголь определяет роль каждой дамы в процессе распространения слухов, а именно, дама просто приятная может только передавать информацию, хотя и с неизбежными прибавлениями, но не способна составить какое-нибудь «сметливое предположение». Напротив, дама, приятная во всех отношениях, делает совершенно неожиданный вывод из полученных сведений. Покупка мертвых душ, по ее мнению, - всего лишь прикрытие для того, чтобы увезти губернаторскую дочку.

В этот кульминационный момент Гоголь концентрирует внимание не на говорящей даме, т. е. не на толковательнице слуха, и на даме воспринимающей: она вся превратилась в слух. Ушки ее вытянулись сами собою, и она стала похожа на охотника, в ожидании дичи превратившегося в один «застылый миг».

Убедив друг друга в том, что прежде только предполагали, дамы отправились каждая в свою сторону бунтовать город. Это предприятие им удалось произвести с небольшим в полчаса. Среди жителей «пошли толки, толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь, взметнулся дотоле, казалось, дремавший город». В городской толковне при этом оказалось вдруг два совершенно противоположных мнения и образовалось две противоположные партии: мужская и женская. Мужская партия обратила внимание на мертвые души, женская занялась исключительно похищением губернаторской дочки. Итак, один и тот же слух породил два совершенно разных варианта его толкования, в полном соответствии с различной направленностью интересов обеих партий, поскольку человек из полученной информации воспринимает только то, что его интересует, и то, что он в состоянии понять.

В результате сложилась по-гоголевски парадоксальная ситуация. По сути, правдивые слова Ноздрева о покупке Чичиковым мертвых душ привели дамскую партию к совершенно фантастическому выводу, но именно это неожиданное и необыкновенное толкование полученной информации приняло в дамской партии вполне определенный вид. В этой партии, - замечает Гоголь, - было несравненно более порядка и осмотрительности. Все у них скоро облеклось в ясные и очевидные формы, объяснилось, очистилось, одним словом, вышла окончательная картинка, которая и была наконец доставлена в собственные уши губернаторши.

Напротив, в мужской партии, обратившей внимание на покупку мертвых душ, т. е. на то, что и происходило в действительности, далеко не было такого порядка, как в женской. По описанию Гоголя, «все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо». Основание для этой сутолоки, кутерьмы, сбивчивости и неопрятности в мыслях Гоголь видит в природе мужчин, исполненной беспрерывных сомнений и вечной боязни. Боязнь эта, происходившая от сознания собственных грехов, вызвала общую тревогу, еще усилившуюся в связи с назначением нового генерал-губернатора. Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже и не было. Страх придал слухам о коммерции Чичикова новое направление. В слове «мертвые души» стали подозревать намеки на больных, умерших в значительном количестве в лазаретах, на скоропостижно погребенные тела казенных крестьян, а также намеки на историю с сольвычегодскими купцами, про которых по городу тоже носились слухи.

В то же время пришли к губернатору две бумаги, одна о делателе фальшивых ассигнаций, другая о сбежавшем разбойнике. Выяснилось также, что никто не знает, кто таков на самом деле есть Чичиков, и не есть ли он подосланный чиновник для проведения тайного следствия. Гоголь показывает, что испуг распространяется среди чиновников, как заразная болезнь: инспектор врачебной управы вдруг побледнел, председатель побледнел и похудел, и инспектор похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, даже и тот похудел.

Известно, что слухи обладают способностью обрастать подробностями. Но здесь, в случае неясной, неоформившейся версии мужской партии наблюдается, скорее, другая картина - слухи наслаиваются один на другой, в результате чего неопределенность ситуации еще возрастает. Собрание у полицмейстера, на котором были выдвинуты сомнительные версии о Чичикове, как о капитане Копейкине или переодетом Наполеоне, не прояснило ситуации, и чиновники по-прежнему были вынуждены гадать, такой ли человек Чичиков, которого нужно схватить, или же он такой человек, который сам может схватить.

Напротив, в женской партии версия, хотя и ничем не подтвержденная, определилась сразу, и уже не менялась, а лишь обрастала, подобно снежному кому, ничем не подтвержденными подробностями.

Причину распространения этих фантастических слухов Гоголь объясняет следующим образом: «В другое время и при других обстоятельствах подобные слухи, может быть, не обратили бы на себя никакого внимания, но город N уже давно не получал никаких совершенно вестей», т. е. находился долгое время в ситуации стабильности и жизненного однообразия. Человек так устроен, - поясняет автор, - что «как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: „Посмотрите, какую ложь распустили!“ - а другой смертный с удовольствие преклонит ухо...»

Как уже отмечалось, при распространении слуха имеет место коммуникативное взаимодействие, в котором внимание сосредотачивается на лице, воспринимающем сообщение, т. е. на слушающем. Поэтому человек, воспринимающий слух, «преклоняет ухо» или, как это делает просто приятная дама, «вытягивает ушки», а доставляется слух «в собственные уши губернаторши».

Характерной особенностью слухов является также высокая скорость их распространения и всеохватность. Слухи обыкновенно пускают, распускают, т. е. как бы высвобождают, и они проносятся в обществе, захватывая его подобно стихии. Как мы видели, дамам удалось взбунтовать город «с небольшим в полчаса». Дотоле не получавший никаких вестей и потому дремавший город взметнулся, по выражению Гоголя, как вихорь! Слухи выманили из дома даже тех жителей, которые давно прекратили всякие знакомства. На улицах обнаружилось множество экипажей, и оказалось, что город и люден, и велик и населен как следует.

Распускаемые слухи, в свою очередь, возбуждают толки, то есть толкования этого слуха, его интерпретации и обсуждения, ср.:

«С тех пор, как пронеслись слухи об его миллионстве, <...> в многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине»;

«Ко всему этому присоединились многие объяснения и поправки, по мере того, как слухи проникали в самые глухие переулки»;

«Начали обо всем этом говорить даже в таких домишках, где даже в глаза не видывали и не знали Чичикова, пошли прибавления и еще бóльшие пояснения».

«Думали, думали, толковали, толковали и наконец решили, что не худо бы еще расспросить хорошенько Ноздрева».

При описании возникшего в городе возбуждения Гоголь использует также образованные от корня толк слова с отрицательным значением, обозначая этим отсутствие всякого толка в действиях его жителей, что явилось следствием неопределенности ситуации и общей растерянности.

Ср.: «Дамы наперерыв принялись сообщать ему [прокурору] все события, рассказали о покупке мертвых душ, о намерении увезти губернаторскую дочку и сбили его совершенно с толку»;

«В городской толковне оказалось вдруг два совершенно противоположных мнения»;

«...в голове кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях»;

«Мужская партия, самая бестолковая, обратила внимание на мертвые души»;

«Прежние заключения и догадки совсем были сбиты с толку»;

«В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсутствие той необходимой вещи, которую в простонародье называют толком».

Кроме того, Гоголь создает при помощи слова толки точный зрительный образ процесса распространения информации: «Словом, пошли толки, толки, толки, и весь город заговорил..» Это троекратно повторенное «толки» ассоциируется, как нам кажется, с кругами, расходящимися по воде от скрытого под ее поверхностью источника. Надо полагать, что с отъездом Чичикова это движение постепенно затихнет, и город снова задремлет в ожидании новых вестей.

Распространяющиеся в городе слухи, как правило, объединяют его жителей для выработки единого мнения о сложившихся обстоятельствах. Возникновение неординарной ситуации естественно порождает в обществе защитную реакцию и, когда это необходимо, вынуждает к формированию общего плана действий. Однако слухи обладают не только объединительной, но и разрушительной силой. В уездном городе N слухи, толки и мнения оставили «заметные следы» в лицах чиновников и подействовали на прокурора до такой степени, что он, пришедши домой, вдруг умер.

Чичиков, явившийся поводом для слуха, получил окончательную его версию от того же человека, который первым распустил этот слух на балу у губернатора. Ноздрев, таким образом, стал как источником первоначальной версии, так и проводником последнего варианта, сложившегося в результате прибавления невероятных подробностей и ошеломившего Чичикова своей фантастичностью.

Таким образом, круг замкнулся, и Чичиков, вытолкнутый из этого круга неблагоприятными для него слухами и толками, был вынужден прекратить свою коммерцию и поспешно покинуть город.

Что касается других произведений Гоголя, то в них слухи, толки, а также сплетни хотя и играют определенную роль, но не всегда такую же заметную, как в «Мертвых душах».

В гоголевских повестях посредством слухов в обществе устно (а в Петербурге также через газету) разносится информация, а толки имеют смысл разговора, рассуждения или объяснения, не связанного непосредственно с толкованием слухов. Ср.:

«Но этих толков не слышал упоенный художник». («Портрет»).

«Художнику было лестно слышать о себе такие слухи». («Портрет»).

«Было ли это просто людское мнение, нелепые суеверные толки или с умыслом распущенные слухи - это осталось неизвестно». («Портрет»).

«По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника». («Шинель»).

«Да эдак просто не напишет и наш начальник отделения, хотя он и толкует, что где-то учился в университете». («Записки сумасшедшего»).

«Но кто же этот голова, возбудивший такие невыгодные о себе толки и речи?» («Майская ночь или утопленница»).

«Между тем, распространились везде слухи, что дочь одного из богатейших сотников, <> возвратилась в один день с прогулки вся избитая». («Вий»).

«Когда слухи об этом дошли до Киева и богослов Халява услышал наконец о такой участи философа Хомы, то предался целый час раздумью». («Вий»).

«Извините меня, я не могу взять в толк, о чем вы изволите говорить». («Нос»).

«И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов». («Нос»)

«Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева». («Нос»).

«Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по всей столице, и, как водится, не без особенных прибавлений». («Нос»).

В повести «Нос» Гоголь дает объяснение тому интересу, который публика проявила к слухам, касающимся гуляющего по городу носа. Во-первых, после опытов по действию магнетизма умы были настроены ко всему необычному, во-вторых, всем этим происшествиям были чрезвычайно рады те посетители светских раутов, которые любили смешить дам, но запас новостей у которых в то время совершенно истощился.

Здесь проявляются те же характеристики слухов, которые были отмечены выше: высокая скорость распространения, неизбежные прибавления и желание первым сообщить новость. (Ср. также в «Ночи перед Рождеством»: «Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое».)

Еще одно свойство слухов, отмеченное авторами , заключается в том, что слухи разносятся почти исключительно женщинами (в соответствии с поговоркой «Где утка, там и смутка»), а мужчине не пристало им верить, а тем более их распространять. Подтверждение такому мнению мы находим в гоголевских повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ср.:

«Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, что Солоха точно ведьма. Случилось, что тогда, когда старушки толковали об этом, пришел какой-то коровий пастух». («Ночь перед Рождеством»).

«Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый». («Майская ночь или утопленница»).

«Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце». («Майская ночь или утопленница»).

«Верь бабам! <> Спи спокойно; да не думай об этих бабьих выдумках!» («Майская ночь или утопленница»).

Примечательно, что в «Вечерах...» и «Миргороде» Гоголь при воспроизведении какого-либо слуха чаще всего пользуется безличными конструкциями типа «говорят, что», «рассказывают, что», особенно в тех случаях, когда речь идет о преданиях. Например:

«Давно-давно что-то страшное рассказывали про дом этот». («Майская ночь или утопленница»).

«На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница». («Майская ночь или утопленница»).

«Говорят, - начал Иван Иванович, - что три короля объявили войну царю нашему».

«Хотя поговаривали, что он женился, но это совершенная ложь».

(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

«Говорят, что он родился таким страшным. Слушай, пан Данило, как страшно говорят». («Страшная месть»).

Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане. («Страшная месть»).

Слышал ли ты, что поговаривают в народе? Вчера волостной писарь проходил поздно вечером, только глядь - в слуховое окно выставилось свиное рыло и хрякнуло так, что у него мороз подрал по коже («Сорочинская ярмарка»).

В трех последних примерах обнаруживается также и характерная ориентация на функцию слуха.

В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

разнесшийся слух о ссоре двух друзей объединил жителей Миргорода с целью примирить их. Но это общее позитивное желание натолкнулось на противодействие сплетницы Агафьи Федосеевны. Сплетня, как разновидность слуха, по определению несет в себе негативное, порочащее человека содержание, и в повести ее действие оказалось разрушительным: «проклятая баба и сделала то, что Иван Никифорович и слышать не хотел об Иване Ивановиче».

Единственной повестью Гоголя, где слух играет сюжетообразующую роль, является «Сорочинская ярмарка». Весь сюжет повести построен на предании о красной свитке. Намеренно пущенный слух о ее появлении на ярмарке быстро разнесся по всем углам и стал причиной общего страха, но одновременно заставил Черевика согласиться на свадьбу дочери.

Таким образом, направленный к определенной цели слух обладает большой силой воздействия, и его влияние может быть как негативно-разрушающим, так и позитивно-объединяющим.

«Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значимость своего творения. Поэма - значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичующей силой - это отличает его от предшественников и современников.

Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Излюбленным приемом писателя становится гипербола - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет «Мертвых душ», подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень нравственного падения помещичьего класса.

Читая «Мертвые души», мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рассказ о том. как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Автор показывает отношение Чичикова к каждому из помещиков, изображает сцену купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволяет художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.

О «весьма обходительном и учтивом помещике Манилове» мы узнаем в первой главе. Изображая его внешность, автор выделяет глаза - сладкие, как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичикова, «долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню».

Разыскивая Маниловку. Чичиков путает название, спрашивая мужиков о деревне Заманиловке. Писатель обыгрывает это слово: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. «Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…» На покатости горы «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций;… беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления», пониже пруд, покрытый зеленью…» И наконец, «серенькие бревенчатые избы» мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин - русский помещик, дворянчик Манилов.

Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная зарисовка: темнеющий в стороне «скучно-синеватым цветом сосновый лес» и совершенно неопределенный день: «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Тоскливо, голо, бесцветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка немногих могла заманить. Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере: «Черты лица его не лишены были приятности». Но в эту приятность, казалось, «чересчур было передано сахару». Сахар - деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характеристика: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: «позвольте вам не позволить этого», «нет уж. извините, не допущу пройти позади такому приятному и образованному гостю». Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чиновников как людей «препочтеннейших и прелюбезнейших». Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость этого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: «На столе русские щи, но от чистого сердца», дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей. Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвящена слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный чехольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее - низкое занятие. «Манилова так хорошо воспитана», - язвительно замечает Гоголь.

И Манилов лишен хозяйственной сметки: «Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно». Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его. Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царит та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете горки золы, на подоконнике - книга, открытая на 14-й странице уже в течение двух лет, - единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.

Манилов проявляет «заботу о дальнейших видах России». Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.

Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он сам «мертвая душа», обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования!

Помещица Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок», живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер «дубиноголовой» помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его «в некотором отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй», т. е. без скандала. Автор воздает ему по заслугам устами Чичикова: «Ноздрев человек - дрянь!» Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмарке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: «Ноздрев долго еще не выведется из мира».

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, дерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику.

Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболической манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и заломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. «Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!» - так характеризует его Чичиков.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков «долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: «Ой, баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: - Ой, нет! Конечно, баба!» Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, помещик, владелец крепостных душ.

Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства. Крестьян он заморил голодом, и они «мрут, как мухи» (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий.

По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве. В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хозяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в «чистый навоз». Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.

Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь своими образами развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… «Мертвые души» потрясли всю Россию».

Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души).

Н. В. Гоголь работал над одним из основных трудов своей жизни, поэмой «Мертвые души», поначалу без особого увлечения. Возможно, просто не сразу захватила она его. Возможно, потому, что сюжет был найден не самим писателем, а Пушкиным.

В основу сюжета легло вполне реальное событие, реальная авантюра с покупкой «мертвых душ». Дело в том, что она была выгодна как помещикам, для которых мертвые крестьяне были обузой, так и, естественно, самому скупщику. В поэме Гоголя претворил в жизнь подобную махинацию Павел Иванович Чичиков. Приехав в губернский город NN, он сразу же начал действовать. Во-первых, он посетил всех крупных местных чиновников, побывал в местах скопления «самых благородных, приятных» и, главное, нужных людей. На одном из таких обедов Чичиков и знакомится с Маниловым, который на преминул пригласить своего нового приятеля в гости.

Итак, первым Чичиков посещает Маниловку. Какой же видит он ее? Серой, обычной, вид которой оживляли только две бабы, «которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде», и которые, как оказалось, перебранивались».

Манилов, с улыбкой встретивший Чичикова, и на этой же ноте беседовавший с ним и позже, немного скрашивает картину. В которой слишком уж много светло-серого цвета. До обеда и за обедом собеседники ведут довольно пустой разговор о губернаторе, «препочтеннейшем и прелюбезнейшем человеке», о вице-губернаторе, тоже «милом» и «очень достойном», о жене полицеймейстера, «прелюбезнейшей женщине» и далее в таком же духе.

Все эти разговоры носят слащаво-приторный тон, который идет, естественно, от хозяина поместья – Манилова. Сама его внешность говорит об этом: лицо имело «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно, воображая ею порадовать пациента». Он тоже хочет сделать приятное своему гостю и в этом своем стремлении сильно «перебарщивает». Ну еще бы, он же считает Чичикова высоко образованным человеком, который «имеет высокое искусство выражаться», говоря словами самого Манилова.

В этой пустой болтовне «ни о чем» читатель открывает для себя Манилова через его речь.

Если говорить о Чичикове, то он отличается необыкновенным терпением и умением подстраиваться под человека. Позже мы убеждаемся, что герой варьирует свой стиль общения в зависимости от характера собеседника. Поэтому впечатление Манилова от беседы с Чичиковым можно обозначить словами: «чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение».

Но мы-то знаем, что не за «приятным разговором» приехал в Маниловку Павел Иванович. Ему нужны мертвые души, разговор о чем он и заводит после обеда уже в кабинете Манилова. Постепенно, шаг за шагом, он выясняет количество умерших крестьян. Интересно, что Манилов сначала без подозрений, даже не задумываясь, помогает Чичикову в этом, но вдруг задается вопросом: «А для каких причин вам это нужно?»

Здесь-то и начинается самое интересное. Чичиков покраснел от «напряжения что-то выразить». Аферист и мошенник, говоря о своем желании купить крестьян, замкнулся и не кончил речи. Несмотря на всю свою сноровку в таких делах, он пасует перед искренне не понимающим, о чем идет речь, выражением лица Манилова.

По-настоящему комично поведение Манилова и Чичикова. Первый выронил трубку и так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут; оба вперили друг в друга глаза; Чичиков даже был степеннее обыкновенного, что заставило Манилова отказаться от предложения о сумасшествии гостя; наконец, Манилов более ни до чего не додумался, как выпустить дым изо рта тоненькой струйкой.

Из подобного сконфуженного состояния Чичиков выводит Манилова опять же с помощью своей деловой хватки. Он взял себя в руки и более пространно объяснил помещику, что и как, не забыв уточнить, что данная коммерческая сделка не нарушает закона. И Чичиков не солгал: вся история с покупкой мертвых душ рассказана писателем в полном соответствии с действующим в то время законодательством. Павел Иванович не зря говорит, что он «привык ни в чем не отступать от гражданских законов». Фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в полном соответствии с параграфами закона.

Только наш герой упомянул о законности данного предприятия, Манилов забыл о сути покупки. Для него задумка гостя — лишь «фантастическое желание», которое и исполняет он, Манилов. А какая это для него честь! «Он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души». К тому же, «умершие души в некотором роде совершенная дрянь».

Но весь этот спектакль еще не закончен, занавес еще рано опускать. Чичиков был бы не Чичиковым, если бы не выразил благодарности Манилову. «Не без чувства и выражения» произнес он свою речь. Он, человек без роду и племени, вечно подвергаемый гонениям и испытаниям, теперь спасен. И не забыл пустить слезу. Этого оказалось достаточно: «Манилов был совершенно растроган».

Таков был исход разговора Манилова с Чичиковым. Это была первая удача Павла Ивановича в деле скупки мертвых душ. Успех сделки был обусловлен складом характера Манилова, стремящегося во всем к высокому и благородному.

Встречаться с такими помещиками Чичикову больше не пришлось. Манилов – первый в галерее помещиков, создаваемой Гоголем. Несмотря на всю его воспитанность, умение обходиться с гостями, можно с уверенностью сказать: это – пошлость, которая обнаруживается при заглядывании внутрь героя. Пошлость, все возрастающая от помещика к помещику.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Купля продажа мёртвых душ манилова

Прожив в городе NN с неделю, Чичиков решил перенести свои визиты за город и навестить своего нового знакомого, помещика Манилова. Кучер Селифан запряг коней, и бричка Чичикова понеслась по дороге.

Добравшись до места, Чичиков увидел довольно большую деревню. В чертах и расположении усадьбы угадывались одновременно две черты характера хозяев: их претензии на образованную утончённость – и крайняя непрактичность. У господского дома были устроены на английский манер клумбы и пруд. Но клумбы были неухожены, пруд зарос зеленью, а сам дом находился на открытом всем ветрам возвышении. Среди деревьев виднелась беседка с голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

Хозяин поместья выбежал на крыльцо и, рассыпаясь в любезностях, приветствовал гостя. Манилов относился к числу людей, о которых пословица говорит: ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Лицо его было довольно приятно, но в эту приятность чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее. Он не грешил никакими сильными страстями и увлечениями, но любил проводить время в фантастических мечтах, которые никогда не пробовал претворять на деле. Хозяйством Манилов почти не занимался, полагаясь на приказчика, но, глядя на свой заросший пруд, часто грезил о том, как было бы хорошо провести от дома подземный ход или выстроить чрез пруд каменный мост с купеческими лавками. В кабинете Манилова всегда лежала книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. Под стать Манилову была и его жена, воспитанная в пансионе, где тремя главными предметами были французский язык, игра на фортепиано и вязание кошельков.

Герой «Мертвых душ» Манилов. Художник А. Лаптев

По своему обыкновению Манилов лез из кожи вон, чтобы сделать Чичикову приятное. Он не соглашался пройти впереди него в дверь, называл встречу с ним «именинами сердца» и «образцовым счастьем», уверял, что с радостью отдал бы половину своего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеет его гость. Манилов первым делом спросил, как понравились Чичикову губернские чиновники – и сам восхищался их необыкновенными дарованиями.

Чичикова пригласили к столу. За обедом присутствовали и двое сыновей Манилова, 8-ми и 6-ти лет, которые носили античные имена Фемистоклюс и Алкид.

После обеда Чичиков сказал, что желал бы поговорить с Маниловым о важном деле. Оба они прошли в кабинет, где хозяин дома по модному обычаю закурил трубку. Немного волнуясь и даже почему-то оглянувшись назад, Чичиков поинтересовался у Манилова, много ли у него умерло крестьян со времени последней податной ревизии. Манилов сам не знал этого, но вызывал приказчика и послал его сделать поимённый список скончавшихся.

Чичиков пояснил, что хотел бы купить этих мертвых душ. Услышав такое странное желание, Манилов выронил изо рта трубку и некоторое время оставался недвижимым, вперив взгляд в собеседника. Затем он осторожно осведомился, не будет ли сделка с мертвыми душами несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?

Чичиков уверял, что нет, и указывал: казна даже получит от этого выгоды в виде законных пошлин. Успокоившийся Манилов по своей любезности не смог отказать гостю. Уговорившись с ним о покупке мертвецов, Чичиков заторопился с отъездом, спросив дорогу к помещику-соседу Собакевичу.

Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку. Вернувшись в комнату, он с трубкой во рту предался планам построить дом с таким высоким бельведером, чтобы можно было оттуда видеть даже Москву, пить там вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о приятных предметах. Манилов мечтал, что на эти чаепития он приглашал бы Чичикова, и государь, узнав о такой дружбе, пожаловал бы их генералами.

Анализ сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки

Переходим к анализу кульминационного эпизода главы — сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки должен прозвучать в классе. Хорошо, если заранее подготовленные ученики прочитают его в лицах. Эта в высшей степени комическая сцена. На основе диалога Коробочки и Чичикова можно сделать заключение, что именно в этой сцене характер помещицы раскрывается с наибольшей полнотой, обнаруживая не только ее мелочную бережливость, деловитость, но и тупость, жадность, крепостнические убеждения. Коробочка с одинаковой практичностью торгует продуктами своего имения и крестьянами, рассматривая их как обычный товар, подобно меду, салу, птичьим перьям и больше всего боясь при этом продешевить: «Живых-то я уступила. », и т. д.

Комментируя этот эпизод , обратим попутно внимание нак характерный прием гоголевского стиля — мотив автомата, подчеркивающий духовное убожество помещицы, ее неспособность к самостоятельному мышлению: «Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала»; «Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые»; «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников», и т. д. Чрезвычайно важный момент в работе над образом Коробочки — вопрос о типичности ее характера. Гоголь отнюдь не хотел представить образ Коробочки как типичное явление сугубо провинциальной жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют сравнения Коробочки с «иным и почтенным, и государственным человеком», который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь», а также с дамой-аристократкой из великосветской петербургской гостиной. Каждое из этих сравнений устремлено к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества и оттеняет масштабность гоголевского обобщения.

МЕРТВЫЕ ДУШИ

ТЕМА: «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в » Мертвых душах «

Посмотрев на поэму с позиций современного литературоведения, постараемся постигать со школьниками ее сокровенный смысл, добавив к традиционному пути новые для школы трактовки. Следуя замыслу Гоголя, — а его герои идут дорогой » ад — чистилище — рай «, — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

  • Так какие же грехи опутали наших героев?
  • Какое зло проповедуют они?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок » Эти ничтожные люди » , используя групповую форму работы.

Класс делится на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и » Божественной комедией » Данте.

Пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада — Лимба: у Данте: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя » день. не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета » ; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и » дрянной » души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: » Очень не дрянь! «

Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: » Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной » . У Гоголя — » темнота была такая, хоть глаз выколи » . И Коробочка подтверждает: » Сумятица и вьюга такая «.

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, т. к. в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые » в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся » . Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — » воскресшая «.

Третий круг ада — обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода » В трактире «. » Толстая старуха » продолжает тему Коробочки.

Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак — важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в царствие небесное незаслуженно, как в дамки.

Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли — продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. » Способ оживления » здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и » выписывает » всех » с означением похвальных качеств «.

Далее идет параллель » богатырская » . Подвиги богатырей русских и » подвиги » Собакевича. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода » Обед у Собакевича » можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.

Плюшкин — последний, пятый в галерее помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

Какой же способ спасения души » предлагается » Плюшкиным? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея » мертвых душ » — идея духовного воскресения падшего человека, » воскресение » , оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: » Да благословит вас бог! » Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что подымать надо не вещи, а душу.

После выступлений групп возможно обсуждение следующих вопросов:

Все помещики, как мы убедились, не похожи друг на друга, каждый из них определенная индивидуальность. Что же их сближает?

Почему Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?

В главе 4 помещены раздумья Гоголя о Ноздреве. С какой целью они введены писателем? Что беспокоит его?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления?

Плюшкин — не мертвее, а живее других, так ли это?

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, » толстые деревянные решетки » , границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность, Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Авторы книжек, все как один, склоняются к банальному выводу: нужно верить в себя и всем улыбаться. А где найти бизнес-идею, которая оправдает себя в кризис? Как ни странно, в книжном шкафу. Яркий пример литературного бизнесмена - Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя . В бизнес-плане героя разбирался экономист из Санкт-Петербурга Андрей Белых (оригинал статьи вышел в журнале «Экономическая политика», № 2, 2009).

Русская классическая литература практически не интересовалась предпринимателями - внимание по преимуществу уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам. Единственное исключение - Н. В. Гоголь. Всем известен сюжет его великой поэмы - Чичиков скупает мертвые души. Опросы знакомых показывают, что лишь немногие понимают, для чего он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени - времени экономического кризиса.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Гоголю А. С. Пушкин . Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках - переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мертвых душ - процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян на вывод, с переселением. Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договора о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома - небанковском финансовом институте, осуществлявшем в числе прочего ломбардное кредитование.

70 копеек за душу

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души - до 500 руб., залоговая стоимость - 200 руб. Издержки Чичикова точно оценить нельзя - нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ за 15 руб. всего, у Плюшкина - 198 по 32 коп. за штуку. Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена - 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) - это дает 416 душ (из текста известно, что всего было более 400). Тогда средняя цена - 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.

Чичиков совершает крупную ошибку - его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто ненадежен, а у Коробочки куплено 18 душ - всего 4,5% от общей суммы. Самый сильный переговорщик Собакевич , по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 рублей, то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жестко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 рубля. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков, - в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении.

Вторая крупная ошибка - временны/е рамки проекта. Первый этап прошел хорошо - неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остается в городе еще на несколько недель и теряет контроль над рисками - о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.

6% годовых на 24 года

Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мертвые души. Во-вторых, российская фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо того чтобы быстро завести на Чичикова уголовное дело, думал, думал - да и помер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса. Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мертвыми душами. В финале птица-тройка несется по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тысяч рублей на стандартных для того времени условиях - 6% годовых на 24 года.

Уроки этой истории просты. Предпринимателям нужно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги - кризис показал, что слишком многие из заложенных активов оказались сродни мертвым душам.

КОНКУРС «КП»

Дорогие читатели! Классическая литература изобилует примерами удачных и не очень бизнес-планов. Поделитесь с «КП » экономическими идеями, почерпнутыми из «классиков», присылайте бизнес-рецензии на свои любимые произведения автору по почте: [email protected] или оставляйте на сайте kp.ru

Похожие публикации