Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Какие бывают стихотворные размеры? Все, что вы хотели знать о хорее (а также ямбе, дактиле, амфибрахии и анапесте), но боялись спросить

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

На уроках письменности в средней школе обязательно проходят стихотворные размеры. Как определять их и что они вообще означают - узнаем дальше.

Значение

Как определить стихотворный размер стихотворения? Сначала нужно разобраться с понятием этих слов. Стихотворным размером называют частную подачу стихотворения, его индивидуальную ритмику и вариацию. Стихотворные размеры - обязательная составляющая анализа любого стиха.

Стихотворные размеры: как определять

Чтобы научиться разбирать размеры стихов, стоит ознакомиться с его видами и главными частицами. Важным элементом в определении размера является стопа.

Она означает группу слогов, которых связывает одно ударение. Второстепенную роль играет сам слог. Именно от ударного слова зависит яркость и эмоциональность стиха.

Виды

В русском языке более актуальна в стихотворении длина строки. Ярким примером этого выступает ямбический метр. Он может быть:

  • одностопным;
  • двухстопным;
  • трехстопным;
  • четырехстопным и так далее.

Характеристики размера стиха могут давать цезуры (необходимость паузы в ритмике стиха) или каталектики (окончание строки неполной стопой).

Виды стихотворных размеров

Метрическая составная и ритмика любого стиха устанавливает стихотворные размеры. Как определять их? Для этого нужно запомнить следующие пояснения:

1. Односложный размер, он же брахиколон - размер однодольный, в каждой стопе которого содержится маленькое слово, состоящее из одного слога. При этом в строке может быть несколько стоп.

Пример: Ночь, день. Свет, тень. Вдруг звук. То - стук.

2. Двусложные размеры. К ним относят хорей - размер двудольный, в стопе ударение ставится на первом слоге.

Пример: Туча темная, ночь огромная.

Ямб также относится к двудольному размеру. От хорея он отличается постановкой ударения на последнем слоге стопы. Парные слоги являются ударными в строке.

Пример: Наряжены мы вместе город ведать. Но, кажется, нам не за кем смотреть.

3. Трехсложные: это дактиль, амфибрахий, анапест.

Дактиль - трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Это означает что начальный первый слог дактиля ударный, и последующие два безударные. Затем идет вторая строка, в которой ударными получаются слоги: четвертый, пятый и шестой.

Анапест является трехсложным размером со вторым ударным слогом. Первый и третий слоги не имеют экспрессивного оттенка, они безударные. Вторая стопа стихотворения такова: пятый - ударный, четвертый и шестой - безударные.

Амфибрахий представляет собой размер трехсложный, где ударение ставится на последнем слоге, а первые два - безударные.

Логаэд

Вышеуказанные стихотворные размеры основываются на последовательном порядке нескольких схожих стоп. Это является главным отличаем их с логаэдом. Последний означает строчный размер, в котором чередуются несколько разных стоп.

Например: Сегодня мрачный день. Кузнечиков хор спит. И сумрачных скал сень темней гробовых плит.

Как определить стихотворный размер

Если вы работаете над сочинением, что подразумевает полный анализ стихотворения, вам непременно не помешает проанализировать его стихотворные размеры. Как определять их и для чего? Потому что поэтическое произведение требует оценки именно по ритму и своему звучанию. Эта мелодичность стиха и образует само стихотворение. Поэтому каждый филолог знает, что стих не разбирается без определения в нем стихотворного размера.

Вторая важная задача в определении

Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.

Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей - более нежен и спокоен.

Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.

Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.

Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.

Давайте рассмотрим произведение "Зимнее утро" А. С. Пушкина.

Определите стихотворный размер:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Поэтическое произведение "Зимнее утро" само по себе состоит из 30 строчек. Это четырехстопный ямб, придающий стиху мажорность и выразительность. Строки стихотворения рифмуются таким способом: 1-2, 3-6, 4-5.

Как научиться писать стихи

Выразить свои мысли и чувства не всегда получается сказанными словами. Порой легче написать к какому-нибудь особенному эпизоду стихи. Но так ли это просто? Итак, если вы хотите опробовать это ремесло, то начните с самых простых правил:

1. Талантливы вы или нет, но вы должны помнить, что какие бы стихи вы не собрались писать (одно-, двух-, трехсложные), вам необходимо начать с простого.

2. Рифма к слову должна идти в соседней строке или через строку.

3. Избегайте сложных слов и словосочетаний, а также банальных рифм типа "любовь-морковь".

4. Начните творчество с обычного поздравления дорогого вам человека. Поздравление в открытке, написанное вашими собственными словами - редкий и оригинальный подарок.

5. Перед тем как начать писать стих, подготовьтесь. Например, выпишите на листок слова, которые обязательно будут присутствовать в вашем поэтическом произведении. После чего подберите к ним несколько рифм.

6. Напишите примерный текст того, о чем хотите сказать в прозе.

7. После того как напишите свое стихотворение, прочитайте его внимательно несколько раз. Если почувствуете несостыковку по звучанию или смыслу - попробуйте изменить предложение или заменить какое-то слово.

Если будете следовать этим нехитрым правилам, у вас должен будет получиться простой ямб - поздравление, написанное на мажорной ноте!

Вывод

Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.

ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ

РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, композиции, языка, стиха.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось вXVII–XVIIIвв. С Полоцким, А. Кантемиром и др.

Наука ободрана, // в лоскуты обшита, 13 слогов

Изо всех почти домов // с ругательством сбита; 13 слогов

Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, 13 слогов

Как, страдавший на море, // корабельной службы. 13 слогов

А. Кантемир (Сатира на хулящих учение: к уму своему)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры – двусложные (Хорей, Ямб) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого слова «тоноз» - тон, напряжение, ударение) – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчёт не принимается.

спим

ночь.

Днём

совершаем поступки.

Любим

свою толочь

воду

в своей ступке.

В. Маяковский

Тонический стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:

Как во стольном во городе во Киеве,

У великого у князя у Владимира…

Спокойно трубку докурил до конца,

Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда во фронт! Офицеры вперёд!»

сухими шагами командир идёт…

Н. Тихонов

МЕТР – определённая ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихосложении являются двусложные (Хорей, Ямб), трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.

СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицею стиха в силлабо-тонической системе стихосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т. д.

ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.

СТИХ – 1.Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей стихосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А. Твардовского и т. д.

ХОРЕЙ (в переводе с греческого «плясовой» хор, пляска, хоровод) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т. д. слогах:

Н и вы / сж а ты, / р о щи / г о лы,

От во / д ы ту / м а н и / с ы рость.

Коле / с о м за / с и ни / г о ры

С о лнце / т и хо / е ска / т и лось.

С. Есенин (четырёхстопный хорей)

ЯМБ (в переводе «бросок») – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т. д. слогах:

Подр у / га д у / мы пр а зд / ной

Черн и ль / ниц а / мо я !

Мой в е к / одно / обр а з / ный

Тоб о й / укр а / сил я .

А. Пушкин (трёхстопный ямб)

ДАКТИЛЬ (в переводе с греческого «палец») – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т. д. слогах:

Бл и зился / с и зый за / к а т

В о здух был / н е жен и / хм е лен,

И оту / м а ненный / с а д

К а к-то о / с о бенно / з е лен.

И. Анненский (3-стопный дактиль)

АНАПЕСТ (в переводе с греческого «отражённый назад») – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т. д. слогах:

Ни стран ы , / ни пог о с / та

Не хоч у / выбир а ть.

На Вас и ль / евский о с / тров

Я прид у / умир а ть.

И. Бродский (двустопный анапест)

АМФИБРАХИЙ (буквальный перевод с греческого «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т. д. слогах:

Жил м а лень / кий м а льчик

Был р о стом / он с п а льчик.

Лиц о м был / крас а вчик, -

Как и скры / глаз ё нки,

Как п у х во / лос ё нки…

В. А. Жуковский (двустопный амфибрахий)

ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:

Сп и те, полу / м ё ртвые у / в я дшие цве /т ы ,

Т а к и не уз / н а вшие рас / цв е та красо / т ы,

Бл и з путей за / е зженных взра / щ ё нные твор / ц о м,

См я тые не / в и девшим тя / ж ё лым коле / с о м…

К. Бальмонт (трёхстопный пеон первый )

Фон а рики – / суд а рики,

Скаж и те-ка / вы мн е,

Что в и дели, / что сл ы шали

В ночн о й вы ти / шин е ?...

И. Мятлев (двустопный пеон второй)

Внемля в е тру, / тополь гн ё тся, / с неба д о ждь о / сенний ль ё тся,

Надо мн о ю / разда ё тся / мерный ст у к ча / сов стенн ы х;

Мне никт о не / улыбн ё тся, / и трев о жно / сердце бь ё тся

И из у ст не / вольно рв ё тся / монот о нный / грустный ст и х;

И как т и хий / дальний т о пот, / за окн о м я / слышу р о пот,

Непон я тный / странный ш ё пот / - шёпот к а пель / дождев ы х.

К. Бальмонт (4стопный пеон третий)

Нет, не найду/ сегодня пищи я

Для утеши/тельной мечты:

Одни шарман/щики, да нищие,

Да дождь – всё с той/ же высоты.

Владислав Ходасевич(2стопный пеон четвёртый)

ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:

Красным п о лымем

Заря всп ы хнула;

По лиц у земли

Туман ст е лется…

А. Кольцов

ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным метрическим ударением:

Б у ря / мгл о ю / н е бо / кр о ет,

В и хри / сн е жны / е кру / тя…

А. Пушкин (4-стопный хорей, третья стопа второго стиха – пиррихий )

СПОНДЕЙ –стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:

Швед, р у с / ский к о / лет, р у / бит, р е / жет.

Бой б а / раб а н / ный, кл и / ки, скр е / жет…

А. Пушкин (четырёхстопный ямб, первая стопа спондей)

СТЯЖЕНИЕ – это явление, когда в стихе «не достаёт» одного слога. Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается.ЛЕ́ЙМА (греч. λειμμα) - пауза в стихе (в античной метрике). Согласно античной теории стиха, Л. не допускается в середине слова или между словами, составляющими одно целое (например, между предлогом и словом, им управляемым). Длительность Л. в античном стихе была установлена от одной моры (доли) до шести мор (долей). В применении к русскому стиху термин «Л.» в значении паузы употребляется в стиховедческих работах Г. Шенгели.

Явления стяжения характерны «Илиаде» и«Одиссее» Гомера . (шестистопный дактиль)

Гнев,^ богиня, воспой Ахиллеса – Пелеева сына…

Кто ж от богов^ бессмертных подви / г их к враждебному спору?

_/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_/_ _ _/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмашная ^ луна

На полу кружевные узоры…

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_/_ _/ _ _ _ v_ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

С. Есенин

ДОЛЬНИК (Паузник) – стихотворный размер на гранисиллабо-тонического итонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении иктов и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление дольник входит в началеXXв.

Дольник -крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника . Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник , то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик ), то опять акцентный стих.

Осень п о здняя. Н е бо откр ы тое,

И лес а сквоз я т тишин о й.

Прилегл а на б е рег разм ы тый

Голов а рус а лки больн о й.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

А. Блок (трёхударный дольник)

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

РИФМА (Краесогласие) –одинаково звучащие клаузулы. Рифмы характеризуются по расположению (парная, перекрёстная, кольцевая), по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), по составу (простые, составные),по звучанию (точные, корневые или ассонанс), монорим и т. п.

КЛАУЗУЛА – группа заключительных слогов в стихе (в стихотворной строке).

МУЖСКАЯ КЛАУЗУЛА – когда стих заканчивается ударным гласным:

И ветер, и дождик, и мгл а

Над холодной пустыней вод ы .

Здесь жизнь до весны умерл а ,

До весны опустели сад ы .

И. Бунин.Одиночество

ЖЕНСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха:

Эти скудные сел е нья,

Эта скудная прир о да –

Край родной долготерп е нья,

Край ты русского нар о да!

Ф. И. Тютчев

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха:

Я, Матерь Божия, ныне с мол и твою

Пред твоим образом, ярким си я нием,

Не о спасении, не перед б и твою

Не с благодарностью иль пока я нием,

Не за свою молю душу пуст ы нную,

За душу странника в свете безр о дного…

М. Ю. Лермонтов

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА – созвучие, в котором ударение падает на четвёртый и далее слог от конца стиха:

Идёт Балда, покр я кивает,

А поп, завидя Балду, вск а кивает…

А. Пушкин

Холод, тело тайно ск о вывающий…

Холод, душу очар о вывающий.

В. Я. Брюсов

БЕДНАЯ РИФМА когда рифмуются последние икты, т.е. ударные гласные клаузул. Бедную рифму ещё называют достаточной.

ТОЧНАЯ РИФМА рифма, при которой совпадают все звукиклаузул.

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Всё пролетело…далече…мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…

Синее счастье! Лунные ночи!

С. Есенин

БОГА́ТАЯ РИ́ФМА - наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ - стократ, канала - доканала, матовая - выматывая.

Где горизонта боро зда ? Все линии по теряны . Скажи,

которая зве зда

и где

глаза пан терины ?

Не счел бы

лучший ка значей

звезды

тропических ночей.

В. Маяковский

Человек сказал Дне пру : - Я стеной тебя за пру .

С. Маршак

По станице тополи Гнутся на ве тру . По станице топали Кони поу тру.

А. Сурков.

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – часто встречающаяся, примелькавшаяся рифма; звуковой и смысловой трафарет. «…Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь» и «кровь», «трудный» и «чудный», «верный» и «лицемерный» и проч.» (А. С. Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»).

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – созвучия, из которых одно (или оба) находятся внутри стиха. Внутренняя рифма бывает постоянной (появляется перед цезурой и определяет границу между полустишиями) и нерегулярной (разбивает стих на отдельные ритмические неравные и непостоянные группы):

Если рея , пропадая,

Ц епенея и блистая

Вьются хлопья снежные. –

Если сонно, отдалённо

То с упрёком, то влюблённо,

Звуки плачут нежные.

МОНОРИМ – стихотворение, использующее одну рифму:

Когда будите, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и над континентами,

Не якшайтесь там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами,

А как кончите курс эминентами

И на службу пойдёте с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгуйте, дети, презентами!

А. Апухтин

АССОНАНС – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:

Студенту хочется послушать Скрябина,

И вот полмесяца живёт он скрягою.

Е. Евтушенко

АЛЛИТЕРАЦИЯ выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой…

А. Пушкин

АНАКРУЗА (анакруса ) – ритмический зачин стиха. Слабые слоги до первого икта. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Нулевая в дактиле, односложная в амфибрахии, двусложная в анапесте. Рассмотрим остроумный пример Томашевского. Исследователь берёт 4-стишие из стихотворения Фета «Венера Милосская», написанного 4-стопным ямбом:

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской,

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой…

_/ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

_ _ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _/ _ _/ _ _ _ _/

и отбрасывает первые слоги (все первые слоги здесь односложны):

Вся дыша пафосской страстью,

Млея пеною морской,

Всепобедной вея властью,

Смотришь в вечность пред собой.

_/_ _ _ _/_ _/_

_ / _ _/_ _ _ _/

_ / _ _/_ _/_ _/_

_ / _ _ / _ _ _ _/

Ямб превратился в хорей. Отсюда вывод: при одинаковой внутренней структуре двусложные размеры, ямб и хорей, отличаются друг от друга ритмическим зачином.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные,

Несытые взгляды твои!

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ v _ _/

_ _ _/ _ _ _/ v _ _/ _ _

_ _ _/ v _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ v _/ _ _ _/ _ _

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

1913г. А.А.Ахматова

ЦЕЗУРА – короткая пауза в середине стихотворной строки, делящая стих на два полустишия и вносящая ещё большую ритмическую организованность. Если более четырёх стоп в стихе, нужна цезура. Обычно цезура появляется в шестистопном и более стихах:

Когда любовию // и негой упоённый,

Безмолвно пред тобой // коленопреклонённый

Я на тебя глядел // и думал ты моя,

Ты знаешь, милая, // желал ли славы я…

А. Пушкин

СЛОВОРАЗДЕ́Л - граница между словами в стихе (термин Б. Томашевского). Взаимосвязь С., стопораздела, интонационно-логической паузы и структурной паузы, несомненно, имеет большое значение для ритмико-фонетической организации стиха. Например, постоянное совпадение С. со стопоразделами придает стиху ритмическую монотонность.

Буря мглою небо кроет

_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Это пример совпадения словораздела со стопоразделом.

При несоблюдении С. возможны так называемые сдвиги . Вопрос о структурной роли С., по существу, еще не разработан. Андрей Белый называет С. «межсловесным промежутком», С. Бобров - «слором» (аббревиатура от «сло вор аздел»).

СДВИГ акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним, или два стоящих рядом коротких слова, образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.

Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

А.С. Пушкин

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижно я.

М.Ю.Лермонтов

О, север, север, чародей!

Иль я (Илья) тобою околдован?

Ф.Тютчев

Шуми, шуми волнами Рона (волна Мирона)

И жатвы орошай.

К.Батюшков

И тут нежданный стих, неведомо с чего,

На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.

П.Вяземский

Разумеется, сдвиг возможен только при чтении фразы вслух и вырванной из контекста, чтение же глазом всего отрывка в целом не создаёт такого впечатления, и сами авторы не замечают возможного в их стихах фонетического, а значит и смыслового изменения фразы. Авторская глухота.

РИТМИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОГО СТИХА ЗАВИСИТ ОТ:

    МЕТРА

    ДЛИНЫ СТИХА ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЯ СТИХОВ РАЗНОЙ ДЛИНЫ

    ХАРАКТЕРА КЛАУЗУЛ

    НАЛИЧИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЕРРИХИЕВ ИЛИ СПОНДЕЕВ

    ВИДОВ СЛОВОРАЗДЕЛОВ

    НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ЦЕЗУР.

Из этих элементов возможно огромное количество сочетаний, чем и объясняется ритмическое разнообразие русских стихов.

ПЕРЕНОС (или зашагивание) – ритмическое несовпадение; конец смыслового высказывания не совпадает с концом стиха; служит средством создания разговорной интонации:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?..

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

А. Пушкин

СТРОФА - это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью, повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство.

МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха:

Всевыразительность есть ключ миров и тайн.

Любовь огонь, и кровь огонь, и жизнь огонь, мы огненны.

К. Бальмонт

О, прикрой свои бледные ноги.

В. Брюсов

ДВУСТИШИЕ 1. Строфа из двух стихов с парной рифмой:

Бледно-синий загадочный лик

На увядшие розы поник.

И светильники гроб золотят

И прозрачно струится их чад…

И. Бунин

2. Вид лирики; законченное стихотворение из двух стихов:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

А. Ахматова

ТЕРЦЕТ – строфа из трёх стихов (ааа, ббб, ввв ). Терцет в русской поэзии употребляется редко:

Она, как русалка, воздушна и странно бледна.

В глазах у неё, ускользая, играет волна,

В зелёных глазах у неё глубина – холодна.

Приди, - и она обоймёт, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя.

Но всё же она поцелует тебя не любя.

И вмиг отвернётся, и будет душою вдали,

И будет молчать под Луной в золотистой пыли

Смотря равнодушно, как тонут вдали – корабли.

К. Бальмонт

ТЕРЦИНА – строфа из трёх стихов (аба, бвб, вгв и т. д.):

И дале мы пошли – и страх обнял меня.

Бесёнок, под себя поджав своё копыто

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копчёное корыто,

И лопал на огне печёный ростовщик

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

А. Пушкин

КАТРЕН – 1. Наиболее распространённая в русской поэзии строфа, состоящая из четырёх стихов: «Во глубине сибирских руд» А. Пушкина, «Парус» М. Лермонтова, « Что ты жадно глядишь на дорогу» Н. Некрасова, «Портрет» Н. Заболоцкого, «Снег идёт» Б. Пастернака и др. способ рифмовки может быть парным (аабб ), кольцевым (абба ), перекрёстным (абаб ).

2. Вид лирики; стихотворение из четырёх строк преимущественно философского содержания, выражающего законченную мысль:

До убедительности, до

Убийственности – просто:

Две птицы вили мне гнездо:

Истина – и Сиротство.

М. Цветаева

ПЯТИСТИШИЕ – строфа-четверостишие с двойным созвучием:

Как дымный столп светлеет в вышине! –

Как тень внизу скользит неуловима!..

«Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, -

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма…»

Ф. Тютчев

СЕКСТИНА –(позднелат. sextina), илисестина (итал. sestina) (оба от лат. sex - шесть), - сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. - чаще пятистопный или шестистопный ямб

Царь-Огонь с Водой-Девицей. – А

Мировая красота. В

Служит День им белолицый А

Ночью нежит темнота, В

Полумгла с Луной-Девицей. А

Им подножье – три кита. В

К. Бальмонт

Это утро, радость эта, А

Эта мощь и дня, и света, А

Этот синий свод, б

Этот крик и вереницы В

Эти стаи, эти птицы, В

Этот говор вод… б

А. Фет

Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха - это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо - тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что "лишнее" ударение падает на слог "ют" в слове "падают". Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и "правильное" ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, "лишнее" для данного слова, оно просто "безударно" декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах - серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге "ни" в слове "яблони", на букве "е" в слове "сизые" и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)

Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер "короткий", двусложный.
На примере Блока введу понятие анакрузы.
А вот пример смешанного ямба (1-3 строки - пятистопный ямб, 2-4 - двустопный):

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Дактиль - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка - четырёхстопный, вторая - трёхстопный.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости"ной, из серого клё"на, с обивкою шё"лковой,
Ваше Сия"тельство любит по вто"рникам томный журфи"кс
В желтой венге"рке комичного цве"та, коричнево-бе"лковой,
Вы предлага"ете тонкому о"бществу ирисный ке"кс,
Нежно вдыха"я сигары эрцге"рцога абрис фиа"лковый.
(И. Северянин)

Амфибрахий - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Анапест - это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение "Стансы" имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя... Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова "доля","часть").

Графическое изображение десяти размеров стиха:

1. Хорей - Ударение с 1-ого слога
2. Ямб - со второго
3. Дактиль ударение с первого
4. Амфибрахий ударение со второго
5. Анапест - ударение с третьего
6. Пеон первый -ударение с первого
7. Пеон второй ударение со второго
8. Пеон третий ударение с третьего
9. Пеон четвёртый. Ударение с четвертого
10.Дольник- хорей, опущена одна гласная

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи...
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т...
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники...
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри...
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м...
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`...
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`...
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л...
9. Под голубы`ми небеса`ми...
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло...

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
М.Ю.Лермонтов

АНАКРУЗА - слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо - тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле - нулевая, в ямбе и амфибрахии - односложная, в анапесте - двусложная.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого "шестимерный"). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул...
Гомер "Илиада"

ИКТ - ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) - безударный слог в стихе.

ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики.

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

ОДНОСЛОЖНИК - экзотический односложный размер. Все слоги ударные.
Применяется крайне редко.
Дол
Сед
Шел
Дед.
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И.Л. Сельвинский.

ПЕНТОН - (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А.В.Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

ПИРРИХИЙ - один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии - двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
А.С.Пушкин

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра.

Дух отрицанья, дух сомненья...
М.Ю.Лермонтов

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге.

"Неповторимая дней благодать..."

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия.

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.

ЗАНЯТИЕ 22

СТРОФА. ЕЁ ВИДЫ

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико - синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа - это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы - повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова -
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

ПЯТИСТИШИЕ - квинтет.

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ - секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ - сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ - нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ - децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА - форма строфы, в которой написан роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает - с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Схема АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.

БАЛЛАДНАЯ строфа - строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили...
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет - стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана "Божественная комедия" Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД...КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ - встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад...
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО - стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ - стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

Похожие публикации