Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

История золотой орды. «Иго» Золотой Орды: что это было на самом деле

История Золотой Орды

Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус)
1224 — 1483

Улус Джучи ок. 1300 года
Столица Сарай-Бату
Сарай-Берке
Крупнейшие города Сарай-Бату , Казань , Астрахань , Увек и др.
Язык(и) золотоордынский тюрки
Религия тенгрианство , православие (для части населения), с 1312 ислам
Площадь ок. 6 млн км²
Население монголы , тюрки , славяне, финно-угры и другие народы

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус» ) или имени правителя («улус Берке» ), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке» , «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой» ). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово «орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека . В русских летописях понятие «Орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария».

Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар). Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией».

Границы Орды арабский историк Ал-Омари, живший в первой половине XIV века определял так:

"Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…

Бату, средневековый китайский рисунок

[ Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году , можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай , где великим ханом был провозглашён Мункэ , сын Толуя . Бату, «старший в роде» (ака ), поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса . Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.

Расцвет Золотой Орды

После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана . Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашённый ханом малолетний сын Бату (или сын Сартака ) Улагчи .

Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам , но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии , привлечь на службу образованных мусульман . В его правление значительных масштабов достигло градостроительство , ордынские города застраивались мечетями , минаретами , медресе , караван-сараями . В первую очередь это относится к Сарай-Бату , столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид ) . Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.

Большой минарет Соборной мечети Булгара , строительство которой было начато вскоре после 1236 года и завершено в конце XIII века

Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

В правление Менгу-Тимура (1266—1280) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду , правители Чагатайского улуса , признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость .

Тамга Менгу-Тимура, чеканившаяся на золотоордынских монетах

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю , Днестру , Узеу (Днепру ).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ

Во времена правления хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии , Египтом , Индией , Китаем . После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек , которого русские летописи называют «добрым».

«Великая замятня»

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище»

С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года ) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярибеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи Чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярибека при ханах-марионетках из рода Батуидов.

Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, ханы менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.

По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.

Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи, сын эмира Нангудая и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне Днепра .

Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377 —1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством (поражение на Воже (1378 )). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .

Правление Тохтамыша

В правление Тохтамыша (1380 —1395 ) прекратились смуты, и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1396 годов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Распад Золотой Орды

В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана , что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин , улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу , владевшим территорией Ирана . Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри нее начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1440-х — Ногайская Орда , затем возникли Казанское (1438 ) и Крымское ханство (1441 ). После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях , в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана , Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым . Центром его был Сарай .

Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи . Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Центром левого крыла был Орда-Базар . Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен .

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246 —1247 годах , выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана , женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником — визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками .

Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) .

Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани ); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255 —1266 ), близ современного Волгограда ). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид .

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был лук , которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк ). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты -чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .

Население

В Золотой Орде проживали: монголы , тюркские (половцы , волжские булгары , башкиры , огузы , хорезмийцы и др), славянские, финно-угорские (мордва , черемисы , вотяки и др.),), северокавказские (аланы и др.) и др. народы. Основную массу кочевого населения составляли кыпчаки , которые, утратив собственную аристократию и прежнее племенное деление, Ассимилированнный -тюркизировали [источник не указан 163 дня ] сравнительно малочисленную [источник не указан 163 дня ] монгольскую верхушку. Со временем общим для большинства тюркских народов западного крыла Золотой Орды стало наименование «татары ».

Важно что для многих тюркских народов название «татары» было лишь чуждым экзоэтнонимом и эти народы сохраняли свое собственное самоназвание. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов , каракалпаков и ногайцев .

Торговля

Керамика Золотой Орды в собрании Государственного исторического музея .

Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату , Сарай-Берке , Увек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак (Азов ), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия ) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном , тканями и льняным холстом , оружием , женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными кам-нями , пряностями , ладаном , мехами, кожей, медом, воском , солью , зерном , лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом .

Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и другую добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу , так и в Среднюю Азию , Индию и Китай . Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге .

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами и медными пулами .

Правители

В первый период правители признавали главенство великого каана Монгольской империи.

  1. Джучи , сын Чингисхана , (1224 — 1227)
  2. Бату (ок. 1208 — ок. 1255 ), сын Джучи, (1227 — ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235 —1241 )
  3. Сартак , сын Бату, (1255/1256 )
  4. Улагчи , сын Бату (или Сартака), (1256 — 1257 ) при регентстве Боракчин-хатун , вдовы Бату
  5. Берке , сын Джучи, (1257 — 1266 )
  6. Мункэ-Тимур , сын Тугана , (1266 — 1269 )

Ханы

  1. Мункэ-Тимур , (1269—1282 )
  2. Туда Менгу-хан , (1282 —1287 )
  3. Тула Буга-хан , (1287 —1291 )
  4. Гийас уд-Дин Тохтогу-хан , (1291 —1312 )
  5. Гийас уд-Дин Мухаммад Узбек-хан , (1312 —1341 )
  6. Тинибек-хан , (1341 —1342 )
  7. Джалал уд-Дин Махмуд Джанибек-хан , (1342 —1357 )
  8. Бердибек , (1357 —1359 )
  9. Кульпа , (август 1359 —январь 1360 )
  10. Мухаммад Наурузбек , (январь-июнь 1360 )
  11. Махмуд Хизр-хан , (июнь 1360 -август 1361 )
  12. Тимур Ходжа-хан , (август-сентябрь 1361 )
  13. Ордумелик , (сентябрь-октябрь 1361 )
  14. Кильдибек , (октябрь 1361 -сентябрь 1362 )
  15. Мурад хан , (сентябрь 1362 -осень 1364 )
  16. Мир Пулад хан , (осень 1364 -сентябрь 1365 )
  17. Азиз шейх , (сентябрь 1365 —1367 )
  18. Абдуллах-хан хан Улуса Джучи (1367 —1368 )
  19. Хасан хан , (1368 —1369 )
  20. Абдуллах-хан (1369 —1370 )
  21. Булак-хан , (1370 —1372 ) при регенстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан , (1372 —1374 )
  23. Черкес хан , (1374 —начало 1375 )
  24. Булак-хан , (начало 1375 —июнь 1375 )
  25. Урус-хан , (июнь-июль 1375 )
  26. Булак-хан , (июль 1375 —конец 1375 )
  27. Гийас уд-Дин Каганбек-хан (Айбек-хан), (конец 1375 —1377 )
  28. Арабшах Муззаффар (Кары-хан), (1377 —1380 )
  29. Тохтамыш , (1380 —1395 )
  30. Тимур Кутлуг-хан , (1395 —1399 )
  31. Гийас уд-Дин Шадибек-хан , (1399 —1408 )
  32. Пулад-хан , (1407 —1411 )
  33. Тимур-хан , (1411 —1412 )
  34. Джалал ад-Дин-хан , сын Тохтамыша , (1412 —1413 )
  35. Керим Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1413 —1414 )
  36. Кепек , (1414 )
  37. Чокре , (1414 —1416 )
  38. Джаббар-Берди , (1416 —1417 )
  39. Дервиш , (1417 —1419 )
  40. Кадыр Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1419 )
  41. Хаджи-Мухаммед , (1419 )
  42. Улу Мухаммед-хан , (1419 —1423 )
  43. Барак-хан , (1423 —1426 )
  44. Улу Мухаммад-хан , (1426 —1427 )
  45. Барак-хан , (1427 —1428 )
  46. Улу Мухаммад-хан , (1428 )
  47. Кичи-Мухаммед , хан Улуса Джучи (1428 )
  48. Улу Мухаммад-хан , (1428 —1432 )
  49. Кичи-Мухаммед , (1432 —1459 )

Беклярбеки

  • Курумиши , сын Орда-Ежена , беклярбек (1227 —1258 ) [источник не указан 610 дней ]
  • Бурундай , беклярбек (1258 —1261 )[источник не указан 610 дней ]
  • Ногай , правнук Джучи , беклярбек (?—1299/1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты , беклярбек (1299/1300 — 1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур , беклярбек (ок. 1309/1310 — 1321/1322)
  • Мамай , беклярбек (1357 —1359 ), (1363 —1364 ), (1367 —1369 ), (1370 —1372 ), (1377 —1380 )
  • Едигей , сын Мангыт Балтычак-бека , беклярбек (1395 —1419 )
  • Мансур-бий , сын Едигея, беклярбек (1419 )

В середине XIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств - Улус Джучи. Оно включало в себя степные пространства Западной Сибири, Казахстана, Восточной Европы до Дуная Эти области назывались Дешт-и-Кьшчак (Кыпчакская степь). Кроме того, в состав государства вошел ряд оседлых обла­стей со старыми городскими центрами: Северный Кавказ, Крым, Молдавия Волжская Болгария, среднеазиатские области до низовий Сырдарьи, часть Хорезма. В зависимом положении находилась Русь.

Позднее государство Улус Джучи стало называться у русских Золотой Ордой. Это название закрепилось в исторической литературе. Первона­чально оно означало «золотой шатер» (ставка хана).

В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становле­ние (1242-1266гг.);расцвет (1267-1359гг.);упадок (с 60-х до 80-хгг. XlVe.), когда Орда властвовала только в пределах Поволжья.

Одной из примечательных особенностей Орды с самого ее основания является то, что она была носителем двух хозяйственных систем - коче­вой степной и городской ремесленно-торговой. Этим определялось свое­образие золотоордынского общественного строя. На первом этапе своего существования Орда рассматривала районы с оседлым населением и го­родскими центрами как объект периодических грабительских походов. Только во второй половине XIII в. монгольская аристократия стала скло­няться к политике покровительства оседлым землям и городам, содейство­вала восстановлению хозяйства и превращению покоренных территорий в объекты систематического налогового обложения Изменению политики золотоордынской аристократии в определенной степени способствовало освобождение Улуса Джучи от власти главы Чингизидской империи - ве­ликого каана. Примечательно, что именно джучидские ханы в 1270-е гг. первыми из правителей монгольских государств стали чеканить монету от своего имени.

Освободившись к концу XIII в. от высшей имперской вла­сти, золотоордынские правители сократили выплату дани в Монголию средства оставались в их собственной казне. С этого времени начинается интенсивный рост городов в основном районе Золотой Орды - в степных низовьях Волги. Если в середине XIII в. основными городами Орды были Болгар, Хорезм (Ургенч), крымские города , т.е. центры в окраинных осед­лых землях, то в XIV в. таким становится Сарай в дельте Итиля (Волги), практически в центре громадных владений Улуса Джучи.

На Нижней Волге, где возводились новые города, благоприятно соче­тались пойменные низины, удобные для земледелия, и степные просто­ры - для кочевий и пастбищ. Слабая заселенность давала возможность их более быстрого освоения, чем традиционная территория кочевий кыпчакского населения. Здесь же важнейшая восточноевропейская торговая ма­гистраль - Волга перекрещивалась с караванными путями из Причерно­морья, Средней Азии и Монголии. Над торговыми путями устанавливался контроль золотоордынской власти.


Золотоордынские города ставились на местах кочевий ханской ставки - собственно «орды». Рудимент старого кочевого быта , она была характер­нейшим элементом золотоордынского общественного строя. Ханская орда являлась главной столицей, политическим центром Улуса Джучи. Даже в XIV в., когда в Золотой Орде было множество больших и богатых городов, хана чаше можно было застать кочующим в орде. Сарай также выполнял роль столицы, политического центра государства, но делил ее с ордой, являясь при этом основным экономическим, культурным и религиозным центром страны.

Золотоордынские города были построены прежде всего как админист­ративные центры - форпосты ханской власти на завоеванной территории. Города возникали по повелению ханов. Расцвет городов пришелся на пе­риод сильной ханской власти, а упадок совпал со временем ее ослабления. Города строились в исторически быстрые сроки. Этому способствовало то, что грандиозные завоевания монголов вызвали массовый поток рабов-плен­ных. Рабы использовались первоначально как строители новых городов, а позднее как их население, как подневольные горожане. Постепенно рабы ремесленники высвобождались от рабской зависимости, превращаясь в фе­одально зависимых людей, живущих под опекой хозяев, но своим домом. Рабский труд трансформировался в труд феодально зависимого населения. Золотоордынские города появились не в результате длительного экономиче­ского развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в райо­нах, лишенных длительной селитьбы. За короткий срок - вторая половина XIII - начало XIV в. - по берегам Волги и ее притоков от среднего течения и до дельты выросла целая цепь золотоордынских поселений. Археологические материалы фик­сируют не менее 75 городищ. Большинство их мало изучено, поэтому нет основа­ний все места с золотоордынскими слоями относить к городским центрам, однако размах строительства впечатляет, тем более что помимо Поволжья золотоордын­ские поселения возникают в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Подонье, в Крыму, в Поднепровъе, в Молдавии. Примечательно, что везде, даже в старых поселенческих районах, вблизи домонгольских городов, золотоордынские поселе­ния не имеют предшествующих культурных напластовании Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай - столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги - Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Вол­гоградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.

Золотоордынские города, даже столичные центры, с момента своего возникновения были лишены оборонительных укреплений. Только в 1360-е гг., в период смут и междоусобиц, вокруг городов прокапывается ров и насыпается вал. Впрочем, их вряд ли можно назвать укреплениями в полном смысле этого слова: на валах отсутствовали какие-либо конструк­ции. Следовательно, у золотоордынских городов изначально и осознанно была исключена одна из важнейших (если не главная) функций - оборо­нительная, что было следствием уверенности ханской власти в своей силе. Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-уса­деб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов - строителей и ремесленников, согнанных с захваченных земель. В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места- мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.

Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстриру­ют социальную ранжированность жителей.

Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь земля­нок 11-32 кв. м.

Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с эле­ментами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау - устройство для умывания.

Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки мень­шего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали так­же в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной.

Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустрой­ства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные ли­нии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, об­разованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами.

Жилищами золотоордынской аристократии были большие многоком­натные дома, которые нередко представляли собой настоящие дворцовые комплексы. Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканаль­ные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов распи­сывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сто­ронам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики.

Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орна­ментированными наличниками. Крыши таких домов, возможно, крылись

черепицей.

Вблизи дворца ставились баня, дома для слуг и охраны, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м, возможно и боль­ше. Внутри усадеб обязательно располагался колодец, иногда бассейн. Перед дворцом иногда делали открытые платформы со стенками из жженого кир­пича. Во дворах у домов стояли тандыры, открытые или под навесами. Встречаются хозяйственные ямы, в том числе зерновые. На больших усадь­бах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенами домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. В летнее время во дворе ставились легкие шатры - юрты.

Стационарные юртообразные постройки встречаются в городской за­стройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и со­храняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и час­тично мощение пола жжеными кирпичами.

В городах выявлены элементы благоустройства . Вдоль городских улиц выкапывались арыки - канавы с проточной водой. В кварталах рядовой части населения имелись общественные колодцы и устраивались большие квартальные водоемы на площадях. Использованная вода отводилась по деревянным дренажным трубам.

В застройке золотоордынских городов важное место занимали культо­вые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.

Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядо­вых горожан. В постройках для более привилегированных они были боль­шей площади (до 200 и более кв. м) - устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.

Погребальные постройки - мавзолеи были разных типов, однокамер­ные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаика­ми. Наряду с наземными были подземные мавзолеи.

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла . Формы организации ремесленного производства были разнообразны: индивиду­альные мастерские с узкой специализацией и небольшим объемом про­дукции; усадебные мастерские, в которых работа велась на хозяина; круп­ные производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному владельцу; наконец, безусловно, были государственные мануфактуры, например монетные дворы.

Наиболее развито было гончарное ремесло .

Поливная или глазурованная керамика - ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и капшна (кремнеземистой массы, сме­шанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хо­рошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкре­тизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-сред­неазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.

Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность гла­зурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разно­образием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на бе­лый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая раститель­ные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.

Красноглиняная и реже сероглиняная керамика очень разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды использовали штамп, нарезной, иногда налепной орнамент.

Керамические изделия. Особый вид производства золотоордынских керамистов - изготовле­ние мозаик и майолик, широко использовавшихся в архитектурном деко­ре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них со­ставлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Основу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамиче­ских плиток, которые покрывались обычно непрозрачной поливой - ультра­фиолетовой, белой, голубой, красной, желтой. Своеобразие золотоордын­ских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Майо­лики - керамические плитки с полным растительным либо геометриче­ским рисунком на поверхности.

Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампо­ванным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, наклад­ками на отдельные детали зданий. Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайд­жанских) импульсов.

Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками - сосудами, украшениями, оконным стеклом - и следами про­изводства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подве­сок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разно­образны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубова­тое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золото­ордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном - среднеазиатских.

Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий - топо­ры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие - мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения - арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы - замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.

Так же как и в Волжской Болгарии, в золотоордынских городах с XIV в. производили чугун , из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег. В Новом Сарае был обнаружен чугунолитейный горн с 79 отверстиями для сопел. Такое количество необходимо было для постоянной подачи воздуха и достижения температуры плавления железа.

В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастер­ские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным - главным об­разом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоушки, пла­стинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.

Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордын­ских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами - литьем, в том числе способом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.

Из цветных металлов , в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зерка­ла, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно укра­шений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на кон­цах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображения­ми животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда - сюжет античной басни.

Торевтика наряду с поливной керамикой - область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды - кубки, чаши, кувшины - покрывались тончайшей гравировкой. Интересна груп­па золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украше­нием по гребню.

Золотоордынские города создавались ханской властью на торговых пу­тях, что изначально превращало их в важнейшие центры международной торговли и места оживленного внутреннего торга . Ханы и аристократы покровительствовали торговле, которая приносила большие доходы. Су­ществовали купеческие объединения с участием аристократов, которые организовывали крупную караванную торговлю. Государственная власть обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог.

Международная торговля в золотоордынских городах в значительной сте­пени была транзитной и потребительской. Импорт был объемнее экспорта. В города Нижнего Поволжья стекались товары с востока и запада, с севера и юга: фарфор и драгоценности, стеклянная и металлическая посуда, юве­лирные украшения и оружие, шелк и парча, древесина, пряности и благово­ния. Все эти товары шли либо на потребность золотоордынской знати, или оптовыми партиями поставлялись в другие страны, тем самым осуществ­лялся обширный средневековый товарообмен. Есть свидетельства о суще­ствовании в золотоордынских городах постоянных купеческих контор.

Находки торгового инструментария повсеместны и многочисленны: весы «аптечного» типа и детали от них, безмены, весовые гирьки. Золотоордынские гирьки - бронзовые, призматические шести- и восьмигранные или многогранные. Разновесами служили также цилиндрики или розетковидные толстые пластины. Обычно золотоордынские гирьки не имели обо­значения кратности.

Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка, организованная первыми ханами в Болгаре, а позднее переведенная в города Нижнего Поволжья и другие ордынские центры. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.

Известно большое количество монетных кладов, найденных как на го­родищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень боль­шие клады - до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Зо­лотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.


Раздел геологии по изучению закономерностей формирования современных осадочных пород.

Палеогеография - наука, изучающая физико-географические обстановки, их динамику, источники (факторы) этой динамки - изменения климата, тектонические движения - на поверхности Земли в геологическом прошлом.

История Золотой Орды.

Образование Золотой Орды.

Золотая Орда получила свое начало, как отдельное государство, в 1224 году, когда хан Батый пришел к власти, а в 1266 году окончательно вышла из состава Империи монголов.

Стоит отметить, что термин «Золотая Орда» был придуман русскими, причем спустя многие годы после того, как ханство распалось - в середине XVI века. Тремя же столетиями раньше эти территории назывались по-другому, и единого названия для них не существовало.

Земли Золотой Орды.

Чингисхан , дед Батыя, поделил свою империю поровну между сыновьями - а в целом ее земли занимали практически целый континент. Достаточно сказать, что в 1279 году Монгольская империя тянулась от Дуная до побережья Японского моря, от Балтики до границ нынешней Индии. И ушло на эти завоевания всего около 50 лет - причем немалая их часть принадлежала именно Батыю.

Зависимость Руси от Золотой Орды.

В XIII веке под натиском Золотой Орды сдалась Русь . Правда, справляться с завоеванной страной было нелегко, князья стремились к независимости, поэтому время от времени ханы совершали новые походы, разоряя города и карая непокорных. Так продолжалось почти 300 лет - пока в 1480 году татаро-монгольское иго не было сброшено окончательно.

Столица Золотой Орды.

Внутреннее устройство Орды не сильно отличалось от феодальной системы других стран. Империя была разделена на множество княжеств, или улусов, управляемых мелкими ханами, которые подчинялись одному великому хану.

Столица Золотой Орды во времена Батыя находилась в городе Сарай-Бату , а в XIV веке была перенесена в Сарай-Берке .

Ханы Золотой Орды.


Наиболее известные ханы Золотой Орды - это те, от которых Русь понесла больше всего ущерба и разорения, среди них:

  • Батый , с которого началось татаро-монгольское имя
  • Мамай , потерпевший поражение на Куликовом поле
  • Тохтамыш , отправившийся с походом на Русь после Мамая, чтобы покарать мятежников.
  • Едигей , совершивший разорительный набег в 1408, незадолго до того, как иго было окончательно сброшено.

Золотая Орда и Русь: падение Золотой Орды.

Как и многие феодальные государства, в конце концов, Золотая Орда развалилась и прекратила существование из-за внутренних смут.

Процесс начался еще в середине XIV века, когда от Орды отделились Астрахань и Хорезм. В 1380 году начала поднимать голову Русь, разгромившая Мамая на Куликовом поле. Но самой большой ошибкой Орды стал поход на империю Тамерлана, нанесшего монголам смертельный удар.

В XV веке Золотая Орда, некогда сильная, раскололась на Сибирское, Крымское и Казанское ханства. Со временем эти территории подчинялись Орде все меньше, в 1480 году окончательно вышла из-под гнета Русь .

Таким образом, годы существования Золотой Орды : 1224-1481. В 1481 году был убит хан Ахмат. Этот год принято считать концом существования Золотой Орды. Однако полностью распалась она при правлении его детей, в начале XVI века.

Города, культура Золотой Орды

Особенности формирования и характерные черты золотоордынской культуры. Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, матери­альной и духовной культуры. И это не случайно.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучи-дов были ханы Берке, Узбек и Джанибек. Вот несколько свидетельств современников. Берке снискал себе уважение тем, что «распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними». Узбек построил в Сарае «медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям ее». Джанибек «оказывал великое уважение ученым и всем, отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием». Кроме того, использовались возможности завоеванных и подчиненных Золотой Орде земель.

Городская культура Золотой Орды это сплав традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булга-рии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

Страна городов. К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат).

Часть городов располагалась в оседло-земледельческих областях Среднего Поволжья, Крыма, Хорезма. Некоторые из них, особенно булгарские, сильно пострадали во время монгольских завоеваний, но переживали свое второе рождение в период правления Узбека. Значительная часть городов возникла практически на пустом месте, в степях, по велению хавов, стремившихся демонстрировать мощь и организованность своих улусов.

В середине XIII столетия ханом Батыем была основана первая столица государства Сарай или Сарай ал-Мах-руса (Дворец Богохранимый). Величественные его развалины (Селитренное городище) находятся на Нижней Волге, в Харабалинском районе Астраханской области. Это был город-гигант, размеры которого удивляли современ­ников. Ибн Баттута, арабский путешественник XIV в., посетил город и оставил следующую запись о нем: «Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрез­вычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце города и выехали оттуда утром, а доеха­ли до другого конца только после полудня... Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей». Ибн Баттута ничего не преувеличивал. Дей­ствительно, город занимал огромную территорию (приблизительно 10 кв. км) и на обход его по кругу, включая пригороды, требовалось не менее дня.

В Сарае проживало около 75 тысяч человек. Среди них были монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, византийцы. Но словам Ибн Баттуты, «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базар их».

На фоне других, особенно западноевропейских, сред­невековых городов Сарай отличался чрезвычайно высоким уровнем благоустройства. Здесь из керамических труб были проложены водопроводная и канализационная системы. Жители питьевую воду брали из фонтанов, соединенных с источником при помощи арыков.

Красивые дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, а дома рядовых жителей из сырца и дерева. Жилые комнаты в богатых домах отапливались при помощи горячего воздуха из печи, которой подавался по находящимся под полом дымоходным каналам. У стен стояли теплые лежанки-суфы. Украшениями домов и сооружений служили резьба по камню и глине, гончарные плитки. В одном из помещений был сделан красивый бассейн с проточной водой.

Богатых домов в Сарае было немало. Некоторые из них почти в первозданном виде сохранились до XVI в., когда московский царь Федор Иванович велел их ломать и «делать город Астрахань».

Сарай был также крупным ремесленным центром. Целые кварталы в городе занимали гончары, металлурги, ювелиры; работали мастерские по изготовлению поливной посуды и различных архитектурных деталей. В. расположенных рядом простых домах жили ремесленники, в землянках ютились рабы, руками которых создавалось все это богатство. Их дома обычно не отапли­вались, в холодное время года обогревались жаровнями или кострами.

Немногим более 60 лет просуществовал Сарай ал-Джадид или Новый Сарай (Царевское городище южнее Волгограда) вторая столица Золотой Орды. Город был основан в XIV в. ханом Узбеком и разрушен в 1395 г. войсками Тимура.

Новый Сарай был славен десятками мечетей, шумными базарами, где можно было встретить купцов из многих близких и дальних стран. На месте этих базаров и сегодня можно найти десятки, даже сотни монет, разбросанных прямо на земле. В многочисленных мастерских трудились ремесленники. Привлекала взор архитектура зданий. Стены домов богатых горожан были облицованы глиняными плитами. Эти плиты покрывались цветными глазурями с растительным узором в виде крупных листьев и цветов на вьющихся стеблях, а также арабскими надписями белыми красками на синем фоне. Вдоль улиц были устроены арыки, соединенные сетью каналов с искусственными водоемами или же колодцами. Грунтовую воду от сооружений отводила система подземных дренажей в виде труб из долбленых стволов дерева. Археологи также раскопали многочисленные арыки вдоль улиц.

Третьим по значимости, численности населения и богатству городом Золотой Орды был Крым. Он располагался в центре Крымского полуострова, на южном побережье которого жили греческие, армянские и итальянские купцы генуэзцы и венецианцы. Превращение Крыма (или Солхата, как его называли генуэзцы) в крупный административный и экономический центр полуострова связано как раз с бурным расцветом генуэзской торговли, который приходится на время правления Узбека. Одним из красивейших зданий Крыма являлось медресе хана Узбека. Рядом с ним стоял фонтан, куда по керамическим трубам поступала вода из источника, расположенного на ближайшем горном хребте.



Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский) и некоторые другие. Все они переживали подъем в XIV столетии и практически перестали существовать в первой половине XV в.

Мир городской культуры. Центром этой культуры была столица Золотой Орды. Сарай уже при Берке-хане «сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных» (Ибн Арабшах).

Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.

Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюркском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке, очень близком к современному татарскому. На этом языке написаны официальные ханские ярлыки, шедевры золотоордынской литературы: «Хосров и Ширин» Котба (1342), иНахджелъ-фарадис Махмуда Болгари (1358), «Джум-джума-султан» Хисама Кятиба (1369), «Гюлистан бит тюрки» Саифа Сараи (1391).

При письме использовался арабский алфавит. Самые видные места общественных зданий купола, высокие порталы и двери украшались красивыми надписями арабской вязью изречениями из Корана, стихами восточных поэтов. Писали на бумаге металлическими перьями, писали на посуде, украшениях и бытовых предметах. Широко была распространена грамотность среди простого народа.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской науки и культуры становится Ближний Восток.

Вопросы и задания

1. Назовите крупнейшие города Золотой Орды. Чем они отличались от западноевропейских городов, городов Руси? 2. Какие факты говорят о том, что золотоордынские города активно участвовали в международной торговле? 3. Представьте этнический состав населения золотоордынских городов? 4. Какие виды ремесленного производства были развиты в горо­дах Золотой Орды? 5. Можно ли утверждать, что Сарай, Но­вый Сарай, Крым и другие крупные города были культурными центрами Золотой Орды? Обоснуйте свой ответ. 6. Какие факторы способствовали развитию культуры Золотой Орды? 7. Составьте рассказ об архитектуре золотоордын­ских городов. 8. На каком языке в Золотой Орде развива­лась письменная культура? Какое отношение этот язык имеет к современному татарскому языку? 9. На основании, ка­ких фактов историки утверждают, что в Золотой Орде грамотность была широко распространена среди простого народа? 10. Назовите наиболее выдающиеся литературные произведения и их авторов периода Золотой Орды. 11. Черты и достижения, каких культур были представлены в культуре Золотой Орды? Можно ли говорить, что эта культура носила синтетический характер?

В конце XII-нач. XIII вв. в степях Центральной Монголии начался процесс образования Централизованного монгольского государства, а затем и создания новой империи. Чингиз-ханом и его преемниками была завоевана почти вся Восточная и половина Западной Евразии. В течении 1206-1220 годов была завоевана Средняя Азия; до 1216 года - Китай; в период до 1223 года - Иран, Закавказье. Затем монгольские войска вышли в половецкие степи. 5 мая 1223 года на реке Калке объединенные русско-половецкие были разбиты монгольскими войсками.

В 1227 году умирает Чингиз-хан. Перед его смертью империя была разделена между четырьмя сыновьями: Угэдею досталось Монголия и Северный Китай, Тулую - Иран, Чагатаю - восточная часть средней Азии и современный Казахстан, Джучи - Хорезм, Дешт-и-Кипчак (половецкие степи) и не завоеванные земли на Западе. Однако старший сын Джучи умер в том же 1227 году и его улус перешел к сыну Бату.


Сражение польских и монгольских войск (1241). Часть триптиха. Польша.

В 1235 году в городе Каракоруме (столица Монгольской империи) состоялся курултай (съезд) монгольской аристократии, на которым был решен вопрос о походе на Запад. Руководителем похода был назначен Бату. Ему в помощь были выделены многие царевичи и полководцы. Осенью 1236 года монгольские войска соединились в пределах Волжской Булгарии. В течении 1236 года Булгария была покорена. Дешт-и-Кипчак был покорен в период 1236-1238 годов. В 1237 году были завоеваны мордовские земли. В течение 1237-1240 годов была порабощена Русь. Затем монгольские войска проникли в Центральную Европу, успешно воевали в Венгрии, Польше и дошли до Адриатического моря. Однако в 1242 году Бату повернул на Восток. В этом определяющую роль сыграла смерть каана (“великого хана”) Угедея, сообщение о которой пришло в ставку Бату. В конце 1242-начале 1243 годов монгольские войска, возвратились из Европы и остановились в причерноморских и прикаспийских степях. Вскоре в ставку к Бату за ярлыком на княжение приезжает великий князь Ярослав Всеволодович. На территории Восточной Европы складывается новое государство - Золотая Орда.

В 1256 году Бату-хан умирает, и на золотоордынский трон садится его сын Сартак, который, однако, вскоре умирает. Хозяином трона становится Улакчи, сын Сартака, и его правление было недолгим, он умирает в том же 1256 году.

Из сообщения современников:

“В лето 6745 г. Тое же зимы от восточные страны придоша татары на Рязанскую землю лесом со царем Батыем, и сташа Онузе, взяша ю. И в Рязань послаша послом жену черодеицу, а снею два мужа, просяще десятого в люде, а во князех и в коних, от всякия шерсти десятые лошади... И Татарове начаша воевати землю Рязанскую. И пришед, отступиша град Резянь и взяша град того месяца 16... Пойдоша х Коломне... И ту у Коломны бысть им бой крепок. А татари, пришедшие к Москве, взяша ю, а князя Володимера Юрьевича изымаша”.

Из Львовской летописи:

“Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем... Купцы со всех сторон привозили ему (Бату) товары; все, что она стоила. Султаном Рума (правители из династии сельджуков в малой Азии), Сирии и других стран он давал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто приходил к нему на службу, без пользы не возвращался”.

Персидский историк Джувейни , XIII в.

“Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа... Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе”.

Западноевропейский путешественник Г.Рубрук , XIII в.

“Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию Ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам”.

Египетский историк Ан-Нувайри, XIV в.

“Пребывающий там теперь султан его, Узбек-хан, построил в нем (т.е. в Сарае) медресе для науки, потому что он очень предан науке и людям его... Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств”.

Арабский ученый ал-Омари , XIV в.

“По смерти Узбек-хана сделался ханом Джанибек-хан. Этот Джанибек-хан был чудный из мусульманских государей. Он оказывал великое уважение ученым и всем отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием...

После смерти Джанибека все царевичи и эмиры поставили Берди-бека в ханы. Берди-бек был человек жестокий, нечестивый, и душой черной, злорадный... Царствование его не продолжалось и двух лет. Бердибеком кончилась прямая линия детей Саин-хановых (т.е. Бату-хана). После него в Дешт-и-Кипчаке царствовали потомки других сынов Джучи-хановых”.

Хивинский хан и историк Абуль-Гази, XVII в.

Из трудов историков:

“Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а подход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не ставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку город Сарай... В 1251 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра”.

Л.Н.Гумилев

“Именно в 1243 г. Великий князь Ярослав впервые и первым из русских князей поехал на ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Все эти факты позволяют считать, что возникновение нового государства, получившего впоследствии название Золотая Орда, можно отнести к началу 1243 г.”.

В.Л.Егоров

“Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы Узбек-хана, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля”.

Р.Г.Фахрутдинов

Похожие публикации