Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Для какой страны характерен регулярный стиль. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. История появления, описание и вид с фото, расцвет стиля и методы его реализации. Сад в Тайланде

Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.

Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.

Для начала немного истории

Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.

Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.

Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.

Что означает слово – регулярный?

Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии
имеется основная композиционная ось
в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
центром сада является здание, дом
деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

В ландшафтной архитектуре существуют два основных, принципиальных планировочных приема: свободный (он же пейзажный) и регулярный (он же формальный). Оба направления прошли сквозь все великие исторические архитектурные стили, начиная от античности и заканчивая модерном и современной архитектурой, которые привнесли свои яркие, неповторимые черты, особенности в каждый из этих стилей.

Принципиальная разница между данными приемами с позиции организации пространства состоит в том, что регулярный стиль основан на принципах геометрии, а свободный – на полном подчинении природной среде.

Особенности регулярной планировки

Регулярная планировка, по большому счету, – это наше агрессивное вторжение в естественную природную среду.

Все планировочные элементы регулярного сада должны быть красивы, красивы «до звона», гармоничны, изысканны и, насколько возможно, приближены к совершенным. Таковы главные критерии регулярного планировочного приема.

Регулярный сад отразил извечную идею об упорядочении Мира, отразил мечту о совершенном Мире и в каждую историческую эпоху являет собой пример, как люди представляли себе идеально выстроенный мир, «Парадиз».

Развитие великих исторических архитектурных стилей в Европе по периодизации различается на столетия в разных странах.

В античном саду регулярный прием встречается реже, в основном в плодовых садах, огородах, во внутренних дворах домов. Ярко иллюстрирует его вилла Адриана. Особенность регулярного приема в античном саду – абсолютная простота и ясность построения пространства. Бесконечная гармония сочетания прямых и циркульных линий, прямых углов, чистота композиции, полное отсутствие вычурности.

Религиозное мировоззрение определяло дух всей эпохи романского и готического стилей. Здесь регулярный планировочный прием находим в садах при монастырях, виноградниках, аптечных садах, садах внутри замков, декоративных огородах. Регулярный планировочный прием садов Возрождения – напоминание об античном саде римского периода. Новая эпоха провозгласила новые ценности человека с его новым взглядом на мир, его устройство, красоту земли и прославление природы. Яркими примерами таких садов являются итальянские сады на активном рельефе, симметрично спланированные и изысканно рукотворные: вилла Боргезе, вилла д’Эсте, сады Боболи. Они характерны театральными эффектами в построении пространства, украшенного сложными архитектурными декорациями.

Регулярный сад эпохи Барокко изобилует пышностью композиции, изысканностью линий, нарядностью форм, затейливостью сюжета в построении ландшафтного сценария. Это продолжение дворца под открытым небом: с залами, театрами, амфитеатрами, балюстрадами, открытыми широкими яркими партерами, роскошными водоемами и фонтанами.

Наибольшего блеска, остроты, яркости регулярный планировочный прием достиг в великих детищах гениального Анре Ленотра. Среди них, возможно, самым ярким предстает Версаль. Вид огромных открытых пространств измененной природы в масштабах, немыслимых для того времени, уже в подсознании вызывал порабощение. Это было яркой демонстрацией того, что может сделать Король-Солнце с природой, с людьми, воплощение идеи абсолютной власти над миром, над судьбами и самой природой.

Сады Рококо – в высшей степени декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и полная театральная иллюзорность архитектурной среды, созданной человеком как воплощение стиля, визуально изменяющим, разрывающим, опрокидывающим пространство.

Классицизм, пришедший на смену Барокко и Рококо, был обусловлен новым образом мышления, новой эстетикой зарождавшегося нового буржуазного общества. У его истоков лежали натурфилософские идеи, идеализация античности, влияние восточных культур. В ландшафтной архитектуре он тесно соприкасается с Романтизмом в его стремлении к идеализации живой природы. Новая эстетика воплотилась в свободной композиции новых садов и парков, где регулярные планировочные элементы стали только фрагментом.

Регулярный сад эпох Классицизма и Романтизма занимает очень скромное по площади, но часто центральное место: перед дворцом, как фойе, как гостиная комната на улице. Он уже не поражает монументальными масштабами регулярного сада прошедших эпох. Это уже небольшая территория как дань традиции и увертюра в восприятии грандиозных композиционных событий ландшафтного сценария свободных планов.

Регулярный сад Романтизма характеризует загадочный, изысканный рисунок. Типичным примером романтического регулярного сада можно назвать дворик перед Алупкинским дворцом со стороны моря: с партером, на котором царит изысканный фонтан.

Архитектурный стиль второй половины XIX века, часто именуемый эклектическим, в планировке регулярного сада характеризуется продолжением тенденций регулярного романтического сада с использованием, заимствованием цитат из садов прошлых эпох, чем, собственно, и принципиально отличается архитектура этого периода.

Последний великий исторический архитектурный стиль рубежа XIX–XX веков – Модерн (или Арт Нуово) – мало представлен регулярными садами. Они изысканным декоративным планом раскрываются перед зданиями, оставаясь лишь фрагментом роскошного большого свободно спланированного пространства.

К основным планировочным элементам регулярного сада можно отнести партер, боскет, водоем регулярной формы и, конечно же, геометрически выстроенную аллею как связующую ось в пространстве. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и характеристики.

Регулярный партер – это большое пространство, которое оформляется как цветной ковер, яркий и декоративный. В разные исторические эпохи партер оформлялся по-разному.

В садах Барокко и Рококо он выполнялся из низко стриженых кустарников, например, вечнозеленых самшита, тиса; обрамляющих почвопокровные растения. Но стоит заметить, что те цветы, которые мы сейчас знаем как основные ковровые растения, были введены в культуру только в конце XIX века на основе интродукции южноафриканских цветущих почвопокровных. В прошлые исторические эпохи в культуре еще не было низкорослых ярко цветущих травянистых почвопокровных. Добиться красочного эффекта возможно было только использованием цветных материалов – таких как цветная мраморная крошка, уголь, битый кирпич, осколки цветного стекла и т. п. Поэтому в своем роде анахронизмом можно назвать применение этих материалов в нынешних регулярных садах, в то время как существует масса цветущих ковровых травянистых почвопокровных растений.

Рисунок партерных узоров варьировался от простых геометрических в садах Античности, Готики и Возрождения до буйных, вычурных и изысканных – в эпоху Барокко.

– это оформленное густо посаженными стрижеными растениями пространство, имитирующее в своей идее дворцовые галереи, театры, аркады, колоннады, анфилады залов, комнаты. Все это достигалось формированием – закреплением растений на специальных каркасах и формовочной стрижкой. Стригли любые растения: и хвойные, и лиственные, и деревья, и кустарники. Особенно идеально стриглись для создания огромных пространств залов и театров дуб, граб, бук, липа, ели, туи. Густые заросли формировались в классические боскеты. Популярный планировочный элемент регулярного сада – лабиринт – также являл собой боскет.

Искусство формовых растений – топиарное искусство – достигло своего апогея к XVII веку. В некоторых странах Западной Европы того времени считалось дурным тоном присутствие неформованных растений в садах. Они стриглись в виде архитектурных форм, скульптурных композиций, животных, птиц, геометрических фигур. Так было принято. Мир должен был быть преобразованным как эстетический идеал эпохи.

Топиар. Ботанический сад Мадейры — Фуншал

Аллеи – это геометрически выстроенные дорожки, оформленные посадками, окаймленные деревьями и кустарниками: однорядными, двухрядными, трехрядными. Особое требование к оформлению аллей состояло в том, чтобы растения, их окаймляющие, были идеально подобны – одной породы, одного вида, одного возраста. Породы могли чередоваться, но не через один, а ярусами: на переднем плане одна, на заднем – другая. Растения высаживались рядами, квадратно-гнездовым способом, в шахматном порядке. Поэтому, когда понятие «аллея» употребляется применительно к свободному ландшафту, это неверно. В свободном ландшафте аллеи не существует; там есть дорожки и тропинки, оформленные, как это характерно для естественной природной среды – группами, куртинами, массивами насаждений. Аллеи же могут быть линейные, циркульные, но обязательно подчиненные общему композиционному замыслу, всей планировочной структуре регулярного ландшафта.

Водоем – один из самых дорогих и наиболее эффектных планировочных элементов любого ландшафта, поэтому в регулярном ландшафте к нему нужно подходить с особым вниманием. Здесь он композиционно работает как украшение пространства, как брошь, драгоценность. Его форма в регулярном ландшафте эффектно красива, необыкновенно изысканна, декоративна, иногда – до изощренности в своих очертаниях. Она не должна быть проста, как мычание, что мы видим на регулярных ландшафтах сегодняшних усадеб.

Регулярный ландшафт изобилует цветовыми пятнами цветников и цветочных устройств. Это клумбы, рабатки и бордюры.

– устройство для цветочной композиции, которая, чаще всего, круглая, овальная или смешанная композиционно с прямоугольником или квадратом, с обязательно приподнятой центральной частью. Это усиливается также цветочной композицией, где по контуру применяются более низкие цветы, а к центру – повыше. Здесь же, в центре, акцентом может быть одно возвышающееся цветущее или хвойное растение, скульптура или малая архитектурная форма. Раньше в качестве такого акцента использовались почвопокровные растения на специальных каркасах, которые выполнялись в виде малых архитектурных форм и скульптур.

Рабатка – цветочная полоса, которая также в регулярном ландшафте может быть однородной или с орнаментом, выполненным из низких цветов.

Бордюр – это декоративное окаймление. Он может выполняться из стриженых вечнозеленых кустарников, ярких цветов, подчеркивающих изысканность рисунка плана аллей, площадок партера и амфитеатра.

В регулярном ландшафте активно использовались трельяжи как декоративные ширмы для разделения пространства сада. Их увивали цветущие и декоративные лианы.

Особенности пейзажного планировочного приема

Линии естественных очертаний, объемно-пространственные композиции из растений, рельефа, воды и камней, словно созданные самой природой; отсутствие прямых линий, углов и строгих геометрических фигур в рисунке плана; дорожки, повторяющие характер рельефа, извивающиеся в пространстве, как бы играя с ним; русла рукотворных ручьев и каналов, берега искусственных водоемов, которые воспринимаются как естественные; здания и сооружения, органично вписанные в рукотворную природную среду – все это характерные черты пейзажной планировки сада.

Свободный планировочный прием, его называют еще пейзажным, взошел на престол в Англии и стал царить в ландшафтной организации садов и парков всей Европы одновременно с классицизмом и романтическим стилем. Новое время, новые общественные отношения породили новую эстетику восприятия мира и человека в этом мире. На смену геометрически упорядоченной гармонии пришло восхищение естественной природной средой как образом нового «Парадиза». То было время музыки Бетховена и Шопена, поэзии Пушкина и Байрона, захватывающих сюжетов Дюма и любовных коллизий романов Жорж Санд. Время мифологических античных историй, воплощенных в живописи Николы Пуссена и романтической героики полотен Карла Брюллова. Время свободолюбия и юношеского романтизма, штормовых бурь и светлой мечты о несбыточном.

Внимание современников той эпохи сосредоточивалось также в особенном отношении к античному наследию и сказочным описаниям путешественниками садов далекой и загадочной Японии, в которых отражен весь мир в миниатюре; свободно спланированных величественных садов Китая как вселенских садов. Все это нашло отражение и стало востребованным в романтических ландшафтах: театральные декорации садов Барокко заменились таинственными гротами, заколдованными пещерами, волшебными романтическими руинами, героическими скалами и библейскими каменными хаосами.

Композиция свободно спланированных садов эпохи Романтизма строилась на совершенно иных принципах, нежели свободные планы современных ландшафтов. Объемно-пространственная композиция романтических садов базировалась на образной семантике античной мифологии и библейских сюжетов. Картины античной мифологии разыгрывались в действующих лицах с участием богов и героев, при этом сценой событий являлось само пространство сада или парка, а исполнителями – деревья, кустарники, цветы, скалы, камни, водные потоки и водные зеркала. Природные элементы, одухотворенные этими образами, и составляли композицию в пространстве как ландшафтный сценарий. То были романтические игры взрослых людей с природой – странные для нас своеобразные шарады на популярные сюжеты. Вся суть эпохи отразилась в садах Романтизма.

Принципиальная разница в использовании регулярных и свободно спланированных садов заключалась в том, что первые служили для гуляний большого количества людей, а вторые создавались как парки усадебные: их планировочные элементы не предполагали большого количества посетителей на единицу площади.

В Украине яркими образцами садов со свободной планировкой, садов мирового уровня, можно назвать совершенно гениальный Алупкинский парк, спланированный садовником Кебахом в XIX веке, парк «Софиевка» в Умани, Тростянецкий дендропарк, парк «Сокиринцы», «Александрия» в Белой Церкви.

К основным планировочным элементам свободно спланированного ландшафта можно отнести: лужайки (в отличие от партеров регулярного сада), дорожки (в отличие от аллей), тропинки, водоемы с естественными природными формами, куртины, или, по-простому, заросли и массивы (в отличие от боскетов), древесно-кустарниковые группы и солитеры в композиции насаждений.

Лужайки – это открытые пространства, многопланово обрамленные кулисами насаждений, как сцена, в развитии ландшафтного сюжета. Картины, созданные пространством лужаек, могут образовывать пейзажи ближних, средних и дальних перспектив. Картины дальних перспектив замыкаются видами на ценные архитектурные или ландшафтные объекты, находящиеся далеко за пределами территории сада, но служащие композиционными акцентами его пространства. Этот распространенный, особенно в прошлом, прием построения композиции ландшафта называется «пейзаж взаймы».

Дорожки и тропинки, связывающие основные объекты на территории сада, энергично извиваются в пространстве, плавно прорисовываются, подчиняясь свободным формам рельефа, касаясь горизонталей.

Водоемы в свободно спланированном ландшафте имитируют созданные природой ручьи, потоки, водопады, родники, озера. Их искусственно образованная природная форма, заключенная в берегах, изрезанных бухтами, окаймленных камнями, цветущими и вечнозелеными декоративными растениями, подчеркнуто декоративна, она максимально выявляет художественные достоинства природной среды, делая ее еще прекраснее.

Деревья и кустарники в пейзажном ландшафте располагаются свободно в пространстве в виде групп, куртин и массивов, создавая многоплановые кулисы пейзажных картин, дополненных отдельно стоящими выразительными деревьями или кустарниками – солитерами.

Цветы в пейзажном свободно спланированном ландшафте располагаются подобно природным цветущим лужайкам – декоративными цветовыми пятнами, бордюрами свободной формы, уже не окаймляя и подчеркивая, как в регулярном саду, геометрию пространства, а играя с ним, выстраивая его колористическую гамму и выявляя наиболее эффектные композиционные черты.

Цветник, сад Бутчардов

Свободный планировочный прием основан на максимальном подчинении природной среде и выявлении ее достоинств. Высшим пилотажем архитектора, работающего со свободным планом, является достижение ощущения того, что здесь так было всегда, здесь творила сама природа.

Елена ГНЕЗДИЛОВА, архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

Пятый век до нашей эры – эпоха высшего расцвета Вавилона, именно в ту эпоху он становится культурным центром всего востока, и именно тогда царём Навуходоносором были созданы знаменитые висячие сады. Их красота поражала современников, а среди потомков слагались легенды о знаменитых «висячих садах Семирамиды».

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Но не только шумеры были мастерами садового искусства. Мидийцы и персы также достигали успехов в создании садов. И все же их стиль не сильно отличался от стиля ассирийцев и вавилонян. Обыкновенно дворец был тем самым местом, которое окружали сады. Строение их было геометричным, внутри было много аллей. Такие сады назывались «парадизи».

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и центром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1)Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2)Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3)Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Характерными признаками таких садов были каменные стены, которые их ограждали. Часто эти стены дополняли водные рвы или небольшие павильоны. Грядки имели прямоугольную форму, а между ними часто были проложены дощатые, кирпичные или каменные дорожки. На грядках росли коренья и овощи, а также растения, с помощью которых отпугивали насекомых или готовили «любовные напитки».

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Широко использовались душистые травы, которые использовались как для того, чтобы напомнить человеку о рае, так и для того, чтобы очистить замки от дурных запахов. Розы, которые крестоносцы принесли с Ближнего Востока, особенно ценились в качестве декоративных цветов. В местах, предназначенных для различных светских увеселений и рыцарских турниров, любили устраивать «луга цветов».
С наступлением Ренессанса садово-парковая культура стала широко распространённой. Именно в эту эпоху появилась большая часть образцовых парков и садов, подобных садам Версаля, которые и поныне являются культурным достоянием Европы. Основу для всех стилей заложили пейзажный и регулярный стиль.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

В наши дни русский парковый стиль используется всё шире. Нечто близкое по духу встречается и за пределами России. Так, в Германии в настоящие дни популярен стиль «натургартен», во Франции «жарден дю натур» а в Англии «экогарден».

Написал стихотворение трагическое и ироническое. «Это какая улица? // Улица Мандельштама. // Что за фамилия чертова - // Как ее ни вывертывай, // Криво звучит, а не прямо. // Мало в нем было линейного, // Нрава он был не лилейного, // И потому эта улица, // Или, верней, эта яма // Так и зовется по имени // Этого Мандельштама». Полагаю, оно является вариацией темы «Памятника» Горация. Памятником оказывается яма (могила) - в силу своей физической иррегулярности. А еще мне, прошу прощения за урбанистический взгляд, кажется, это очень неординарное размышление о природе линейной и свободной планировки. Как ни странно, в истории мы не наблюдаем эволюции от городов иррегулярных к регулярным. Казалось бы, сначала должно появиться поселение свободной формы, потом ему должны придать геометрический порядок. Однако и в Вавилоне, и в Мохенджо-Даро (главном городе Хараппской цивилизации), и в Гизе (Египет, Древнее царство), то есть во всех центрах изобретения городской цивилизации, мы с самого начала сталкиваемся с регулярными планами. Это даже завораживает. Изобретение регулярной планировки оказывается современным изобретению города вообще. Стоит напомнить, что города появляются примерно тогда же, когда и письменность. Не знаю, насколько оригинальным является это сравнение, но для археолога или человека с филологическим опытом очевидно визуальное сходство регулярных планов древних городов с древнейшими памятниками письменности - будь то хеттские клинописные таблички или египетские рельефы и папирусы. Письменность и регулярный план - это изобретения-современники и, как мне кажется, родственники. Если угодно, регулярный план - это текст, написанный прямо на земле. Тем более поразительно, что одновременно существуют города регулярные и иррегулярные. Изобретение регулярности выглядит колоссальным цивилизационным скачком, но оказывается, что им можно пользоваться, а можно и нет. Это все равно как изобрести колесо и откатить его в сторону. С семиотической точки зрения прямоугольные кварталы на территории являются знаками-индексами в классификации Чарльза Пирса (то есть такими, в которых означающее физически связано с означаемым - как, скажем, этикетка с бутылкой, на которую она наклеена). Это индексирование в древности происходило буквально, путем разметки плана города на местности, прочерчивания границ плугом (как делал Ромул при основании Рима). В известной степени так же происходит до сих пор (с той разницей, что план сначала вычерчивается на бумаге или в компьютере). Вопрос - что означают эти прочерченные на земле прямоугольные знаки? И почему ими можно не пользоваться, что заменяет эти знаки, когда регулярной планировки нет? Об этом и говорит Мандельштам. Улица потому получает его имя, что она (яма) и он (поэт) «нелинейны». Индексом для иррегулярной территории является человек. Следом такого означивания человеком места являются наши именования улиц - хоть той же улицы Мандельштама, которая таки появилась в Воронеже, хоть Немцова моста, который так пока и не появился в Москве. Из таких обжитых и означенных смертью мест и складывается органическое, иррегулярное поселение. За этим стоит представление о неразрывной, сакральной связи человека и территории. Вспомните запреты на продажу земли в феодальной экономике, принципы майората - живые знаки-индексы не могут меняться или дробиться. Кстати, забавным рудиментом этой идеи в современной экономике является необходимость нотариального заверения купли-продажи недвижимости (чего не нужно делать ни с едой, ни с одеждой, ни с механизмами): земля - это такой товар, покупка которого за деньги не вполне законна, нарушает порядок вещей, и требуется юридическая процедура его восстановления. Что означает регулярный прямоугольник территории, если при свободной планировке участок индексирует связанный с ним конкретный человек? Если бы, скажем, в Мандельштаме было «много линейного», если бы это был такой стандартный, «прямоугольный» Мандельштам, то его имя ничего не говорило бы о месте. Его человеческое качество свелось бы к квадрату. Здесь стоит вспомнить о роли геометрии в древних цивилизациях. Пифагорейцы, а за ними Платон, видели в геометрии выражение метафизического порядка мироздания. Отсюда проистекают эзотерические следствия учений о пропорциях, но в случае с регулярной планировкой речь идет о самом элементарном геометрическом порядке. Однако смысл его не столько элементарен, сколько очень обобщен. Сама акция соотнесения территории с геометрическим порядком делает ее причастной к порядку разума. Природа не знает прямых углов, регулярная территория - это не просто terra, но terra sapiens. Если угодно, иррегулярный город сплошь состоит из имен собственных - он размечен уникальностью судеб тех, кто здесь жил и умер. Регулярный город - это город местоимений. В каждом конкретном квартале может жить кто угодно, а может не жить никто, для прямоугольных территорий важно только одно их свойство - наличие сознания. Спиро Костоф потратил много сил на то, чтобы доказать, что регулярность планировки города не имеет политического смысла. Его аргументы не лишены убедительности и остроумия. На основе сетки устроены города демократические (как у греков или американцев) и авторитарные (как в Древнем Китае, Риме или в СССР) - форма города ничего не говорит об устройстве власти. «Сетка - это сетка и ничего, кроме сетки» - вот формула Костофа. Она звучит прекрасно, но я не могу согласиться. Сетка не имеет конкретного политического смысла, но сетка имеет политический смысл как таковой. Сетка - это власть. Это не обязательно власть авторитарная. В традициях американской урбанистики принято связывать регулярную сетку с демократическим устройством, и это естественно для людей, у которых есть Нью-Йорк. Отцы-основатели США полагали, что правом голоса обладает землевладелец, а земельное законодательство этого времени предписывало размечать землю в ортогональной сетке, так что вместе получался яркий пространственный образ демократии - все граждане равны, у всех равные наделы, каждого можно свести к квадрату. Однако при этом стоит иметь в виду, что и Мэдисон, и Джефферсон, и Джей, и даже Гамильтон были людьми Просвещения и классицизма и, придумывая страну, вдохновлялись моделью древнегреческой колонизации. Сами по себе люди, поселившиеся рядом, в силу, я думаю, невозможности сбалансировать два базовых стадных инстинкта - права на равенство и права на первенство - не могут разделить свою территорию на равные прямоугольные части. Для этого нужен внешний фактор, осуществляющий это деление. Конечно, города мормонов (Солт-Лейк-Сити), греческих колонистов (Милет, Приена), римские военные лагеря (Тимгад, Сплит), сталинские и муссолиниевские города имели разное политическое устройство. Однако у них есть одна общая черта - все они были средствами колонизации территории. Я считаю, что это право - право перевода пространства из terra inconscia в terra sapiens - является прерогативой власти. Колонизация - это превращение диких территорий в цивилизованные еще до того, как на них поселились цивилизованные горожане. Колонизация может иметь самые разные цели - хозяйственные, административные, религиозные, - но эти цели достигаются с помощью политической власти. Если город основан железнодорожной компанией (как, например, Галва, штат Иллинойс) для спекуляции земельными участками, то это означает, что политическая власть в городе принадлежала железнодорожной компании, а если в 1833 году Джозеф Смит нарисовал идеальный план Сиона, воплощенный, по итогам исхода мормонов, в Солт-Лейк-Сити, то это значит, что политическая власть в этом городе принадлежала мормонам. Колонизация - властный жест. Если мы встречаем примеры добавления к городу с иррегулярной планировкой регулярной части (как в Неаполе) или сталкиваемся с регулярной перепланировкой исторического города - это улика вмешательства власти. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров в истории градостроительства - перепланировка российских городов Екатериной Великой, учрежденной ей комиссией Ивана Бецкого, когда большинство из них получили регулярные планы. Этот грандиозный опыт можно связать с высказанной Александром Эткиндом идеей «внутренней колонизации» как основной стратегии российской государственности. Регулярный план был одновременно и средством модернизации страны, и признаком политического доминирования. Напротив, если мы сталкиваемся с постепенной утратой регулярности в городе - а это история большинства европейских городов, выросших на римской основе, - то перед нами след «ухода» власти из города. Так происходило вплоть до ХХ века - и вдруг все перевернулось. Бесконечные новые районы СССР, отчасти Европы (Франция, Германия), Азии - колонизация спальными районами происходит в форме оккупации свободных пятен без всяких признаков регулярности. Напротив, квартальная застройка исторических центров начинает ассоциироваться со свободной городской жизнью, традициями и «правом на город» (термин Анри Лефевра 1968 года, акцентирующий права городских сообществ в противостоянии власти и спекулятивному девелопменту). Как это возможно? Мне кажется, для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что в традиционном городе прямоугольник квартала застраивался сравнительно свободно. Мы встречаем там большое разнообразие форм - от городских вилл до многоэтажных домов-каре, от дворов-колодцев до парадных внутренних улиц. Свободная планировка спальных районов неотделима от стандартных жилых ячеек многоквартирных домов. Многоквартирный индустриальный дом - это регулярный город, сведенный в один объем, квадрат квартала, превратившийся в кубик квартиры. Именно поэтому, мне кажется, индустриальное многоквартирное жилье имеет достаточно ощутимый привкус репрезентации власти, и авторитарные режимы - как Россия или Китай - отдают заметное предпочтение этой форме расселения. Так власть становится ближе, интимнее: она приходит к вам в квартиру. По сравнению с этим клетки кварталов кажутся символами гражданских свобод и неформальных сообществ горожан.

Похожие публикации