Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что нарисовать на дереве. Как рисовать деревья? Рисуем дуб, сосну и плакучую иву поэтапно. Рисуем лиственное дерево поэтапно

Уроки поэтапного рисования карандашом.
Деревья в лесу или в парке, или одиноко стоящее дерево посреди поля — довольно распространённый объект рисования. Без дерева нельзя изобразить пейзаж или красивый фон, состоящий из леса.
С первого взгляда дерево рисуется очень просто – есть ствол, ветви, листья, но на практике художник сталкивается с неожиданными трудностями и изобразить дерево становиться настоящей проблемой.

Первый этап.
Основой дерева является его ствол. Поэтому рисование дерева нужно начинать со ствола. Сверху ствол тоньше, а внизу толще. Если мы рисуем кисточкой, то
верх ствола нужно рисовать её кончиком, а низ - нажимая всей кистью.

Второй этап
- это изображение крупных,главных веток. Они рисуются так же, как ствол: вверху тоненькие, а ближе к стволу - потолще и направлены вверх тонким концом, при этом помним, что ветки на стволе находятся на разном расстоянии.

Третий этап
- рисование мелких веток, то есть кроны дерева. Их очень много. Мелкие ветки рисуются одинаковой толщины - они тоненькие, но тоже тянутся вверх - к солнцу.

дерево-ствол, крупные ветки, мелкие веточки





у берёзы ветки очень тонкие и расположены не вверх, они гнутся, свисают
вниз и делятся на ещё более тонкие веточки.
Основные этапы рисования любого дерева: ствол, крупные ветки, тонкие веточки

Прежде чем приступить к поэтапному рисованию деревьев с детьми, внимательно рассмотрите эти природные объекты, найдите общие черты. Что же характерно для любого (или почти любого) дерева? Конечно, это мощный и прямой ствол. Внизу ствол толстый, но чем ближе к верхушке, тем он становиться тоньше. От ствола отходят во все стороны ветки. Обычно главные ветви направлены вверх. У основания ветки длинные, ближе к вершине – короткие. От крупных скелетных ветвей отходят в разные стороны более мелкие веточки, от них еще более мелкие и т.д. Именно эти мелкие веточки формируют крону деревьев. «Скелет» дерева готов. Изображать таким способом можно зимние деревья – без листвы, одни веточки.

Поэтапное рисования деревьев с детьми – обобщенная схема рисования дерева.
«Скелет» дерева оденем в листочки. Рисовать их можно точечками, создавая из отдельных точек массу листвы (дерево А). Раскрашивая листву, лучше брать несколько оттенков зеленого и даже желтого цвета для летнего дерева. А для осеннего – желтые, красные, оранжевые и зеленые краски.
Но еще проще для детей изобразить некоторую плоскость неправильной близкой к овалу формы(дерево Б). Таким способом интересно пользоваться при рисовании с маленькими детьми, или изображая деревья в пейзаже. В этом случае, сначала нарисуйте только ствол и толстые скелетные ветви, а мелкие веточки добавьте уже после того, как закрасите зеленою область.


Варианты рисования листвы – поэтапное рисование деревьев с детьми
Это дерево «вообще». Но, конечно, разные виды деревьев будут сильно отличаться. И, прежде всего, на нашем рисунке это будет различие в стволах. Толстый и мощный дуб-богатырь, стройная плакучая береза с поникшими ветвями, рябина или сосна – сравните с детьми стволы этих деревьев.


Стволы различных деревьев.
Познакомить детей с различными породами деревьев вам поможет

Очень простое дерево – поэтапное рисование с детьми от 4 лет.

Это действительно очень простой способ нарисовать дерево. Конечно, его видовую принадлежность определить вряд ли удастся. Понятно только, что это дерево лиственное. Здесь мы изображаем с детьми только ствол и несколько крупных веток. Листва — овал. Раскрашивать такой рисунок можно не только карандашами и красками, но даже фломастерами.


Простое лиственное дерево – схема поэтапного рисования с детьми от 4 лет.
Хоть такой рисунок дерева очень простой и обобщенный, но он предоставляет достаточно богатую почву для творчества. Посмотрите, какие деревья можно нарисовать на основе нашей картинки.


Варианты оформления кроны дерева.

Дуб – поэтапное рисование деревьев с детьми от 6 лет.

Такой дубок похож на простое дерево, которое мы рисовали выше. Но все-таки здесь добавлено значительно больше деталей. Это и дупло, и текстура коры, и ветки сложной формы. Не страшно, если ваш малыш что-то опустит и упростит рисунок. Если его дубок получится мощный и коренастый – то художественная цель будет достигнута!


Дуб – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Береза – поэтапное рисование деревьев с детьми от 8 лет.

Нарисовать такое дерево для детей достаточно сложная задача. Это изображение уже приближено к реалистичному изображению, изобилует деталями и сложными линиями. Поэтому такая работа не подходит для дошкольников. Да и младшие школьники, скорее всего, будут упрощать этот рисунок. Обратите внимание детей на положение веток березы – они склоняются вниз.


Береза – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 8 лет.

Сосна – поэтапное рисование деревьев с детьми от 6лет.

От лиственных деревьев переходим к хвойным. Напомните детям, что сосна – вечнозеленое дерево. Поэтому неважно, рисуете вы ее в зимнем или в летнем антураже – крона всегда будет одинаковой. Сосна рисуется по тому же принципу, что и лиственные деревья, но зеленые пятна-иголки нужно четка «привязывать» к веткам. Да и «голая» часть ствола этого дерева намного больше, чем у лиственных пород.


Сосна – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Елка – поэтапное рисование деревьев с детьми от 4 лет.

Елка – схема поэтапного рисования дерева с детьми от 6 лет.

Пальма – поэтапное рисование деревьев с детьми от 7 лет.

До этого мы приводили схемы рисования деревьев, которые повсеместно растут в нашей стране. А теперь давайте посмотрим на экзотическую пальму. Довольно простое и декоративное дерево для рисования с детьми – это пальма. Название «пальма» произошло от латинского слова «palma», что в переводе обозначает «ладонь». Такие ассоциации родились, очевидно, от растопыренных как пальцы пальмовых листочков.
Мы приводим два варианта рисования этого дерева. Первый – более «мультяшный», второй более реалистичный. По сложности выполнения оба рисунка примерно одинаковы. Их можно рекомендовать для работы с детьми от 7-8 лет.

Пальма №1– схема поэтапного рисования дерева с детьми от 7 лет.

Пальма №2– схема поэтапного рисования дерева с детьми от 7 лет.

В этом уроке рисования мы рассмотрим, как рисовать дерево карандашом поэтапно для начинающих. Для этого нам понадобиться карандаши разной мягкости и стерка с острым кончиком, или клячка(мягкая резинка, которую можно изменять).

Нарисуем вот такое красивое дерево.

Намечаем наше дерево по высоте, расположение ствола и ветвей.

Рисуем ствол, какой он толщины. Учтите, что ствол дерева не имеет форму моркови: он сужается вверх постепенно, и происходит это во многом благодаря отходящим от него веткам. Разветвляясь, становится тоньше. Это справедливо и для веток — чем больше ветка разветвляется, тем тоньше становятся веточки, удаляясь от ствола. Не стоит рисовать слишком толстое у корней дерево — иначе у Вас может не хватить высоты листа.

Продолжаем уточнять местоположение и размер веток дерева, рисуем более тонкие веточки.

Итак, на предыдущем этапе мы нарисовали дерево с ветками. Теперь обведем его по контуру мягким карандашом, меняя для выразительности силу нажима, чтобы линия была разной толщины.
Но нам нужно нарисовать листья. Каждый листок нарисовать невозможно, нужно решить, как выглядят листья в массе. Для этого представим, что свет падает сбоку. Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на настоящие деревья или фотографии деревьев в солнечный день. Там хорошо заметно, что листья расположены такими большими массами. Отдельные листочки можно нарисовать позже, а пока проложим тени. На стволе дерева тоже есть тени.

Наносим тени в области листвы дерева.

Наносим более темные участки дерева более мягким карандашом. Кое-где рисуем тонкие веточки с помощью резинки (стираем, и получаются белые веточки) и карандаша. В некоторым местах рисуем листья.

По такому же принципу дорисовываем дерево, для выделения светлых участков используем стерку.

Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Это значит, что он будет освещен неравномерно. Т. е. с одной стороны — свет, а с другой — тень. Свет может находиться и посередине «цилиндра», а по его бокам, соответственно — тень. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Подчеркивание создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными.

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Растрескиваясь и огрубевая, этот слой с годами становится толще и грубее. Каждый отдельный «бугорок» коры имеет освещённую и теневую стороны. Но глядя на дерево мы не видим таких подробностей, а воспринимаем образ в целом. Поэтому художник не срисовывает каждую «коринку», а передает фактуру штрихом похожим на кору. Например, можно использовать «корявый» штрих, с разной толщиной линии. При этом область коры, находящаяся в тени, будет темнее.

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

У каждой породы дерева есть свои особенности. Например, характер изгибов ствола и ветвей. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов, образуя «рогатку». Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. Поэтому, рисуя дерево, нужно быть наблюдательным и видеть различные особенности строения.

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Поэтому, передавая светотень на цилиндрической поверхности ствола, нужно ещё посмотреть — нет ли на нём падающих теней от его листвы. В солнечный день бывает так, что ствол дерева испещрён «пятнами» падающих теней.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

В предыдущих схематичных рисунках деревья выглядят «мультяшно» и упрощённо. В настоящем рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности (о видах штриховки я писал ). Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Но как нужно штриховать дерево, чтобы получилось реалистично и живо?

Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Т. е. характер линий будет подобен характеру листьев. На приведённом рисунке Вы можете увидеть три вида штриховки, соответствующих трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые. Но это лишь примеры. Вы можете придумать свой вид штриха. Здесь нужно подключать фантазию и не мыслить шаблонно. Для коры дерева следует придумать другой штрих, для травы третий и т. д. В этом отношении только могу дать такой совет: рисунок эффектно смотрится, когда толщина линии меняется. Т. е. работать нужно тупым и острым кончиком грифеля карандаша. Поэтому придумывая свою штриховку, можно учитывать этот момент.

9. Просветы в массе листвы.

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Казалось бы всё просто. Но, как раз, здесь, у начинающих художников и возникает проблема в рисовании деревьев. Дело в том, что эти просветы начинающие изображают не между массами листвы, а между отдельными листочками, и рисуют они их одинаковыми в размерах. В результате получается живопись, в которой зритель видит дерево, силуэт которого выглядит «мультяшно» и неестественно. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Также, как и в музыке, кстати. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм.

Представим, что мы пишем темно-зеленый силуэт дерева на фоне неба. Этот силуэт испещрён «точками», представляющими собой просветы в дереве, через которые виднеется небо. Так вот, эти точки нужно делать разными по размеру и на разном расстоянии друг от друга. Крупные, мелкие, средние… Между малыми группами веток, между крупными скоплениями листвы, между отдельными листочками дерева и т. д.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать дерево по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать дерево нам может понадобиться:

  • Графический редактор GIMP. Нужно скачать GIMP для Win или Mac OS и установить его.
  • Скачать кисти для GIMP , они могут пригодиться.
  • Могут понадобиться некоторые дополнения (инструкция как их устанавливать).
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Настоящая природа во всей своей красе может раскрыться только если рисовать ее с натуры. Нарисовать получится гораздо лучше, если вы будете смотреть прямо на дерево. Если же такой возможности нет, то могут выручить обычные фотографии, которых в поисковиках просто навалом.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Совет: выполняйте разные действия на разных слоях. Чем больше слоёв вы сделаете — тем проще вам будет управляться с рисунком. Так набросок можно сделать на нижнем слое, а беловой вариант на верхнем и когда набросок будет не нужен, то можно будет просто отключить видимость этого слоя.

При выполнении урока учтите, что из-за различий в версиях программ некоторые пункты меню и инструменты могут называться иначе или отсутствовать вовсе. Это может немного затруднить выполнение урока, но я думаю, что вы справитесь.

Каждый из нас должен уметь изобразить часть живой природы. Дерево - это неотъемлемая составляющая любого . Для того чтобы правильно и реалистично нарисовать любое дерево, первым делом нужно найти натуру. Сегодня я расскажу вам как поэтапно и пошагово нарисовать красиво дерево на полянке.

Для начала вам нужно обозначить общий контур будущего дерева, схематично обозначьте ствол и крону на прозрачном слое.

После того как вы символично изобразили части дерева, наметьте контуры веток, так называемый «скелет». Опять создам новый слой и работаем на нем.

Все деревья имеют крону и наша задача изобразить ее правильно. На этом этапе обозначьте полный объем кроны.

Когда прорисовываете дерево, помните одну деталь: нижние всегда толстые и большие. Вот такими и нужно их изобразить. Слой с эскизом можно либо удалить либо отключить при помощи пиктограммы слева от него.

На этом этапе нужно прорисовывать ветке от низа к верху. Верхние ветки намного короче и меньше, чем внизу. Используйте короткие штрихи тонкой кистью с малой непрозрачностью.

Ствол дерева нужно покрыть реалистичной корой, для этого тоже можно использовать дополнительный слой.

На данном этапе каждую веточку нужно «одевать» в листики.

Чтобы ваше дерево не было одиноким и не стояло в воздухе, прикрепите его к , нарисуйте цветочки и траву.

Настало время придавать объем. После создания нового слоя увеличиваем размер кисти и понижаем ее непрозрачность. Кора дерева отличает от общей картины, она должна быть темнее. Помните про ее фактуру, передайте шероховатости с помощью штриховки.

Левую часть кроны начинаем покрывать светлой штриховкой (просто нужно еще понизить непрозрачность кисти).

Переходим к штрихованию правой стороны и рисуем на ней листики.

На новом слое при помощи изменения непрозрачности кисти покажите переходы цветов, такая технология поможет передать объем дерева.

На новом слое будем рисовать . Не нужно детально прорисовывать каждый листочек, достаточно схематично обозначить их. Играйте с размером и непрозрачностью кити.

Особое внимание стоит обратить на тени и свет рисунка. Постарайтесь передать все особенности дерева. У вас в палитре уже должно быть достаточно слоев, прорабатывайте их.

На последнем этапе мы с помощью кисти белого цвета изобразим блики. Это придаст дереву реалистичности.

Вот такими несложными шагами мы пришли к финалу и получили красивый рисунок.

Вот вы и узнали как нарисовать дерево, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » - он такой же интересный и увлекательный. Делитесь с друзьями этим уроком в соц. сетях.

Похожие публикации