Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как работать с перламутром. секреты мастера. Украшения с перламутром – секреты ювелиров Как работать с перламутром секреты мастера

Инкрустация очень трудоемкая техника. Поэтому ценность инкрустированного предмета определяется не столько стоимостью материала, из которого он сделан, сколько количеством и качеством вложенного в него труда. Суть инкрустации заключается во вделывании, врезании в поверхность изделия вставок из различных материалов. В качестве основы для инкрустирования применялись изделия из дерева. Для вставок использовал перламутр.

Очень эффектно выглядит инкрустация перламутром. Лучший перламутр с яркими красочными переливами — это створчатые раковины морских и пресноводных жемчужниц. Но не менее красивый перламутр бывает и у обыкновенных перловиц, которые широко распространены во многих реках и озерах по всей европейской части нашей страны. Длина таких перловиц достигает почти 15 см. Определить, что перловицы водятся в данном водоеме, легко по бороздкам — следам, которые они оставляют на дне. Встречается несколько видов перловиц, например, обыкновенная, клиновидная, толстая. Иногда толстые перловицы имеют яркий розовый перламутр. Перламутр, добытый из раковин всех видов перловиц, вполне подходит для декоративных работ. Вставки из перламутра нужно делать по шаблону.

Положите шаблон на перламутровую пластинку и обведите его карандашом. Распиливать перламутр нужно пилкой по металлу, смачивая ее время от времени водой. Выпилив вставку, обработайте ее края смоченным в воде напильником. Когда будут заготовлены все вставки, рисунок с эскиза через копировальную бумагу переведите на поверхность украшаемого предмета — основу. Чтобы рисунок не стирался во время работы, закрепите его одним слоем быстросохнущего лака.

Теперь, руководствуясь этими пометками, вставку можно будет в любое время вставить в соответствующую выемку. В той же последовательности изготовьте и пометьте остальные выемки и вставки. Перед вклеиванием нижние грани вставок нужно сделать шероховатыми и обезжирить.

Перламутр, кость, пластмассы и дерево делают шероховатыми с помощью напильника со средней насечкой. На металле наносят множество царапин кончиком шабера. Чтобы сделать шероховатым стекло, его смачивают водой и протирают крупнозернистой наждачной бумагой. Это удобнее сделать заранее, до нарезания вставок.

Кость, металлы, пластмассы и стекло обезжиривают бензином, а перламутр, янтарь и черепаху — уксусом. Обезжиренные вставки положите на чистую бумагу или полотно цифрами вверх. Если в выемки будут вклеиваться прозрачные или полупрозрачные вставки, например, из цветного стекла или пластмассы, то выемку нужно выкрасить акварельными красками или цветной тушью в соответствующий цвет. В старину мастера сами приготавливали клей для каждого материала. Вот, например, рецепт клея для перламутра. Отжатый творог кладут в ступку и растирают пестиком, медленно подсыпая известь. Массу растирают до тех пор, пока она не станет тягучей. Клей очень быстро застывает, поэтому его употребляют немедленно.

В наше время нет необходимости приготавливать клей для каждого материала. Имеющийся в продаже универсальный клей БФ-2 пригоден для склеивания любых материалов. Смажьте тонким слоем клея вставку и выемку. Вставку вложите в выемку так, чтобы совпали отрезки проведенной карандашом пинии. Выступивший из щелей клей удалите чистой сухой тряпкой. Когда будет вклеена последняя вставка, сверху на инкрустированную поверхность положите несколько слоев газеты и деревянный щит. Все это поместите под пресс и держите 24 часа. Затем поверхность инкрустации нужно выровнять крупнозернистой наждачной бумагой. Основа и вставки обычно имеют различную твердость. Мягкий материал стачивается быстрее, чем твердый, и на поверхности инкрустации могут появиться всевозможные вмятины и выступы. Чтобы этого не произошло, под наждачную бумагу нужно подложить деревянный брусок. От крупнозернистой наждачной бумаги постепенно переходите к более мелкозернистой. Затем поверхность можно отполировать пастой гойя и покрыть лаком.

Юрий Поляков.

Раскрой раковину.

Раскрой раковину (работа с перламутром)

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал - перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция - получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей - ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2-3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка - полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием - матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием - действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить - получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра - применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах - оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3-5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем - они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские - гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2-3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

OCR Рощупкин Максим

Перламутр – от немецкого perlamutter (“мама”, “прародительница”) – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров. Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков. По шкале Мооса камень перламутр достигает показателей до 4,5 твердости, плотность – 2,7 г/см³. Человечеству он известен уже более 40 тысяч лет.

Перламутр – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров

Самородок природного бело-розового оттенка с изящными светящимися, словно двухцветное северное сияние, переливами еще с древних времен имел невероятный успех у людей за свою доступность и красоту одновременно. Поэтому и название белого перламутра – прародителя жемчуга – на традиционных языках мира звучит практически идентично немецкой транскрипции: mother of pearl (“жемчужная мама” или “мать жемчужины”) по-английски, mereperle и более позднее la narch (“раковина”) по-французски, madreperla по-итальянски.

Мир перламутра состоит из накопления белого вещества, в основном это углекислая белая известь (арагонит), внутри морских раковин. Живущий в раковине моллюск всем своим тельцем способен выделять и наслаивать такой органический известняк внутри различными слоями, состоящими из мелких пластинок, соединяя их с неорганическими веществами. Именно от того, в каких водах проживала и чем питалась в это время раковина, а также от толщины и строения слоев будет зависеть в дальнейшем степень и интенсивность цвета переливов белого перламутра. Чем тоньше слой арагонита, тем ярче перламутровый цвет.

Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков

Цвет переливов минерала – это своеобразная радужная игра оттенков одного слоя раковины , своеобразный мир перламутра. И это, в свою очередь, уже способно создавать вещество различных цветов: от зеленого до серого, от нежного розового до бежево-золотистого и бело-голубого. Именно зеленый перламутр, имеющий второе название “галиотис”, имеет природную возможность распределять внутри раковины переливы на разные оттенки.

Встречается в природе и чисто-желтый самоцвет. Кроме того, это природное морское создание можно встретить фиолетово-синеватых оттенков и даже черного цвета.

Свойства камня перламутр (видео)

Историческая составляющая камня

Мир перламутра захватывал внимание еще с древних времен, стоило лишь только взглянуть на аккуратную горошину, излучающую ровное и чистое сияние. Розовый перламутр считается одним из лучших по ровности оттенка, а значит, и по изысканности своего свечения. Такие камни взращивают внутри моллюски из тропических морей, где тепло течений словно само велит природе не отказываться от таких изысков.

Белый перламутровый камень со времен Древнего Рима и Древнего Египта ценился на одном уровне с жемчугом. Его чаще всего зарождают раковины в морях бассейнов Тихого и Индийского океана, Филиппин и у побережья Японских островов. Именно от древних цивилизаций и тянется шлейф магического свойства камня перламутр: самородок ценили за олицетворение власти и мудрости. Согласно бытующей легенде, знаменитый древнеримский император Нейрон свою гробницу от пола до потолка облицевал перламутровыми пластинами.

При раскопках древнеегипетских цивилизаций находили большое количество хорошо сохраненных цельных ювелирных изделий: браслетов, гребней, ожерелий и серег. С тех времен считается, что магия перламутровых камней не только в их физических свойствах долголетнего хранения в природе, но и в сохранении молодости и красоты обладателя изделий из самоцвета. Черный перламутр выступает живым примером такой магической силы и таинства, тем более он считается одним из редких и зарождается в раковинах пресных рек.

Галерея: камень перламутр (50 фото)




























то для народов северных стран, куда готовый самородок начали ввозить с Востока, он стал олицетворением редкостного знамения, окруженного таинством заморского происхождения, несущего в себе благополучие в различных сферах.

Приобретенная со временем дороговизна камня в Европе и северных странах дала возможность создавать даже посуду, особенно кубки, для знатных дворов. Испить из перламутрового кубка, облаченного в серебряную оправу, – значит исцелиться от недуга и продлить свою жизнь. Поэтому уже тогда магические свойства морского самородка трансформировались в зодиакальные значения, и мир перламутра заманил своих поклонников в астрологию.

Именно по гороскопу камень подходит Рыбам и Водолеям. Серый перламутр наделяет знак зодиака Рыбы решительностью, минимизирует подавленность, укрепляет дух и придает уверенности более ранимым представителям.

Перламутр и знак зодиака Водолей и вовсе существуют в идеальном тандеме. Для эксцентричных и порой своеобразных натур морской камень выступает путеводителем в любом начинании, будь то творческая или материальная составляющая.

Ношение изделия из перламутра дарит Водолеям душевное равновесие, помогает достичь целей в поиске своего определяющего по жизни пути. А у китайцев и индийцев магические свойства перламутра и вовсе сводятся к бессмертию его хозяина и удаче при заключении пари.

Как ухаживать за минералом

В работе профессиональных мастеров обработка перламутра несложна и имеет сходство с таковой для слоновых костей. Камень легок, поэтому распиливание его удобно производить ювелирной пилкой или обычным лобзиком.

При обработке перламутровых пластин следует пользоваться вентилятором, поскольку материал крошится на мелкую пыль, вредную для здоровья, и при разрезе и шлифовке выделяет слишком неприятный запах.

Современные ювелиры Востока научились разбавлять природный цвет камня за счет химического вытравливания и искусственного вымывания цвета. Добавление в его природный состав марганцовки, нашатыря и даже желатина приведет к изменению цвета, так появляется на свет красный перламутр.

При эксплуатации готовых перламутровых изделий их следует периодически полировать, что позволит сохранить естественный блеск камня. Особенно это касается цветных камней, которым необходим более щепетильный уход. Помимо прочего, желтый перламутр не любит соприкосновения с чрезмерным теплом. Поскольку в составе камня находится вода, ее периодическое испарение чревато возникновением трещин и тусклых пятен на поверхности минерала.

Самые дорогие камни в мире (видео)

Мир перламутра действительно хрупок и изящен, и, открыв его для себя, простой обыватель захочет жить внутри этого мира, наслаждаясь магией цвета и таинством исходящего от минерала тепла и красоты.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Кроме кости, из материалов животного происхожде­ния употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.

Есть несколько видов перламутра Дадим их описа­ние, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.

a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отлича­ется, но удобен для окраски.

b) Самоцветный перламутр встречается в неболь­ших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.

c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле

Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра

Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламут­ра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозу­быми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с во­дой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.

Клей для перламутра Для приклеивания перламут­ра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:

a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолчен­ного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к на­клеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вто­рично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.

b) 4 весовые части хорошо обожженного кристал­лического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают пер­ламутровые шашки и крепко зажимают струбцинка­ми. Просушивают в течение суток в теплом месте

Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.

а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать та­кие краски, чтобы ими можно было подделать деше­вый белый перламутр под более ценную породу Опы­ты до известной степени удались. Поступают так:

В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после от­деления воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просуши­вания в широкогорлую склянку, куда подливают наша­тырный спирт Рекомендуем добавить такое количе­ство нашатырного спирта, чтобы небольшое количе­ство хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупо­ренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляет­ся серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.

Без прямого воздействия солнечных лучей окраши­вание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шер­стяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти на­сквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.

Густота окраски зависит от продолжительности вы­мачивания в красящем растворе.

Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе

Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весо­вых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с крас­ными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, кото­рые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с дру­гими растворами, содержащими серебряные соли.

Некоторые разновидности перламутра окрашива­ются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.

а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же об­разуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доли­вают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.

б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образует­ся белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некото­рое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кисло­ты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекрати­лось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстоять­ся, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и получен­ный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.

Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого на­трия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много броми­стого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дваж­ды или трижды.

Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска

Несмотря на простоту работы, при окраске требует­ся значительный навык, чтобы взять именно то количе­ство ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежела­тельную окраску.

Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные пер­ламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой си­ней, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми час­тями очищенной серной кислоты; раствор держат око­ло 12 часов при температуре 25° С, разводят удесяте­ренным по весу количеством дождевой воды. Получен­ную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми раствора­ми. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.

21.06.2018

Природный материал в ювелирке. Ракушки. Перламутр. Свойства перламутра. Значение перламутра

Юрий Поляков.

Раскрой раковину.

Раскрой раковину (работа с перламутром)

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал - перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням , а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция - получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей - ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2-3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка - полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием - матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием - действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить - получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра - применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах - оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3-5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем - они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские - гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2-3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем . Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

OCR Рощупкин Максим

Перламутр – это одна из самых древних известковых раковин, которые люди до сих пор используют как украшение. Состав перламутра схож со строением жемчуга, некоторые ценители даже называют данный материал «мамой жемчуга».

Перламутр – это внутренняя часть раковины морских обитателей , в частности моллюсков. Данный материал имеет пластинчатое строение и содержит в своем составе частички арагонита, конхиолина и углекислого кальция. В перламутре частички углекислого кальция расположены параллельно поверхностному слою.

Моллюски, которые водятся в пресной воде , производят перламутр, однако в современности их осталось очень мало. Представителей данного вида еще можно встретить в реках на севере Европы и в северной части России.

Перламутр темных оттенков добывают из морских ушек, светлые же оттенки присущи раковинам морской индийской жемчужницы. Разновидности перламутра достигают в своем диаметре до десяти сантиметров. Зачастую перламутр собирают с раковин во время поиска жемчуга, очень редко производятся самостоятельные поиски данного материала.

В Китае особо ценен перламутр белого цвета , жители этой страны добывают его у берегов Филиппин. Во всех странах вошел в моду искусственно обработанный материал, при помощи обработки перламутру придают желаемый цвет и отблеск.

Сам перламутр обладает высокой крепостью и является одним из самых крепких материалов на Земле. В данное время даже ведутся разработки по созданию бронированного оружия на основе перламутра.

Перламутр оценивается коллекционерами практически наравне с камнями, имеющими небольшую ценность. Данный материал часто используется в ювелирной промышлености, из него делают кулону, серьги и украшения на перстни.

Лечебные свойства перламутра

В древние времена целители лечили при помощи перламутра большое количество заболеваний. При помощи цельной раковины излечивали головную и зубную боль. Добавляя порошок в еду, мужчины повышали работоспособность и мужскую силу.

Современные народные врачи считают, что вода, настоянная на перламутре, способна повысить иммунную систему , укрепить стенки внутренних органов и увеличить тонус человека. Так как в состав перламутра входит кальций, рекомендуется употреблять порошок из данного материала для укрепления костных тканей, а в частности для укрепления зубов.

Из «жемчужной эссенции» производят лекарственные средства , которые используются при лечении большого количества недугов. Данную эссенцию получают из жемчуга и перламутра.

Кулон из данного материала способен выступить как профилактическое средство от заболеваний дыхательного аппарата, а также предотвратит воспаление легких.


Так как перламутр является защитным материалом, то в магических практиках его используют нечасто. В Индии из раковин делают чаши, местное население верит, что любой напиток, выпитый из такой чаши, будет обладать целебными свойствами . Для привлечения благодати от древних богов на раковину с перламутром наносились иероглифы и рисунки.

Если носить перламутр в виде талисмана, то обладатель приобретет в своей жизни разнообразие. Также данный материал помогает развивать интуитивные ощущения и . Перламутр служит оберегом от семейных распрей и вмешательства потусторонних сил.

Если носить перламутр в виде амулета, то он защитит от недугов и сделает своего обладателя долгожителем. Данный амулет повязывают детям от сглазов и зависти окружающих.

Самые благоприятные дни для приобретения данного материала – среда и суббота, которые находятся в первой фазе луны. В это время перламутр только пополняется своими способностями и стремительно набирает силы.

Перламутр рекомендуется носить людям, которые являются представителями знака зодиака Рыб и Водолея. Для рыб этот материал станет незаменим для победы в спорах и лотереях, а Водолеям принесет удачу и стремительное продвижение по карьерной лестнице.

При помощи данного камня можно очистить сердечную и корневую чакры. Перламутр можно носить с другими камнями, они только усилят его действие. не рекомендуется носить людям с именами: Георгий, Николай, Ирина, Сергей и Маргарита.

Перламутр служит хорошей защитой для состоятельных людей, огородит их от чужой зависти и наговоров. Он является талисманом и оберегом любящих путешествовать людей. Издревна считалось, что в дорогу нужно с собой брать кусочек перламутра, тогда очень быстро вернешься обратно домой.

Если возникли распри в разных поколениях, дети с родителями или бабушками, то стоит между ними выложить раковины с перламутром и скандал закончится.

Где применяется перламутр

Еще со времен древнего Египта царица Клеопатра в своих омолаживающих кремах применяла порошок светлого перламутра. Такой порошок давал молодость клеткам кожи, отбеливал лицо и убирал всевозможные пятна на коже. Крем с перламутром удалит веснушки и покраснения на коже лица.

Для улучшения работы слухового аппарата человека в древние времена мужчины и женщины носили серьги из перламутра.


Уход за перламутром

Данный материал достаточно хрупкий, поэтому и уход за ним должен быть «ювелирным». Для приготовления перламутра к очистке, стоит поместить его в холодную воду с морской солью на несколько часов. В соленой воде ракушка окрепнет, после чего можно будет удалять загрязнения при помощи сухой тряпки.

Для зарядки перламутра положительной энергетикой нужно положить в воду аквамарин или жемчуг.

Для очистки подойдет раствор мыльной воды, в который на несколько минут помещается перламутр и после вытирается насухо мягкой тряпкой. Вернуть блеск и яркость цвета поможет крахмал, им нужно натереть изделие и вытереть насухо тряпкой.

Не стоит протирать перламутр при помощи домашней бытовой химии, так как материал может вступить в химическую реакцию. Не стоит так же поддавать его перемене температур, при сильно высокой или низкой температуре перламутр разрушается.


Мифы про использование перламутра

Современные ученые обнаружили при раскопках многих египетских гробниц фараонов большое количество украшений и ожерелий из перламутра. Данные украшения надежно охранялись стражей при входе в гробницу. Считалось, что перламутр может сохранить силу и величие фараона при переходе его в загробную жизнь.

В Риме прошлых веков почитали этот материал и считали его защитным. Легенда гласит, что дворец Нерона был со всех сторон покрыт перламутром, такие покрытия служили защитой от врагов и недоброжелателей. Та же легенда гласит, что из перламутра сделано все подводное царство и именно благодаря отражающим способностям данного материала уже на протяжении многих веков расположение подводного города никто не может найти.

Перламутром именуют внутренний слой раковин различных моллюсков, отличающийся очень красивой переливчатой окраской. Используется преимущественно перламутр раковин различных пластинчатожаберных моллюсков. У этих животных раковина состоит из двух створок, скрепленных в одном месте особым замком или связкой.

Изнутри раковины пластинчато-жаберных моллюсков покрыты складкой их тела, так называемой «мантией». Эпителий наружной стороны этой мантии и выделяет известковую раковину. На поперечных шлифах раковин моллюсков видно, что их створки состоят из трех слоев. Тонкий наружный слой состоит из рогового вещества - конхиолина. Под ним залегает значительный по толщине призмовый слой, сложенный из тесно спаянных друг с другом призм углекислого кальция, поставленных перпендикулярно к поверхности раковины. Внутренний перламутровый слой образован очень тонкими, плотно соединенными друг с другом известковыми листками, обнаруживающими явление интерференции световых лучей; именно поэтому перламутр обладает способностью переливать различными цветами и оттенками.

Этот внутренний перламутровый слой створок раковин различных пластинчато-жаберных моллюсков находит широкое применение при выработке различных галантерейных (пуговиц, пряжек; застежек и т. п.) и художественных изделий.

У нас основным сырьем для выработки перламутровых изделий служат раковины речного двухстворчатого моллюска перловицы (Unio), в огромном количестве встречающейся в наших реках и озерах (рис.).

Рис. Раковина перловицы (Unio) и беззубки (Anadonta)

Раковины этого моллюска до 13см длины и 5 см высоты. Стенки их весьма толсты и массивны с плотным хорошо развитым перла-мутровым слоем. Обе створки соединены друг с другом «замком» из нескольких зубцов.

Очень похожи на раковины перловицы раковины другого моллюска - беззубки (Anadonta), также в массе встречающейся в наших водоемах. Но эти раковины имеют очень тонкие стенки с плохо развитым перламутровым слоем и потому для перламутрового производства мало пригодны. В отличие от раковин перловиц их створки соединены просто связкой.

Для перламутрового производства годны только ракушки живых моллюсков. Створки раковин умерших перловиц обычно уже сильно разрушены мацерирующим действием солнца, влаги и ветра, отчего перламутровое вещество их крошится и теряет блеск. Живые перловицы собирают на мелководье или вылавливают черпаками и сетями; из раковин ножами удаляют мягкое тело животного. Собранные и очищенные створки хранят в ящиках в сырых подвальных помещениях (в сухих складах перламутр трескается).

На изготовление пуговиц и других галантерейных изделий пригодны раковины длиной не менее 7 см.

Изготовление перламутровых пуговиц несложно. Раковины замачивают в течение 2-3 дней в воде, после этого из них на особом резальном станке вырезают кружки нужного диаметра (рондели). Затем с этих кружков на обдирочных машинах снимают наружный роговой слой створки и доводят толщину кружка до нужного размера. После этого на специальных станках вырезают ободок и наносят рельеф поверхности. Когда ободок будет готов, на ронделях высверливают глазки-отверстия для ниток. Затем их шлифуют пемзой, отбеливают в кипятке с добавлением соляной кислоты, полируют в барабанах с опилками и, если нужно, красят. На этом выделка пуговиц - этого основного фабриката из перламутра - заканчивается.

Перламутр - это натуральный камень , который обладает необыкновенной красотой. Перламутр это внутренняя поверхность раковины, в которой зарождаться жемчужина. Поэтому слово «перламутр» означает мать, а по составу камень идентичен жемчужине.

Цветовая гамма перламутра, как и жемчуга, очень разнообразная.

Камень может быть бело-голубым, с розовым, золотистым и фиолетовым переливом, розовым, серо-зеленым и черным цветом, с золотисто-зелеными бликами и другими завораживающими оттенками и переливами. Камень может быть прозрачным и не прозрачным.

Встречается этот уникальный камень на дне Красного моря и Персидского залива, у берегов Японии, на Филиппинских и Цейлонских островах, а также на Борнео. В пресноводных водоемах это творение природы практически не встречается. Добывают перламутр специально обученные люди, которые знают где и как нырять за ним.

Виды перламутра

Одной из самых популярных разновидностей перламутра является гелиотис. Этот вид перламутра дает уникальные цвета, такие как темно красный, фиолетовый, зеленый, серый, голубой и даже черный. Его основное место происхождение берега Азии и Северной Америки . Часто можно встретить у берегов Австралии и на дне Индийского океана.

Лечебные свойства перламутра

Камень обладает уникальными лечебными свойствами, которые известные еще с древних времен. Перламутр измельчали до порошкообразного состояния и использовали в лечебных целях . При этом считалось, что он способен вылечить от всех болезней.

Перламутр помогает укрепить организм, повысить иммунитет и работоспособность. Перламутровое средство позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, прийти в себя после обморока или предотвратить его, а также восстановить силы после болезни, повысить тонус и избавиться от депрессии.

На основе перламутрового порошка изготовлялись косметические кремы. Такие крема позволяли отбелить кожу лица, убрать веснушки и пигментные пятна. Поэтому перламутр используют девушки, которые недовольны своей внешностью и стараются стать красивыми.

Если носить серьги с перламутром, то можно улучшить слух.

Магические свойства перламутра

По сравнению с лечебными магические свойства перламутра не сильно распространены. В принципе о них ничего не известно. Только в некоторых странах из перламутра изготавливаются чаши, считая, что отвар, выпитый из них несет целительную силу.

Известно, что энергетика камня помогает в решении семейных проблем. Он скрепляет семейный союз, улучшает отношения в семьи, приносит мир и спокойствие в дом. Кроме того, перламутр приносить материальный достаток в дом, уберегает от негатива и злых людей , а также помогает выйти из сложной жизненной ситуации.

Многие маги советуют носить перламутр людям, которые не уверены в себе. Перламутр, по сравнению с другими драгоценными камнями , разрешено носить детям.

Какие драгоценности изготавливаются из перламутра?

Еще в древние времена люди восхищались красотой украшений из перламутра. Древний Египет и Древний Рим два великих государства, которые использовали перламутр в украшениях. Камень ставили на один уровень с жемчугом и считали символом власти и мудрости. Дворцовые стены, предметы мебели, посуда и другая утварь была инкрустирована перламутром.

Особую любовь камень завоевал в Восточных странах. Из этих стран перламутр попал в Европу, где стал атрибутом экзотики и веял традициями восточных заморских стран. Особенно перламутр полюбился жителям северных европейских стран , который приносил теплоту в их дом.

В XVIII веке перламутр попадает на территорию России. Ювелиры активно стали использовать камень в процессе изготовления украшений. Из него делали кулоны, медальоны, подвески, ожерелья и многое другое. Камень использовался в элементах декора мебели, музыкальных инструментов , вееров, шкатулок и т. д.

В современном мире люди все также приходят в восторг от украшений из перламутра. Из него, как и много лет назад делают уникальные украшения и используют в декорировании предметов мебели. Изысканной красотой обладают мозаики из перламутра.

Из перламутра изготавливают как этнические украшения, так и современные. Особой популярностью пользуются перламутровые пуговицы.

Перламутр очень прочный материал. Поэтому из него делают чашки и кубики. Поверхность перламутра полируется, а также на ней рисуют ажурный узор. Такое изделие ставят на подставку из драгоценного металла.

Для создания интересных украшений могут использоваться не целые ракушки, а пластины из них. Из пластин вырезают различные узоры (капли, квадраты, круги и т. д.) и украшают ними брошки, табакерки, ожерелья и другие изделия и украшения.

При создании народного костюма в его декорировании используют пластины и бусинки перламутра, которые заменяют более дорогие драгоценные камни (например, алмаз, сапфир, изумруд и т.д.).

Стоит ли дарить камень и кому он подходит?

Украшения из перламутра считают хорошим подарком, как женщине, так и молодой девушке. Особенно интересным считается подарок в виде шкатулке, которая украшена перламутром.

Дарить камень стоит людям рожденные под знаком Водолея и Рыбы. Водолеям камень приносить удачу в работе, а Рыбам - помогает выигрывать споры и пари. Не рекомендуется дарить перламутр людям, которые родились под знаком Близнецов. Этот камень не проявляет свои магические и лечебные свойства . Очень часто он перестает дружить с обладателем. Всем остальным знакам зодиака этот камень рекомендуется периодически надевать.

Как выбрать настоящий перламутр?

В продаже легко можно встретить поддельный перламутр. Его изготавливают из перуанской костяной пальмы и пластмассы, придавая ей перламутровый эффект.

К сожалению, на глаз отличить подделку от натурального камня достаточно трудно. Сделать это можно с помощью эксперимента, но проводить его придется только после покупки украшения.

Настоящий перламутр если поднести к огню, то он начнет трескаться и терять свой первоначальный вид (перламутровый оттенок и блеск). Связано это с тем, что камень содержит 2% воды.

В магазине отличить натуральный камень от подделки можно только по цене. Изделие из настоящего перламутра дешево не стоит, по сравнению с подделкой. Кроме того, пластмассовое изделие на вес будут легче, чем из настоящего камня.

С чем носить перламутр?

Перламутр, как и жемчуг, будет всегда в моде и актуален в любом образе. Все потому что перламутровые изделия доступные и поражают своим разнообразием.

Перламутровые украшения хорошо сочетаются как с легкими летними сарафанами, так и со строгой одеждой. При этом украшения дополняют женственный образ и делают его изысканным и утонченным.

Перламутр очень хорошо сочетается с серебром. Мировые дизайнеры активно используют это сочетание в процессе создания украшений из перламутра и драгоценных металлов.

Украшения из перламутра подходят под любой образ: вечерние платья в пол, коктейльные платья, летние сарафаны. В создании образа главное правильно подобрать цветовую гамму.

Перламутр в вечернем образе красиво сочетается с глубокими, насыщенными и густыми оттенками. Классическим сочетанием считается перламутр с маленьким черным платьем.

Коктейльное платье лучше выбирать пастельного или однотонного цвета. При этом перламутр сочетается как с холодными, так и с теплыми оттенками. Идеальным сочетанием считается синий, бежевый, лавандовый и цвет слоновой кости.

При создании офисного образа перламутр сочетает с однотонными и пастельными блузками и платьями, а также с цветными пиджаками.

Как ухаживать за украшением из перламутра?

Ухаживать за украшениями из перламутра очень просто. В основном их моют в мыльном растворе и периодически протирают картошкой. Картофельный крахмал убирает грязь с поверхности украшений. Перламутр не любит высоких температур , открытого огня, кислоты и косметических средств.

Перламутр это камень, который любит внимание и уход. Частая носка, а также правильный уход делает перламутр еще лучше, а его магические и лечебные свойства усиливаются.

Название и происхождение

Перламутр - известковая раковина некоторых родов моллюсков и морских животных, еще с незапамятных времён служил людям для украшения всевозможных предметов.

Современное русское обозначение перламутр идет от немецкого слова «Perlmutter», значащего: мать, т.е. производительница жемчуга, поскольку его находят в такой раковине. В прежнее время в России знавали перламутр просто под названием «раковина»; по-английски его называют «mother of pearl», по-итальянски «madreperla», по-старофранцузски «mereperle», - словом, смысл названия на всех языках одинаков. Более позднее французское обозначение «la nacre» произошло от арабского слова «накар», что значит «раковина».

Благодаря необычным декоративным свойствам перламутр возведен в ранг самоцветов наряду с такими ювелирными камнями , как тигровый глаз, обсидиан, авантюрин.

Как и где образуется

Перламутр - это внутренний радужный слой раковины некоторых моллюсков.

Внутренний слой перламутра состоит из тончайших пластинок-кристалликов минерала арагонита (углекислого кальция). Пластинки расположены параллельно поверхности раковины и соединены между собой органическим веществом конхиолином. Красота перламутра зависит от толщины чешуек арагонита - чем они меньше, тем он ярче. Когда внутрь раковины попадает посторонний мелкий предмет, например, песчинка, перламутр обволакивает и его. Так рождается жемчужина, но ее блеск ярче блеска перламутра на раковине, поскольку из-за формы жемчужины чешуйки располагаются на ней иначе.

Не все моллюски способны создавать перламутр. У тех же, что могут, перламутровый слой имеет различные оттенки - серебристо-белый, розоватый, зеленоватый и другие. Чистота перламутра зависит от того, где живет моллюск, чем питается. У морских раковин цвет перламутра чистый, ровный, а самый лучший перламутр создается моллюсками теплых тропических морей. Белый перламутр дают раковины жемчужницы Индийского океана, а великолепный красный создается моллюском морское ухо (халиотис). Моллюски закрытых пресных водоемов и рек создают перламутр цветом от белого до черного, иногда с вкраплениями. Но при любом цвете ярко выражена радужная игра цветов - перламутровый блеск.


Физико-химические свойства

Блеск - перламутровый

Цвет - от белого до почти черного

Твердость - 2,5 - 4,5 по шкале Мооса

Плотность - 2,7 г/см3

Разновидности

Гелиотис (халиотис) - разновидность перламутра, чрезвычайно популярная в последнее время. Моллюск гелиотиса дает темно-красный перламутр, также встречаются оттенки зеленого, серого, голубого, фиолетового, черного цветов. Гелиотисы распространены в Тихом океане, а также у берегов Азии и Северной Америки, частично Австралии; в Индийском - у восточных берегов Африки; в Атлантическом - у берегов Европы, откуда они проникли и в Средиземное море.

Месторождения

Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.

Применение и использование

Перламутр - прекрасный ювелирный материал, при этом довольно прочный - при разбивании не расщепляется, а дает излом. Зато под действием солнца он становится хрупким и постепенно теряет блеск.

Изделия из перламутра применялись еще в древние времена, что подтверждают предметы, найденные в древних захоронениях. Особенно популярны были украшения из перламутра в странах Востока - Японии, Индии.

Из крупных раковин с толстым слоем перламутра изготавливают кубки и чаши. Блестящий слой полируется внутри и снаружи, иногда снаружи прорезают ажурный рисунок, и все это устанавливается на подставку из благородного металла.

Часто же используют не цельные раковины, а отделенные от них радужные пластины перламутра. Иногда на них гравируют миниатюры и узоры, после чего пластины накладывают на украшаемые предметы - броши, шкатулки, сувениры и другие изделия. Бусинками и пластинками из перламутра заменяли дорогие алмазы, сапфиры, изумруды при оформлении народных костюмов , нарядов. Давно стали популярными перламутровые пуговицы, а также серьги, бусы, браслеты, броши, клипсы, кольца. Ножи, клинки, приклады оружия инкрустировали перламутром наряду с драгоценными камнями и слоновой костью.

У ход за перламутром

Уход за перламутровыми украшениями прост – их моют в обычном мыльном растворе или протирают картофельным крахмалом, чтобы удалить въевшуюся грязь; главное правило – держать перламутр в чистоте. Перламутр, как и жемчуг, страдает от недостатка внимания и становится только лучше от частой носки. Оберегать перламутр следует также от высоких температур и открытого пламени, воздействия кислот и косметических средств.

Как отличить настоящий от подделки

В качестве имитации перламутра используют плод перуанской костяной пальмы, а в последнее время пластмассу с перламутровым эффектом.

Настоящий перламутр можно определить с помощью нагрева, открытого пламени. Поднесённый к нему перламутр, содержащий 2% воды, трескается и теряет свой блеск.

Лечебные свойства

Лечебные свойства перламутра использовались с древних времен. Алхимики считали, что порошок из перламутра способен излечить практически все болезни. Современные народные целители считают, что перламутр способствует укреплению здоровья организма, повышению иммунитета и работоспособности. Жемчугу и перламутру, как и добываемой из того и другого «жемчужной эссенции», уже в древности, а затем и в средние века, приписывалась целительная и укрепительная сила, почему эта жидкость и употреблялась, как средство против всяких болезней. Самое знаменитое жемчужное средство изобрели в конце XVII в. Попп и Агрикола; оно, якобы, удивительно укрепляло сердце и давалось при обмороках и бессилии.

С древних времен порошок из белого перламутра использовали для приготовления косметических кремов. Считалось, что таким кремом можно отбелить кожу лица, вывести веснушки и удалить пигментные пятна. Серьги из раковин носили для того, чтобы улучшить слух.

Магические свойства

В магической практике перламутр используется не часто. В некоторых странах мира из раковин изготавливали специальные чаши, полагая, что напитки, налитые в них, целебны. Для привлечения милости богов на поверхность раковины наносили рисунки.

Самоцвет обладает энергией, которая приносит благополучие и достаток в дом. Для этого следует хранить драгоценности в перламутровой раковине. Еще он способен сохранить положительные отношения и мир в семье. Считается, что если человек будет носить перламутровые украшения, он станет более уверенным в себе и защищенным от сглаза и злых духов. Этот самоцвет дарит вдохновение людям, занимающимся творчеством.

Перламутр покровительствует людям, родившимся под знаками Водолея и Рыб. Водолеям он приносит удачу в трудовой деятельности. Рыбам помогает выигрывать споры и пари.

Талисманы и амулеты

В качестве талисмана перламутр способен помочь своему хозяину привнести в свою жизнь новое. Он помогает развить интуицию, сберечь мир и покой в семье, оберегает дом от злых духов. Считается, что изделия из перламутра могут служить амулетом, продлевающим годы жизни своему хозяину.

История и легенды

О том, что перламутр почитали в Древнем Египте , говорят многочисленные находки ожерелий, браслетов и других украшений из перламутра в гробницах фараонов и знати.

Весьма ценился перламутр в Древнем Риме. Здесь он считался символом мудрости и власти. По преданию, перламутровыми пластинами были облицованы стены дворца императора Нерона.

С уважением, Катерина (Napoleonka)

Похожие публикации