Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Глаголы 3 лица примеры. Личные местоимения. Что такое лицо глагола в русском языке

Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:

стол стоит - он (стол) стоит

монета упала - она (монета) упала

В примере он и она являются личными местоимениями, обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.

К личным местоимениям относятся:

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).

1 лицо личных местоимений

К первому лицу относятся местоимения я и мы . Местоимение я - единственное число, а мы - множественное число.

Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:

я говорю, я умный, я поеду

Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:

мы говорим, мы умные, мы поедем

2 лицо личных местоимений

Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты - единственное число, а вы - множественное число.

Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:

ты хочешь, ты добрый, ты поедешь

Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:

вы хотите, вы умные, вы поедете

Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно иногда вы является формой единственного числа. Например:

Пётр Семёнович, вы уже уезжаете?

3 лицо личных местоимений

К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они . Местоимения он, она, оно - единственное число, а они - множественное число.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

он - мужской род

она - женский род

оно - средний род

Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма они .

Личные местоимения 3-го лица единственного числа указывают на того или на то, не участвующего в обсуждении (указание о ком или о чём говорят):

он говорил, она добрая, оно яркое

Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:

они шумят, они быстрые, они поедут

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):

Таблица склонения личных местоимений
Падежи
Им. Род. Дат. Вин. Творит. Предл.
1-е лицо ед.ч. Я Меня Мне Меня Мной Обо мне
1-е лицо мн.ч. Мы Нас Нам Нас Нами О нас
2-е лицо ед.ч. Ты Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе
2-е лицо мн.ч. Вы Вас Вам Вас Вами О вас
3-е лицо ед.ч. м.р. Он Его Ему Его Им О нём
3-е лицо ед.ч. ж.р. Она Её Ей Её Ей (Ею) О ней
3-е лицо ед.ч. ср.р. Оно Его Ему Его Им О нём
3-е лицо мн.ч. Они Их Им Их Ими О них

Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.

Правописание с предлогами

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:

ко мне, у вас, к нам

После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими ) добавляется буква н :

с н им, к н ей, у н его, для н её, за н ими

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах

ГЛАГОЛЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ 3-ГО ЛИЦА. ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 3-ГО ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. ПРОИЗНОШЕНИЕ -ТЬСЯ, -ТСЯ В ГЛАГОЛАХ

Теория А

В окончаниях глаголов 3-го лица, отвечающих на вопросы что делает?, что сделает?, что делают?, что сделают?, мягкий знак после т не пишется: Соловей/соловьи упоительно поёт/поют (споёт/споют) . Аист/аисты кормит /кормят (накормит/накормят) прожорливых птенцов.

Сравните!

По-русски По-украински
единственное число

летит летить
бежит біжить
учится вчиться

множественное число

летят летять
бегут біжать
учатся вчаться

Практика А

1. Ответьте на вопросы, воспользовавшись подсказкой. Следите за твёрдым произношением конечных согласных.

Какие птицы улетают в тёплые края?

Где гнездятся дикие утки?

Кого называют рекордсменами длинных перелётов?

Какие птицы красиво поют?

Чем питаются воробьи?

2. Переведите глаголы на русский язык.

Олег доглядає пораненого лебедя. Восени дикі гуси відлітають на південь. Вони долають величезні відстані. Діти спостерігають за журавлиним ключем. Горобці купаються в калюжі. Папуга пильно дивиться на кота.

3. Вместо пропусков вставьте окончания глаголов.

Куда лета.. орлы, туда сороку не пуска.. .

Всяк кулик своё болото хвал.. .

Теория Б

Сравните написание -тъся и -тся в разных формах глаголов.

Вывод: неопределённая форма глаголов пишется с мягким знаком после т ; форма 3-го лица - без мягкого знака.

Произносятся обе формы одинаково: учи"ться (учи[цц]а) - у"чится (учи[цц]а).

Практика Б

4. Прочитайте варианты предложений. Следите за твёрдым произношением конечных согласных.

5. Переделайте указанные выше предложения, заменив форму 3-го лица неопределённой формой.

О б р а з е ц. Птицы улетают. - Птицы начинают улетать.

Объясните особенности правописания глаголов.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык рефераты скачать , вся школьная программа, конспекты уроков , календарно-тематический план согласно школьной программы, онлайн библиотека книг и учебников по русскому языку на скачку, изучай русский язык онлайн

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы

§ 13. Грамматические отличия форм 1-го и 2-го лица от формы 3-го лица

В русском глаголе вырисовываются следующие соотношения и противопоставления внутри категории лица :

  1. Личные и неличные формы. Как неличная форма выступает форма 3-го лица, особенно в единственном числе. Ее личное значение только потенциально. Оно обусловлено обязательным наличием или подразумеванием субъекта. Оно целиком синтаксично. С этой точки зрения безличные глаголы должны расцениваться как неличные формы, выведенные за пределы категории лица (и категории рода), а следовательно, и числа.
  2. В личных формах, в свою очередь, форма 2-го лица употребляется как обобщенно-личная . Контекст определяет, относится ли, например, форма 2-го лица единственного числа к любому лицу (умрешь - похоронят ), или к самому говорящему, т. е. к 1-му лицу (пойдешь, бывало ; "От утра до ночи всё на ногах, покоя не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили" (Чехов, "Дядя Ваня"), или к конкретному собеседнику, т. е. к единичному ты. По-видимому, ближайшим переносным значением формы 2-го лица, прежде всего, естественно, связываемой с представлением о конкретном единичном собеседнике, является применение ее к самому говорящему лицу как к потенциальному представителю любого собеседника. При таком употреблении формы 2-го лица собеседник ставится в положение самого говорящего лица. Он делается эмоциональным участником его действий. Например: "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка" (Лермонтов). Ср.: "Я женщина беззащитная, слабая, замучилась до смерти... И с жильцами судись, и за мужа хлопочи, и по хозяйству бегай, а тут еще говею, и зять без места..." (А. Чехов, "Беззащитное существо"). Обобщенно-личное значение формы 2-го лица является дальнейшим логическим развитием ее переносных употреблений. Ср. в письме П. В. Анненкова к И. С. Тургеневу (от 16 ноября 1857 г.): "Со мной происходит под старость печальная чепуха: я перестал говорить, а стало и думать, о чем-либо серьезном: там подтвердишь, тут возразишь, здесь подшутишь, а собственная мысль, какая бы ни была, гниёт где-то в мозговом подвале и вытащить её не хочется ни для кого" .

Эти соотношения и противопоставления форм лица были очень тонко и глубоко описаны еще Буслаевым, который сопоставил употребление форм лица с употреблением личных местоимений. Буслаев связывал грамматические отличия форм 1-го и 2-го лица от форм 3-го лица с различиями категорий лица и предмета: "1-е и 2-е лицо, означая отношение между говорящим и слушающим, принадлежат собственно одушевленным предметам, и преимущественно лицам". А 3-м лицом "можно означать и лица и неодушевленные предметы".

Например, различие между формами 1-го и 2-го лица и формой 3-го лица прошедшего времени целиком определяется различием значений личных местоимений, которые выполняют здесь роль префиксов: личные местоимения 1-го и 2-го лица противостоят предметно-личным местоимениям 3-го лица. Характерно, что в других славянских языках (например, в чешском, польском. словацком) только форма 3-го лица прошедшего времени (перфекта) образуется без вспомогательного глагола.

Буслаев же отметил и потенциальную личную неопределенность форм 2-го лица: "У нас местоимение ты может употребляться вместо кого-нибудь вообще. Такое обозначение неопределенного лица 2-м дает общему понятию свежесть непосредственного отношения к лицу слушающему". Например, у Крылова: "Так души низкие, будь знатен, силен ты, не смеют на тебя поднять они и взгляда" ; у Жуковского: "То вдруг целая стена, треснувши, наклонилась и грозится тебя задавить" (VII, 188). Буслаев указывал также, что и множественная форма 2-го лица вы при глаголе имеет такой же оттенок неопределенно-личного значения.

Иллюстрацией может служить отрывок из "Леса и степи" И. С. Тургенева: "...то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за колеса, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами... Вы едете по зеленой испещренной тенями дорожке..." Ср. у Пушкина в "Путешествии в Арзрум": "Здесь [в Дарьяльском ущелье] так узко, - пишет один путешественник, - что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой" .

Акад. А. А. Шахматов в своем "Синтаксисе" отмечал, что глагольные формы 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, непосредственно "означая сочетание субъекта с предикатом, субстанции с признаками" (так как указание на лицо, на производителя действия включено уже в их морфологическую структуру), являются формами, всегда господствующими в речи. Между тем "в литературном языке только в зависимой форме употребляется 3-е лицо единственного спрягаемого глагола, как сочетающееся с подлежащим в качестве сказуемого" ("Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь, строятся полки. Молчит музыка боевая" - Пушкин). "Форма 3-го лица множественного числа в одних соединениях имеет значение господствующего слова, означая сочетание неопределенного лица во множественном числе с глагольным признаком, в других - зависимого слова, а именно в сочетании с подлежащим..."

Грамматическая антитеза форм 1-го и 2-го лица и формы 3-го лица подтверждается еще и тем, что в страдательном значении возвратные "формы на -ся употребляются только в 3-м лице единственного и множественного", а для выражения 1-го и 2-го лица употребляются преимущественно причастные конструкции.

Итак, анализ грамматических форм и функций 1-го и 2-го лица необходимо отделить от изучения формы 3-го лица: с 3-м лицом глагола связан целый ряд своеобразных грамматических особенностей.

11) Более ослабленное, неопределенное, более обобщенное значение лица. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… вместо: Я исследовал и пришел к выводу… . Нам представляется… вместо Мне представляется... . Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса.

12) Преобладание изъявительного наклонения. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные… ).

13) Именной характер – типичная черта научного стиля изложения, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явлений. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

14) Значительно более редкое, по сравнению с другими стилями, в частности, разговорным и художественным, употребление одушевленных существительных.

15) Частотность имен существительных среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.

16) Более распространенноеупотребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность .

17) Не характерно использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного), особенно для научно-технической разновидности современного русского научного языка. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Так, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.



18) Широкое применение различных видов сокращений:

Графических (изд-во ),

Буквенных аббревиатур (ГОСТ ),

Сложносокращенных слов (Госплан ),

Сокращений без гласных (млрд ),

Сокращений смешанной формы (НИИцветмет ).

По сфере применения различают:

Общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб .);

Специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д. );

Индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П – плотина, ТС – термоэлектрическая система ).

В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

Синтаксические особенности научного стиля речи продиктованы тем, что научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.

1) Тенденция к сложным построениям, что способствует:

Передаче сложной системы научных понятий,

Установлению отношений между причиной и следствием,

Доказательствами и выводами.

2) Распространенность разных типов сложных предложений,в частностис использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что, ввиду того что, в то время как и пр.

3) Использование вводных слов и сочетаний в качестве средств связи частей текста: во-первых, наконец, с другой стороны, на первый взгляд, как уже указывалось, о чем речь пойдет ниже, которые указывают на последовательность изложения.

4) Использование слов (словосочетаний) связок для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом: таким образом, в заключение и пр.

5) Использованиепредложений с однородными членами и обобщающими словами при них.

6) Однообразие предложений по цели высказывания − они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

7)Употребление неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений обусловленное обобщенно-абстрактным характером научной речи, вневременным планом изложения материала. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах : Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения .

8) Стремление ксинтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для: обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа .

9) Широкое употребление имен прилагательных в роли определения в терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.

10) Употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля.Чаще всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом связка нередко отсутствует (нулевая связка), например: Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда .

11) Широкое употребление именных составных сказуемых с краткими причастиями типа “может быть использован ”.

12) Использование наречий на –о для качественной и обстоятельственной характеристики явлений: убедительно, интересно, значительно.

13) Специфические функции вопросительных предложений, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому: Какие же новые объяснительные принципы несет в себе синергетический подход?

14) Широкое употребление страдательных (пассивных) конструкций, при этом часто отсутствует указание на производителя действия: Особенности волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных отношений .

15) Преобладание сложных предложений с союзной связью (с союзами), в связи с тем, что для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями. 16) Широкое использование сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов, таких, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.

17) Нередкая замена вводных слов,указывающих на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.) цифровой нумерацией.

18) Использование вводных слов, выражающих предположение (очевидно, вероятно и т.п.) при изложении гипотезы.

19) Характерное использование группы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как:

Вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется ),

Предполагаемый (положим, видно, надо полагать ),

Возможный (вероятно, должно быть, возможно ).

20) Использование группы вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, каков источник сообщения: по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.

21) Частота употребления пропозициональных установок, выражающих отношение автора к высказываемому и одновременно служащих для связи с предшествующим, что обеспечивает доказательную оценочность: Представляется целесообразным отметить, Следует, однако, подчеркнуть, Условимся считать, что, Возвращаясь к вопросу о, Заметим, Вслед за … будем считать.

21) Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания, достигаемая при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста.

Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п.

Похожие публикации