Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Украденная драконом или счастливая ученица. Самая счастливая сказка о драконе. способное принести богатство

  • Руководитель Ахмеджанова Сания Исматулловна

    • доказать, что дракон существовал, и интерес к нему не угаснет.


    расширить знания о драконах,

    • расширить знания о драконах,

    • научиться работать с Интернетом,

    • ознакомиться с литературой по теме,

    • провести опрос среди учащихся и взрослых,

    • обработать полученные результаты,

    • сделать вывод о роли драконов в разных видах искусства.



      Дракон – собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ – это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб. Например, драконы могут иметь тело ящера, шею змеи, крылья летучей мыши, голову крокодила.

    • Само название «дракон» происходит от древнегреческого слова, означающего «змей». В средневековых сказаниях змеи и драконы именовались одним и тем же словом «червь». Некоторые сказочные драконы похожи на огромных змеев, другие выглядят почти как настоящие динозавры.


    • Дракон – это художественное развитие образа змеи во всем его противоречии. Змея – она и мудрая, и в то же время коварная. Она олицетворяет подземные и подводные силы, потому что всегда пресмыкается по земле и умеет плавать.

    • Дракон – это огнедышащая крылатая змея с крыльями. Это смелая попытка древних объединить в одном существе всю силу четырех стихий: жизнетворной земли, чистой воды, беспощадного пламени и свежего ветра.

    • В художественном мире драконов есть «огненные», «водяные», «земляные», «воздушные» творения: но настоящий дракон объединяет в себе всё.



      • Драконы - существа уникальные, раньше обитавшие, по-видимому, по всей планете. Есть много различных древних рисунков драконов на глиняных горшках, вазах, витражах. Можно, конечно отмахнуться от этого, сказать что драконы - плод воображения людей. Но как тогда сотни стран, никогда не общавшихся между собой в древности, имеют очень схожие истории о драконах? Ответ один - драконы жили и процветали примерно до начала 15 века!



      Драконы имели крылья и умели летать, но как они это делали, ведь они были слишком тяжелы для своих крыльев? Ответ в их анатомии. Дело в том, что при переваривании у обычных животных в кишечнике выделяется смесь газов. У драконов газ особенный - водород. По двум каналам водород поступал в дополнительные легкие, в объеме составляющие около 30 кубиков. Это и помогало дракону летать. Ведь если наполнить шар водородом, он взлетит, верно? Остается еще один вопрос - умели ли они изрыгать огонь?




      Для создания огня нужно топливо и воспламенитель. Но если подумать, топливо уже есть - это водород. Осталось найти его воспламенитель. Драконьи зубы довольно странного строения. Передние резцы для откусывания и коренные для разгрызания, как у морских котиков. Но если котики разгрызают раковины, то что разгрызают драконы? Оказывается, они объедают скалы, в составе которых большинство составляет платина. А платина, соединяясь с водородом, воспламеняется. Вот и ответы на основные загадки драконов.


    • Основные группы драконов: западные и восточные.

    • Эти группы драконов различаются между собой не только по местам их обитания, но и по внешним характеристикам, по особенностям их поведения, характера и повадок.



      Западноевропейские драконы чаще всего похожи на больших пресмыкающихся. Тело обычно темно-серого или темно-зеленого цвета, покрыто чешуей или чем-то вроде крепкого панциря. Дракон чаще всего имеет одну голову с огромными и острыми зубами, мощные задние лапы. Передние лапы у многих драконов переходят в перепончатые крылья, как у летучей мыши, а у некоторых отсутствуют. Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. Большинство Западных драконов любит устраивать свои гнезда в пещерах, которые расположены в болотистых местах или глубоко в чаще непроходимых лесов, в труднодоступных заболоченных берегах рек. Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних. Часто они совершают набеги на ближайшие города и деревни, поедая и унося с собой скот (коров, быков, лошадей), а также попавшихся на пути людей. Многие драконы считались хранителями несметных богатств (золота, драгоценных камней и др.) доставшихся им от древних королей и разоренных ими государств.


    Основным героем славянских

    • Основным героем славянских

    • сказок является Змей Горыныч,

    • который порой схож внешне с

    • западными драконами, но имеет

    • свой собственный характер.

    • Все славянские драконы обладают

    • схожими чертами. Они все злые

    • и кровожадные, стремятся убивать,

    • поедать и похищать простых людей.

    • Они любят нападать на города,

    • грабить их и сжигать своим огнем.



      Дракон в китайской культуре занимает важное место. Дракон – это волшебное существо в сердцах китайцев. Сказание о драконах возникло в далекой древности и имело большое влияние на образование и развитие других культур. Древние предки китайцев признавали дракона своим тотемным культом. 8000 лет тому назад, во времена неолита уже возник образ дракона, который в процессе непрестанного развития общества принимал различные образы и формы, глубоко проник в жизнь людей. Дракон, являясь составной частью культуры Китая, всегда появлялся в художественных работах, на различных архитектурных сооружениях, в театральных представлениях, накапливая богатство культуры Китая.



      Дракон символизирует Китай, китайскую нацию, китайскую культуру. Когда люди говорят «продолжатели рода дракона» или «потомки дракона», все понимают, что это говорят о китайцах, и сами китайцы также говорят о себе с гордостью и воодушевлением. В течение последующих тысячелетий китайский дракон вместе с многочисленными переселенцами пересекает моря и океаны, осваивается на новых местах. Сейчас во всех уголках мира, везде, где имеются китайские городки или районы, где сосредоточенно проживают китайцы, можно увидеть привлекающих всеобщее внимание драконов. В мире общепризнано, что Китай – родина дракона.




      В детской литературе 20 в. появляются новые черты дракона – он часто предстает совершенно неагрессивным. Типичным примером нового дракона можно назвать вежливого и дружелюбного Ленивого Дракона из одноименной книги Кеннета Грэма. Несмотря на то, что он наделен всеми основными чертами классического дракона: когтями, длинным хвостом и огнем, извергающимся из его пасти, он добродушен, любит рассказывать истории, сочинять стихи и вспоминать о «старых добрых временах, когда драконы водились, и вообще жизнь была лучше». Святой Георгий вступает с ним в шуточную битву, в которой никто не получает ран. Заканчивается история тем, что Георгий, Дракон и жители города собираются на праздничный ужин, на котором Дракон ведет себя чрезвычайно учтиво и становится душой компании.


    Сегодня Драконы являются

    • Сегодня Драконы являются

    • уникальными политкультурными

    • реалиями, популярность этого

    • образа вызвала своего рода

    • «драконий бум» и как следствие

    • этого - появление особенной науки

    • драконологии, которая исследует

    • как корни происхождения драконов,

    • так и всё многообразие трактовок

    • этого образа в современном мире.


    • Еще одна причина неизменной популярности драконов – их тесная связь с культурой Средневековья. Можно ли представить себе настоящего рыцаря, который бы не поломал ни единого копья о толстую чешуйчатую шкуру?

    • А ведь все началось куда раньше – с тех же мифов о победе бога над змеем. Отсюда же и многочисленные легенды о змееборцах, самый известный из которых – Георгий Победоносец.

    • Но это все дела давно минувших дней. В современную культуру средневековые драконы пришли через фентези – наверное, самый продуктивный и популярный стиль искусства за последние полвека.

    • Сейчас драконы – это еще один мостик в романтический мир Средневековья и магии, двери в который открывают книги, фильмы и картины. Победа над крылатым змеем – хороший вызов для настоящего героя, и потому, пока герои еще в цене, драконы тоже без работы не останутся.


    Дракон – один из самых

    • Дракон – один из самых

    • победоносных, сильных и

    • счастливых знаков Зодиака.

    • Можно сказать, что люди,

    • появившиеся в год Дракона,

    • родились в рубашке. Им

    • свойственны пламенный,

    • напористый темперамент и

    • дух борца, победителя.


    • Стремление к лидерству у Дракона в крови. Острый ум и природный талант позволяют ему добиться высот в творчестве и карьере. Дракон часто оказывается в центре внимания и любим многими. Им восхищаются, его уважают, к его мнению прислушиваются.


    У Дракона также широкая душа

    • У Дракона также широкая душа

    • и доброе сердце. Но он нетерпим

    • к насмешкам и глупым шуткам.

    • Иногда Дракон бывает груб и

    • несдержан, но он отходчив и

    • щедр на похвалы. В любви

    • Дракон романтичен и порой

    • безрассуден.


    • Тем, кто родился в год КРЫСЫ, можно быть спокойным насчет следующего года – он пройдёт удачно.

    • У БЫКОВ могут возникнуть трудности, но преодолеть их поможет упорство и движение вперёд.

    • Для ТИГРОВ 2012 год может оказаться нелёгким, поэтому им крайне важно найти надёжную опору.

    • КОТАМ гарантируется полнейшее спокойствие.

    • Для ДРАКОНОВ их год обернётся самым настоящим годом триумфов и побед.


    • ЗМЕЯМ пригодится их мудрость, чтобы выйти из возможных сложных ситуаций.

    • Для ЛОШАДИ, КОЗЫ, ОБЕЗЬЯНЫ и ПЕТУХА год Дракона будет крайне удачным и благоприятным.

    • СОБАКЕ же, к сожалению, придётся столкнуться с определёнными трудностями.

    • Для СВИНЬИ год Дракона сулит благополучие.


    Дракон – существо сильное,

    • Дракон – существо сильное,

    • мудрое и справедливое,

    • способное принести богатство,

    • благополучие и долголетие,

    • однако стоит помнить, что всё

    • это необходимо заслужить

    • упорством и добрыми

    • поступками.



      Эти волшебные чешуйчатые существа, обитающие в параллельном мире мифов и легенд, испокон веков будоражат воображение человечества. Хищные, кровожадные и жестокие – и в то же время яркие, грациозные и прекрасные – они принадлежат к излюбленным образам искусства всех времен. Этот обзор – о драконах в современном изобразительном искусстве, о том, какими и почему мы видим их сейчас; и заодно – попытка приоткрыть завесу тайны над тем, почему они до сих пор интересны.



    • Ура! Наш 4 класс Старокулаткинской сош №1 занял 1 место в районном конкурсе рисунков на льду!



    • Команда архитекторов, градостроителей и дизайнеров, во главе с Энрико Таранта, разрабатывают проекты, рассчитанные на международную аудиторию. Одна из их последних работ - это дизайнерский отель в Шанхае, стадион Птичье гнездо в Пекине, а также несколько офисных зданий в Китае.

    • Проект подвесного эко-моста «Дракон» был разработан для Чунцинского муниципалитета. Наблюдая сверху, можно увидеть, драконообразную форму, блестящую на солнце. Платформа моста соединена с зеленым горным склоном; таким образом стирается грань между природным и техногенным дизайном. В настоящее время проект находится на стадии строительства,




    • Характерное для рубежа 17 и 19 веков увлечение Китаем нашло отражение не только в павильонах Александровского парка, но и в трех мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, - Драконовом, Большом китайском и Крестовом.

    • Драконов мост, называвшийся в документах конца 18 века мостом

    • «с чудовищными фигурами», был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона, неподалеку от Китайского театра. Его украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, фигуры были выполнены из известняка; ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году по моделям скульптора И. Шварца.




      Оказывается, еще древние кельты использовали образ дракона для подвесок. Кельты рекомендовали носить такой талисман людям беспечным и вспыльчивым, тем, кто сначала делает, а потом задумывается о последствиях. Также, согласно кельтским легендам, амулет с драконом способен исполнять самые заветные мечты, но не все, а лишь те, которые идут от чистого сердца.



      В мире существует множество легенд о драконах и звездах. Одни легенды рассказывают нам, что Драконы - особая раса богоподобных существ, прилетевших к нам со звезд. Другие легенды уверяют, когда умирает дракон, на небе загорается новая звезда. Есть легенды, согласно которым звезды - дети драконов. Эта подвеска создана по легенде, согласно которой, любовь дракона такая же вечная, как звезды и каждая звезда - это любовь двух драконов. Поэтому часто используется символ дракона, обвивающего звезду или вписанного в звезду.



      Мечи с изображениями драконов считались привилегией колдунов, героев и королей. В Драконьем Мече соединены символы огня и воздуха. Такой союз делает владельца этого амулета стремительным и неуязвимым. А отделкой таких мечей служат рубины: по-другому - горячая кровь Дракона, символизирующая стихию Огня. Этот «камень жизни и любви» не случайно сравнивают с драконом. Древние полагали, что он может дать неограниченную власть и воздействовать на людей.



    • При ношении талисмана с драконом на теле необходимо соблюдать некоторые правила.

    • Нельзя носить дракона рядом с сердцем, избегайте кулоны с длинной цепочкой. Хотя дракон на шее обеспечивает защиту, поэтому кулон одевайте с короткой цепочкой.

    • Также можно носить брошь или булавку с драконом на воротнике. Только мужчины должны носить его слева, а женщины - справа.

    • Правильное ношение дракона дает вам сильный амулет, который защитит вас от всех болезней и напастей.

    • Кольцо с изображением дракона создаст вокруг вас мощный поток энергии Ци, которая огородит вас от сплетников, завистников и прочих нехороших людей. Мужчинам следует носить такие кольца на левой руке, а женщинам - на правой.

    • Так что выбирая себе украшение с изображением дракона, хорошо подумайте: какую помощь вы от него ждете и что хотите получить? Богатство, красоту, власть, здоровье или любовь?


    Жила-была на свете прекрасная принцесса. Ну, может, не самая прекрасная, бывали в других королевствах и покрасивее. Но наша героиня обладала на редкость нежным и добрым сердцем, и способностью всегда понимать других.
    Она поняла и простила папу-короля, который спутался с горничной и бросил воспитание дочери и правление государством на маму-королеву, а сам уехал с любовницей на далекие острова. Она поняла, когда через несколько лет от папы и горничной пришла толстая пачка счетов, которые неплохо было бы кому-нибудь оплатить. Она поняла маму, которая отправила ее в далекий скучный пансион – ведь девочке тоже надо учиться, а у королевы так много дел. Поэтому она и не могла забрать принцессу домой на каникулы, и девочке приходилось коротать время в холодных комнатах старого монастыря, среди суровых монахинь. И все эти монахини тоже желали ей добра, как умели. Просто у них всех выдалась тяжелая и сложная жизнь, мало радостей, много трудностей, работы и лишений. Как было не понять их и их временами жестокое обращение?
    Когда принцесса с дипломом под мышкой вернулась домой, она обнаружила, что ее бывшая просторная и красивая комнатка занята родившимся за время ее отсутствия маленьким братом. И девушка безропотно заняла каморку под крышей. Ведь ребенку нужно где-то хранить игрушки, книжки и краски, он подвижный и активный, ему необходимо бегать и играть, чтобы вырасти здоровым. А ей все равно, она же привыкла к суровой жизни в монастыре. И вообще – трудности закаляют характер, поэтому принцесса была благодарна новому повороту в жизни.
    Потом было решено, что она выходит замуж. Принца-наследника соседнего королевства она никогда в жизни не видела, но ведь послушная дочь никогда не пойдет против воли матери. Мама желала дочери счастья и не могла выбрать для нее совсем уж никудышную партию. Поэтому принцесса послушно завила локоны и выбрала самое красивое платье для церемонии знакомства, которую решили совместить с церемонией помолвки.
    Ей повезло – принц оказался красивым, веселым и остроумным. Он великолепно танцевал, читал ей стихи под луной, сидя на подоконнике в самой высокой башне замка. А ночевать пригласил невесту в своей комнате. Принцесса была очарована и влюблена, и жених был в таком же восторге от нее самой. До этого дня никто так ею не восхищался!
    Рано утром принцессе пришлось спешно одеться и прокрасться темными коридорами до своей каморки под крышей. Принц не мог ее проводить, она понимала, ведь их могли застать вместе и обо всем догадаться.
    Свадебное торжество должно было состояться через полгода. Принцесса уже официально вечером того дня проводила возлюбленного, приняв его обещания писать ей письма каждую неделю. И следующие семь дней девушка прожила абсолютно счастливой.
    Когда первое письмо не пришло, она подумала, что гонца могли задержать в дороге. Или чего доброго вообще убить – ведь в окрестных лесах в последние годы развелось немало разбойников. Королева-мать была слишком занята собой и своими фаворитами, да и как может слабая женщина решать такие сложные государственные проблемы?
    Следующее письмо принцу могли помешать написать важные дела управления королевством. Он ведь мужчина, а не слабая и глупая девушка, как она сама. Он давно уже помогал своему отцу в решении государственных вопросов.
    Дальше… дальше писем не было несколько месяцев, но принцесса понимала, что жених занят важными делами. И в самом деле, незачем тратить время, пергаменты и чернила, сочинять никому не нужные слова, отправлять в дальний путь гонцов, когда основной вопрос давно решен, свадьба совсем скоро состоится, и они любят друг друга. Ведь настоящая любовь не нуждается ни в каких лишних доказательствах. Совсем скоро они навсегда будут вместе.
    Письмо все-таки пришло. За месяц до свадьбы. И адресовано оно было королеве. В нем принц приносил свои извинения, заверял в совершеннейшем почтении и уведомлял о решении отменить свадьбу, поскольку конфликты на северных границах требую срочного участия его в переговорах. Самой принцессе он не написал ни строчки.
    И она, как обычно, поняла. Раз уж обстоятельства сложились так, как сложились, то зачем растравлять себе душу лишними сентиментальными записками? Он поступил абсолютно правильно, он просто не захотел ее расстраивать, да и ему самому наверняка было так же больно, как и его бывшей невесте.
    Ночью принцесса выбралась на крышу. Она любила иногда посидеть на зеленой черепице, глядя высоко вверх на бриллиантовую россыпь звезд. В эту ночь ей хотелось поплакать вдали от всех. Внезапно небо над ней закрыла огромная тень. Принцесса даже не успела испугаться, как ее схватили огромные драконьи лапы, и понесли неведомо куда. Страх пришел уже потом, когда наша героиня обнаружила, что висит вниз головой прямо в воздухе, а далеко-далеко под ней горят огни на маленьком темном квадратике – дворце, откуда ее так нахально украли. Принцесса немного подумала и решила лишиться чувств на всякий случай.
    Когда она открыла глаза, вокруг было довольно темно, под ней – мягко, а впереди сочился дневной свет. Принцесса поднялась со своего ложа, оказавшегося большой охапкой душистых трав, отряхнула платье, насколько могла пригладила волосы, и пошла посмотреть, что же там впереди. Там оказался выход из пещеры, небольшая каменистая площадка, несколько кустов с крупными рубиновыми ягодами и потрясающий вид на горные склоны, кудрявые деревья и небольшое озерцо внизу. Девушка села почти на самый край обрыва и принялась любоваться открывшимися красотами, пожалев на секунду, что здесь нет бумаги и красок – мог бы получиться недурный пейзаж, даже для королевской гостиной.
    Зашуршала чешуя крыльев, и рядом с ней осторожно опустился дракон. Принцесса вздрогнула от неожиданности, но не слишком испугалась. Дракон не принялся сразу дышать на нее огнем, а вчера даже уложил ее спать в своей пещере, так что следовало бы поблагодарить его за любезное отношение. Что принцесса незамедлительно и сделала.
    Дракон все-таки дохнул рыжим пламенем, но не в ее сторону. В его черно-золотых глазах мелькнуло странное выражение.
    - Ты соображаешь, что говоришь? – спросил он хриплым басом. – Я тебя, бестолковую, похитил! Я – страшный дракон.
    - Я бы не сказала, что ты такой уж страшный, - робко ответила слегка побледневшая принцесса. – Ты даже симпатичный, просто тебя никто никогда не видел при дневном свете. Прости, если я тебя обидела. Но я тебя понимаю – возможно, я была недостаточно почтительна.
    - И тебя не смущает, что я тебя украл из твоего замка?
    - Ты же дракон. Во всех книжках драконы похищают людей. Я понимаю, тебе ведь надо чем-то питаться. Даже хорошо, что ты выбрал именно меня. Я никому не нужна, ничего не умею и ничего в своей жизни не смогу сделать. Было бы гораздо хуже, если бы ты поймал какого-нибудь воина или крестьянина. Они своим трудом приносят пользу. Я же – существо бесполезное.
    Дракон поднялся с места, полетал немного вокруг скалы, в которой находилась его пещера, с размаху нырнул в озерцо далеко внизу, успокоился, остыл и уже медленнее вернулся к принцессе, которая так и сидела на том же месте.
    - Если я правильно понимаю, - заговорил он уже спокойным тоном, - ты всегда и всем находишь оправдания.
    - Я умею понимать других, - кивнула принцесса.
    - Расскажи подробнее, - попросил дракон.
    Никто никогда раньше не интересовался жизнью девушки, поэтому она с готовностью рассказала дракону всю свою историю – и про папу-короля, и про монастырь, и про комнату под крышей замка, про принца, письмо и расстроившуюся свадьбу. Дракон внимательно слушал, кивал, иногда задавал уточняющие вопросы, и так они проговорили почти целый день. Точнее, проговорила одна принцесса.
    Дракон улетел за добычей, посоветовав принцессе угоститься ягодами. Они оказались очень сочными и вкусными, а после дракон притащил олененка, одним вздохом зажег костер, принцесса собрала горсть пряных трав, в изобилии росших вокруг пещеры, и ужин у них получился поистине королевским.
    Наутро дракон пообещал покатать принцессу на собственной спине. И, когда наша героиня удобно устроилась между гигантских крыльев, зверь вдруг поинтересовался:
    - А ты действительно считаешь, что все то, что тебе делали другие, - нормально?
    - Нормально, - пожала плечами девушка. – Они в конечном итоге закалили мой характер. И всех их можно понять…
    - Конечно можно! – взорвался дракон и взмыл вверх с такой скоростью, что принцесса едва удержалась на месте. Летали они долго, потом приземлились возле озера, где девушка с удовольствием искупалась в ледяной воде.
    - Вот ты говоришь – характер, - дракон вернулся к разговору уже вечером, когда они вдвоем коротали время у костра. – А где твой характер проявляется?
    - Ну…, - принцесса никогда об этом не задумывалась, - мне всегда говорили, что я добрая и понимающая…
    - Понимающая – это точно. Характер-то где? Ты хоть раз позволила себе возмутиться? Ты же видела, что к тебе относятся несправедливо, плюют на твои чувства, обижают? А ты молча и с благодарностью все это глотала. Это не характер, это бесхребетность.
    Принцесса вдруг поняла, что дракон прав. Она опустила голову и постаралась сдержать подкатившие слезы.
    - А ты ведь сильная и умная, - совсем другим тоном, мягким и сочувствующим, продолжил дракон, - раз смогла перенести все предательства, все пренебрежение, и от самых близких и любимых людей. Ты сможешь расставить все на свои места. И сделать так, как нужно тебе самой.
    - Но как же… Ведь людей нужно прощать, даже когда они делают тебе плохо… - прошептала принцесса.
    - Прощать нужно, - согласился дракон. – Когда об этом просят. Поэтому я прошу у тебя прощения за то, что похитил тебя. Завтра я отнесу тебя домой.
    - А я хочу сказать тебе спасибо, - ответила принцесса. – Ты заставил меня задуматься о важных вещах.
    Принцесса отправилась спать, но почти всю ночь проворочалась с боку на бок, одолевая непривычными мыслями, разбуженными драконьими словами. Утром она быстро собралась и попросила нового друга:
    - Ты сможешь мне помочь? Я хочу попробовать кое-что поменять в жизни, но не справлюсь одна.
    - Я буду рядом, - пообещал дракон.
    Через несколько часов принцесса уже стояла на крыше, на том же самом месте, откуда ее пару дней назад похитил дикий и страшный зверь, оказавшийся мудрым и добрым.
    Принцесса решительно отправилась в тронный зал, к матери. Дальше было довольно много разговоров, во время которых принцесса кричала, плакала, топала ногами, мягко увещевала, дулась и обижалась, обижала сама, извинялась и принимала извинения. В итоге она вернулась в свою любимую комнату – для брата нашлась ничуть не хуже, дворец все-таки был немаленький. Она высказала матери все старые обиды, обе знатные особы поплакали и попросили друг у друга прощения. Она стала вместе с матерью заниматься некоторыми государственными делами, и в первую очередь отправила обратно отцу очередную пачку счетов.
    - Пусть оплачивает сам, - заявила дочь, - довольно ему проживать наши деньги, ничем нам не помогая.
    Принцу, который разбил ей сердце, девушке очень хотелось отомстить. Она даже подумывала о войне, но дракон посоветовал не горячиться. Зверь теперь частенько прилетал поздним вечером, чтобы посидеть на крыше вместе с принцессой.
    - Он, конечно, поступил очень гадко, - согласился друг принцессы, - но ведь война вовлечет в твою месть слишком много других людей, которые тебе лично ничего плохого не сделали и даже не хотели.
    - Ты прав, - вздыхала принцесса, - но мне так тяжело и больно, что я пыталась простить человека, который не просил об этом. И даже не понимает, насколько глубоко он меня ранил. Что же, я должна все это проглотить?
    - Не горячись, - советовал мудрый дракон. – Я долго живу на этом свете и знаю, что жизнь обычно очень справедлива. Она дает шансы. Всем.
    Дракон оказался прав. Через год во дворец принцессы, которая к тому времени уже почти полностью заменила на посту правления свою стареющую мать, приехал сам принц с просьбой о помощи в завоевании северных государств. Принцесса выслушала его обращение и пообещала дать ответ вечером.
    Принц нашел ее в коридоре замка, за час до назначенного времени переговоров. Принцесса повзрослела, перестала носить розовые шелка, сменив их на синий камзол, напоминавший военный мундир, и локоны больше не завивала. В таком образе она выглядела юной, красивой и уверенной, хотя время юности для нее уже прошло. Принц же несколько располнел и обрюзг от излишне веселой разгульной жизни. Он хотел было начать с комплиментов, как всегда начинал общаться с девушками, но почему-то привычные слова не сумели слететь с губ.
    - Ты приняла решение? – тихо спросил он.
    - Да, - кивнула принцесса. – Ты сейчас же покинешь мой замок и больше никогда сюда не вернешься. Я отказываю тебе в помощи.
    - Но для тебя ведь северные королевства тоже могут быть опасны!
    - Не могут. Я уже провела с ними переговоры. Мы не станем воевать с ними.
    - Ты собираешься объявить войну мне?
    - Нет. Мое государство не станет помогать ни тебе, ни им. Я не одобряю войн. Я одобряю мирные переговоры и сотрудничество. Но только для тех, кто готов идти на переговоры. Предупреждаю – армия у меня хорошо обучена и вооружена, так что в случае необходимости, мы сможем дать отпор.
    - Это все… месть? – спросил принц, повернув ее за локоть лицом к себе. Принцесса не покраснела и не опустила взгляда.
    - Да, - ответила она. – И нет. Я действительно не одобряю войн. Но я категорически не хочу помогать именно тебе.
    - Ты же всегда была такой… понимающей…
    - Именно, была, - принцесса легко стряхнула руку принца со своей и повернулась, чтобы уходить. – Я до сих пор понимающая и умеющая прощать, но только тех, кто раскаивается и просит прощения. Ты не относишься ни к одной из этих категорий. На то, чтобы покинуть территорию замка, у тебя два часа.
    И принц услышал только стук ее каблуков, пока она поднималась по мраморным ступеням на крышу. Там она просидела до назначенного ею времени. Процессию неудачливых парламентеров никто не провожал, только смотрели вслед красивая молодая женщина и мудрый старый дракон, который помог ей стать такой.
    А мораль сказки проста: прощать и понимать очень важно. Но это слишком драгоценный дар, чтобы отдавать его тем, кому это не нужно, кто об этом не просит.

    Дракон, даже маленький, даже беззубый - все равно дракон. Все равно в нем есть «внутренняя связь» с «настоящими» драконами.

    Иными словами, дракон - это своеобразный символ страха. А прирученный дракон - символ страха преодоленного.

    В книжке Джулии Дональдсон «Зог» действует целое «стадо» драконов. Поначалу мы встречаемся с драконами во всей их дикой красе: они разных размеров, с клыками, когтями, чешуйчатыми крыльями и прочими «подробностями».

    Но драконы эти выглядят необычайно яркими и нарядными. Просто какой-то карнавал драконов - так что у читателя сразу рождается ощущение праздника. И ожидание не обманывается: история, рассказанная Джулией Дональдсон, и есть история карнавальная, где привычное распределение ролей, привычные сюжетные ходы перевернуты с ног на голову.

    Драконы учатся в школе, и это сразу делает их роднее человеку шести-семи лет. Учебные дисциплины у них, понятное дело, специфические: полеты, рычание, испускание огня и -важнейший предмет - похищение принцесс. Драконы стараются, как первоклассники.

    А больше всех учеников старался рыжий Зог:
    За звездочку отличника боролся он как мог.

    (В этой «звездочке отличника», скорее всего, отозвались понятные многим из нас иронично-ностальгические воспоминания переводчика Марины Бородицкой о собственном советском детстве. Интересно, а какой «оригинальный» символ в ходу у современных англичан?) Но старательный Зог, желающий заработать звездочку отличника, постоянно терпит неудачу. И прослыть бы ему хроническим двоечником, если бы не «волшебный помощник». Вот тут и начинаются авторская игра в перевертыши, придающая повествованию юмористический колорит.

    В роли «волшебного помощника» Зога выступает милая, сообразительная, заботливая девочка. Ситуация, с точки зрения сказочных правил, вывернутая наизнанку. Девочка становится настоящим другом дракону. Девочка лечит его, подбадривает и помогает решить нерешаемые задачи. Девочка в сказке Джулии Дональдсон - это образцовая девочка, всем девочкам девочка, апофеоз девочки. И она к тому же оказывается принцессой. Выясняется это не сразу, а в нужный момент - т.е. тогда, когда от Зога требуется украсть принцессу. И принцесса любезно соглашается быть украденной. Точнее, сама предлагает дракону этот вариант. И в результате приручает всех драконов. (Или, если смотреть в корень, всех в себя влюбляет.)

    Но драконы оказываются перед ужасной задачей: они изучают «сраженье, бой, войну», потому что Зогу нужно сразиться за принцессу с рыцарем.
    Вроде бы, сказочная правда должна быть на стороне рыцаря. Ведь рядом с принцессой полагается быть именно рыцарю, а не дракону. Но рыцаря зовут Лоботряс, что явно подтачивает его героический имидж. И как-то невозможно желать ему безоговорочной победы. Однако битва вот-вот разразится… Как пресекает ее самая «правильная» в мире девочка? Она кричит:
    «…Вы оба дураки!
    Кругом и так ожоги, кровь, порезы, синяки…»

    А как еще может преобразоваться подобная история в детской сюжетной игре? Играли в войну, а потом без всякого перехода стали играть в больницу. Просто класс! И логика абсолютно понятная. Кроме того, эта сказка - наглядное выражение заветной мечты.

    Если ты мальчик, то наверняка отождествляешься с драконом. Вот с этим самым Зогом, который все время во что-нибудь врезается и что-нибудь себе ломает-разбивает. И, конечно же, ты хочешь, чтобы никто из окружающих не заметил твоей неудачи и тем более твоих слез. А с другой стороны, у тебя есть мечта (заветная, даже запретная), чтобы в такой момент появился кто-то добрый и заботливый (девочка), и утешил тебя (незаметно для всех), и понял бы, и помог заполучить желанную звездочку.

    А если ты девочка, то тебе, конечно, ужас как хочется оказаться на месте спасительницы Зога, которая к тому же оказывается принцессой. Раз - и оказывается! Да еще может приручить (как уже говорилось - влюбить в себя) всех остальных драконов. Да еще - чтобы за тебя хотели драться! Но не подрались бы (ты же хорошая девочка!), а стали бы вместе с тобой лечить людей.

    Более счастливую сказку с более оптимистичным концом трудно придумать.

    И этого брызжущего разноцветного счастья на единицу книжной площади так много, что она совершенно скрывает тонкую авторскую иронию по поводу такой избыточности.

    Маленький ребенок - четырехлетний и даже пятилетний - воспримет сюжет один к одному и получит огромное удовольствие. Такое редкое удовлетворение от чтения, когда книга написана так, как бы ты сам желал написать.

    Иронию, наверное, способен ощутить младший школьник, лет этак после восьми. Но, думаю, и для него эгоистическое желание насладиться мелодраматизмом истории окажется превыше тонкостей авторской задумки.

    Остаются взрослые. Они могут позволить себе более сложные чувства. Особенно, когда будут читать эту книжку ребенку в сотый раз.

    Марина Аромштам

    Похожие публикации