Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Святитель петр, митрополит киевский и всея руси, московский чудотворец. Святитель петр, митрополит московский и всея руси Святитель митрополит петр

ПЁТР МИТРОПОЛИТ - русский церковный деятель, митрополит всея Руси, святой.

Био-гра-фические све-де-ния Петра в основном пред-став-ле-ны в 2 ре-дак-ци-ях его Жи-тия: крат-кой, со-став-лен-ной епископом Рос-тов-ским Про-хо-ром (1327 год), и про-стран-ной, под-го-тов-лен-ной митрополитом Ки-ев-ским и всея Ру-си Ки-приа-ном (конец XIV века). Вре-мя ро-ж-де-ния Петра оп-ре-де-ля-ет-ся на ос-но-ва-нии то-го, что он был вы-дви-нут кан-ди-да-том в ми-тро-по-ли-ты около 1305 года, а по цер-ков-ной прак-ти-ке ми-тро-по-ли-том мож-но бы-ло стать не ра-нее 35-лет-не-го воз-рас-та. Су-дя по то-му, что в 7 лет Пётр был от-дан обу-чать-ся гра-мо-те, а позд-нее смог ос-но-вать свой мо-на-стырь, он про-ис-хо-дил из со-стоя-тель-ной се-мьи, но не бо-яр-ской, по-сколь-ку его отец, Фё-дор, упо-ми-на-ет-ся в различных ре-дак-ци-ях Жи-тия ми-тро-по-ли-та Петра без от-че-ст-ва. Воз-мож-но, Фё-дор был во-ен-ным или хо-зяй-ст-вен-ным слу-гой га-лиц-ких кня-зей Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча и его сы-на Льва Да-ни-ло-ви-ча или вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча. В 12 лет Пётр, дос-тиг-ший по средневековым мер-кам со-вершен-но-ле-тия, по-сту-пил в мо-на-стырь и позд-нее при-нял там по-стриг. При-мер-но в 1290-х годах на Во-лы-ни, не-да-ле-ко от города Белз, на реке Ра-та (ле-вый при-ток реки Западный Буг), он ос-но-вал мо-на-стырь, главный храм ко-то-ро-го был по-свя-щён Пре-об-ра-же-нию Гос-под-ню.

Вслед-ст-вие пе-ре-не-се-ния в 1299 году ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским и всея Ру-си Мак-си-мом ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры из Кие-ва во Вла-ди-мир-на-Клязь-ме в 1303 году по ини-циа-ти-ве га-лиц-ко-го князя Юрия Льво-ви-ча кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом в Га-ли-ции бы-ла соз-да-на осо-бая Га-лиц-кая ми-тро-по-лия. По-сле кон-чи-ны около 1305 года пер-во-го га-лиц-ко-го митрополита Ни-фон-та князь Юрий Льво-вич вы-брал кан-ди-да-том на ва-кант-ную ка-фед-ру игу-ме-на Рат-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го монастыря Петра и от-пра-вил его для по-став-ле-ния в Кон-стан-ти-но-поль. Там Пётр столк-нул-ся с при-быв-шим из Северо-Восточной Ру-си кан-ди-да-том на Ки-ев-скую (об-ще-рус-скую) ми-тро-по-лию игу-ме-ном Ге-рон-ти-ем, по-слан-ным великим князем вла-ди-мир-ским Ми-хаи-лом Яро-сла-ви-чем по-сле смер-ти во Вла-ди-ми-ре в декабре 1305 года митрополита Мак-си-ма. Из-бе-гая, с од-ной сто-ро-ны, рас-ко-ла Русской церк-ви, ко-то-рый мог про-изой-ти при по-став-ле-нии од-но-вре-мен-но двух ми-тро-по-ли-тов, с дру-гой - не-до-воль-ст-ва га-лиц-ко-го князя Юрия и воз-мож-но-го его сбли-же-ния с ка-то-лической Поль-шей, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий I (1289-1293, 1303-1309 годы), ве-ро-ят-но, не без ко-ле-ба-ний, ле-том 1308 года ру-ко-по-ло-жил в епи-ско-пы и по-ста-вил ми-тро-по-ли-том во гла-ве Русской церк-ви Пет-ра.

По-се-тив по-сле по-став-ле-ния западнорусские епар-хии, Пётр в 1309 году при-был во Вла-ди-мир. В том же го-ду он по-ста-вил ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским Да-ви-да. Великий князь вла-ди-мир-ский Ми-ха-ил Яро-сла-вич не по-лу-чил в ли-це Петра за-ви-си-мо-го и дру-же-ст-вен-но-го цер-ков-но-го дея-те-ля, ко-то-рый под-дер-жи-вал бы его в реа-ли-за-ции по-ли-тических пла-нов по ук-ре-п-ле-нию ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти и ог-ра-ни-че-нию вла-сти других кня-зей Северо-Восточной Ру-си. Об-ла-дая твёр-дым и ре-ши-тель-ным ха-рак-те-ром, Пётр не скло-нен был по-та-кать великому кня-зю и ис-поль-зо-вать Цер-ковь в его ин-те-ре-сах. Ис-пы-ты-вая не-до-воль-ст-во но-вым ми-тро-по-ли-том, Ми-ха-ил Яро-сла-вич за-ста-вил за-ви-си-мых от не-го цер-ков-ных ие-рар-хов на-пи-сать жа-ло-бы на Петра кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху. В них Пётр об-ви-нял-ся в по-пра-нии цер-ков-ных ка-но-нов: по-став-ле-ни-ях на цер-ков-ные долж-но-сти за пла-ту, бла-го-сло-ве-ни-ях бра-ков лю-дей, со-сто-я-щих в близ-кой сте-пе-ни род-ст-ва, и т.п. По-сле дол-гих пе-ре-го-во-ров с пат-ри-ар-ха-том над Петром был на-зна-чен суд, ко-то-рый со-сто-ял-ся в конце 1310 - начале 1311 годов в Пе-ре-яс-лав-ле (За-лес-ском). На суд при-бы-ли пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, многие русские кня-зья, но да-ле-ко не все русские ие-рар-хи. Не-смот-ря на то что суд про-хо-дил в ве-ли-ко-кня-же-ском го-ро-де, он не под-твер-дил об-ви-не-ний про-тив Петра, ин-спи-ри-ро-ван-ных великим кня-зем. Пётр со-хра-нил сан, од-на-ко со сво-их ка-федр бы-ли сме-ще-ны два епи-ско-па, сто-рон-ни-ки Пет-ра.

Пётр стал ори-ен-ти-ро-вать-ся на мо-с-ков-ских кня-зей, по-ли-тических про-тив-ни-ков твер-ских кня-зей, к до-му ко-то-рых при-над-ле-жал великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич. В 1312 году, ко-гда Ми-ха-ил Яро-сла-вич на-хо-дил-ся в Ор-де, Пётр под уг-ро-зой от-лу-че-ния от Церк-ви за-пре-тил его стар-ше-му сы-ну, князю Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Гроз-ные Очи, ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-ти-ли мо-с-ков-ские кня-зья. В том же го-ду Пётр сме-стил епископа Са-рай-ско-го Ис-маи-ла, по-ста-вив на его ме-сто Вар-со-но-фия. В 1313 году Пётр ез-дил в Ор-ду к толь-ко что при-шед-ше-му к вла-сти ха-ну Уз-бе-ку (яко-бы вы-дан-ный Уз-бе-ком Пётру яр-лык, со-дер-жав-ший боль-шие льго-ты Русской церк-ви, яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XVI века). Великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич об-ра-тил-ся с но-вы-ми об-ви-не-ния-ми про-тив Петра к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Ни-фон-ту I (1310-1314 годы). Пат-ри-арх бла-го-склон-но вос-при-нял прось-бы кня-зя и до-го-во-рил-ся с ним о су-де над Петром в Кон-стан-ти-но-по-ле; но от-став-ка пат-ри-ар-ха в 1314 году спас-ла Петра от но-во-го су-да.

В 1317 году Ми-ха-ил Яро-сла-вич вы-ну-ж-ден был ус-ту-пить вла-ди-мир-ский ве-ли-ко-кня-же-ский стол под-дер-жи-вав-ше-му Петру мо-с-ков-ско-му князю Юрию Да-ни-ло-ви-чу. В том же го-ду великий князь ли-тов-ский Ге-ди-мин до-бил-ся от-де-ле-ния ли-товских епар-хий от русских ми-тро-по-лии. По-сле 1317 года при под-держ-ке Мо-ск-вы эти епар-хии вновь бы-ли под-чи-не-ны Петру. В 1322 году великим кня-зем вла-ди-мир-ским стал Дмит-рий Ми-хай-ло-вич Гроз-ные Очи. Пётр об-ра-тил-ся к не-му и ко всем тве-ри-чам с по-сла-ни-ем о по-слу-ша-нии и от-ка-зе от мес-ти мо-ск-ви-чам за смерть в Ор-де князя Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча. Ве-ро-ят-но, это по-сла-ние во-зы-ме-ло си-лу. Од-на-ко ко-гда в 1325 году Юрий Да-ни-ло-вич был убит в Ор-де Дмит-ри-ем Гроз-ные Очи и великим кня-зем стал брат по-след-не-го - Алек-сандр Ми-хай-ло-вич, Пётр не ри-ск-нул ос-та-вать-ся во Вла-ди-ми-ре и пе-ре-ехал в Мо-ск-ву под за-щи-ту бра-та Юрия Да-ни-ло-ви-ча - московского князя Ива-на I Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты. В Мо-ск-ве Пётр по-ста-вил на нов-го-род-скую ка-фед-ру ар-хи-епископа Мои-сея. Князь Иван I Ка-ли-та вы-де-лил Петру в Крем-ле, близ Бо-ро-виц-ких во-рот, боль-шой двор и по его со-ве-ту на-чал стро-ить в Мо-ск-ве пер-вую ка-мен-ную цер-ковь - Ус-пен-ский со-бор, в ко-то-ром Пётр за-ло-жил се-бе гроб-ни-цу. По-сле смер-ти Петра был по-хо-ро-нен в не-до-стро-ен-ном Ус-пен-ском со-бо-ре.

Пётр ос-та-вил несколько по-сла-ний, главным образом ду-хо-вен-ст-ву, в ко-то-рых при-зы-вал к со-блю-де-нию мо-раль-ных норм, от-ка-зу от ве-де-ния фи-нан-со-вых опе-ра-ций, пьян-ст-ва и других по-зо-ря-щих ду-хо-вен-ст-во по-ступ-ков. Пётр ввёл пра-ви-ло, со-глас-но ко-то-ро-му вдо-вые свя-щен-ни-ки от-стра-ня-лись от бо-го-слу-же-ния и долж-ны бы-ли по-стри-гать-ся в мо-на-хи. Хо-тя это пра-ви-ло не ос-но-вы-ва-лось на цер-ков-ных ка-но-нах, со вре-ме-нем оно по-лу-чи-ло рас-про-стра-не-ние не толь-ко в Русской церк-ви, но и в других церк-вах.

Князь Иван I Ка-ли-та, вы-со-ко це-нив-ший дея-тель-ность Петра и его со-дей-ст-вие мо-с-ков-ским князь-ям, до-бил-ся его ме-ст-ной ка-но-ни-за-ции на Вла-ди-мир-ском со-бо-ре 1327 года и об-ще-цер-ков-ной - на Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 1339 года. Па-мять Петра по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января), в со-бо-рах мо-с-ков-ских и во-лын-ских свя-тых, в со-бо-ре свя-ти-те-лей мо-с-ков-ских.

Святитель Дмитрий Ростовский

Святой Петр, митрополит Киевский и всея России, родился в земле Волынской(1), от благочестивых христианских родителей(2). Когда он был еще во утробе матери, на рассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение: ей представилось, будто она держит на руках своих агнца, посреди рогов которого выросло густолиственное дерево, имеющее множество плодов и цветов, посреди ветвей его было множество свечей - светящих и издающих благоухание.

Проснувшись, мать недоумевала о чудном видении, но впоследствии Господь оправдал видение, обогатив Своими дарами ее сына.

Семи лет от рождения святой Петр был отдан в обучение Божественному Писанию, но сначала он учился плохо, о чем немало печалились родители его. Сие же было ради того, чтобы он более от Бога, нежели от людей получил книжную премудрость. И действительно, святой Петр получил ее таким образом.

Однажды он увидел во сне, что к нему пришел некий муж в святительских одеждах и сказал ему:

Чадо, отверзи, уста твои!

Когда Петр сделал это, явившийся прикоснулся правою рукою к языку его и, благословив его, исполнил сладости гортань его.

Проснувшись, отрок никого не видел, но только ощутил в сердце своем как бы некую сладость и веселие.

С этого времени святой Петр стал быстро понимать, чему учил его наставник, в скором времени он изучил все Священное Писание и превзошел в учении всех сверстников.

Когда Петру исполнилось двенадцать лет, он ушел в близкий к месту его рождения монастырь, и принят был в число братии; там нес он монастырские послушания, носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы, и ни зимою, ни летом нисколько не оставлял своего правила. Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, прилежно слушая Божественное Писание, никогда не прислоняясь к стене, - наставнику своему всегда оказывал послушание и с готовностью служил братии в смирении и молчании. По воле настоятеля, он был произведен в диакона, а потом и в пресвитера. Научился он писать и святые иконы(3) и, когда писал, всем умом и мыслию удалялся от земного и, исполняясь богомыслия, ревностно стремился к добродетельному житию.

После довольно продолжительного пребывания в том монастыре по благословению настоятеля, святой Петр удалился в одно пустынное место и устроил себе обитель при реке Рате(4). Здесь построил он церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, и в короткое время собралось к нему сюда много братии.

Святой был добр и незлобив и считал себя самым последним из всех; поучал всех с кротостью, усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящего нищего и странника, так что слух о его добродетельном житии дошел до князя. Посему всеми он был почитаем, и все принимали от него слово наставления.

В то время прибыл на Русь из Константинополя митрополит Максим(5), поучая народ богопреданному учению. Явившись к нему с своею братиею для получения благословения, святой Петр поднес ему икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которую сам написал. Святитель же Божий благословил его и братию и, приняв святую икону, берег ее у себя в великой чести.

Спустя немного времени - когда преставился святитель Максим, - некто Геронтий(6) дерзнул восхитить святительство, взять святительскую одежду, ризницу и пастырский жезл, а также и ту икону, которую написал Петр и поднес святителю Максиму, и отправился в Константинополь, желая сделаться русским митрополитом.

Тогда князь страны Волынской(7) стал предлагать блаженному Петру, - то сам прося, то склоняя через бояр - идти в Константинополь для посвящения на престол Киевской митрополии, ибо Геронтию никто не сочувствовал за его дерзость, с каковою он без совета и избрания поспешил восхитить святительский сан: "не дверью входил, но перелазил инде" (Ин. 10:1).

Блаженный же Петр долго не хотел и отказывался, но, наконец, будучи упрошен князем, боярами и собором святителей, отправился, а князь послал о нем послание к святейшему патриарху и ко всему его собору, высказывая желание видеть Петра на святительском престоле.

Когда Геронтий отправился по морю в Константинополь, плавание для него оказалось неблагоприятным: поднялась сильная буря, противные ветры и волны, так что он на пути замедлил немало времени. Для блаженного же Петра был на том же море тихий и попутный ветер и он, точно во сне, переплыл море.

В это же время Геронтию явилась в видении вышеупомянутая икона Пресвятой Владычицы, которая сказала ему:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня - Ратский игумен Петр - служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой - Христос Господь - пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.

Геронтий в страхе проснулся и поведал всем о видении.

Наконец, святой Петр достиг Константинополя, патриархом Константинопольским был тогда Афанасий - муж дивный, украшавший своими добродетелями престол вселенский(8). Когда Петр пришел к патриарху, храм наполнился благоуханием; просвещенный свыше патриарх уразумел, что такое благоухание было ради пришествия Петра, и с радостью благословил его. Затем, узнав о причине его прибытия, патриарх созвал собор святителей и они учинили обычное рассмотрение дела. Петр был признан достойным святительского сана, будучи предуказан к сему прежде своего рождения.

Итак патриарх, во время совершения божественной службы, посвятил сего дивного Петра на святительское служение(9), при этом лицо угодника Божия, во время посвящения, так просияло, что все дивились и говорили:

Воистину человек сей пришел к нам по повелению Божию, - и все исполнились духовной радости.

Спустя несколько дней, прибыл в Константинополь и Геронтий и (хотя и против воли) рассказал обо всем, что с ним случилось. Патриарх же, взяв у него святительские одежды, честную икону, пастырский жезл и церковную утварь - все отдал в руки истинному пастырю - Петру.

Затем святейший патриарх, достаточно наставив в течение многих дней святого и блаженного Петра и благословив его, с честью отпустил из Константинополя.

Святой Петр, прибыв в свою митрополию, преподал всем мир и благословение и прилежно поучал врученное ему Богом стадо, переходя с одного места на другое(10).

Но лукавый враг не вытерпел сего и измыслил против святого Петра козни, внушив некоторым не признавать его святителем. Впрочем, из таковых потом многие раскаялись, приняли святителя и, покорившись ему, получили от него прощение.

Спустя некоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском(11), который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако послал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор в городе Переяславле(12). На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей, стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен и уничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольно всех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот.

В то время появился некоторый еретик Сеит(13), который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению, - и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью.

После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то время находилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича(14), украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе больше, чем в иных местах(15). Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его:

Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут.

Послушав совета святителя, князь начал заботиться о построении церкви(16). Когда церковь была заложена, ежедневно происходили работы по ее постройке, и сам святитель наблюдал, чтобы дело непрерывно подвигалось вперед.

Незадолго до блаженной кончины святителя Петра князь Иоанн Даниилович видел следующий сон. Ему представилась высокая гора, вершина коей была покрыта снегом, и вот внезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший его сон, святой сказал:

Высокая гора - ты князь, а снег - я смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную.

Провидев, по Божественному откровению, свою близкую кончину, святитель Божий сам своими руками устроил себе гробницу близ жертвенника в созидаемом храме Пресв. Богородицы. И когда гробница была готова, снова было ему от Бога откровение о кончине. Исполнившись радости, святитель пошел в церковь и совершил божественную службу, помолившись за всех православных царей и князей, за своего духовного сына - благочестивого князя Иоанна - и за всех благочестивых христиан земли русской; затем он сотворил поминовение о почивших и причастился Святых Тайн. Возвратившись из церкви, он призвал весь причт и, преподав по обычаю наставление, отпустил их. В то время он раздавал много милостыни нищим и убогим, церквам, монастырям и духовенству. Между тем он быстро ослабевал телом. Когда настал день кончины его, святой призвал к себе тысяцкого Вельяминова, управлявшего тогда городом (так как самого князя в то время в городе не было), и сказал ему:

Вот, чадо, я отхожу от жития сего, сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну и его потомству на век оставляю милость и мир, и благословение Божие.

Затем, сделав и другие распоряжения, св. Петр вручил ему мешок с деньгами для того, чтобы докончить постройку церкви. Преподав всем мир, он начал петь вечерню, и когда молитва была еще на устах его и сам он воздел руки к Богу, душа его отошла ко Господу(17).

Князь, услышав о преставлении святителя, в печали поспешил со всеми боярами в город, весь народ плакал и скорбел о его преставлении. Положив на одре честное тело его, понесли его по обычаю к церкви(18).

В то время некоторый человек, одержимый неверием, подошел среди православного народа к телу святителя и в мыслях своих стал творить ему поношение, думая:

Кто этот мертвец, которого провожают сам князь и столько народу и почему воздается ему такая почесть?

Когда он подумал это, тотчас увидал святителя сидящим на одре и благословляющим на обе стороны народ во все время, пока не был принесен к гробнице. Тогда уверовал человек тот в святость угодника Божия и рассказал народу о виденном. Принеся святые мощи Петра во храм, положили их в приготовленной самим им каменной гробнице, где и доныне они почивают, источая различные чудеса с верою притекающим к ним. Некоторый юноша от рождения имел расслабленные и совершенно неподвижные руки, так что не мог их поднести к устам. Он пришел к гробнице сего святителя, молясь со слезами, и тотчас руки его укрепились и стали здоровы. Также одного скорченного святой исцелил, и даровал слух глухому. А одному, бывшему много лет слепым, когда он пришел и помолился, внезапно отверз очи. Много и иных благодеянии и доныне чудодейственно источается с верою приходящим к честной раке святителя Петра – в честь и славу в Троице славимому Богу вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, глас 8:

Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобоя сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, глас 8:

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

1 Волынь - юго-западная часть России.

2 Родители св. Петра были люди - состояния достаточного и принадлежали к сословию боярскому, или же купеческому, почему св. Петр впоследствии и имел возможность соорудить на свои средства монастырь.

3 По свидетельству древнего жития, св. Петр обучился искусству иконописания в такой степени, что стал "иконник чуден". Памятниками сего доселе служат находящиеся в Московском большом Успенском соборе две иконы Богоматери, им написанные: Успение Божией Матери и другая, по его имени, нарочито известная под именем Петровской.

4 Это место было расположено на север от столицы Галичско-Волынского княжества - Львова; река Рата протекает в нынешней австрийской восточной Галиции и впадает с левой стороны в верхний западный Буг. - Монастырь св. Петра, построенный во имя Спаса (Преображенский), в настоящее время не существует, на его месте стоит теперь село, с приходскою церковью также во имя Спаса.

5 Св. Максим, грек по происхождению, управлял русскою церковью с 1283 по 1304 г.

6 Один из игуменов Владимирских.

7 Здесь разумеется Галицко-Волынский князь Юрий Львович, который негодовал на самоволие Геронтия тем более, что на Волыни недовольные удалением кафедры из Киева в дальний Владимир желали видеть митрополита где-либо на юге; особенно же князь Юрий хотел, чтобы митрополия была в Галиче. Князь Юрий был могущественный, владея всею Галициею, он именовался даже царем Руси.

8 Афанасий II - патриарх Константинопольский с 1303 по 1311 г.

9 Св. Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г., на третий год после кончины митрополита Максима.

10 На другой год после своего посвящения, св. митрополит Петр переехал во Владимир, где предшественником его поставлена была кафедра митрополита всея России. Вслед за тем он отправился осматривать епархии: так он был в Новгороде, в Брянске и других городах, и областях.

11 Тверской епископ Андрей происходил из дома князей Литовских. Он возымел намерения занять кафедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствия некоторых на избранного югом митрополита поддерживали в нем мечту о высшем сане. Впоследствии он, по удалении с кафедры, скончался в построенном им ранее Богородицком монастыре, на реке Шоше (правом притоке Волги) в 1323 г.

12 Собор созван был в 1310 г. или в начале 1311 г. - Переяславль Залесский - ныне уездный город Владимирской губернии.

13 Сеитами, по летописям, постоянно называются учители магометанства, которое в то время так ревностно распространял хан Узбек между татарами, но название еретика и отлучение от церкви, произнесенное св. Петром на означенного Сеита, показывает, что это был христианин, сильно извращавший христианское учение, название же Сеита дано ему за увлечение некоторыми воззрениями магометанства. По некоторым известиям, Сеит был новгородским протоиереем, увлекшимся магометанскою страстью к чувственной жизни и проповедовавшим против монашеского девства с такою силою, что многие из монахов оставили монашество и вступили в супружество. Обличение Сеита было во время обзора святителем епархий.

14 Здесь разумеется Великий князь Московский Иоанн I Даниилович Калита, внук св. Александра Невского, сын св. Даниила, основателя Московского княжества; княжил с 1328 по 1340 г.; назван был Калитою, потому что, отличаясь любовью к нищим, постоянно носил с собою для раздачи им калиту (мешок) с деньгами.

15 Святитель Петр, просвещенный благодатью, провидел великую будущность Москвы, хотя тогда это был город малолюдный, он видел, что Москва соберет под свою сень раздробленные и истерзанные области России, и решился навсегда остаться в Москве и быть в ней похороненным, вместо Владимира. Таким образом митрополия была перенесена из Владимира в Москву, что послужило к возвышению Москвы и к прочному основанию мира (при тогдашних междоусобиях удельных князей) и величия России.

16 Т.е. Успенского собора, впоследствии на месте его построен в княжение великого князя Иоанна III Васильевича существующий в настоящем виде собор, освященный в 1470 г.

18 Св. мощи митрополита Петра были положены в начатой, но не оконченной им церкви Успения, которая была окончена и освящена уже в следующем 1327 г. При нашествии Тохтамыша татары разорили гробницу св. митрополита Петра, думая найти в ней сокровища, тогда же Успенский собор подвергся опустошительному пожару. В1471 г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, созванный освященный собор решил вынуть мощи святого. Гроб его был найден истребленным от пожара, но св. мощи угодника Божия сохранились целыми и невредимыми. Совершено было перенесение мощей его, в память чего установлено было празднование этого перенесения 24 августа. Мощи первосвятителя Московского почивали открыто, но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрыл гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. По удалении французов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи митрополита Петра, причем они были обносимы вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 г. От святителя Петра осталось два поучения, имеющие вид окружных посланий.

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. О трок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит» .

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. « Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут» . Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.


У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: « А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени Предстоятели Русской Православной Церкви местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси ».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: « Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя. Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Краткое житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя-той мит-ро-по-лит Петр ро-дил-ся на Во-лы-ни от бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей. Две-на-дца-ти лет по-сту-пил в мо-на-стырь. До-стиг-нув свя-щен-ства, он по бла-го-сло-ве-нию сво-е-го на-став-ни-ка уда-лил-ся из мо-на-сты-ря и ос-но-вал оби-тель в уеди-нен-ном ме-сте на бе-ре-гу ре-ки Ра-ти. Здесь он так про-сла-вил-ся по-дви-га-ми бла-го-че-стия, что сде-лал-ся из-вест-ным всей Во-лы-ни. В 1308 го-ду пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский воз-вел св. Пет-ра на Рус-скую мит-ро-по-лию. Мно-го труд-но-стей ис-пы-тал пер-во-свя-ти-тель в го-ды управ-ле-ния. В стра-дав-шей под та-тар-ским игом Рус-ской Зем-ле утвер-ждал ис-тин-ную ве-ру, при-зы-вал враж-до-вав-ших кня-зей к ми-ро-лю-бию и един-ству.

В 1325 го-ду свт. Петр по прось-бе Иоан-на Ка-ли-ты пе-ре-нес мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру из Вла-ди-ми-ра в Моск-ву, что име-ло важ-ное зна-че-ние для всей Рус-ской Зем-ли. Свт. Петр про-ро-че-ски пред-ска-зал осво-бож-де-ние от та-тар-ско-го ига и бу-ду-щее воз-вы-ше-ние Моск-вы как цен-тра всей Рос-сии.

Свя-ти-тель Петр, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, скон-чал-ся 21 де-каб-ря 1326 го-да. (Све-де-ния о нем по-ме-ще-ны 21 де-каб-ря.) Пер-вое пе-ре-не-се-ние его мо-щей бы-ло 1 июля 1472 го-да, то-гда же уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние. Вто-рое пе-ре-не-се-ние мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра бы-ло по-сле освя-ще-ния вновь по-стро-ен-но-го Успен-ско-го со-бо-ра, 24 ав-гу-ста 1479 го-да, а празд-но-ва-ние 1 июля бы-ло от-ме-не-но. Из-вест-но так-же празд-но-ва-ние про-яв-ле-ния мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра (4 ав-гу-ста) по слу-чаю яв-ле-ния су-пру-ге Иоан-на Гроз-но-го (1533-1584) ца-ри-це Ана-ста-сии (1547-1560). Свя-ти-тель Петр явил-ся ца-ри-це Ана-ста-сии и не раз-ре-шил ни-ко-му рас-кры-вать свой гроб. Он по-ве-лел за-пе-ча-тать гроб пе-ча-тью и уста-но-вить празд-ник.

От свя-ти-те-ля Пет-ра со-хра-ни-лось три по-сла-ния. Пер-вое - к свя-щен-ни-кам с уве-ща-ни-ем до-стой-но про-хо-дить пас-тыр-ское слу-же-ние, усерд-но па-сти ду-хов-ных чад. Оно за-кан-чи-ва-ет-ся из-ло-же-ни-ем цер-ков-но-го за-ко-но-по-ло-же-ния о вдо-вых свя-щен-ни-ках: с це-лью ограж-де-ния их от на-ре-ка-ния и со-блаз-нов им пред-ла-га-лось по-се-лять-ся в мо-на-сты-рях, а де-ти долж-ны бы-ли опре-де-лять-ся на вос-пи-та-ние и обу-че-ние в мо-на-стыр-ские шко-лы. Во вто-ром по-сла-нии свя-ти-тель при-зы-ва-ет свя-щен-ни-ков быть ис-тин-ны-ми пас-ты-ря-ми, а не на-ем-ни-ка-ми, за-бо-тить-ся об укра-ше-нии се-бя хри-сти-ан-ски-ми и пас-тыр-ски-ми доб-ро-де-те-ля-ми. В тре-тьем по-сла-нии свя-ти-тель Петр сно-ва да-ет на-став-ле-ния свя-щен-ни-кам об их пас-тыр-ских обя-зан-но-стях, а ми-рян уве-ща-ет ис-пол-нять за-по-ве-ди Хри-сто-вы.

Вы-да-ю-ща-я-ся цер-ков-но-го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность свя-ти-те-ля Пет-ра уже совре-мен-ни-кам да-ва-ла ос-но-ва-ние срав-ни-вать его со свя-ти-те-ля-ми , и . Глав-ный по-двиг свя-ти-те-ля Пет-ра - борь-ба за един-ство Рус-ско-го го-су-дар-ства и бла-го-сло-ве-ние Моск-вы как со-би-ра-тель-ни-цы Рус-ской зем-ли .

Полное житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Петр, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, ро-дил-ся на Во-лы-ни от бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей Фе-о-до-ра и Ев-прак-сии. Еще до рож-де-ния сы-на в сон-ном ви-де-нии Гос-подь от-крыл Ев-прак-сии бла-го-дат-ную пре-ды-з-бран-ность ее сы-на. В 12 лет юный Петр по-сту-пил в мо-на-стырь. К то-му вре-ме-ни он успеш-но изу-чил книж-ные на-у-ки и с осо-бой рев-но-стью стал ис-пол-нять мо-на-стыр-ские по-слу-ша-ния. Мно-го вре-ме-ни уде-лял бу-ду-щий свя-ти-тель вни-ма-тель-но-му изу-че-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния и обу-чил-ся ико-но-пи-са-нию. Ико-ны, на-пи-сан-ные ино-ком Пет-ром, раз-да-ва-лись бра-тии и по-се-щав-шим мо-на-стырь хри-сти-а-нам. За доб-ро-де-тель-ную по-движ-ни-че-скую жизнь игу-мен оби-те-ли ру-ко-по-ло-жил ино-ка Пет-ра в сан иеро-мо-на-ха. По-сле мно-го-лет-них по-дви-гов в мо-на-сты-ре иеро-мо-нах Петр, ис-про-сив бла-го-сло-ве-ние игу-ме-на, оста-вил оби-тель в по-ис-ках уеди-нен-но-го ме-ста. На ре-ке Ратс он по-ста-вил кел-лию и стал под-ви-зать-ся в без-мол-вии. Впо-след-ствии на ме-сте по-дви-гов об-ра-зо-вал-ся мо-на-стырь, на-зван-ный Но-во-двор-ским. Для при-хо-див-ших ино-ков был вы-стро-ен храм во Имя Спа-са. Из-бран-ный игу-ме-ном, свя-той Петр крот-ко на-став-лял ду-хов-ных чад, ни-ко-гда не гне-вал-ся на про-ви-нив-ше-го-ся ино-ка, сло-вом и при-ме-ром по-учал бра-тию. О доб-ро-де-тель-ном игу-мене-по-движ-ни-ке ста-ло из-вест-но да-ле-ко за пре-де-ла-ми оби-те-ли. Неред-ко в мо-на-стырь при-хо-дил Га-лиц-кий князь Юрий Льво-вич, чтобы услы-шать ду-хов-ные на-став-ле-ния свя-то-го по-движ-ни-ка.

Од-на-жды оби-тель по-се-тил Вла-ди-мир-ский мит-ро-по-лит Мак-сим, об-хо-див-ший Рус-скую зем-лю со сло-вом по-уче-ния и на-зи-да-ния. При-ни-мая свя-ти-тель-ское бла-го-сло-ве-ние, игу-мен Петр при-нес в дар на-пи-сан-ный им об-раз Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, пе-ред ко-то-рым свя-ти-тель Мак-сим до кон-ца сво-ей жиз-ни мо-лил-ся о спа-се-нии вве-рен-ной ему Бо-гом Рус-ской зем-ли.

Ко-гда мит-ро-по-лит Мак-сим скон-чал-ся, Вла-ди-мир-ская ка-фед-ра неко-то-рое вре-мя оста-ва-лась неза-ня-той. Ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, а им был в это вре-мя свя-той Ми-ха-ил Твер-ской (па-мять 22 но-яб-ря), на-пра-вил к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му сво-е-го спо-движ-ни-ка и еди-но-мыш-лен-ни-ка игу-ме-на Ге-рон-тия с прось-бой о по-став-ле-нии его на Рус-скую мит-ро-по-лию.

По со-ве-ту Га-лиц-ко-го кня-зя Юрия игу-мен Петр так-же от-пра-вил-ся к Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху для при-ня-тия свя-ти-тель-ской ка-фед-ры. Бог из-брал для окорм-ле-ния Рус-ской Церк-ви свя-то-го Пет-ра. Плыв-ше-му Чер-ным мо-рем Ге-рон-тию но-чью во вре-мя бу-ри яви-лась Бо-жия Ма-терь и ска-за-ла: "На-прас-но тру-дишь-ся, сан свя-ти-тель-ский не до-ста-нет-ся те-бе. Тот, кто на-пи-сал Ме-ня, Рат-ский игу-мен Петр, воз-ве-ден бу-дет на пре-стол Рус-ской мит-ро-по-лии". Сло-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри в точ-но-сти ис-пол-ни-лись: пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий (1289-1293) с со-бо-ром воз-вел на Рус-скую мит-ро-по-лию свя-ти-те-ля Пет-ра, пе-ре-дав ему свя-ти-тель-ские об-ла-че-ния, жезл и ико-ну, при-ве-зен-ные Ге-рон-ти-ем. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию в 1308 го-ду мит-ро-по-лит Петр в те-че-ние го-да пре-бы-вал в Ки-е-ве, а за-тем пе-ре-ехал во Вла-ди-мир.

Мно-го труд-но-стей ис-пы-тал пер-во-свя-ти-тель в пер-вые го-ды управ-ле-ния Рус-ской мит-ро-по-ли-ей. В стра-дав-шей под та-тар-ским игом Рус-ской зем-ле не бы-ло твер-до-го по-ряд-ка, и свя-ти-те-лю Пет-ру при-хо-ди-лось ча-сто ме-нять ме-ста сво-е-го пре-бы-ва-ния. В этот пе-ри-од осо-бен-но важ-ны бы-ли тру-ды и за-бо-ты свя-ти-те-ля об утвер-жде-нии в го-су-дар-стве ис-тин-ной ве-ры и нрав-ствен-но-сти. Во вре-мя по-сто-ян-ных объ-ез-дов епар-хий он неустан-но по-учал на-род и ду-хо-вен-ство о стро-гом хра-не-нии хри-сти-ан-ско-го бла-го-че-стия. Враж-до-вав-ших кня-зей он при-зы-вал к ми-ро-лю-бию и един-ству.

В 1312 го-ду свя-ти-тель со-вер-шил по-езд-ку в Ор-ду, где по-лу-чил от ха-на Уз-бе-ка гра-мо-ту, охра-няв-шую пра-ва рус-ско-го ду-хо-вен-ства.

В 1325 го-ду свя-ти-тель Петр по прось-бе ве-ли-ко-го кня-зя Иоан-на Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты (1328-1340) пе-ре-нес мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру из Вла-ди-ми-ра в Моск-ву. Это со-бы-тие име-ло важ-ное зна-че-ние для всей Рус-ской зем-ли. Свя-ти-тель Петр про-ро-че-ски пред-ска-зал осво-бож-де-ние от та-тар-ско-го ига и бу-ду-щее воз-вы-ше-ние Моск-вы как цен-тра всей Рос-сии.

По его бла-го-сло-ве-нию в Мос-ков-ском Крем-ле в ав-гу-сте 1326 го-да был за-ло-жен со-бор в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Это бы-ло глу-бо-ко зна-ме-на-тель-ное бла-го-сло-ве-ние ве-ли-ко-го Пер-во-свя-ти-те-ля Рус-ской зем-ли. 21 де-каб-ря 1326 го-да свя-ти-тель Петр ото-шел к Бо-гу. Свя-тое те-ло пер-во-свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в Успен-ском со-бо-ре в ка-мен-ном гро-бу, ко-то-рый он сам при-го-то-вил. Мно-же-ство чу-дес со-вер-ши-лось по мо-лит-вам угод-ни-ка Бо-жия. Мно-гие ис-це-ле-ния со-вер-ша-лись тай-но, что сви-де-тель-ству-ет о глу-бо-ком сми-ре-нии свя-ти-те-ля да-же по-сле смер-ти. Глу-бо-кое по-чи-та-ние пер-во-свя-ти-те-ля Рус-ской Церк-ви со дня его пре-став-ле-ния утвер-жда-лось и рас-про-стра-ня-лось по всей Рус-ской зем-ле. Через 13 лет, в 1339 го-ду, при свя-ти-те-ле Фе-о-гно-сте, он был при-чтен к ли-ку свя-тых. У гро-ба свя-ти-те-ля кня-зья це-ло-ва-ли крест в знак вер-но-сти ве-ли-ко-му кня-зю Мос-ков-ско-му. Как осо-бо чти-мый по-кро-ви-тель Моск-вы свя-ти-тель при-зы-вал-ся в сви-де-те-ли при со-став-ле-нии го-судар-ствен-ных до-го-во-ров. Нов-го-род-цы, имев-шие пра-во из-би-рать се-бе вла-дык у Свя-той Со-фии, по-сле при-со-еди-не-ния к Москве при Иоанне III клят-вен-но обе-ща-ли ста-вить сво-их ар-хи-епи-ско-пов толь-ко у гро-ба свя-ти-те-ля Пет-ра чу-до-твор-ца. При гро-бе свя-ти-те-ля на-ре-ка-лись и из-би-ра-лись рус-ские пер-во-свя-ти-те-ли.

О нем по-сто-ян-но упо-ми-на-ют рус-ские ле-то-пи-си, ни од-но зна-чи-тель-ное го-судар-ствен-ное на-чи-на-ние не об-хо-ди-лось без мо-лит-вы у гро-ба свя-ти-те-ля Пет-ра. В 1472 и 1479 го-дах со-вер-ша-лось пе-ре-не-се-ние мо-щей свя-ти-те-ля Пет-ра. В па-мять этих со-бы-тий уста-нов-ле-ны празд-но-ва-ния 5 ок-тяб-ря и 24 ав-гу-ста.

Празд-но-ва-ние в один день в честь все-рос-сий-ских свя-ти-те-лей , и Ио-ны уста-нов-ле-но пат-ри-ар-хом Иовом 5 ок-тяб-ря 1596 го-да. Свя-ти-тель Филипп при-чис-лен к ним в 1875 го-ду по хо-да-тай-ству свя-ти-те-ля , мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го (па-мять 31 мар-та и 23 сен-тяб-ря), а свя-ти-тель - в 1913 го-ду.

Празд-нуя па-мять свя-ти-те-лей в один день, Цер-ковь воз-да-ет каж-до-му из них рав-ную честь как небес-ным по-кро-ви-те-лям го-ро-да Моск-вы и мо-лит-вен-ни-кам за на-ше Оте-че-ство.

Величание святителям Московским

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

О вели́кий святи́телю, пресла́вный чудотво́рче, Росси́йския Це́ркви первопресто́льниче, гра́да Москвы́ храни́телю и о всех нас усе́рдный моли́твенниче, о́тче наш Пе́тре! К тебе́ смире́нно припа́даем и мо́лимся: простри́ ру́це твои́ ко Го́споду Бо́гу и помоли́ся за ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Его́: да проба́вит нам ми́лость Свою́ и низпосле́т нам вся благопотре́бная к вре́менному житию́ и ве́чному спасе́нию на́шему дары́ бла́гости Его́, наипа́че же да огради́т нас ми́ром, братолю́бием и благоче́стием от всех искуше́ний врага́ диа́вола, и да́рует нам бы́ти ве́рными ча́дами твои́ми, не по и́мени то́кмо, но и все́м житие́м на́шим. Ей, уго́дниче Бо́жий! Услы́ши нас благоутро́бно, и бу́ди всем нам помо́щник и засту́пник во вся́ких беда́х и напа́стех, не забу́ди нас и в час кончи́ны на́шея, егда́ наипа́че твоего́ заступле́ния потре́буем, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы, гре́шнии, кончи́ну благу́ю получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу

Кондак 1

Избранный и дивный в чудесех святителю, Российския Церкве первопрестольниче, и усердный о душах наших молитвенниче, отче наш Петре! В песнех восхваляем тя с любовию, святаго заступника нашего: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, предстательством твоим небесным, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Икос 1

Ангелоподобно на земли пожил еси, святителю отче, и яко ангел благий хранитель Отечествию твоему явился еси не токмо в житии твоем, но по честнем успении твоем, благотворя людем ти сродным, от нихже слышиши благохваления таковая: Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный. Радуйся, корене благаго ветве многоплодная. Радуйся, прежде рождения твоего, видением божественным рождшей тя во избранника Божия предуказанный. Радуйся, во утробе матерней освященный. Радуйся, по рождении твоем благодатию Духа Святаго просвещенный. Радуйся, сосуде Божия благодати избранный. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 2

Видевше честнии родителие твои, Петре богоизбранне, яко косно в учении книжнем преуспевал еси, о сем тужаху. Сие же бысть по смотрению Божию, да не от человек, но свыше от Бога, навыкнеши учению небесному: явивыйся бо тебе муж светел, в святительския ризы облеченный, рукою коснувся твоего языка, благословением своим разреши косность твою, и преисполни тя разума, яко пети тебе разумно Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный свыше тебе даровася, угодниче Божий, имже добре уразумел еси, яко вся красная мира сего скоро преходят: темже, двадесятолетну ти сущу, мир и вся благая его оставил еси, и возжелел еси инок быти и Единому Христу работати. О сем тя хвалим и зовем: Радуйся, земли Волынския святое прозябение. Радуйся, всея страны Российския духовная лепото. Радуйся, восхождения от добродетели к добродетели невидимо совершивый. Радуйся, совершенства о Христе богомудренно достигнувый. Радуйся, послушания добрый рачителю. Радуйся, смирения Христова верный подражателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь, отче Петре, вся послушания монастырская добре проходил еси во обители, и яко звезда богосветлая, сиял еси добродетельми евангелскими среди братии твоея: темже священства саном почтен был еси, и непорочно возносил еси безкровную жертву Богу, присно поя Ему серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и непорочную душу, Петре богоблаженне, святыя иконы изображати научился еси, и был еси изограф благоговеин, дело рук своих посвящаяй Богу, иже писанныя тобою иконы чудесы многими прослави; сего ради хвалебно вопием ти: Радуйся, трудолюбче благословенный, трудивыйся во славу Божию. Радуйся, яко труды твоя святыя Богом прославлени суть. Радуйся, божественному евангелисту Луце в иконописании подражавый. Радуйся, иконы Пресвятыя Богородицы благолепно написавый. Радуйся, в душе твоей образ Божий добре изобразивый. Радуйся, сердце твое в храм Триипостасному Богу посвятивый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Петре, к тихому пристанищу безмолвия корабль души твоея направил еси, и с благословения настоятеля твоего, в месте безмолвнем, на реце Рате, поселился еси, да един Единому Христу поработаеши в посте и молитве, воспевая Ему немолчную песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие благочестивии о твоих добродетелех, Петре преподобне, прихождаху к тебе, благословения и молитв от тебе ищуще, ихже любезно приимал еси, и обитель иноческую на реце Рате устроил еси, в ней же спасошася мнози твоим наставлением богомудрым. Темже, яко сотворившаго и научившаго, ублажаем тя и глаголем: Радуйся, непопустивый погибнути Богом врученным тебе овцам. Радуйся, устроителю благоискусный общежития иноческаго. Радуйся, учителю пресладкий благочестию христианскому. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго. Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, волею Пастыреначальника Христа, на свещнице Церкве Всероссийския поставлен был еси, Петре богоносне, да светиши Отечеству твоему земному, и приводиши к Солнцу Правды люди российския, научая их благочестно воспевати Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 5

Ощутив патриарх Царяграда, святейший Афанасий, яко благоуханием дивным исполнися весь храм, егда в него вшел еси, Петре досточудне, позна тя избранника Божия, достойнаго воистину сана святительскаго, и постави тя в митрополита Киевскаго, и всея России. Сему же бывающу, просветися лице твое светом небесным: мы же дивящеся таковому чудеси, вопием ти: Радуйся, архиерее Божий, от Пастыреначальника Христа свыше прославленный. Радуйся, иерарше Христов, дарами Святаго Духа преисполненный. Радуйся, апостолов преемниче и святителей сопрестольниче. Радуйся, в Российстей стране светом благоразумия возсиявый. Радуйся, паству Всероссийскую духовно удобривый. Радуйся, светоносный первопрестольник в ней бывый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедал еси пастве твоей нелестное евангелское учение, святителю приснопамятне, и всех учил еси мир имети между собою: мира любитель быв, враждовавших на тя в любовь привел еси кротостию и незлобием твоим, яко всей пастве твоей радоватися о тебе, и хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в стране Российстей светом добрых дел твоих, святителю отче наш Петре, и еретическия плевелы не леностно искоренял еси в пастве твоей: чада твоя поучая православно веровати в Триединаго Бога, иже и нам внушает благохвалити тя звании сими: Радуйся, столпе непоколебимый апостольских преданий. Радуйся, мечу обоюду острый, ереси посекаяй. Радуйся, православия наставниче, всех поучавый троическому поклонению. Радуйся, еретиков противоборче, бодренно стоявый на страже святыя Христовы Церкве. Радуйся, вдов и сирот милостивый питателю. Радуйся, обидимых и гонимых нелицеприятный предстателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя враг спасения человеческаго нарушити мир души твоея, святителю богоугодне, воздвиже на тя клеветника ложнаго, Тферскаго епископа Андреа, глаголавшаго на тя праведнаго беззаконие. Обаче правда твоя, яко солнце в полудне, возсия на соборе, клеветник же злобный посрамлен бысть, и достойное по делом своим получи, ты же благодарственно взывал еси ко Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Ново место престолу твоему святительскому избрал еси, угодниче Божий, во граде Москве: возлюбив бо кроткаго и боголюбиваго ея князя Иоанна, тамо поселился еси, и церковь каменну, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, тамо соорудити князю Иоанну советовал еси, пророчески глаголя ему, яко град той славен будет, святители в нем поживут и Бог в нем прославится, и яко кости твоя в нем положены будут. Сие пророчество твое исполншееся видяще, радостно приносим ти сия благохваления: Радуйся, царствию Российскому основание крепкое положивый. Радуйся, первопрестольный град Москву благословением твоим освятивый. Радуйся, прозорливче богопросвещенный, будущая, яко настоящая, провидевый. Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, основавый. Радуйся, в нем гроб себе устроивый. Радуйся, свято и богоугодно на земли поживый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя святителю отче наш Петре, своима рукама гроб каменный себе устроил еси, и выну поминал еси о исходе твоем, к немуже приуготовлялся еси молитвами непрестанными, зовый Богу во умилении сердечнем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, час кончины твоея провидел еси духом, отче Петре, и Божественную Литургию совершив, о всех живых и усопших помолился еси, себе же брашном негиблющим Пречистых Христовых Таин напитал еси, и милостыню многу нищым и убогим раздал еси, приуготовляяся к сретению Жениха Безсмертнаго Христа. Сие воспоминающе, дивимся прозорливости твоей, и глаголем: Радуйся, доброе напутствие для души твоей приемый. Радуйся, со Христом жити на веки возжелавый. Радуйся, любовию божественною страх смертный победивый. Радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый. Радуйся, яко праведно и непорочно течение земное совершил еси. Радуйся, яко успение преподбное во мзду трудом твоим, от Господа получил еси. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси царедворцы великаго князя Иоанна собрашася к одру твоему, святителю Христов: ты же, чрез старейшаго из них Протасиа, мир и благословение Божие великому князю Иоанну преподал еси, не бывшу тому во граде, и с светлым лицем воздев горе преподобнеи руце твои, усердно помолился еси, и тако в молитве Богу душу твою предал еси, юже ангели святии в Горния Обители вознесоша, с пением радостным: Аллилуиа.

Икос 9

Витии любомудрии прославляют славных мира сего деяния, мы же твоим житием честным красуемся, святителю Божий, и прославляем преставление твое святое и многая чудеса, тобою содеянная и содеваемая от рода в род: воистину бо не вотще чудотворец именуешися, преблаженне, и достойно слышиши хвалебныя песни таковыя: Радуйся, в молитве усердной дух твой Богу предавый. Радуйся, погребением честным от великаго князя Иоанна почтенный. Радуйся, во храме Богоматери у святаго жертвенника положенный. Радуйся, видением дивным, неверовавшаго в святость твою, в веру обративый. Радуйся, со одра погребальнаго благословляющий паству твою виден бывый. Радуйся, во гробе, тобою уготованном, мирно почивый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 10

Спаса Христа умоляти не престай за град и люди, тя почитающыя, угодниче Божий, святителю отче наш Петре. Тебе бо дарова нам Господь помощника и предстателя во всяких бедах и напастех, и гроб твой святый содела врачебницу безмездную недугов человеческих: к немуже с верою и любовию припадающе, вопием прославльшему тя и дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, первопрестольный град Москва благодатно ограждается, и светло красуется, имея в себе многоцелебную раку святых твоих мощей, Петре чудотворче, яко крин нетлением процветших, и благоухание святыни испущающих: имже покланяющеся, умильно тебе глаголем: Радуйся, смерть вкусивый, тления же не познавый. Радуйся, исцеления многая от святых твоих мощей источивый. Радуйся, юношу разслабленнаго и недвижимаго у гроба твоего здрава возставивый. Радуйся, сляченнаго и отнюд восклонитися немогшаго, таможе прямо ходити сотворивый. Радуйся, глухому слух отверзый. Радуйся, слепому зрение милостивно даровавый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное не умолчно бысть при гробе твоем, святителю отче наш Петре, от дне честнаго преставления твоего до ныне, чудесем свидетельствующым святость твою, юже вся Российская Церковь исповедует ясно: мы же, чада твоя и овцы словесныя паствы твоея, радующеся о твоем прославлении на Небеси и на земли, благодарственно вопием святых Святейшему Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник Божия благодати, воистину являешися и по смерти, Петре чудотворче: темже, сиянием чудес твоих озаряеми, с любовию чествуем святую твою память, яко торжество веры и благочестия, и от усердия нашего приносим ти пения таковая: Радуйся, апостолов во благовестии Христове не леностный подражателю. Радуйся, перваго иерарха Российскаго Михаила достойный преемниче. Радуйся, преемником твоим во святительстве добрый споспешниче. Радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче. Радуйся, правило веры истинныя и образе кротости духовныя. Радуйся, врачу безмездный и целебниче благосострадательный. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать Господню и благовременну помощь испроси нам, угодниче Божий, во дни безпомощия нашего и буди нам в скорбех утешитель, в бедах заступник, в недузех врачь, туне подаваяй нам дары целебныя от святых твоих мощей, к нимже усердно притекающе, не тщы отходим, но ущедреннии тобою вопием Богу хвалебно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса твоя и многое сострадание твое к людем, отче наш Петре, усердно просим твоего многомощнаго ко Господу предстательства: вемы бо, яко молитва твоя, подобно фимиаму восходит пред Вседержителя Бога, и низводит на нас Его благословение, помощь и милость. Темже и взываем к тебе: Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче. Радуйся, Пресвятыя Богородицы изрядный служителю. Радуйся, ангельских воиств собеседниче. Радуйся, всех святых присный друже. Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй. Радуйся, душы и телеса наша благоутробно врачуяй. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 13

О, чудотворче преславный, и помощниче всем нам скорый и милостивый, святителю отче наш Петре! Милостиво прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати нам телесное здравие и душевное спасение, да во Царствии Небеснем сподобимся пети Ему со святыми: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва

О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу, и помолися за ны грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и ниспослет нам вся благопотребныя к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же, да оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чады твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, проси предстательством твоим у Небеснаго Владыки: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем: да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии, кончину благую получити, и Царствие Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Александр Ракитин. Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва.

Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут». С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор...

Похожие публикации