Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Восстановитель патины на монетах. Что такое патина? Патина на металле. Патина на монетах. А что на Западе

Если в составе сплава, из которого отчеканены монеты, входит медь или любые ее соединения, то рано или поздно на поверхности металла появится пленка — патина. Она имеет самые разные цвета и оттенки, а ее появление обосновано процессом окисления меди. Ее еще называют благородной ржавчиной, а все потому, что монета в такой оболочке не подвержена коррозии, имеет привлекательный вешний вид. Патина ценится коллекционерами, так как придает собранию неуловимое ощущение старины.

Если монету требуется почистить, но в результате она потеряет патину, не стоит расстраиваться. На помощь нумизматам придет искусственное патинирование , которое можно провести даже в домашних условиях. Теперь нет необходимости ждать долгие месяцы, чтобы патина появилась естественным путем.

Патинирование металлических денежных знаков, содержащих медь

Патинирование медьсодержащих монет возможно тремя способами.

  1. В первом варианте требуется 20 грамм медного купороса и 5 грамм марганца. Их растворяют в литре воды, а затем нагревают до 90 градусов. Требуется внимательно следить за температурой, не допуская кипения, так как в противном случае результат не гарантирован. В горячий раствор опускают подготовленные монеты, переворачивая их время от времени, чтобы патина наслаивалась равномерно. Нельзя точно сказать, сколько времени вам понадобится для полного патинирования, так как вариантов нужного цвета множество. Кому-то требуется получить монету темно-коричневого цвета, а кому-то достаточно красноватого оттенка.
  2. Для второго варианта придется заглянуть в аптеку, чтобы купить там серную мазь. Обильно смажьте монету этой мазью и отложите на 3-5 минут. Патина при этом способе образуется очень быстро, почти мгновенно. Чтобы металл не почернел, процедуру лучше проводить недалеко от крана с водой. Как только вы видите, что монета коричневеет, тщательно смойте мазь. Не успели вовремя? Расстраиваться не стоит. Берите вазелин или растительное масло, смачивайте в нем мягкую тряпочку и полируйте монету до требуемого вам оттенка.
  3. Третий вариант патинирования возможен при наличии гипосульфита натрия, который можно приобрести под видом фиксатора для проявки фотографий с пленки. Слегка подогрейте 10% раствор и опустите туда чистую и предварительно обезжиренную монету на 10-20 секунд. Полученный коричневый оттенок будет не только радовать ваш глаз профессионального нумизмата, но и надежно убережет металл от коррозии. Этот способ можно применять и для патинирования бронзовых изделий.

Патинирование монет с содержанием серебра

  1. Нанести новую патину на металл с содержанием серебра довольно просто. Для этого вам понадобится аммиак или обычный нашатырный спирт. Отправляйте монету в морозильную камеру минут на двадцать или полчаса. После положенного времени аккуратно берите деньгу за гурт тонким пинцетом и поднесите к открытому флакону нашатыря. На ваших глазах произойдет буквально чудо: монета будет становиться сероватой из-за появляющейся патины. Остановите работу над экземпляром, как только он примет требуемый оттенок.
  2. Еще более простой способ заключается в использовании… вареного куриного яйца. После того как оно сварится вкрутую, яйцо разрезают и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Под воздействием сероводорода серебро меняет цвет, покрываясь патиной. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие, без пятен от пинцета.

Патинирование монет с содержанием бронзы

Как уже было сказано выше, для нанесения новой патины на металл с содержанием бронзы, используют способ на основе гипосульфита натрия. Кроме того, с некоторой долей спеха применяют нашатырный спирт и серную мазь. Нумизматы советуют поэкспериментировать и с обычным хозяйственным мылом, в кашицу из которого помещают монету на 2 недели.

Однако бронзовые монеты лучше всего покрываются благородной ржавчиной естественным путем, под воздействием солнца, ветра, дождя. Всего через полтора-два года они будут иметь ровный и красивый коричневый оттенок.

Итак, патину можно создать искусственно, причем, в некоторых случаях это сделать довольно просто. Однако хочется предостеречь начинающих коллекционеров: в профессиональных кругах любое вмешательство во внешний вид монеты всегда приравнивается к недостатку и существенно влияет на коллекционную ценность экземпляра. Желательно не доводить ваше собрание до состояние, когда бы ему потребовалось патинирование извне.

Помните, что специалист всегда легко, на глаз оценит то, настоящая ли патина защищает металл или оболочка была создана искусственно. Так, оригинальная «благородная ржавчина» обволакивает монеты довольно толстым слоем, надежно покрывая сколы и царапины. А новодел можно процарапать любым острым предметом.

Любая монета с течением времени покрывается естественным налетом (тонкой окисной пленкой), которую называют патиной. Это происходит в результате постоянного контакта поверхности монеты с окружающей средой. Этот налет подобен ржавчине на железе. Разница лишь в том, что на монетах из меди, серебра и др. цветных металлов, в отличие от железа, налет имеет иную химическую структуру, а следовательно и внешний вид, который может как повышать стоимость монеты в разы, так и обесценивать ее. В любом случае, если монета достаточно старая, патина лишь указывает на ее подлинность, придавая ей уникальность и особый шарм, чаще всего, увеличивая ее ценность, за исключением случаев явного разрушения поверхности монеты и деталей рельефа.

Серебряный памятный рубль 1896 года в честь коронации Николая II в состоянии UNC . За время хранения покрылся естественной оранжево-красной патиной, которая значительно увеличивает цену монеты по сравнению с аналогичной, но без патины.

Для начинающего нумизмата монета в хорошей сохранности, покрытая слоем окисной пленки, может показаться испорченной, поблекшей, он бы предпочел взять такую же, но блестящую, в то время как истинный ценитель искусства выберет именно ту, на которой отпечатался ее многолетний жизненный опыт в виде патины.

Серебряный полтинник 1925 годп в состоянии UNC. Обильно покрыт переливающейся радужной патиной. С тоимость такой монеты за счет разноцветного радужного "налета" может доходить до 20000-30000 рублей.


Серебряный полтинник 1925 года в состоянии UNC, аналогичный предыдущему, но практически лишенный следов патины. Стоимость такого экземпляра - около 1000 руб, т.е. в 20-30 раз ниже такого же, но в красивой патине.

Если смыть патину каким-либо чистящим средством - старая монета будет выглядеть как новая, приобретет неестественный блеск для своих, скажем, 100 или 200 лет, в результате чего значительно снизится ее стоимость. Кроме того, после обработки старой монеты с густым слоем патины, на месте окисных наложений могут оставаться достаточно глубокие впадины - каверны, которые могут окончательно уничтожат интерес опытных нумизматов к данному экземпляру.

Бронзовая монета 3 копейки 1938 года до чистки - покрыта толстым слоем окисной пленки и после чистки - видны каверны на тех местах, где располагались наиболее глубокие окисные наложения. Данная монета не является редкой, но на ее примере хорошо видно, к чему может привести чистка таких окислившихся экземпляров.

Помимо самого факта наличия патины, наиболее важно соответствие ее интенсивности году выпуска монеты. Если перед Вами 10-летняя монета, сплошь покрытая пятнистым грязно-зеленым или даже черным налетом, стоит задуматься, нужна ли она для Вашей коллекции, и, как она будет выглядеть через 30-40 лет. Вероятно, лучшим решением будет взять аналогичную монету, но со слегка заметной патиной или вообще без нее. При этом надо учитывать, что сильно окислившаяся монета может передавать свою «болезнь» другим монетам при совместном хранении в определенных условиях. Именно такие экземпляры можно пытаться подвергнуть какой-либо щадящей обработке, без использования жестких химических и абразивных средств, не опасаясь за потерю ей ценности и возвращая монете первозданный вид, потерянный в результате неправильного хранения.


Серебряная юбилейная монета СССР 10 рублей 1978 года Proof , выпущенная к Олимпиаде 1980г в Москве. Реверс монеты покрылся неравномерным слоем зеленоватой пятнистой патины, вероятно в результате неправильного хранения. Такую патину можно смыть, не опасаясь за потерю ценности данного экземпляра. Как это можно сделать рассказано в отдельной статье .

Надо понимать, что грань между коллекционной монетой, покрытой естественной патиной и монетой, испорченной внешней средой, подвергшейся коррозии, очень тонка. Разница абсолютно субъективна, за исключением случаев явного разрушения монеты химическими веществами, например в результате длительного нахождения в почве, или, напротив, невероятно красивого радужного налета на старинной коллекционной монете, хранившейся в течение десятилетий в специальном «кабинете» из красного дерева.



Медная монета США 1 цент 1911 года в состоянии N , покрывшаяся равномерной зеленоватой патиной.


Серебряный памятный рубль 1898 года в честь открытия памятника Александру II в состоянии UNC. За время хранения данный экземпляр покрылся прекрасной кабинетной патиной.

Приобретая монету с удивительной патиной, всегда держите в голове вариант, что её мог образовать не естественный ход событий, а умелые руки продавца. Существует множество способов наведения искусственной патины. Это может быть глубокий шоколадный оттенок на меди или ровная матовая поверхность на серебре. Мастера работы с монетами, не слишком напрягаясь, накладывают даже патину, сверкающую всеми цветами радуги. И всё же, невзирая на предостережения, большинство нумизматов признаёт, что монета с красивой патиной смотрится куда притягательнее, чем рядовой экземпляр. Поэтому при покупке монеты для собственной коллекции именно вам решать, какой процент стоимости приобретаемого экземпляра станет занимать патина, так радующая глаз.

Как только не называют патину в мире нумизматики - и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах - это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом - так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет - сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа - газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример - красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.

Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.

Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.

Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.

Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.

На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.

Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.

В общих словах на эту тему можно сказать следующее:

1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.

2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.

3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.

4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.

5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.

Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.


:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:

Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.

Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.

Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.


Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.

Определение сохранности монет

В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.

В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.

Вот несколько примеров такой патины:


Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.


Загрязнения и утраты

Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.

Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.

Вот несколько примеров:


В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.

На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.


Разрушения и утраты

К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.


Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен

Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.

Общий вид монеты.


Обратная сторона монеты. Утраты.

Патинирование монет - это быстрый и эффективный способ придать им старинный вид. Способов нанесения темного налета много, выбирать их нужно в зависимости от типа металла и желаемого оттенка. Чаще всего процедуре подвергаются медные поверхности, но иногда состаривают монеты из никеля, бронзы и даже серебра.

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.

Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.

Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Особенности и способы патинирования монет в домашних условиях

В зависимости от металла, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Все они выполнимы и не требуют знаний древних алхимиков и специальной лаборатории. Большинство видов патины наводится простыми способами, но не стоит ожидать от нее сверхэффекта. Дефекты монеты, такие как дыры, рытвины, забоины, подтеки, образовавшийся слой не скроет, а только изменит их окраску.

Чем качественней будет выполнено патинирование, тем ценней станет монета. Опытные коллекционеры знают, что искусственный налет не добавляет финансовой значимости изделиям. Но патина, наведенная по всем правилам, ничем не отличается от естественной. Монета приобретает благородный раритетный вид в глазах потенциальных покупателей. Универсального метода окисления не существует и наиболее подходящий из всех подбирается только экспериментальным путем.

Патинирование медных монет

Патинирование медной монеты выполняют серной кислотой. Средство наносится на металл, и буквально в течение нескольких секунд она темнеет. После процедуры изделие обязательно промывают с мылом, чтобы окислительные процессы не продолжались. Получившаяся от серной мази патина имеет достаточно насыщенный черный цвет, но она неустойчива. Если потереть поверхность тканью, налет сотрется, поэтому данным методом стоит пользоваться в крайнем случае.

Патинирование медных монет нашатырным спиртом проводят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. пары вещества довольно едкие. Обрабатываемую монету окисляют в закрытой банке или контейнере. Для этого ее помещают в емкость с нашатырем так, чтобы она контактировала только с его испарениями, а не с жидкостью. Емкость плотно закрывают и выжидают 15-30 секунд. Если же монету оставить на долгий срок, то ее можно испортить. Патина не станет темнее, а на изделии появятся очаги коррозии.

Справиться с задачей обработки монеты нашатырными испарениями проще на словах, чем на деле. Ее либо подвешивают, либо кладут на ватный диск внутри банки. Это позволит ей покрываться патиной равномерно с двух сторон. Спирт наливают в самом конце, после проведения подготовительных манипуляций. Затем плотно закрывают емкость крышкой.

Пары нашатырного спирта способны за несколько минут покрыть монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Блеск устраняется, и изделие приобретает красивый раритетный вид.


Патинирование монет марганцовкой и медным купоросом дает быстрый результат и налет коричневого оттенка. Посуду для работы берут ненужную, т.к. после патинирования она вряд ли отмоется и ее придется выбросить. Для приготовления раствора берут 200 мл дистиллированной воды и по одному грамму порошков. Все тщательно перемешивают, доводят на плите до кипения и в получившийся состав опускают монету на 1-2 минуты.

Чем дольше монета находится в растворе, тем патина более темного цвета получится. Через 10 минут изделие приобретет почти черный цвет. Это нужно учитывать при достижении желаемого оттенка оксидной пленки.

Патинирование серебряных монет

Придать серебряным монетам темный цвет довольно просто. Для этого понадобится аммиак или нашатырный спирт. Изделие на 20-30 минут помещают в морозильную камеру. После этого ее достают, берут пинцетом за один край и подносят к открытому флакону нашатыря. Она буквально сразу начинает реагировать на пары нашатыря и покрывается серым налетом патины. Процедуру прекращаю тогда, когда серебро приобретет нужный оттенок.

Есть еще один способ патинирования серебряных монет - вареными яйцами. Их отваривают до крутого состояния, разрезают пополам и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Яйцо начинает выделять сероводород, из-за чего монета покрывается серой пленкой. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие.

Нюансы патинирования монет естественным образом

Нанести на монету патину можно и без использования вышеописанных материалов. Существует способ патинирования бронзы естественным путем. Для этого изделия выносят на солнце и оставляют их там на довольно длительное время. В течение 1-2 лет нужно следить, чтобы монета все время подвергалась воздействию солнечных лучей. Конечно, быстрым такой процесс трудно назвать, но его плюс в том, что медь приобретет природный состаренный вид. «Солнечную» патину будет сложно отличить от природного слоя окислов.

В домашних условиях можно попробовать навести темный налет деревом. Некоторые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.

Если в патинировании монет нет никакого опыта и даже четкого представления, как этот процесс происходит, лучше отказаться от затеи или предоставить сделать это специалисту.

Похожие публикации