Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Ленд лизом в годы второй мировой войны называли. Ленд-лиз. Факты и домыслы

Ленд-лиз – программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьём.

Чаще всего, однако, под «ленд-лизом» понимают именно поставки оружия, не уделяя внимания остальным товарам.

Причины и условия

Американское руководство обоснованно считало, что во Второй мировой войне следует помогать тем странам, оборона которых имеет жизненно важное значение для США.

Первоначально в программу ленд-лиза вошли Китай и Британская империя, но затем к ней присоединились и другие страны, в том числе СССР.

Принятый в марте 1941 года Закон о ленд-лизе устанавливал следующие правила поставок:

  • Техника, оружие, продовольствие, материалы и другие товары, использованные или уничтоженные в ходе войны, оплате не подлежали.
  • Оставшиеся после войны товары, если они могут быть пригодны в гражданских целях, оплачивались на основе предоставленных США кредитов.
  • Если США будут заинтересованы в возвращении того или иного товара после войны, он должен быть возвращён.

Таким образом, поставки были своеобразным «подарком» союзникам на время войны, а в мирное время они превращались в товар и могли быть куплены по вполне приемлемым ценам.

Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?

Известно, что большая часть ленд-лизовских поставок пришлась на период после 1943 года, когда в войне наступил перелом. То есть в самый страшный период войны, ранний, помощь союзников была минимальна, а в более успешные годы – не так уж заметна.

Находятся те, кто спрашивает: если союзники производили большое количество оружия, почему они не присылали его больше? На самом деле причина была не в скупости «капиталистических товарищей», а в тоннаже американского и британского грузового флота – он был весьма недостаточен для массовых поставок.

Есть и другая версия, что поставки просто задерживались. И еще одна, американцы выжидали кому помогать, или СССР или Германии. В зависимости от хода войны. Чем больше потерь у сторон, тем больше вложений. У них как всегда расчет.

Мог ли Советский Союз вообще обойтись без ленд-лиза? Вроде бы, мог. Достаточно было перераспределить собственные производственные мощности. Однако для этого пришлось бы мобилизовать огромное количество рабочей силы, что означает ослабление армии. Напомним, Америка была союзником СССР.

Можно было бы и закрыть на отсутствие нужной техники глаза, но тогда армия также была бы ослаблена. Война для СССР обернулась бы ещё более затяжным конфликтом, Советская Армия все равно бы выиграла войну, возможно позже. Р. Шервуд (американский историк) цитировал Гарри Гопкинса, который не считал американскую помощь важной в победе СССР над фашизмом. Он сказал: "Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Выгода американцев

Многие политологи, да и сами политики не скрывают выгоды штатов от поставок не совсем нового и исправного оружия. Но долг свой со времен 2 Мировой войны от России они получили. Истощенный и разрушенный СССР не смог его отдать, да и всякие другие причины были, напряженное отношение например, между двумя странами. Нажились сполна.

Несмотря на то что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы все еще не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ… Окончательный срок погашения нашего долга - 2030 год. Как это может быть?

Справедливости ради отметим, что благополучная Великобритания рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед США и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так. может быть, правы те. кто считает ленд-лиз кабалой, долю поставок в общем объеме - незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения - устаревшими?

ОПЛАЧЕНО КРОВЬЮ

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате».

Платить нужно было лишь за то. что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами - получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в США золото, платину, древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определен объем поставок США по ленд- лизу в СССР: он составил 11.3 млрд долларов США. (По данным из других источников - около 10 млрд долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на

2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».

КИТАЙ ПЛАТИТЬ НЕ БУДЕТ

В октябре 1972-го между СССР и США было подписано торговое соглашение. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить 772 млн долларов, включая проценты, к 2001 году. К июлю 1973-го были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона - Вэника).

В июне 1990 года были установлены новый срок окончательного погашения задолженности (2030 г.). а также сумма - 674 млн долларов. После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Что-то выплачивалось, но окончательного расчета так и не произошло. Знающие проблему специалисты считают, что из общего объема американских поставок по ленд-лизу Советский Союз, а затем и Россия признали, а затем частично оплатили 722 млн долларов, то есть около 7%.

По другому пути пошла Франция в 1946 году: она сделала американцам ряд торговых уступок. В частности, существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке. А вот Китай свой долг как не погашал, так и не собирается этого делать.

Итак, какова же ленд-лизовская доля в общем количестве произведенных/поставленных в СССР в 1941-1945 годах техники, сырья и вооружения?

А еще были паровозы и вагоны, станки и оборудование, радиостанции, радиоприемники и локаторы, рельсы и автопокрышки, алюминий и медь, телефонный провод и морской кабель, сахар и хлопок, продовольствие и обувь и многое-многое другое.

Но дело в том. что основные поставки пришлись на 1943-1945 годы, когда и так все было ясно. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. При этом по ленд-лизу не поставлялись новейшие образцы вооружений и техники, которые производились в тот период в огромных количествах, да и качество поставляемых образцов желало быть лучшим.

КОМУ ВЫГОДНО?

Так была пи нужна эта помощь и насколько она была выгодна сторонам? Вот что пишут исследователи. «Кроме упомянутых прежде товаров - золота, леса, пушнины, икры. рыбы, которые, однако, не всегда числились в списках «обратного ленд-лиза». а нередко были и коммерческим экспортом. - Советский Союз предоставил союзникам услуги: обеспечение и обслуживание иностранных судов, приходящих в наши северные порты, частичное снабжение войск союзников в Иране». - утверждает историк Паперно.

А его коллега Якушевский приводит свидетельства западных авторов о том, что ленд-лиз был выгоден обеим сторонам: «На выгодность и высокую рентабельность поставок Советскому Союзу по ленд-лизу неоднократно указывали в период Великой Отечественной войны государственные и политические деятели США и Англии.

Во время англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт отмечал: «Поставки в Россию - это выгодное вложение капитала». Черчилль говорил о необходимости увеличения военной помощи России, ибо «никакая другая форма вложения капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды».

КАРАВАНЫ ШЛИ С ВОСТОКА

Благодаря Валентину Пикулю и его роману «Реквием каравану PQ-17» сложилось ложное представление, будто все поставки по пенд-пизу производились северными конвоями в советские порты Мурманск и Архангельск. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем и самым рискованным. Большая часть поставок осуществлялась по дальневосточному и трансиранскому маршрутам. Дальневосточный маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу. было переработано в портах Дальнего Востока. И. наконец, трансиранский маршрут, которому из-за малоизвестности нужно уделить особое внимание.

19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями». Однако широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские «коммандос» провели еще в апреле 1941-го. И первый ленд-лизовский американский завод заработал там до нападения Германии на СССР!

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряженная обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран. Иран был наводнен немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера - советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приему ленд-лизовских грузов порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы.

Прежде всего была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе проселочных дорог построены современная автомагистраль с твердым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолеты первое время собирали в Маргипе и Шуайбе. а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали два советских авиаполка, укомплектованных опытными летчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили русские. Контролировал перевозки южным путем не кто иной, как Анастас Иванович Микоян - зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители - арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк. что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился - с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин - вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путем мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял свое значение, и в 1945-м ленд- лизовские грузы пошли через Черное море.

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2 мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее “оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в “научных” трудах историков-марксистов роль поставок по ленд-лизу оценивалась как ничтожная и лицемерная. Уже в 1947 году Николай Вознесенский, тогдашний член политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР (см. Вознесенский Н. “Военная экономика СССР в период Отечественной войны”, М., 1947, стр. 74). С тех пор в течение десятилетий эта цифра, не подвергаясь ни малейшему сомнению, фигурировала в советских энциклопедиях и бесчисленных монографиях как единственно верная. Более того, под нее подгонялись и масштабы поставок по конкретным видам боевой техники. Так, например, в книге Е.Н.Кулькова “Правда и ложь о второй мировой войне” (М., 1983 г.) утверждается, что в СССР было поставлено самолетов в объеме 4% от советского производства.
Истинные размеры (абсолютные и относительные) авиационного ленд-лиза в Советский Союз до сих пор малоизвестны.

Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах показаны в нижеприведенной таблице, составленной на базе архивов Главного штаба ВВС РФ Игорем Петровичем Лебедевым, бывшим с октября 1943 года по октябрь 1945 года военным представителем правительственной закупочной комиссии СССР в США.

Типы самолетов Поставлено в 1941-1945 гг.
Истребители:
Р-40 “Томагаук” (“Tomahawk”)
Р-40 “Китихаук” (“Kittyhawk”)
Р-39 “Аэрокобра” (“Airacobra”)
Р-63 “Кингкобра” (“Kingcobra”)
Р-47 “Тандерболт” (“Thunderbolt”)
247
1887
4952
2400
195
Итого истребителей: 9681
Бомбардировщики:
А-20 “Бостон” (“Boston”)
В-25 “Митчелл” (“Mitchell”)
2771
861
Итого бомбардировщиков: 3632
Прочие типы самолетов: 813
Всего самолетов из США: 14126
Истребители из Великобритании:
“Спитфайер” (“Spitfire”)
“Харрикейн” (“Hurricane”)
4171
Всего поставлено по ленд-лизу 18297

Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств.

Перечень основных авиационных заводов США, с которых поступали самолеты в СССР по ленд-лизу:

Р-39 и Р-63 – фирма “Белл” (Буффало), Р-40 – фирма “Куртисс” (Нью-Йорк), Р-47 – фирма “Рипаблик” (Лонг Айленд, вблизи Нью-Йорка), А-20 – фирма “Дуглас” (Санта-Моника – Лос-Анджелес – Талса – Оклахома-Сити), Б-25 – фирма “Норт Америкен” (Канзас-Сити), летающая лодка-амфибия “Каталина” – фирма “Консолидейтед” (Элизабет-Сити – Новый Орлеан), С-47 “Дуглас” – фирма “Дуглас” (Санта-Моника – Талса – Оклахома-Сити), С-46 “Куртисс” – фирма “Куртисс” (Нью-Йорк).

На базе архивных материалов Лебедевым И.П. был проведен анализ-сравнение поставок в СССР по ленд-лизу фронтовых боевых самолетов с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью.

Как видно из таблицы, поставки по ленд-лизу составляли: по фронтовым истребителям 16% от произведенных советской авиационной промышленностью, по фронтовым бомбардировщикам 20% от произведенных авиационной промышленностью СССР. Если же произвести подсчет по фронтовым боевым самолетам с учетом 4171 истребителя, полученного из Великобритании, то 17484 самолета, поступившие по ленд-лизу, от 77479 фронтовых истребителей и бомбардировщиков, изготовленных советской промышленностью, составят 23%.

Таким образом, почти каждый четвертый истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства.

Что касается тактико-технических характеристик поставлявшихся по ленд-лизу в Советский Союз боевых самолетов, то это тема одного из следующих выпусков страницы. Сейчас же приведем лишь одну цитату из фундаментальной монографии “Самолетостроение в СССР. 1917-1945 гг.”, книга 2, Издательский отдел ЦАГИ, М., 1994 г., стр. 250-251:
“Эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И.Покрышкин, начиная с 1943 года и до конца войны, летали на Р-39. Мастерство и отвага советских летчиков принесли славу и “Аэрокобре”. Из американской газеты 1944 года: “…Истребители “Аэрокобра” – лучшие в мире!… Пятнадцать советских асов, воюющих на “кобрах”, сбили пятьсот самолетов нашего общего врага – фашизма! Покрышкин, Глинка, Глинка, Речкалов, Клубов, Федоров, Труд, Трофимов…”. Конечно, в этом газетном утверждении по поводу “лучшего в мире” допущено определенное преувеличение. Но нельзя не отметить, что нашим летчикам “Аэрокобра” пришлась, что называется, “по душе”. Легкая и послушная в управлении, простая по технике пилотирования и вполне доступная для освоения летчику средней квалификации, обладающая мощным вооружением и отличной безотказной радиосвязью, в руках опытного летчика “Аэрокобра” становилась грозным оружием”.

Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Для СССР (от англ. lend — давать взаймы, lease — сдать в аренду). Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. уполномочивал президента США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду предметы обороны «правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов». В тот же день действие закона было распространено на Великобританию, которая стала главным получателем американской помощи, и на Грецию. Решение о распространении закона о ленд-лизе на СССР США приняли 7 ноября 1941 г. Но еще 30 октября Ф. Рузвельт в послании И. В. Сталину сообщил о своем распоряжении начать поставки СССР на основе закона от 11 марта 1941 г. и предоставить для их оплаты заем в 1 млрд долларов. Объем и виды вооружения, сырьевых материалов и продовольствия на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. определялись Первым протоколом, подписанным 1 октября 1941 г. представителями СССР, США и Великобритании на Московской конференции по вопросу о взаимных военных поставках. В дальнейшем были выработаны еще три протокола. В период действия Первого протокола помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объеме и отставала от запланированных норм. Серьезного материального содействия Московской битве и защитникам столицы ленд-лиз не оказал, хотя некоторые виды поставок (меди, алюминия и др.) компенсировали в кон. 1941 г. редкое падение отечественного промышленного производства. Главное — ленд-лиз имел для советских людей на фронте и в тылу большое морально-психологическое значение. Отправка грузов в СССР по Первому протоколу обеспечивалась главным образом Великобританией и велась в основном через Исландию, Норвежское, Баренцево и Белое моря. Вооружение доставлялось в Мурманск, Архангельск, Молотовск (Северодвинск). Североатлантический путь был самым опасным. В суровых условиях Арктики, при постоянных атаках противника на море и с воздуха, проводка караванов с грузами была сопряжена с большими жертвами. По Второму протоколу (1 июля 1942-30 июня 1943 гг.) поставки из Великобритании и США распределялись примерно поровну; целиком их обязательства также выполнены не были. Но и в 1942 г. в значительной степени за счет западных источников снабжения удовлетворялись неотложные нужды СССР в грузовых машинах, истребителях и транспортной авиации. Крупные потери от вражеских бомбардировок и подводных лодок понес в июле 1942 г. направлявшийся в СССР караван PQ-17 (см. Арктические конвои). В один из наиболее тяжелых для СССР периодов войны отправка грузов была приостановлена. Неполное выполнение условий Второго и следующих протоколов по поставкам вызывалось и рядом других обстоятельств: приоритетными требованиями англо-американской средиземноморской стратегии перед запросами Советского Союза, задержками поставок по вине некоторых правительственных структур западных держав, их недоверием к СССР. Президент Рузвельт неоднократно вмешивался в процедуру оказания помощи Советскому Союзу, когда по тем или иным причинам тормозилось или срывалось выполнение обязательств. Энергично действовал в том же духе советник президента Г. Гопкинс, возглавивший Комитет Советского протокола. В связи с большими потерями на северном пути были освоены и другие, менее опасные, но более длинные маршруты поставок в СССР: Тихоокеанский (во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и другие города) и трансафриканский (Америка — Вест-Индия — Африка — Ирак — Иран — Баку). С лета 1942 г. основной поток грузов для СССР направлялся на Дальний Восток и в Иран. Через Тихий океан в СССР поставлялось в 1943-1945 гг. в возраставшем количестве вооружение и продовольствие. Для приемки американских судов «Либерти» и других крупнотоннажных сухогрузов реконструировался порт во Владивостоке, сооружались новые порты. Во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и другие города прибыло ок. 2 тыс. грузов. По трансафриканскому маршруту в СССР направлялись танки, самолеты, автомашины, авиационный бензин и другие важные материалы. Для их доставки был организован сквозной путь по железной дороге и по автомагистрали от Персидского залива до Каспийского моря. Западные специалисты реконструировали иракские и иранские порты, совместно с советскими союзниками американцы осваивали и эксплуатировали пути снабжения через Иран. Важное значение приобрела воздушная база в Абадане, созданная для приемки, сборки самолетов и их доставки по воздуху в СССР. Начиная с Третьего протокола (1 июля 1943-30 июня 1944 гг.), поставки обеспечивались в основном Соединенными Штатами; главная часть поставок пришлась на 2-ю пол. 1943 г. и на 1944 г. По Четвертому протоколу планировалось предоставление помощи в период с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Ho 12 мая 1945 г. американцы без предупреждения приостановили поставки. После заявленного советской стороной протеста они возобновились, но в ограниченном количестве, и предназначались только для целей подготовки СССР к выступлению против Японии. Последняя партия грузов прибыла в СССР 20 сентября 1945 г. По официальным американским данным, из Западного полушария по всем маршрутам в СССР с июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. были отправлены грузы в объеме 17,6 млн длинных тонн (1 длинная тонна — 1,016 метрической). Из них 47,1% пошли на советский Дальний Восток, 23,8% — через Персидский залив, 22,7% — на север России, 3,9% — в район Черного моря и 2,5% — в советскую Арктику. Победа над Германией была одержана советскими вооруженными силами главным образом с помощью оружия и боеприпасов, произведенных на отечественных предприятиях. Поставки Советскому Союзу по ленд-лизу по первоначальным правительственным оценкам составляли 4% от общего производства СССР. В последнее время уточнено, что применительно к производству военных самолетов (бомбардировщиков и истребителей) эта цифра достигла 16-23%. Ленд-лиз не был, конечно, актом благотворительности. США преследовали собственные интересы, в первую очередь — стратегические (поддержка советско-германского фронта как главного фронта 2-й мировой войны). Весной 1945 г. влиятельные группы давления в США усиливали требования о сокращении масштабов помощи Советскому Союзу и другим странам. Через конгресс была проведена поправка к закону о лендлизе, согласно которой фонды помощи не могли использоваться для целей реконструкции и восстановления хозяйства стран-получателей. Вместе с тем было бы неверно недооценивать значение полученных от США, Великобритании и Канады вооружения, сырьевых материалов и продовольствия (Канада включилась в прямое оказание помощи СССР с Третьего протокола). По всем маршрутам в 1941-1945 гг. в СССР поступило из этих трех стран 18 300 самолетов разных типов, 11 900 танков, 13 000 зенитных и противотанковых орудий, 427 000 автомобилей, а также значительное количество промышленного оборудования, сырья и продовольствия. Предоставленный Соединенными Штатами объем грузов составил в 1943 г. 4,8 млн длинных тонн, в 1944 г.— 6,2 млн, в 1945 г. (по 20 сентября) — 3,7 млн тонн. Из 14 126 американских самолетов (в их числе 76% истребителей «Эркобра») более половины были переправлены по трассе Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск, которая действовала в течение почти 3 лет, в т. ч. во время войны СССР с Японией. Существенную помощь наряду с этим оказали полученные из-за океана локомотивы, тракторы, морские суда и автомобильный транспорт (джипы и студебеккеры). Поставки по ленд-лизу содействовали созданию материальных основ победы СССР и других государств, разработке нового механизма экономического и международного сотрудничества, не имевшего ранее аналогов в мировой практике.

Исторические источники:

Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной воины 1941—1945 гг. Изд. 2-е. Т 2. М., 1976.

Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.

Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.

Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.

Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».

Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.

Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.

Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.

Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.

США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .

Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.

Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.

Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .

В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .

С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.

Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.

1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.

Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.

В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.

Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.

1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.

Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.

Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?

За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.

Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.

Ленд-лиз. Dodge WF32.

В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.

2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.

«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».

Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.

Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.

«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .

После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.

Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.

Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).

Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.

Похожие публикации