Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Лень и отсутствие мотивации характер или болезнь. Что такое лень и откуда она берется? Прокрастинация: болезнь, оправдание или просто красивое слово

универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего - следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. - Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно "пересидеть" (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять - может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно:

1) придумать себе систему поощрений;

2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают);

3) однообразную часть работы довести до автоматизма - тогда она "проскакивает" мимо психики;

4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах);

5) держать в памяти конечные стимулы - заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы - и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр... Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три - пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится... И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них - самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. - Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена - месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это "весенняя усталость", следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное - понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо...

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

Время на чтение: 3 мин

Лень – это недостаток трудолюбия, абсолютное отсутствие готовности заняться чем-либо, выявлять хоть малейшие усилия к действию. С позиции науки лень выступает в контексте волевой сферы индивида, воспринимается как ее отрицательное качество, отсутствие активности, мотивации, нежелание достигать целей, желание отдыхать и иметь на отдых время. В сопоставление волевым характеристикам человека существует безволие, к нему принадлежит понятие лень.

Психология понятие лень трактует не как заболевание или нездоровое состояние, а как симптом, сигнал о проблеме, это конфликт между желанием человека и его долгом, необходимостью делать.

Причины лени

Причины лени психология рассматривает в нескольких направлениях: жизненные условия, в каких оказался человек; индивидуальными особенностями нервной системы индивида, воспитание и человека в социуме. Среди наиболее распространенных причин возникновения лени выделяют несколько нижеописанных.

Во-первых, физическая усталость, когда человек устал физически, эмоционально, интеллектуально. Если баланс между отдыхом и работой нарушен у индивида истощаются внутренние силы и пропадает хотение заниматься чем-либо. Тело и нервная система отказывается дальше работать в таком режиме и сигнализирует о потребности отдыха, проявляясь через лень.

Вторая проблема, симптомом которой является ленное состояние, это потеря интереса или отсутствие таковой вообще к той работе, что делает человек или должен делать. Цель не вдохновляет, отсутствие . Что нам нужно делать не соответствует ценностям и интересам, что значимы для нас на данное время, ощущение бесполезности того, чем занимаетесь. Несоответствие между «хочу» и «должен» – это , который изматывает изнутри. Человек обязан делать такое, что ему не представляется нужным. «Чья это цель?». «Кому это нужно?». Если заставлять себя действовать, то естественно будет возникать сопротивление, скорее всего неосознанное. Если принуждать себя делать что-то долго, что неинтересно, обязательно одолеет лень.

Следующая причина лени – это . Страх, что не удастся это сделать, что в следствие потраченной энергии, денег, приложенных каких-то усилий, человек не получит того, что необходимо. Так лень исполняет защитную функцию от тех действий, которые человек боится делать и, какие пересекаются с неким дискомфортом для него. Этот страх он может и не осознавать, ему просто будет лень это делать. Индивид может бояться чего-то для него нового, того в чем не имел никогда опыта, может опасаться выглядеть нелепо, взяться за дело и не окончить его, не приобрести тех дивидендов, на которых полагал надежду. Также может существовать страх через прошлый негативный опыт, личную травматическую ситуацию с печальными последствиями.

Еще причина лени – гомеостаз. Наш организм стремится к сохранности того состояния, которое привычно для него. Организм сыт, ему ничего не угрожает, ему комфортно, ему незачем проявлять какие-то усилия, чтобы делать новое для себя. Человек так выживает.

Также причинами могут быть присутствие неврологических или психических заболеваний, злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических веществ, нарушение в стимуляции и выработке гормона дофамина.

Изучая гиперактивность у детей и синдром дефицита внимания, причиной лени можно выделить еще проблемы поведения в детстве, эмоциональные травмы. Отдельно хочется выделить причину возникновения постоянной, хронической лени – это детство и взросление без забот, без права самостоятельного выбора, без решения проблем, когда за ребенка все решала и делала мама, не позволяла ему быть самостоятельным.

Анализируя все вышесказанное, опираясь на причины лени, психология обозначает это явление в нескольких ракурсах:

Сигнал что цели неэкологичны - не соответствуют нашим желаниям и личным возможностям;

Признак противоречивости поставленной задачи, когда наши задачи требуют очень больших усилий, а результат того не стоит;

Отсутствие мотивации, нет желания и важности в ;

Физическая, эмоциональная, интеллектуальная неактивность, пассивность.

Как побороть лень?

Существует среди людей мифическое мнение о том, как побороть лень и апатию: это волшебный психологический метод, одно верное решение, волшебное упражнение, которое поможет решить проблему. Но такого уникального средства не бывает. Есть внутренняя ответственность каждого, как человек сумеет проживать или отбывать свою жизнь, принимать решения самостоятельно. И как избавиться от лени в индивидуальном случае каждого, выбор за самим ленящимся и его ответственность.

Как избавиться от лени человеку в нынешнем обществе? Если вы приняли решение прекратить лениться и готовы брать обязательства за все те события, изменения, что будут происходить в жизни, то стоит проанализировать алгоритм своих действий и варианты работы с ленью. В первую очередь имеет смысл изучить причины возникновения данного состояния.

Вспомнился анекдот: «Лежит мужик на кровати сутками, жена и дрова рубит, и кушать готовит, стирает, убирает. Устала очень, подходит к мужику и сердито: - Ты чего лежишь целыми днями, хоть бы помог в хозяйстве! - Он ей спокойно так отвечает: - А вдруг война, и я усталый.»

Банальной причиной ленивого состояния может являться усталость. В этом варианте, ничего более результативного, чем отдохнуть, не существует. Единственное условие такого отдыха: ничем вообще не занимать себя сознательно, особенно, что больше утомляет – смотреть телевизор, думать, как избавиться от лени попутно, анализировать прошедший день, неделю, месяц, критиковать себя за бездеятельность и пассивность, а просто расслабиться и отдыхать. Еще есть надежный способ преодолеть усталость – активный отдых, смена деятельности на деятельность с удовольствием. Задайте себе вопрос: «Когда вы отдохнули настолько хорошо, что ощущали себя наполненным?». Здесь есть необходимость задуматься о четком распорядке дня, целесообразного использования времени, чередовании физических занятий с интеллектуальными, пребывании чаще на свежем чистом воздухе.

Если причина отсутствия интереса, потеря вдохновения к самой деятельности или ее результату, то будет уместным вопрос: «Зачем это мне делать?». Ответом будет разъяснение, о чем сигнализирует симптом лени, что ценно для человека, где искать интерес, чем можно себя мотивировать, вдохновить на продвижение к результату назначенной цели. Если себя вынуждать делать неинтересное, то результата не будет. Будет внутреннее сопротивление. Если не находится удовлетворяющего четкого ответа на заданный вопрос, то стоит разобраться, чью цель человек реализовывает, кому нужна она. Может ленивое состояние защищает человека от нецелесообразного растрачивания энергии, времени, личных ресурсов. Рекомендовано в этом варианте искать личную мотивацию, стоит использовать похвалу, обещание поощрения, исполнение желания, что ближе индивиду. Важно видеть приятное и радостное в мелочах, учиться больше радоваться незначительным победам.

Как избавиться от лени, причиной которой есть страх? Лень здесь играет положительную функцию, защищая нас от дискомфорта, неприятных ощущений и последствий. Страх часто есть неосознаваемым, поэтому понять причину лени крайне сложно. Желательно отследить, что в такой деятельности есть болезненное, чего мы боимся, от чего хотели бы отстраниться. Спросить себя: «В чем моя внутренняя выгода, какой мой выигрыш, если я откажусь делать это?». Здесь наилучший выход признать свой страх, отыскать чего конкретно боимся, что необходимо делать для преодоления внутренних страхов. В современном социуме лениться более приемлемая форма поведения, чем бояться. Но сражаться с ленью будет бесполезно и утомительно, когда причина ее есть страх. Важно понять, почему не доверяете себе? Что нужно поменять, подтянуть, понять, чтобы возобновить собственную решительность, свои возможности, повышать уверенность.

Как побороть лень и апатию человеку, если они являются симптомом депрессии, неготовности что-либо изменять, привычного образа существования, наследие воспитания или болезнь? Тогда рекомендовано обращаться к необходимым специалистам в сфере медицины на обследование или лечение, работа с практикующим психологом, психотерапевтом. Дж. Холллинс писал, что депрессия, как и апатия есть полезным посланием, что нечто жизненно значимое заключено в состоянии подавленности, и очень значимо не бежать от него, а окунуться в это пребывание, прочувствовать и понять о нем больше, чтобы потом были силы идти дальше.

Любое столкновение с ленью подразумевает приложение усилий. Куда эти усилия нужно прикладывать обуславливается тем, что прячется за симптомом. Все равно усилия придется прикладывать, само это состояние не пропадет. Отсутствие лени не подразумевает делания многих дел, запрещая себе ничегонеделания, это об отсутствии в текущей жизни нежелания действовать, решать, двигаться.

По сути, есть три варианта не лениться:

Это, когда присутствует вдохновение, а если дело не вдохновляет, то человек понимает, как себя заинтересовать;

Когда индивид имеет возможность себя побудить это делать. Здесь важно придерживаться баланса в понимании, что человеку надобно и, чего ему действительно хочется. Ведь, если себя только заставлять, можно сильно измучиться от такого давления, и в последствие не захочется вообще чем-либо заниматься;

Смириться с ситуацией, перестать себя критиковать за свою лень. Ведь лень, возможно, защищает вас от пустой, неинтересной работы, финал которой не принесет желательного удовольствия.

В целом симптом лени свидетельствует об отсутствии понимания и представления, что индивид в реальности желает в своей жизни. Человек, осознающий, чего хочет, с ленью справляется легко.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Даже самым трудолюбивым из нас знакомо чувство лени. Что уже говорить об основной массе народа. Иногда лень превращается в стиль чьей-то жизни, прочно укореняясь в поведении. Откуда берется лень и можно ли ее подавить еще на стадии зарождения? Стоит ли ее бояться? Может быть, она не так уж и вредна? Возможно причины лени связанны с эволюционными механизмами адаптации человека? Благодаря этому свойству, мы просто не тратим свое время зря. Почему тогда с самого детства нас учат, что лень – это плохо? И вообще, так ли она страшна, как ее описывают?

Что такое лень?

Лень - это когда кто-то выбирает свободный досуг вместо активной деятельности. Он отказывается заниматься чем-то конкретным, либо вообще что-либо делать. Психологи характеризуют лень, как вредную привычку. Еще раз подчеркивают деструктивность этого понятия. В даже существует термин синдрома прокрастинации – регулярного откладывания важных дел на потом. И тут начинается самое интересное. Так ли опасна лень и прокрастинация, как их нам описывают?

По мнению многих специалистов, синдром прокрастинации возникает в ответ на бессмысленность выполнения определенных задач. То есть, нам лень браться за работу, в которой наше не видит здравого смысла. С другой стороны, человек, особенно в юные годы, просто не в состоянии оценить архиважность всего, что ему поручают. Вот и выходит так, что вред или польза лени зависит от источника ее происхождения.

Откуда берется лень?

Теперь мы вплотную подошли к причинам появления лени. Они определяют, стоит ли бороться с этим чувством, либо, наоборот, следует прислушаться к подсказкам своего организма. Ведь от того, откуда берется лень, напрямую зависит куда ее стоит послать. Либо в соображалку, чтобы понять ее суть, либо просто подальше.

Чувство лени, или синдром прокрастинации, чаще всего не являются нашими союзниками. Поэтому оправдывать свою инертность высшими материями не стоит. Так же, как и искать оригинальные способы борьбы с ленью. Самый лучший прием – просто взять и сделать. Без лишних философствований и самоанализа.

Причины лени.

Для тех, кто все же решил заглянуть в суть проблемы, разберем основные причины лени и рекомендации к действиям. Ведь знание своего врага – первый шаг на пути к его преодолению. Поскольку лень является подсознательной реакцией организма на определенную деятельность, то для ее понимания необходимо разбираться в основах психологии.

1. Недостаточная мотивация.

Человеку лень браться за дело, если он недостаточно мотивирован к нему. Это, если говорить о внешних . Например, ребенок охотнее выучит уроки, если будет знать, что после этого получит что-нибудь приятное. Или не получит что-нибудь неприятное. В таком случае, можно подкупом либо угрозой.

Сложнее повлиять на себя самого. взрослых – наука сложная и не всем доступная. Но, при этом, крайне важная. Ведь идти или не идти на работу, искать или не искать очередного клиента – может быть куда значимее домашнего задания. И последствия такой лени будут на порядок хуже, чем двойка за четверть.

2. Бессмысленность деятельности.

Все же, не стоит исключать того, что запланированная работа не имеет смысла. В таком случае прокрастинация – первый помощник и советник. Внутренний голос не имеет огромного арсенала механизмов для воздействия на человека. Но те, что есть – очень эффективны. Сперва начинается лень. Если ее неправильно интерпретировать, следующим этапом станет и нарушения .

Если взрослый трудолюбивый человек регулярно ощущает чувство лени в отношении определенного занятия, ему стоит еще раз пересмотреть важность его выполнения.

3. Паталогические состояния.

Лень может возникнуть вследствие заболевания. не касается чего-либо одного, а охватывает все . Причины болезненной лени разнообразные. От обилия стрессов и регулярного переутомления, до вирусных или бактериальных инфекций и т.п.

При возникновении подобного состояния, необходимо на время взять отдых и, в зависимости от серьезности его проявлений, даже обратиться к врачу. Со здоровьем шутки плохи и лучше недельку расслабиться дома, чем потом месяц перенапрягаться в больнице.

4. Неуверенность в себе.

Возможно, на первый взгляд, лень и уверенность в своих силах имеют мало общего, но на практике люди очень часто откладывают важные дела на потом, опасаясь, что они не смогут их выполнить. , можно пересилить свои страхи и стать более активным. Понять, что лень – это боязнь неудачи. Но, если ничего не делать, то успех не придет сам собой. Лучше всего, если такого человека поддержит его ближайшее окружение, поможет ему поверить в свои силы.

5. Слабая сила воли.

В жизни важен баланс между хочу и необходимо. Некоторые люди, из-за их характера либо воспитания, не могут заставить себя что-то сделать. Их лень – это слабость, а не протест против чего то. Им не хватает самообладания, самоконтроля и саморегуляции. Чтобы стоит воспитать в себе этих «трех китов», на которых держится сильная воля. Это превратит в активиста даже отъявленного лентяя.

6. Безответственность.

Лень свойственна тем, кто не привык за что-либо отвечать в своей жизни. Банальное желание «плыть по течению» и взвалить свои проблемы на кого-то другого. Вина за это лежит на их родителях. Во всяком случае, им так удобнее думать. У них вечно виноваты другие, а что-нибудь делать мешают обстоятельства и т.п. Чем старше становится человек, тем ему сложнее изменить этот мышления.

7. Образ жизни.

Продолжение предыдущих пунктов, обобщающее их основные тезисы. Лень для многих становится стилем поведения. Вспоминается советский мультик о ленивом мальчике, который попал в страну Нехочухию, где он встретил главного Нехочуху – большого, аморфного и несамостоятельного человека. В юмористической форме создатели анимационного фильма продемонстрировали настоящий культ лени, и к чему он может привести своих адептов. В этом случае лень – губительная привычка и от нее следует избавляться.

Мы рассмотрели, что такое лень. Узнали причины ее появления. Разобрали в каком случае она может быть полезна, а когда лучше от нее отказаться. Главное, чтобы полученные знания не лень было применить на практике. Ведь злейший враг пассивности – действие. И чтобы , в первую очередь, следует начать это делать.

Я обещала написать о лени – и забыла.

А люди ждут.

В общем, если коротко, то в лень я не верю (дальше можно не читать).

Во-первых, у меня ощущение, что все забыли, что означает это слово. Оно означает «отсутствие желания действовать». Я не знаю, может быть, со мной что-то не так, я дважды протерла глаза и прочитала эту нехитрую фразу несколько раз, но ничего не изменилось. Я не вижу в ней состава преступления. Что в этом плохого? Вот спроси меня: «Маша, а хочешь ли ты сейчас посреди комнаты станцевать сальсу?» Да не хочу я танцевать вашу сальсу. Я, может, и текст-то писать не то чтобы сильно хочу, но он вроде хоть пишется. То есть, его мне писать не лень. Есть необходимый минимум внутреннего желания и ресурса для того, чтобы его написать. А про сальсу – извините, что-то никак.

Нет, я тоже не живу в стране единорогов и понимаю, что периодически возникает сложное слово «НАДО» – и тогда нежелание делать то, что надо, становится проблемой. С этим можно как-то обойтись: можно приложить усилие – и сделать, можно отменить «НАДО» – и не делать, можно обратиться за помощью к другим людям и попросить их либо сделать, либо помочь. А можно зависнуть между всем этим и протяженно прокрастинировать, проклиная одновременно и это «НАДО», и отсутствие желания делать «НАДО», т.е. лень, и неспособность принять какое-либо из решений.

*Лирическое отступление:

В прокрастинацию я тоже не верю. В каком-то фильме о живой природе видела то ли уток, то ли чаек, от которых жизнь требовала немедленных важных решений, а они начинали истерически чистить перья. Что это? Неспособность принять решение. Неготовность. Ну нет у уточки решения на данный момент, не готова уточка сказать «да» потенциальному отцу ее яиц, поэтому она наводит красоту, чтобы дать себе паузу. Понимаете?

Прокрастинация – это «ДАТЬ СЕБЕ НЕОБХОДИМУЮ ПАУЗУ». Если думать о ней в смысле «пауза», она, кстати, имеет хоть какой-то шанс закончиться до Второго Пришествия, в отличие от прокрастинации, которая в принципе бесконечна.
Вернемся к лени. Так вот, предположим, что во мне действительно не квартирует горячее желание мыть посуду, идти в налоговую инспекцию, играть в железную дорогу с ребенком, стоять в планке, купать престарелую родственницу и т.д. И это мое нежелание осложняет жизнь, потому что сталкивается лбом с объективной реальностью и предъявляемыми ею требованиями, т.е. с «НАДО». Хорошо. Но считать мое нежелание плохим? Считать его преступным? Непорядочным? Не заслуживающим никакого внимания?

Да, я не хочу действовать. Что плохого-то?!

Во-вторых, лень – это не ответ, это вопрос. Фраза: «Тебе просто лень» для меня не имеет никакого смысла, потому что за ней ничего не следует. Завязка не получает драматического развития. Что должно произойти после произнесения этого заклинания? Мне перестанет быть лень? Появится ресурс? Появится стыд, а после него все же ресурс?

Короче говоря, все это никуда не годится. Лень, как мы выяснили, – это всего лишь отсутствие желания действовать. И следующий вопрос, который разумно задавать в этой ситуации звучит так: «А почему ты не хочешь это делать?» И вот тут уже есть простор для огромной массы личных, иногда очень выстраданных ответов.

Для меня чаще всего лень – это про неуслышанные потребности. Не просто неудовлетворенные – неуслышанные.

Потребностей у нас очень много, и я уже один раз писала, что бывает, когда человек чаще и охотнее следует за своими желаниями, чем за потребностями, особенно если они здорово идут вразрез . Хотеть можно карьеру, пятерых детей и дом – полную чашу, а потребность иметь в ежедневном контакте с существами, которые испытывают страдания и нуждаются в помощи. Это может быть глубинная, колоссальная потребность, которая будет звать и тянуть жилы всю жизнь, пока вы там будете в муках планировать график рабочих встреч и кормлений. В то время как ваше счастье – работать в приюте для диких животных, проходящих реабилитацию после жизни в цирках.

Лень – это прекрасный полигон для наблюдений за собой. В процессе, к сожалению, приходится сталкиваться с информацией, развидеть которую или позабыть быстренько заново уже не получится, и это может оказаться болезненным, но выбор тут невелик: либо всю жизнь бороться с ленью и делать то, что должно, либо признаваться, что вам систематически лень совершать определенные действия, и, возможно, имеет смысл отказаться от их совершения.
Очень часто лень – это про общий низкий уровень энергии вообще. Некоторые мои клиенты удивляются, почему им лень делать домашние задания по английскому языку. Очень часто это свидетельство общей усталости и глубокой неудовлетворенности целого букета очень базовых человеческих потребностей. Давно не спали вволю, давно не гуляли на воздухе и не ели свежей простой еды, давно не испытывали душевного подъема и единения с миром, давно не качались на качелях (а кто будет кормить вестибулярный аппарат?), давно не играли. Танцы, музыка, отдых, общение с любимыми, тактильная и эмоциональная напитанность, насыщенность, богатство ощущений, впечатлений. Где это все?

А потом им лень. Да не лень вам, вам плохо.
И вы ни в чем, ни в чем не виноваты.
Но исправлять – только вам.

Другой вариант, когда лень – это знак непосильности стоящей перед нами задачи. Более распространенный сценарий реагирования на непосильность: страхи, паника, беспомощность, внезапная локальная тупость – весь этот спектр. Но бывает, что немыслимая сложность задачи повергает человека в состояние тяжелой сонливости, непреодолимой скуки, дикой лени, – такой, что аж руки-ноги не шевелятся, так тяжело. Это тоже физиологическая реакция, которую фразой: «Тебе просто лень» об колено не перешибешь. Это означает лишь, что подходы к задаче – например, в нашем случае, к изучению английского языка, – нужно делать крайне осторожно, очень небольшими порциями, с попутным вниманием к своему состоянию, с обязательным поиском мероприятий, которые будут работать на восстановление после полученного стресса, с непременной похвалой – не за результат, а за любые приложенные малейшие усилия.

Иногда это может разделяться: например, на уроках паники нет, преподавателя вы не боитесь, идет вроде все прекрасно, а в одиночестве заниматься страшно лень. Это может быть знаком нехватки поддержки (я не говорю, что это всегда так, я надеюсь, вы помните, что во всех моих рассуждениях действует базовая формула: «Одна причина может иметь разные проявления, и одно проявление может иметь разные причины »). Или другая конфигурация: паника охватывает тогда, когда нужно воспользоваться знаниями, полученными на уроках, т.е. в момент реального общения с реальными англоговорящими, но из-за этого на уроках бывает и лень, и скучно, и тяжело, и вообще отвратительно. Почему? Да потому что мозг отлично знает, зачем вы его сюда таскаете: чтобы потом выпихнуть его в ситуацию, где очень страшно, очень быстро, ужасно непонятно, да еще и все смотрят, и куда, будь его воля, он не пошел бы ни-ког-да. Вот он и не идет.

Он втайне надеется, что вы наконец все это бросите и оставите его в покое. У него нет никакого желания действовать. Ему невыносимо лень.

Как вы, наверное, уже догадались, особенно остро это все относится к детям. Детям никогда не бывает лень. У них все гораздо прямее и быстрее, чем у нас, и если детям лень, значит, в их жизни отсутствует что-то столь необходимое, без чего нет достаточной энергии на познание, исследование, эксперименты и поиск новых ощущений. Так что если вы родитель, формулу: «Тебе просто лень» лучше выбросить на помойку. Вопрос: «Почему ты не хочешь этого делать?» в попытке выяснить,чего же не хватает, тоже не очень хорош, потому что они еще не в состоянии связать одно с другим и назвать все это словами через рот. Это должны делать вы. Вы должны знать, что необходимо ребенку в каждом его возрасте, наблюдать за ним и делать выводы о дефицитах. Если не умеете – учитесь. Кто из вас взрослый, в конец концов.

Но вернемся к нам. Что же делать, если все-таки обстоятельства складываются так, что лень в еще не очень исследованной форме (т.е. мы не знаем, какую историю она пытается рассказать про нашу жизнь) постоянно вступает в конфликт с обступающим со всех сторон «НАДО»? Как справляться, когда английский нужен, но делать его лень-лень-лень и с каждым разом все больше лень, но он все равно, зараза, нужен?

Искать, чем уравновесить. Бороться с ленью довольно бессмысленно: она – не конечный продукт, она – фиговый листок, прикрывающий другие, куда более серьезные факторы повседневного существования. Ее можно только рассматривать и принимать во внимание как сигнал, но ожидать, что она вдруг исчезнет или бороться с ней целенаправленно – это все пустое. Выход, как обычно, с другой стороны.

Мы ведь не одноклеточные, у нас всегда присутствует несколько желаний, несколько чувств, целый спектр возможностей реагирования и принятия решений. Да, допустим, я не испытываю желания ухаживать за пожилым человеком, даже очень дорогим мне. Это объективно тяжело. Преступно ли испытывать такое нежелание? Стыдно ли это? Не думаю. Это нежелание естественно. Но могу я в этот же момент ощущать сострадание? Сочувствовать беспомощности другого? Осознавать, насколько мы вообще все хрупки? Думать, в конце концов, что ведь и я могу позже оказаться в таком же положении? Могу я чувствовать тонус и силу своих мышц, пока способных и приподнять, и повернуть, и уложить? Могу испытывать радость просто от того, что мне это вообще все по силам? Могу я опереться на свою ответственность, зрелость? Все, задача решена. Мне по-прежнему не хочется этим заниматься, но я нашла другие мотивы. Это не значит, что мне легко, но это значит, что я могу это сделать и сделаю. Без всякого желания.

Похожие публикации