Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие. Основные этапы саморазвития. Почему саморазвитие важно

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно, к ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение даёт возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление ("подведение" себя под определенные нормы и требования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: "Мечту достигают упорным трудом", "Победи себя, если хочешь победить других", "Иди вперед и не сдавайся" и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

О том, что надо учиться, говорят многие. Сплошь и рядом поднимается вопрос воспитания молодежи. Но что делать людям, когда они заканчивают учебные заведения? Кто должен позаботиться об их дальнейшем развитии, и необходимо ли это вообще? Какие навыки следует развивать, будучи взрослым? Какие знания и умения важны?

Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех , формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает . Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.

Принципы саморазвития

Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.

  • Основная цель работы над собой – и гармония;
  • Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
  • Следует выработать позитивный тип мышления;
  • Каждый сам в ответе за свою жизнь;
  • Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
  • Обучение – важный атрибут развития;
  • Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
  • Причины проблем или неудач – в самих людях;
  • Человек способен измениться, если этого захочет;
  • Эмоции подвластны контролю, ими можно управлять;
  • Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
  • Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.

Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать стереотипы и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.

Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее или . Все шаги на этом пути должны приносить позитивные эмоции, дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем достигнет поставленных целей. Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса

Согласно учению о , необходимо развивать или поддерживать на хорошем уровне восемь основных направлений:

  • Успехи на работе или в бизнесе;
  • Денежное благополучие;
  • Физическое и психическое здоровье;
  • Духовное развитие;
  • Общение с семьей, близкими друзьями;
  • Отношения с партнером;
  • Полноценный отдых;
  • Личное развитие.

Некоторые сайты для саморазвития могут модифицировать структуру Колеса жизненного баланса, заменяя отдельные пункты на «Решение бытовых вопросов» или «Налаживание коммуникации в обществе». Но это все детали, не меняющие общую картину. Следует стремиться к гармонии в каждом из восьми базовых направлений. Чаще всего, люди пытаются преуспеть в двух-трех сферах жизни , уделяя меньше времени остальным, а то и вовсе ими пренебрегая. Некоторое время это может приносить радость и удовлетворенность своими успехами, но потом у человека начинается депрессия, он ощущает себя «не в своей тарелке».

Широко распространено явление, когда люди все свои усилия прикладывают к построению карьеры или развитию бизнеса, забывая обо всем и всех. Порой они действительно добиваются в этом результатов, но оглядываясь с «высоты своего пьедестала», с грустью осознают, что абсолютно одиноки, без семьи и друзей. Или же диаметрально противоположный случай, когда кто-то посвящает всего себя мужу/жене, а после развода осознает, что ничего не умеет делать, кроме роли домохозяйки.

Во избежание таких случаев, любой уважающий себя сайт о саморазвитии советует своим читателям развиваться во всех возможных направлениях, чтобы недостаточный уровень одного навыка впоследствии не омрачил радость от успехов в другом. Какие шаги необходимо применять в процессе личного совершенствования, обсудим в следующем разделе.

Основные этапы саморазвития

Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – целеполагание, планирование, мотивация. Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или самовоспитание. Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.

Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. настолько прочно «въедаются» в подсознание, что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.

Это отчасти напоминает принцип Колба , который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.

Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.

Например , кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.

Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты », заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.

Запустить процесс может сайт саморазвития, который предложит читателю настолько убедительную альтернативу, что он непременно захочет ею воспользоваться. Главное, чтобы все эти советы основывались на реальном опыте, не уводили человека в мир догадок или предположений. Еще важно, чтобы информация попала именно в то время, когда ее готовы воспринять . При выполнении этого условия, возникает «искра», которая «зажигает» энтузиазм или желание развиваться. Но имеют место факторы, которые способны «затушить» благородный порыв. Этих врагов следует знать «в лицо», всячески избегая их.

Препятствия на пути саморазвития

Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:

  • Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
  • – пассивность, нежелание что-либо делать;
  • Привычки – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
  • Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
  • Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.

На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от духовной силы и жизненной энергии человека. Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.

План саморазвития

Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:

  • Ранний подъем (6-7 утра);
  • Контрастный душ и зарядка;
  • Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
  • Духовная практика, аффирмации, йога;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Следование своему призванию;
  • Развитие профессиональных навыков и умений;
  • Новые знания и опыт;
  • Построение правильных отношений с окружающими людьми;
  • Совершенствование моральных и волевых качеств;
  • Развитие своей женственности или мужества;
  • Качественный отдых и восстановление сил.

Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой жизненный путь. В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.

  • Саморазвитие: само + развитие. То есть, самостоятельное развитие себя.
  • Самосовершенствование: само + совершенствование. То есть, самостоятельное совершенствование себя.
  • Развитие: формирование или приобретение новых свойств, навыков и возможностей.
  • Совершенствование: улучшение, гармонизация, доведение до идеала того, что есть.

Согласно словарей, развитие и совершенствование - синонимы. Следовательно, слова саморазвитие и самосовершенствование должны иметь одинаковое значение, и, в подавляющем большинстве случаев, их именно так и употребляют.

Но, разница между улучшением того, что есть, и приобретением новых свойств, всё же есть. Поэтому, мы постараемся не путать эти такие похожие понятия.

На просторах интернета есть попытка объяснить разницу с морально-этической позиции. Якобы, развивать можно какие угодно способности, а совершенствовать только хорошие, созидательные.

Я думаю, это притянуто чисто на эмоциональной волне. Это попытка придать слову "совершенство" исключительно положительный смысл, как будто, например, машина для убийства не может быть совершенной. Что может помешать совершенствовать любые способности, если они уже есть?

Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Что есть саморазвитие

Саморазвитие - это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по Маслоу саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.

Эта потребность представляет собой идею о том, что развивать себя необходимо, и является основной движущей силой на пути познания, обеспечивая таким образом эволюционный рост человека.

Я считаю, для того, чтобы в достаточной степени разобраться, что есть саморазвитие, чтобы определить ему адекватное место в собственной жизни, достаточно принять для себя за основу только то, что это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Какое бывает саморазвитие

Саморазвитие бывает:

  • Физическое.
  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Духовное.

Эти виды саморазвития хорошо перекликаются с видами путей духовного развития, существующих в виде духовных школ, хорошо описанных в книге Петра Успенского "Четвёртый путь":

  • Путь факира - работа с физическим телом.
  • Путь монаха - работа с психоэмоциональной сферой.
  • Путь йогина - работа с интеллектом.

Четвёртый путь я здесь называю духовным, так как он объединяет и гармонизирует все возможности человека одновременно, позволяя руководствоваться уникальными и нестандартными решениями.

Саморазвитие: методы и направления

Потребность в саморазвитии явление идеальное (духовное), но проявления этой идеи могут находиться на любых уровнях, в зависимости от выбранного направления.

Самой экстремальной формой саморазвития можно считать любую школу духовного пути. Только духовный путь "хитрого человека", так называемый "четвёртый путь", позволяет человеку жить в обычной среде. Остальные же требуют самоотречения и строгого соблюдения традиций школы.

Упоминание здесь путей духовного развития вовсе не означает, что непременно надо по ним идти каждому. В каком-то смысле, саморазвитием занимается каждый человек, зачастую даже и не задумываясь, как называется то, что он делает.

Неосознанно человек выбирает то направление, которое резонирует с его внутренним миром. Иногда направление саморазвития продиктовано необходимостью приобретения новых навыков для удовлетворения каких-либо потребностей, будь то биологические потребности (в пище, в безопасности, в материальных благах), социальные (занимать в социальной группе определенное место, получать уважение и внимание) или идеальные (духовные, культурные, эстетические, смысл жизни и т. п.). И в этом случае тоже не всегда человек делает выбор осознанно. Часто обстоятельства складываются так, что выбор направления саморазвития как бы предопределён.

Самый эффективный, но и самый опасный - сознательный выбор направления. Эффективность сознательного выбора направления обусловлена образом ожидаемого будущего и формированием в связи с этим достаточно определённой цели. Опасность же представляет придание чрезмерной важности и искажённое понимание смысла, когда все усилия тратятся на то, что по сути саморазвитием не является. Отсюда и появляются у некоторых людей ошибочный выбор направления, отсутствие результатов и связанное с этим разочарование.

Почему саморазвитие важно

Идеальные потребности - самое главное, что нас, людей, отличает от остального живого мира. Саморазвитие, наряду с духовными, культурными и эстетическими потребностями - неотъемлемая часть нормального здорового человека. Даже у людей с крайне низким уровнем притязаний и у людей с крайне низким уровнем интеллекта можно обнаружить идеальные потребности.

Важность саморазвития как раз в том и заключается, что, уделяя ему хоть какое-то минимальное внимание, человек всё ещё остаётся человеком. В противном случае или человек серьёзно болен, или это не человек.

Зачем заниматься саморазвитием

Только осознанные занятия саморазвитием имеют высокую эффективность и приносят существенные результаты. Эффективность сознательного саморазвития в десятки тысяч раз превосходит латентное саморазвитие "жизни по течению". Эта разница - как разница между идущим человеком и сидящим на стуле ровно. Идущий обязательно куда-нибудь придёт. А сидящий?

Занимаясь саморазвитием, человек выполняет миссию, которую несёт в себе смысл жизни, который, в свою очередь, находится за пределами жизни. Можно смело утверждать, что смысл жизни имеет эволюционное значение. А это однозначно связано с развитием.

В то же время, прекращение всяких усилий по саморазвитию ставит человека в состояние выполненной программы. А это не что иное как конец жизни. Закончится ли она физически или нет - не суть важно. Важно, что вместо жизни остаётся только существование без смысла и цели.

Зачем человеку нужно саморазвитие

Из предыдущих размышлений вытекает простая мысль: человеку нужно саморазвитие затем, чтобы быть человеком, а не биороботом.

Саморазвитие нужно для того, чтобы как минимум шагать в ногу со временем и быть готовым к изменениям окружающего мира. Мы пока не говорим о тотальном изменении себя. Но мир постоянно меняется, меняется среда обитания и деятельности. Чтобы выдерживать конкуренцию в жизни, на работе, в бизнесе - необходимо соответствовать.

Для чего саморазвитие

Ответ для чего саморазвитие - очень прост: для счастья. Для разных людей это может быть совершенно разная информация, но она всегда связана с принятием её конкретным человеком как успех. Повышение самооценки всегда связано с притоком огромной энергии для созидания. Именно благодаря этой энергии человек способен достигать самых невероятных вершин в области своей деятельности. Достижения в свою очередь порождают те самые потоки энергии, которые и делают человека счастливым. Круг замыкается. Но в основе лежит всё то же саморазвитие. Это благодаря работе над собой стал возможен успех, который принёс энергию для дальнейшего развития.

Саморазвитие и его задачи

  • Самая основная задача саморазвития - поддерживать постоянный эволюционный рост человека на протяжении всей его жизни.
  • Обеспечивать конкурентоспособность человека в социуме.
  • Обеспечивать конкурентное преимущество в межвидовой борьбе за выживание человека.
  • Обеспечивать инструментами в процессе самоактуализации человека.
  • Поддерживать уровень собственной значимости человека.
  • Поддерживать уровень самооценки на достаточном уровне.

Саморазвитие и его этапы

Я бы не разбивал саморазвитие на какие-то этапы из-за его исключительной индивидуальности и в большинстве случаев множественности. Как и причины, по которым человек становится на путь саморазвития, так и этапы, которые человек проходит на этом пути имеют множество вариантов и взаимозависимостей.

Можно выделить только этапы одного цикла саморазвития, как завершённый гештальт:

  1. Осознание необходимости в изменениях.
  2. Формирование образа желательного будущего.
  3. Поиск и изучение способов получения желаемого.
  4. Выбор пути или способа.
  5. Непосредственно действия, связанные с приобретением новых качеств.
  6. Применение результатов в жизни.

Приобретая новые качества, человек автоматически генерирует и новые запросы, которые включаются в циклы саморазвития и реализуются в зависимости от способностей человека к саморазвитию.

Какой признак характеризует саморазвитие

Человек - автор собственной жизни, вот самый основной признак саморазвития. Автор собственной жизни на практике реализует её преобразования, свободу выбора, определение целей и планов в жизни, занимается самовоспитанием, подчиняет себя своим целям и желаниям.

Что дает саморазвитие

Саморазвитие даёт жизни человека полноту и осмысленность.

Саморазвитие как высшая форма развития

Саморазвитие как вид развития

Виды развития человека:

  • Физическое развитие: влияние на тело, его вес, силу, пропорций.
  • Физиологическое развитие: влияние на нервную систему, пищеварение, сердечно-сосудистую систему, деторождение и т. п.
  • Психическое развитие: ощущения, восприятие окружающей среды, мышление, память, чувства, воображение. Развитие ценностных ориентаций, способностей, интересов.
  • Социальное развитие: вхождение в общество и в различные общественные отношения, социальный статус.
  • Духовное развитие: самосознание, самопознание, саморазвитие, предназначение в жизни, ответственность перед другими и перед собой, понимание природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Как правило, саморазвитие относят к духовному развитию. Хочу заметить, что и самопознание, и саморазвитие, и духовное развитие относятся к идеальным потребностям человека. Но саморазвитие как деятельность применимо к любому виду развития, характеризуясь в первую очередь инициативой человека.

Поэтому, корректнее говорить о саморазвитии не как о виде развития, а как о форме. В том числе саморазвитие представляет собой форму духовного развития.

Саморазвитие и самопознание

Самопознание - это структурный компонент самосознания человека. Это процесс познания себя, своего потенциала, своих моральных, интеллектуальных, личностных качеств и черт характера.

Потребность в самопознании, наряду с другими идеальными потребностями, является фундаментальным качеством, отличающая человека от животных.

У каждого человека возникали вопросы "кто я", "в чём смысл моего существования", ответы на которые как правило со стороны не принимаются. Только через самопознание человек может начать отвечать на эти вопросы, хотя обычно ответом никто не удовлетворён, и этот поиск бесконечен, так как внутренняя вселенная человека - неисчерпаема.

Только через самопознание возможно обрести психологическую зрелость и внутреннюю гармонию, психологическое и психическое здоровье личности. Кроме того, единственный путь для саморазвития и самореализации лежит через самопознание.

Саморазвитие и самопознание - тесно переплетённые и взаимозависимые явления, и рассматривать их обособленно не имеет смысла.

Саморазвитие и самообразование

Самообразование - это актуализация потребности в саморазвитии. Это метод, с помощью которого реализуется саморазвитие, который заключается в самостоятельном обучении и усвоении каких-либо навыков.

Самообразование применимо к любому виду развития человека. Его значение с приходом информационной эпохи возросло в тысячи раз. Традиционное образование во многих сферах безнадёжно отстаёт от быстро меняющихся требований времени. В то же время способность человека к самообразованию позволяет ему владеть самыми новыми знаниями и навыками, необходимыми для поддержания собственной эффективности на достаточном уровне.

То обстоятельство, что самообразование выборочно и основано на внутреннем механизме самоактуализации, делает его весьма эффективным и результативным. Результаты, полученные в процессе самообразования имеют очень высокую ценность для человека.

К плюсам самообразования можно отнести ещё и возможность двигаться в собственном темпе, по собственному плану или без него, не терять время и деньги на ненужное и учиться у самых лучших.

Научиться самообразованию - существенное достижение на пути саморазвития.

Саморазвитие и самореализация

Самореализация - потребность в практическом применении своих талантов, знаний и желаний. Если человек идёт по пути саморазвития, то самореализация и есть место и способ трансформации результатов в какие-либо плюс подкрепления: или слава, или власть, или деньги, или теплота, любовь и уважение.

Есть множество вариантов самореализации в зависимости от вида деятельности, от пола и возраста. Реализовать себя в какой-то степени можно и в обеспечении себя базовыми потребностями, и в получении необходимого социального статуса, а также на духовном, творческом и познавательном пути. Как пример, это литературное, художественное или любое другое творчество, семья, спорт или в профессиональный план.

Психология саморазвития - непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, - значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Психология саморазвития - это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

– это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни - вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему. Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены. Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня. Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле - не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации. У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать. Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное - возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

Похожие публикации