Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Р. Эндрю Чеснут Посвященная смерти. Санта Муэрте, Скелетная Святая. Святая Смерть: Как новый мексиканский культ убивает католичество и людей Религия поклонения смерти

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. Прямо на границе расположен мост Ларедо, принадлежащий одновременно Мексике и США. Ничего особенного, но довольно большой - четыре автомобильные полосы, пешеходные дорожки по обеим сторонам, 309 метров в длину и почти 13 - в высоту.

11 мая 2007 года, утром пятницы, именно под этот мост съехал автомобиль, двигавшийся со стороны Мексики. На этом участке шоссе в среднем проезжает около 14 тысяч машин в день, но этим утром (как потом выяснилось по регистрационным данным) дорога была почти пуста. Двух мужчин в наручниках вывели из машины, ещё одного вытащили из багажника. Всех троих подводят к алтарю, который стоит под мостом, почти посередине.

Алтарь, конечно, весьма условный - просто накидан какой-то хлам, ленточки, шарики, бижутерия. Главное - статуэтка в центре. Не очень реалистичная, но легко узнаваемая фигура девушки с характерным гримом, лицо сделано то ли из пластмассы, то ли из резины. Очень сложно что-то разглядеть - на девушке белое подвенечное платье, которое закрывает её почти как паранджа. Водитель приносит коробку, ставит её возле алтаря и начинает расставлять разноцветные свечи, которые лежали рядом. Троих в наручниках ставят на колени. Тот, что лежал в багажнике, впадает в истерику, падает на землю и пытается катиться. Его убивают первым. Сначала в грудь, потом две пули в голову. Двоим оставшимся стреляют только в лоб. Хватает двух пуль. Первого подтаскивают к алтарю, чтобы кровь из него натекла рядом - так надо. Пока всё это происходит, водитель пишет записку на маленьком оранжевом листке, после чего крепит её к стене рядом с алтарём. Налисткенаписано: «This is for everyone who messes with the Gulf Cartel. Welcome to Nuevo Laredo, bunch of assholes» («Это всем, кто связывается с картелем Гольфо. Добро пожаловать в Нуэво-Ларедо, придурки»). Затем водитель зажигает все свечи и поправляет цветы вокруг алтаря, после чего все трое садятся в машину и уезжают. Трупы обнаружат уже через несколько часов.

Дэвид Ромо в ночь на 19 декабря 2011 года не ночевал у себя дома, поэтому утром спецслужбы обнаружили только его жену. Её арестовали. Дэвид был арестован меньше чем через час в компании ещё семи человек. Арестованных отвезли в участок, где сфотографировали, взяли показания, а затем предъявили обвинения в похищении людей и шантаже.

В суде Ромо утверждал, что полицейские его пытали, били ногами, применяли электрошокер, что это всё предвыборные махинации - какой-то из кандидатов решил наварить политического рейтинга на невинных людях, а он, Ромо, ничего противозаконного не совершал, поскольку всё противозаконное ему запрещает его религия. Им же, можно сказать, и созданная.

Дэвида вместе с сообщниками посадили на 30 суток под домашний арест на время проведения предварительного следствия. В июне 2012 года мексиканец Дэвид был приговорён к 66 годам тюремного заключения и выплате штрафа в размере 666 минимальных зарплат, установленных в Мехико, за воровство, похищение людей и вымогательство.

Дона Куэта

Энрикета Ромеро раскачивается на стуле и курит толстую сигарету с фильтром. К ней снова пришли брать интервью. «Я была последователем больше 40 лет», - говорит Энрикета и затягивается. Она уже говорила это в фильме, который снимали о ней в 2007 году. 13 лет назад, в 2001 году, к ней пришёл сын, только освободившийся из тюрьмы, и поставил в её магазинчике статую скелета, одетого в платье. Через несколько месяцев фигуру в человеческий рост вынесли на улицу, поскольку перед ней постоянно скапливалась куча народа, а затем и вовсе убрали за стекло, построив вокруг основательный алтарь.

«Она любит нас и исцеляет нас. Люди приходят сюда, чтобы попросить её о помощи - если у кого-то сын в тюрьме, или СПИД, или нечего есть, - рассказывает Ромеро. - Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит». Не будет большим преувеличением сказать, что Энрикета Ромеро в одиночку популяризировала культ Santa Muerte. Именно после организации алтаря в Тепито - одном из самых неблагополучных районов Мехико - поклонение Святой Смерти вышло из подвалов на улицы.

«Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит».

Два пропавших мальчика

В Мексике есть штат Сонора. В этом штате расположены медные шахты, вокруг которых выстроен промышленный городок Накосари де Гарсия с населением в десять тысяч человек. Когда в июле 2010 года там пропал десятилетний Мартин Риос, шуму никто поднимать не стал. Дело заведено не было, органы правопорядка к розыскам не привлекались.

6 марта 2011 года, через восемь месяцев после пропажи Риоса, в этом же городе пропадает другой десятилетний мальчик - Изус Мартинес. Его родители оказались несколько более щепетильным и в тот же день обратились в полицию.

В Накосари де Гарсия существует местный филиал церкви Святой Смерти. Алтарь располагался в доме на окраине городка, в этом же доме частенько гостили оба пропавших мальчика. Хозяйкой виллы и лидером культа была Сильвия Мераз Морено, сейчас ей 46 лет.

8 марта 2012-го тело Изуса Мартинеса полицейские, проводя обыск, обнаружили тело Изуса Мартинеса, спрятанное под полом в спальне одной из дочерей Мераз. Все восемь членов культа были немедленно арестованы, трупы Мартина Риоса и Клеотильды Ромеро были найдены закопанными в пригороде. Мераз Морено и шестерым её сообщникам дали пожизненное, восьмая девушка, которой было 15 лет на момент ареста, находится под стражей до наступления совершеннолетия. Суд над ней должен состояться летом 2015 года.

Как выяснилось, в июне 2010-го Мераз с помощью своего сожителя продольно вскрыла вены на руках живому Мартину Риосу и сливала кровь в пластмассовую тару, пока мальчик не скончался, а затем обильно полила ею алтарь в доме. Та же операция была проделана с десятилетним Изусом Мартинесом в марте 2011-го, только ему после вскрытия вен отрезали голову. Изус был внуком Сильвии Мераз, а её сожитель - основной соучастник убийств - ранее встречался с матерью Риоса.


Рождение Святой Смерти

Дело было так: сначала люди жили и не знали смерти. Жили вечно. Жили и не умирали. Никогда. Надоело людям так жить: горе и мучения, страдания и разочарования, фрустрации и депривации. Пришли люди к Богу и попросили его что-нибудь с этим сделать. Бог всемилосерден, слава ему, выбрал девушку, пришёл к ней и сказал: «По воле моей отныне ты будешь Смертью, подводящей черту под жизнью людей и избавляющей их от мучений». С Богом попробуй поспорь - тело девушки распалось, остался голый череп вместо лица, коса в руки, ну а дальше вы знаете.

Поскольку Санта Муэрте являет собой скелет, её мучает перманентная жажда. Поэтому в жертву ей часто подносят воду, обязательно в прозрачной стеклянной таре. То же самое с алкоголем. Ещё цветы, хлеб (который необходимо менять каждые две недели), фрукты. Очень любят окружать её свечами разных цветов и благовониями, дышат в лицо статуэтки густым дымом от чего-нибудь курительного - говорят, ей нравится. Святая Смерть - всё-таки девушка, поэтому не может всю жизнь в одном платье ходить. Платья надо менять. Хочешь любви или, там, мужа вернуть - накидывай на скелет красное. Денег хочешь - очевидно, золотое или жёлтое. Наличествуют проблемы с законом: убил кого-то или так, курицу спёр - перед молитвой балахон у Святой Смерти обязательно должен быть зелёным. Насчёт крови десятилетних мальчиков исследователи, по большей части, молчат.

Санта Муэрте - она всепрощающая и вседающая. Можно оставить её навсегда в традиционном белом платье и просить всё, что хочется. С другой стороны, кто-то говорит, что если ты её, Holiest Death, уважать не будешь, она всех твоих родственников погубит и тебя самого под пули вон того хлюпика из вражеского картеля подставит. И всё, и нет тебя. То-то. Надо было платья менять.

12 сожжённых голов

На полуострове Юкатан в одноимённом штате есть курортный город Канкун. 30 августа 2008 года на окраине Канкуна завязалась короткая перестрелка между полицией и тремя людьми в машине, которую полиция имела намерение остановить. Один из скрывающихся был ранен, все трое обезоружены. В машине нашли огнестрельное оружие и окровавленный топор. Пойманные принадлежали к картелю Лос-Зетас. За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли. После ареста в домах обвиняемых провели обыски, у всех троих обнаружили символику и фигуры Санта Муэрте.

За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли.

Проваленная реформация

Годом ранее Дэвид Ромо, основатель первой официальной церкви Святой Смерти, которого потом посадят за похищения людей и шантаж, предпринял попытку реформации. На тот момент его детище уже лишили статуса официальной религиозной организации, а теперь ещё это убийство под мостом. Очевидно, что газеты раструбят о ритуальной стрельбе во имя Санта Муэрте, а церкви это совсем не на пользу.

Летом 2007 года Ромо представляет новый образ для поклонения - миловидную брюнетку с обычным человеческим лицом и огромными крыльями за спиной, теперь она называется Ангел Смерти. Он рассылает обращения к владельцам локальных алтарей и региональных филиалов: «Мы будем жить теперь по-новому», однако паства не внемлет. Уж слишком Святая Смерть привлекательна, да и привыкли очень.

Ромо через несколько месяцев разразился обвинениями в адрес торговцев параферналией, мол, это они со своими меркантильными интересами задвинули реформистский образчик в угол, не дали ходу, супротив основателя церкви выступили. Торговцы параферналией крики самовыдвинутого архиепископа проигнорировали.


Откуда взялась Святая Смерть?

Формирование и истоки происхождения культа Санта Муэрте до сих пор находятся под большим вопросом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это такая синкретического характера штука, образованная из кучи разных поверий, а в ещё большей степени - из испанской католической экспансии в мезоамериканские языческие цивилизации, в частности, племена ольмеков, майя и ацтеков.

Персонификация смерти для Мексики и её географических прародителей вообще очень характерна. Культ Санта Муэрте обычно не связывают с Днём мёртвых, который широко празднуется в Мексике, но вы не ошибётесь, если предположите, что истоки у них одни и те же. Ацтеки праздновали каждый август, целый месяц полностью: подносили дары и жертвы богине смерти Миктлансиуатль - чем не Святая Смерть?

В пользу религиозно-синкретической основы культа говорит ещё и практическая ситуация с отношением последователей Святой Смерти к католичеству - та же Энрикета Ромеро, которой культ обязан своей популяризацией, говорит, что она правоверный католик. То есть католицизм - отдельно, Святая Смерть - отдельно, и оба друг другу не мешают совсем. И так почти повсеместно. Синтез Святой Смерти с католичеством не стоит воспринимать всерьёз как цельное и осознанное учение. Тут скорее шизофреническая путаница, как у православных русских крестьян, воспроизводивших в бытовой жизни кучу языческих ритуалов.

По человеку в неделю

29 марта 2010 года у полицейского, работавшего в районе Байо Флорес на южной окраине Буэнос-Айреса (Аргентина), пропал пистолет. Рабочий момент - ну пропал и пропал, проведут внутреннее расследование.

Через две недели в этом же районе нашли труп 27-летнего студента факультета философии Родриго Эзкурро. 22 июля неподалёку был убит 27-летний Пабло Вилла. Утром 8 августа, то есть через две недели, свидетели обнаружили труп 48-летнего Жоржа Мансиллы почти там же. 26-летний Пабло Зануик и 28-летний Марсело Кабрера были обнаружены 15 августа в том же квартале.

В последний день лета, 31 августа, после короткой перестрелки с полицией был задержан 22-летний Марсело Антело. У него был обнаружен пистолет 0.9 калибра - тот самый, украденный у полицейского. По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие. Как можно понять по периодичности убийств, своё обещание Антело не выполнил. Видимо, поэтому его и поймали. Слово надо держать.

По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие.

Покровительница криминала

Все эти истории о ритуальных убийствах во имя Святой Смерти звучат так чудовищно только потому, что вырваны из общего, гораздо менее плотоядного контекста. Связывать этот культ с убийствами - преступное преувеличение, если только вы не представитель католической церкви, тогда всё вполне объяснимо. У Санта Муэрте в одной только Мексике минимум шесть миллионов последователей. А ещё Южная и Центральная Америки, Канада. Большинство адептов - подростки и женщины.

С другой стороны, связь Санта Муэрте с криминальным миром и её популярность среди разного рода делинквентов очевидны. Дело, конечно, не только в танатической романтике - Святая Смерть возвращает своим поклонникам комфорт языческого культа. Прекрасная Niña Blanca, в отличие от строгой католической церкви, не требует от тебя праведности и самоограничения, она вообще толком ничего не требует - хлебушек положи да воды налей, и то необязательно.

Белая Девушка ни тебя, ни кого-либо другого не судит. Она вообще не судит, это не входит в её обязанности. Она только даёт и защищает. Если Святая Смерть что-то у кого-то забирает, так это у твоего врага. А что, если ты сам окажешься чьим-то врагом? Вот об этом лучше не думать, это уже частности, и зачем вообще голову засорять. Такие вопросы в любой религии можно ставить, а можно опускать.

Святейшая Смерть - без преувеличения самая удобная конфессия в мире, у неё можно просить всё что угодно. Прогрессивная интеллигенция не останется разочарованной: в Мексике именно церковь Святой Смерти активно поддерживает ЛГБТ-сообщество и свободно проводит гомосексуальные свадьбы. Проститутки, воры, убийцы, наркоторговцы, ещё раз: Святая Смерть не судит. Прямо как христианство времен Иисуса и апостола Петра.


35 снесённых храмов

У Клаудии Розалес нарощенные ногти и поплывшая татуировка во всю спину. Она владеет магазином, продаёт обувь и одежду. В начале 2009 года Розалес за собственные деньги воздвигла статую Святой Смерти на центральном шоссе на границе с США в городе Матаморос. Через месяц статую объявили незаконной и снесли. Мэр города на следующий день выступал по телевидению и деликатно сообщил, что мексиканцы могут поклоняться чему угодно, однако лучше это делать у себя дома или в храмах, не влезая в публичное пространство.

Католическая церковь имеет все причины объединиться с властями ради борьбы с культом Санта Муэрте - её дела в Латинской Америке, до недавних пор верном оплоте веры, в последнее время идут не очень. Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать их богатыми и успешными. А Святая Смерть деньги приносит, тут уж не дадут соврать торговцы параферналией: последние три года статуэтки с костлявой продаются гораздо лучше, чем мерч традиционной мексиканской Святой Девы Гваделупской.

Франциско Батиста - святой отец из Мехико: «Ещё примерно восемь лет назад мы видели огромное представительство культа среди наркобаронов и членов картелей. Почему? Потому что эти люди говорят, что Иисус или Дева Мария не способны дать то, о чём они просят, а именно - защиту от солдат, полиции и их врагов». Он уверен, что культ Святой Смерти только увеличивает масштабы насилия в Мексике, поскольку Санта Муэрте якобы подразумевает человеческие жертвы в обмен на свою защиту. Между тем, очередь у алтаря Энрикеты Ромеро в Тепито увеличивается обратно пропорционально уменьшению паствы католических храмов.

Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать
их богатыми и успешными.
А Святая Смерть деньги приносит.

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. В ночь на понедельник, 24 марта 2009 года, бульдозер муниципалитета проехался по этому шоссе. У рабочих было задание - снести 35 храмов Святой Смерти, выстроенных на границе с Америкой. Именно по этой дороге двумя годами ранее ехал автомобиль, в котором было шесть человек. Примерно через 20 минут после того как автомобиль съехал под мост, водитель зажёг свечи и поправил цветы вокруг алтаря, расположенного возле бетонной мостовой подпорки. Затем все трое сели в машину и уехали. Три трупа обнаружат уже через несколько часов.

Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее.

Считается, что она помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого - перед ней все равны: и проститутка, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и даже наркоторговец.

Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание - на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…

«Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый - не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно».

Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.

“Люди просят, что хотят - это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то - молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то - навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.

Основная сфера компетенции Санта Муэрте - любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.

Изначально культ возник в деревнях среди бедного населения, со временем став популярным в криминальных кругах, а уже намного позже заинтересовал и обеспеченных жителей больших городов. Но и сегодня основные места проведения обрядов сконцентрированы в неблагополучных кварталах. Первый Храм Санта Муэрте был открыт в Мехико в 1999 году, до этого момента алтари, посвящённые ей, находились лишь в частных домах.

Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти - в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой - земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии - воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название - Белая Девочка (Niña Blanca).

Согласно легенде, люди раньше не знали смерти, но, устав от тягот бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой послать им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что отныне она станет Смертью - бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и прекращающим страдания земного пути. В тот же миг тело её распалось, красивое юное лицо обратилось в голый череп и, получив из рук Бога косу, Смерть отправилась в свой путь по земле…

Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.

  • Традиционное одеяние - белое - символ непорочной чистоты.
  • Для помощи в любовных делах накидка Муэртиты должна быть красной.
  • Для улаживания проблем с законом - зелёной.
  • Для преодоления финансовых трудностей - золотой (символ благоденствия) или жёлтой.
  • Чёрная Смерть - сила, побеждающая жизненные препятствия.
  • Санта Муэрта в синем или пурпурном - пробуждение мистических способностей, связь с миром духов.
  • Довольно часто встречается Святая в радужном одеянии, способная решить все проблемы разом.

На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.

Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.

На её алтарь приносят множество свежих цветов - красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.

Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.

Часто ей преподносят разные сладости - шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку - чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.

Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).

Чистая вода (непременно в стекле) - главный проводник связи со Святой Смертью.

Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.

И наконец - благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.

Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).

Ходят слухи, что Святая Смерть столь же сильна, сколь и ревнива. Если перестать оказывать ей знаки почтения и внимания, то она может внезапно прибрать Вас к рукам.

Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней - Святой Иуда (не Искариот) - защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.

Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой - это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.

Некоторые обряды исполняют только дети (как правило - маленькие девочки), ведь Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных - расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).

В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.

Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.

Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.

При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.

В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.

Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом - сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной - команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.

Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.

Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.

А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.

Мексика - уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) - праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.

Главный атрибут Дня Мёртвых - фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) - это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира - своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение - помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.

Día de los Muertos - красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых - создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.

День мёртвых - день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”

Ее часто изображают с косой, весами и земным шаром в руках - это символизирует, что ей подвластные все люди на планете. В сознании человечества нет образа более яркого, более сильного, поэтому люди склонны связывать с ней всё, что вызывает у них особенно сильные эмоции – salto mortale, любовь до гроба, la petite mort …

В этой статье, речь пойдет о Санта Муэрте, одной из нескольких самых оригинальных потусторонних мексиканских фигур, наряду с Девой Марией Гваделупэ и Иисусом Мальвердэ , к которым все чаще обращаются мексиканцы в последнее время.

Образ смерти, пожалуй самый универсальный и наличествующий в любой культуре и любой мифологии, каждого народа. В конце концов, если работа прочих божеств "на первый взгляд как будто не видна", смерть всегда на трудовом посту - без отпуска и выходных. Более того, бог смерти – всегда один из самых ярких персонажей: Яма, Анубис, Аид - ребята весьма колоритные.

Культ Санта Муэрте, является синкретическим, существует уже три столетия и распространен по всей Мексике. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Он возник в результате сплава католичества с остатками местной ацтекской религии, в которой поклонялись Венере (планете) как могущественному божеству смерти. Как считается, она охраняет от мучительной или преждевременной кончины и особо почитаема среди представителей мексиканских наркокартелей .

В Мексике вообще интересное отношение к смерти. Так, на День мертвых в домах выставляют развеселые скелеты - символы умерших, на пару часиков заглянувших к близким, чтобы вместе попраздновать и предаться воспоминаниям.

Однако Санта Муэрте, к слову до недавнего времени неизвестная большинству мексиканцев, выделяется эпатажной манерой одеваться - поклонникам она представляется женским скелетом, наряженным в яркое платье и украшенным цветами. Иногда она ещё носит корону. В общем "глупая и нелепая смерть" - это не про неё, Санта Муэрте всегда при полном параде. Облаченная в балахон и сжимающая косу в костлявой руке, в другой усыпанной драгоценностями руке, эта святая сжимает в своих руках весь мир.

В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома баррио «Тепито», проводится "месса" с благословением. Еще пару лет назад в этом участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось. Всякий, до кого доходит очередь поклониться изображению смерти, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти. В храмах Святой Смерти есть два ее изображения: в виде женского скелета в саване с косой, совой и глобусом в руках или в виде бледной молодой девушки в белом платье (поэтому Святую Смерть еще называют Белой Девочкой).

Согласно легенде, изначально люди не знали смерти и, страдая от тягот усталости от бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой принести им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что по его воли отныне она станет Смертью, бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и дающей передышку от страданий и тягот земного пути. И немедленно тело ее распалось, прекрасное лицо обратилось в голый череп и Смерть, получив из рук Бога косу, отправилась в свой путь по земле...

Мексиканцы, которые составляют абсолютное большинство её поклонников, верят, что Черная Госпожа может помочь как в вопросах восстановления справедливости (например, убить обидчика, ну или хотя бы устроить ему приступ несварения желудка), так и в сердечных делах (приворот, отворот, возвращение мужа в семью - полный набор потомственного мага). Надо сказать, молятся ей главным образом те, на кого прочие божества давно забили - разнообразные асоциальные личности от карманников до проституток. Но харизма постепенно помогает ей завоевывать всё новых и новых почитателей среди более уважаемых граждан, так что её социальный престиж постоянно растет.

Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых. Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь - и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости.


Но самые востребованные ее «таланты», это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавке почти у каждого торговца можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает и происки конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза!

Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: члены наркокартелей , таксисты, полицейские, водители, продавцы в ночных магазинчиках, танцовщицы в ночных клубах - у многих из них можно увидеть образки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Культ Святой Смерти не проповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а наоборот - дает адепту уверенность и силу отстаивать свои права.

Первый храм Сантиссимы Муэрты (Santissima Muerta) был открыт в Мехико в 1999 году. Культ, начавшийся с пары сотен последователей, сейчас насчитывает более двух миллионов. Сегодня ей поклоняются по всей Мексике, ее символы можно встретить и на углах улиц, и во многих домах. И хотя католическая иерархия страны борется с поклонением "Санта Мауэрте", статуэтки скелета в плаще и с косой в руках часто встречаются со статуями святых в мексиканских домах, а также в неофициальных уличных часовнях и молельнях. Отношение к культу у правительства Мексики двойственное. С одной стороны, этот культ как бы не одобряют, типа, это суеверия отбросов общества, людей из низшего класса, культурному и образованному человеку стыдно верить в Святую Смерть и нужно, дабы быть пристойным и социально приемлемым, в католическую церковь ходить. Но, с другой стороны, с негласной поддержки властей, культ существует и развивается - потому что эти самые представители власти видят силу Святой Смерти и сами прибегают к ее помощи.

Но не только в Мексике, но и в благополучной Калифорнии молодые люди зажигают свечи в память о Санта Муэрте и делают татуировки с ее изображением - от маленьких до огромных. Несколько лет назад мексиканское министерство внутренних дел вычеркнуло Санта Муэрте из списка законных святынь - но это ничего не изменило. В киосках продают видеопособия, обучающие, как надо молиться Смерти, и даже модные интеллектуалы начали говорить, что этот культ muy autentico - подлинный. Для тех, кто будучи в Мехико, хотел был посетить эти места, вот адреса: Santuario Nacional de la Santa Muerte (cl. Bravo 35, 10.00-18.00 ma-vi, 11.00-18.00 do, metro Morelos) и алтаря (metro Tepito). А вот сайт:

Я просто напишу вопросы, вопросы на которые сам пока не могу получить разумные ответы. Может ты сможешь ответить на них? Давай попробуем?

Ты провожал когда нибудь в последний путь человека? У тебя умирал кто-нибудь из близких, знакомых?

Пожалуй, это самый простой из сегодняшних вопросов и не важно какой ответ ты дашь сейчас, потому что следующие вопросы будут... кхм...

Ты можешь себе представить чтобы кто-нибудь из твоего окружения у умершего близкого человека отрезал "на память" руку, палец, часть ноги, голову и т.п.? Отрезал, заморозил/засушил/мумифицировал, в общем обработал чтобы не гнило, поставил на полочку и любовался, а также показывал другим, дескать "вот, это правый палец левой руки моего любимого дедушки, а это левая кисть моей сестры, ну а это голова..." и в таком духе...

Как думаешь, что скажут окружающие если вдруг именно ты решишь не хоронить любимого человека, а расчленить и оставить его отрезанные части тела себе? Похвалят, пожурят, посадят за решетку или в психушку отправят?

А ты сам хотел бы чтобы в случае твоей кончины твое тело покромсали на части, мумифицировали и хранили?

Ты еще читаешь эти строки? Скажешь, что это за бред и дикость? Как такое можно даже предположить?.. Ты в шоке?..

А почему ты не в шоке от того, что толпы людей приходят к законсервированным частям тела кого-либо из тех, кого за определенные "заслуги" назвали "святым"? Почему ты не в шоке, что расчлененку возят по всему миру и выстраиваются порой километровые очереди дабы увидеть, прикоснуться к пальцу/голове/руке/ноге и т.д. в надежде на... на исцеление или еще что-то?!. От этого ты не в шоке?..

Ниже общедоступная информация которую при желании ты можешь сам найти на просторах Интернета:

Еще в XIX веке было подсчитано, что в разных церквях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся:


- 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;

- 18 черепов и 12 рук апостола Филиппа;
- 9 черепов апостола Луки;
- 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
- 20 фрагментов тела и 26 голов святого Юлиана;
- 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея;
- 13 рук святого Себастьяна;
- 15 рук Иоанна Златоуста;
- 8 голов, 6 ног и рук и 2 туловища святой Анны;
- 30 туловищ святого Григория;
- 30 туловищ святого Панкратия;
- 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники!)

Комментировать нужно или выводы достаточно очевидны? Конечно же я лично не могу со 100% вероятностью утверждать верность каждой цифры из списка выше, но сам факт во-первых подлога, а во-вторых, пестование идеи о том, что прикосновение к мертвым частям тела поможет в "....." в общем без комментариев...

Но что же это как не культ смерти?
Для чего накоплено огромное количество мощей мёртвых людей?
Почему живым предлагается прикладываться к этим мёртвым останкам?
Почему культ современной религии построен на мученичестве, а мученическая смерть возводится в подвиг и практически все святые - это люди так или иначе принявшие мученическую смерть?
Почему изображение орудия убийства возведено в ранг святого атрибута и с ним не растаются, на него молятся, его маленькую копию носят под рубашкой на теле, а большую проносят по улицам городов на великих торжествах...
Почему вкушать что-либо представляя что ешь плоть и запиваешь кровью считается нормой, а не актом канибализма?
Почему, почему, почему...

Ты можешь ответить на эти вопросы?

Но это еще не все...

Последний вопрос на сегодня: ты знаешь что существуют целые часовни и церкви в которых интерьер создан из десятков тясяч костей умерших людей (!)

Одна из самых известных находится в Чехии, в Праге, для с оздания ИНТЕРЬЕРА в которой использовано 40000 костей!!!

Вот, например, люстра выполненная из останков умерших людей, на фоне других атрибутов интерьера из костей:

Кроме нее есть еще множество подобных сооружений по всему миру, вот данные о некоторых из них из открытых источников, из Википедии:

Название Фотография Местонахождение Описание
Крипта капуцинов
в Санта-Мария-делла-Кончеционе
Италия, Рим Кости в середине XVII века перенесены со старого кладбища капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви и помещены в крипту церкви. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 годы. В пятом зале крипты размещен скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте.
Костехранилище в Седлеце Чехия, Кутна-Гора Создано в начале XVI века в результате переноса останков с кладбища цистерцианского монастыря. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. Свой настоящий вид часовня приобрела в 1870 году: по углам собора размещены колоколообразные груды костей, в нефе имеется огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов.
Capela dos Ossos Португалия, Эвора Украшение капеллы создано в XVI веке францисканским монахом. Использовано около 5 000 человеческих скелетов, кости которых зацементированы в её стены.
Оссуарий в Гальштате Австрия, Гальштат Оссуарий возник по причине недостатка земли для захоронений. На местном кладбище с XVI века каждые десять лет кости покойников извлекались из земли, отбеливались, черепа расписывались (на них наносили указание на имя, профессию и дату смерти покойника) и выставлялись на обозрение в местной часовне святого Михаила.
Катакомбы Парижа Франция, Париж Оссуарий создан в конце XVIII века в заброшенных карьерах Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Изначально в него помещены останки людей с кладбища Невинных: около двух миллионов скелетов в течение пятнадцати месяцев по ночам вывозили с кладбища, дезинфицировали и укладывали в карьер. Затем оссуарий пополнился останками людей ещё с 17 кладбищ Парижа. В настоящее время в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.

Почему вообще ЭТО существует в нашем "цивилизованном" мире?

Почему когда нам показывают по ТВ как в каком-нибудь далеком племени "мумба-юмба" папуасы почитают череп или конечности почившего вождя, мы качаем головой и говорим "какой ужас, но что с них взять, дикари...", не замечая что те же атрибуты и символика окружают нас в повседневной жизни - мумия в мавзолее, огромное количество не понятно чьих судя по их количеству останков в храмах, интерьеры из костей человеческих в часовнях и т.д...

На сегодня хватит вопросов...

А на последок несколько видео

САНТА МУЭРТЕ (исп. Santa Muerte - Святая Смерть) - современный религиозный культ, распространённый в Мексике и США и заключающийся в поклонении одноимённому божеству, персонифицирующему смерть. Разновидность современной танатолатрии.

Истоки возникновения
Культ Санта Муэрте является синкретическим и происходит из смешения элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом.
«Смерть как часть жизни», — древние индейцы почитали богов смерти и тьмы — Mictecacihuatl (Миктлансиуатль – распространено в русском произношении) и ее мужа Miccailhuitontli (Миктлантекутли). Главный их праздник проходил 24 июля-12 августа. Но почиталась более Миктлансиуатль, ей приносили дары и сооружали стены из черепов - цомпантли. Храм этих богов находился в центре современного Мехико и назывался Теночтитлан.
Миктлансиуатль, которая правила вместе с мужем в 9-ой преисподней Миктлана, изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, была наряжена в юбку из гремучих змей. В течение нескольких столетий Церковь подавляла процветание культа смерти со времен конкистадоров, но богиня это пережила.
Для мексиканцев поклонение божествам смерти в немалой степени традиционно, о чём свидетельствует широкое распространение празднования особых «Дней Мёртвых» среди католического населения страны, однако лишь среди приверженцев культа в настоящее время распространено собственно почитание Смерти как божества. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию.

Суть веры
Поклонники Санта Муэрте считают, что молитвы, обращённые к Смерти, способны дойти до «адресатки», и что она способна исполнять желания. С этой целью устраиваются особые часовни, воздвигаются статуи божества (представляемого обычно как одетый в яркое платье женский скелет) и совершаются жертвоприношения (наиболее часто Смерти преподносятся алкогольные напитки, сигары и шоколад). С резким взлетом преступности в прошлом веке, в бедных районах Мехико — Тепито, стала распространяться вера, основанная на древнем культе и католическом духе. Привлекательным для населения бедных кварталов, составляющих основную массу последователей культа, является утверждение о равенстве перед Санта Муэрте всех людей, в том числе находящихся не в ладах с законом.
Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи Церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а Католическая церковь только наказывает, но не помогает.
Приверженцы культа, видят смерть, как нечто неоспоримое в жизни, естественный закон, который должен быть принят. И ее почитают больше Иисуса, так как именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее бога. Считается, что она помогает там, где другие святые бессильны.
Часть представителей культа объединяет так называемая Традиционная Католическая Церковь Мексики и США. Основатель - Давид Ромо. Первый приход этой организации появился в 1999 году.
Приверженцы культа построили много часовен, внутри их ставят зловещие фигуры скелетов в длинных одеждах с косами Смерти. В каждую первую ночь месяца в Тепито проводится месса с благословением.

На алтаре часовни часто стоят 3 ее статуи разных цветов:
1. Белая Смерть — символизирует чистоту, невинность. Она предстает в белом платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда еще одно ее название - Белая Девочка.
2. Золотая Смерть - благоденствие.
3. Черная Смерть — сила преодоления жизненных препятствий.

Прихожане вместо креста носят золотую или серебряную подвеску Смерти с косой на уровне сердца. Золотой амулет закаляют для действенности на огне свечи, ставят рядом стакан воды и читают молитву к Святой Смерти.
На золотой амулет читают:
«Oh Santísima Muerte, yo te invoco para que a través de tu imagen me libres de todos los peligros, ya sean materiales o de embrujamiento y que a través de esta flama sagrada purifique mi cuerpo de toda salación y maldición y que a su vez venga el amor, la paz y la abundancia. Que así sea». (О святейшая смерть, я призываю тебя для освещения использования изображения твоего для меня, освободи от всех опасностей, будь то разбой или колдовство, через этот священный огонь очисти талисман, убери с меня проклятие, дай мне счастье, мир и изобилие. Да будет так).
Чтобы зарядить серебряный амулет смерти, его на ночь кладут под свет луны на белые камни. Ранним утром заворачивают в белую тряпку и, окуривая благовониями, читают:
«Santísima Muerte yo te suplico que a través de tu poder infinito compartas conmigo tus bendiciones y me libres de todos los peligros habidos y por haber, abre los caminos por muy difíciles que estos sean, que no sea presa de la traición y de la envidia. Gracias Santísima Muerte por haberme escuchado». (Святейшая смерть, прошу через твою бесконечную власть, дели со мной свои благословения и освободи меня от всех опасностей имеющихся или могущих настать, раскрой для меня пути, отведи предательство и зависть. Спасибо за внимание Святой Смерти).
После этого, носящие избегают, чтобы чужие руки притрагивались к медальону, стараются его не мыть (или очень аккуратно белой тряпочкой с лосьоном). Нежелательно также иметь более 2-х ее изображений (число 2 и другие нечетные, логично почитаются в этой религии).
При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с черной магией ипродолжают считать себя правоверными католиками.

Отношения с властями и другими конфессиями
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэртэ и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания - его приверженцев не преследуют.
Но, культ преследуется властями Мексики, как сатанинский, против представителей культа периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти. Власти штата Нуэво-Ларедо, например, разрушили более 30 придорожных часовен. Параллельно с этим, уже стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах депутатов, выступающих против признания этой религии.
Тем временем, количество последователей Святой Смерти продолжает неуклонно расти, и по некоторым оценкам, в одной только Мексике Мадонне с косой поклоняется уже свыше 5 000 000 человек. Помимо Мексики, культ нашёл распространение в Южной Америке и США среди латиноамериканской диаспоры и даже в рядах населения англосаксонского происхождения.

Похожие публикации