Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Комедия мольера тартюф краткое содержание. Мольер - тартюф или обманщик

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Орган - отец Марианы.
Г-жа Пернелъ - его мать.
Элъмира - его жена.
Дамис - его сын.
Мариана - его дочь.
Валер - молодой человек, влюбленный в Мариану.
Клеант - брат Эльмиры.
Тартюф - святоша.
Дорина - горничная Марианы.
Г-н Лояль - судебный пристав.
Офицер.
Флипота - служанка госпожи Пернель.
Действие происходит в Париже в доме Органа
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Явление I
В комнате находятся Эльмира, Мариана, Дамис, Дорина, Клеант, Флипота и госпожа Пернель, приехавшая к ним в гости.
Госпожа Пернель ругается, что ее в этом доме плохо принимают, постоянно дерзят, ни ставят в грош.
Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком. Да это не семья, а сумасшедший дом! Дорина пытается ей возражать, но та ее обрывает. Внука же и внучку, когда те пытаются вступить в разговор, называет дураками, а про внучку говорит, что "в тихом омуте полным-полно чертей".
Из их перебранки становится понятно, что Эльмира мачеха детям. Госпожа Пернель ругает ее за то, что она неправильно воспитывает детей.
Была б у них сейчас родная мать в живых,
Учила б не тому она детей своих -
И эту дурочку, и этого балбеса.
Вы расточительны. Одеты, как принцесса.
Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
Клеант пытается защитить сестру, но его так же бесцеремонно обрывают. Заходит речь о Тартюфе. Госпожа Пернель Тартюфа нахваливает и наказывает своим родственникам слушать-, ся его, на что они бурно протестуют. Дорина:
Нет, вы подумайте! Уж это ли не чудо?
Явился бог весть кто, неведомо откуда,
В отрепьях нищенских, едва не босиком,
И - нате вам, уже прибрал к рукам весь дом.
И до того дошло, что, вопреки рассудку,
Мы все теперь должны плясать под его дудку.
Разгневанная госпожа Пернель удаляется.
Явление II
В комнате остаются только Дорина и Клеант. Они обсуждают Тартюфа, который втерся в доверие к госпоже Пернель и ее сыну. Оргон его братом величает, и Дорина рассказывает Кле-анту, как тот с ним обходится:
И братца любит он - на грош вам не прилгну - Сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену. Его наперсником стал этот проходимец. Такими окружен заботами любимец, Каких любимая желать бы не могла. За трапезой всегда он во главе стола; Он ест за шестерых, а мой хозяин тает И лучшие куски к нему пододвигает.
Явление III
Входят Эльмира, Мариана и Дамис.
Эльмира сообщает, что прибыл ее супруг, и ушла в комна-
ту.
Явление IV
Дамис просит Клеанта поговорить с Органом о свадьбе Ма-рианы.
Явление V
Входит Оргон. Клеант его приветствует. Но Оргон сначала устраивает допрос Дорине о том, как поживают домашние. На все рассказы Дорины о том, что госпожа плохо себя чувствовала, спрашивает только: "А как Тартюф?", и на все уверения Дорины, что тот "стал здоровей, румяней и дородней", восклицает: "Бедняга!"
Явление VI
В комнате только Клеант и Оргон.
Клеант заводит речь о Тартюфе, Оргон превозносит его достоинства до небес:
Я повстречался с ним - и возлюбил навечно...
Клеант удивлен, что Оргон не видит плутовства и лицемерия Тартюфа. Затем, когда Оргон уже хотел уйти, Клеант останавливает его вопросом о свадьбе Марианы, спрашивает, почему откладывается торжество. Но Оргон отвечает уклончиво и уходит.
Клеант:
Ох, боюсь, что этот брак - химера!
Мне надо сей же час предупредить Валера.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление I
В комнате Оргон и Мариана. Отец решил поговорить с дочерью о Тартюфе. Он интересуется, по душе ли ей их гость. На что дочь отвечает, что не знает.
Явление II
Входит Дорина. Входит неслышно и становится позади Оргона. А в это время он говорит дочери, что она должна полюбить его и стать его супругой. На что дочь отвечает, что вовсе его не любит. Оргон:
Полюбишь, дочь моя, раз я тебе велю.
И тут он замечает Дорину, которую обвиняет в том, что она подслушивала. Дорина в ответ с возмущенным удивлением говорит о предстоящем браке Марианы и Тартюфа, призывает девушку не слушать всю эту галиматью. На что Оргон обвиняет ее в том, что она совсем обнаглела. Они довольно долго препираются, Дорина пытается доказать, что Тартюф лицемер и обманщик, но Оргон ее слушать не желает и уже собирается дать Дорину пощечину, но промахивается. Оргон:
Твоя служанка, дочь, не женщина, чума. Она, того гляди, сведет меня с ума. Оргон уходит.
Явление III
В комнате только Мариана и Дорина. Служанка упрекает молодую госпожу в том, что та не проронила ни слова, все скромничает. Спрашивает ее, любит ли она Валеру. На что Мариана клянется, что только его она будет любить вечно, но она не может перечить отцу, и уж лучше умрет, чем выполнит его просьбу, но разговаривать с ним на чистоту не будет. Дорина рисует перед ней картины выхода замуж за Тартюфа, Мариана приходит в ужас. После чего служанка обещает постараться помочь своей мямле-госпоже.
Явление IV
Входит Валер. Он с удивленьем вопрошает Мариану о том, правда ли, что она идет под венец с Тартюфом. На что невеста отвечает ему: "Не знаю". Они начинают ссориться, Валер упрекает возлюбленную в том, что она легко сдалась. Мариана спрашивает у него совета, на что он с сарказмом советует ей быть послушной дочерью, и обещает, что сам может жениться на другой еще быстрей, чем она выйдет замуж за Тартюфа. Собирается уйти, но каждый раз возвращается под новым предлогом, не в силах оставить свою невесту. Тут в их спор встревает Дорина, которая укоряет их, что они ведут себя как дети. И тут Мариа-на собирается уйти, думая что Валеру неприятно ее присутствие. Служанка мечется между ними, пытаясь их обоих остановить. В конце концов ей это удается, и влюбленные мирятся. Они стали придумывать, как избежать свадьбы Марианы с Тартюфом. Дорина посоветовала тянуть со свадьбой, придумывать все новые отговорки, а там видно будет. Она разводит влюбленных в разные стороны, выставляет Валеру из дому, говоря, что им пока видеться надо как можно реже, дабы не насторожить отца.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Явление I

Явление II

Явление III

Он, правда, намекал на что-то в этом духе, Однако же другой я жребий предпочту: Лелею, признаюсь, я высшую мечту И прелестей иных я всем существом взыскую. в силах оставить свою невесту. Тут в их спор встревает Дорина, которая укоряет их, что они ведут себя как дети. И тут Мариа-на собирается уйти, думая что Валеру неприятно ее присутствие. Служанка мечется между ними, пытаясь их обоих остановить. В конце концов ей это удается, и влюбленные мирятся. Они стали придумывать, как избежать свадьбы Марианы с Тартюфом. Дорина посоветовала тянуть со свадьбой, придумывать все новые отговорки, а там видно будет. Она разводит влюбленных в разные стороны, выставляет Валеру из дому, говоря, что им пока видеться надо как можно реже, дабы не насторожить отца.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Явление I
Дамис и Дорина беседуют наедине. Дамис разгневан решением отца и хочет высказать все, что думает об этом Тартюфу. Дорина уговаривает его не горячиться, а предоставить все ей и его мачехе, которая очень любит своих приемных детей. Дамис решает подслушать, о чем они будут говорить, служанка его отговаривает, но когда слышатся шаги Тартюфа, то Дамис прячется в соседнюю комнату, предоставив Дорине разговаривать с этим лицемером.
Явление II
Входит Тартюф, и тут же, видя откровенное декольте служанки, приказывает ей взять платок и прикрыть этот срам, или он уйдет. На что Дорина отвечает ему, что ее госпожа хочет с ним переговорить наедине, и удаляется.
Явление III
Входит Эльмира. Тартюф вне себя от радости, что видит ее, заботливо спрашивает о здоровье. На вопрос Эльмиры, действительно ли он хочет жениться на ее падчерице, как говорит ее муж, он говорит:
Он, правда, намекал на что-то в этом духе, Однако же другой я жребий предпочту: Лелею, признаюсь, я высшую мечту И прелестей иных я всем существом взыскую.
Эльмира, делая вид, что не понимает, что он имеет в виду на самом деле, говорит, что "отвергли, знаю я, вы суету мирскую".
После этого Тартюф пылко признается ей в своей любви. Эльмира:
Хотя с начальных слов уже могла пресечь я
Столь неуместные потоки красноречья,
Я выслушала вас. Понравится ли вам,
Коль этот разговор я мужу передам?
Не охладеет ли он к преданному другу,
Который соблазнить решил его супругу?
Другая женщина, как вы легко поймете,
Могла бы тут куда суровей поступить,
Но не пожалуюсь я мужу, так и быть.
С условьем: вы должны - смотрите без обмана! -
Добиться, чтоб была с Валером Мариана
Незамедлительно обвенчана. Я жду,
Что отведете вы от их голов беду
И нас избавите от ваших домогательств.
Явление IV
Входит Дамис. Он сообщает, что волею обстоятельств был в соседней комнате и слышал все, что тут говорилось. Так же он обещает Тартюфу, что разоблачить теперь он может его перед всеми, и рассказать, как тот пытается обольстить жену отца за его спиной. Эльмира пытается урезонить пасынка, войти с Тартюфом в согласье, и сначала помочь Мариане выйти замуж за Валера. Дамис:
Нет, ни за что! Кто на моем бы месте
Не ощутил восторг от предвкушенья мести?
Я - не прогневайтесь - оставлю в стороне
Все ваши доводы. Раз он попался мне,
Уж будет сорвана с бесстыжей твари маска,
И я покончу с ним!
Явление V
В комнату входит Оргон. Дамис бросается к нему со своей новостью. Эльмира уходит, предупредив Дамиса, что тот поступает неосмотрительно.
Явление VI
В комнате остались Тартюф, Дампе и Орган. Отец не верит словам сына, он удивлен. И тут Тартюф в своей лицемерной манере объявляет, что тот может верить сыну, что он "виновник всяких зол, источник всяких бед, такого грешника еще не видел свет". "Гоните прочь меня, какие бы удары от вас ни претерпел - я стою большей кары". В ответ на эту, в общем-то, правдивую речь, Оргон почему-то обрушивает свой гнев на сына, который якобы оболгал такого честного человека, как Тартюф, смиренного и безгрешного. На все речи Дамиса о том, каков на самом деле Тартюф, отец только ругает сына за то, что тот может так говорить о названом брате своего отца. Дамис уходит. После этого Тартюф жалуется Органу, что его семья преследует его, спрашивает, чем он им досадил. В голове Орго-на созревает безумная идея сделать своим наследником Тартюфа, о чем и сообщает ему.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Явление I
Клеант и Тартюф. Клеант пеняет Тартюфу, что тот поступил жестоко, допустив, чтобы отец выгнал из дома сына, и советует тому поспособствовать его возвращению. Тартюф:
Я вам сказал, что вняв заветам провиденья, Простил я клевету, простил и оскорбленья. По столь я претерпел от этих злобных ков, Что небо не велит мне с ним делить сей кров.
На что Клеант упрекает Тартюфа, что тот может принять чужое наследство в обход прямых наследников. Однако тот ловко выворачивается сообщением о том, что сейчас время его молитвы, и удаляется.
Явление II
В комнате Клеант, Эльмира, Мариана и Дорина. Дорина говорит Клеанту, что сейчас придет Оргон, и они должны все вместе просить его за Мариану.
Явление III
Входит Оргон. Мариана бросается к отцу с мольбой о том, чтобы он не губил ее молодость и не выдавал замуж за Тартюфа, и даст лучше возможность удалиться в монастырь. На что отец отвечает, чтобы она не говорила глупостей. Эльмира тоже пытается открыть глаза мужу на его новоиспеченного друга, из-за которого он даже сына выгнал. Оргон:
Э, нет! Не провести меня вам на мякине, Известно мне, что вы в моем беспутном сыне Души не чаете. Негодный лоботряс Решил оклеветать беднягу, а у вас Лжеца разоблачить язык не повернулся. Да будь и вправду что - уж я б не обманулся, Уж я увидел бы, что вы возмущены.
Эльмира пытается убедить мужа в том, что он ослеплен, и ничего не видит вокруг себя так, как есть на самом деле. Эльмира предлагает ему самому подслушать ее разговор с Тартюфом, Оргон соглашается, хотя не верит, что из этого будет что-либо толковое. Эльмира приказывает Дорине, Клеанту и Ма-риане оставить их, те уходят.
Явление IV Эльмира остается с мужем и просит его залезть под стол.
Явление V
Пришел Тартюф. Эльмира пытается развести Тартюфа опять на признание к ней. Тот просит у нее вещественный залог ее чувств. Она пытается убедить его, что это невозможно, потому что тогда может открыться их тайна, и просит посмотреть, нет ли за дверью ее супруга. Тартюф:
Его-то мы всегда вкруг пальца обведем. Как сам он пожелал, мы видимся вдвоем, Он этим горд весьма, спесь взор его туманит, И если даже вдруг он нас врасплох застанет, Скорей поверит мне, чем собственным глазам.
Эльмира настаивает, чтобы он все-таки посмотрел. Тартюф уходит.
Явление VI
В комнате остается Эльмира, Оргон вылезший из под стола, удивляется, как это он мог доверять такому проходимцу и подлецу. Эльмира заслоняет собой мужа.
Явление VII
Входит Тартюф. Он уверяет Эльмиру, что они одни, и пытается ее обнять. Но она уворачивается от его объятий, и он нос к носу сталкивается с Оргоном. Тартюф пытается оправдаться, но Оргон уже ничего не слушает и велит ему убираться вон. Тогда Тартюф грозит ему, что он сам их выгонит из дому.
Явление VIII
Эльмира и Оргон остаются одни. Она спрашивает мужа, что это за угрозы. На что муж ей признается в том, что подарил Тартюфу дом и отдал кое-что еще.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Явление I
Беседуют Оргон и Клеант. Оргон признается зятю, что был дураком последним и отдал на хранение Тартюфу ларец с документами, которые сам хранил по просьбе друга, из-за которых можно и в тюрьму пойти.
Явление II
Приходит Дамис, и спрашивает у отца, неужели правда, что Тартюф ему теперь грозит расправой. Оргон: "Да. Я не знал, что есть такие злые души".
Явление III
В комнате появляются госпожа Пернель, Эльмира, Мариа-на и Дорина.
Госпожа Пернель опять недовольна оттого, что в этом доме кругом какой-то беспорядок. Оргон рассказывает матери, как Тартюф обманывал их, какой он лицемер и ханжа. Но мать не верит, говорит, что:
Про нравы здешние, про то, что все тут вкупе От злости истолочь его бы рады в ступе.
Когда сын ее заикается о том, что видел собственными глазами, как обманщик приставал к его жене, госпожа Пернель заявляет, что его настроили "исподтишка", и
Сам видел? Ну и что? Нельзя судить на глаз. Нередко видимость обманывает нас.
Все в шоке от такого поворота событий.
Явление IV
Появляется господин Лояль, просит провести его к хозяину, и предъявляет ордер на выселение семьи Оргона. Однако он смилостивился, и сказал, что может подождать до утра, а они могут спокойно поспать последнюю ночь в бывшем своем доме, в своих постелях, но утром им надлежит собрать вещи и удалиться. После этого Лояль сообщает, что он вернется вечером вместе со своими людьми и будет караулить их сон.
После ухода Лояля все начинают ругать Тартюфа. А госпожа Пернель приходит в ужас от такого вероломного поведения Тартюфа. Дорина язвит по поводу прежнего поведения хозяина и его нежелания поверить, тому, что ему говорили про Тартюфа:
Чем недовольны вы? Чем рассердил он вас? Нам праведность свою явил он лишний раз: Ведь пуще, чем себя, своих он ближних любит, И, помня, что людей богатство только губит, Из сострадания он разорил вас в пух, Дабы верней спасти от гибели ваш дух. .
Явление VI
В доме Оргона появляется Валер. Он сообщает еще одну печальную весть, что Тартюф передал государю ларец с документами, и сейчас Оргона собираются арестовать. Валер предлагает отцу своей невесты бежать, сказав, что уже около крыльца стоит карета, которая отвезет Оргона в надежное место. Оргон собирается последовать его совету.
Явление VII
Оргону не суждено осуществить бегство, так как заявился Тартюф с офицером. Тартюф:
Ну-ну, зачем спешить? Повременим немного: До нового жилья недальняя дорога. Вы арестованы указом короля.
Все присутствующие набрасываются с упреками на Тартюфа, но тот невозмутим, и опять блещет своим красноречием, рассуждая о высшем своем предназначении. Однако Тартюфу надоедают упреки семьи, богатство которой он собирается прибрать к рукам, и он приказывает офицеру не медлить с арестом хозяина дома. На что офицер просит проследовать Тартюфа за ним в тюрьму. Тот очень удивлен, думает, что здесь какая-то ошибка. Офицер объясняет, что король давно уже знает о подобных проделках, и только ждал случая поймать негодяя. А проводили его в дом Органа только для того, чтобы убедиться окончательно, что он и есть тот самый мошенник, который порочит честных людей. Офицер:
Бумаги, что к сему попали негодяю, По воле короля вам, сударь, возвращаю. Соизволяет он расторгнуть договор, Согласно коему задумал дерзкий вор Присвоить этот дом и ваше все именье. И, сверх того, король дарует вам прощенье, Хоть помощь получил от вас мятежный друг. Все эти милости вам в честь былых заслуг Оказаны теперь, когда вы их не ждете, - Пусть знают все, в каком у короля почете Благое рвение. Душа его щедра. И в правилах его - не забывать добра.
После своей речи офицер уводит Тартюфа.
Явление VIII

Тартюф, или Обманщик

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения - благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких - в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона...

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле - лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудреных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надежную крышу над головой и еще кой-какие блага.

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым, восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчета о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис - в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, - его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы - попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За нее пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа - нищего, низкого душой урода - значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того - толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца - так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Но когда Валер спросил Мариану, собирается ли она подчиниться воле Оргона, девушка ответила, что не знает. В порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдет себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Мариана отвечала, что будет этому только рада, и в результате влюбленные чуть было не расстались навеки, но тут вовремя подоспела Дорина. Она убедила молодых людей в необходимости бороться за свое счастье. Но только действовать им надо не напрямик, а окольными путями, тянуть время, а там уж что-нибудь непременно устроится, ведь все - и Эльмира, и Клеант, и Дамис - против абсурдного замысла Оргона,

Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, внушить, что хитростью можно добиться большего, нежели угрозами, но до конца убедить его в этом ей не удалось.

Подозревая, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона, Дорина попросила Эльмиру поговорить с ним и узнать, что он сам думает о браке с Марианой. Когда Дорина сказала Тартюфу, что госпожа хочет побеседовать с ним с глазу на глаз, святоша оживился. Поначалу, рассыпаясь перед Эльмирой в тяжеловесных комплиментах, он не давал ей и рта раскрыть, когда же та наконец задала вопрос о Мариане, Тартюф стал заверять её, что сердце его пленено другою. На недоумение Эльмиры - как же так, человек святой жизни и вдруг охвачен плотской страстью? - её обожатель с горячностью отвечал, что да, он набожен, но в то же время ведь и мужчина, что мол сердце - не кремень... Тут же без обиняков Тартюф предложил Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведет себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и тогда она предложила сделку: Оргон ничего не узнает, Тартюф же, со своей стороны, постарается, чтобы Мариана как можно скорее пошла под венец с Валером.

Все испортил Дамис. Он подслушал разговор и, возмущенный, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, на сей раз превзошедшему самого себя в лицемерном самоуничижении. В гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмет в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все свое состояние.

Клеант в последний раз попытался по-человечески поговорить с Тартюфом и убедить его примириться с Дамисом, отказаться от неправедно приобретенного имущества и от Марианы - ведь не подобает христианину для собственного обогащения использовать ссору отца с сыном, а тем паче обрекать девушку на пожизненное мучение. Но у Тартюфа, знатного ритора, на все имелось оправдание.

Мариана умоляла отца не отдавать её Тартюфу - пусть он забирает приданое, а она уж лучше пойдет в монастырь. Но Оргон, кое-чему научившийся у своего любимца, глазом не моргнув, убеждал бедняжку в душеспасительности жизни с мужем, который вызывает лишь омерзение - как-никак, умерщвление плоти только полезно. Наконец не стерпела Эльмира - коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убежденный, что удостовериться ему предстоит как раз в противном - в высоконравственности праведника, - Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.

Тартюф сразу клюнул на притворные речи Эльмиры о том, что она якобы испытывает к нему сильное чувство, но при этом проявил и известную расчетливость: прежде чем отказаться от женитьбы на Мариане, он хотел получить от её мачехи, так сказать, осязаемый залог нежных чувств. Что до нарушения заповеди, с которым будет сопряжено вручение этого залога, то, как заверял Эльмиру Тартюф, у него имеются свои способы столковаться с небесами.

Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь, тот пытался было оправдываться, но теперь это было бесполезно. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.

Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил подлому злодею ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.

Надо было срочно искать какой-то выход. Дамис вызвался поколотить Тартюфа и отбить у него желание вредить, но Клеант остановил юношу - умом, утверждал он, можно добиться большего, чем кулаками. Домашние Оргона так еще ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принес предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Тут руки зачесались уже не только у Дамиса, но и у Дорины и даже самого Оргона.

Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принес известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.

Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришел и Тартюф. Домашние, в том числе и наконец прозревшая г-жа Пернель, принялись дружно стыдить лицемерного злодея, перечисляя все его грехи. Тому это скоро надоело, и он обратился к офицеру с просьбой оградить его персону от гнусных нападок, но в ответ, к великому своему - и всеобщему - изумлению, услышал, что арестован.

Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своем бесстыдстве. Мудрый король, враг лжи и оплот справедливости, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав - под именем Тартюфа скрывался негодяй и мошенник, на чьем счету великое множество темных дел. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.

Тартюф был с позором препровожден в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.

Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди — члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

"Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа — лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие — Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список "бессовестных деяний", спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки — образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.

Оргон — в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства — одновременно воплощает духовную несамодостаточность, как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров — и что нередко, она близко подходит к трагедии".

По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Церковники так и не простили Мольеру "Тартюфа": когда он скончался в феврале 1673 года (во время четвертого представления своей последней пьесы "Мнимый больной" у него пошла горлом кровь, и его едва успели перенести домой, но исповедаться он уже не успел), архиепископ Парижский дал разрешение на похороны драматурга в церковной земле лишь по приказу короля.

В 1680 году король издал указ о слиянии театра Мольера с ведущим театром, специализировавшемся на постановках трагедий, Бургундским отелем, и так было положено начало "Комеди Франсез", старейшему французскому театру, который называют еще "Домом Мольера" и в репертуаре которого всегда значатся его пьесы.

Творчество Мольера, являясь одним из высших достижений классицизма, далеко выходит за его рамки. Каждая эпоха находит своего Мольера, в зависимости от времени те или иные его пьесы оказываются особенно актуальны. Наиболее эстетически чуткие современники великого драматурга предсказывали ему именно такое будущее, как свидетельствует диалог, произошедший уже после смерти Мольера между Людовиком XIV и Никола Буало. Король спросил:

— Кто тот величайший писатель, который прославил мое царствование?

— Мольер, сир.

— Я этого не думал, но в этом Вы понимаете лучше меня.

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения - благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких - в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона...

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле - лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчёта о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис - в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, - его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы - попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа - нищего, низкого душой урода - значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того - толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца - так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Но когда Валер спросил Мариану, собирается ли она подчиниться воле Оргона, девушка ответила, что не знает. В порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Мариана отвечала, что будет этому только рада, и в результате влюблённые чуть было не расстались навеки, но тут вовремя подоспела Дорина. Она убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Но только действовать им надо не напрямик, а окольными путями, тянуть время, а там уж что-нибудь непременно устроится, ведь все - и Эльмира, и Клеант, и Дамис - против абсурдного замысла Оргона,

Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, внушить, что хитростью можно добиться большего, нежели угрозами, но до конца убедить его в этом ей не удалось.

Подозревая, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона, Дорина попросила Эльмиру поговорить с ним и узнать, что он сам думает о браке с Марианой. Когда Дорина сказала Тартюфу, что госпожа хочет побеседовать с ним с глазу на глаз, святоша оживился. Поначалу, рассыпаясь перед Эльмирой в тяжеловесных комплиментах, он не давал ей и рта раскрыть, когда же та наконец задала вопрос о Мариане, Тартюф стал заверять её, что сердце его пленено другою. На недоумение Эльмиры - как же так, человек святой жизни и вдруг охвачен плотской страстью? - её обожатель с горячностью отвечал, что да, он набожен, но в то же время ведь и мужчина, что мол сердце - не кремень... Тут же без обиняков Тартюф предложил Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и тогда она предложила сделку: Оргон ничего не узнает, Тартюф же, со своей стороны, постарается, чтобы Мариана как можно скорее пошла под венец с Валером.

Все испортил Дамис. Он подслушал разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, на сей раз превзошедшему самого себя в лицемерном самоуничижении. В гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.

Клеант в последний раз попытался по-человечески поговорить с Тартюфом и убедить его примириться с Дамисом, отказаться от неправедно приобретённого имущества и от Марианы - ведь не подобает христианину для собственного обогащения использовать ссору отца с сыном, а тем паче обрекать девушку на пожизненное мучение. Но у Тартюфа, знатного ритора, на все имелось оправдание.

Мариана умоляла отца не отдавать её Тартюфу - пусть он забирает приданое, а она уж лучше пойдёт в монастырь. Но Оргон, кое-чему научившийся у своего любимца, глазом не моргнув, убеждал бедняжку в душеспасительности жизни с мужем, который вызывает лишь омерзение - как-никак, умерщвление плоти только полезно. Наконец не стерпела Эльмира - коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном - в высоконравственности праведника, - Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.

Тартюф сразу клюнул на притворные речи Эльмиры о том, что она якобы испытывает к нему сильное чувство, но при этом проявил и известную расчётливость: прежде чем отказаться от женитьбы на Мариане, он хотел получить от её мачехи, так сказать, осязаемый залог нежных чувств. Что до нарушения заповеди, с которым будет сопряжено вручение этого залога, то, как заверял Эльмиру Тартюф, у него имеются свои способы столковаться с небесами.

Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь, тот пытался было оправдываться, но теперь это было бесполезно. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.

Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил подлому злодею ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.

Надо было срочно искать какой-то выход. Дамис вызвался поколотить Тартюфа и отбить у него желание вредить, но Клеант остановил юношу - умом, утверждал он, можно добиться большего, чем кулаками. Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Тут руки зачесались уже не только у Дамиса, но и у Дорины и даже самого Оргона.

Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.

Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. Домашние, в том числе и наконец прозревшая г-жа Пернель, принялись дружно стыдить лицемерного злодея, перечисляя все его грехи. Тому это скоро надоело, и он обратился к офицеру с просьбой оградить его персону от гнусных нападок, но в ответ, к великому своему - и всеобщему - изумлению, услышал, что арестован.

Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, враг лжи и оплот справедливости, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав - под именем Тартюфа скрывался негодяй и мошенник, на чьём счету великое множество тёмных дел. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.

Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.

Вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством. В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Пьеса эта стала предметом яростной борьбы. Дважды духовенство добивалось ее запрещения. Дважды Мольер обращался за помощью к королю . Дважды он переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. Впервые комедия появилась в 1664 г., в окончательной обработке – в 1669 г.

Мольер, исполняющий роль Цезаря в трагедии Корнеля «Смерть Помпея». Художник Н. Миньяр, 1656

Тартюф здесь уже не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник. Однако главная мысль автора остаётся прежней. Своей фальшивой набожностью и смирением, хитрыми разговорами о презрении к земным благам Тартюф пленяет недалекого буржуа Оргона и его глупую старуху-мать.

Мольер выступает здесь под флагом критики лицемерия как чисто морального порока; это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта – резонера, т. е. характерного для классицистической комедии положительного персонажа, высказывающего авторские идеи в форме рассуждений. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Мольер, возможно, имеет в виду тайную религиозную организацию того времени «Общество святых даров». Ее агенты вылавливали «неблагонадежных», проникая, подобно Тартюфу, в дома буржуазии и простых людей.

Оргон – воплощение легковерия и ослепления, черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного, малокультурного и косного французского зажиточного горожанина той эпохи. Типичен и его патриархальный деспотизм в семейном быту.

Восхищаясь «возвышающим» влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я стал совсем другим от этих с ним бесед:
Отныне у меня привязанностей нет,
И я уже ничем не дорожу на свете:
Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети,
Я этим огорчусь вот столько, ей-же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа и активнее всех борется за счастье семьи.

Тартюф. Фильм по мотивам комедии Мольера

В конце пьесы защитой против темноты и обмана оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Эта сатира Мольера, таким образом, не затрагивает абсолютизма Людовика XIV .

Комедия в основном выдержана в манере классицизма . Действие происходит в течение суток в одном месте – доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных образов целеустремленно подчеркнута одна ведущая черта, показанная в сатирическом преувеличении. В образе Тартюфа – это религиозное ханжество, служащее маской для хищнического корыстолюбия. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху.

Затем раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, как неравнодушен к красоте служанки, видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. Этот лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, «кто грешит в тиши – греха не совершает». Все это нарастающие проявления единой сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца.

Правдивая картина социальной жизни, нарисованная Мольером в этой комедии, не сводится только к обличению ханжества. Она являет нам живое и яркое полотно тогдашнего французского общества.

Похожие публикации