Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Эвены народ где проживают. Эвены. Перспективы сохранения эвенов как этноса

Самоназвания - эвен (здешний, местный), орочел (оленные). С 1930-х гг. слово «эвен» стало общим этнонимом. Ранее эвенов называли ламутами и тунгусами от слова «лам» - море. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. В России - 19 тыс. человек.

По данным переписи 2002 г. в Республике Саха (Якутия) проживает 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, Камчатском крае - 1779, Чукотском автономном округе - 1407, Хабаровском крае - 1272, Корякском автономном округе - 751.

До принятия христианства эвены были шаманистами, верили в духов хозяев природы и животных, приносили оленей в жертву солнцу. С конца XIX в. эвены - один из наиболее христианизированных народов Севера. Еще в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребенок, не знаешь, как его назвать и крестить некому». В результате активной антирелигиозной пропаганды в XX в. эвены, как и большинство народов Севера, частично возвратились к традиционным культовым практикам. Тем не менее, и сегодня большинство верующих эвенов православные.

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков и близок к эвенкийскому. Характерная черта эвенского языка - богатейшая глагольная система: свыше 15 видовых и 6 залоговых форм глагола, 6 форм причастий и 8 форм деепричастий, отрицательные и вопросительные глаголы. Выделяют восточное, западное (влияние якутского языка) и среднее наречия с рядом диалектов и говоров (всего около 20 взаимопонимаемых вариантов): арманский диалект, камчатский, охотский, ольский (восточное наречие, основа для литературного языка), березовский, момский говоры и др. Арманский диалект сохраняет ряд архаичных черт, сближающих его с эвенкийским языком. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г., в 1936 г. она была переведена на кириллицу.

До начала XX в. сохранялись роды, некоторые из них восходили к юкагирским или корякским родам. Роды были большими и во время перекочевок делились на нумерованные части. Важную роль в жизни эвенов традиционно играл обычай дележа - нимат. Охотник, добывший лося или оленя, должен был взять себе шкуру и голову, а остальное поделить между соседями, родственниками, стариками и вдовами. Нимат помогал выжить в суровых северных условиях с нестабильным промыслом, установить дружеские, а возможно, и брачные отношения с соседями.

Летнее коническое жилище эвенов илум походило на эвенкийский чум, но основным переносным жилищем эвенов было жилище чорама дю, которое имело цилиндроконическую форму и было похоже на чукотско-корякскую ярангу. Для его сооружения сначала устанавливают три-пять основных жердей халкымча. Затем по кругу ставят несколько гибко соединенных в треножник жердей чора. Две жерди чора из комплекта втыкают в землю, третья служит соединительной с другим комплектом чора. Они образуют нижний цилиндрический каркас высотой 1–1,5 м. К нему крепятся жерди конической кровли. Горизонтальную жердь экэтэн прикрепляли к жердям остова халкымча и вешали на нее железный S-образный крюк олравун для чайников и котлов. Если в чорама дю жили две семьи, в жилище делали два входа и две горизонтальные жердиу каждой семьи были свой котел и чайник. Во время перекочевок жерди перевозили специально обученные олени. Покрытия жилища делали из шкур, зимой они были двойными. По примеру коряков и чукчей эвены стали делать внутри жилища меховые или матерчатые пологи.

Эве́ны - сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Язык

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык.


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин.

Общая численность

Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ.

Численность эвенов в России по годам:


Численность по России за 2002 г.


Религия и обычаи эвенов

Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы XIX в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале XIX в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребёнок, не знаешь как его назвать и крестить некому».


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII-XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.

Пища эвенов

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

Традиционная одежда

Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Готовцев Егор
М-РК - 17

ЭВЕ НЫ, эвен (самоназвание), устаревшее русское – ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу – "море"), народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. чел.), Магаданской области (3,77 тыс. чел.), Чукотском (1,34 тыс. чел.) и Корякском АО (713 чел.), Камчатской области (1,49 тыс. чел.) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. чел.). Общая численность 17,2 тыс. чел. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия – восточное, среднее и западное. 52,5 % Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Верующие – православные.

Расселение тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры Эвенов.

В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 – на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.

Традиционное хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн – буквально "глубинные, внутренние") – оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью – обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание – мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области – дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах – кайсар и подклеенных мехом – мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее – у русских.

У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум – дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки – свайные амбары, невысокие помосты и др.

Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя – из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных – якутской, женская сохраняется более устойчиво.

Традиционная пища Эвенов – оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

У Эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

До 18-19 веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.

Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники Эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

А. А. Петров

По данным Переписи населения 2002 года численность эвенов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек.

Место проживания - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская и Камчатская области.

Язык, говоры, наречия. Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков. В эвенском языке более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западное наречия. Эвенский считают родным 43,9 %.

Расселение. Расселение тунгусоязычных племен из Прибайкалья происходило в первом тысячелетии н. э. Важную роль в этом сыграли контакты с аборигенным палеоазиатским, а также пришлым монголо- и тюркоязычным населением Сибири. Переселение якутов на Среднюю Лену (X–XIII века) вызвало продвижение эвенов на северо-восток Сибири, сопровождавшееся ассимиляцией юкагиров и . В свою очередь, часть эвенов подверглась ассимиляции якутами. Приход русских в Восточную Сибирь в XVII веке привел к освоению эвенами новых территорий вплоть до Чукотки и Камчатки.

Самоназвание - эвены , в этнографической литературе известны как ламуты (от эвенк. ламу - "море"). Распространены региональные самоназвания - орочиел, илкан и др. называли их кояямко, кояямкын - "оленеводческое стойбище".

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. В соответствии с традициями ведения хозяйства население делится на оленеводческое в горно-таежной зоне, занимающееся также охотой и озерно-речным рыболовством (донрэткэн - "глубинные", "внутренние", то есть кочующие внутри континента); охотничье-рыболовно-оленеводческое при равном значении всех отраслей (наматкан - "приморские жители", от нам - "море"), кочующее весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря, а осенью - обратно; безоленное оседлое прибрежное рыболовно-зверобойное с разведением ездовых собак на Охотском побережье (мэнэ - "оседлые").

Хозяйственный годовой цикл делился на шесть сезонов: раннюю осень (монтэлсэ ), предзимье, или позднюю осень (болэни ), зиму (тугэни ), предвесенье, или раннюю весну (нэлкэни ), позднюю весну (нэннэии ), лето. У якутских и камчатских эвенов сохранилось коневодство якутского типа. В горно-таежной зоне преобладало верховое и вьючное оленеводство. В лесотундре ездили на прямокопыльных нартах, заимствованных у якутов; на Камчатке и в пограничных с и районах известны заимствованные у них дугокопыльные нарты.

Верховой езде обучали с раннего детства. Садясь верхом на оленя, опирались на палку-посох (мужской - нимками , женский - тийун ), управляли им справа. Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Их небольшие стада находились на вольном выпасе. Важенок доили. Было известно и крупнотабунное (мясо-шкурное) оленеводство со средним размером стада в 500–600, а прежде - до 5 тысяч оленей.

Ухаживали за животными мужчины. Отлавливали оленей с помощью аркана (маут ), на шею подвешивали колокольчик (чог ), по звону которого определяли местонахождение животного. Перекочевки (нулгэ ) совершали на 10–15 километров.

Обычно первым в аргише-караване ехал глава стойбища или опытный оленевод. За ним на поводу - вьючный олень (нэуэрук ) вез главу аргиша, святыни, иконы. Далее следовала верхом жена с детьми от трех до семи лет, которая вела за собой двух-трех оленей (онесэк и кунарук ). За нею двигались остальные женщины, каждая вела за собой от семи до двенадцати вьючных оленей. Последний в караване олень (чорарук ) вез детали каркаса жилища.

Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, лося, горного барана, зайца, гуся, уток, рябчиков, куропатку, глухаря и др.

Охотничьим орудием служили лук (нууа ), копье (гид ), копье-пальма (отка ), нож (хиркан ), самострел (бэркэн ), ловушка-пасть (нан ) и ружье. Охотились верхом на оленях, на лыжах-голицах (кайсар ) и подклеенных мехом (мэрэнгтэ ), гоньбой, скрадом, с оленем-манщиком, охотничьей собакой.

Особое место занимала охота на , регламентированная строгими правилами и обрядами. Медведя называли иносказательно, часто словами, заимствованными из языков соседних народов (якутов, русских, юкагиров). По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник.

Было развито прибрежное, речное и озерное рыболовство. В среднем течении и верховьях рек ловили кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова считали крючковую снасть. Сети и невода стали доступны лишь в 1920-х годах. По рекам передвигались в лодках-долбленках (моми ). Охотские эвены имели постоянные поселения (олрамачак ), занимались промыслом лососевых ( , кижуча, ) и морского зверя - его били у кромки льда палками и гарпунами, позднее - при помощи ружей. Весной пользовались лодками-долбленками, которые покупали у соседних народов.

Собирали шикшу, голубику, морошку, жимолость, бруснику и другие ягоды, орехи, кору, ветки и иглы кедрового стланика (болгиг ), в качестве дубителей и красителей - кору черемухи, ольхи, белой и каменной берез. Крошки трухлявого дерева использовали как гигроскопический материал в люльках; из кустарниковой березы и ивы изготовляли тонкие мягкие стружки (хэгри ), ими утирались после мытья, чистили и вытирали посуду, а после употребления сжигали.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи; женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д. Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей и др. Железо и серебряные изделия выменивали у якутов, позднее - у русских. Украшения из серебра, олова, меди и железа изготавливали, переплавляя старинные монеты.

Жилища. Существовало два типа переносных жилищ: дю - конический чум, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, и чорама-дю - цилиндроконическое жилище, основу каркаса которого составляли четыре опорные жерди, сходившиеся вершинами. Над очагом к ним привязывали горизонтальную жердь для котла. Жерди, образующие каркас стен, составляли ряд треугольников, отстоящих друг от друга по кругу. Крышу образовывали жерди, сходящиеся концами в виде конуса. Каркас покрывали в три слоя ровдужными полотнищами (элбэтын ), оставляя отверстие для дыма. Вход в жилище закрывали ровдужной занавеской, украшенной аппликацией. Пол устилали невыделанными шкурами.

Оседлые эвены в XVIII веке жили в землянках (утан ) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные четырехугольные жилища (уран ), а в качестве хозяйственных построек - свайные срубные амбары, помосты и др.

Одежда. Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан (таты ) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин - бело-голубым на светлом фоне).

Поскольку борта кафтана не сходились на груди, обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн ) длиной до колен, иногда сшитый из двух кусков - собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя. К подолу пришивали ровдужную бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Под кафтан надевали натазники (хэрки ).

Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами.

Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса ), носили с ноговицами.

Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун ), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок.

Женские перчатки (хаир ) украшали бисерным кружочком в виде солнца.

Праздничная одежда являлась одновременно и погребальной.

Пища, ее заготовка. Традиционной пищей были оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения.

Основное мясное блюдо - отварное мясо (улрэ ), рыбные - отварная рыба (олра ), уха (хил ), юкола (кам ), порошок-мука из сушеной рыбы (порса ), квашеная рыба (докчэ ), сырая рыба, головы с хрящами, строганина (талак ) и др.

Заготавливали сладкий корень (кочия ) и употребляли в отварном или сыром виде (иногда с сушеной лососевой икрой). Корни горца живородящего (нубэ ) ели вареными с оленьим мясом, дикорастущий лук (эннут ) - с отварной рыбой и мясом. Заваривали и пили привозной чай, а также цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая. Ягоды ели свежими.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. Сознание принадлежности к тому или иному роду сохраняется до сих пор. Некоторые родовые названия превратились в современные фамилии: Дуткин, Долган, Уяган и т. д.

Роды экзогамные, патрилинейные, распадались на территориальные группы. Возглавляли их выборные старосты, представлявшие род перед администрацией. Стойбищная община состояла из родственников и соседей, семья была малая. Старшие кочевали вместе с женатыми сыновьями, внуками, племянниками, когда из-за преклонного возраста или болезни уже не могли самостоятельно вести хозяйство. Распространен был обычай, обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу (нимат ).

Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме, размер которого (тори ) в несколько раз превышал цену приданого. Жену могли брать из любого рода, кроме собственного, но предпочтение отдавали роду матери; встречались многоженство, помолвки малолетних. Свадебные церемонии (угощения, обмен подарками, жертвоприношения духам-покровителям) проходили в стойбищах невесты и жениха. Прибыв к чуму жениха, свадебный поезд трижды объезжал вокруг него, после чего невеста входила в чум, доставала свой котел и варила мясо. Приданое невесты вывешивали для обозрения вне чума.

Рождение ребенка, воспитание и уход за ним сопровождали ритуалы и правила: запреты для беременной женщины, распределение обязанностей между членами семьи во время родов, "очищение" роженицы, наречение новорожденного и т. д. Характерно, что при рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки - приданым.

Обряд погребения. До XVIII–XIX веков умерших хоронили на деревьях или столбах, но с обращением в христианство их стали предавать земле. Усопшего одевали в лучшую одежду; мужчину хоронили вместе с его ножом, трубкой, кисетом и другими вещами, женщину - с предметами рукоделия и украшениями. С покойником клали деревянную фигурку ворона (кор ). Погребение сопровождали жертвоприношением оленя, принадлежавшего умершему.

Место погребения посещали через год. Над могилой ставили сруб с крестом, на котором часто вырезали изображение птицы; у могилы складывали вещи покойного.

Другие культовые обряды. Бытовали промысловые культы, культ , очага, духов - хозяев природы, шаманство. По случаю добычи медведя устраивали праздник, кости животного складывали в анатомическом порядке на свайном помосте. При болезни кого-либо из членов общины приносили в жертву оленя, мясо съедали сообща, шкуру вывешивали на шесте. Обычай "кормления" огня существует до сих пор.

Обрядовые обычаи эвенов включают массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Круговые песни-пляски (хэдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор.

Календарь. С принятием православия в середине XVIII века распространились христианская обрядность, православный календарь в виде деревянных досок-"святцев", дни на которых отмечали отверстиями. Каждые два месяца отделяли горизонтальными линиями, они изображали один из шести сезонов года. Православные праздники отмечали крестиками.

Деление года на месяцы определяли по частям тела, начиная с правой руки: начало года - сентябрь (ойчири унма - "поднимающаяся тыльная поверхность кисти руки"), октябрь (ойчири билэн - "поднимающееся запястье"), ноябрь (ойчири ечэн - "поднимающийся локоть"), декабрь (ойчири мир - "поднимающееся плечо") и т. д. Затем счет месяцев переходил на левую руку и шел по ней в нисходящем порядке: февраль (эври мир - "спускающееся плечо") и т. д. Январь (тугэни хэе ) и июль (дюгани хэе ) называли соответственно "макушка зимы" и "макушка лета".

Фольклор, музыкальные инструменты. Фольклор включает сказки, бытовые рассказы, исторические легенды и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания-благопожелания.

Сказки разделяются на волшебные, бытовые и сказки о животных, типичными образами которых были умный, хитрый соболь, добродушный, доверчивый , простоватый, глупый волк, трусливый заяц, хитрая лиса. Сюжет волшебных сказок строится вокруг борьбы со злыми духами. Бытовые сатирические сказки, в которых изображается реальный быт, направлены против ленивых, глупых и жадных, в них говорится о столкновениях между богатыми и бедными, даются благоразумные советы.

Исторические предания - это рассказы о вражде между эвенскими родами, о войнах с , юкагирами и др.

В эпосе, а он богат, преобладают сюжеты, связанные с таинственным рождением богатыря, его испытаниями, сватовством, борьбой с врагами.

Песни пели любовные, лирические, бытовые, колыбельные, основанные на импровизации. Искусные певцы исполняли хвалебные и бранные песни со специальными песенными словами, не употребляемыми в разговорной речи.

В музыке, связанной с тунгусо-маньчжурскими музыкальными традициями, прослеживаются местные вариации. Каждая из локальных традиций складывалась во взаимодействии с музыкой других народов: верхоянская - с музыкой верхоянских якутов; индигиро-колымская - с музыкой вадулов (алазейских и нижнеколымских юкагиров), колымских якутов, русских старожилов; чукотско-камчатская - с музыкой , чуванцев (анадырских юкагиров) и русских старожилов; охотская - с музыкой эвенков, ленских и охотских якутов; горно-материковая - с музыкой ленских якутов и верхнеколымских юкагиров.

Из истории экономического, социального развития. В 1930-е годы в результате коллективизации оленеводческих и рыболовецких хозяйств часть эвенов вместе с , юкагирами, якутами перешла к оседлому образу жизни, развивая земледелие и животноводство. К 90-м годам были созданы товарищества, мелкие национальные предприятия, общины, многие из которых не выдержали рыночных отношений. В связи с экономическими трудностями и ухудшением экологической обстановки резко сократилась рождаемость людей, выросла смертность от различных болезней.

Современная культурная жизнь. В местах компактного проживания детям преподают родной язык, они разучивают эвенские песни и танцы, занимаются вышиванием и плетением бисером, шитьем изделий из меха.

На эвенском языке ведут передачи телерадиокомпания "Геван" (город Якутск) и др. В газетах "Эвенчанка" (Северо-Эвенск, Магаданская область), "Крайний Север" (Чукотский автономный округ), "Айдит" (Камчатская область) и других изданиях печатают материалы на эвенском языке. Организованы национальные ансамбли, театральные кружки, библиотеки, открыты музеи.

Среди представителей творческой интеллигенции - эвены Н. Тарабукин, А. Черканов, А. Кривошапкин, В. Лебедев (1934–1982), Х. Дуткин, Д. Слепцов, А. Алексеев, В. Кейметинов и др.

В Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе и других местах приняты законы, способствующие сохранению и возрождению национального уклада жизни, традиционных форм хозяйствования коренного населения. Защищают интересы коренных жителей различные общественные объединения и ассоциации коренных народов.

Похожие публикации