Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Дом над водопадом в медвежьем ручье. "Дом над водопадом" Ф.Л.Райта. Личная жизнь архитектора

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

« Дом над водопадом (Вилла Кауфмана)», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935

С виллой господина Кауфмана нам повезло как утопленникам - в Пенсильвании целый день лил дождь. Хотя, как сказать?! Помниться много лет назад мой коллега Саша Михайлов уверял, что после дождя стволы деревьев темнеют и черными вертикалями подчеркивают летящие горизонтальные плоскости Дома над водопадом. Хм... Возможно это так и выглядит зимой, но ранней осенью кроны еще полны зелени, и разглядеть самую знаковую виллу ХХ века можно только в сетке листвы.


Первые 4 часа нашего путешествия пролетели достаточно безоблачно, но к Беар Рану мы подъезжали в плотной стене дождя. Было высказано предположение, что в такую погоду вряд ли нам будут мешать большие толпы туристов.

Но эти надежды развеялись, как только мы увидели две большие плотно забитые стоянки.


Туристов оказалось многовато. Вероятно так всегда, поскольку для ожидания выстроены специальные павильоны, в которых можно отдохнуть после дальней дороги, перекусить и купить бездну в большой степени бесполезных вещей с логотипами Райта и его Виллы.

После кофе незнакомые с творчеством маэстро, могут частично пополнить свои знания не выходя из кафетерия.

В оставшиеся время приятно прогуляться по окружающему лесу, разглядывая в траве многоцветие мокрых листьев.


Билеты на экскурсию по мы купили заранее на сайте виллы Кауфмана . По приезду зарегистрировались и получили на руки пейджер, который нам сообщил о сборе нашей экскурсионной группы. Таким образом после получаса ожидания наконец мы отправились рассматривать дом, по дороге не забыв прихватить зонтики от фонда Райта, которые были расставлены повсюду на входах и выходах.


Первая остановка возле мостика через заводь у водопада. Общий экскурс в историю виллы, несколько слов о величие Райта, первые фотографии и предупреждение, что внутри фотосъемка категорически запрещена.


В последние мгновения перед входом внутрь все с завистью и рассматривают счастливчиков, которые уже толкаются зонтиками на большой террасе.

Поэтому после попадания внутрь - первым делом на ту самую террасу...

Смотреть на водопад сверху. А его, увы почти нет. Не сезон.

Дом снять почти не удается из-за плотной зонтиковой завесы.

С трудом пробиваюсь в угол и делаю пару снимков знаменитых райтовских угловых форточек.

Если вы в курсе, он был еще и известный любитель японского искусства.


В интерьере все таки удается сделать несколько снимков, пока не выясняется, что по всему дому расставлены камеры слежения.

Получаю нагоняй от экскурсовода и, к сожалению, прячу камеру в кофр.

Поэтому остальное, включая совершенно изумительный гостевой домик остается только в памяти.

Но зато после выхода из него, можно оттянуться и щелкать все, что желаешь.

Таким образом появляются кадры, которые, как-правило, в книгах не публикуются.

Это проход под домом и открытый переход к гостевому домику.


Дождик пытается помешать, но нам абсолютно все равно. После стольких десятилетий ожидания ничто не может испортить праздник.


Возвращаемся к точке начала экскурсии. Потолкавшись некоторое время тут, можно сделать десяток всем известных фотографий.
Но главная точка съемки все еще впереди.

Нет, это еще не она. Хотя и эта очень хороша!

И эта тоже:)


А вот и она. Ожидаю несколько минут, пока освободится пятачок для фотографирования. Отщелкиваю несколько панорам. И пора прощаться.


Мой дорогой

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…`
(Ф. Л. Райт)

В 2001 г. Международная академия архитектуры обратилась к своим членам с просьбой назвать десять архитектурных шедевров XX-го столетия. Мнения авторитетных специалистов практически совпали. В этом «золотом списке» в ряду других известных личностей было названо имя крупнейшего американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта , разделившего второе место с другим знаменитым зодчим -- Ле Корбюзье. Архитектурный шедевр, удостоенный столь высокой оценки, широко известен как «Дом над водопадом» - частное строение, возведенное по заказу американского миллионера Эдгара Кауфмана.



Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфману младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Шесть месяцев прожил в Тейлизинском товариществе – школе-мастерской, основанной архитектором в Висконсине. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого процветающего магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на только что приобретенном лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Райту. Архитектор приехал осмотреть место - живописный уголок под названием Медвежий ручей, представлявший собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся в виде консоли рядом с водопадом, в Пенсильвании, в 45 милях от Питтсбурга.

Райта потрясла витальность этого юного леса и скульптурная чехарда горных пород, выходящих на поверхность.

Они вдохновили Райта на создание сложной системы террас, нависающих друг над другом. Проектировал он «изнутри наружу» . Считал, что «внутреннее пространство здания есть его подлинная сущность». Первый этаж отвел под гостиную. Низкий потолок и рваный камень в отделке создают ощущение пещеры. В этом камерном интерьере особенно хороши реликты – индейские терракотовые предметы, французский фаянс начала XIX века, древние китайские скульптуры. На втором и третьем этажах – спальни. В северо-западном углу здания – башенка из местного камня. Ее нижний этаж занят кухней, в верхних – гостевые комнаты.

Дом словно вырос в лесу вместе с деревьями и скалами. Он как бы парил над склоном. Трехуровневые террасы, сбегающие с обрыва, казались вылепленными самой природой, а самая нижняя живописно нависала над стремительно падающим потоком воды.
Строительство дома обошлось в 155 000 долларо в, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов . Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Внутри – эстетская пещера. Снаружи – нагроможденье скал. Так Фрэнк Ллойд Райт воплотил свою мечту о доме-рельефе. А миллионер Эдгар Кауфманн обрел идеальный грот для размещения своей экзотичной коллекции антиквариата.

Сам же архитектор назвал свое творение «органичной архитектурой» . «Если усилия архитектора в этом направлении оказываются успешными, - говорил он, - вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его».



Самым известным жилым домом в Америке вилла Кауфманов стала после того, как крупнейший американский издатель Генри Льюис поведал о ней в ведущих американских журналах, после чего «Дом над водопадом» превратился в культовое место. Желающих взглянуть на чудо архитектуры было не счесть. Теперь каждые выходные к Кауфманам приезжали самые знаменитые гости, среди которых были Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндолф Херст, Марлен Дитрих.

Слава об удивительной вилле, которую еще называли «Падающими водами», дошла до президента США. И однажды к Кауфманам пожаловал сам Франклин Рузвельт, в честь которого хозяева устроили над водопадом грандиозный фейерверк.
После визита президента посещать виллу Кауфманов стало хорошим тоном и признаком принадлежности к высшему обществу.

«Дом над водопадом», каскадами сбегающий по косогору, кажется, вырос в этом лесу вместе с деревьями, листвой и травой и стал, возможно, самым удивительным открытием прошедшего века: оказывается, мир, выстроенный людьми, хрупок и конечен. И восстановить то, что создавалось веками, невозможно. Полагаю, в новом, XXI веке, понимание этой простой истины получит широкое распространение».

В 1963 года Эдгар Кауфман младший подарил этот дом Заповеднику Западной Пенсильвании. Теперь дом используется в качестве музея. В наши дни в нём бывает 120 тыс. посетителей ежегодно.

Обсудить у себя 2

«Эскиз готов», - сказал Райт собеседнику и согласился показать работу. Присутствовавшие при телефонном разговоре семеро джентльменов решили, что это провал - архитектор еще и не приступал к работе.
В последующие два часа они стали свидетелями чуда творения: на трех кальках появился эскизный проект дома, получивший название «Водопады».
В нем было всё, вплоть до скамеек, с которых можно любоваться потоком падающей воды. Через несколько часов друзья архитектора были поражены реакцией заказчика. Просмотрев кальки, Кауфман просто сказал архитектору: «Ничего не надо менять».
Заказчик прекрасно знал, с кем имеет дело. Их знакомство началось с размещения в универмаге семьи Кауфманов макета города, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом, архитектором без ученой степени, автором концепции дома, встроенного в природное окружение.
Первоначальное предложение Райта привело заказчика в растерянность. Участок архитектор предложил сам, одновременно убедив заказчика, что строить ниже или выше водопада не так интересно. Концепция того времени предполагала господство дома над центральным объектом композиции - водопадом. Поверивший Кауфман проникся идеей создать дом, который станет частью пейзажа, окажется едва ли не внутри водопада, при этом не будут срублены деревья, не переместятся валуны, словом, естественное окружение не изменится.




Над ручьем возникли стальные опоры, на которых разместились бетонные террасы - несущие элементы конструкции, вес которой удалось снизить за счет использования известняка в вертикальной плоскости. Райт создал эффектную композицию: дом словно вырастал из утеса (часть скалы вошла в пространство дома и стала элементом интерьера). Дом вписался в мир валунов и деревьев так, будто когда-то сам вырос на этой скале - странноватый, но вполне естественный гриб, полип, окруженный нетронутыми деревьями и огромными камнями.
Затраты на строительство составили 155 тысяч долларов - сейчас примерный эквивалент этой суммы 2,5 миллиона. При этом вознаграждение Райта не превысило восьми тысяч.
Но не все так чудесно, как хотелось бы… В конструкции, безупречной художественно, не были учтены некоторые инженерные детали, и позднейшие усовершенствования, произведенные в 2002 году, обошлись почти в 112 миллионов долларов. Потребовалось повысить прочность опор строения, нависшего над ручьем.

Кауфманы использовали дом в период 1937–1963 годов. Впоследствии он был пожертвован природоохранному фонду, реконструировался, приобрел статус музея и принял не менее шести миллионов посетителей с 1964 года. Он вызывает интерес почти 150 тысяч человек в год. А автор проекта остался в истории архитектуры как один из создателей популярной идеи «зеленого строительства» - вписывания архитектурных объектов в естественную среду для полного взаимодействия с ней.
В работах Райта для заказчиков среднего класса эта концепция продолжила развитие за счет использования типовых конструкций, однообразие которых мастер компенсировал пространственными эффектами - располагал ленточные окна под крышей, «поднимая» строение над стенами и наполняя светом.
Среди известных проектов архитектора - серия «Дом прерий», построенный в Японии «Дом Ямамура», здание синагоги в Элкинс Парке (Пенсильвания), отель «Империал» в Токио и знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке. Творчество Фрэнка Ллойда Райта можно описать его же словами: «Города широких горизонтов». Так он назвал свою градостроительную концепцию. Жизнь Фрэнка Ллойда Райта соответствует его сказанным под присягой словам: «Я - гений!»

Уникальный загородный дом, построен по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питтсбурга - в живописной местности под названием «Медвежий ручей».

Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный . Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой.

Шедевр Райта называют «бесспорно, самым известным домом современной Америки, если не всего мира». Практически сразу после завершения строительства американский журнал Time назвал «Дом над водопадом» «самой красивой работой Райта». Другой американский журнал - Smithsonian - внёс «Дом над водопадом» в свой список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью». В 2007 году здание заняло двадцать девятое место в списке «Любимой архитектуры Америки».

После того, как о «Доме над водопадом» со страниц ведущих американских журналов поведал читателям известный американский писатель Генри Льюс, это место стало культовым. Сюда потянулись посетители со всей страны. В их числе было немало знаменитостей тех лет: Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндольф Хёрст, Марлен Дитрих. Слава об этом удивительном здании дошла даже до президента США - Франклина Рузвельта. Президент, несмотря на свою занятость, всё же смог выкроить время, чтобы своими глазами увидеть это архитектурное чудо. Всего же Дом над водопадом посетило уже более 6 миллионов человек.

Откуда пошла современная частная архитектура.

Плюс видео:

Основные принципы Райта

Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.

1. Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.

2. Не делать комнату коробкой, а дом - другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, - наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.

3. Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.

4. Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно – то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены - это насилие».

5. Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.

6. Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.

7. Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.

8. Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».

И ещё: «заповеди» Райта, адресованные молодым архитекторам .

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите её ради неё; готовьтесь быть верным ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть действия машин и механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве да тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся прекрасным или безобразным, но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиться способности синтеза, которая тоже станет привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспечённым – это значит продать своё врождённое право быть архитектором за чечевичную похлёбку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчёт принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Не следует всё в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что вам довелось жить в век машин. Например, архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как «получить работу» стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу. В искусстве работа и человек – напарники; ни один из них не может быть куплен или продан другим. А пока что, поскольку то, о чём мы говорили, является высшим и прекраснейшим родом интегральности, держите свой собственный идеал честности так высоко, чтобы самым важным в жизни помыслом вашего честолюбия было называть себя честным человеком и смотреть самому себе прямо в глаза. Держите свой идеал честности так высоко, чтобы вы сами не смогли его достичь.

[Ф.Л.Райт. «Будущее архитектуры». Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. Москва – 1960 г.]

Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем подобный какой-то инопланетной конструкции.
Он потрясает воображение. Отсюда, с отрогов медвежьего ручья, на самом деле лучше всего
просматривается его тектоника.

Фрэнк Ллойд Райт проектировал всё в своей голове, используя чертежи только для того, чтобы подтвердить
то, что он уже полностью представил. Поэтому он особо не обеспокоился тем, что в один сентябрьский
день 1935 года узнал, что его клиент Эдгар Дж. Кауфман собирался через несколько часов прибыть в его
студию «Талиесин», чтобы увидеть давно обещанный проект «Дома над водопадом».
Никаких чертежей и не существовало.

Тот самый рисунок Фрэнка Ллойда Райта на который купился Кауфман.

Райт уселся за кульман и без колебаний начертил общий план, а также вертикальную и горизонтальную
проекции, полностью готовые.


Его же рисунок, но со стороны прилегающего к дому склона. Безупречная перспектива.

Когда прибыл Кауфман и увидел проект, он был ошеломлён. С этого дня - несмотря на ужасные трудности
в техническом плане, яростные споры и огромные траты - Кауфман оставался вдохновлённым этим проектом.
«Дом над водопадом» вдохновлял его всю оставшуюся жизнь.

Кауфман и его жена обычно проводили выходные в живописном месте рядом с водопадом на Медвежьем ручье,
в лесах к западу от Пенсильвании. Когда они попросили Райта спроектировать замену их маленькому
сборному домику, он предложил создать дом, опирающийся на все те камни, с которых они рыбачили и на
которых отдыхали во время купания. Сначала эта идея показалась им обречённой на провал; дом несомненно
разрушит свой собственный смысл существования. Но Райт был уверен в том, что он усовершенствует природу.
Его уверенность основывалась на принципе консоли, и на материале, которого он когда-то остерегался:
железобетоне.


По этой лестнице, которая как бы вытекает из нижнего яруса террасы, можно спуститься на площадку,
нависающую над самой поверхностью ручья. Осенью, когда поток воды становится больше, его поверхность
почти касается площадки. Чувство необыкновенное, будто стоишь прямо на воде!

Предполагалось построить большой и просторный дом, но выходить он должен был не на речной берег, а
прямо в воздух над водопадом. В структурном виде, террасы дома должны были напоминать листья
рододендрона, нависавшие над рекой, либо удивительный, но в то же время естественный вид гриба-трутовика.
Удерживаться они должны были так же естественным продолжением речного берега в форме стен и столбов
из добытого тут же камня.


В экстерьере Дом Над Водопадом как бы цепляется за окружающие его скалы. Слившиеся воедино округлые
бетонные балки и грубые, угловатые каменные пласты создают причудливый симбиоз, рождая чувство
устойчивости, казалось бы, неустойчивого по определению строения.

Эти замыслы были победоносно воплощены. Ничуть не разрушая красоту этого места, дом является
воплощением гармонии человека и природы.
В иной обстановке огромные террасы могли бы показаться агрессивными и хвастливыми; здесь же они
выглядят естественно и неизбежно, как будто это способ строительства какого-то неизвестного племени.


Интерьер дома также впускает в себя тему фактурного камня и пластичного бетона, однако помещения
не смотрятся темными каменными пещерами за счет широкого, панорамного остекления. К тому же в
Пенсильвании в целом тепло.

Помещения в доме достаточно традиционны: большое единое жилое пространство и четыре просторных спальни.
Но комнаты имеют второстепенное значение по сравнению со сложным многослойным организмом бетонных
террас и камней, удерживающих их. Иногда комнаты вырезаны в камнях, иногда они представляют собой
участки террасы, огороженные стеклянными стенами в стальных каркасах. Элементы здания затейливы, но
без особых «наворотов», поскольку они соответствуют общему замыслу: лестничный пролёт спускается
из проёма в полу гостиной и парит непосредственно над поверхностью ручья; три ствола деревьев
прорастают прямо в полу западной террасы; несрезанный валун выступает из выложенного камнями пола
подобно скале, на которой был заложен дом. Этот последний штрих был предложен самим Кауфманом и
тотчас же всецело одобрен архитектором.


Изнутри, со стороны крытой части террасы лестницу к воде можно закрыть вот такой хитрой конструкцией
чтобы холод от воды не проникал внутрь. Кстати заметьте контраст между угловатым, рельефным, почти
острым камнем, и мягкими скругленными линиями бетона. Замечательный пример выявления характера
материала в архитектуре.

Но за то, чтобы жить в таком архитектурном шедевре, приходится дорого платить, как в психологическом,
так и в материальном смысле. На протяжении многих лет после завершения строительства дома Кауфман
с беспокойством следил за тем, как конструкция трещала и проседала.

Совсем по другому архитектор отнесся к растительности которая окружает дом. Если в скалу, в камень
здание вгрызается, держится за него изо всех сил, то деревья мягко, бережно обходит своими ажурными
бетонными конструкциями.

Для осмотра здания регулярно приглашались инженеры, которые так же регулярно советовали подпереть
консоли стойками. Конечно же, это разрушило бы весь замысел. Кауфман не сдался, и дом сохранился
почти что в том виде, в каком и был создан, охраняемый теперь Обществом охраны природы Западной
Пенсильвании.

Источник - tartle.net/grivarius

Похожие публикации