Установка взрыв пакера в скважине. Разобщение пластов взрывными пакерами. Взрывные пакеры (ВП, ВПМ, ВПШ, ВПЦ), их назначение, устройство, типоразмеры. Правила безопасности при обращении с взрывными пакерами. Кумулятивные торпеды осевого действия
(Лекция)
n1.doc
6.2. Шлипсовый взрывной пакер типа ВПШ
Шлипсовые взрывные пакеры типов ВПШ (рис.6.2. табл.6.2) состоят из пакерующей части и камеры, с помощью которой происходит установка пакера в скважине. Пакерующая часть соединяется с камерой с помощью резьбовой шпильки, изготовленной из алюминиевого сплава, диаметр которой рассчитан на определенное усилие разрыва. Пакерующая часть включает шток с насаженными на него резиновой манжетой, конусами, плашками и стопорными элементами. Камера состоит из корпуса, подвижной гильзы, наконечника и пробки с уплотнительными кольцами и электровводом. К внутренней части электроввода подсоединен заряд ЗВПШ (рис. 6.3), который содержит 120 г. ВВ при общей массе 232 г.
Рис. 6.3. Заряд ЗВПШ.
1 - пробка;
2 -
пиропатрон;
3 -
головка;
4 -
пружина;
5 -
сетка; 6 -
крышка;
7 - воспламе
нитель;
8 -
оболочка;
9 -
заряд;
10 -
дно
Во избежание резких ударов гильзы по наконечнику, что возможно после отсоединения пакерующей части, в конструкции камеры применен гидравлический тормоз, для чего в тормозную полость заливается масло (цилиндрового или индустриального 50).
При воспламенении заряда давлением пороховых газов гильза перемещается относительно корпуса, осаживая плашки на штоке пакерующей части до упора в обсадную трубу и сжимая резиновую манжету. Плашки удерживают пакер в скважине, а расширенная резиновая манжета обеспечивает герметичность. После посадки пакерующей части в обсадной трубе, увеличивающееся давление пороховых газов, разрывает соединительную шпильку.
Рис. 6.2. Шлипсовый взрывной пакер типа ВПШ
1 - кабель; 2 - кабельная головка;
3 -
головка перфоратора
типа ПК85;
4 -
груз (корпус перфоратора типа
ПК85); 5 - провод; 6
-
наружная часть электроввода;7
-
пробка:8 - внутренняя часть
электроввода;
9 -
пиропатрон;
10 -
заряд;
11 -
гильза (поршень);
12 -
корпус; 13 - свободая полость; 14 - пространство для тормозной жидкости; 15
-
наконечник;
16 -
соединительная шпилька;
17 -
стопорная гайка (обойма);
18 -
плашка;
19 -
конус;
20 -
манжета; 2
1 -
шток
Таблица 6.2
Технические характеристики взрывных пакеров типа ВПШ
Показатель | ВПШ82 | ВПШ102 |
1 | 2 | 3 |
Наружный диаметр пакера, мм: | 82 | 102 |
Внутренний диаметр обсадной трубы, мм: Минимальный максимальный | ||
Максимально допустимые: гидростатическое давление, МПа | 150 | 150 |
- температура, °С | 200 | 200 |
- перепад давления, МПа | 50 | 50 |
Продолжение таблицы 6.2
n1.doc
6.1. Взрывной пакер типа ВП
Взрывной пакер типа ВП (рис.6.1, табл. 6.1) состоит из корпуса, пробки с уплотнительными резиновыми кольцами, электроввода, накидной гайки и переходника, который соединен с корпусом с помощью двух стальных шариков. В корпусе пакера, изготовленного из алюминиевого сплава, размещен заряд пороха.
Электровоспламенитель типа ТЭЗ-ЗП или ЭВПТ. присоединен к внутренней части электроввода и к корпусу. Взрывные пакеры спускаются в скважину на заданную глубину на одножильном кабеле, к которому подключается кабельная головка и груз. В качестве груза используют корпус перфоратора ПК. По кабелю подают импульс электрического тока, от которого срабатывает электровоспламенитель и поджигает заряд пороха. Корпус взрывного пакера расширяется под действием давления пороховых газов до прочного сцепления со стенками обсадной трубы.
Рис. 6.1 Взрывной пакер типа ВП.
1 кабель; 2 -кабельная головка;
3 —
груз (корпус и го
ловка перфоратора типа
ПК);
4 —
электропро-
вод;
5
— переходник;
6
— электроввод; 7
— шарик;
8 —
проб-
ка;
9
- контакт с корпусом;
10
—
эпектроеоспламени
тель;
11
— корпус пакера;
12
—
заряд пороха
Взрывные пакеры снабжены узлом автоматического отцепления кабеля с кабельной головкой, грузом и переходником, которые извлекают на поверхность и используют многократно. Под давлением пороховых газов происходит перемещение пробки до упора в торец накидной гайки, обеспечивающее разъединение корпуса и переходника. Оставшиеся в скважине узлы и детали взрывных пакеров в случае необходимости ликвидируют разбуриванием.
Массу порохового заряда для каждого пакера выбирают по специальным графикам в зависимости от внутреннего диаметра обсадной трубы и гидростатического давления в интервале установки.
При сборке пакера типа ВП проверяют:
Наличие электрической цепи между наружной и внутренней частями электроввода в пробке и отсутствие ее между электровводом и корпусом пробки;
Прочность посадки внутренней части электроввода в корпусе пробки;
Работоспособность узла соединения взрывного пакера с переходником с помощью шариков
Таблица 6.1
Технические характеристики взрывных пакеров типа ВП
Показатель | ВП88 | ВП92 | ВП102 | ВП110 | ВП118 | ВП135 |
||
Наружный диаметр, мм | 88 | 92 | 102 | 110 | 118 | 135 |
||
Внутренний диаметр обсадной трубы, мм: минимальный Максимальный | ||||||||
Максимально допустимые: | ||||||||
давление, МПа | 60 |
|||||||
перепад давления, МПа | 15 |
|||||||
температура, °С | 120 |
|||||||
110 | 120 | 150 | 180 | 200 | 270 |
|||
Масса порохового заряда, кг: Минимальная | ||||||||
максимальная | 0,31 | 0,36 | 0,50 | 0,65 | 0,83 | 1,03 |
||
Толщина стенки корпуса, мм | 17 | 18 | 21 | 22 | 23 | 27 |
||
Длина пакера, мм: | ||||||||
без переходника и груза | 475 | 490 | 535 | 57Ю | 605 | 605 |
||
с переходником и грузом | 1485 | 1500 | 1545 | 1540 | 1575 | 1575 |
||
Масса без переходника и груза, кг: | 5,15 | 6,30 | 7,90 | 9,64 | 11,62 | 15,68 |
||
с переходником и грузом | 36,65 | 40,95 | 42,25 | 54,19 | 56,17 | 60,23 |
Взрывной пакер типа ВП соединяется с цементной желонкой, что позволяет за один спуск в скважину создать разобщение в виде металлической пробки с цементным мостом. Для принудительного вытеснения цементного раствора желонка снабжена поршнем, который расположен в ее верхней части над цементным раствором и соединен тросом с взрывным пакером. При подъеме желонки цементный раствор вытесняется поршнем. Это особенно нужно для скважин, заполненных промывочной жидкостью повышенной плотности.
Основное назначение взрывных пакеров – разобщение пластов в обсаженных скважинах. В разведочных скважинах – с целью изоляции испытанного горизонта от расположенного выше, подлежащего испытанию; в эксплуатационных – с целью изоляции подошвенного водоносного горизонта или отработанного объекта при переходе к другим пластам; в нагнетательных скважинах – для изоляции пласта при необходимости закачки жидкости в другие пласты. Взрывные пакеры используют также для нагнетания цементного раствора при ремонтных работах, создания искусственного забоя в скважинах и других целей.
При выборе заряда пользуются номограммами, учитывающими внутр. диаметр обсадной колонны и гидростатич. давление.
Устройство и действие взрывных пакеров.
Действие взрывных пакеров основано на использовании энергии пороховых газов для пластического деформирования и расширения корпуса или отдельных частей пакера до плотного сцепления с внутренней поверхностью обсадной колонны и образования герметичного разобщающего моста. Пакер спускается в скважину на геофизическом кабеле, Кабельный наконечник, груз и переходник после срабатывания пакера извлекают из скважины для повторного использования.
Наружный диаметр пакера рассчитывают в зависимости от внутреннего диаметра обсадной трубы и допустимого относительного удлинения материала пакера, а внутренний диаметр его – из условия прочности на сжатие в расклиненном состоянии (когда стенки утонились) под действием максимального внешнего давления, равного сумме гидростатического давления и давления опрессовки разобщающего моста.
Pазличают B. п.:
кольцевые , корпус к-рых запрессовывается в обсадную колонну;; зонтиковые, раскрывающиеся после спуска в скважину и герметизируемые цементом из желонки. Kольцевые B. п. применяют для изоляции промежуточного обводнённого пласта, сохраняя в эксплуатации ниж. горизонт.
Пакер ВП представляет собой толстостенный корпус с глухим дном и суженной горловиной, перекрытой герметизирующей подвижной пробкой и переходником. В корпусе размещен пороховой заряд с электровоспламенителем. имеет полый корпус из алюминиевого сплава, который необратимо деформируется под давлением пороховых газов до прочного сцепления с внутренними стенками обсадной колонны, создавая надежное разобщение;
Шлипсовый пакер ВПШ - сцепление c колонной осуществляется c помощью шлипсов.состоит из пакерующей и извлекаемой частей, соединенных шпилькой. Пакерующая часть имеет шток и насажанные на него резиновую менжету, конусы, чугунные плашки и стопорные элементы. Извлекаемая часть включает корпус с пороховой каморой, содержащей заряд с пиропатроном, и подвижную гильзу, уравновешенную по отношению к гидростатическому давлению с обоих торцов. Шлипсовые B. п. используют для работ на больших глубинах в условиях повышенных давления (до 150 МПa) и температуры (до 200° C).
Цементировочный пакер ПВЦ - наличие в штоке сквозного осевого канала с шаровым клапаном и горловины для посадки на пакер насосно-компрессорной трубы с целью нагнетания цементного раствора при ремонтных работах.
Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом
10.1. Обязанности и ответственность должностных лиц и персонала в части соблюдения Правил безопасности при перевозке ВМ автомобильным транспортом должны определяться в Положении о руководстве взрывными работами на предприятии, в должностных инструкциях инженерно - технических работников и инструкциях по охране труда рабочих. Все указанные лица несут в установленном законодательством порядке ответственность за нарушение настоящих Правил и разработанных в соответствии с ними документов.
10.2. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных нарушать требования настоящих Правил, самовольное возобновление перевозки ВМ, запрещенной контролирующими органами, а также непринятие мер по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии, являются грубейшим нарушением установленного порядка транспортирования ВМ.