Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка. Анализ стихотворения: Волшебная скрипка

Анализ стихотворения Гумилёва “Волшебная скрипка”

Стихотворение “Волшебная скрипка” является ключевым для всего творчества Гумилёва. Он дорожил этим стихотворением настолько, что даже не включил его в сборник ‘’романтические цветы” для того чтобы стихотворение впервые было опубликовано в таком авторитетном журнале как “весы”.

Стихотворение представляет собой обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества. не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт.

В образе скрипки перед нами предстаёт поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием и высшим блаженством. Лирический герой рассказывает юному поэту о том, что истинный поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, а иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”.Также он считает, что должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу.Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью, страшной смертью скрипача”.

Стихотворение очень музыкально благодаря сочетанию согласных звуков ”вл”: ”владей волшебной скрипкой”

Стихотворение написано пятистопным анапестом совместно с восьмистопным хореем. Рифма используется как мужская, так и женская, рифмовка – перекрёстная. Гумилёв применяет эпитеты (“темный ужас”,”обезумевший смычок”), инверсии (“Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”), сравнение (“холод обовьет, как тканью, тело”), олицетворение (“Надо вечно петь и плакать этим струнам”), оксюморон (“Не проси об этом счастье, отравляющем миры”)

Эти изобразительно – выразительные средства придают произведению выразительность.

В этом стихотворении лирический герой провозглашает творчество видом самосожжения. Я думаю, что и сам Гумилёв верил в роковую предназначенность поэта и готов был принять смерть с присущим ему героизмом.

«Волшебная скрипка» Николай Гумилев

Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка»

Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Вопрос о том, что именно представляет собой талант – награду богов или же искушение дьявола – актуален во все времена. Задавался им и Николай Гумилев, который в 1910 году написал стихотворение «Волшебная скрипка». Судя по тому, какой смысл поэт вложил в это произведение, он искренне считал: любые страсти, даже если они обусловлены великими идеями и благими намерениями, призваны служить сатане.

С первых строк своего стихотворения автор предупреждает его героя – неискушенного юношу – от соблазна взять в руки самую обычную скрипку. Поэт на собственном опыте знает, как сложно потом будет расстаться с иллюзией собственного превосходства, которая впоследствии способна сломать жизнь каждому человеку.
«Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такое темный ужас начинателя игры!», — предостерегает поэт своего невидимого собеседника от соблазна, уже понимая, что это желать это уже бессмысленно. Он видит, что у юного музыканта «исчез навеки безмятежный свет очей» — первый признак того, что душу одолевают страсти. Потребность в музыке становится настолько сильной, что укротить ее никто и ничто не в силах. «Надо вечно петь и плакать этим струнам, вечным струнам», — отмечает поэт, прекрасно представляя, какая участь ждет молодого человека, если он откроет для себя мир волшебных звуков, способных заменить ему реальность.

Однажды встав на путь творчества, человек перестает контролировать свои желания. Он становится рабом нот и плачущей скрипки, которая заменяет ему общение с внешним миром. То же самое, по убеждению Гумилева, происходит и с поэтами, и с художниками, если они по-настоящему талантливы и преданны своему делу. Но автор не желает подобной участи юношу, с которым ведет свой тайный диалог. Ведь страсти еще никого не смогли сделать по-настоящему счастливыми. «И невеста зарыдает, и задумается друг», — таков финал каждого, кто полностью отдается творчеству. Однако соблазн почувствовать себя богом очень велик, поэтому автор понимает всю тщетность своих попыток уберечь неискушенное создание от того, чтобы встать на опасный путь. «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!», — напутствует поэт героя своего стихотворения, понимая, что убедить его в обратном – то же самое, что и самому отказаться от поэзии.

Анализ стихотворения Гумилёва “Волшебная скрипка”

Стихотворение “Волшебная скрипка” является ключевым для всего творчества Гумилёва. Он дорожил этим стихотворением настолько, что даже не включил его в сборник ‘’романтические цветы” для того чтобы стихотворение впервые было опубликовано в таком авторитетном журнале как “весы”.

Стихотворение представляет собой обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества. не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт.

В образе скрипки перед нами предстаёт поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием и высшим блаженством. Лирический герой рассказывает юному поэту о том,что истинный поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, а иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”.Также он считает, что должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу.Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью, страшной смертью скрипача”.

Стихотворение очень музыкально благодаря сочетанию согласных звуков ”вл” : ”владей волшебной скрипкой”

Стихотворение написано пятистопным анапестом совместно с восьмистопным хореем. Рифма используется как мужская, так и женская, рифмовка – перекрёстная. Гумилёв применяет эпитеты (“темный ужас”,”обезумевший смычок”), инверсии (“Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”), сравнение (“холод обовьет, как тканью, тело”), олицетворение (“Надо вечно петь и плакать этим струнам”), оксюморон (“Не проси об этом счастье, отравляющем миры”)

Эти изобразительно – выразительные средства придают произведению выразительность.

В этом стихотворении лирический герой провозглашает творчество видом самосожжения. Я думаю, что и сам Гумилёв верил в роковую предназначенность поэта и готов был принять смерть с присущим ему героизмом.

Тема поэта и поэзии - одна из вечных, сквозных тем в ми­ровой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной пе­риод времени выражал собственную точку зрения на проблемы творчества: зачем он творит, что заставляет его писать, откуда берется поэтический талант. И, конечно, такой яркий поэт, Н.С. Гумилев - теоретик акмеизма - не мог не оставить своих раздумий на эту тему.

Стихотворение написано в форме посвящения Валерию Брю­сову. И хотя речь в стихотворении идет о скрипке и скрипаче, то есть о музыке, но читатель легко разгадает данную аллегорию. Брюсов - поэт символизма, для которого музыка - особая сверхъестественная сила, воплощающая стихию «чистого дви­жения», первооснова творчества. А образ скрипки наиболее бли­зок образу лиры - символа поэзии.

Скрипка, то есть творчество в стихотворении Гумилева про­тиворечиво по сути. Творчество совмещает в себе две стороны: и восторженное начало, воплощенное через образ мальчика и милого, веселого учителя; и темную сторону, воплощенную в окружающем мире, где обитают «духи ада» и «бешеные волки». Процесс творчества Гумилев описывает с помощью антитез и оксюморонов: «темный ужас», «счастье, отравляющее миры»,

«царственные звуки», «петь и плакать». Творчество — это крест, который поэт добровольно принимает и должен нести, ибо он живет только тогда, когда творит:

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прорвется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Важен мотив преемственности творчества: учитель передает «волшебную скрипку» милому мальчику. Образ же самого поэта второстепенен по сравнению с описанием творчества, жизни по­эта, которая невозможна без поэзии. Силен мотив смерти от творчества:

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Отчетливо просматривается образ дороги — пути через дре­мучие леса. Признать себя поэтом, по Гумилеву, следовательно, выйти на полную опасностей дорогу с одной только «волшебной скрипкой» в руках.

Мир стихотворения Гумилева — мир древнерусский, мир мифов и тайн, мир «счастья, отравляющего миры». Мир безжа­лостный, но свободный и гордый, поэтому именно волки выбра­ны одним из ведущих образов стихотворения. Волки в стихотво­рении — именно оборотни, не прошедшие дорогу и не выдержавшие испытания, ушедшие в лес и мстящие за свои не­удачи в жизни:

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

Все художественно-выразительные средства (и эпитеты: «обе­зумевший смычок», «страшной смертью», и метафоры «исчез на­веки безмятежный свет очей», «смертный холод обовьет») служат раскрытию основной идеи стихотворения: речь идет о трагедии поэтов, о гибельности творчества, но на уровне ритма эмоции не выплескиваются. Неторопливость, плавность речи создается через использование длинных нетрадиционных строк из восьмистопного хорея. Ритм стихотворения вступает в противоречие с его со­держанием. Такое сочетание создает впечатление фатальности, неотвратимости судьбы: гибель поэта неотвратима.

Общую идейно-философскую концепцию Гумилева, данную в стихотворении, можно выразить так: «Поэт живет, только пока он способен творить».

В статье будет комплексно рассмотрено известное поэтическое произведение, сделан анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка». Будет сделана попытка разобраться в задумке автора.

Тема

Тема данной поэзии вечная. Она характерна не только для творчества Н. Гумилева, но и для всей мировой литературы. При этом в своих стихах каждый поэт выражает в первую очередь самого себя, а только потом ту мысль, которая его вдохновила. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, как глубок и разнообразен внутренний мир этого яркого поэта, теоретика акмеизма.

Форма

Надо отметить, что произведение написано автором в форме посвящения В. Брюсову. Но что хотел донести Н. Гумилев? Несмотря на то что по факту в стихотворении речь идет о скрипаче и скрипке, на самом деле это обыкновенная аллегория, которую прозорливый читатель сразу разгадывает. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» дает понять, почему автор выбрал именно этот художественный прием. Брюсов - это поэт символизма, который воспринимает музыку как некую высшую силу или стихию. Она подобна божественной чистоте и является основой любого творчества. К тому же очень важно, что у образа скрипки много сходства с образом лиры, которая считается символом поэзии.

Символизм

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» показывает противоречивость самого автора. Творчество состоит из двух составляющих, которые нераздельны. Первая из них - это чистый дух и восторженное начало, которое автор произведения передает благодаря образу милого ребенка, доброжелательного учителя. Но вторая сторона - это внешний мир, который полнится злыми «духами» и «волками». Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, что процесс творения он сам описывает, используя оксюморон и антитезу. Для автора творчество является не только блажью, но и крестом, который каждый человек принимает добровольно, так как не представляет своей жизни без творческой деятельности.

Мотивы

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка» показывает, как ему важна преемственность в творчестве. Мы видим, как учитель бережно и с трепетом в руках передает свою любимую скрипку маленькому мальчику, который только начинает свой путь. При этом образ автора отходит на второй план и становится второстепенным. Первое место занимает творчество, духовная жизнь и наполненность поэта.

Нельзя отрицать явного мотива смерти, который присутствует в стихотворении. Призывая мальчика к бесстрашию и смелости, автор говорит ему не бояться, но погибнуть, если необходимо, «славной смертью скрипача».

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Волшебная скрипка» демонстрирует яркий образ дороги, которую автор представляет как сложный путь к своим истокам сквозь дремучие леса. Каков главный посыл поэта? Стать творческим человеком - это означает добровольно встать на опаснейший путь, полный испытаний, обладая при этом только своим талантом - «волшебной скрипкой».

Какой мир окружает нас в стихотворении? Н. Гумилев видит все в древнерусском колорите, полном тайн, мифов и легенд, который обязательно оживает под покровом ночи. Ведущие образы произведения - волки, но почему? Дело в том, что автор представляет мир безжалостным, но очень свободным и гордым. Именно поэтому волки - лучший символ в данном случае. Однако по ходу чтения стиха мы понимаем, что волки - это те, кто стал на опасный путь поэта, но не прошел его, а превратился в чудовище, мстящее всем за собственную глупость и ошибки. Это оборотни, которые не смогли пройти свой путь достойно, они желают зла каждому новому смельчаку.

Все художественные средства, которые автор очень умело и выразительно использует, необходимы для того, чтобы глубже открыть главную задумку стихотворения. В чём она? В том, что путь поэта опасен, что сплошь и рядом мы наблюдаем трагедии маленьких людей, что творчество часто вызывает духовную гибель, несмотря на свою живительную силу. Но может, дело во внутреннем мире тех, кто сдается и превращается добровольно в оборотня?

Несмотря на то что тема бойкая и яркая, автор всё же повествует неспешно и плавно, чтобы его речь лилась, а не гремела. Это удается ему, благодаря использованию нетрадиционных приемов и длинных строк. Занимательно, что ритм стиха и его содержание явно противоречат друг другу. Благодаря такому необычному сочетанию, появляется ощущение некой фатальности, рока судьбы.

Похожие публикации