Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Утес», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…)

О чем плачет утес?

Урок чтения

2-й класс

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.

Оборудование. Свеча, произведение Бетховена "Фуга ре диез минор", романс "Выхожу один я на дорогу", человеческий профиль, фланелеграф, изображения тучки, звезд, утеса, портрет М.Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Выключается свет, играет музыка, горит свеча.

Учитель.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

Музыка выключается.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди... о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке чтения мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

На доске возникает черный профиль человека.

– После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Включается свет.

– Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

У. Сегодня мы прочитаем произведение Михаила Юрьевича Лермонтова "Утес".

III. Первичное восприятие текста

У. Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Учитель читает стихотворение "Утес" с горящей свечой в руках.

– Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети высказывают свое мнение.

–На столах у вас лежит текст стихотворения. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.

IV. Анализ произведения

У. От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?

У. Сколько героев в стихотворении?

Д. Утес, тучка.

У. Кто главный герой?

Д. Утес.

На фланелеграфе появляется изображение утеса.

У. Почему?

Д. Так называется стихотворение.

У. Сколько строф в стихотворении?

Д. Две строфы.

У. Сколько строк в каждой строфе?

Д. Четыре строки.

У. Как называются такие строфы?

Д. Четверостишия.

У. Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

–Кто из героев присутствует в первой строфе?

Д. Утес и тучка.

У. Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Д. Тучка.

Дети зачитывают первую строку.

У. Известно ли, откуда она взялась?

Д. Нет, она уже ночевала.

У. Какая она?

Д. Золотая.

У. Почему золотая?

Д. Она обычная, а золотой стала от света луны.

На фланелеграфе появляются изображения луны и звезд.

У. Большая тучка или маленькая?

Д. Маленькая.

У. Почему вы так думаете?

Д. Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

У. Живая ли тучка?

Д. Да.

У. Что она делала?

Д. Ночевала.

У. Где ночевала тучка?

Д. На груди утеса.

У. Почему именно на груди?

Д. Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

На фланелеграфе появляется изображение тучки.

У. А какой был утес?

Д. Великан.

У. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Д. Ничего не делает, он неживой.

У. Почему утес ничего не делает?

Д. Боится спугнуть тучку.

У. Живой ли он вообще?

Д. Да.

У. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Д. Умчалась.

У. Куда умчалась?

Д. В путь.

У. Есть ли у тучки путь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она летит, куда ветер дует.

У. Как умчалась тучка?

Д. Весело играя.

У. Почему весело, как это характеризует тучку?

Д. Она легкомысленная.

У. Перечитайте вторую строфу.

Дети перечитывают вторую строфу.

– Кому она посвящена?

Д. Утесу.

У. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Д. Влажный след.

У. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Д. Она плакала, ей было плохо.

У. Где остались слезы тучки?

Д. В морщине утеса.

У. Почему они остались?

У. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?

Д. Остался стоять.

У. Как он стоит?

Д. Одиноко.

У. Почему?

Дети дают разнообразные ответы.

–Что делает утес?

Д. Задумался глубоко.

У. О чем задумался?

Дети отвечают.

–Что еще сказано о том, как он стоит?

Д. Тихонько плачет.

У. Почему он тихонько плачет?

Д. Ведь он великан...

– Никто не должен видеть его слезы.

У. О чем плачет утес?

Дети отвечают.

– Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Д. В пустыне.

У. Почему? Куда все исчезло?

Д. Тучка унесла все с собой.

У. Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

С фланелеграфа исчезают все изображения.

–Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке?

Д. Он ее любил, оберегал, заботился.

V. Физкультминутка

Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения (продолжение )

У. Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

Д. Чувство одиночества.

У. О чем это стихотворение?

У. Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.

Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.

Дети шепотом перечитывают стихотворение.

– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.

Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.

–Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.

Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.

– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Дети оценивают чтение своего товарища.

VII. Итог урока

У. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта ХIХ века Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

Выслушиваются ответы детей.

– С кем сравнивал себя поэт? Почему?

Д. С утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

У. Почему он был одинок?

Д. Рядом не было любимого человека.

У. Когда человек может почувствовать себя одиноким?

Д. Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.

У. Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание

У. Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

IХ. Заключительная часть

У. В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством Лермонтова. А закончим мы урок еще одним его произведением, положенным на музыку. Пусть оно прозвучит как награда поэта вам за ваши понимание и отзывчивость.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..."

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Стихотворение «Утёс» написано в 1841 году, главная мысль стихотворения, его мотив - одиночество. В стихотворении дано описание природы, двух разных природных стихий: лёгкой тучки и неподвижного громадного утёса-великана («старый», «одинокий», «задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»).

Образы-символы - золотая тучка и утёс-великан - символизируют человеческие отношения, их непрочность.

Это стихотворение высоко ценили критик В. Г. Белинский, М. Горький. Его иллюстрировали выдающиеся русские художники В. Поленов, В. Конашевич. Множество композиторов положили его на музыку: С. Рахманинов, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана,
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

  1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.
  2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.
  3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

    Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

  4. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой ».
  5. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

    Подготовьте в классе конкурс выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, прочитанных вами в 5 и б классах (составьте программу, определите участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение и т. д.).

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Тема: «М. Ю. Лермонтов «Утёс» 3 класс

Программа: УМК «Школа России»

Учебник: Литературное чтение. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2013., рабочая тетрадь.

Выполнила:

Савельева Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 145

Цель : осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

1) раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);

2)формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи; о приёме олицетворение, эпитета, метафоре и контрасте; расширять литературный кругозор учащихся;

3) воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.

5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):

формирование умение анализировать лирические стихотворения;

понимание важности умения выразительно читать лирические произведения

повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

1. Цель для ученика:

1. Знать биографию поэта.

чувствовать связь стихотворения с жизнью автора.

3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.

2. Цель для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Оборудование:

1. Учебник по литературному чтению Ч.1 (с.46-147), тетрадь.

2. Портрет М.Ю. Лермонтова

3. Проектор (презентация)

4. Выставка книг писателя

5. Карточки (текст речевой разминки, задания)

6. Иллюстрации к стихотворениям «Горные вершины», «На севере

диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтова

Методы обучения на уроке:

Практический метод (упражнения, рисование образов, работа в тетради);

Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);

Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

Работа с книгой (чтение, цитирование);

Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Образовательные технологии: Информационные и коммуникативные технологии, технология уровневой дифференциации «Лестница достижений», технология продуктивного чтения.

Ход урока

    Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Коммуникативные УУД : Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству.

Регулятивные (организация своего рабочего места)

Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

    Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.

О чём скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить)

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.)

Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова; в ускоренном темпе.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные УУД (общеучебные, логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Технология продуктивного чтения.

(Выразительное чтение стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили. (Возвышенности в горах в ночной тьме; На вершине стоит одинокая сосна. Мы изобразили природу, как она выглядит в ночное время. На рисунках старались по словам автора показать красоту деревьев, восхода солнца, красоту горного Кавказа.)

Что связывает эти картины? Что общего в них? (Характер у картин хоть и спокойный, но одинокий и грустный.)

Почему вы изобразили на картине грусть, печаль, одиночество?

(Детство Михаила было лишено любовью родителей. Мать умерла, когда Мишелю исполнилось 2,5 года. Отец уехал, оставив его на воспитание бабушки. Хотя его воспитывала бабушка, он всё равно был одинок: не хватало материнской любви, отцовского внимания. Свои чувства, свою внутреннюю боль одиночества Михаил перенёс в свои стихотворения.)

Вывод: Стихотворения наполнены грустью, одиночеством, печалью.

IV . Введение в тему. Работа с репродукцией

Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно)

Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины)

Дидактическая задача этапа:

Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с.146 учебника.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину? (На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу. Возможно, луна их освещает. Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. Мы догадываем, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.)

Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.)

Значит тема нашего урока Михаил Юрьевич Лермонтов и его ещё одно стихотворение «Утёс» о грусти, печали и одиночестве.

V . Работа по теме урока

Дидактическая задача этапа : подготовка к восприятию нового материала;

обобщение результатов анализа стихотворения.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, умеют строить в коммуникации понятные высказывания.

1. Краткая биография поэта.

Наш урок посвящается творчеству великого русского писателя М. Ю. Лермонтова. В октябре 2014 года мы отмечали 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Какие сведения вы можете назвать из биографии поэта? (Презентация).

Лермонтов увлекался поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей, философией. Он хорошо говорил на французском, немецком, английском языках. Знал латынь. На Кавказе научился говорить на грузинском языке. «Как сладкую песню люблю я Кавказ», - говорил поэт. Кавказ был для него второй родиной.

Как я любил Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь.

У него была великолепная память. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов, особенно любил А.Пушкина и Байрона. Любил стихи А.Пушкина и его роман «Евгений Онегин».

Он был одарён музыкальностью – играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Сочинил «Казачью колыбельную песню».

Что написал писатель за свою короткую жизнь? (на доске запись)

Стихи: «Москва», «Парус», «Утёс», «Осень», «Горные вершины», «Сосна», «Бородино», « Тучки небесные».

Сказка: «Ашик -Кериб», сказание «Три пальмы»

Поэмы: «Демон», «Мцыри», «Беглец»

Повести: «Бэлла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери» («Герой нашего времени»)

Песни: «Казачья колыбельная песня»

2. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

Вспомните, что такое утёс? (Утёс – это высокая скала.)

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.)

Сравните два стихотворения Лермонтова – «На севере диком стоит одиноко…» и «Утёс». Перечитайте их, чтобы выполнить задание в тетради.

Вывод: В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.

М. Ю. Лермонтов - известный русский поэт. Его жизнъ была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная болъ поэта.

Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.

Какие два образа запомнились вам? (Образ лёгкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утёс. Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс.)

3. Разгадка всех пейзажных тайн стиха .

Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

Почему тучка "золотая"? Она из золота? (Это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась.)

Почему "на груди утёса-великана"? (Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова.)

Почему "по лазури, играя"? (Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась.)

Почему остался "влажный след в морщине"? (По утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды.)

Почему "тихонько плачет он в пустыне"? (Горы, утёсы покрыты снегом, как на картине А. Куинджи, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться.)

Вывод: В чём же особенность стихотворения?

Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нём яркие картины, в нём звучит музыка!

    Физкультминутка (с линейкой)

Линейку на пол положу

И выпрямлюсь с ходу.

Потом достать её могу

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

5. Обсуждение контрастов в стихотворении

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контрасты есть: ночь - утро, неподвижность утёса - движение тучки, весёлость - грусть, великан-утёс - маленькая тучка).

6. Приём олицетворение. Метафора. Эпитет.

Старый утёс и маленькая тучка – это неживые предметы. Можно ли предположить, что эти предметы оживают в стихотворении?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи и определил их характер.

Поэт использует приём : о - лице – творение

В стихотворении М.Ю. Лермонтова “Утес” действия, свойства, переживания человека переносятся на двух “персонажей” произведения - “старый утес” и “тучку золотую”. Такой перенос называется метафорой. Метафора (греч. metaphorá – «перенос») – троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Вывод: Поэт использует эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»), метафору.

7. Работа по тексту произведения

Тучку поэт изображает как живую. Докажите. Прочитайте. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

После посещения тучки как чувствовал себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась.) Найдите в стихотворении и прочитайте.

Вывод . Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная. Ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.

Судьба старого утёса напоминает вам судьбу самого Лермонтова? Ведь после ссоры отца с бабушкой по матери, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. О чувствах и интересах отца бабушка не заботилась. Хоть маленького Мишу и окружали любовью и заботами - но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Вывод: Хоть и бабушка и окружила Мишеля своей заботой, но она отобрала у него отца, который был так ему нужен. Он очень страдал, он был одинок. А судьба ещё отняла у него и маму.

Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

V . Практическая работа

Дидактическая задача этапа : расширение межпредметных связей.

Звучит грамзапись произведения. Учащиеся делают рисунки в тетрадях.

Вывод : Какое настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинокая старость)

VI . Физкультминутка. Сейчас попробуем прочитать стихотворение стоя. Встали, взяли в руки книгу, приготовились. Читаем вслух, медленно и с выражением.

VII . Творческое задание.

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»

Это задание по выбору. Распределение учащихся по группам.

1 группа будет отвечать на первый вопрос с. 147 (базовый уровень)

2 группа . Нарисуйте картину вашего воображения к стихотворению «Утёс» (повышенный уровень)

3 группа. Давайте попробуем составить рассказ к этому стихотворению. (задание максимального уровня)

Проверка всех групп. Ответы учащихся 3 группы.

В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

Утром в путь она умчалась рано.

По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса…

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Выводы по составленному рассказу.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне». Стихотворение мы можем рассматривать как размышления поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве.

VIII Рефлексия

Закончите предложения:

Я сегодня узнал….

Я научился…

Мне было….

Я рад…..

В заключении мне хочется произнести слова В. Воскобойникова «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны».

IX . Домашнее задание

Домашнее задание будет необычное. На следующем уроке проведём конкурс «Лучший чтец стихов М. Лермонтова».

Как вы думаете, как выбрать нужное стихотворение? (Нужно прочитать несколько стихотворений и выбрать одно, которое больше всего понравилось).

Я буду рада, если вы выберете другие произведения, которые не даны в учебнике. Вы мне расскажите, где вы их нашли.

Спасибо, ребята, за урок.

Похожие публикации