Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Усадьба васильчиковой фон мекк. По глубинке босиком: Усадьба князей Васильчиковых. Камин в Приемной

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Программа

Тайная жизнь именитых обитателей Пречистенского, а ныне Гоголевского бульвара и посещение роскошного особняка Васильчиковых, род которых ведется от выходца Священной Римской Империи легендарного Индриса . В родстве с этим московским родом состояли Толстые, Голицыны, Разумовские.

Небольшой особняк Васильчиковых возведен в «послепожарной» Москве, в самом начале XIX века . Сын хозяев Николай Александрович Васильчиков был членом тайного общества и тут собирались его друзья декабристы. Потом тут жил внук генералиссимуса Суворова, а правнучка Суворова со своим мужем князем С.А. Оболенским перестроила скромный особняк Васильчикова в весьма представительный особняк. Дальше особняк перешел к богатейшему купцу А.В. Алексееву, дяде великого основателя МХАТа Станиславского. После них здесь жила семья Надежды Филаретовны фон Мекк. Особняк еще со времен купцов Алексеевых связан с именем знаменитого композитора П.И. Чайковского. С 1889 года тут жила его любимая племянницы. А в начале 20 века в особняке жила Любовь Ивановна Зимина.

С 1956 года особняк с богатейшей биографией становится Центральным шахматным клубом СССР (ныне – Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника)

Множество романтичных и удивительных историй хранят в себе великолепные залы удивительного дворца, который сегодня обрел новую жизнь, и в котором вы сегодня побываете.

Усадьба Васильчиковых – Оболенского - фон Мекк стала лауреатом конкурса «Московская реставрация 2016», и вы сможете полюбоваться плодами колоссальной работы. В результате скрупулезной реставрации был восстановлен дореволюционный интерьер дворца во всей его богатстве, роскоши и великолепии , которым можно любоваться часами!

Вы подниметесь по роскошной парадной лестнице с изящными фигурами кариатид, посетите аванзал с большим настенным панно в виде павлина и великолепной люстрой с ниспадающими каскадами хрусталя, пройдете в роскошный двусветный Большой Парадный зал, в котором проходили пышные балы, на которые собирался весь цвет Москвы. Вы побываете в невероятной, сказочной Мавританской комнате, это одно из первых в Москве помещений, решенное в модном с середины 19 века восточном стиле, несколько гостиных и столовой.

Главное украшение царственного особняка – великолепные, завораживающие потолки, с полностью воссозданной лепниной в первоначальном цветовом решении! Богатство и изящество потолочной лепнины поражает и завораживает своими мотивами и невероятно искусным художественным исполнением.

Наше знакомство с царственным особняком Васильчиковых предварит прогулка по бывшему Пречистенскому, а ныне Гоголевскому бульвару – самому уютному бульвару столицы! Именно с Гоголевского бульвара начинается знаменитое Бульварное кольцо Москвы, здесь жили и гостили самые знаменитые личности русской истории, науки, искусства и литературы. А еще именно на Гоголевском бульваре снимались эпизоды любимых фильмов - «Москва слезам не верит» и «Покровские ворота».

Вы насладитесь тонкой красотой старинного храма Воскресения Словущего и увидите дом главных героев фильма «Покровские ворота», увидите роскошный Дом Секретарева, украшенный затейливой каменной вязью, полюбуетесь уникальными «белокаменными палатами» особняка Замятина – Третьякова и Домом Удельного ведомства, рассмотрите мозаики великолепного современного шедевра «лужковского» периода – «Помпейского дома» и познакомитесь с уникальными памятниками Гоголевского бульвара.

А еще в ходе увлекательной прогулки вы узнаете:

Отчего Гоголевский бульвар раньше назывался Пречистенским

Где течет Черторый

На каком памятнике запечатлен его создатель

Где проходил маршрут знаменитой «Аннушки»

Где находится Иерусалимское подворье

Где находится часть ансамбля несуществующего Дворца Советов

Почему один из памятников на Гоголевском бульваре москвичи окрестили «мясокомбинатом»

Как выглядит «показательный дом» для рабочих

Из какого особняка архитектор Тон наблюдал за строительством главного «объекта» своей жизни

В каком доме молва поселила Василия Сталина и где он жил на самом деле

Место и время сбора

Сбор в 14:45, отправление в 15:00. Место встречи м."Кропоткинская" в метро в центре зала.

Внимание! На дату 18.11.2018 сбор в 14:15, отправление в 14:30.

Внимание! В особняке Васильчиковых часто проводятся шахматные турниры, в связи с этим возможны переносы дат проведения экскурсий. Просьба отнестись с пониманием.

При бронировании необходимо указывать полностью ФИО на каждого туриста.

Среди множества разрушенных революцией прекрасных дворянских усадеб усадьба князей Васильчиковых в Трубетчино выделяется особо... Ныне она не очень известна, а между тем каких-нибудь сто с лишним лет назад она славилась на всю Россию как пример редкого образцового хозяйства в дворянской усадьбе
Здесь нет особых красот, но места эти весьма примечательны и богаты историей: среди зарослей, деревьев и современной застройки открываются вдруг неожиданно постройки ушедшей эпохи

Школа в Трубетчино, одно из редких хорошо сохранившихся зданий
А кряжистый двойной дуб, должно быть, ещё помнит князей Васильчиковых

Усадьба в Трубетчино относилась к редкому типу "деловой" усадьбы, в которой применялись самые передовые на те времена технологии сельскохозяйственного производства. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню. До наших дней дошло всего лишь около десяти

Старинное село Трубетчино, "Спасское тож", Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровского района Липецкой области) возникло во второй половине XVIII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого , соратника Петра I и последнего в русской истории боярина. Фамилия владельца закрепилась в названии села. Спасским его называли по деревянному храму во имя Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминаемому в документах 1710 года

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построена на средства князя И.В. Васильчикова в 1831~1838 годах
Восстановлена совсем недавно

В советские годы храм был сильно разрушен: снесена до первого яруса колокольня, разобрана трапезная
(фото А. Найдёнова)

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" (1911) читаем:

Трубетчино . Церковь каменная, теплая, построена въ 1838 году на средства князя Васильчикова. Престолъ одинъ − Спаса Нерукотвореннаго образа (16 августа).
Дворовъ 230, д. м. п. 945, ж. п. 995, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ земли 13 саж. на душу въ полѣ.
Въ приходѣ деревня Новоселье, 64 дв., д. м. п. 290, ж. п. 275, отъ церкви въ 5 вер. Крупная экономія графини Толстой. Прудъ и лѣсъ.
Школы: в селѣ земская, а въ деревнѣ церковно-приходская, законоучителю в земской школѣ 60 руб. въ годъ. Есть ссудо-сберегательная касса при почтовомъ отдѣленіи. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1781 года.
Штатъ: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. У причта земли 35 дес. полевой и 2 дес. усадебной, полевая земля въ одномъ мѣстѣ отъ церкви въ 4 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 600 руб. Причтовый капиталъ 226 руб. Дома у причта церковные.
Приходъ отъ ст. "Лебедянь" въ 35 вер., почтовое отдѣленіе, больница, базаръ и волость въ самомъ селѣ, благочиннаго въ 25 вер. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ для корреспонденціи: Трубетчино, Тамб. губ. Земский начальникъ 3 участка, приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.

На карте Менде Тамбовской губернии (1862)

План усадьбы Трубетчино (1891) из сборника "Усадьбы Липецкого края"

После И.Ю. Трубецкого имение перешло во владение к его зятю, князю Василию Лукичу Долгорукову I. В середине XVIII века Спасским владели князья Гагарины, во второй половине века – графиня Анна Алексеевна Матюшкина, урождённая княжна Гагарина. В 1804 году Трубетчино наследовали её внуки, дети дочери Софьи – малолетние графы Виельгорские. В 1816 году усадьбой владел обер-егермейстер Василий Александрович Пашков. Васильчиковым же имение перешло после женитьбы в 1817 году Иллариона Васильевича Васильчикова на дочери прежнего владельца Татьяне Васильевне Пашковой, которая до 1861 года была его официальной владелицей, уступив супругу право самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в имении

Именно Илларион Васильевич Васильчиков положил начало и превращению типичной провинциальной усадьбы, приносившей доход своим владельцам лишь за счет крестьянского труда крепостных, в высокодоходное имение, основанное на применении современных технологий и методов хозяйствования

В 1861 году Трубетчино по раздельному акту с братьями перешло князю Виктору Илларионовичу Васильчикову, который с 1861 года проживал в Трубетчино, посвятив остаток своей жизни занятию вместе с братом князем Александром Ивановичем Васильчиковым хозяйством в любимой ими усадьбе

С 1881 года имение наследовала дочь князя А.И. Васильчикова Ольга Александровна с мужем графом Михаилом Павловичем Толстым... Подолгу проживая в Трубетчино, супруги Толстые смогли не только сохранить, но и улучшить устроенное прежними владельцами образцовое усадебное хозяйство. Вот как описывает Трубетчино «Настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В.П. Семёнова: «Трубетчинское имение (в количестве 6000 дес.) … имеет свеклосахарный завод, выделывающий до 60 тыс. пудов сахарного песку, и механическую мастерскую, приготовляющую сельскохозяйственные орудия. Кроме устроенного на самых рациональных началах интенсивного хозяйства, в Трубетчино разведён скот симментальской породы и введено искусственное разведение леса»

Ещё одно старинное здание, по типу школы, только оштукатуренное
Раньше здесь была центральная районная больница, теперь поликлиника
Все основные достопримечательности располагаются в основном в центре села, вдоль улицы Почтовая

Большинство построек Трубетчинской усадьбы относится к 1855 - 1883 годам – периоду формирования усадебного комплекса и активной хозяйственной деятельности её владельцев в этот период – князей Виктора и Александра Илларионовича Васильчиковых. В это время ими были построены комплекс жилых и хозяйственных зданий у центрального подъезда к главному усадебному дому, конюшня, конный и скотный дворы, амбары и пр. При М.П. и О.А. Толстых усадебный комплекс получил своё окончательное завершение. Были построены больница и школа, новые корпуса сахарного завода, телятник, мельница и множество других, более мелких строений. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню

Ворота конного двора

Ворота стоят прямо напротив поликлиники, через дорогу. Площадь конного двора находилась внутри замкнутых по квадратному периметру стен конюшни. Стены из силикатного кирпича надстроены, очевидно, позже, в советские годы...
Согласно документам 1839 года в Трубетчино действовал конезавод князя И.В. Васильчикова, основанный ещё в 1814 году

Теперь внутри всё заросло деревьями и кустами... Судя по огромному количеству пустых бутылок, здесь находится прибежище местных алкашей. И это на центральной улице

Чугунная "голова лошади" на фронтоне "троечной" конюшни
(фото А. Клокова, 1988)
Говорят, теперь "голова" хранится в Липецком краеведческом музее... А сами эти ворота я так и не отыскал

Лишь петушок да курочки чувствуют здесь себя вольготно: бродят среди развалин

В трубетчинском парке:

Грачи прилетели

Саврасовские мотивы

Советская эстрада в старинном усадебном парке также теперь в руинах
Парк заброшен и сильно замусорен

Кроме многочисленных жилых и хозяйственных построек в комплекс усадьбы Трубетчино входили сад, занимающий несколько гектаров к юго-западу от собственно усадьбы, и парк площадью 15 га, насчитывающий в наши дни до 25 древесно-кустарниковых пород. Кроме старовозрастных деревьев белого тополя, липы, ясеня, вяза и клёна в нем встречаются экзотические для этой местности деревья европейской и сибирской лиственницы, клёна Шведлера. В парке были устроены два небольших пруда, ныне пересохших

Среди зарослей угадывается старинное хозяйственное здание
Вокруг него всё заставлено и завалено каким-то хламом, огорожено нелепыми заборчиками

За огородами видны ещё два старинных здания с круглыми слуховыми окнами на фронтонах
А справа вдалеке возвышается труба

О, это знаменитая труба! Она не современная. Это труба старинного сахарного завода. Главная высотная доминанта села видна отовсюду... В верхней части выложен необычный орнамент

В 1839 году им (князем И.В. Васильчиковым) был устроен в Трубетчино огневой сахарный завод, значительно увеличивший доходность поместья. В 1858 году завод был перестроен в паровой в соответствии с новейшими достижениями в этой области. Так, небольшое вначале промышленное предприятия для обработки сельскохозяйственной продукции стало со временем главной хозяйственной отраслью Трубетчинского имения, навсегда определив специализацию и специфику усадебного хозяйства князей Васильчиковых
Свеклосахарное производство было центральной отраслью экономии. Обеспечивая на две трети потребности завода в свекле за счёт собственных плантаций, имение до 34% сырья закупала у поставщиков, в основном крестьян соседних селений. Постоянно наращивая обороты в производстве сахара, Васильчиков превратил завод в крупное промышленное предприятие, располагавшее просторными помещениями в кирпичных одно- и трёхэтажных зданиях и современным оборудованием. В 1876 году на нём действовали 4 гидравлических пресса, вырабатывавших в год 33000 пудов сахара на сумму 132000 руб. Заводское оборудование обслуживали механик, он же директор завода, 31 мастеровых и до 350 вольнонаёмных чернорабочих. Весь сахар сбывался в Москве. Свеклосахарное производство приносило владельцам имения чистой прибыли до 50-70 тыс. руб. в год

Труба выложена не из обычного красного, а из термостойкого желтоватого кирпича
Вот уже почти 180 лет стоит в целости и сохранности! И лишь вверху дала трещину. Умели раньше добротно строить

Кирпич не простой: он гораздо больше обычного и внутри имеет полости

Левый флигель усадебного дома

Каков же был сам усадебный дом?

Главный усадебный дом в Трубетчино (а точнее сказать дворец) выстроен по проекту знаменитого архитектора-"самородка" Петра Самойловича Бойцова , автора многих известных построек, в том числе и главного усадебного дома князей Вяземских в Лотарёво , следы которого я отыскивал в декабре прошлого года

12-14 января 1918 года усадьба подверглась разорению со стороны жителей окрестных селений. Был разграблен и сожжён главный усадебный дом, расхищен живой и мертвый инвентарь из многочисленных хозяйственных построек, разрушены хутора экономии, растащено зерно

Лишь весной 1918 года новая власть спохватилась и передала Трубетчинское имение в ведение Главсахара, который установил охрану усадебного имущества и восстановил производство на сахарном заводе. Пытались спасти из усадьбы хоть что-то для будущих поколений и сотрудники Липецкого музея. Неизвестно, чем закончились эти попытки, но беломраморные статуи, хранящиеся сегодня в фондах Липецкого областного краеведческого музея, скорее всего именно из Трубетчино

После того, как был закрыт сахарный завод и оборудование передано Боринскому сахарному заводу, усадьба лишилась своего последнего хозяина, имевшего потребность и возможность хоть как-то поддерживать в ней порядок. Теперь лишь время и местные жители (причем как первое, так и вторые абсолютно неумолимые) стали полновластными хозяевами Трубетчинской усадьбы

Сейчас лишь некоторые сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки с возвышающейся над всей окрестностью заводской трубой напоминают нам о крупном усадебном комплексе и процветающем хозяйстве

Сельская картинка

Солнце сквозь облака

Общежитие для рабочих и служащих имения (ныне жилой дом)
За ним слева виднеется пруд

В преддверии назревавшей крестьянской реформы и ещё до раздела имущества Александр и Виктор Илларионовичи стали готовить свои имения, в том числе и Трубетчино, к хозяйствованию на основе вольнонаёмного труда. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в Трубетчино были выстроены жилые дома для наёмных рабочих, обширный рабочий двор с конюшнями для рабочих лошадей, мастерскими и кладовыми. Первым делом В.И. Васильчиков обратил внимание на свеклосахарный завод, который оставался главным источником дохода экономии. Необходимо было улучшать культуру выращиваемой имением свекловицы. Виктор Илларионович принялся за возделывание свекловицы, сформулировав лозунг «возрождавшегося» Трубетчинского хозяйства как «улучшенная обработка почвы и удобрение полей»

Ещё один старинный домик

С помощью мастера, привезённого из Германии, и с учётом особенностей местной почвы, Виктор Илларионович сконструировал собственный плуг и почвоуглубитель. Эта конструкция плуга, вошедшего в историю под названием «васильчиковского» и показанного впервые на Петербургской мануфактурной выставке 1870 года, вполне удовлетворяла запросам не только её создателя, но и многих земледельцев окрестных губерний на протяжении десятков лет. Кроме плугов в Трубетчинском хозяйстве использовались различные виды борон, культиваторы, паровые молотилки, сортировки, катки, сеялки (большинство из которых рядовые), жнейки, сенокосилки и др.

А это уже советская постройка, о чём указывает дата на фронтоне
Вероятно, это были ремонтные мастерские с гаражными боксами по бокам

"Добротность" советской постройки уже не такая
Видно, что лепили "тяп-ляп"

Старинное здание возле трубы

И ещё несколько снимков из серии "современные реалии"
Контрасты:

Сгоревший дом

А прямо напротив, через дорогу, современный "дворец", незамысловатой типовой архитектуры, явно какого-нибудь чинуши или депутатишки. Чего же не хватает в нём?.. Правильно, глухого трёхметрового забора, которым он вскоре и будет обнесён

На берегу пруда

Медведка на воде

Барский пруд большой, красивый, создан ещё в те времена, на речке Мартынчик
Но количество мусора зашкаливает. Видимо, такая национальная русская черта, как свинство, неискоренима

Вид от остановки

(1820-1878)

Русский генерал, участник Крымской войны (1853-1856). 16 июля 1867 года он подал прошение об отказе от службы и решил посвятить себя сельскому хозяйству в своём имении Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Достиг больших успехов в сельском хозяйстве и приобрел репутацию знатока этого дела, к которому за советом обращались как частные лица, так и государственные чиновники. В отставке много занимался литературной деятельностью, печатал статьи и брошюры по сельскохозяйственным вопросам, среди них стоит особо отметить: «Несколько слов о вольнонаёмном труде» (Москва, 1869); «Не угодно ли Вам?» (Москва, 1870)

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881)

Русский писатель и общественный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, действительный статский советник. В начале 1840 года он принял приглашение ехать на Кавказ к барону Гану, который должен был вводить там новое административное устройство. Участник народного ополчения в годы Крымской войны (1853-1856). Был свидетелем ссоры Лермонтова и Мартынова в доме Верзилиных... Секундант на последней дуэли М.Ю. Лермонтова

Дети А.И. Васильчикова и Е.И. Сенявиной: Борис, Ольга и Евгения

Если верить подписи, то в центре княжна Ольга Александровна Васильчикова (в замужестве Толстая), будущая последняя владелица усадьбы Трубетчино

Михаил Павлович Толстой (1845-1913)

Граф, генерал-майор, герой русско-турецкой войны (1877-1878), почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки, ранен. В 1910-1912 году по заказу М.П. Толстого был построен в Санкт-Петербурге огромный доходный дом, ставший впоследствии знаменитым, получив неофициальное, но широко известное название Толстовский дом (архитектор Ф.И. Лидваль)

*В посте использовались следующие источники (цитаты из них выделены курсивом):
1)
Андрея Найдёнова из книги "Земля Липецкая" (2003)
2)
Пост Вадима Разумова в Живом Журнале
3) Материалы Википедии (Свободной энциклопедии)

Осталось не так много летних деньков, чтобы проводить их скучно. Предлагаем вам отправиться в небольшую - и дня не займёт - поездку, чтобы посмотреть, чем может удивить туриста Солецкий район.

В рамках цикла материалов мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба князей Васильчиковых

Мы уже успели побывать в одной из заброшенных Новгородской области - имении Михаила Токарского. На этот раз наше внимание привлекло имение князей Васильчиковых в деревне Выбити Солецкого района. Туда мы и направились на автомобиле, предоставленном гостиницей «Садко».

Васильчиковы - русский дворянский род, который выводит своё происхождение от легендарного родоначальника рода Толстых Индриса (через Толстых и Дурновых). Род дворян Васильчиковых записан в 6-ю часть дворянских родословных книг Московской, Псковской, Костромской и Смоленской губерний, князей Васильчиковых в 5-ю часть дворянских родословных книг Московской и Петербургской губерний.

В разное время владельцами имения были четыре представителя этого семейства. Василий Алексеевич (1754—1830) в 1789-1795 был новгородским губернским предводителем дворянства. Его сын, кавалерийский генерал граф Илларион Васильевич (1777−1847), герой Бородина, участвовал в подавлении восстания декабристов в 1825 году, был председателем Государственного совета и Комитета министров, получив от Императора Николая I «за полезную государственную деятельность» княжеский титул в 1839 году.

Александр Илларионович (1818−1881) в 1860-1870 годах был видным общественным деятелем либерального толка и публицистом. Он принимал активное участие в проведении крестьянской реформы 1861 года, много времени посвятил налаживанию хозяйства в своем имении. Александр Илларионович известен в том числе и тем, что являлся одним из секундантов на роковой для поэта дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.

Последний владелец имения Борис Александрович Васильчиков занимал пост псковского губернатора, а также был министром земледелия. В своем имении он широко применял минеральные удобрения, приобрел обширный парк сельхозмашин.

В 1918 году Борис Александрович был арестован и заключен в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Князь обратился к В.И. Ленину с письмом о помиловании, напоминая как в свое время, являясь Псковским губернатором, дал ему разрешение на выезд за границу. Вскоре он был освобожден, получив с супругой разрешение на выезд из страны и выехал в Финляндию. Остаток своих дней первый председатель Всероссийского национального клуба провел во Франции. Скончался Б.А. Васильчиков 13 мая 1931 года в Русском доме в городе Ментоне и был похоронен на кладбище Сент-Женьев-де-Буа под Парижем. Известно, что и сейчас потомки князей живут в этой стране.

К этому же роду принадлежали одна из жён Ивана Грозного и один из фаворитов Екатерины II. И не случайно рядом с портретами князей висит «Неизвестная» Ивана Крамского - согласно одной из версий, на картине изображена представительница семейства Васильчиковых, имя которой овеяно тайной.

Васильчиковы развернули в Выбитях мощное производство. Кроме кирпичного завода, работали хлебопекарня, молочное производство, лесопильня. Также были построены больница и школа для местного населения. На каждый тысячный кирпич князья ставили специальный знак.

В местном доме культуры с 2010 года работает музей, в который с помощью жителей удалось собрать некоторые предметы из имения Васильчиковых. В музее нам рассказали, что туристы посещают парк довольно часто - раз в неделю кто-нибудь да приедет. Гости заходят в Дом культуры спросить дорогу.

Главное здание усадьбы - дворец - представлял из себя три трёхэтажных здания, соединённых переходами.

По левую руку от Дома культуры стоят здания семейной церкви, хлебопекарни и дом управляющего. Серьёзно пострадав в годы войны, они не были восстановлены и находятся в удручающем состоянии.

В неплохом состоянии сохранились некоторые производственные корпуса - теперь в них живут местные жители, в одном из корпусов разместился магазин. Подкупает то, что даже хозяйственные постройки в то время возводили с большим вкусом.

Не прошли военные годы бесследно и для гостевого дома, в котором селились специалисты, выписанные на производство из других стран и городов. Кстати, один из таких приезжих, немец, почти всю жизнь проработавший в имении парковым смотрителем, завещал похоронить себя под кронами тех деревьев, за которыми он ухаживал.

В советские годы в главном корпусе гостевого дома располагалась библиотека, в остальных жили люди.

Особого внимания заслуживает прилегающий к усадьбе парк. Каждая его дорожка имела своё название: Аллея свиданий, Аллея любви... Были наименования и у отдельных площадок. Например, в «Каменной комнате» до сих пор стоят необычные кресла и диванчики. Мягкий мох придает им вполне уютный вид.

Здесь и расположена могила паркового смотрителя. Что же касается семейной усыпальницы самих князей, то она находится в Шимском районе. Каждый год в рамках праздника «Муза княжского парка» там совершается молебен.

Местные жители частенько навещают парк, чтобы набрать воды из источника. Каменная кладка, окружающая его, напоминает своими очертаниями сердце или лепесток. А внизу течет речка Калошка.

В центре парка находится сопка с круговыми тропинками. Раньше на ней стояла беседка, из которой можно было обозревать аллеи парка.


С полуразрушенной прачечной, стоящей в парке, связана история, которую рассказывает внучка работавшей там при князьях крестьянке. Как-то раз она мешала бельё в чанах, когда неожиданно зашел князь - какой именно, история утаивает. Женщина от неожиданности растерялась и уронила палку для перемешивания в горячую воду. «Осторожно, - сказал князь, - не обожгитесь!». Крестьянка запомнила этот случай как проявление заботы к простому работнику.

Самая высокая достопримечательность парка - раскидистый дуб. Ему около трёхсот лет. В прошлом веке в дерево ударила молния, но, несмотря на выжженный ствол, крона дуба до сих пор зеленеет.

Есть в парке и сопки высотой около восьми метров. Историки считают, что это следы поселений примерно VIII века.

Маршрут

Деревня Выбити расположена на реке Колошка (правый приток Шелони) в 10 километрах к юго-востоку от города Сольцы. Проследить свой путь, а особенно не столь заметный поворот в Сольцах, вам поможет качественная интернет-связь от компании «МегаФон». Проезжая через Сольцы, поверните с Советского проспекта налево на улицу Володарского. После моста через Шелонь - налево на улицу Заречную и далее двигайтесь по главной дороге до деревни Выбити. Основные объекты усадьбы расположены рядом с Домом культуры на улице Парковой, 7.

Благодарим компанию «МегаФон» за качественную связь и гостиницу «Садко» за оказанную поддержку.

Фото Светланы Смирновой

Бурные 90-е прошлого века породили новый архетип гуманитария. Он интересовался не только ранее запрещенными авторами, но и жаждал вскрывать всё новые и новые пласты наследия мыслителей всех времен и народов. Имена рождались и, даже не успев загореться на писательском небосклоне, исчезали в небытие. Писали все и вся, о чем нужно и о чем не можно. Так было принято.

Как грибы после дождя по всей Москве появлялись небольшие книжные магазинчики гуманитарной направленности. Часть их репертуара вполне можно было купить на книжных развалах в переходах. Другие книги, более узкие, прятались по подвалам. Магазины занимали порой самые неожиданные места: закуток под лестницей, досчатый сарайчик, пристроенный к стене древних построек района Китай-города , холлы библиотек и конференц-залов. Так возникли Сытинская книжная лавка, «Вильям Шекспир», «Графоман» и «Летний сад». В 90-х годах XX века последний располагался в особняке по адресу: Большая Никитская, дом 46/17, где занимал часть левого флигеля.

Москва. Большая Никитская 46. Усадьба Бибиковых. Восточный флигель усадьбы. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Несколько помещений, отведенных под магазин, были соединены коридором. В здании старой постройки с проваливающимися полами, в которых дыры были закрыты деревянными щитами и просто слоями картона, стояли столы и стулья, заваленные книгами и журналами. В некоторых местах на пол было страшно ступить без опасения провалиться в подпол. Но жажда знаний превалировала. Букинистический — не букинистический, книжный или нотный — не разобрать. Чего там только не было: полудранки без обложек, но с форзацами, испещренными дарственными надписями, брошюры самой разной направленности, как будто спешно покинувшие архивные полки, много музыки, преимущественно на виниле, от полного собрания сочинений Иоганна Себастьяна Баха до редких в советское время записей Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, и, конечно, свежие малотиражные издания современных, порой подпольных, гуманитарных издательств. Все это лежало с разной степенью порядка и систематизированности.

В «Летний сад» меня заманил одногруппник, который просто-таки горел Фолкнером и всеми возможными способами собирал собрание его сочинений. Мы рылись в залежах, как книжные черви. Ассортимент был чрезвычайно разнообразен и регулярно обновлялся, поэтому и бывали мы там довольно часто, — вспоминает один из постоянных посетителей книжного.

Надо сказать, в старые времена всю Большую Никитскую улицу называли «улицей аристократов». Здесь что ни здание, то история. Ни дать ни взять музей под открытым небом. Дом 46 — не исключение. На самом деле он представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик — курденер (фр. cour d’honneur ) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным.

Большая Никитская. Фото: Архив ЦИГИ

Почему-то так сложилось, что подавляющее число раз мы бывали в доме 46 по Большой Никитской зимой или в межсезонье. Снег в те годы в Москве чистили плохо, а дворы, тем более внутри исторической застройки, не чистили совсем. Мы выносили из «Летнего сада» сумки с книгами и перед рывком в направлении метро останавливались подышать свежим воздухом. Бывало, сумки с книгами рвались и все «награбленное» оказывалось в снегу. Почему-то запомнились пара старых, с порванной обивкой стульев, торчащих из снежных куч, и желто-красные разводы на нечищеных сугробах, в которые из драных сумок и вываливалась наша добыча. С трудом волоча ношу, меся прохудившимися сапогами нечищенный снег в направлении Баррикадной, мы иной раз уносили с собой что-то не очень нужное, но на фоне гуманитарного голода советских времен и скудного ассортимента уличных развалов в доме 46 был просто-таки рай, и не было силы, которая могла бы нас удержать от жажды книжного приобретательства.

Первым владельцем и основателем усадьбы был подполковник Петр Иванович Бибиков. Именно Домом Бибиковых называют комплекс зданий и по сей день. В соответствии с правилами Петр Иванович подал челобитную в каменный приказ на имя императрицы Екатерины II. Разрешение на постройку на месте своего старого дома каменных палат в три этажа было получено. Интересно, что челобитная сопровождалась планом участка, где был изображен не только сам главный дом, но и флигель, расположенный к Большой Никитской улице торцом. Разрешение было получено, дом в 1782 году заложен. По окончании строительства усадьба включила в свой состав двухэтажное жилое здание с каменным первым и деревянным вторым этажом, расположенное на западной границе владения.

Интересно, но, казалось бы, одностилевые флигели, составляющие с главным зданием одно целое, были сооружены в разное время. Одновременно с постройкой основного корпуса в 1780-х годах был построен восточный флигель, западный — позже, но по оценке историков, не позднее 1804 года.

Однако уже в 1800 году сын первого владельца усадьбы, Петр Петрович Бибиков, получив ее по наследству, продает все здание князю Б.М. Черкасскому, которым тот владел до 1859 года. Но не все было так гладко в судьбе усадьбы. В 1812 году случился пожар, чему поспособствовал деревянный второй этаж, и при восстановлении и второй этаж, и мезонин были выложены из кирпича. Тогда же были обработаны фасады флигелей, выходящие на красную линию Большой Никитской.

Спустя пару десятилетий, в 1834 году, были построены двухэтажные полукруглые галереи с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Их нарядные фасады завершили ансамбль двора, соединив главный дом усадьбы с флигелями, сформировав границы парадного двора владения, ограничив его в площади, и поставив точку в облике всего комплекса. Нижний этаж галерей украсили аркады, верхний же сохранил классический облик с трехсекционными венецианскими (еще называемыми «палладианскими») окнами над проездом на задний двор, ставшими одной из визитных карточек дома в целом. Задний двор примыкал к Малой Никитской улице (собственно, поэтому дом пронумерован через дробь 46/17). Туда же в те годы выходили каретные сараи и конюшни.

Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ

В 1845–1855 годах дом снимала семья князей Васильчиковых. И как раз в это десятилетие стены дома повидали немало известных и даже великих людей. Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб.

Борис, Одьга и Евгения Васильчиковы, дети А. И. Васильчикова и Е. И. Сенявиной. Фото: culture.pskov.ru

«У Васильчиковых по средам большие вечера», — писал Алексей Феофилактович Писемский. На эти вечера приходили Гоголь, Щепкин, Грановский, Тютчев, Айвазовский... Несмотря на зачастую кардинально отличающиеся взгляды, посетителей салона объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу. В те времена важным и даже обязательным условием была творческая сопричастность хозяина салона к пропагандировавшемуся и развивавшемуся в его стенах виду или видам искусства.

Известен интересный исторический факт: несмотря на просвещенность рода Васильчиковых, именно один из его представителей, князь Илларион Васильевич, убедил Николая I стрелять по восставшим 25 декабря 1825 года картечью:

_«- Вы хотите, чтобы я пролил кровь своих подданных в первый же день царствования? — спросил обескураженный царь.
- Да, чтобы спасти вашу империю, — ответил князь».

Тем не менее саму усадьбу иногда называют не по имени построившего ее офицера Бибикова, а по наиболее прославившей ее семьи — хозяев творческого салона Васильчиковых.

Следующее десятилетие стало для дома годами серьезной перестройки. В 1860–70-х годах было существенно перестроено арочное окно мезонина и сооружен массивный чугунный балкон с симпатичным кружевным узором ограждения, который своей изящной чернотой особенно выразителен на бело-желтой плоскости фасада здания. Балкон фактически стал лицом и еще одной визитной карточкой усадьбы. В то же время строгий декор классического образца главного фасада на уровне второго парадного этажа по центру был украшен плоскими каннелированными пилястрами ионического ордера.

Тем не менее в результате реконструкции внутренние планировка и архитектура остались практически без изменений: парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами, выступающий в центре садового фасада сохранились в том виде, в каком были созданы в первой четверти XIX века.

За годы своего существования усадьба сменила не одного хозяина. С 1881 года комплекс зданий стал собственностью банкира и промышленника Л. Полякова, который не нашел ничего лучше, как использовать его в качестве доходного дома.

А с 1903 года главное здание занимала женская гимназия Кириены К. Алелековой, после революции преобразованная в школу № 48, которая просуществовала здесь аж до 1976 года. Интересно, что в 1920-х годах директором школы был некая Надежда Афанасьевна Земская, больше известная благодаря своему брату — писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Летом 1924 года Земская приютила в стенах школы брата и его вторую супругу, которая позже в своих воспоминаниях написала: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского».

Сохранились записки Михаила Булгакова, имеющие отношение к этому дому: «Буду крестить. Приду к 12-ти» — это по поводу крещения племянницы Леночки. «Собираемся танцевать у Нади» — это про Надежду Афанасьевну и те же времена — медовые месяцы с супругой Любовью Белозерской, любившей шумные компании, танцы, веселье. У Нади не только танцевали — играли в карты и винт.

С конца XIX века и до наших дней облик здания остается практически неизменным. Даже за годы советской власти комплекс зданий по адресу улица Большая Никитская, дом 46, практически не претерпел никаких изменений. Вот только глухая кирпичная ограда, отделявшая парадный двор от улицы, снесена в 1950-х годах. Ее заменил низкий сплошной забор с полупрозрачным решетчатым верхом.

В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.

Усадьба Бибиковых. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Только много лет спустя, когда я узнал, что в доме 46 обитал и по сей день обитает Московский союз музыкантов, становится понятным происхождение нот и винила, — вспоминает мой собеседник. — Очевидно, в тяжелые годы МСМ распродавал ставшие обузой архивы. Хочется надеяться, что отчасти и наш скромный финансовый вклад позволил Союзу выжить.

Сейчас здание усадьбы находится в ужасном состоянии. Если не знать, что в нем числятся несколько организаций-обитателей, можно было бы с легкостью предположить, что усадьба заброшена. Разве что старый дуб — свидетель истории — вполне себе процветает, скрывая под тенью своей кроны рассыпающиеся стены и выпадающие оконные рамы. Что с усадьбой будет в дальнейшем, не хочется даже думать. Понятно, что бизнес и рачительное хозяйствование в городских условиях превыше всего, но грустно становится от того, что такое здание с уникальной архитектурой и не менее замечательной историей фактически заброшено. А между прочим, дом Бибиковых (Васильчиковых) носит статус объекта культурного наследия федерального значения.

Похожие публикации