Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Кто ввел классные часы на природе. Классный час "мы и природа". Конкурс “Запрещающие знаки”

Кл. Час. « Мы и природа»

Цели:

Образовательные:

Воспитательные:

Коррекционно- развивающие:

Форма мероприятия: тематическийвоспитательный час для учащихся 5-8 классов

Оборудование и оформление:

Компьютер, экран, презентация, фотоаппарат.

Костюм для человека из будущего:(противогаз, бутылка, наполненная

водой с этикеткой «Чистая вода», мяч с этикеткой «Кислород»).

Красная книга – это сигнал опасности!

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь)

Человек- часть природы!

Оргмомент: Добрый день дорогие ребята. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

Я себя сравниваю с водой. Вы знаете поговорку « Вода камень точит» Мне в жизни все дается очень трудно. Медленно но упорно добиваюсь своей цели. А вы ребята с чем себя ассоциируете?

Выслушав вас я поняла вы ассоциируете себя с явлениями природы, объектами живой и неживой природы. И мы с вами являемся частью природы. И поэтому классный час назовем «Мы и природа»

Мы сегодня с вами поговорим о том, кто такой человек, попробуем разобраться, как надо вести себя, чтобы воздух и вода на планете всегда оставались чистыми!

Кто такой человек?

Человек – природное существо, он может жить и развиваться только в природных условиях,(обращает внимание на высказывание на планшете «Человек- часть природы!») Природа дает нам все необходимое для жизни, а вот человек может и обидеть природу.

Учитель: приглашает 2-х учеников, предлагает им имитировать драку)

Ребята, вы видите, если один человек обидит другого, тот может ответить тем же.

а вот человек может и обидеть природу.

Как человек может обидеть природу?

Ученики отвечают, учитель обобщает их ответы: устраивать свалки, оставлять непотушенные костры в лесу, вырубать леса, загрязнять реки, уничтожать лекарственные растения, вылавливать ценные породы рыбы, убивать животных и т.д.

Ребята! А давайте представим, что к нам на классный час пришел человек из будущего. Как же он будет выглядеть(в противогазе, с водой в бутылке, с кислородом в шарике).

Человек из будущего: «Я ваше будущее. Посмотрите, что вы делаете с природой.»

Учитель: Рост населения и технический прогресс оказывают мощное влияние на землю, воздействует на ландшафт, флору и фауну. Нужно принимать срочные меры по сохранению этих природных богатств. Мы уже не можем отказаться ни от машин, ни от заводских изделий, ни от бытовой химии, но мы должны возместить природе вред, который это все приносит.

- И мы встречаемся с понятием «экология» (найдите его на ватмане с лозунгами)

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь),

Ещё наши предки понимали, как важна природа для жизни человека. Охотничьи племена прерывали охоту на отдельных землях, чтобы животные могли восстановить свою численность и не исчезли с лица Земли.

Это были первые на земле заказники. Они возникали, чтобы сохранить природные ресурсы.

В наши дни число особо охраняемых природных территорий постоянно увеличивается.

Какие вы знаете особо охраняемые природные территории Чел.обл.

Ильменский государственный заповедник с филиалом "Аркаим", Южно-Уральский государственный заповедник, Восточно-Уральский государственный заповедник, Национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль").

«Таганай»(по ходу рассказа несколько кадров)

Ученик - Например, национальный парк Таганай организован 6 марта 1991 года. Располагается на территории города Златоуста и Кусинского района. Его площадь составляет 56,1 тыс. га. Это природные комплексы, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. На территории парка более 10 памятников природы, произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих

Учитель: Земля- наш общий дом и мы живем в этом доме одной большой и дружной семьей с природой. Если в семье кто-то умирает- это горе, так вот в нашем общем доме много вымирающих, исчезающих с лица Земли животных, растений, они занесены в Красную книгу.

Красная книга есть в каждом регионе, есть она и в Челябинской области.

    Что эта за Красная Книга? красный – цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

В Красной Книге дан список и описание редких и исчезающих растений, животных, грибов. Есть информация о причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения.

Учитель: Человек и природа всегда находились в тесной взаимосвязи, влияли друг на друга. Человек издревле заботился о сохранении той природы, в которой он жил. И мы, в наше время, приходим к пониманию того, что те места, где мы живём, требуют нашего внимания и заботы. Без этого человек не сможет нормально существовать.

Поэтому в России объявлен Год охраны окружающей среды.

2013 год в России будет посвящен охране окружающей среды. 11 августа президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Цель такого решения - обеспечить «права каждого человека на благоприятную окружающую среду».

Учитель обращает внимание детейна стихотворение, которое поможет ответить на последующие вопросы:

Ученик:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

«Как поступишь ты?». – тест по правилам поведения в природе:

1. В лес с собой надо брать:

-компас

Глобус

2. Костёр надо разводить:

- на поляне

Под деревом

3. Ветки для костра надо:

Ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- залить водой

Засыпать торфом

5. Мусор надо:

- взять с собой

Оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

- полиэтилен

Бумага

Угли

7. Грибы надо есть:

- жареными

Сырыми

8. Увидев ежика, надо:

Взять его домой

Пройти мимо

9. Как собирать в лесу ягоды:

Срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- пройти мимо

Поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

Съесть их

- не трогать

12. В лесу надо:

Слушать громкую музыку

- вести себя тихо и сдержанно

Учитель подводит итоги и говорит о том, что все живое мы сможем сохранить, если будем соблюдать правила поведения в лесу!

- Какова же экологическая обстановка вокруг нас?

Я познакомлю вас с историей о жителях Златоуста. Начали рубить лес и уничтожили 6 ноября 2012 года 2 га сосны в лесопарковой зоне. Очень много людей вышли на собрание по поводу вырубки леса. Были обращения главе города, Губернатору области, Президенту РФ, прокуратуру, передачу Человек и закон», а также распространяли листовки в защиту своего леса, вырубка леса была прекращена. Я почему эту историю вам рассказала, чтобы вы знали, что все граждане нашей страны должны быть активными помощниками природы.

Учитель: Что вы можете сделать для сохранения природы?

Таблица

Соблюдать правила поведения в лесу,

на берегу водоемов…

Соблюдать правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)

Заботиться

о братьях наших меньших

(муравьях, птицах, ежиках …)

Украшать

в зеленый наряд

города и села

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

    Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

    Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

    Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

1. Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть поет соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

2.Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать.

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев: тот же

Таким образом мы закрепили знания о природе, я думаю постараемся не нарушать правила поведения на природе, и будем приумножать её.

«Береги нашу природу,
Ведь другой на свете нету!»

Анализ мероприятия

Анализ внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие на тему «Мы и природа» было проведено в 8 классе средней общеобразовательной школы. Тема мероприятия была выбрана с учетом, что 2013 год В.В. Путин назвал годом окружающей среды. Поэтому проблема, которой был посвящен данный классный час, очень актуальна.

Форма воспитательной работы была коллективно-распределительная, форма воспитательного мероприятия – классный час, на котором, как правило, поднимаются и обсуждаются наиболее актуальные и сложные вопросы для учащихся. С учетом данной формы воспитательного дела, осуществленного в рамках классного часа, были сформулированы цели:

Образовательные:

Прививать любовь к природе, добиваться усвоения того, что в природе все взаимосвязано;

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Воспитательные:

- воспитывать активных граждан, готовых сохранять и защищать природу,

Воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли учащиеся. Педагог лишь определил тему мероприятия и решал некоторые организационные вопросы (в частности назначал время и место репетиционных встреч). Среди учащихся было выделенных несколько профильных инициативных групп, которые получили индивидуальные задания по подготовке данного мероприятия; суть их состояла в том, что выполнение ими заданий было поочередным: если одна группа что-то не сделает вовремя, то это затормозит работу и других групп. Это воспитывало в учащихся личную ответственность за выполнение общего дела, дисциплинированность, инициативность, активность. Самими же учащимися осуществлялось приглашение учителей на данное мероприятие. Это также свидетельствует об осознанности их подхода к выполнению данного дела.

Учитель, как было отмечено выше, выполнял лишь направляющую роль. Он подбадривал ребят и в то же время постоянно акцентировал их внимание на сроках выполнения порученных им заданий. Важно отметить общую атмосферу, которая царила в коллективе в процессе подготовке классного часа: сосредоточенности, активности, а вот радости, азарта, восторга было явно недостаточно.

Анализируемое внеклассное мероприятие имело познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Во-первых, учащиеся узнали о том, кто такой человек? Познакомились человеком из будущего. Вспомнили особо охраняемые территории Челябинской области, о правилах поведения в лесу. Ребят очень взволновал рассказ о жителях Златоуста, которые смогли защитить свой лес от вырубки.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Речь учителя была очень экспрессивна, он буквально старался «зажечь» в учащихся желание помочь природе, пробудить интерес к изучению природы, донести до каждого, как важно охранять природу. Учитывая вышесказанное, можно поставить высокую оценку мероприятию «Мы и природа», поскольку практически все цели и задачи, поставленные перед ним, были достигнуты и реализованы.

Материал классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»

Автор: Сибгатуллина Гульназ Юнусовна, учитель географии, ОШИ «Лицей имени Н.И.Лобачевского» К (П) ФУ, г. Казань

Описание материала : предлагаю вам конспект классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»Данный материал будет полезен учителям географии, биологии и классным руководителям. Просветительская работа мало помогает формированию ответственности, и рассказы о Красной Книге не спасают от экологических катастроф, создаваемых взрослыми, выходящими из детства. Необходимо проникновение в личностный, внутренний мир ребенка, инициирование его реально проживаемого отношения к природе в конкретной плоти ее и конкретном разнообразии. Необходимо разговаривать о природе, ведь, с детьми это делать очень интересно: они наблюдательны, у них большой опыт общения флорой и фауной, они многое порасскажут, если их вызвать на осмысленные проблемы «Природа и Человек». Через сопоставление натура – культура детям легче понять проблему природы для каждого отдельного человека.

Цель : формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

Задачи:
- Развить кругозор школьников.
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
- Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к планете.
- Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие способности, художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.
- Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе, к богатству Родины.

Часть 1

Природа - дом, в котором живет человек.
Дмитрий Лихачев

Природой мы именуем все то, что существует во Вселенной, органический и неорганический мир. Иногда мы говорим о природе как о месте вне городов («Поедем на природу»), ибо город – мир культуры, то, что возделано человеком. Реже под природой понимают исключительно мир флоры и фауны - это узкий смысл употребления данного понятия.
Наша культура, как единственная среда, в которой может жить человек, располагается в пространстве природы, она возросла в природной нише, возделывалась как искусственный мир в естественном мире природы.
Природа – это дом, в котором мы все живем. Этот дом требует внимания и ухода, в нем разрушительные действия чреваты гибелью жителей. Этот дом предоставляет человеку благоприятные условия, только если соблюдаются высокие гигиенический условия проживания. Загрязнение, захламление, неуважение к нормам жизни в таком удивительном мире немедленно сказываются на всех, кто расположился на Земле, в том числе и тех, кто прекрасный природный дом превращает в помойку для отходов.
Природа – это источник средств существования человека. Здесь черпает человечество основные средства жизни: воздух, воду, солнце, растительные продукты питания, материалы для жилища, одежды. Огромный мир с колоссальными богатствами природных запасов предоставлен человеку разумному, и он должен научиться по – человечески разумно использовать эти богатства. Алчность стремительно развивающейся цивилизации может быть ограничена лишь самим человеком, осознающим свою связь с жизнью природы и уважающей жизнь во всех ее проявлениях.
Человек представительствует природу, он продукт и дитя ее. Поэтому его жизнь целиком зависит от природных условий, которые сохраняются либо уничтожаются безумствующим в погон за благами цивилизации « человеком разумным».
Как всякий дом, природа нуждается в заботе и уходе, внимании и любви. Природа расположилась прямо рядом с нами: школьный двор с деревьями и кустарниками, далее – городской газон с цветами, чуть дальше – зеленый парк с озером и утками на нем, а если проехать дальше – там может оказаться рощица – кусок дикой природы. О, если бы нигде не было страшных следов варварства человека – как радовался бы наш глаз, и сладко щемило сердце от красоты! Смягчилась бы душа черствого человека.
Природа есть школа жизни: изучая закономерности природы, человек открывает для себя общие закономерности бытия, что повышает силы его, как физические, так и духовные.
Природа – носитель Красоты и школа Гармонии. Системность, гармоничность, целостность природного мира всегда восхищали человека. Потрясенный, стоит он, и по сей день перед творениями ее, никак понять не может тайны созидаемой и бесконечно воссоздаваемой красоты. Человек силится возделывать что- то подобное этой естественной, простой, бесхитростной, неповторимой красоте, ища в природе опору. В трудные минуты у природы он ищет отдохновения, она его успокаивает, смягчает страдания, лечит израненную душу, уводит от суетливого бега за подачками цивилизации, помогает, поддерживая, сохранять высокий пьедестал, на который Природа Человека поставила.
В ходе лекции учащимися обсуждаются вопросы:
1. Ты проснулся и увидел голубое небо и солнце – как ты себя чувствуешь? Ты проснулся и услышал, как дождь стучит в оконные стекла, - как ты себя чувствуешь? И каково тебе, когда ты идешь по дороге под зонтиком в дождливую погоду?
2. Вероятно, ты не удивляешься яблоку, оно привычно для тебя. Но возьми его на ладошку и еще раз внимательно разгляди это чудо. Что скажешь?
3. Бедная старушка продает ландыши, которые нельзя рвать – они занесены в Красную Книгу. О чем ты думаешь, глядя на нее?
4. Замечал ли ты вначале весны зеленоватую дымку вокруг деревьев, когда листвы еще нет, но ее появление вот – вот ожидается? Смог бы ты описать либо нарисовать такую картину?
5. Сидел ли ты когда-нибудь на пне в лесу, на камне у моря, на скамейке около сада, на кочке в поле, на корточках рядом с муравейником? Что заставляло тебя сидеть и молча наблюдать что- то?
6. На обочину дороги, на травы, мох между кустов, сосен, елей выбрасываются из окна несущегося автомобиля мусор. Ты видел это? И что ты подумал тога? И как ты себя чувствуешь посреди загаженной человеком природы?
7. С каким суждением ты согласился бы: « Нет прекраснее существа на Земле, чем человек» или « Нет страшнее существа на Земле, чем человек»?
8. Было ли хоть раз, чтобы ты нанес природе ущерб? А было ли такое, что можно назвать твоей заботой о природе?

Часть 2

Работа по осмыслению проблемы «Природа и Человек» идет по двум направлениям: в системе внеклассной деятельности и в русле учебной программы. Например, идет учебная тема «Лесные ресурсы России». Выбираю знакомый детям объект – липу.
Начинаем с наблюдения на прогулке.
В самый разгар лета в лесах, парках и садах горячий сухой воздух напоен медовым ароматом - это цветут липы. «Цветет липа-медонос, в разгаре сенокос»,- говорят в народе. Цветы липы необычны - каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь чуть больше недели будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара.
У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона - в дуб. В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого - мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки- липовые, а парни- дубовые»,- говорится в русской поговорке. И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденным, для девочки из липы, а для мальчика - из дуба.
Читаем стихи о липе.
Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий
Не забудь меня!
Как здесь свежо под липою густою
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
Самуил Маршак, Платон Воронько
***
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колеблется, как будто дремлет он.
Так резко сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,
как дымкою, подернуты слегка.
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Афанасий Фет

***
Ворота с полукруглой аркой.
Холмы, луга, леса, овсы.
В ограде мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.

Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.

Они смыкают сверху своды.
Внизу лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекает напрямик.

Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.

Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.

Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошёл,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчёл.

Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берёт,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы переплёт.

На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажжённые дождём.
Борис Пастернак
Следующий этап - знакомство с художественным полотном Шишкина «Старые липы» . Знакомство с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – чародея и певца русского леса. Шишкин великолепно знал русскую природу, особенно русский лес. «Мне иногда кажется, что старые сосны и берёзы беседуют со мной», - говорил он. Родился он в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы, с детских лет полюбил очарование её лесов.
Картина Ивана Ивановича Шишкина «Старые липы» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников – это написание сочинения (эссе) по картине. Сочинение по этой теме способствует расширению кругозора детей, развитию их мышления, обогащению их словарного запаса. Картина Шишкина развивает воображение детей, совершенствует умение отбирать нужные для её описания слова и учит школьников грамотно составлять сочинения.
Липа - одно из тех деревьев, части которого, так или иначе, используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу, да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.
Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают.
Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные ветром с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.
Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. Древние германцы плели из мочала одежду - в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков.
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам.
Из поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древесины липы мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки.
В южных областях России из липы строили даже дома и различные хозяйственные постройки. Столяры изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек.
Затем переходим к лечебному воздействию природы. Знакомимся с лекарственными свойствами липы.
В фармакологии чаще используются цветы и древесный уголь липы. В народе же для лечения и профилактики различных заболеваний применяются любые части растения. Официально доказана целесообразность применения этого растения в медицине, так как: в цветах липы сосредоточены глюкоза, аскорбиновая кислота, фитонциды и биофлавоноиды, каротин, танин, белковые соединения и масса других веществ. Цветы и древесина в большом количестве содержат эфирные масла, снижающие нервное возбуждение. Листья содержат каротин, витамин «С», слизь и более чем на 12% состоят из сахаров. Являются отличным средством избавления от цинги. Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи,- приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с медом-липецом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях.
Завариваем чай для всеобщего чаепития. Чай символический как благодарность природе…

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: Наш мир и природа

2010 г.

Форма воспитательного мероприятия: классный час

Тема: «Наш мир и природа»

Цель: Познакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть её составляющие; показать значимость образования в формирование у учеников положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружающему миру; показать отрицательное воздействие людей на природу; формирование бережного, заботливого отношения к природе; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания, культуры.

Задачи мероприятия:

    Воспитание экологической культуры поведения в природе.

    Активизация познавательной деятельности детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, связанной речи, умение рассуждать и делать аналитические выводы.

Участники:

Оборудование: Волшебный пакет; сундучок; коробочки с горошинами; плакаты «Природа»; мячи; бумажные цветы; аудио; зелёный конверт; бумага А- 4, фломастеры.

Методы и приемы, исполь зуемые в ходе мероприятия: беседа, игра «Собери голос» игра «Волшебный пакет», игра «Зелёный друг», метод самовоспитания – рефлексия.

Классный час «Наш мир и природа»

Ход занятия.

1.Организационный момент

Приветствие гостей и друг друга

- Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе.

2. Разминка.

Сначала я хотела бы вас спросить: какие голоса мы различаем? (громкие, тихие). Каким голосом вы разговариваете во дворе или во время перемене? А что происходит с нашим голосом, когда мы приходим в класс и начинаем работать. Почему в классе нужны тихие спокойные голоса?

- Хорошо. Я принесла красивый сундучок. Давайте мы на время занятия сложим в него наши громкие голоса, чтобы они никому не мешали.

3. Основная часть.

Детям раздаются горошины в коробочках.

- Рассмотрим горошину. На что горошина похожа? (Она похожа на нашу планету Земля, такой она видится из космоса).

- Что видите на этой маленькой копии планеты Земля?

- Как каждому из вас живется на Земле?

- Кто знает, сколько таких «Я» живет на Земле? (5 млрд.) Каждый человек – это целый мир. Одинаковых людей нет. И каждый с годами должен становиться лучше. Всем 5 млрд. человек хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Но не каждый из нас бережет и сохраняет нашу планету и природу. С уществует два мира: мир заботы, добра, любви и мир глупости, плохого отношения к природе. Мы должны понять, в каком мире будем жить. Какой мир строить нам.

Игра «Волшебный пакет»

Заранее изготовляются символические рисунки природы (листья, цветы, облака, солнца). Все эти макеты означают бережное отношение к природе. Изготовляются чёрные капли, которые обозначают негативное отношение к природе. Воспитатель демонстрирует всё, что будет находиться в пакете. Заранее делается пакет с потайным отделением. Для этого берется обычный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все макеты природы демонстративно кладутся в пакет, но чёрные капли аккуратно засовываются в дополнительное отделение. Во время игра, воспитатель проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают символические рисунки природы. Количество рисунков надо рассчитать так, чтобы все хорошие макеты были к концу конкурса разобраны.

А сейчас мы с вами обратимся к волшебному пакету, мы уже когда- то обращались к нему. И именно волшебный пакет подскажет нам, из какого мира мы с вами, из мира заботы и бережного отношения к природе или наоборот.

В этот пакет я сейчас положу вот такие жёлтые солнышки, зелёные листики, красные цветы и облака, которые говорят о заботливом и бережном отношении к природе. Попадут в наш пакет и чёрные капли, которые свидетельствуют о плохих поступках по отношению к природе. И волшебный пакет подскажет нам, какие мы с вами. Как мы относились и относимся к нашей природе.

Дети по очереди вытаскивают из пакета солнышки, цветы, облака и листья. А все черные капли остаются в пакете.

Вот чудеса! Смотрите, у вас только картинки, обозначающие бережное отношение к природе. Ну-ка посмотрим! (Воспитатель засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все чёрные капли и показывает их детям ) Ребята! Все чёрные капли в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в нашем классе нет детей, которые плохо относятся к природе, не берегут её. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство не исчезло, и вы всегда только бережно относились к природе.

- Без чего жизнь людей на планете совершенно невозможна?

- Каким должен бать человек, способный сохранить всё живое на Земле?

- Сберечь Землю сможет человек образованный, добрый, внимательный.

Игра «Движение Земли». Физкультминутка.

У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждый ряд получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.

А сейчас мы поиграем в игру «Зеленый друг».

Из конверта зеленного цвета учитель достаёт ситуации, читает их вслух, ситуации разбираются вместе с детьми.

Ситуация 1. Коля пришёл гулять с мамой в парк, мальчику всегда очень нравилось в парке, он любил там играть. Сегодня он играл в очень интересную игру с мальчишками, все мальчики нарвали себе веток с деревьев и кустов и бегали друг за другом с большим удовольствием и радостью

Не ломай веточки деpевьев и кустаpников . Листочки участвуют в дыхании pастения. А вы знаете, что pастения питаются "из воздуха" с помощью листьев. Листья выделяют кислород, задерживают пыль.

Ситуация 2 . Однажды, когда Артём гулял в лесу и собирал шишки, он увидел красивую ель. Мальчик взял гвоздь и нацарапал своё имя на дереве.

Не повpеждай коpу деpевьев! Ребята неpедко выpезают на коpе деpевьев надписи, напpимеp, свои имена, делают дpугие отметины. Это наpушает кpасоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям (чеpез pанку вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).

Ситуация 3. В воскресенье Катя отдыхала с родителями на природе. После замечательного отдыха они собрались и поехали домой, так и не убрав весь мусор, оставшийся после них.

Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоpа. Никогда не выбpасывай мусоp в водоемы. Это одно из самых пpостых и в то же вpемя самых важных пpавил. Мусоp, оставляемый людьми буквально повсюду, обезобpаживает лицо пpиpоды. Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья дpугим людям.

Ситуация 4. Однажды мальчики гуляли во дворе, и на одном из деревьев они обнаружили гнездо птицы, там были маленькие птенчики. Мальчики радостно подбежали к гнезду и начали бросать в него камни. Потом один из них залез на дерево и стал брать маленьких птенчиков в руки.

Не подходи близко к гнездам птиц и н е pазоpяй птичьи гнезда. По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо.Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей. В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные. Особенно часто дети пpиносят домой или в класс уже опеpившихся, но не умеющих летать птенцов, котоpых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подpастающие, котоpые учатся летать. Родители подкаpмливают их. Пойманные pебятами птенцы, как пpавило, быстpо погибают в неволе.

Ситуация 5. Сегодня дети весело провели время, они подожгли траву на лужайке и радостно бегали, видя как горит чудесная лужайка.

Не жги траву на лугу . Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы,погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека.

Ситуация 6 . Девочка Оля гуляла во дворе, и нашла муравейник, она с больши любопытсвом наблюдала за муравьями, а когда мама позвала её домой она растоптала муравейник и побежала к дому.

Не pазоpяй муpавейники. Есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки. Есть рабочие муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять .

Вот так вот бывает, к сожалению, мы не всегда, совершая плохие поступки, и принося вред нашей природе, задумываемся над этим. А надо всегда помнить о том, что один наш неверный шаг, приносит огромный вред нашему миру и природе.

4. Заключительная часть.

Работа с плакатами

Показать наглядно детям, что будет с природой если не выполнять все правила поведения на природе .

Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить? Она могла раскрошиться, потеряться. Так же трудно сохранить наш мир. Эта горошина поможет вам вспомнить наш разговор, почувствовать спокойствие, тепло, добро, радость, если вам будет одиноко. (На следующее занятие мы узнаем, кто сохранил горошину).

Рефлексия “Букет цветов”

Детям прелагаются цветы, высказывая своё мнение они вешают свой цветочек на стену.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь наш мир и природу, беречь нашу Землю. А теперь давайте поделимся с друг другом, что мы вынесли с нашего сегодняшнего занятия. Понравилось нам сегодня занятие или нет. Над чем задумались.

Песня “ Солнечный круг, небо вокруг”

- Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйте гнезда!Пусть каждый из вас сделает чтото доброе и хорошее для нашего мира.Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать Без нас она?

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру

«Будь природе другом»

1.Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.

2.Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Учитель: Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живешь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовется этот дом.

Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему? (Ответы детей).

А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на земле жили динозавры.)

От чего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ.)

В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В комнате есть пол. Где пол в природном доме? (В доме-природе под ногами земля, почва.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите. (А в природе огонь вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.)

В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние)

Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Ребята, а кто построил наши дома? (Строители.)

Кто построил природу? (Никто не строил.)

Где чище: дома или на природе? (Дома чище.)

Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.)

Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения и животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на ее вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение» (каждая команда внимательно слушает вопрос)

1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (одуванчик)

2.Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосну). Почему?

3.Какие деревья с белой корой? (береза, осина)

4.Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (смородина)

5.На этом цветке любят гадать влюбленные девушки. (ромашка)

6.Какой газ выделяют растения? (кислород)

7.Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (береза, дуб)

8.Что есть у сосны, тополя, осины? (буква о)

2-й конкурс «Загадки о деревьях»

1.Русская красавица,

Всем нам очень нравится,

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (береза)

2.Прямо в небо рвутся ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)

3.Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал.

Год прошел, и деревцем

Маленьким он стал. (желудь)

4.Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (ива)

5.Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (клен)

6.Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки..

Вкусен, сладок их нектар…

Кто то дерево узнал?(липа)

3-й конкурс «Собери из букв названия животных» (Можно использовать не все буквы).

Банка Багаж

Колосья Пион

Коса Зонтик

Кожух Салон

4-й конкурс «Что это за насекомые» (Узнать по описанию насекомое и выбрать один из предложенных вариантов)

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле:

Капустница

Лимонница

2.Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком:

3.Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях:

Стрекозы

4.Зеленые насекомые с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков, сидя в траве. Издают стрекочущие звуки:

Долгоносик

Кузнечик

5-й конкурс «Головоломка»(Каждая команда получает карточки с одинаковыми головоломками. Задание – расшифровать головоломку. Побеждает та команда, которая справится быстрее и правильнее.)

Головоломка:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,

ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК

Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет»

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Но не все помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе-туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо.

Эй, ребята! – крикнул Дима-,

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж.

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Физкультминутка(Игра «Да, нет». Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.):

Я мусорю на улице.

Я соблюдаю в лесу тишину

Я разоряю муравейники

Бумагу трачу попусту.

Я не рву растения, находящиеся под охраной.

Я не разоряю птичьи гнезда.

Я засоряю водоемы мусорными отходами.

Охрана природы приносит пользу.

Планета Земля – наш общий дом.

6-й конкурс «Правила друзей природы»

Послушайте и закончите фразу:

Если ты встретил на тропинке птенца…(Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков. Запрещается разорять гнезда птиц, бросать в них камни.)

Если на твоем пути встретился большой муравейник…(Нельзя разорять муравейники, т.к. муравьи – санитары леса.)

Если ты взял с собой походный приемник…(Громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей)

Если ты набрел на земляничную поляну…

Если ты увидел на поляне красивые цветы…(Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным. Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.)

Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить ей.

6-й конкурс «Посади дерево».

Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево». (Командам выдаются одинаковые комплекты карточек. Задание: разложить карточки в нужной последовательности.)

Карточки:

1)Выкопать яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

2)Дерево подвязать к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подложить мягкую тряпочку.

3)В дно ямы забить кол длиной 1,5-2 метра.

4)На дно ямы насыпать холмик земли. На нем расправить корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпать землей, затем ее уплотнить.

5)Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо полить.

6)Выбрать место для посадки.

Ответы:6,1,3,4,2,5.

7-й конкурс: «Мусорбол».

Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы – спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обертки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо бросить в урну клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра «Мусорбол» начинается! (Все игроки команд по очереди пытаются попасть в урну).

Подведение итогов внеклассного мероприятия «Будь природе другом».

Спасибо вам за участие! Еще раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. И каждый из нас в ответе за ее будущее.

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

  1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнение знаний учащихся по экологии.

Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

Ведущая: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Тур “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  6. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  7. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  8. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  9. Всемирный день туризма (27 сентября)
  10. Всемирный День животных (4 октября).

Тур “Разгадай кроссворд”

1 З А К А З Н И К
2 Г Л У Х А Р Ь
3 П Р И Ш В И Н
4 Э К О Л О Г И Я
5 Ж У Р А В Л Ь
10 Б 6 Б Е Р Е З А
А Д
Р 7 Н А Л И М
8 Л И С Т В 9 Е Н Н И Ц А
Л 11 К Л Е С Т
Ь
  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?
  10. Какие птицы едят грибы?
  11. Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?

Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!

Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

Тур “Отгадай загадки”

Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Тур “Зеленая аптека”

Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в Хакасии и рассказать об их влиянии на человеческий организм.

  • Подорожник
  • Боярышник
  • Брусника
  • Тысячелистник

Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

Тур “Красная книга”

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  • Кувшинка
  • Ветреница
  • Лебедь
  • Журавль-красавица
  • Баран-аргали
  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
  4. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
  5. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
  6. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Тур “Экологические знаки”

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Ведущий: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

(В. Шефнер)

Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Похожие публикации