Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Ильин психология. Е. П. ИльинПсихология спорта. Психология обучения и воспитания

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Я. В. Чежина

научно-педагогическая деятельность е. п. ильина: к юбилею ученого

20 марта 2013 г. Евгению Павловичу Ильину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору, исполнилось 80 лет.

Изучению психологических проблем предшествовал сложный образовательный маршрут. Е. П. Ильин получил высшее медицинское образование, а затем за годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК и физиологическое. Интерес к физиологии ученый начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания в дальнейшем кандидатской диссертации. В 1956 г. на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е. П. Ильина получило диплом и премию второй степени. А в следующем году появились его первые публикации во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии.

В 1962 г. Евгений Павлович защитил на биологическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

В дальнейшем Е. П. Ильин продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Обе лаборатории находились на одном этаже, и руководитель лаборатории физиологии труда заимствовал для Е. П. Ильина хоздоговорную ставку младшего научного сотрудника у Б. Ф. Ломова. Таким образом, Е. П. Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 г.

С 1964 г. Евгений Павлович стал сотрудником лаборатории инженерной психологии. Через полгода Е. П. Ильин был назначен Б. Ф. Ломовым руководителем группы референтов, что явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, и регулярные семинары по проводимым исследованиям.

После создания в ЛГУ в 1966 г. факультета психологии Е. П. Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, а после отъезда Б. Ф. Ломова в Москву исполнял обязанности заведующего кафедрой.

В 1968 г. при научном консультировании Б. Ф. Ломова Е. П. Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека», которая была первой из 11 диссертаций, защищенных ленинградскими (питерскими) учениками Б. Ф. Ломова. Одним из официальных оппонентов был Борис Герасимович Ананьев.

Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича: он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до сих пор, а в звании доцента Е. П. Ильин был утвержден месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. «Чер-

Universum: Вестник Герценовского университета. 1/2013

ным» оппонентом по докторской диссертации был Константин Константинович Платонов, который после ознакомления с личным делом Е. П. Ильина был удивлен совпадением их профессионального пути: оба закончили медицинский вуз, оба по распределению были отправлены работать в Читинскую область, оба изучали там уровскую болезнь на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей.

В 1969 г. Е. П. Ильин принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем в области дифференциальной психофизиологии и психологии спорта. За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е. П. Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы издательство «Просвещение» выпустило учебные пособия Е. П. Ильина - «Психофизиология физического воспитания» (кн. 1, 1980; кн. 2, 1983), «Психология физического воспитания» (1987), общий тираж которых составил 70 тысяч.

С 1992 г. Е. П. Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, что было связано, в первую очередь, с обращением ученого к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоциям. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива Е. П. Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 г. в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли был обусловлен диагностикой волевых качеств у спортсменов еще в 1970-х гг. Изучение состояния монотонии привело Е. П. Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы П. К. Анохина. В результате с 2000 г. ученым в издательстве «Питер» был опубликован ряд фундаментальных монографий: «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Психомоторная организация человека», «Эмоции и чувства», «Психология индивидуальных различий», «Психология спорта», «Психология риска» и многие другие.

Большой вклад внесен Е. П. Ильиным и его учениками в разработку психодиагностических методик. Так, экспресс-методики изучения свойств нервной системы и сегодня активно используются Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физкультуры, а также применяются в сборных командах России (в том числе паралимпий-ских) в процессе психологического сопровождения спортсменов. Среди учеников Е. П. Ильина на факультете физической культуры ЛГПИ им. А. И. Герцена появилось много выдающихся тренеров, кто в своей профессиональной деятельности опирался его на разработки. Среди них - В. А. Платонов (тренер сборной СССР по волейболу), Ю. М. Чистяков и Л. Д. Мирский (тренеры по конькобежному спорту) и др., подготовившие спортсменов высокого уровня.

Одной из существенных научных заслуг Е. П. Ильина и его школы является фундаментальное теоретико-экспериментальное обоснование положения Б. М. Теплова о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на «хорошие» и «плохие». Так, «слабая» (в терминологии И. П. Павлова) нервная система, отличающаяся более высокой чувствительностью по сравнению с «сильной», имеет ряд неоспоримых преимуществ в определенных видах деятельности и поведения. Е. П. Ильиным и его учениками выявлены типологические комплексы нервной системы, влияющие на проявление различных способностей и склонностей человека к тому или иному виду деятельности. Дифференцированный подход с учетом типологических особенностей нерв-

Научные школы

ной системы дает объективные критерии для отбора в различные виды трудовой, спортивной и учебной деятельности. К настоящему времени Е. П. Ильиным и его учениками изучены типологические комплексы волевых (смелость, решительность, упорство, терпеливость др.), двигательных (быстродействие, временя реакции, частота движений), интеллектуальных характеристик (различные виды памяти, креативность и др.).

Поражает разносторонность научных интересов ученого: общая и дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда, возрастная и педагогическая психология, психология общения. В последнее время наметилась линия исследований, воплощаемых учениками Е. П. Ильина, посвященных изучению агрессивности, а также проблемам соотношения биологического и социального пола (гендера) в психологии. Как итог размышлений ученого в рамках данной научной проблемы появилось понятие «фенотипического пола», которое Е. П. Ильин детально обосновал в своей монографии «Пол и гендер».

В течение многих десятков лет Евгений Павлович является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Его учениками защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов «Золотая Психея» в номинации «Патриарх психологии», лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра, награжден значком «Отличник просвещения СССР», Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги «Человеческий фактор». Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах.

В настоящее время Е. П. Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена. Его исследования посвящены решению наиболее острых, актуальных и практически востребованных проблем современной психологической науки. От всей души поздравляем Евгения Павловича с юбилеем и желаем ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов!

Е. П. Ильин

насилие как психологический феномен

В настоящее время феномен насилия стал все больше привлекать внимание как общества, так и специалистов из различных областей знания (юристов, психологов, педагогов). По поводу насилия пишутся статьи, книги и диссертации. Однако, как ни парадоксально, при этом без обсуждения остается вопрос - что такое насилие. Термин «насилие» используется настолько расширительно, что подчас становится непонятно, о чем уже идет речь.

Определение насилия. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Насилие - применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-н. ». В этом определении главное - принудительное воздействие (принудить - заставить что-то сделать против желания самого человека), а какое оно по характеру (физическое или психологическое), это уже детали.

Так, к принудительным воздействиям С. И. Ожегов относит притеснение, беззаконие. Притеснение - это несправедливое ограничение свободы, а беззаконие - нарушение, отсутствие законности, т. е. попрание прав человека.

Е. П. Ильин

Психология воли

Предисловие ко второму изданию

За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» . По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппенрейтер ) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].

По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].

Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей – «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема – психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.

Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.

Предисловие к первому изданию

Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади – они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127].

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных – у человека имеются мотивация и «сила воли».

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш ), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону – способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни ). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.

Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию – непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему – механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом – отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» . Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах писал, что из двух сторон проблемы воли – осуществление намерения и детерминация – в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.

Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю – не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию – как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.

Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).

Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции.

При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.

Второе издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2001 г.) переработано и дополнено. В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание уделено анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Научное содержание почти всех глав второго издания расширено с учетом отечественных и зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов...

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

Е. П. Ильин
. Психология индивидуальных различий
СПб.: Питер, 2004, ISBN 978-5-4237-0032-4

В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Психология индивидуальных различий

Предисловие

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы

Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы

Часть третья. Индивидуальные различия в поведении

Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента

Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях

Глава 9. Мотивационные различия

Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»

Глава 11. Индивидуальность человека

Часть четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность

Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей

Глава 13. Способности и одаренность

Глава 14. Общие представления о стиле деятельности

Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности

Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

Глава 17. Стили руководства и общения

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей

1. Методики выявления типов и свойств темперамента

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»

Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу)

Методика «Свойства и формула темперамента»

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

Четырехмодальностный эмоциональный опросник

Методика «Оптимист – пессимист»

Тест «Пессимист или оптимист»

Шкала оптимизма – активности

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы

Методика «Импульсивность»

Методика «Измерение рациональности»

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности)

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

Методика измерения застенчивости

Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко)

Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Методика «Шкала совестливости»

Опросник «Ауто- и гетероагрессия»

Методика «Конфликтная личность»

Методика «Агрессивное поведение»

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций

Методика «Шкала робость – стеснительность»

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

Опросник для самооценки терпеливости

Методики экспериментального изучения упорства, смелости, решительности

Опросник для самооценки упорства

Опросник для самооценки настойчивости

Шкала «Социальная смелость»

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»

Методики выявления когнитивных стилей

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем

9. Методики изучения стилей руководства

Методика «Самооценка стиля управления»

Методика «Стиль руководства»

Методика «Склонность к определенному стилю руководства»

Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам

Методика «Стиль управления»

Похожие публикации