Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Создание атомного ледокола ленин год. Атомный ледокол "ленин"

Наравне с космосом в СССР мы покоряли и все остальные рубежи. В частности, Арктику - для нее в 1953 году было решено построить первый атомоход. Этот проект по важности, размаху и освещению почти соответствовал покорению космоса, и здесь тоже была гонка с американцами: они закончили свой авианосец «Энтерпрайз» на два года позже.

Чтобы понять, чем так важен ледокол «Ленин», нужно начать с короткого описания ситуации. Наша экономика зависела от транспортных путей через Арктику, а нормальная навигация там возможна только три-четыре месяца в году. Обычные ледоколы требуют слишком много топлива и, как следствие, не очень крупны (то есть не могут вести большие суда и караваны). Советская наука доказала, что эту проблему идеально решает ядерная установка. Если строить энергосистему на ней, то можно сделать ледокол большим, тяжелым, широким - и автономным на два-три года. А Курчатов с научной группой придумал, как именно это сделать.

Это была потрясающая возможность. Потому что можно было доказать всему миру, что наш атом реально мирный. И показать, как народы СССР в очередной раз превозмогли силы природы и раздвинули границы доступного человеческому.

Впечатление

Первое, что бросается в глаза при посещении «Ленина», - это его монументальность. Он был создан поражать. Если в космос нельзя было отправить ничего особо крупного (даже космонавтов подбирали по росту), то здесь у конструкторов был огромный простор для возможных работ. Посмотрите, насколько нетипично отделан ледокол:

Дорогое дерево. Здесь нет никакой экономии - ни по массе, ни по материалу. Напомню, даже первые вагоны метро уже обшивали пластиком на основе ткани, вот таким (это я снял в реконструированном моторном вагоне метро серии А №1):

Этот же пластик использовался для пароходов, чтобы их облегчить. «Ленина» облегчать не стали. Почему? Во-первых, отделка деревом создает ощущение теплоты и комфорта. Это очень важно при ответственных работах, это очень важно в долгих переходах. Но, что важнее, атомоход нес ту же функцию, что первые станции метро. Он был символом наших возможностей, а значит, должен был поражать, и поражать сразу, с первого же взгляда.

Про ледоколы писали многие годы, и было что показать. А тем, кто его посетил, было что вспомнить. Он действительно невероятно просторный.

Естественно, его оснастили по последнему слову техники и подготовили почти как космический корабль к «автономке». На борту был полноценный госпиталь с невероятно современной технологией - рентгеновской установкой (такую имели не все материковые крупные больницы - а это ведь еще одно доказательство мирности атома!). На борту была парикмахерская, сапожная мастерская, портновская мастерская, салон отдыха, библиотека с читальным залом, курительный салон. Столовая использовалась как кинозал. В зале заседаний под ходовой рубкой можно было развернуть большой командный центр или провести официальный прием.

В дорогу бралось все - даже шахматы, на тот случай, если кому-то надо будет обсудить вопрос за партией.

Невероятное внимание уделили комфорту капитана и судовых офицеров. Их каюты были роскошнее, чем квартиры многих чиновников. Правда, меньше, чем эти квартиры, - реально большая была только у капитана, и она использовалась в том числе для проведения совещаний (плюс выделенная «кухня» для тет-а-тет). Для всего атомохода делали очень много мебели под заказ: заботились об эргономике всего и вся.

Автоматики в годы постройки было мало. Для «автономки» было достаточно 150 человек экипажа (по факту на борт заходило около 230). У второго поколения атомоходов это число сократилось до 100 человек. А на новом, четвертом поколении ледоколов, раза в два больших по размеру, уже 75 человек.

Проектные решения

Первой большой проблемой была компоновка машинного отделения. Над атомоходом работало несколько сотен предприятий СССР, и конкретно в машинном отделении было очень много смежников: надо было поставить около 6 тысяч единиц техники, причем часто вообще не так, как это делалось традиционно. Одна только смена технологии пайки труб на сварку поменяла много в представлениях о 75 километрах труб ледокола.

Поэтому машинное отделение собрали из дерева. Натурально сделали макет из дерева и начали компоновать там все узлы. Переделать деревянный блок на макете было куда быстрее, чем подвинуть реальное оборудование уже внутри реального корпуса. Позже эту же методику использовали при ремонтах: пробовали с деревянными деталями, а после ставили уже основные, если операция отрабатывалась штатно. Реактор рядом все же.

На момент выхода из дока в Ленинграде встала еще одна дико смешная по современным меркам проблема: осадка - 10 метров, а глубина канала - 9 метров. Можно было углубить канал, можно было построить поддерживающие понтоны - много чего можно было. Но рассчитали прилив и решили ждать подъема воды на 2,5 метра: статистически такое должно было произойти.

На этом экономили огромные деньги страны, но могли потерять время: для символа пропаганды было очень важно попасть в нужную дату, то есть в 6 ноября 1959-го, это 42-я годовщина революции. В годовщину партия хотела показать народу, что было достигнуто общими силами. Задерживать дедлайн было нельзя: это был дедлайн в буквальном смысле, где если что-то не так, могли бы и расстрелять. (Обновлено: cadmi уточняет, что вряд ли расстреляли бы в 1959-м.)

Месяц ждали воду. В конце концов автора идеи А. Лейбмана вызвали к особистам «на поговорить». Он вышел из здания и сразу встретил помощника, который сказал, что вода будет ночью. Вернулся в здание и сообщил об этом особистам. Те сразу просияли: «Вот видите, стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась!»

Вода держалась 2 часа 20 минут, ледокол проводили чуть меньше 2 часов. К годовщине успели испытать и сдать.

Выполнение задач

На самом деле ни одна другая страна не нуждалась в атомоходах так, как СССР. У нас был огромный сектор Арктики, и через него нам надо было ходить. «Ленин» эту задачу решил на отлично: 30 лет на трассах Арктики, с 1959 года по 1989-й. Следом за ним построили еще атомоходы, и их объединили в одну схему. Получилась круглогодичная навигация караванами. Автономность неограниченная, возможна загрузка топлива раз в 4-6 лет, и, учитывая, что в сутки потребляется около 45 граммов топлива - можно было бы добросить контейнер самолетом или вертолетом (в теории, на практике так и не вышло).

Вот топливо, собственно, сами тонкие трубочки в разрезе:

Реакторных установок было сразу три (после модернизации с ОК-150 до ОК-900 - два блока), они вырабатывали пар для четырех электростанций - точнее, четырех турбинных генераторов, питающих током три электродвигателя винтов.

Все остальные узлы тоже как минимум дублировались. На случай полного отказа реакторных установок были дизельные станции плюс 500 тонн запаса дизельного топлива.

Вот реакторный отсек в современном виде (все это габаритные макеты):

На ледоколе сверху вертолетная площадка для ледовой разведки. Этим же вертолетом с полярных станций можно было брать срочных больных в госпиталь «Ленина».

Вообще, тут надо немного рассказать про то, как, собственно, он помогает проходить транспорту через лед. Первое и главное - форма корпуса ледокола не приспособлена для обычной навигации, она неоптимальна с точки зрения хождения по обычной акватории. Носовая часть сделана покатой - так, чтобы ледокол «заползал» на лед, а потом скалывал его своей массой:

То есть он не «бодает» лед, как многим кажется, а ломает его и отправляет в стороны. Функция ледокола - сделать проход в ледовом поле, чтобы по этому проходу за ним прошли транспортные суда. При ломке он немного рыскает, то есть получается проход чуть шире корпуса, но с боков - со льдинами, дальше с ледяной кашей, а в середине чистый.

Разумеется, это получается далеко не всегда: есть льды такой толщины, которые ледокол просто не проломит. Поэтому нужно очень хорошо оценивать, что впереди: иногда караван нужно оставлять для разведки льда корпусом, иногда - вести сложным зигзагом, иногда - возвращаться. Есть около 60 основных маневров: например, разведка корпусом, а потом проведение каравана на буксире по одному судну через «ледовую» перемычку. На сложных перемычках можно брать лед не непрерывным ходом, а форсированием с разгона. Когда нужен широкий проход, например, при смыкающихся льдах - можно прокладывать канал «елочкой», двигаясь вперед-назад под углами. Можно разворачиваться и прокладывать второй проход рядом с первым, если есть опасность компрессии или одно из судов уже зажато льдами. Много маневров рассчитано на два ледокола: есть схемы параллельного движения, форсирования льда вдвоем (один давит, другой толкает в корму), форсирования и проводки и так далее.

Если интересно, то путешествие по ссылкам можно начать с текста «Работа ледокола при проводке судов во льдах».

Если ледокол заклинивает, то его начинают раскачивать. Обычно это делается ходом винтов вперед-назад, но на «Ленине» есть специальные балластные цистерны на бортах, в которые можно перекачивать воду слева направо и наоборот - это дает возможность раскачивать ледокол «изнутри».

Крепление для мебели в полу на случай качки:

А стулья столовой уже закреплены с самого начала:

Больше про интерьеры и энергосистему писал lozga. Теперь обратите внимание на управление винтами (три рукоятки):

Телеграф для связи с машинным отделением встречается в ходовой рубке три раза: слева, справа и по центру. Вот он с другой стороны:

Обратите внимание на журналы слева, они выдают музейную реконструкцию ходовой рубки. После путешествия под парусом около Гренландии для меня эта полка смотрится как источник опасности - журналом в голову точно прилетит при качке. И да, я уточнил, конкретно эта полка появилась после превращения атомохода в музей, обычная качка довольно сильна.

Как видите, в иллюминаторах доступен панорамный обзор. Поэтому основное управление маневром делается оттуда, где стоит человек, - чтобы не бегать посмотреть и обратно.

Все приборы ранней автоматической эры:

Это вот экран радара:

Это вот фрагмент экспозиции - поразившее меня своей элегантностью устройство для растапливания снега. Рядом есть макет арктической станции и еще много интересных штук.

Ах да! Для атомоходов делались серьезные расчеты оптимальных маневров: капитан и офицеры не только знали ледовую физику, но и учили серьезную прикладную математику процессов.

Операция по смене установок

В процессе эксплуатации выяснялось много практических вещей. И если, например, цвет краски был важен как опыт, но оказал не очень сильное влияние на историю: просто потом начали красить вместо темных цветов в арктический красный - то вот с энергетикой не все было так банально.

Одна из самых интересных вещей, произошедших с «Лениным», - то, как ему подорвали днище, чтобы затопить реакторные блоки. Если очень коротко, то история следующая: в какой-то момент стало понятно, что смонтированные ядерные системы сделаны далеко не самым оптимальным образом. Да, по знаниям примерно 1955-1957 года все было идеально. Но это был первый атомный надводный корабль, и по ходу эксплуатации стало понятно, что кое-что можно было бы сделать лучше. В 1965 году произошла первая серьезная авария, потребовавшая выгрузки топлива и захоронения его на глубине в специальном контейнере.

Вторая авария произошла всего через два года (даже меньше). Осенью 1967 года было решено выгрузить оборудование на 3700 тонн. Это блок 22,5×13×12 метров, то есть фрагмент высотой с семиэтажку в центре корпуса. Ледокол встал на место захоронения реакторного отсека, затем его подготовили к выгрузке - залили компаундом (термоактивной полимерной смолой. - Прим. ред.) все, что смогли, для защиты дна океана от радиации, разрезали, что смогли, заложили кумулятивные заряды, поставили специальные переборки, чтобы после взрыва отсек не заклинило с перекосом. А потом взрывом вырвали середину корпуса и «поймали» на понтон. Ее отбуксировали чуть в сторону, и она расчетно затонула. Ледокол с затопленным отсеком отбуксировали в док для восстановления корпуса. Потом, позже, его еще раз поставили в док, но уже в Северодвинске - для установки новых реакторов ОК-900, учитывающих весь накопленный опыт эксплуатации.

Вот есть «карандашные» схемы процесса, а - цитирование записей из журналов.

«22:15. Уровень воды в центральном отсеке достиг 9,0 метра. Носовой и кормовой клинкеты перекрыты, заполнение отсека забортной водой прекращено.
22:22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.
22:27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов».

Нынешнее состояние ледокола

Сейчас «Ленин» - это музей. Его хотели было списать, но потом поняли, что это хоть и от СССР, но все же символ. Сняли с него все то, что не имеет отношения к музейной программе, и поставили в порту Мурманска. На нем есть экипаж и капитан. Пускают экскурсии по несколько раз в день - правда, не по всем отсекам. Как сказали на месте, планируется макет вертолета сверху (вроде как ищут списанный вертолет, чтобы его поставить на площадку), и сейчас там еще демонтировали часть кают экипажа и сделали интерактивную выставку (в частности, про то, как белые медведи открывают банки сгущенки, сброшенные с ледокола туристами). Если будете в тех краях - обязательно загляните. Ледокол впечатляет даже не столько интересностью, сколько тем, какие сильные вещи мы делали уже в 1960-х.

Из 150 рейсов на Северный полюс наш флот сделал 114 (по состоянию на осень 2017 года, первый рейс был чуть больше 40 лет назад). Сейчас можно взять билет и примерно за 80 часов дойти до Северного полюса на другом атомоходе, «50 лет Победы» (вся экспедиция - 10-11 суток). Стоит это удовольствие около 30-40 тысяч долларов, и, по непроверенным данным, билеты на следующий год уже почти полностью выкуплены китайскими туристами.

Но мне кажется, это все-таки мечта каждого пацана, рожденного в СССР. Как полететь в космос.


Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки.

Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.

В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.

В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.

Ледокол Ленин - трехвинтовое судно. По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета. Дымовая труба отсутствует.


Необычно большие размеры грот-мачты обусловлены ее использованием для вентиляции парогенераторной установки.


Применение атомной энергии определило особенности внутреннего расположения энергетических, жилых и служебных помещений судна. Корпус ледокола разбит главными поперечными водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков.


Две продольные переборки, идущие от второго дна до верхней палубы, образуют по бортам отсеки, в которых размещены главным образом балластные, топливные и другие цистерны, выше нижней палубы - различные кладовые, служебные помещения и каюты команды.


Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части - по продольной.


Размер шпации 800 мм. Промежуточные шпангоуты установлены по всей длине судна от второго дна до жилой палубы. Набор носовой и кормовой оконечностей веерный; шпангоуты в этих районах расположены нормально к обшивке.


Наружная обшивка в районе ледового пояса и прилежащие поясья выше и ниже его выполнены из стали повышенной прочности. Толщина ледового пояса 36 мм в средней части, 52 мм - в носовой и 44 мм - в кормовой оконечности.


Форштевень и ахтерштевень ледокола - лито-сварные. Общий вес форштевня 30 т, а ахтерштевня - 86 т. Руль ледокола сварной, имеет обшивку из листовой стали толщиной 40 мм. Площадь пера руля 18,5 м2. Баллер кованый из легированной стали диаметром 550 мм.


Команда ледокола размещается в одно - и двухместных каютах. Для жилых, культурно-бытовых и медицинских помещений на ледоколе использовано водяное отопление с кондиционированием воздуха.


В машинном отделении и вспомогательных помещениях отопление паровое. Предусмотрены мощная холодильная автоматическая установка и большое количество провизионных кладовых.


Грузовыми средствами на ледоколе служат: в носу - две грузовые стрелы с электролебедками грузоподъемностью по 1,5 тс,


в средней части - кран грузоподъемностью 12 тс для обслуживания отсека атомной установки;


в корме - два крана грузоподъемностью по 3 тс.


Ледокол снабжен тремя становыми якорями (один из них запасной) с поворотными лапами весом по 6 т каждый, стоп-анкером весом 2 т и четырьмя ледовыми якорями (два по 150 кг и два по 100 кг). Становые якоря убираются в клюзы заподлицо с обшивкой. Литые якорные цепи калибра 67 мм имеют длину 325 м.


В корме предусмотрен вырез для буксировки судов вплотную, который снабжен привальными брусьями и кранцами, облицованными резиной. Автоматическая двухбарабанная буксирная лебедка с тяговым усилием 40 тс на главном барабане и 25 тс на вспомогательном установлена в кормовой оконечности.


Электрогидравлическая рулевая машина осуществляет перекладку руля с борта на борт за 30 сек при скорости хода судна 18 уз и работе одного из двух установленных насосов. Непотопляемость ледокола обеспечивается при одновременном затоплении двух главных водонепроницаемых отсеков.


Ледокол имеет две спасательные шлюпки на 58 человек каждая, две спасательные моторные шлюпки на 40 человек каждая, два шестивесельных яла, разъездной и буксирный катера. Спуск и подъем спасательных шлюпок и катеров осуществляется с помощью шлюпбалок скатывающегося типа.


Энергетическая установка ледокола работает по следующей схеме. Выделяемое в реакторе тепло используется для получения перегретого пара в парогенераторах. Пар направляется к главным турбогенераторам, от которых электроэнергия подается на гребные электродвигатели.


Якоря гребных электродвигателей соединены с гребными валами. Парогенераторы получают питание от параллельно работающих питательных насосов, так что в случае аварийной остановки одного из насосов остальные автоматически увеличивают производительность до необходимого уровня. Управляют всей энергетической установкой ледокола с одного поста.


Биологическая защита атомной установки гарантирует защиту экипажа ледокола от действия радиоактивных излучений, которые контролируются специальной дозиметрической системой. Пульт управления этой системы расположен в посту радиационного контроля.


Главные турбогенераторы расположены в двух отделениях: носовом и кормовом. В каждом отделении установлены две турбины активно-реактивного типа мощностью по 11 000 л.с. Каждая турбина через редуктор соединена с двумя двухъякорными генераторами постоянного тока длительной мощностью 11 500 л.с. при номинальном напряжении 600 В.


Турбогенераторные агрегаты питают три гребных двухъякорных электродвигателя постоянного тока: средний и два бортовых. На средний двигатель подается 50% мощности, вырабатываемой турбогенераторами, а на бортовые - по 25%. Мощность среднего электродвигателя - 19 600 л.с, а бортовых - по 9800 л.с. Гребные валы ледокола выполнены из легированной стали. Диаметр среднего вала 740 мм, длина 9,2 м, вес 26,8 т; диаметр бортового вала 712 мм, длина 18,4 м, вес 45 т.


Гребные винты четырехлопастные, со съемными лопастями. Вес среднего винта составляет 27,8 т, бортового - 22,5 т.


На ледоколе имеются носовая и кормовая электростанции. В носовой установлены три турбогенератора, в кормовой - два турбогенератора и один резервный дизель-генератор мощностью по 1000 кВт каждый. Каждый турбогенератор состоит из конденсационной паровой турбины активного типа и генератора переменного тока. Кроме того, на судне предусмотрены два аварийных дизель-генератора.


Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953-1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 (почти «нержавейка») была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

На «Адмиралтейском заводе» в Ленинграде в 1956 году произошла закладка первого советского атомного ледокола «Ленин». Надводное судно с атомной энергетической установкой за 30 лет эксплуатации провело по Северному морскому пути более 3,7 тысячи кораблей. В СССР и в России было создано еще девять аналогичных кораблей, включая лихтеровоз «Севморпуть». Кроме нашей страны постройкой таких судов не занимаются нигде в мире. «Лента.ру» рассказывает о первом в истории атомном гражданском судне «Ленин».

Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая кораблю не застрять во льду. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.

Для экипажа внутри ледокола были созданы максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании корабль мог находиться до года.

Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы. В самом начале эксплуатации корабль настолько хорошо себя зарекомендовал, что в СССР фактически отказались от его использования в качестве опытного судна. Вероятно, именно такая самонадеянность привела к двум авариям с АППУ ОК-150, произошедшим уже тогда, когда срок их службы превысил плановый.

Решение о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой Совет министров СССР принял в ноябре 1953 года. Главными целями были объявлены демонстрация мирных возможностей использования атомной энергии и намерение сделать Северный морской путь одной из основных транспортных магистралей страны. В создании ледокола приняли участие ведущие ученые страны. Научным руководителем проекта был назначен физик-ядерщик Анатолий Александров, главным конструктором - кораблестроитель Василий Неганов.

Водоизмещение ледокола составило 16 тысяч тонн, длина - 134 метра, ширина - 27,6 метра, высота - 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду - 10,5 метра. Это позволило расположить на корабле две мачты, а в кормовой части судна - площадку для вертолета. Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час - разламывая лед толщиной около двух метров.

Спуск «Ленина» на воду состоялся в декабре 1957 года, а эксплуатировать судно начали в 1959-м. Только в первую пятилетку работы - в 1960-1965 годы - корабль прошел более 137 тысяч километров, из которых около 105 тысяч километров - по льду.

Главная гордость «Ленина» - уникальная атомная энергетическая установка, разработанная ОКБ Горьковского завода №92 (современное АО «ОКБМ Африкантов») под руководством советского конструктора ядерных реакторов Игоря Африкантова. Технический проект атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-150 был завершен в 1955 году и через два года утвержден на заседании научно-технического совета в профильном министерстве.

Ледокол оснащался тремя АППУ ОК-150 мощностью 90 мегаватт каждый, имеющими форму толстостенного цилиндрического сосуда из углеродистой стали с плоскими крышкой и днищем. Диаметр установки составлял 1,86 метра, толщина стенок - 0,14 метра; активная зона реактора была расположена в центре цилиндрического сосуда и окружена несколькими слоями стали, между которыми протекала вода. В 1966 году АППУ ОК-150 выработали отведенное время и через четыре года, в 1970-м, были заменены на две АППУ ОК-900.

Сокращение числа реакторов связано с повышением их мощности до 159 мегаватт и отсутствием необходимости в трех установках, что показала эксплуатация АППУ ОК-150. Конструкция новой установки была более долговечной и оптимальной, она оснащалась системой автоматики, освобождающей экипаж от постоянных дежурств у АППУ, что позволило сократить численность состава ледокола на треть - с 243 до 151 человек - и снизить стоимость генерируемой электроэнергии в два раза.

Несмотря на стабильную работу АППУ ОК-900, износ корпуса ледокола привел к тому, что с 1984 года судно стало использоваться в щадящем режиме - главным образом между июнем и декабрем, в период наиболее благоприятной навигации между Мурманском и островом Диксон. В 1989 году эксплуатацию «Ленина» прекратили, а в 2005 году судно, ставшее на прикол в Мурманске, преобразовали в музей.

Успешная служба первого атомного ледокола, на пять лет превысившая запланированный срок, позволила в 1975-2006 годах заложить восемь атомных ледоколов - «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Ожидается, что к 2020 году российский флот пополнится еще двумя универсальными атомными ледоколами.

Атомные ледоколы - явление уникальное. Строились они только в СССР и РФ. У других крупных держав нет таких больших территорий в Арктике. «Ленин» - первый атомный ледокол - был настоящим прорывом в научно-технической сфере. Он стал символом советской эпохи. Увидеть его своими глазами, а тем более побывать на борту, - мечта многих мореходов, историков, почитателей Российского флота. Как же появился атомный ледокол «Ленин»? Об этом - дальше.

История постройки

Создание атомного ледокола «Ленин» началось в год смерти Сталина, а именно в 1953 году. Главным конструктором назначили Неганова. Руководил проектированием Африкантов, а научным руководителем был Александров.

При проектировании специалисты столкнулись со сложностями по компоновке машинного отделения. Это было связано с новизной оборудования. Создатели решили сделать макет нужного отделения из дерева. Именно на нем конструкторы отрабатывали варианты компоновки. В любое время все можно было переделать без существенных затрат.

Заложили атомоход 25.08.1956 г. в Ленинграде. Главным строителем назначили Червякова.

В создании атомохода принимали участие различные заводы СССР:

  • Кировский произвел судовые турбины.
  • Харьковский электромеханический – главные турбогенераторы.
  • Ленинградский – гребные электродвигатели.

В проекте были задействованы ученые из ЛИПАН. Они не только занимались научной стороной вопроса, но и имели опыт в инженерном и производственном деле. Сотрудники ЛИПАН выполняли сложнейшие расчетные задачи.

Установка ОК-150 стала изготавливаться в 1955 году. Ее создание получило статус первостепенной важности. Контролировал работы Африкантов. Все трудились в напряженном ритме. Завод № 92 перешел на работу в три смены, никто не считался с личным временем работников. Если срывались сроки графика, на ответственных накладывались взыскания. Все возникающие ошибки оперативно устранялись. Ценой такого титанического труда стал «Ленин».

Основные параметры


Атомоход «Ленин» стал первым в своем роде. Его водоизмещение составило шестнадцать тысяч тонн без учета балласта. Длина по наибольшему измерению равна ста тридцати четырем метрам, а ширина – почти двадцати восьми метрам. Высота корабля - шестнадцать метров десять сантиметров. На чистой воде судно достигало скорости в девятнадцать с половиной узлов. Осадка судна составила чуть больше десяти метров.

Флот атомных судов

Советские умы довольно удачно выбрали область применения энергии расщепленного ядра. Ледоколы с атомными установками отличались безопасностью и экономичностью. Однако СССР был не единственным, кто решился на подобные эксперименты.

Другим государством, которое занялось строительством судна, работающего на «мирном атоме», были США. Только они решили создать пассажирское судно. Прослужила «Саванна» всего семь лет в шестидесятых годах прошлого века. Американцы не ставили цели добиться экономической выгоды от своего творения. Они просто хотели доказать, что в состоянии создать судно с атомной энергоустановкой. Им это удалось, но развивать атомную программу дальше они не стали.

Советский Союз, наоборот, не остановился на строительстве «Ленина». В дальнейшем был создан целый флот атомоходов. Судна подразделяются на несколько классов:

  • «Ленин»;
  • «Арктика»;
  • «Таймыр»;
  • ЛК-60Я;
  • ЛК-110Я.

В зимнее время в водах Арктики толщина льда достигает двух с половиной метров. Атомоходы могут перемещаться по такой воде со скоростью в одиннадцать узлов, или двадцать километров в час. Всего было сооружено десять судов. Пять из них все еще в строю.

Современная РФ продолжает строительство новых ледоколов, работающих на «мирном атоме». Помимо своих прямых предназначений они выполняют экскурсии. Так, за несколько десятков тысяч долларов США человек может совершить круиз к Северному полюсу. Он проведет на «макушке» планеты около пяти дней. Затем его доставят в Мурманск. За последние двадцать лет таких туристов было около девяти тысяч. Однако вернемся к первому ледоколу, который сделал Арктику ближе.

Особенности конструкции


Многие технические решения первого атомного ледокола «Ленин» были на то время новаторскими:

  • Экономия топлива. Вместо огромного количества нефти, которое тратилось другими ледоколами за сутки, атомоход расходовал всего сорок пять грамм ядерного топлива. Эта масса вмещалась в спичечной коробке. За один рейс судно могло пройти от Арктики до Антарктиды.
  • Лошадиные силы. На борту находилось три реактора, каждый из которых больше чем в три раза превосходил первую электростанцию в мире. Ее, кстати, тоже построили в СССР. Полная мощность установки достигала сорока четырех лошадиных сил.
  • Система против льдов. Атомоход имел специальную конструкцию балластных цистерн. Они не давали атомоходу застрять во льдах. Работала она таким образом, что перекачивание воды из одних цистерн в другие приводило к раскачиванию судна. Так ломался лед и раздвигался в стороны. Эта же система была установлена на носу, в корме.
  • Защита от радиации. Существует много споров о том, что экипаж подвергался сильному облучению. На самом деле он был защищен от воздействия радиации стальными плитами, толстым слоем воды, бетоном.

Спуск на воду

Несмотря на то что ядерная энергоустановка была смонтирована только в 1959 году, спуск на воду атомного ледокола «Ленин» состоялся раньше, а именно в 1957 году. Ядерный реактор запустили только через два года после спуска.

На ходовые испытания атомоход отправился в 1959 году. В этом же году его сдали Министерству морского флота, а со следующего года он вошел в состав Мурманского пароходства.

Годы эксплуатации


После спуска атомного ледокола «Ленин» началась его эксплуатация. В первые же годы он показывал прекрасную работоспособность. Атомоход имел хорошую ледопроходимость. За первые шесть лет службы он прошел больше 80 тысяч морских миль. Он провел за собой больше 400 судов. За весь период службы он прошел во льдах больше 500 тысяч миль.

В 1971 году атомный ледокол «Ленин» прошел из Мурманска в Певек севернее Северной Земли. Проработал он тридцать лет. Из эксплуатации его вывели в 1989 году.

Серьезные аварии


За долгие годы службы на 1-м атомном ледоколе «Ленин» произошли две серьезные аварии:

  • 1965 год – частичное повреждение активной области реактора. Топливо частично разместили на плавтехбазе «Лепсе». Остальное горючее выгрузили и поместили в контейнер. Через два года емкость с топливом затопили в Цивольки – заливе на востоке от архипелага Новая Земля.
  • 1967 год – течь одного из трубопроводов реактора. При ликвидации протечки серьезно повредили оборудование установки. Весь реакторный отсек заменили. Топливо частично поместили на ту же плавтехбазу. Залив Цивольки пополнился реакторной установкой, затопленной, как и топливо.

Едва ли затопление атомных отходов можно назвать заботой об экологии. Монтаж новой реакторной установки на атомный ледокол «Ленин» завершили только в 1970 году.

Место вечной стоянки

Судно, которым гордился Советский Союз, не было списано на металл, несмотря на то что оно не функционирует с 1989 года. Где же находится атомный ледокол «Ленин»? Мурманск принял его на вечную стоянку. Его можно найти на причале морского вокзала.

Капитаны

За период эксплуатации атомный ледокол «Ленин» имел двух капитанов. Первым был Павел Пономарев, который принимал участие в разработке атомохода. Родился он в далеком 1896 году, прожил семьдесят семь лет. Он был известным мореплавателем, капитаном ледокола «Ермак». Во время Второй мировой проводил ледовые операции на Балтике. Его назначили капитаном в 1957 году. На посту он пробыл всего лишь до 1961 года. Его отстранили по состоянию здоровья. По крайней мере, такова официальная версия.

Вторым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал Борис Соколов. Родился он в 1927 году, прожил семьдесят три года. Его отец был столяром. Борис Соколов учился в Ленинграде, в высшем арктическом морском училище. Во время практики он плавал на многих судах, включая ледоколы. С 1959 года он стал дублером капитана «Ленина», а через два года был назначен полноправным капитаном.

Во времена его командования экипаж атомохода совершил все свои важнейшие миссии:

  • Прошел в Чукотское море, район тяжелых льдов.
  • Построил станцию «Северный полюс», которая могла дрейфовать.
  • Разместил у многолетних льдов шестнадцать радиометеостанций, которые функционировали автоматически. Одна из дрейфующих радиометеостанций была установлена за восьмидесятой параллелью, когда царила полярная ночь.
  • Провел экспериментальный рейс по вывозу руды из порта Дудинка.

На капитанском мостике Борис Макарович провел через льды множество судов. Благодаря его стараниям атомоход сохранился для потомков. При нем он был преобразован в музей.

С 2001 года капитаном уже не плавающего атомохода является Александр Баринов.

Открытие музея

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» сохранился для потомков в виде музея. Он принимает посетителей с 2009 года. Для того чтобы побывать в нем, достаточно прийти на пристань и подождать, пока наберется группа людей. В выходные дни для этого требуется около тридцати минут.

Незабываемая экскурсия


Судно, о котором слышало большинство советских школьников, расположилось на вечный покой в Кольском заливе. Оно не нагружено, поэтому ватерлиния видна высоко над водой.

Об истории атомного ледокола «Ленин» у музея можно прочитать на стенде, который есть на причале. Есть на нем и фотография первого капитана.

Чтобы попасть на сам атомоход, нужно зайти на плавучий пирс. С него по трапу люди проходят на судно. На корпусе виднеется символ, который дает понять, на каком топливе работал ледокол. Его можно назвать символом "мирного атома".

Если подняться на борт, можно увидеть Кольский залив. На другом берегу расположен Абрам-мыс. После входа на судно расположена касса музея и магазин сувениров. Помимо прочего в нем можно приобрести книгу по тематике навигации и советской эпохи. Например, там продаются советские буквари, макеты ледокола.

Из основного зала ведут два трапа, построенных симметрично. По ним можно подняться на верхний ярус. Напротив них стоит бронзовый барельеф, на котором запечатлена карта советской Арктики. Можно оценить, по каким местам ходило судно три десятка лет.

Интерьер атомохода впечатляет. В коридорах, каютах - деревянная отделка, выполненная добротно. Если отстать от экскурсии, можно потеряться в большом количестве похожих коридоров. Именно поэтому в музей не пускают одиночных посетителей, а водят их небольшими группами с сопровождением. Минус в том, что экскурсовод показывает небольшую часть атомохода.

В столовой все стулья хорошо прикреплены к полу. И это неудивительно, поскольку ледокол мог попадать в шторм. Тогда вся неприкрепленная мебель летала бы по залу, задевая членов экипажа. В столовой есть пианино. Кроме этого она служила кинозалом, поскольку на стене висит белый экран.

Экскурсия посещает и отсек атомного реактора. Его защищает свинец. Впрочем, теперь это не требуется, поскольку оборудование демонтировали перед тем, как вывести атомоход из состава флота. Для антуража возле отсека стоят манекены в костюмах химической защиты. Посмотреть на атомный реактор можно на макете.

Из ходовой рубки открывается прекрасный вид. Можно увидеть Мурманск, а когда-то из окна судна виднелись совершенно другие пейзажи. Это арктические льды, Северный полюс, северное сияние, берега Чукотки и многое другое. Незабываемое, должно быть, зрелище прожектора, который прорезал темноту полярной ночи.

На столе в рубке лежит судовой журнал, датированный 1986 годом. Для кого-то это уже давняя история. Неудивительно, поскольку с тех пор прошло больше тридцати лет. По соседству находится радиорубка. Именно она отвечает за внешнюю связь. «Ленин» держал связь с портами, другими суднами.

В кают-компании на стене висит деревянное резное панно. На нем изображена Арктика. Возможно, оно висело здесь, когда на атомоходе бывал Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие известные личности. Изображен на панно и сам ледокол. Далее идет каюта помощника капитана. В ней находится бюст Ленина, имя которого носит атомоход. В комнате досуга стоит шахматная доска, пианино.

Походив по отсекам, каютам и запутанным коридорам, приятно снова выйти наружу. Если осталось время, можно еще раз взглянуть на судно и убедиться, что его не зря считают наиболее ярким символом освоения Арктики.


Хотя первый атомный ледокол «Ленин» (спуск на воду состоялся в 1957 году) выведен из флота в далеком 1989 году, на его борту есть экипаж. Он уже не такой многочисленный, как прежде.

В былые времена экипаж насчитывал двести сорок три человека. Они могли плавать в течение полного календарного года по Арктике, не приставая к берегу. Это был настоящий город на воде. На судне даже предусматривалась больница. У медиков в распоряжении был рентгеновский аппарат и операционная. В середине прошлого века подобное относилось к передовым технологиям.

Главный механик атомохода Владимир Кондратьев увлекался фотографией. За годы плаваний он сделал множество снимков. Посмотреть их можно на выставке фотографий Арктики.

Во время строительства и сразу после спуска атомного ледокола «Ленин» на его борту побывало множество известных людей. Выделить среди них можно Гарольда Макмиллана, Ричарда Никсона. На одном из фото запечатлен Фидель Кастро, который бывал в Мурманске. Он с интересом рассматривает модель судна.

На судне проходили съемки фильма-катастрофы «Ледокол», вышедшего в 2016 году. Сюжет повествует о реальных событиях. Только происходили они с судном «Михаил Сомов». Экипаж провел сто тридцать три дня среди льдов в ожидании спасения. Произошла эта история в 1985 году.

В ноябре я побывал на экскурсии на атомном ледоколе "Ленин", который стоит на вечной стоянке в Мурманске.

Как и полагается "Ленину", это дедушка среди ледоколов (недавно ему исполнился 61 год) и первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой – до него были только подлодки.

С 1959 года ледокол был приписан к Мурманскому морскому пароходству и обслуживал Северный морской путь, проводя по нему другие суда.

"Ленин" прослужил 30 лет, а в 1989 году был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Теперь атомоход пришвартован у Морского вокзала Мурманска, и туда можно прийти на экскурсию. Входной билет стоит 500 рублей, можно заказать экскурсионное обслуживание на русском (1000 рублей) или на английском (1500 рублей) языке.

Это кают-компания. Если вы не знали, это такое помещение на корабле, где вся команда может собраться для обеда, посиделок и т.д. А в случае с ледоколом "Ленин", видимо, ещё и на двухминутку ненависти политинформацию.

Внутреннее убранство ледокола отличается обилием дерева. Как сказал экскурсовод, это беспрецедентный случай на флоте, причём использовались дорогие породы древесины – красное дерево, клён птичий глаз, ясень и орех.

Первый в мире атомный ледокол должен был стать новым символом Советского государства, и его создатели позаботились в том числе об интерьере. На ледоколе в советское время побывали Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие почётные гости.

Кстати, за 60 лет на ледоколе не было ни одной реконструкции или реставрации, почти всё сохранили в изначальном виде. Только кое-где экраны современные поставили.

Современные ледоколы довольно часто ходят на Северный полюс. Впервые его достиг советский атомный ледокол "Арктика" 17 августа 1977 года. С того момента российские ледоколы побывали на полюсе 117 раз, а ледоколы всех других страны посещали Северный полюс только 11 раз.

Зачем наши ледоколы так часто ходят на Северный полюс? Оказывается, в основном это туристические круизы, которые совершаются с 1990 года. Стоит плаванье во льдах примерно $30 000 (2,08 миллиона рублей).

Кстати, аренда ледокола стоит примерно 65-70 тысяч долларов в сутки. То есть в теории, если ты миллионер, ты можешь арендовать целый ледокол, чтобы, например, устроить себе свадьбу на Северном полюсе. Занимаются рейсами две турфирмы, российская и американская. С каждого круиза они получают примерно $9 млн дохода (без вычета расходов на аренду и другие составляющие).

Справа в углу виден олимпийский факел, который морякам подарил Олимпийский комитет.

Вид на атомные реакторы (их на ледоколе два)

Одна из турбин

Если офицеры обычно обедали в кают-компании, то остальные моряки и различные прикомандированные – в столовой.

Здесь 85 посадочных мест, но в первые годы эксплуатации на борту было столько людей, что питание приходилось организовывать в три потока. А кормят на флоте 4 раза в сутки! То есть столовая использовалась 12 смен за сутки.

А вечером столовая превращалась в кинозал. По бокам от экрана видны окошки, откуда подавались готовые обеды на подносах, а официантки (!) разносили их по залу. На ледоколе служили в том числе и женщины – по словам экскурсовода, до 1/5 части экипажа.

Это помещение называется ПЭЖ – пост энергетики и живучести. Это центр управления всеми системами движения ледокола и контроля за ними.

Здесь постоянно дежурили два оператора атомных реакторов.

Кроме того, в этой комнате работал оператор, ответственный за системы электродвижения, оператор контроля радиационной безопасности (всего на судне 300 точек контроля) и начальник смены. Эти 5 человек в круглосуточном режиме обеспечивали работу ледокола.

В конце 50-х годов американцы параллельно с СССР строили свой первый гражданский атомоход "Саванна". Чтобы сэкономить время и обогнать США, советские конструкторы использовали на ледоколе "Ленин" решения, применённые на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" (К-3). Например, весь модуль управления взят именно оттуда.

Вид на палубу

Стёкла на ледоколе очень тяжёлые и прочные, они должны были выдерживать ударную волну от ядерного взрыва. Кстати, однажды ледокол в такую волну попал, когда в 1961 году СССР испытал на Новой Земле термоядерную "Царь-бомбу".

Ходовой мостик

Здесь находятся ходовая рубка, штурманская рубка, радиорубка.

На современных ледоколах радиосвязь уже не используют, всё заменил компьютер. А на "Ленин" теперь приезжают любители, используя его оборудование, чтобы устраивать сеансы радиосвязи со всем миром.

Управление ледоколом осуществлялось с помощью настоящего штурвала!

Матрос-рулевой должен был уметь гасить инерцию 20 000 тонн металла и выдерживать заданный курс, что довольно непросто.

Ну а эти три рычага нужны для манёвров. Если в Арктике маневрировать неправильно, можно даже потерять корабль, который будет просто раздавлен льдами. Как говорят моряки, "самая прямая дорога в Арктике – кривая".

Капитанская каюта

Здесь капитан в рейсах проводил совещания.

Похожие публикации