Самые сложные произведения литературы. Самые сложные литературные произведения мира: а вам слабо? Н. Готорн «Алая буква»
Порой книги оставляют после себя такое тяжелое ощущение, что читатель не сразу может приступить к прочтению новой книги - требуется какое-то время, чтобы «переварить» повороты сюжета, судьбы героев и зачастую нелёгкий финал. Предлагаем вам 10 именно таких книг.
Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора - живым классиком. «Бегущий за ветром» - проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно.
«Шестого декабря тысяча девятьсот семьдесят третьего года, когда меня убили, мне было четырнадцать лет» - так начинается самый поразительный бестселлер начала XXI века, трагическая история, написанная на невероятно светлой ноте. «Милые кости» переведены на сорок языков, разошлись многомиллионным тиражом и послужат основой для следующего, после «Властелина колец» и «Кинг-Конга», кинопроекта Питера Джексона. В этом романе Сюзи Сэлмон приспосабливается к жизни на небесах и наблюдает сверху, как ее убийца пытается замести следы, а семья - свыкнуться с утратой…
Под улицами Лондона существует мир, о котором большинство людей и не подозревает. В нем слово становится настоящей силой. Туда можно попасть, только открыв Дверь. Этот мир полон опасностей, населен святыми и монстрами, убийцами и ангелами…
4. Сьюзен Коллинз - «Сойка-пересмешница»
Китнисс выжила, хотя дом ее разрушен. Ее семья - в относительной безопасности. Но… Пит похищен власть имущими, и судьба его не известна. И тогда легенда становится реальностью. Таинственный Тринадцатый дистрикт выходит из тени, в которой скрывался долгие годы. Начинается война. Война за справедливость? Война за лучшее будущее? Возможно. Китнисс в этой войне - символ сопротивления. И если она не хочет оказаться пешкой в чужой большой игре, если не хочет, чтобы жизнь ее любимого принесли в жертву чужим интересам, ей придется стать сильной. Сильнее, чем на арене Голодных игр…
5. Владимир Набоков - «Лолита»
В 1955 году увидела свет «Лолита» - третий американский роман Владимира Набокова, создателя «Защиты Лужина», «Отчаяния», «Приглашения на казнь» и «Дара». Вызвав скандал по обе стороны океана, эта книга вознесла автора на вершину литературного Олимпа и стала одним из самых известных и, без сомнения, самых великих произведений ХХ века. Сегодня, когда полемические страсти вокруг «Лолиты» уже давно улеглись, можно уверенно сказать, что это - книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность, «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда».
6. Патрик Зюскинд - «Парфюмер. История одного убийцы»
Триллер-бестселлер, описывающий историю жизни блестящего парфюмера и кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, мгновенно стал мировой сенсацией. Общий тираж романа составил более 15 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, среди которых есть даже латынь!
Спустя 21 год после выхода романа в свет он продолжает будоражить своих читателей; его изучают студенты университетов по всему миру, причем студенты различных факультетов и специальностей: психологи, историки, криминалисты, юристы и, конечно же, филологи. Совсем недавно роман появился в списках «наиболее читаемых произведений», опубликованных журналами «Oprah» и «InStyle». «Парфюмер» признан самым знаменитым романом, написанный на немецком языке, со времен книги Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен».
7. Сомерсет Моэм - «Бремя страстей человеческих»
Возможно, самый значительный роман Сомерсета Моэма. Гениальность, с которой писатель раскрывает темные и светлые стороны человеческой души, проявилась тут особенно отчетливо.
И именно в этой книге Моэм с удивительной даже для него искренностью обнажает душу собственную…
8. Харуки Мураками - «Норвежский лес»
…По вечерам я продавал пластинки. А в промежутках рассеянно наблюдал за публикой, проходившей перед витриной. Семьи, парочки, пьяные, якудзы, оживленные девицы в мини-юбках, парни с битницкими бородками, хостессы из баров и другие непонятные люди. Стоило поставить рок, как у магазина собрались хиппи и бездельники - некоторые пританцовывали, кто-то нюхал растворитель, кто-то просто сидел на асфальте. Я вообще перестал понимать, что к чему. «Что же это такое? - думал я. - Что все они хотят этим сказать?»…
9. Виктор Пелевин - «Числа»
Главный герой романа - бизнесмен Степа, лучший друг которого - число 34, а злейший враг - число 43… Степа помнил, что когда он был совсем маленьким, цвета были у всех цифр. Потом они стерлись, только у четверки остался хорошо различимый зеленый, у семерки – синий, и у тройки – слабые следы оранжевой краски на центральном выступе.
10. Леонид Андреев - «Рассказ о семи повешенных»
Проза Леонида Андреева причудливо переплетает трепетную эмоциональность, дотошный интерес к повседневности русской жизни и, зачастую, иррациональный страх перед кошмарами «железного века».
Главная тема произведения Андреева «Рассказ о семи повешенных» - любовь и смерть, жестокосердие и духовная стойкость человека. Повести и рассказы этого писателя стали одними из высших достижений русской литературы начала XX века.
Публикации раздела Музыка
«Самое сложное - заслужить доверие музыкантов»
«Культура.РФ» публикует эксклюзивное интервью с шестью дирижерами - Петром Гладышем и Дмитрием Матвиенко, Арифом Дадашевым и Арсентием Ткаченко, Александром Хумалой и Сергеем Акимовым. Они рассказали читателям портала о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать руководитель оркестра, и о сложностях профессии.
Петр Гладыш
Как виолончелист я работал в разных оркестрах со многими дирижерами разного уровня, разных возрастов и национальностей. Но было одно дирижерское качество, которое всегда сразу располагало к себе. При его проявлении всегда хотелось пойти навстречу, выложиться на сто процентов. Это качество - солидарность. Это когда дирижер ощущает себя частью коллектива, понимает специфику инструментов и технические сложности, которые могут быть с ними связаны, сопереживает музыкантам, беспокоится об их физическом состоянии, не доводит на репетициях оркестр до изнеможения и в нужный момент дает музыкантам возможность поберечь себя, чтобы сохранить силы для выступления. Когда он не формально, а искренне сочувствует, что у кого-то болит зуб, а у кого-то ребенок заболел, и понимает, что все мы живые люди и все «в одной лодке». Вот такого дирижера примут в любом коллективе. Подобное отношение нельзя изобразить или попытаться скопировать: музыканты очень хорошо чувствуют лицемерие и сразу это раскусят.
Я счастлив, мне действительно повезло в жизни: я работаю с таким дирижером, который не делит оркестр на начальников и подчиненных и с искренним уважением и интересом относится к каждому оркестранту. А поддержка, которую дает оркестр в свою очередь, - это действительно дорогого стоит. Такое чувство локтя - большая редкость как в музыкальном коллективе, так и в любом другом.
В те приятные моменты, когда дирижируешь такие жемчужины классической музыки, как, например, Адажиетто из пятой симфонии Малера, или третью часть струнной серенады Чайковского , или третью часть из «Шехерезады» Римского-Корсакова , ты начинаешь ощущать этот невыразимо красивый звук. Он осязаем, ты чувствуешь, как мягкое и теплое звучание оркестра струится под пальцами, и физически ощущаешь его плотность. В такие моменты палочка автоматически отправляется на пульт.
Третья часть Четвертой симфонии Малера.
Сложность для начинающего дирижера, на мой взгляд, состоит в следующем. Обучение в учебном заведении - это домашние занятия с партитурой перед зеркалом и дирижирование в классе с двумя концертмейстерами. И вот, значит, ты так долго занимался, добился «идеального жеста» и наконец-то впервые в жизни с нетерпением вышел к оркестру! И... понимаешь, что пиццикато у струнных по твоему показу были сыграны не вместе, вступления духовых получаются вместе не всегда, а блестящие аччелерандо, которые были так убедительны в воображении дома перед зеркалом, - здесь вообще исполняются очень неохотно и стоят тебе больших усилий. То есть для более слаженных действий в большом коллективе дирижеру нужны какие-то иные средства.
Как сказал один великий дирижер, «дирижирование - это опыт» . Обучение - это и бессонные ночи с партитурами перед зеркалом, и занятия в классе с профессором и концертмейстерами, и дирижирование струнным оркестром, и, наконец, работа с большим симфоническим оркестром. Сложность в том, что между этими ступенями пролегает целая пропасть - и начинающий дирижер должен быть готов туда шагнуть.
Через этот этап, конечно, проходят все. Главное - в нужный момент не поддаваться излишней рефлексии и шаг за шагом приближаться к высотам в этой очень непростой, но безумно интересной профессии.
Дмитрий Матвиенко
- Какими качествами должен обладать дирижер?
Есть очевидные качества, которыми должен обладать любой человек, ведущий за собой группу людей, - воля, харизма, дипломатия. В случае с дирижерской профессией сложно перечислить все.
Чтобы лучше понимать музыку, дирижер должен быть фанатиком своего дела, иметь широкий кругозор, знать иностранные языки. А еще обязательный компонент - удачливость. За последнее десятилетие конкуренция значительно выросла, о чем можно судить хотя бы по количеству заявок на дирижерские конкурсы. Очень важно попасть в нужное место в нужное время и проявить себя по максимуму.
- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?
Я думаю, что нет особой разницы между управлением палочкой и без нее. Не принципиально, каким именно образом и с помощью чего ты воздействуешь на музыкантов. Важно, чтобы они тебя чувствовали, дышали вместе с тобой, тогда можно и вовсе не дирижировать. Должна возникнуть особая взаимосвязь, тот незримый контакт, который бывает у самых близких людей, когда не нужно ничего говорить, а все понятно.
- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?
Нет в этой профессии деления на простые произведения и сложные. Однако многие дирижеры считают самым сложным произведением то, которое у них сейчас в работе. И я их понимаю. Заниматься симфониями венских классиков можно так же бесконечно долго, как и работами композиторов любого стиля, будь то Брукнер, Дебюсси или Штокхаузен.
Если же мы говорим о технической стороне вопроса, то здесь тоже не будет как такового деления: начало Пятой симфонии Бетховена ничуть не проще начала Шестой симфонии Чайковского или военного Реквиема Бриттена.
- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
В профессии любого музыканта, а дирижера в особенности, самая сложная задача - реализация своих амбиций и идей.
Сейчас такое время, когда крайне трудно идти по пути истинного художника. Из оркестров стараются выжать как можно больше концертов и спектаклей в сезоне, поэтому даже дирижерам первой величины редко дают больше трех-четырех репетиций на программу. Хотя оркестранты и могут быстро выучить нотный материал, для глубокого погружения в музыку этого недостаточно. И часто приходится задавать себе вопрос, который профессор Московской консерватории Геннадий Рождественский задает абитуриентам: «А зачем ты хочешь этим заниматься?»
Ариф Дадашев
- Какими качествами должен обладать дирижер?
Музыкальный вкус, порядочность, воля, объективность, чувство юмора.
- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?
Мне кажется, руки в целом более выразительный инструмент для контакта с оркестром.
- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?
На этот вопрос не могу ответить однозначно. Каждое музыкальное произведение сложно по-своему. Исполнение любого сочинения - это совместный творческий поиск дирижера и музыкантов оркестра.
- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
Самое сложное - заслужить профессиональное доверие музыкантов, ведь в процессе исполнения дирижер и оркестр должны быть единым целым. Именно в этот момент совершается чудо - рождение музыки.
Арсентий Ткаченко
- Какими качествами должен обладать дирижер?
Безусловно, нужно быть лидером и обладать харизмой, чтобы заинтересовать артистов оркестра. И конечно, нужно очень много знать - ведь очень важно завоевать уважение и профессиональное доверие музыкантов.
- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?
В любом случае палочка является продолжением руки - они, можно сказать, одно целое. Однако дирижирование палочкой делает жесты более разнообразными и четкими, особенно в подвижных темпах.
- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?
Все зависит от класса оркестра и дирижера. Думаю, что с Национальным филармоническим оркестром России самое сложное произведение превратится в интереснейшую подготовку к концерту. И результат будет блестящим.
- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
Мое кредо - это донести до публики наши с оркестром музыкальные идеи и эмоции, связанные с произведением. Слушатели в зале не должны остаться равнодушными. В этом случае происходит чудо по имени Музыка - когда без слов мы можем испытать самые глубокие чувства.
Александр Хумала
Терпение, трудолюбие, твердость характера.
- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?
Думаю, что наличие или отсутствие палочки у дирижера не принципиально для музыкантов оркестра. А вот если он дирижирует без головы - без понятия о том, что делает, - для музыкантов это довольно трудно. Так что я выбираю голову.
- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?
Для меня самое сложное для дирижирования - это музыка Моцарта. И «Весна священная» Стравинского - технически непростое произведение.
- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
Наверное, самое сложное в профессии дирижера - это понимать, что невозможно исполнить произведение именно так, как задумал его композитор. И при этом стремиться к этому идеалу ценой всей своей жизни.
Сергей Акимов
- Какими личностными качествами должен обладать дирижер?
Умением любить и безупречным чувством ритма.
- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?
Прекрасно понимаю людей, которые предпочитают дирижировать без палочки. Однако для меня палочка является не только продолжением руки, но и «волшебным пером», которым я иллюстрирую произведения.
- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?
Оно еще не написано.
- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
Быть самим собой.
Фотографии предоставлены Московской государственной академической филармонией.
Мы собрали список из 25 глубоких книг о мире, обществе, политике, фантастике, истории и человеческих возможностях, которые выдержали испытание временем.
В следующий раз, когда захотите захватывающего чтения, загляните в этот список.
«1984», Джордж Оруэлл
Роман Джорджа Оруэлла о жутком будущем, впервые опубликованный в 1949 году, превратился в неподвластную времени классику антиутопического жанра.
В этой книге впервые появляется идея существования «Большого Брата» и тоталитарного режима, сохраняющая актуальность сегодня, как и в момент написания произведения.
Оруэлл представляет читателям своё видение мира, увлекающее от начала до самого конца.
«О дивный новый мир», Олдос Хаксли
В этом мощном фантастическом шедевре Хаксли «мировые контролеры» создают идеальное общество.
Большинство людей довольствуются миром, основанном на генной инженерии, промывании мозгов и строгом разделении на касты. Но всегда есть тот, кто жаждет вырваться на свободу.
Увлекательная история Хаксли уносит читателей сквозь пугающий и наводящий на размышления вымышленный мир, наделённый признаками современного общества.
«Франкенштейн, или Современный Прометей», Мэри Шелли
Это роман английской писательницы об учёном Викторе Франкенштейне, который достигает своей цели и создаёт живое существо из неживой материи, но оно получатся настолько ужасающим, что врач пугается и с отвращением бежит из лаборатории.
Измученное и изолированное невинное творение возненавидит своего создателя. Далее сюжет разворачивается в духе готического триллера, который трогает сердца читателей и вызывает размышления об опасностях научных исследований и человеческих суждений.
«Процесс», Франц Кафка
Кафка написал роман «Процесс» с 1914 по 1915 год, но в свет он вышел лишь в 1925 году, после смерти писателя. Это уникальная история о сотруднике банка Йозефе К., которого арестовали по непонятной причине и он изо всех сил пытается разузнать, в чём его обвиняют.
Кафка хотел сжечь роман, но друг писателя Макс Брод подготовил рукопись к публикации, упорядочив разрозненные главы произведения после смерти автора.
«Нейромант», Уильям Гибсон
Фантастический роман в стиле киберпанка «Нейромант» стал первым произведением в своём жанре, который удостоился трёх престижнейших премий – «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика.
В этой книге встречается определение матрица, а также идеи киберпространства, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и всемирной компьютерной сети, которые впоследствии привлекли пристальное внимание и писателей, и читателей.
«Вещи, которые они несли с собой», Тим О"Брайен
«Вещи, которые они несли с собой» – это новаторское размышление и мощное повествование о войне, памяти и воображении.
Тим О"Брайен использует много метафор, чтобы соткать глубокое исследование состояния мужчин на войне, основываясь на собственных впечатлениях, полученных во Вьетнамской войне с 1969 по 1970.
Своими «полуавтобиографическими» персонажами О"Брайен создаёт стиль, который размывает границы между художественной и научной литературой.
«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут
«Бойня номер пять» – одна из величайших антивоенных книг в мире. Это история о бомбардировке Дрездена, увиденная глазами Билли Пилигрима, человека, похищенного инопланетянами.
Повествование сплетено из разных фаз жизни паломника, показывая душераздирающие события, увиденные героем и основанные на собственных впечатлениях писателя, который будучи американским военнопленным, находился в Дрездене в момент бомбардировки авиацией союзнических войск.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту» – пугающе пророческий роман о мрачном будущем, где нет книг.
Главному герою, Гаю Монтэгу, всё это кажется нормальным, пока он не получает представление о прошлом и присоединяется к подпольной группе маргиналов.
Книга удивительным образом затягивает читателей в свой вымышленный мир с захватывающим сюжетом и убедительными персонажами.
«Сговор остолопов», Джон Кеннеди Тул
Ключевой персонаж книги – Игнатиус Дж. Рейли, 30-летний мужчина, проживающий с матерью в Новом Орлеане. Это герой, не имеющий аналогов в мировой литературе. Он интеллектуал и идеолог, обжора и лодырь. Тул прекрасно сочетал в характере Рейли комичность с глубокой меланхолией.
«Хладнокровное убийство» («Обыкновенное убийство»), Трумен Капоте
«Хладнокровное убийство – роман, основанный на реальном событии, произошедшем в 1959 году, когда убили четырёх членов семьи Клаттеров в посёлке Холкомб, штат Канзас.
Мотивы преступления и улики практически отсутствовали. Капоте, опросив местных жителей и следователей, собрал огромное количество информации и написал свою историю в стиле «новой журналистики».
Эта работа Трумена Капоте заслужила многие положительные отзывы за красноречие, высокую степень детализации и слоистое повествование.
«Повелитель мух», Уильям Голдинг
Аллегорический роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» стал бестселлером и вошёл в обязательную программу чтения некоторых колледжей и университетов в 60-ых годах. Это история о группе мальчишек, оказавшихся на необитаемом острове. С возникновением проблем тут же начинают проявляться жестокие черты человеческой природы.
Эта книга всегда воспринималась неоднозначно. В 2005 году журнал «Time» включил её в 100 лучших романов на английском языке с 1923 года. Хотя Американская библиотечная ассоциация внесла её в список из 100 самых спорных книг.
«Алхимик», Пауло Коэльо
История самопознания и вдохновляющий рассказ об андалузском пастухе, который хочет найти мирские сокровища. Но его желание приводит его к богатству, о котором он никогда не помышлял.
Мотивационный, наполненный мудростью рассказ о том, как следуя своей мечте, можно прийти к открытию великих чудес.
«Вторники с Морри», Митч Элбом
«Вторники с Морри» – трогательная история о Митче Элбоме и его наставнике Морри Шварце.
Многие из нас расстаются со своими наставниками и их идеи медленно стираются из нашей памяти. Но у Митча появляется второй шанс встретиться со своим профессором социологии, жить которому осталось всего несколько месяцев. И он начинает посещать его каждый вторник.
Эта документальная книга вошла в число самых читаемых мемуаров всех времён. Она составлена из основных жизненных уроков, которые становились темой еженедельных встреч.
«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд
Философский роман Уайльда первоначально вышел в виде рассказа в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в июле 1890 года. Причём редакторы, опасаясь «ненадлежащей» реакции читателей, удалили часть текста до публикации.
В ответ писатель переработал, дополнил и опубликовал своё произведение как интеллектуальный роман в декадентском стиле.
Это история о человеке, который продаёт свою душу за вечную молодость и красоту. Книга спровоцировала скандал в обществе и острую критику, но не перестаёт вызывать интерес публики и экранизировалась более 30 раз.
«Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс
«Заводной апельсин» – это классический кошмар, в котором будущее наполнено преступниками, бродящими по улицам с наступлением темноты. Пугающий рассказ о добре и зле и о том, что значит быть свободным.
Центральный персонаж романа, Алекс, стал 10-ым величайшим кино-злодеем по версии Американского кино-института (AFI).
Культовый одноимённый фильм-антиутопия Стэнли Кубрика, выпущенный в 1971 году, снят на основе этого романа Энтони Бёрджесса.
«Думай медленно...решай быстро», Даниэль Канеман
Десятилетия исследований в области психологии привели Даниэля Канемана к тому, что в 2002 году он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за применение психологической методики в экономической науке».
Он углубился в две системы, которые управляют нашим мышлением: система №1 или быстрое и эмоциональное мышление; система №2 или медленное и логическое мышление. Канеман обнажил недостатки и предвзятость некоторых мыслительных процессов.
Книга бросает вызов читателям, рассматривая наши способности контролировать свои реакции, суждения и выбор.
«Имя Розы», Умберто Эко
Первый роман Умберто Эко быстро стал международной сенсацией. Во всём мире продали 50 миллионов экземпляров книги «Имя Розы».
Это и исторический роман, и детектив, и философско-культурологическое размышление, где действие происходит в 1327 году. В центре сюжета персонаж по имени Вильгельм Баскервильский, который расследует убийство. Он использует логику Аристотеля, теологию Фомы Аквинского и идеи Роджера Бэкона, чтобы расшифровать тайные символы и рукописи.
«Посторонний» (или «Незнакомец»), Альбер Камю
«Посторонний» исследует то, что Камю назвал «наготой человека перед лицом абсурда», через историю человека, обвиняемого в убийстве.
Эта повесть Альбера Камю занимает первое место в списке «100 книг века по версии Le Monde». Писатель поднимает в ней сложные вопросы, которые перекликаются в экзистенциальной философии; исследует темы отчуждения, страха, духовного сомнения и те качества, которые лежат в основе характера человека.
«Гении и аутсайдеры» («Outliers»), Малкольм Гладуэлл
В книге «Гении и аутсайдеры: Почему одним всё, а другим ничего?» Малкольм Гладуэлл исследует мир самых ярких, успешных и известных людей планеты, а также отвечает на вопрос, чем они отличаются от других.
Мы уделяем слишком мало внимания успешному воспитанию. Автор обнаруживает определённые закономерности, которые объясняют секреты успеха миллиардеров в области программного обеспечения; раскрывает, что необходимо для того, чтобы стать великим футболистом; почему азиатские школьники преуспевают в математике; что позволило Битлз стать величайшей рок-группой.
«Игра Эндера», Орсон Скотт Кард
В военизированной действительности научно-фантастической вселенной Орсона Скотта Карда группа детей проходит обучение по специальной программе, готовясь к схватке с насекомообразными инопланетянами. Один из будущих командиров, Эндрю Виггин, страдает от изоляции, соперничества, давления и страха, которые присутствуют в этом сообществе молодых солдат. Но именно в нём сочетаются качества, позволившие стать тактическим гением группы.
«Поправка-22», (Уловка-22), Джозеф Хеллер
Классическая история Джозефа Хеллера о потере веры и здравомыслия по мере роста бюрократической власти.
Ключевой герой капитан Йоссариан служит в Италии в бомбардировочном полку во время Второй мировой войны. Но его главный враг – не нацисты, а армия, в которой он служит. Бомбардир оказывается в безвыходном положении из-за «Уловки-22», не позволяющей ему покинуть службу.
Роман «Поправка-22» занимает 11-ое место в списке «200 лучших книг по версии BBC» и 7-ое место в списке «100 лучших романов Новейшей библиотеки».
«Скотный двор», Джордж Оруэлл
«Скотный двор» – ещё одна книга Джорджа Оруэлла, ставшая блестящей политической сатирой на тему прогнивших идеалов, классовых конфликтов, на революцию 1917 года и последующие события в России.
Сельскохозяйственные животные поднимаются на восстание, чтобы свергнуть власть людей и взять всё в свои руки, но со временем понимают, что дела идут не так, как они ожидали.
Эта сатирическая повесть-притча на самом деле наделена глубоким смыслом.
«Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джошуа Фоер
«Эйнштейн гуляет по Луне» – это история о попытках Джошуа Фоера улучшить свою память. Его эксперименты продолжались в течение года. Автор обращался к передовым исследованиям, к истории методов запоминания и мнемотехникам.
Он изучил древние методы, используемые средневековыми учёными для запоминания целых книг, и другие методики, чтобы раскрыть потенциал и значительно улучшить свою память.
Эта увлекательная книга не только поможет улучшить память, но и напомнит, насколько наши воспоминания на нас влияют.
«Хранители» («Часовые»), Алан Мур и Дэйв Гиббонс (иллюстратор)
Многие критики называют «Хранителей» величайшим графическим романом в истории. Он получил ряд наград, в том числе премию «Хьюго».
Наверняка вам попадались книги, которые хочется бросить через несколько страниц, потому что в них ничего не понятно. Именно такие и нужно читать, чтобы развиваться. Воспринимайте свой мозг как мышцу, которую можно накачать. Для этого «поднимайте тяжести» - читайте сложные книги.
1. До начала чтения
Избавьтесь от школьного мышления
В школе мы читаем, чтобы ответить на вопросы учителя. Результаты контрольных подтверждают, что мы ознакомились с материалом, и ничего больше. Избавьтесь от такого подхода к чтению. Помните, что теперь вы читаете не для учителя, а для себя.
Допустим, вы читаете книгу о Пелопоннесской войне. Не так важно запомнить, что когда-то был конфликт между Коринфом и Корсикой. Обратите внимание на стратегии противоборствующих сторон. Оба города боролись за поддержку Афин. Но одни высокомерно заявили, что Афины перед ними в долгу, а другие перечислили все плюсы сотрудничества с ними. Угадайте, кто выиграл?
Места, имена, даты - всё это не так важно. Важны уроки.
Загляните в конец
Цель читателя - понять, почему что-то произошло. А что именно произошло, не так уж и важно. Поэтому полезно заранее узнать финал книги или основные суждения автора. Тогда во время вы сосредоточитесь на двух вопросах:
- Что это значит?
- Согласен ли я с этим?
Обычно первые 50 страниц мы только разбираемся, что автор хочет сказать. Зная это заранее, вы сразу перейдёте к более важному этапу - попыткам понять, прав ли автор и как применить полученные знания с пользой для себя. К тому же вы с первого прочтения заметите основные зацепки, которые упустили бы без предварительных знаний о книге.
Посмотрите, что в этой книге показалось важным другим читателям. Определите по отзывам её культурную ценность. Подумайте, какое значение она имела для других людей. Составьте по отзывам представление об основных темах.
2. В процессе чтения
Прочитайте введение
Его так и хочется пропустить, но не делайте этого. Иначе упустите много важного и придётся перечитывать всё заново. Обязательно прочитывайте вступительные статьи, комментарии переводчика, примечания и сноски. Всё это поможет понять идеи автора и подготовит к восприятию книги.
Не отказывайтесь от такой помощи. Она вам понадобится, когда вы читаете что-то сложное.
Уточняйте непонятное
Не притворяйтесь, что вам всё ясно. Ищите информацию о том, что не поняли. Например, когда вы читаете о военной истории, важно представлять поле сражения. Посмотрите карты местности, ознакомьтесь с дополнительной информацией. Только не зацикливайтесь на деталях. Не забывайте, что в первую очередь вам нужно усвоить основные уроки.
Помечайте интересные места
Выделяйте все места, которые вас заинтересовали и заставили думать. Если под рукой нет закладок или маркера, загибайте уголки страниц.
Записывайте на полях мысли, чувства и ассоциации, вызванные каким-то отрывком. Делайте это сразу, пока помните и пока есть вдохновение. Не бойтесь испортить книгу. С такими пометками она принесёт вам больше пользы.
3. После прочтения
Делайте выписки
Через неделю-две после прочтения вернитесь к книге. Пролистайте её и все помеченные места на карточки. Разложите такие карточки по темам. Это очень удобная система хранения важных мыслей. К ним можно обратиться в любой ситуации: когда пишете статью, решаете рабочую проблему или испытываете жизненные трудности.
Если не хотите возиться с бумажными карточками, сохраняйте записи в цифровом виде.
Выбирайте следующую книгу из библиографии предыдущей
Просматривайте сноски и библиографию в конце книги, чтобы найти следующую. Так вы укрепите свои знания в одной области.
Применяйте прочитанное на практике
Вы не зря помечали интересные фразы. Употребляйте их в разговорах и . Используйте их на работе и в повседневной жизни. Обращайтесь к ним за утешением и вдохновением.
Не забывайте, зачем вы читали - чтобы извлечь из книги нравственные и практические уроки. Но одного чтения мало. Чтобы развиваться, применяйте прочитанное на практике.
Чем больше удовлетворения вы получаете от применения приобретённых знаний, тем больше захотите развиваться дальше.