Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Этапы разработки мобильного приложения в Magora Systems. Разработка мобильных приложений: с чего начать

Как многих манят перспективы, которые предлагает нам разработка мобильных приложений! Люди, обладающие познаниями в этой области, неплохо зарабатывают, пользуются уважением и обладают статусом. Неудивительно, что многие желают влиться в это общество. Но с чего начать свой путь? Как осуществляется разработка приложений для мобильных устройств? Что нужно знать и уметь, чтобы преуспеть в этой области?

Общая информация

Мобильная разработка создаётся волной новых предпринимателей, которые извлекают выгоду из своих приложений. Крупные компании на этом рынке получают колоссальные прибыли. Привлекателен такой рынок ещё и тем, что мобильная разработка на нём может осуществляться не только большими организациями, но и отдельными людьми и маленькими командами. Количество пользователей мобильных устройств уже перевалило за миллиард и продолжает уверенно расти. Так что у всех желающих есть место для того, чтобы развернуться. Благо разработка мобильного приложения под iOS и "Андроид" - это не тайна за семью печатями.

Подготовка

Допустим, у человека есть, как он считает, отличная идея. Он уверен в том, что созданное приложение станет прибыльным и популярным. Выясняет, что его разработка обойдётся, допустим, в 200 тысяч рублей. Но вот незадача - каждый день на рынке появляются сотни новых приложений. Сможет ли его идея выделиться среди них? Окупятся ли вложенные инвестиции? Большинство новичков осуществляют поверхностную оценку вроде опроса друзей и близких, проверки магазинов приложений и прочие сомнительные по эффективности моменты.

После этого принимается решение (как правило, оптимистичное), и начинается реализация. К счастью, мобильная разработка предлагает способ проверки ценности идеи для приложения, что называется, «микротестированием». И прежде чем рассматривать увлекательный процесс создания, давайте немного поговорим об оценке реалистичности.

Микротестирование

Этот подход позволяет избегать провальных идей, которые для разработчиков кажутся превосходными, и одновременно даёт возможность уверенно говорить об успехе для действительно стоящих задумок. Условно здесь выделяется три этапа:

  1. Создание целевой страницы.
  2. Небольшая рекламная компания.
  3. Анализ результатов.

Использование такого небольшого микротестирования может подтвердить или опровергнуть интуитивные намерения.

Создание целевой страницы

Это важный шаг. По сути, будет создана отдельная страница, где будет представлено приложение. Там будут описаны его преимущества, ключевые свойства, перечислены проблемы, которые оно поможет решить. Для лучшего эффекта целевую страницу необходимо разрабатывать так, словно приложение уже существует. С добавлением большой кнопки, предлагающей приобрести его в магазине. Желательно нарисовать несколько красочных рисунков, которые подтолкнут людей к решительным действиям. На этом этапе важно имитировать опыт, который получат покупатели во время приобретения приложения.

Небольшая рекламная кампания

Как только целевая страница готова, необходимо привлечь на неё посетителей. Можно воспользоваться бесплатными возможностями, такими как делиться ссылками в социальных сетях, в различных тематических группах разработчиков и прочее. Но самое главное - это запустить платную рекламную кампанию. Ведь в таком случае можно ещё подсчитать уровень возврата инвестиций. Даже небольшая рекламная кампания позволит получить четкое представление о том, сколько придётся выложить из своего кармана для привлечения потенциального покупателя.

Кстати, давайте рассмотрим небольшую ситуацию, что может иметь место в реальности. Мы создали целевую страницу и запустили рекламную кампанию. Чтобы привлечь одного пользователя, на неё мы тратим по двадцать рублей. Из десяти человек на кнопку нажимает пять. Таким образом, мы получаем ситуацию, когда одна установка приложения обходится нам в сорок рублей.

Анализ результатов

Как только на целевой странице появятся первые пользователи, нужно начинать отслеживать их поведение. Внимание следует обращать на то, сколько приходит в расчете на одну денежную единицу; время, проведённое на сайте; количество людей, нажавших на кнопку. Для этого можно использовать сервис Google Analytics или что-то аналогичное. Справедливости ради следует отметить, что этот тест не даёт на 100% достоверных данных. Но его объективность по сравнению с восхищением друзей и близких значительно выше. Желательно проводить эксперимент хотя бы несколько дней, пока не будет набрано хотя бы 20 кликов по кнопке.

Сфера деятельности

Разработка мобильных приложений процветает на нескольких рынках. Самыми популярными являются Android и iOS. Для каждого рынка следует выпускать своё приложение. Благодаря микротестированию можно оценить, стоит ли реализовывать идею. Но с чего начать деятельность? Если говорить об Android, то он, безусловно, поможет завоевать аудиторию - во всём мире, в том числе и у нас, больше всего пользователей именно этой операционной системы. Но больше всего денег зарабатывают на владельцах iOS. При этом следует понимать, что эти группы не только разняться по своему качеству, но и требованиям. Так, приложение, которое смогло покорить "Андроид", может провалиться в iOS. Также необходимо обдумать, как будет осуществлена практическая реализация.

Какую схему создания выбрать?

Здесь есть три варианта:

  1. Мобильные сайты (веб-приложения). По сути, это просто подгонка декстопных разработок под условия мобильных устройств. Их использование сопровождается значительными сложностями в плане заработка и определёнными неудобствами в плане комфорта.
  2. Гибридные приложения . Это более приятный вариант, когда есть доступ к дополнительному интерфейсу программирования операционной системы, можно присылать уведомления и размещать продукт в магазинах. Но при этом основное содержимое всё так же располагается на серверах. Благодаря этому можно вносить косметические изменения без выпуска новых версий продукта. Достаточно просто загрузить их на сервер. В целом это хороший способ проверить бизнес-идею или начать виртуальное предпринимательство.
  3. Это наиболее ресурсоемкий вариант, но он является и одновременно наиболее функциональным в плане использования базовых возможностей конкретной операционной системы. Закономерный результат - нативные приложения выигрывают в функционале и скорости работы сравнительно с п.1 и п.2. Такой подход у большинства компаний, которых сложно представить в подобном амплуа. Например - Facebook.

Но это всё была присказка. Сейчас мы перейдём непосредственно к самому интересному. А именно - к созданию мобильного приложения.

Проектирование/дизайн

Первоначально разрабатывается техническое задание на разработку мобильного приложения. В нем должен быть указан весь конечный функционал. Также для лучшего видения широко используются прототипы. После того как оговорена техническая часть, заключается договор на разработку мобильного приложения. Причем в нём должна обязательно оговариваться документация, где содержатся все требования.

Когда начинается проектирование, то необходимо позаботиться о принципах построения взаимодействия разрабатываемого приложения с пользователем. Например, для "Андроид" делаем квадратные кнопки, а для iOS они будут уже круглыми. Нужно создать и макеты, что будут отображать логику переходов. Необходимо продумать расстояние отступов, размеров, визуальные эффекты, механику анимации и прочее. Впрочем, этот этап можно пропустить, если в проекте работает по одному дизайнеру и разработчику, сидящих рядом. Кроме этого, следует уделить внимание нарезке графики. Она должна содержать по минимуму нужных графических ресурсов, чтобы приложение не стало слишком тяжелым. Следует продумать отображение для экранов с разным расширением.

Реализация и тестирование

После того как всё спроектировано и есть дизайн, мобильная разработка переходит на следующий этап. В данном случае приложением занимаются программисты. Это не значит, что архитектура и пользовательский интерфейс уже закончены. Возможно, что во время работы в голову придёт интересная идея, и в изначальный план будут внесены коррективы.

Как только разработка завершена, то начинается тестирование. Существует немало способов определить качество работы. Условно можно выделить механический и автоматизированный. В первом случае всем занимается человек, который вручную проверяет на телефонах, как работает приложение. Автоматизация предполагает использование специальных сервисов и приложений. Они могут проверять работу на различных версиях операционной системы или же на соответствие определённым правилам. По мере выявления ошибок они должны устраняться.

А что потом?

Вот и завершена разработка приложения для мобильных устройств. Теперь его можно загружать в магазин. Для удобства можно подключить специализированный сервис статистики, который позволит иметь представление о количестве скачанных приложений и иных действий пользователей. Кстати, следует понимать, что людям более свойственно оставлять негативные комментарии. Если у человека всё хорошо, то он чаще всего будет просто использовать приложение. А вот в случае значительной ошибки или проблемы после обновления, допустим, активность комментаторов возрастает в разы.

Для исправления ситуации можно внедрять в программу предложение оставить положительный комментарий или написать разработчику о проблемах. Эффект от такого довольно сильный, главное - правильно обдумать этот диалог для пользователя. И тогда разработка мобильных приложений оценивается по достоинству, а вот недочеты идут мимо официальной статистики магазинов.

О чем нужно помнить?

Существует множество различных специфических моментов. Вот некоторые из них:

  1. На каждой платформе пользователь ожидает богатое приложение. Поэтому мобильная разработка под Android должна коррелироваться с тем, что предлагается для iOS. Пользователи не принимают во внимание тот факт, что для этого необходимо создавать приложение с нуля.
  2. Чем выше популярность платформы, тем большее количество конкурентов будет у вас. Разработка мобильных приложений для Windows и под iOS даст различный эффект в случае успеха и продвижения. Поскольку в первом случае аудитория является незначительной, то разрекламировать свой продукт и привлечь пользователей будет проще. Но вот потолок у него сильно ограничен. Тогда как мобильная разработка под iOS предоставит доступ к значительным человеческим ресурсам, готовым выкладывать деньги. Поэтому здесь придётся конкурировать с большим количеством других людей и организаций.
  3. Следует понимать, как происходит выбор человека. Первоначально потенциальных клиентов не интересует конкретное приложение, они просто просматривают список. Иконка, оценка, описание и картинки - вот и всё, что он видит. Если всё прилично, то почему бы и не воспользоваться?

Важные социальные факторы

Следует помнить о следующих вещах:

  1. Важности топа. Попасть в него - безусловно, хорошо. А закрепиться в топе магазина - это залог успеха. Почему это так важно? Когда человек хочет что-то скачать, то он заходит именно в топ магазина. И чем выше в нём расположено приложение, тем больше шанс, что оно получит ещё одного пользователя. Это своеобразный замкнутый круг. Поэтому туда сложно попасть. Так, приложение попадает на первое место, его видит множество пользователей, скачивают его, оно держится на первом месте и так по инерции.
  2. Нет возможности общаться с пользователями посредством магазина. Всё, что доступно на данный момент, - это написание отзыва, который не очень информативен, хотя выражен красочно (и, учитывая ситуацию, негативно), и ответ разработчика, весьма ограниченный по количеству символов. Поэтому желательно прорабатывать возможность выхода на контакт. Иначе - потеря репутации.
  3. Необходимо обеспечить комфортную работу пользователя с приложением. Так, разработка мобильных приложений под Android или iOS всегда должна сопровождаться указанием минимальных требований к устройствам, на которых они будут запускаться. Лучше программными методами ограничить возможность людей ознакомиться с творением, нежели читать горькие отзывы о том, что ничего не запускается, не работает и вылетает.

Вот, в общем-то, и всё, что необходимо знать о разработке мобильных приложений, чтобы начать свой путь в эту область.

Как при пользовании мобильными устройствами, так и в обычной жизни, часто возникает идея сделать вещи лучше. Эта идея может привести вас к началу перспективного и успешного бизнес-проекта по разработке и продаже мобильного приложения. Приложения могут использоваться как для упрощения взаимодействия покупателя с продавцом в реальном бизнесе (доставка еды, бизнес-каталоги, частные объявления, мобильные магазины, такси), так и для продажи исключительно виртуальных товаров (игры, социальные сети, сервисы знакомств).

Не нужно спешить

Если у вас появилась идея – будьте готовы к тому, что такая же идея недавно родилась в голове и другого человека. Не каждая идея ведет к успеху, и тем более, не надо бросаться сразу разрабатывать мобильное приложение (особенно этот совет можно дать программистам). В каждом проекте, разработке должен предшествовать этап планирования, состоящий как минимум из двух этапов:

  1. Бизнес-анализ – анализ потребностей целевой аудитории, сбор требований к приложению, формулировка целей проекта. Этот этап должен дать вам ответ на вопрос, НУЖЕН ЛИ продукт пользователям.
  2. Бизнес-план – оценка стоимости разработки и ввода в эксплуатацию, формулировка стратегии монетизации, оценка сроков возврата инвестиций в проект. Этот этап дает ответ на вопрос, ВЫГОДНО ЛИ производить продукт.

Нужна помощь по бизнес-плану?

Напишите нам!

Мы рады ответить!

Что включается в бизнес-анализ?

Анализ конкурентов

Соберите информацию о ваших конкурентах и аналогах. Рынок мобильных приложений сейчас очень насыщен. К примеру, по данным на начало 2018 года, количество iOS-приложений превысило 2.1 млн, а количество Android-приложений – и вовсе 3.6 млн. Не требуется анализировать все приложения вашей тематики, достаточно выбрать для анализа трех-четырех лидеров рынка.

После того, как информация о лидерах рынка собрана – ответьте на вопрос:

Чем мой продукт будет лучше?

Напишите, чем ваш продукт будет превосходить лидеров рынка, и на какую целевую аудиторию он рассчитан. Подготовьте уникальное торговое предложение (УТП) для ваших пользователей. Имейте в виду, что, окрыленные своей идеей, вы скорее всего будете необъективны в своих оценках, поэтому обязательно дайте прочитать свой бизнес-план другим людям и внимательно отнеситесь к их комментариям.

Какие функции будет включать приложение?

При подборе функций следуйте простому правилу:

Лучше, когда приложение будет отлично выполнять одну задачу, чем если оно будет посредственно выполнять все нужные пользователю задачи.

Выпишите все функции, которые может выполнять ваше приложение, после чего отсортируйте их по частоте использования, и обязательно оцените, присутствуют ли эти функции у лидеров рынка, и являются ли они "обязательными".

Какова цель вашего проекта?

Цель проекта – не просто выполнение мобильным приложением тех или иных функций. Постарайтесь сформулировать цель проекта с точки зрения того, какие эмоции он принесет пользователю. В конце концов, все мобильные игры и большинство мобильных приложений предназначены исключительно для развлечения пользователей.

Формулировка цели проекта важна для того, чтобы все ваши сотрудники и подрядчики имели четкий ориентир при своей работе. Помните, что любой строитель может ответить на вопрос "чем вы занимаетесь?" – "Я кладу кирпичи" или "Я возвожу дворец"!

Как выглядит бизнес-план мобильного приложения?

Бизнес-план включает бизнес-анализ в качестве своей части. Кроме того, бизнес-план должен содержать следующие разделы:

  • Оценка сроков и стоимости разработки первой версии приложения (с учетом разработки технических требований к мобильному приложению и серверной части), так называемой "бета-версии".
  • Оценка сроков и стоимости реализации стабильной версии. Обратите внимание, что подрядчики, говоря о сроках разработки, обычно имеют в виду именно бета-версию, поскольку ни они, ни вы, не знаете, как будет выглядеть стабильная версия. Поэтому смело умножайте их оценку на два.
  • Маркетинговый план – как вы будете продвигать приложение в магазинах. Ориентируетесь ли вы только на "органический" прирост загрузок, или планируете использовать и рекламу своего приложения.
  • Финансовый план и оценка сроков возврата инвестиций. Этот блок самый важный – от него зависит судьба всего проекта, поэтому не позволяйте вашему оптимизму включить в этот раздел нереальные оценки. Помните, что, отказавшись от невыгодного проекта на раннем этапе, вы сможете сберечь значительные финансовые ресурсы.

Кто может помочь составить бизнес-план?

Автором бизнес-плана проекта скорее всего будете вы сами. Однако для того, чтобы избежать ошибок, рекомендуется привлечь к подготовке бизнес-плана мобильного приложения экспертов в области разработки и продвижения мобильных приложений. Сотрудники нашей компании имеют значительный опыт разработки приложений для Android и iOS, а также их продвижения, поэтому могут выступить рецензентами Вашего документа.

Мы можем помочь вам и в формулировке цели вашего проекта, а значит, при заказе разработки мобильного приложения в компании "Хедвинд Солюшнз" наши сотрудники уже будут четко понимать ориентиры, которые мы с вами закладываем в основу проекта. В результате вы получите качественное и успешное мобильное приложение, полностью удовлетворяющее запросам ваших пользователей и приносящее вам прибыль.

За несколько последних лет рынок мобильных устройств очень изменился. Пользователи, владеющие старыми мобильными устройствами, отдают предпочтения платформам и приложениям, предлагаемым к ним.

Мобильные устройства стали незаменимым инструментом для решения многих задач. Они позволяют осуществлять покупки, читать последние новости, играть в .

У бизнеса, связанного с разработкой новых мобильных приложений возникла площадка для привлечения клиентов. В основном это касается компаний, распространяющих медиа-контент и услуги через интернет.

Необходимость создания сайта

Чтобы донести информацию о своих услугах, следует открыть сайт, где будет находиться вся необходимая информация о предлагаемом товаре. При разработке нового android-приложения нужно продумать, чем оно будет отличаться от других, зачем оно пользователю. Естественно, сайты приносят хороший доход. Прочтите статью и убедитесь в этом.

Не спешите вступать в конкурентную гонку . Сначала оцените, насколько важен выход android-программы к определенному сроку. Просто зачастую срок не критичен, а за дополнительное время можно найти лучшее решение.

Структура магазинов, продающих приложения, отличается от выдач по поисковым запросам в интернете. Обычно пользователи не ищут новые игры, а выбирают разработки проверенных временем компаний. В каждом магазине есть свои методы продвижения. Обратите внимание, что на первых страницах в топе находятся игры, книги, аудио и видео материалы, информационные продукты и т.п. В этом списке нет презентаций банка или каталогов товаров, ведь подобные разработки не смогут развлечь клиента.

Часто при создании собственного бизнеса в сети копируют существующие сервисы, но для этого лучше воплотить в жизнь свою .

Выполнение требований заказчика

Ну вот, интернет-сайт начал функционировать. Поступил первый заказ. Проект делается на основе списка требований клиента к будущему приложению под Android, к примеру, перечень функций или описание процесса работы пользователя с разрабатываемым приложением. Лучше включить в список некоторые примеры и подходы разработчиков к выполнению задач.

Оцените задачи и определите, укладывается ли проект в поставленные сроки. Если нет, расставьте приоритеты и разбейте выход приложения на определенные фазы. Обычно заказчики такого не любят. Они создают конкурсы, в которых участвуют несколько подрядчиков. Например, трое из них сказали о том, что вложиться в нужные сроки невозможно, а один уверен, что закончит разработку раньше. Скорее всего, последний подрядчик неопытный, из-за чего неправильно оценивает сроки. Не бойтесь, что заказчик отдаст проект не вам. Если не успеете выполнить задание, скажите ему заранее.

Создание приложений – это перспективная и , только нужно учитывать массу особенностей.

Дизайн

Затем необходимо определиться с дизайном. Что же под ним понимается?

1. Подготовка начального экрана, цветовой гаммы, минимума необходимых иконок и расположения стандартных элементов;
2. Отображение необходимой информации и добавление элементов управления;
3. Подготовка набора экранов разрабатываемого приложения в рамках дизайн-фазы.

Стандартизированные элементы отображения информации, управления ею и подходы к проектированию интерфейсов должны находиться под вашим руководством (если разрабатываете вы). Мобильное приложение под Android можно реализовать с помощью стандартного набора элементов. Если будет необходимость расширить написанную программу, с помощью документа будет легче определить возможности платформы и понять, можно ли это будет сделать или потребуется разработка собственных элементов управления.

Если планируется создание промо-приложения или игры, подыщите хорошего дизайнера, который подготовит макеты, создаст приличную графику. Но отметим, что несмотря на такую популярность Android, многие телефоны не поддерживают данную операционную систему, например, .

Что еще нужно знать для разработки качественных приложений?

Часто в рамках проекта нужна интеграция с базой данных, где обрабатывается и хранится вся информация. Для решения этой задачи разрабатывается специфика обмена данными, а по полученному документу проводят необходимые работы на сервере. Спецификация API – формальный документ. По нему легко реализовать нужный функционал при условии, что разработчик сам поддерживает базу данных.

Необходимо распределять задачи на все время выполнения проекта. При подготовке ТЗ разработчику нужно все обговорить с заказчиком, чтобы старт проекта не затянулся, и все было сделано в указанные сроки.

Последний этап – публикация android-приложения в магазине, которая включает загрузку; размещения материалов. Также к каждой собственной разработке следует создать инструкцию.

Тенденции

Чем пользуются владельцы мобильных телефонов?

  • Больше половины (53%) используют скачанные приложения
  • Приблизительно столько же (52%) через мобильный телефон заходят на сайты
  • Более трети людей (38%) используют социальные сети со своего мобильного телефона
  • Чуть меньше людей играют в игры (34%)
  • Примерно три четверти пользователей общаются через мобильные телефоны (помимо звонков): это могут быть SMS, приложение социальной сети, мессенджер
Статистика

Что покупают

За 2012 год в РФ продано порядка 12,6 миллионов смартфонов: Россия считается одной из быстроразвивающихся в этом плане стран.

Если мы посмотрим на статистику продаж смартфонов по операционным системам, мы увидим следующее:

  • 62% продаваемых смартфонов – это Android-устройства;
  • На втором месте Symbian - 15% рынка;
  • Оставшуюся долю делят bada, iOS и Windows Phone (если взять этот график только по Москве, то распределение, наверное, будет смещаться в сторону увеличения доли продукции Apple)

Если взглянуть на такой же график по всему миру, то увидим, что и тут Android в авангарде с ¾ рынка.

За второй квартал 2012 года по всему миру было продано 104 миллиона телефонов Android - как население довольно крупной страны. Но нас как мобильных разработчиков интересует не только наличие смартфона, но и то, как с ним работают. Существенная доля обладателей устройств на Android пользуется ими как обычными телефонами: SMS, звонки - и все. Они не активируют устройство в Google Play, не скачивают приложения.

Чем пользуются

Не все люди обзавелись телефонами в 2012 году, поэтому реальное распределение сил среди мобильных операционных систем демонстрирует наша внутренняя статистика. В эту статистику входят Россия и страны СНГ: Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан.

  • 73,5% – это Java-телефоны
  • Android-устройства находятся на втором месте с 11,6%
  • Наследие компании Nokia, Symbian, совсем немного отстает от Android с 11%
  • Яблочной продукцией обладают 3,5% пользователей рунета
  • Самые внимательные увидят на диаграмме Microsoft с Windows Phone (менее 1%)

Установка приложений

При выборе платформы, под которую будет разрабатываться приложение, важно знать статистику по уже существующим приложениям. Графики исследовательской компании App Annie от сентября 2012 года показывают, как растут два конкурирующих магазина Apple и Google.



По количеству скачиваний на первом месте Google Play: больше устройств, больше скачиваний, больше трафика и рост при этом +66% по сравнению с январем 2012 года. Рост iOS оказался в два раза меньше, порядка 30%. Но главный график – какую выручку приносят пользователи. И здесь ситуация в корне иная. Проще зарабатывать на iOS, но деньги есть и в Google Play, если уметь их забирать.

Типы мобильных приложений

На практике можно разделить приложения для мобильных устройств на три типа.

Мобильные сайты, веб-приложения

Это самый распространенный тип приложений для мобильных устройств. Современные смартфоны в состоянии отобразить обычный сайт. Им доступно все то, что мы привыкли видеть в десктопных приложениях - поддержка HTML5 делает свое дело. Помните, что веб-приложения отлично подходят для стартапа: именно они позволяют получить большой результат за маленькие деньги и за небольшой срок. Еще один плюс мобильного сайта по сравнению с другими мобильными приложениями – это кроссплатформенность. Однако есть и минус, притом весомый: с ними достаточно сложно заработать.

Гибридные приложения

При таком подходе вы получаете доступ ко всем плюсам API операционной системы: приложение обрастает push-уведомлениями и другими приятными плюшками, кроме того, теперь ваш продукт можно размещать в сторах. При этом основной контент все еще представляет собой платформонезависимую страничку с версткой, размещенную на сервере. Это позволяет вносить косметические изменения в продукт без выпуска новой версии: достаточно залить изменения на сервер. Гибридные приложения – отличное решение для тех, кто начинает бизнес или хочет проверить свою идею, показать ее инвестору, друзьям.

Нативные приложения

Этот вид приложений самый ресурсоемкий, но вместе с этим он позволяет по максимуму использовать возможности, предлагаемые каждой конкретной операционной системой. Как следствие, нативные приложения выигрывают как по функционалу, так и по скорости работы у других типов мобильных приложений. Именно к такому подходу сейчас приходят те компании, которые делали комбинированные приложения. Например, Facebook начинала с комбинированного приложения: нативные контролы (переключатели, вкладки и так далее) и веб-страница в качестве контента. Несмотря на то, что это неплохое решение, проблемы с производительностью приводят к тому, что разработчики отходят от комбинации с вебом.

Статистика

Приведу статистику скачиваний на примере наших мессенджеров.

Во-первых, у нас есть приложение ICQ, которое постоянно развивается: среди последних изменений стоит отметить аудиозвонки. Второй мессенджер Mail.Ru Group – Агент. В Агенте реализован примерно тот же функционал, и, хотя у него была немного другая история развития, мы выпускаем версии практически под все платформы и его можно найти в любом сторе.

Основная разница между двумя этими приложениями – это их аудитория. ICQ – это международный продукт. Программа скачивается не только в России, им активно пользуются жители Европы, Латинской Америки. Агент же изначально делался в России и для русскоязычных пользователей.

Тем интереснее сравнить статистику скачиваний из магазинов.



Большая часть 62% иностранной аудитории идет в Google Play. Примерно 1/5 идет в AppStore, 14% - в Ovi Store. И уже оставшиеся 5% делят магазины для платформ Windows Phone (4%) и Samsung Bada (1%). С Агентом ситуация в корне другая: доли Google Play и Ovi примерно одинаковые. Ну а 10% AppStore наглядно демонстрируют любовь к «яблочной» продукции в нашей стране.

Процесс создания мобильного приложения

Итак, перейдем к самому вкусному: процессу разработки мобильного приложения.

User Story

Прежде всего, необходимо определить, что и для кого мы пишем. Ответы на эти вопросы оформляются в User Story. На картинке вы можете посмотреть на реальный тикет в нашем трекере. Он описывает, как существующий пользователь ICQ может войти в приложение, и какие проблемы он может встретить. На этом этапе важно проработать все возможные сценарии, чтобы не было неприятных сюрпризов на более поздних этапах разработки.

Важно понимать, что за каждым пунктом в вашем to-do листе скрывается огромный айсберг функционала. Старайтесь фрагментировать и конкретизировать задачи. Крупные хотелки лучше всего разделить на несколько этапов (релизов в стор). Однако это тема отдельной дискусии, вернемся к этапам создания приложения.

Проектирование и дизайн

После составления User Story начинается проектирование и разработка дизайна.



На этом этапе мы используем прототипы, которые мы вешаем на доску и стрелочками показываем, как будет происходит навигация.

При разработке дизайна обязательно используются гайдлайны.

Гайдлайн в общем понимании – это документ, который выпускает компания, и по которому дизайнеры и разработчики понимают принцип построения взаимодействия приложения с пользователем. Условно говоря, для iOS кнопки надо делать круглыми, а для Windows Phone – квадратными. Однако мы используем и внутренние гайдлайны для разработчиков. Таким образом результат работы дизайнера чаще всего состоит из макетов, гайдлайнов и нарезки графики.

Макеты лучше всего подавать «перелинкованными», например с помощью ProtoTypr, чтобы была понятна логика переходов. Гайдлайны содержат в себе информацию об отступах, размерах, визуальных эффектах, механике анимации и пр. Этот этап можно пропустить, если в вашем проекте один дизайнер и один разработчик, сидящие рядом друг с другом. Третья часть результата - нарезка графики - должна содержать минимум необходимых графических ресурсов (заботимся о весе приложения), иметь версии для разных разрешений экранов. Чаще всего мы рисуем для ретины и xhdpi-экранов. Далее идет подготовка для неретины и mdpi автоматизированными средствами (если допустимо их использование). Чаще всего руками приходится готовить hdpi-ресурсы.

Передача в разработку. Обсуждение и необходимые правки описания

После получения макетов, гайдлайна и нарезки, начинается работа разработчика. Мы передаем в разработку все то, что придумали, и ожидаем ранний результат. Это не значит, что работа над архитектурой и пользовательским интерфейсом закончена. Иногда у разработчиков появляются интересные идеи, которые вносят коррективы в изначальный план. Когда разработка завершена, наступает стадия тестирования.

Тестирование

Существует немалое количество способов протестировать приложение.
В мобильной разработке тестировщик – это человек, вокруг которого одни телефоны. У нас есть огромный шкаф, в котором лежат как старые телефоны, так и самые свежие новинки. Внутри мы стараемся тестировать по тест-кейсам. Если внедряется новая фича, по ее описанию составляется тест-план.
Существуют сервисы, помогающие в тестировании. Мы используем HockeyApp – приложение, позволяющее раздавать наш продукт бета-тестерам. Мы пишем в социальных сетях: «Ребята, у нас новое крутое приложение. Кто хочет попробовать?» Желающие получают билд, пользуются приложением, а сервис собирает статистику, составляет креш-репорт и отправляет все это нам.
Также есть сервисы, позволяющие протестировать приложение на разных операционных системах - например, все Android-прошивки версии 2.1 или 2.3. Вы отдаете приложение, сервис скриншотит весь путь, который вы задали, присылает картинки вам на почту, и вы проверяете, все ли в порядке.

Мониторинг

Итак, вы разработали, протестировали приложение, залили его в стор. Для отслеживания статистики скачиваний можно использовать сервис Distimo. Он показывает статистику по пользователям, которые приходят в стор, чтобы скачать приложения, и агрегирует комментарии.

Важно понимать, что люди более склонны оставлять негативные комментарии. Если у человека все хорошо, он чаще всего просто пользуется приложением, не комментируя. При стабильной работе наших приложений мы получаем 40-50 комментариев ежедневно. В день ошибки количество записей может доходить до 400 на одной платформе. Поэтому имейте в виду, что комментарии – это не полная оценка вашей работы, скорее еще один баг-трекер.

Изменить ситуацию может довольно распространенных «хак» - окно Rate Us. С предложением оставить положительный комментарий в сторе, а в случае проблем написать разработчику. Эффект достаточно сильный, главное - правильно продумать алгоритм показывания диалога юзеру.

Помимо комментариев Distimo показывает количество скачиваний, заработанные деньги, а также откуда скачивают ваши приложения.

Еще один интересный мониторинговый сервис – Flurry. Он помогает собирать клиентскую статистику. Flurry предоставляет отчет о том, что делает пользователь в вашем приложении: сколько раз он нажал на кнопку, сколько раз возвращался в приложение и более общие параметры - аудитория, география, пол, возраст и пр.

В некоторых мобильных продуктах мы также используем подсчет клиентской статистики с помощью Google Analytics. Разницы при сравнении с Flurry нет практически никакой. Минусы в скорости работы и обработки логов есть в обоих случаях, однако, если вы привыкли работать с гугловским интерфейсом, можете использовать этот инструмент.

Несмотря на большое количество сторонних сервисов, у нас есть собственная статистика. Какими бы хорошими не были внешние источники, их нужно проверять. Мы способны сами оценивать статистику, но для этого необходимо строить инфраструктуру для генерации отчетов, еженедельной отправки отчетов по email и других вещей, упрощающих жизнь. Поэтому нам проще использовать такие сервисы, как Flurry и Distimo, а к внутренним логам обращаться при возникновении вопросов. Наша практика показывает, что такой подход оправдан: периодически наши данные и данные сервисов несколько разнятся. Если вы склонны проверять статистику, используйте разные источники.

Специфика

Что нужно помнить?

  • На каждой новой платформе пользователь ожидает увидеть богатое приложение. Он рассуждает следующим образом: «Я сидел на плохом Java-телефоне, при этом мог пользоваться аськой. Я купил новый телефон, захожу в Marketplace, а там нет ICQ? Вы чем там занимаетесь?» Пользователь не принимает в расчет того, что вам приходится делать приложение с нуля. Новая платформа – это новые девайсы, новая документация, новые ресурсы.
  • Чем популярнее платформа, тем больше у вас конкурентов. На данный момент существует два стора, на примере которых это отлично видно: AppStore и Google Play. Если у вас есть идея приложения, которое легко монетизируется или просто получит много скачиваний, вбейте ключевые слова в поиске и скорее всего вы обнаружите, что такое приложение существует. Чем популярнее платформа, тем больше конкурентов. В таких случаях надо тщательно изучать аналоги, смотреть статистику, пытаться понять, по каким параметрам существующие решения можно превзойти.
  • Важно понимать, как пользователи выбирают приложения. Изначально человек не собирается покупать конкретное приложение, он просто смотрит список. Например, по запросу «бесплатная музыка». Иконка и первые две строчки описания – это то, что человек видит и оценивает в первую очередь. Если иконка приличная, можно покупать; соответственно, плохая иконка уменьшает количество скачиваний.
  • Очень важно попасть в топ магазина приложений. Попасть в топ стора – очень хорошо, закрепиться там – залог успеха. Зачем это нужно? Когда пользователь хочет что-нибудь скачать, он заходит в чарт и видит, какое приложение сейчас на первом месте по числу скачиваний. Очень важно туда попасть, потому что это своего рода замкнутый круг. Приложение попадает в чарт, его видят пользователи, они его скачивают, оно снова попадает на первое место, и дальше итерации продолжаются. Поэтому всеми силами добывайте скачки и рейтинг: просите мам, бабушек, соседей ставить приложению пятерки. Стоит сказать, что на рынке полно решений для гарантированного вывода программы в топ. Однако органических пользователей это приносит мало, что не мешает продолжать эксперименты.
  • Помните, что время публикации может доходить до нескольких недель. Допустим, вы разработали и протестировали приложение, обзвонили всех блоггеров или СМИ и сказали: «У меня новое приложение, приходите на пресс-конференцию». Вы его отправляете в AppStore и вынуждены ждать семь рабочих дней в России. В этом случае Google Play – рай для оперативных обновлений, где публикация занимает несколько часов.
  • Фрагментация операционной системы. Если вы разрабатываете приложения под Android, учитывайте фрагментацию и существование целого зоопарка устройств. Это сказывается на времени разработки на всех этапах: проектирование, дизайн, разработка и особенно тестирование.
  • В сторе невозможно общаться с пользователями. Например, пользователь пишет, что у него в ICQ не ходят сообщения. Он недоволен и выражается очень красочно, но не очень информативно. У нас нет возможности с ним связаться и узнать о проблеме подробнее. Все, что мы можем сделать – залезть в мониторинг и посмотреть, ходят ли у нас сообщения. Может быть, его заблочил антиспам.
  • Сейчас некоторые сторы обзаводятся админкой, в которой можно задать вопросы пользователю, выяснить его контактные данные, посмотреть, в каких странах скачивают ваше приложение, но пока ситуация не слишком улучшилась. Стоит отметить, что Google Play продолжает добавлять эту возможность некоторым разработчикам, например нашей компании она доступна.
  • Время на тестирование. Существует несколько способов протестировать приложение. Можно иметь тестеров в штате – с тест-кейсами, тест-планами, которые они обязательно проходят. Кроме того, существует сервис для тестирования – вы платите за найденные баги. Вы выкладываете приложение, его тестируют 20 тысяч человек. В этом подходе, конечно, есть плюсы и минусы.
  • Кадры в мобильной индустрии решают все. Хороших мобильных разработчиков сложно найти даже крупным компаниям, таким как Mail.Ru Group, Яндекс или Google. Именно поэтому мы ведем работу со стажерами - потому что иногда легче взять толкового студента и обучить его.
Заключение

Я постарался рассказать вам о базовых особенностях и подводных камнях мобильной разработки, которые встречались нам на нашем пути. Надеюсь, пост оказалась вам полезным. Если у вас остались вопросы по теме, или вы знаете что-то, что может быть полезно нам, давайте обсудим это в комментариях.

  • Бизнес-модель: Создание лэндингов и мобильных приложений для предприятий относящихся к малому предпринимательству
  • Вложения: 15 000 руб.
  • Персонал: не требуется
  • Офис: не требуется
  • Потенциальный доход: 155 000 руб. в месяц (если работать без персонала, с персоналом доходом до 1 млн. руб.)
  • Что нужно чтобы начать зарабатывать: Приобрести франшизу AppGlobal.
 

В последние годы в России эксперты отмечают снижение актуальности веб-сайтов и рост популярности мобильных приложений. Люди делают покупки, планируют встречи, выбирают развлечения, читают интернет-журналы прямо с экранов своих смартфонов и планшетов, стоя в пробках, идя с работы домой, сидя в кафе. Они стремятся быть независимыми от стационарных компьютеров. Как следствие развивается бизнес на мобильных приложениях, перспективы которого становятся все более очевидными. На рынок выходят разработчики «коробочных продуктов» для этого бизнеса, предлагающие партнерам без высоких стартовых вложений в короткий срок сформировать собственную клиентскую базу и получать стабильный доход.

Почему этот бизнес актуален?

Вот лишь несколько фактов:


Резюме : в силу развития высоких технологий и потребности предпринимателей в быстром донесении до клиентов информации о своих продуктах и услугах, а также при совершенствовании возможностей смартфонов и скорости мобильного интернета бизнес по разработке мобильных решений для них становится одним из самых актуальных направлений .

Нужно ли для этого быть программистом?

Программы, устанавливаемые на ту или иную платформу (iOS, Android), обладающую функционалом для смартфонов и планшетов, создаются с помощью «конструктора». Он похож на тот, на основе которого «собираются» сайты. Освоить этот процесс, по утверждению разработчиков, каждый сможет самостоятельно.

Сам «конструктор» предоставляется на основе франшизы. Это значит, что при создании своего бизнеса франчайзи обеспечивается не только инструментом для разработчика, но и подробной инструкцией, и консультационной поддержкой, и возможностью знакомиться с рекомендациями экспертов в этой области т.д.

Кто является целевой аудиторией?

По сути, создание приложений для бизнеса относится к сегменту В2В и направлено на помощь в продвижении товаров и услуг другим предпринимателям. Создавая мобильные приложения, с помощью которых потенциальный клиент за несколько минут сможет выбрать спортклуб, составить программу выходного дня, вызвать такси и т.д., вы способствуете росту бизнеса вашего заказчика.

Таким образом, потенциальными потребителями разработанных вами продуктов становятся представители любого бизнеса, а также городские администрации, фрилансеры, общественные организации и благотворительные фонды.

Рассмотрим, как можно начать прибыльный бизнес по франшизе AppGlobal без значительных первоначальных вложений.

Что нужно, чтобы начать бизнес?

Франчайзеры AppGlobal позиционируют свой продукт как мобильный бизнес, не требующий навыков программирования и специальных знаний.

Вы получаете готовый продукт «в коробке», состоящий из

  • конструктора на базе iOS и Android, работающего из любых браузеров
  • готовых шаблонов сайтов, которые нужно просто «залить» на хостинг, чтобы начать работу
  • маркетинговых материалов, с помощью которых можно эффективно вести переговоры с клиентами и продвигать свои услуги
  • видео-тренинга с пошаговым алгоритмом создания мобильных приложений
  • круглосуточного доступа к закрытому информационному ресурсу, где хранится информация от IT - экспертов, которой вы можете пользоваться без ограничений в любое время суток
  • поддержки «горячей линии»
  • ежемесячного скайп-коучинга по продвижению вашего бизнеса

Преимущество сотрудничества: на всех этапах от приобретения франшизы до реализации проектов разработчики поддерживают франчайзи (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Этапы создания бизнеса на мобильных приложениях

Ваши действия

Поддержка франчайзи

Подготовительный

Приобретение франшизы по созданию мобильных приложений для разных видов бизнеса:

  • первоначальный взнос на приобретение пакета - 59 000 руб.
  • роялти - 11 000 руб. в месяц

Предоставление выгодных условий для стартапа и рекомендаций по развитию бизнеса (расчет прибыли, сроков окупаемости и т.д.)

Наработка клиентской базы

Поиск клиентов, предложение им мобильного приложения под потребности

  • Предоставление маркетинговой информации
  • Тренинги в онлайн-формате

Повышение заинтересованности в продукте у потенциальных клиентов, получение положительных отзывов.

Развитие клиентской базы.

  • Создание демоверсий мобильных приложений
  • Работа по техническому заданию от клиентов, наполнение полей приложения контактной и иной информацией
  • Публикация готового продукта в App Store или Google Play
  • Получение от клиента вознаграждения и подключение его к системе ежемесячной автоматической абонентской платы за хостинг
  • Технологическая и консультационная поддержка «горячей линии»
  • Доступ к «базе знаний»
  • Скайп-коучинг

Каковы перспективы?

Как франшиза AppGlobal позволяет заработать? Вот примерный расчет прибыли франчайзи, который разработчик приводит, исходя из рекомендуемой стоимости работ, количества созданных приложений и оплаты трафика за их использование:

Таким образом, делая в месяц по 10 приложений, продавая их по рекомендованной цене 75 тыс. рублей и получая оплату трафика, вы получаете прибыль свыше 11 млн рублей в год. Данный расчет является примерным, потому что стоимость своих услуг и объем работ вы назначаете сами.

При этом вам не нужно заботиться об аренде офиса - вы так же мобильны, как ваши клиенты, вам не требуется дополнительный персонал. Первоначальные инвестиции обычно не превышают 40 000 руб. Все, что от вас требуется, - это энтузиазм, желание сделать свой бизнес прибыльным, умение выстраивать партнерские отношения с клиентами и вести переговоры. При этом срок окупаемости бизнеса - всего 1-2 месяца.

Эффективность сотрудничества с AppGlobal доказывают уже созданные по этой франшизе более 100 000 приложений, которые используют люди по всему миру. Их создают более 200 компаний, купивших эту франшизу. Но емкость рынка значительно выше: можно сказать, что в России она еще очень далека от наполнения.

Вывод:

франшиза AppGlobal - перспективная идея для бизнеса, позволяющая с первого месяца получать и в последующем увеличивать свою прибыль не только за счет создания приложений, но и за счет постоянно растущего пассивного дохода от оплаты клиентами трафика за их использование.

Похожие публикации