Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова. Анализ стихотворения Нет я не Байрон,я другой

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

«Нет, я не Байрон...», стихотворение раннего Лермонтова (1832 г.).

Обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. В этом стихотворении существенно уточняется, что свидетельствует о его поэтическом и духовном самоопределении. Лермонтов не отвергает внутреннего родства с Байроном -- оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Дж. Байроном и позиция избранничества -- с той, однако, многозначительной для Лермонтова разницей, что он, в отличие от английского поэта, еще «неведом» миру: «неведомый избранник». Речь, следовательно, идет не об отказе от байронизма, казалось бы, заявленного в первой строке, а об особой и более трагичной личной судьбе поэта «с русскою душой» («Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит»). Сравнение идет, таким образом, по двум главным линиям -- внутренней соотнесенности с личностью Байрона и противопоставленности ему своего поэтического «удела», и развитие, итог обеих ипостасей представляются Лермонтову безрадостными.

Определение «с русскою душой» указывает на пробуждение национального самосознания и на различные общественные условия, в которых творили оба поэта. Строки:

«В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит...»

Могут прочитываться и как выражение личного, и как исторически обусловленного (как бы «унаследованного») трагизма, отягощенного сознанием невысказанности своих высоких и тайных дум. Сопоставление своей души с океаном раскрывает масштаб этих неведомых дум поэта, но вместе с тем и сомнение в самой возможности их выразить, ибо сложность задачи требует усилий, равновеликих могуществу «бога». Пафос незаменимости своего человеческого и поэтического призвания подчеркнут в последних строках выдвинутостью в рифму слова «кто» и последним стихом:

Толпе мои расскажет думы?

Я -- или бог -- или никто!»

Композиционная структура стихотворения возвращает к мотиву избранничества. лермонтов стихотворение байрон

Стихотворение состоит из 12 строк. Строфой является двенадцатистишие. Стих астрофический, т. е. без разделения строфы. Размер - четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на 2-м слоге. Рифмы: другой-избранник-странник-душой; ране-совершит-океане-лежит; угрюмый-Кто-думы-никто.

Лермонтов очень рано начал создавать свои творческие работы. Еще до своего 18-летия, он пишет стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», в котором описывает свой жизненный путь.

Михаил Лермонтов никогда не относил свое творчество к выдающейся деятельности. Но, современники оценили его талант по достоинству.

В своем стихотворении, Лермонтов пишет о том, что он совершенно не похож на Байрона. Хотя, английский писатель был его кумиром. Лермонтову была известна печальная и одинокая судьба англичанина, и он совершенно не хотел становиться таким же угрюмым и отрешенным от общества.

Но, его творчество, как и творчество Байрона также не находило признания в обществе. Со временем, Лермонтов понимает, что даже нехотя, у него есть сходства с любимым кумиром. Он обладал неким даром предсказания и понял это еще в раннем детстве. Поэтому, будучи в тех годах, он мог наперед опережать и описывать события.

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» автор пишет о том, что его жизненный путь не будет долгим, и он прекрасно это знает. Его природный дар позволяет поэту понять, что он появился в свете литературы не в то время. Чтобы достучаться до людей, до их сердец, нужно кропотливо и тяжко работать и стараться. Лермонтов понимает, что его ждет одиночество, как и его кумира – англичанина. Но, это не та проблема, которая беспокоит душу поэта. Он намного больше взволнован тем фактом, что при помощи своих творческих работ, поэт совершенно не может тронуть сердца окружающих его людей. Они зачерствели и к ним не пробиться.

Конечно, в наше время работы Михаила Лермонтова знамениты. Это потрясающие поэтические творения, но, сам автор уже не узнает о своем признании в обществе.

Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном ― английского поэтом-романтиком, чья известность имела успех даже после его смерти (это явление назвали байронизмом). Лермонтов читал его с детства и в своем творчестве придерживался романтического направления, поэтому упоминание лорда Байрона вполне закономерно. К тому же, его герои ― гонимые обществом «мрачные эгоисты». Лермонтов поддерживал похожую концепцию в своем творчестве.

Стихотворение написано в традициях романтизма, в жанре лирической философии.

Основная тема ― познание героя самого себя, своей судьбы. В самом начале он пытается сравнивать себя с Байроном, называет «странником», но в то же время понимает, что он другой. Его отличает «русская душа» от английского поэта. Герой уверен, что совершит меньше, потому что не обладает теми же выдающимися качествами, и ему раньше суждено умереть. Во втором четверостишии он словно пытается определить свою судьбу (сам поэт Лермонтов погиб в возрасте 34 лет, а Байрон пережил его всего на два года): «я начал раньше, кончу ране…». Герой выражает горькую надежду о том, смогут ли его понять при жизни или после смерти. Словно он оставляет вопрос будущим потомкам. Герой не знает, что ждет его впереди, но чувствует возможное забвение: «или никто!». Таким образом, звучит новая тема ― отчуждение людей и страх быть забытым всеми. Это помогает выделить главную идею стихотворения: одинокий бунтарь, осуждаемый обществом, вынужден скитаться и не надеяться на понимание.

Сюжет развивается постепенно. Сначала герой размышляет о своей судьбе, об уверенности недолгой жизни. Отождествление с Байроном помогает ему познать себя, каков он есть, найти между ним и собой отличия, тем самым выделив собственные черты личности. Далее он говорит о своей душе, как океане, показывая глубину и необъятность внутренних переживаний. В конце стихотворения ощущается отчаяние и сомнение: «кто толпе мои расскажет думы?». Так лирический герой раскрывает истинные чувства: неуверенность в смысле своей жизни и вероятной возможности быть непонятым и «гонимым» современниками и потомками.

Чтобы передать переживания героя автор использует несколько художественных приемов. Эпитеты: неведомый странник, разбитые надежды. Метафоры: ум совершит (наделение ума человеческими качествами), угрюмый океан (наделение океана человеческих чувств). Использование «тире» в последнем строчке четверостишия подчеркивает важные мысли героя и придает больше экспрессии.

Стихотворение написано в трех строфах. Использован четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой в первом четверостишии (АББА) и перекрестной в двух последних (АБАБ).

Стихотворение вызывает чувство смятения и сопереживания герою, который смело бросает вызов судьбе и обществу.

Вариант 2

Произведение относится по жанровой направленности к философской элегии, представленной в форме послания, и является частью раннего творчества поэта.

Ключевой тематикой стихотворения являются авторские размышления в отношении судьбы души странствующего человека, представленного автором в образе лирического героя, именующего себя странником и пытающегося познать собственную душу, увидеть черты далекого будущего.

Структурная композиция стихотворения, выполненная как монолог лирического героя, условно разделяется на две части, первая из которых представляет собой сравнительное описание поэта с Байроном, указывающее на схожие и отличительные черты знаменитого поэта, а вторая часть повествует о душевном состоянии лирического героя. При этом отличительной особенностью произведения является отсутствие деления стихов на строфы.

Произведение «Нет, я не Байрон, я другой» создается поэтом с использованием в качестве стихотворного размера четырехстопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, а также включением женских и мужских рифм, позволяющих усилить эмоциональную окраску стихотворения и передать чувства грусти, тоски лирического героя, размышляющего о собственной дальнейшей судьбе.

Среди средств художественной выразительности, позволяющих придать произведению оригинальность и яркость, присутствуют метафоры в развернутом виде, а также сравнения и эпитеты. Кроме того, поэт применяют особую звуковую интонацию в монологе лирического героя, расставляя в повествовательном содержании смысловой акцент, при помощи вопросительных предложений, а также в форме восклицания.

Своеобразие в стихотворении подчеркивается аллитерацией, художественным приемом, четко передающим мятежность, пылкость, бунтарство душевного состояния лирического героя, ощущающего себя в окружающем мире одиноким и непонятым.

Произведение воспринимается как исповедь лирического героя, осознающего свою избранность, но отчужденного толпой, которая не в состоянии понять мечущую поэтическую душу, сравнимую с океанской безбрежностью и грустными, неизведанными тайнами.

Анализ стиха 3

Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году. Оно лишний раз заставляет задуматься о даре поэта. Он в нескольких строчках рассказывает о своей судьбе, как сделал это в стихотворении «Сон». Лермонтов открыто говорит «Я начал раньше, кончу ране». Это и оказалось судьбой поэта, погибшего на двадцать шестом году своей жизни.

Мы понимаем, читая стихотворение, что в основном Лермонтов рассказывает о своей судьбе и как обычного человека, и в качестве поэта. Он говорит с самых первых строк, что он еще не знаменит, он как Байрон, но с русской душой. Лермонтов предчувствует, что он успеет совершить немного, но кто, если не он?

Во всех стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова есть особый смысл, который он с детальной точностью преподносит читателю. Данное стихотворение не является исключением. Лермонтов не просто рассказывает о том, кто он и о своей судьбе, он также раскрывает роль поэта. В последней строфе он написал «Я-или Бог-или никто!».

Свое призвание Лермонтов осознал в довольно раннем возрасте для нашего времени. Когда он написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», ему было 17 лет. На самом деле Михаил Лермонтов не превозносил своего таланта, как, например, Александр Пушкин.

Почему именно Байрон? Лермонтов читал его творения с детства. Хотя интересен тот факт, что судьбы Лермонтова и Байрона невероятно похожи. Как и Байрон, Лермонтов обладал вспыльчивым характером и обидчивостью. Лермонтова не понимали сверстники, современники, поэтому он чувствовал, что создан для другого времени. Байрона также не понимали современники.

В какой-то мере, Михаил Лермонтов в стихотворении осознает свое дальнейшее одиночество и похожую с судьбой Джорджа Байрона свою судьбу. Он связывает их незримой нитью. Но пытается отказаться от этого, говоря, что он не Байрон, он другой…

9, 10 класс

Анализ стихотворения Нет, я не Байрон, я другой… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

    Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои

  • Анализ стихотворения Диана Фета

    В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.

  • Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

    Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

  • Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно Некрасова

    Некрасов в 1840-ых годах знакомится с очаровательной Авдотьей Николаевной Панаевой. На тот момент она являлась законной супругой Ивана Панаева, окружающие люди считали ее одной из самых красивых

  • Анализ стихотворения Свобода Некрасова

    Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» М. Ю. Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта.

В ней действительно много общего. И Байрон, и Лермонтов предстают как романтические, «гонимые миром» странники, переживающие конфликт с самим собой и всем, что их окружает. Тем не менее, Лермонтов считает свое творчество неповторимым, сугубо индивидуальным, и это он настойчиво утверждает уже в первой строке стихотворения. Поэт называет себя «неведомым избранником» с «русской душой». Его судьба непроста: в душе «надежд разбитых груз лежит», и она, словно угрюмый океан, полна тайных дум.

Антитеза, контраст помогают поэту подчеркнуть его мысли, делают стихотворение образным и эмоциональным. Рифмующиеся слова несут высокую смысловую нагрузку: «избранник» - «странник», «угрюмый» - «думы».

Лирический герой стихотворения одинокий и непонятый «толпой», он сам себе предрекает раннюю кончину: «Я раньше начал, кончу ране…».

Лейтмотив стихотворения - тоска и отрешенность от мира. Внутренний мир героя полон дум и страданий. Рассказать о них миру может или сам герой, или бог. Остальным понять все это не дано.

«Лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости; пессимизм божественного величия духа», - писал о поэзии М. Ю. Лермонтова С. А. Андреевский, и с его словами нельзя не согласиться.

Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он написал стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” , в котором предопределил свой жизненный и творческий путь.

Творчеством английского поэта Джорджа Гордона Байрона Михаил Лермонтов увлекался с раннего детства. Ему была прекрасно известна судьба этого угрюмого и очень обидчивого человека, который так и не был понят своими современниками. Лермонтов чувствует, что его ждет та же участь, и ему также предстоит стать странником, который “гонимый миром” и лишен общественного признания. Автор этого стихотворения отрицает, что в своем творчестве он подражает знаменитому англичанину, так как его душа пока еще не отравлена сарказмом. Тем не менее, Лермонтов все же признает, что с Байроном у него довольно много общего. И, в первую очередь, это уникальная способность опережать время и события, а также дар предвидения, который Лермонтов открыл в себе, еще будучи подростком.

В этом произведении он прямо указывает на то, что его жизненный путь будет недолгим. “Я раньше начал, кончу ране”, – отмечает поэт, тем самым, предопределяя собственную судьбу. Затрагивая тему творческого наследия, Лермонтов подчеркивает: “Мой ум немного совершит”. При этом автор отмечает, что уже сейчас, в столь юные годы, на его душе лежит бремя несбывшихся надежд, с которым ему предстоит мириться до конца жизни. Обладая даром пророка, Лермонтов прекрасно понимает, что он родился не в то время. Поэтому для того, чтобы достучаться до сердец даже близких ему людей, следует прилагать огромные усилия. Поэт понимает, что если он этого не сделает, то, кроме Бога, никто больше не способен донести до окружающих его чувства и мысли, дать им верное определение. И именно необходимость выворачивать наизнанку собственную душу пугает юного поэта, который предпочитает повторить путь Байрона только ради того, чтобы не испытывать страданий и унижений.

Проводя аналогию с жизнью своего английского кумира, Лермонтов понимает, что он также будет обречен на одиночество. Однако это совсем не беспокоит автора, для которого гораздо печальнее осознавать тот факт, что все его усилия изменить мир к лучшему наткнутся на глухую стену непонимания. И, возможно, сквозь десятилетия будут оценены другими поколениями, но насладиться собственным триумфом поэт уже не сможет.

(No Ratings Yet)

  1. В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина И возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение “Смерть поэта” , из-за которого был вынужден провести несколько месяцев...
  2. Михаил Лермонтов с детства увлекался зарубежной поэзией, и Байрон долгое время являлся для него образцом для подражания. Именно по этой причине в манере, присущей этому английскому литератору, в 1836 году...
  3. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с...
  4. В 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась...
  5. В 1832 году Лермонтов оставил университет и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, так как с самого детства мечтал о военной карьере. Учеба давалась молодому поэту легко, а вот...
  6. Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе...
  7. В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его...
  8. “Родина” или как еще называют это патриотическое произведение “Отчизна”, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году. В этом произведении великий поэт затрагивает тему “Родины”, он не воспевает величие России,...
  9. Последний период Творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить...
  10. Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества...
  11. Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем...
  12. У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у...
  13. В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который...
  14. У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году...
  15. Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за...
  16. Ранние произведения Михаила Лермонтова наполнены мечтами и романтикой. Тем не менее, даже в них проскальзывают довольно мрачные философские мысли, которые были свойственны 15-летнему юноше. Он часто задается вопросом не только...
  17. Литературные вопросы никогда особо не волновали Михаила Лермонтова, который предпочитал держаться особняком от поэтов и писателей. Он не зарабатывал себе на жизнь публикацией в журналах, так как был кадровым военнослужащим....
  18. Стихотворение Михаила Лермонтова “Три пальмы” было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне,...
  19. “Не верь себе” – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный...
  20. В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен. Тем не менее, в...
  21. “Солнцем нашей поэзии” называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но...
  22. Первый раз юный Лермонтов Влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их...
  23. Стихотворение “Ангел” относится к раннему периоду Творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую...
  24. Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не...
  25. Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не... Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво...
Анализ стихотворения Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой

Похожие публикации