Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Подготовка к огэ информатика с решениями. Личный опыт: как сдать ОГЭ по информатике

В презентации рассмотрены 4 задачи типа 20.1 на умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя "Робот".

Ко всем задачам есть подробное решение. Материал будет полезен как для учителей информатики при подготовке учащихся к ОГЭ по информатике, так и для выпускников 9-х классов для самостоятельной подготовки к экзамену.

Презентация содержит тренировочный вариант экзаменационной работы, который может быть использован обучающимися при самостоятельной подготовке к ОГЭ по информатике.

Ко всем вопросам даны по четыре варианта ответа, из которых только один верный. В случае неправильного ответа ученик может ознакомиться с решением и перейти к следующему вопросу.

Целевая аудитория: для 9 класса

Данную презентацию по информатике можно использовать в качестве подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 9 классе.

Целевая аудитория: для 9 класса

Данный материал поможет ученикам 9 класса подготовиться к заданию 10 ОГЭ по информатике.

В презентации даны 7 заданий с ответами и пояснениями, переход к которым осуществляется по гиперссылке.

Целевая аудитория: для 9 класса

Вашему вниманию предлагается презентация на тему «Базы данных (фильтры)», в которой подробно разобраны задачи открытого банка заданий ФИПИ на эту тему, а также приведены аналогичные задачи из демоверсий предыдущих лет. Особенность этой темы - необходимо знать тему «Базы данных», а также логические операции, их приоритет. Презентация может быть использована при повторении тем «Базы данных» и «Логика» на уроках, при подготовке выпускников 9-ых классов к ОГЭ, а также на предэкзаменационной консультации.

Целевая аудитория: для 9 класса

Вашему вниманию предлагается презентация на тему «Алгоритмы, программирование. Решение задач ОГЭ», в которой подробно разобраны задачи демоверсии прошлых лет на эту тему, а также приведены аналогичные задачи из открытого банка заданий ФИПИ.

К задачам даны ответы. Презентация может быть использована при повторении темы «Алгоритмы, программирование», при подготовке выпускников к ОГЭ, а также на предэкзаменационной консультации.

Целевая аудитория: для 9 класса

В данной разработке рассматриваются задания 20.1 основного государственного экзамена по информатике с помощью алгоритмического языка в среде Кумир с использованием исполнителя Робот. Имеется справочная информация об исполнителе Робот. К заданиям приводятся решения на алгоритмическом языке.

Целевая аудитория: для 9 класса

В данной разработке рассматриваются задания на нахождение количества, суммы чисел последовательности, удовлетворяющих некоторым условиям, поиск наименьшего, наибольшего из чисел последовательности, в зависимости от некоторых условий. К задачам приводятся блок-схемы и программы решений. Имеются задания для самостоятельного решения.

Целевая аудитория: для 9 класса

В данном разделе вашему вниманию представлена информация по экзамену в 9 классе "Информатика" в формате ОГЭ. Доступны демонстрационные варианты, справочники с теорией, спецификации к экзамену и тренировочные тесты. С информацией и о формате экзамена Вы можете ознакомиться ниже.

Информация об экзамене

Экзамен по информатике состоит из двух частей и 20 заданий.

Первая часть содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности

  • 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры
  • 12 заданий , подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов

Вторая часть содержит 2 задания высокого уровня сложности.

Задания второй части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.

Среди заданий 1– 6 представлены задания из всех тематических блоков, кроме заданий по теме «Организация информационной среды, поиск информации»; среди заданий 7–18 – задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания части 2 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной формах, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 20 дается в двух вариантах: задание 20.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 20.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования. Экзаменуемый самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

1 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, делящееся нацело на 7.Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, делящееся нацело на 7. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- минимальное число, делящееся нацело на 7.
Пример работы программы:
Входные данные: 3,11,14,77
Выходные данные: 14
2 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное четное число. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть четное число. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- максимальное четное число.
Пример работы программы:
Входные числа:3,10,99,42
Выходные числа:42
3 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 16. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, кратное 16. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- минимальное число -минимальное число, кратное 16.
Пример работы программы:
Входные числа:3,64,48,80
Выходные числа:48
4 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, оканчивающееся на 1.
Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, оканчивающееся на 1. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- максимальное число, оканчивающееся на 1.
Пример работы программы:
Входные числа:3,11,21,31
Выходные числа:31
5 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 0.
Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чисел последовательности, кратных 6 и оканчивающихся на 0.
Пример работы программы:
Входные числа:20,6,120,100,150,0
Выходные числа:2

6 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чисел последовательности, кратных 7 и оканчивающихся на 5.
Пример работы программы:

Выходные числа:2
7 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел последовательности, кратных 7 и оканчивающихся на 5.
Пример работы программы:
Входные числа:35,49,55,105,155,0
Выходные числа:140
8 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 6. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел последовательности, кратных 3 и оканчивающихся на 6.
Пример работы программы:
Входные числа:36,56,33,126,3,0
Выходные числа:162
9 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму и количество всех четных чисел, кратных 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: сумму последовательности и количество четных чисел, кратных 5.
Пример работы программы:
Входные числа:4,60,15,0
Выходные числа:79,1
10 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет их количество и сумму четных чисел.
Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: длину последовательности и сумму честных чисел.
Пример работы программы:
Входные числа:4,60,15,0 Выходные числа:3,64

Что ожидает в конце 2017-2018 учебного года? Какие изменения могут быть внесены в структуру ОГЭ? К чему готовится тем, кто планирует продолжить обучение в школе и тем, кто примет решение вступить в колледж или техникум? Эти вопросы уже сегодня волную будущих девятиклассников и их родителей. В продолжение темы Обязательного Государственного Экзамена поговорим о сдаче такого популярного сегодня предмета, как информатика и постараемся найти ответы на ряд актуальных в этом году вопросов:

Одним из самых важных вопросов на сегодняшний день остается количество обязательных экзаменов для девятиклассников. До 2014 года дети сдавали 4 предмета:

  • обязательные: русский язык и математику;
  • 2 экзамена на выбор.

Ввиду многочисленных просьб со стороны детей и родителей в 2014 году было разрешено не сдавать дополнительные предметы, если ребенок не планирует менять образовательное учреждение. Результатом стало ощутимое падение успеваемости. Сработало правило – нет экзамена, можно не учить. Получив столь неутешительные результаты, в Минобрнауки уже в 2016 году приняли решение увеличить количество сдаваемых предметов.

В 2018 году стоит настраиваться на сдачу сразу 5 экзаменов, 4 из которых войдут в блок обязательных, а право выбрать 5-й предмет будет предоставлено ученикам.

Дискуссия о том, какими будут обязательные предметы еще не завершена. Но информатики в этом списке нет, поэтому сдавать ее предстоит только тем выпускникам, которые действительно хотят связать свою жизнь с IT технологиями и вместо 10 класса подать документы в соответствующий колледж.

Куда поступать – вопрос важный. Сегодня в России есть достаточно много учебных заведений, предоставляющих возможность профильного обучения разнообразным IT специальностям на базе 9 классов. Сотрудники разных компаний, успешно устроившиеся по своей специальности, указали такие перспективные направления обучения:

С хорошими оценками за 9 класс и высокими баллами по ОГЭ, в частности по предмету «информатика», в 2018 году можно побороться за места в лучших учебных заведениях, таких как:

  • Колледж связи №54, выпускники которого получают возможность трудоустройства в международных компаниях Siemens, Samsung и Huawei.
  • Московский государственный колледж информационных технологий, входящий в состав МГУТУ.
  • Колледж информатики и программирования при правительстве РФ, входящий в состав Финансового университета.
  • Колледж МГУПИ, выпускники которого без проблем трудоустраиваются на различных заводах и предприятиях оборонного комплекса.
  • Финансово-экономический колледж КЭСИ (Москва), открывающий перспективу поступления в МЭСИ.

Поступление в колледж – это шаг к желаемой профессии. Не стоит рассматривать смену школьной скамьи на обучение в коллеже, как возможность обойти ЕГЭ, ведь в скором будущем планируют введение единых стандартов для поступающих в ВУЗы, согласно которым сдача гос. экзамена станет обязательной для абсолютно всех абитуриентов.

Изменения в ОГЭ 2018 года по информатике

В отличие от ЕГЭ 2018 года, в ОГЭ не ожидаются какие-либо глобальные перемены. Из важных нововведений, которые были приняты в прошлом году, стоит отметить:

  1. Сдавать информатику ученики 9-х классов будут на ПК.
  2. Оценка за ОГЭ влияет на балл аттестата.
  3. Для получения аттестата необходимо сдать на минимальный проходной балл 4 из 5 экзаменов.
  4. Ученики, получившие оценку «неудовлетворительно», имеют возможность дважды пересдавать экзамен.
  5. Пересдать в 2018 году можно будет только 2 из 5 предметов.

Хотя, для многих кажется, что ОГЭ по информатике – один из самых легких предметов, которые можно сдавать, заканчивая 9 класс, в 2018 году к экзамену стоит готовится основательно, ведь билеты составлены таким образом, что бы проверить знания за весь курс с упором на практическую часть.

Структура ОГЭ 2018 года по предмету «Информатика»

Билет ОГЭ по информатике, с которым предстоит работать выпускникам 9 класса в 2018 году, состоит из двух частей:

  1. Теоретический блок – 18 заданий, на которые достаточно дать краткий ответ в виде числа, слова или последовательности.
  2. Практическая часть – 2 задания, при выполнении которого девятиклассникам будет необходимо создать каталог, в него поместить файл с определенным расширением, в котором и будут сохранены результаты работы.

За каждое правильно выполненное задание начисляются так называемые «первичные» баллы, которые переводятся в привычную оценку следующим образом:

Таким образом, для получения аттестата достаточно набрать 5 первичных баллов. Но, для вступления на практике необходимо справиться на 15 из максимально возможных 22 баллов (для ТОПовых колледжей проходной порог может составлять 18, что соответствует оценке 5).
В ходе решения заданий теоретического блока ученикам предстоит:

  1. Выполнять шифрование и расшифровку информации.
  2. Решать задачи на перевод чисел между разными системами исчисления.
  3. Применять логические операции конъюнкции и дизъюнкции.
  4. Решать задачи на вычисление объема информации.
  5. Анализировать формализованные табличные данные и диаграммы.
  6. Строить графы по приведенным данным.
  7. Прописывать полное имя файла.
  8. Выполнять готовые алгоритмы.
  9. Составлять алгоритм для решения поставленных задач.
  10. Составлять программы (можно использовать любой изучаемом в школе языке программирования, в том числе и алгоритмический).

Для большинства учеников теоретические задания не показались сложными. Если же пробелы в знаниях имеются, наверстать их самостоятельно не составит труда.

Несколько сложнее обстоит дело с практической частью, ведь тут потребуется продемонстрировать реальные навыки работы в Excel и среде программирования.

Задание по табличному процессору проверяют умение задавать формулы и использовать простейшие функций Excel, такие как: «СУММ», «ЕСЛИ», «СУММЕСЛИ», «МАКС», «МИН».

Последнее 20 задание – программирование. Как правило, для решения поставленной задачи вполне достаточно уверенного знания операторов цикла и ветвления.

Подготовка к ОГЭ по предмету «информатика»

Если ваше цель – поступление после 9 класса в 2018 году один из лучших колледжей страны, где информатика изучается углубленно, то предстоит серьезная подготовка к ОГЭ. Учителя рекомендуют особое внимание уделить таким темам:

Объем файла

Всегда внимательно читайте вопрос и обращайте внимание, в каких величинах необходимо предоставить ответ. Ознакомившись с теорией, которая сразу вовсе не покажется сложной, решите все возможные типы задач на:

  1. вычисление объема монохромного и цветного изображения;
  2. нахождение разрешения картинки по приведенным данным;
  3. расчет объема текстового файла;
  4. определение, достаточно ли отведенного на диске места для решения поставленной задачи.

В последнем типе задач будьте внимательны при округлении полученных значений.

Системы исчислений

Для успешной сдачи ОГЭ достаточно разобраться с системой перевода в рамках двоичной, восьмиричной, шестнадцатиричной и десятичной систем. Решая подобные задачи, вы «набьете руку» и будите узнавать наиболее часто встречающиеся в задачах цифры, что существенно облегчит выполнение заданий на экзамене.

Excel

Помимо простейших функций не лишним будет хорошо разобраться в использовании операторов «И» и «ИЛИ», а также еще раз повторить особенности разных типов ссылок, используемых в табличном процессоре.

Помните, если в задании не сказано, что допускается использование дополнительных ячеек и скрытых формул, делать это категорически не стоит. Ищите возможность решить задачу путем использования минимального количества вычислительных операций.

Программирование

Независимо от того, будите ли вы писать программу на «Кумире», или предпочтете один из языков программирования высшего уровня, обязательно повторите:

  • синтаксис;
  • типы переменных и их особенности;
  • правила задания математических операций;
  • ввод и вывод данных (с экрана или с файла);
  • операторы ветвления;
  • операторы цикла;
  • особенности работы со строками.

Нужен ли вам репетитор? На этот вопрос каждый ученик может ответить себе сам. Если школьный учитель всегда готов ответить на возникающие у вас вопросы, а решение билетов прошлого года не вызывает особых затруднений, достаточно регулярной практики в выполнении разнообразных заданий из ОГЭ. Если же знаний не достаточно, и чистая теорию, вы не можете понять суть написанного в учебнике – ищите репетитора. Начинать подготовку в таком случае лучше с самого начала учебного года.

Дмитрий Кожеуров:

ПОМОГАЛИ ВИДЕОУРОКИ

Я готовился к ОГЭ по информатике без репетиторов, но ходил на факультативы в школе. Кроме того, очень помогали видеоуроки на YouTube.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Я очень нервничал, конечно, во время сдачи экзамена. Когда мы начали работать за компьютером, чтобы выполнять задания в Excel (а я с ними плохо дружил), я запаниковал. Но при решении тестовых задач, все было спокойно.

Дмитрий Лосев:

НАДО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ В ПАСКАЛЕ

Я не готовился к экзамену по информатике, только строил переводы чисел из двоичной системы в десятичную, и наоборот.

Для того, чтобы сдать на положительную оценку, необходимо решать задачи в Паскале – это важно. На самом деле экзамен довольно простой, если ты хоть как-то понимаешь информатику.

Дмитрий Воронин:

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ

Я готовился к ОГЭ по информатике ежедневно, решал по несколько вариантов на сайте СдамОГЭ (отличный сайт, кстати, там можно готовиться не только к информатике, но и к другим предметам). Кроме того, я приобрел сборники заданий Сергея Крылова и Татьяны Чуркиной.

Информатика был первым экзаменом среди остальных, поэтому я не понимал, чего ожидать. Где-то даже боялся, но самое главное – был уверен в себе. Когда войдете в аудиторию, надо перебороть свой страх неизвестности.

Очень важно не опускать руки, когда что-то не получается, если не понимаете, как решать какие-то задания. Не надо бояться подходить к своим товарищам и просить, чтобы они что-то объясняли.

Александр Жуков:

ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЕГКИХ ЭКЗАМЕНОВ

Основной государственный экзамен по информатике – один из самых легких экзаменов. Для того, чтобы хорошо его написать, особых усилий прикладывать не нужно, но и сильно расслабляться не стоит. В моей школе учителя серьезно заботятся о подготовке к экзамену, поэтому в основном я изучал материал на уроках или спецкурсах.

Кроме этого, я проводил много времени на сайте sdamgia.ru Там представлено множество вариантов заданий формата ОГЭ и существует возможность отточить свои навыки, решая пробные варианты. Хотелось бы отметить, что при сдаче экзамена по информатике более важна логика, чем знания. На самом экзамене я испытывал море эмоций, особенно в тот момент, когда учеников запускали в кабинет: страх, любопытство, паника.

Перед тем, как сесть за работу, стоит отбросить все эмоции и чувства на второй план и сконцентрироваться на заданиях экзамена. Самое главное – внимательно читать задания, нужно перечитывать их по несколько раз, чтобы не упустить мельчайших деталей.

Похожие публикации