Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Изготовление керамики в домашних условиях. Как делают керамику. Керамика. Технология изготовления керамики в домашних условиях. Где делать посуду своими руками

В последнее время стало очень модно делать посуду и различные предметы интерьера из глины своими руками. Мы в редакции How to Green решили разобраться, в чём причины популярности handmade керамики, и обратились за разъяснениями к художнику-керамисту Елене Субботиной . Она назвала целых 7 причин (помимо очевидных – творческой самореализации и получения новых ремесленных знаний), почему посуду для дома и разные мелочи для интерьера стоит делать своими руками.

Причина 1: уникальность

Очевидно, что на 100 % уникальный сервиз или чайную пару для вашей кухни вы сможете сделать либо на заказ, либо своими руками. Своими руками это выйдет намного дешевле. У вас появляется возможность воплотить в жизнь самые смелые идеи и сделать именно то, что идеально впишется в ваш интерьер или подойдёт в качестве подарка близкому человеку. Причём не только нужного дизайна, но и размера, который вам нравится. Так что только вам решать, будете ли вы пить дома чай из огромных чашек с блюдцами, как в фильме Тима Бертона «Алиса в Стране чудес», или из изящных крошечных, как героиня Кирстен Данст в фильме «Мария-Антуанетта». Кстати, производство посуды для дома своими руками удобно ещё и тем, что, создавая, скажем, сервиз в одном стиле, вам не придется переплачивать за ненужные вам суповые или десертные тарелки, а потом думать, где их хранить на вашей маленькой кухне. Вы сделаете для себя только те тарелки, миски, чашки и кружки, которые вам нужны и которыми вы будете пользоваться.

Причина 2: экологичность

Знаете ли вы, что при производстве посуды на фабриках некоторые всё ещё используют вредные материалы, в том числе свинец и кадмий? Свинцовые глазури очень красивые, содержание этого металла придает изделию особый блеск. Количество свинца, конечно, небольшое, но пользоваться этой глазурью категорически запрещается. В такой посуде не рекомендуется даже хранить сухие продукты питания, не говоря уж о том, чтобы налить в миску со свинцом горячий суп. В некоторых странах существует закон, который запрещает использование свинца в пищевой посуде в любом количестве. Однако в России, Китае, Африке, странах Юго-Восточного региона зачастую нет строго контроля за производителями, которые пренебрегают вопросом этики и здоровьем потребителей, так как приобретение ярких глянцевых глазурей без свинца значительно дороже в масштабном производстве. Так что десять раз подумайте, прежде чем купить дешёвую яркую чашку или миску. Зачем вам посуда, которая отравляет вас вредными веществами? Создавая керамику своими руками, вы можете контролировать, какие именно материалы и глазурь применяете при производстве ваших тарелок и чашек. Кстати, керамика может быть яркой и без цветных глазурей вообще. Существуют натуральные цветные глины: голубая, зелёная, чёрная, да и обычные светлые виды имеют красивый натуральный цвет. Чтобы изделия были функциональны и не пропускали воду, их необходимо покрыть бесцветной или белой глазурью, а вот от цветной вполне можно отказаться или выбрать безопасные проверенные варианты.

Причина 3: восполняемость

Если вдруг неосторожные гости или вы сами уронили любимую кружку и разбили её, ничего страшного. Сервиз ваш от этого не пострадает, ведь всегда можно сделать пару тарелок или чашек ещё. То же самое в случае пополнения в вашей семье – рождения малыша или женитьбы любимого брата. Вы всегда можете сделать недостающий комплект посуды за пару часов. Если же вы отправились в путешествие, то наверняка обратили внимание на очень интересные предметы интерьера – крупные вазы, рамы для картин, подсвечники. Порой вещи бывают такие красивые, просто влюбляют в себя, но везти их с собой из поездки тяжело и слишком хлопотно. Да и зачем? Достаточно снять пару фото на смартфон и, вернувшись из отпуска, сделать копии понравившихся предметов интерьера или посуды, но уже в своем авторском стиле и под свои вкусы и потребности.


Фото: студия керамики Ceramic Forest

Причина 4: качество

Довольно распространённая история: купили вы в интернет-магазине красивую посуду, а она оказалась плохого качества. Яркий рисунок на кружке начал облезать после мытья, а на тарелках появились следы от ножа. При производстве собственной посуды, особенно в керамической мастерской под присмотром мастера, такие эксцессы исключены. В первую очередь вас научат правильно обращаться с глиной, объяснят последовательность технологического процесса, который сделает вашу посуду качественной и практичной. Так что вы без проблем будете ставить её в микроволновку и мыть в посудомоечной машине. Трещинки и облезания краски ей не грозят.

Причина 5: экономия семейного бюджета

Если вы не решились на производство целого сервиза, а просто ради интереса прослушали ознакомительный курс по керамике и сделали пару кружек, то даже этих знаний вам хватит, чтобы начать разбираться в посуде, разновидностях глины и глазурей, мастерстве художника. Если вдруг в магазине продавщица начнёт уверять вас, что кофейная пара стоит 20 000 рублей, потому что это редкая голубая глина, то вы можете смело уточнить, натуральная ли она или это просто искусственный цвет (пигмент, подмешанный в обычную белую глину)? Крашеная глина не несёт никакой ценности, и вы платите исключительно за бренд. Дорогие магазины керамики ещё любят применять штамповку. Это значит, что форма изделий не уникальна: узоры, которые на них нанесены, могут быть просто отпечатаны, а не нарисованы мастером. Другое дело, если вы увидите на рынке где-нибудь в горах Андалусии авторский кувшин из дорогих материалов, уникальной формы и с росписью. Вы сразу поймёте, сколько в него вложено трудов мастера и почему он стоит приличную сумму. Кстати, если автор этого произведения искусства будет вдруг выставлен в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, то купленный кувшин можно будет продать ещё и с выгодой коллекционерам.

Причина 6: решённый вопрос с подарками

Уникальная керамика своими руками – это ещё и эксклюзивные подарки родным, близким и коллегам. Посуду можно персонифицировать, оставлять на ней инициалы, создавать любые образы и писать пожелания. Например, если у вас осталось от бабушки уникальное кружево, то вы можете сделать на его основе целый сервиз с уникальным принтом. Таким образом, у каждого члена семьи сохранится память в отпечатанном виде на кружке, тарелке, блюде или чайнике. Глина – удивительный живой материал, который позволяет воплотить в жизнь любые идеи. Изделиями из керамики мы пользуемся каждый день, поэтому эти подарки не только красивы, уникальны, но и очень полезны для любого человека, вне зависимости от его пола и возраста. Кстати, совсем необязательно делать в подарок посуду. Из керамики можно сотворить практически что угодно. Например, напольную плитку – отличный подарок для ремонта в ванной комнате в квартире любимой мамы. Другие интересные варианты:

  • керамические ручки, которые превратят обычный штампованный деревянный комод в настоящее произведение искусства для комода;
  • декоративная скульптура, например, для сада;
  • кашпо для комнатных или садовых цветов;
  • поднос;
  • свистульки для детей;
  • броши для подруг;
  • мыльница и другие аксессуары для ванной комнаты.


Фото: студия керамики Ceramic Forest

Причина 7: дополнительный доход

После того как вы научитесь делать посуду своими руками, слепите все необходимые тарелки для собственного дома, одарите подруг и коллег, то вполне реально монетизировать любимое увлечение. Сделать, скажем, в инстарграме интернет-магазин и производить уникальную посуду в вашем авторском стиле на заказ. Кстати, наибольшей популярностью пользуются мастерицы с довольно узкой специализацией, которые делают, например, красивейшие ажурные подставки под торты, кружки необычной формы или блюда для фруктов с неповторимыми рисунками. Кто знает, может, однажды вы сделаете тарелки не только для любимого мужчины или родственников в подарок, но и для целого ресторана.

Где делать посуду своими руками?

Вы можете производить посуду своими руками дома. Для этого вам потребуются необходимые материалы – глина, стеки, глазурь и так далее. Обжигать готовые изделия можно и в домашних условиях, для этого существуют печи, которые подходят для напряжения в 220 W. Но стоят они довольно дорого – от 100 000 рублей. Поэтому на начальном этапе проще осуществлять обжиг в специальных печах в керамических мастерских. Они обычно без проблем берут на обжиг сделанные не у них изделия и за весьма умеренную плату. Перед тем как закупать материалы для дома, мы бы рекомендовали вам пройти ознакомительный курс по работе с глиной у специалиста. Обычно керамические мастерские предлагают разные варианты. В зависимости от объёма информации такое обучение займёт у вас от 2 часов до нескольких дней и обойдётся от 2-3 тысяч рублей с учётом стоимости всех материалов. Если вы пока сами не определились, что именно хотите делать из керамики, есть смысл приобрести в мастерской абонемент и посещать мастер-классы, которые вас заинтересовали. Это будет проще и дешевле, чем сразу идти на длительные дорогие курсы. Обычно подобные мастер-классы проводятся сразу для нескольких человек, поэтому у вас есть оригинальный вариант проведения досуга с подругой или любимым человеком.

Кстати, всю посуду, которую вы видите на фото в этой статье, вы сможете сделать своими руками уже на первом занятии...

Керамические изделия, так же как и стеклянные, входят в группу силикатных товаров. Керамическими называют изделия, изготовленные в основном из глинистых материалов и обожженные для придания прочности.

В зависимости от температуры обжига, а также состава массы черепок керамических изделий может получиться пористым или сплошным (спекшимся). Чтобы сделать поверхность керамических изделий гладкой, легко очищающейся и не впитывающей влаги, ее покрывают глазурью, представляющей собой тонкий слой стеклообразной массы.

Что делают из керамики?

В зависимости от назначения различают керамические изделия промышленно-строительные, технические, хозяйственно-бытовые и художественно-декоративные.

К промышленно-строительной и технической керамике относят кирпич, черепицу, печные изразцы, облицовочные и половые плитки и др.

В состав хозяйственно-бытовой и художественно-декоративной керамики включают гончарную посуду, а также посуду и художественно-декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики.

Гончарной называют посуду, изготовленную из простых окрашенных глин. Она может быть глазурованной и неглазурованной.

Фарфор и фаянс - это изделия с белым, обычно глазурованным черепком, причем у фарфора он сплошной, спекшийся, а у фаянса - пористый.

Майоликовыми называют изделия с пористым черепком из белых или слабоокрашенных глин, имеющие на корпусе рельефный узор и покрытые цветной глазурью.

Гончарную посуду относят к предметам так называемой грубой керамики, а фарфор, фаянс и майолику - к предметам тонкой керамики.

Сырье для керамических изделий

Основным сырьем для производства керамических изделий являются пластичные материалы, отощающие материалы и плавни, или флюсы.

Пластичные материалы. К пластичным материалам, используемым в керамическом производстве, относятся различные виды глин и каолина (глинистое вещество обычно белого цвета, состоящее почти целиком из каолинита). Глины в зависимости от содержащихся в них примесей могут иметь разную температуру плавления и различную окраску, причем в тех случаях, когда эта окраска вызвана наличием примесей органического происхождения, при обжиге такие глины приобретают белый цвет (так называемые беложгущиеся глины).

Глина и каолин обладают свойством пластичности, т. е. способностью при замешивании с водой давать тесто, приобретать при внешнем воздействии любую форму и эту форму сохранять.

После обжига глины и каолин получают твердость камня, превращаясь в черепок, уже не обладающий пластичностью и при смешивании с водой не дающий пластичного теста. Этими двумя свойствами и объясняется широкое применение глинистых материалов в производстве различных изделий.

Отощающие материалы . Отощающие материалы применяются в керамическом производстве для снижения усадки изделий, так как высокая и неравномерная усадка изделий из одной глины при сушке и обжиге вызывает деформацию и растрескивание этих изделий. К числу таких отощающих материалов относится кварцевый песок, кварц, битый черепок (битые керамические изделия) и т. п.

Плавни. Плавни добавляют для облегчения спекания составных частей керамической массы. Особенное значение плавни, естественно, имеют в производстве изделий со спекшимся черепком (фарфор и т. п.). К числу плавней относятся полевой шпат, мел, известняк.

Гончарная посуда

Гончарную посуду вырабатывают из природных окрашенных глин, содержащих до 20% песка, либо из смеси чистых глин с соответствующим количеством песка.

Для повышения пластичности и освобождения от посторонних примесей гончарную глину часто вымораживают, просеивают, иногда отмучивают.

Формуют изделия из подготовленного глиняного теста чаще всего вручную на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют лепкой вручную или в гипсовых формах.

Отформованные изделия высушивают, затем, как правило, глазуруют и обжигают при 900-1000°.

Глазурь на гончарных изделиях представляет собой легкоплавкую стеклообразную массу, которая делает поверхность гончарной посуды гладкой и не пропускающей влагу.

Глазуруют гончарную посуду различными способами, но чаще всего окунанием изделий в суспензию (болтушку), представляющую собой взвесь мелкоизмельченной глазури в воде, или наливанием на определенный срок глазури в изделия. При этом влага впитывается в стенки изделий, а частички глазури оседают (присасываются) на их поверхности и при следующем за этим обжиге изделий расплавляются, превращаясь в стекловидную массу, которая приплавляется к стенкам изделий.

Гончарную посуду выпускают чаще всего без украшений, однако отдельные ее виды (кувшины, вазы, настенные блюда) могут быть украшены. Такие изделия чаще всего до глазурования расписывают ангобами и цветными глазурями.

В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, крынки для молока, кувшины, миски, блюда, кружки, вазы и т. п.

Гончарная посуда, вырабатываемая на предприятиях Министерства местной промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта; посуда же кустарной выработки выпускается обычно одним сортом. Доброкачественность гончарной посуды проверяют внешним осмотром и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается правильность формы и тщательность глазурования. Перестукиванием проверяют целость посуды (посуда треснувшая дребезжит) и качество обжига (хорошо обожженная посуда при ударе издает высокий, чистый звук).

Фарфоровая и фаянсовая посуда

Материалы и производство

Фарфоровую и фаянсовую посуду изготовляют в основном из смеси каолина, белых и беложгущихся глин, кварца и полевого шпата. Используются также молотый фарфоровый и фаянсовый бой.

Масса для фарфора чаще всего содержит 50% глинистых материалов, преимущественно каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. В массу для фаянса входит 5-10% полевого шпата, 35-40% кварца и 50-60% глинистых материалов (преимущественно белой глины). Таким образом, основное отличие фарфоровой массы от фаянсовой заключается в большем содержании полевого шпата и каолина.

Производство фарфоровой и фаянсовой посуды значительно сложнее производства гончарной посуды. Оно складывается из. подготовки массы, формовки, сушки, двукратного обжига, глазурования и раскраски.

Подготавливают массу для фарфора и фаянса очень тщательно. Кварц и полевой шпат обжигают, промывают для освобождения от посторонних примесей, грубо размалывают, затем смесь их с груборазмолотым боем тщательно измельчают в специальных шаровых мельницах. Полученную массу смешивают с глинистыми материалами, пропускают через электромагнит для очистки от примесей железа, через фильтрпресс для удаления избытка влаги и, наконец, через массомялку для получения однородной массы, которую выдерживают некоторое время в подвалах, а затем передают в формовку.

Фарфоровую и фаянсовую посуду формуют с помощью формы и шаблонов или литьем в гипсовые формы. В первом случае изделия формуют из фарфорового или фаянсового теста во вращающихся гипсовых формах (полых или выпуклых) с помощью шаблонов. При этом гипсовая форма образует одну из поверхностей изделия, а шаблон, вырез края которого соответствует форме другой поверхности, выравнивает эту поверхность изделия. Во втором случае жидкую массу (шликер) заливают в гипсовые формы, имеющие внутреннюю полость, соответствующую внешней поверхности изделия.

Значительная часть влаги поглощается при этом из шликера толстыми стенками гипсовой формы, а частички массы остаются на поверхности ее стенок, образуя стенки изделия. Излишек шликера удаляется и изделие после подсыхания вынимают из формы.

Отформованные изделия сушат и подвергают первому, так называемому утильному, обжигу. Обжиг проводится до глазурования изделий при температуре 1250-1280° для фаянса и 900° для фарфора. Обоженные изделия затем глазуруют.

Глазурями для фаянса служат обычно предварительно сплавленные легкоплавкие смеси стеклообразующих материалов, а для фарфора - масса, близкая по составу к черепку фарфора, но более легкоплавкая. Глазуруют фарфоровые и фаянсовые изделия чаще всего окунанием их в жидкую глазурь, т. е. так же, как и гончарные изделия.

Второй, политой, обжиг применяют после глазурования изделий и ведут при температуре: для фаянса - около 1150° и для фарфора - около 1400°. Вследствие более высокой температуры второго обжига черепок фарфора спекается и в отличие от фаянса становится не пористым, а сплошным.

Как при первом, так и при втором обжиге для предохранения от загрязнения топочными газами изделия помещают в особые формы (капсели или короба), изготовленные из огнеупорных материалов.

По внешним признакам фарфор отличается от фаянса тем, что в тонком слое он просвечивает и при ударе по краю изделия издает длительный звонкий звук, в то время как фаянс не просвечивает и при ударе по краю издает низкий, быстро затухающий глухой звук. Глазурь на фарфоровых изделиях тверже, термическая устойчивость ее выше, чем у изделий фаянсовых.

Украшение посуды. Украшают (раскрашивают) фарфоровую и фаянсовую посуду особыми, так называемыми керамическими, красками. Последние представляют собой чаще всего растертые на скипидаре, глицерине и других веществах тонкоизмельченные сплавы, близкие по составу к цветным легкоплавким стеклам, а также особые препараты золота и серебра.

Раскраска посуды может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае изделия раскрашивают до глазурования после первого обжига и краски закрепляют путем второго (политого) обжига. Во втором случае раскрашивают готовые изделия и нанесенные краски закрепляют путем специального, следующего за раскраской, так называемого муфельного, обжига, производимого при более низкой температуре, чем обжиг политой (около 800-900°).

Раскраска изделий фарфоровых чаще всего надглазурная, фаянсовых - надглазурная и подглазурная.

Ограниченное применение подглазурной раскраски (особенно в фарфоровых изделиях) объясняется тем, что большинство керамических красок не выдерживает высокой температуры политого обжига изделий и теряет при этом свою окраску.

Основными видами украшения фарфоровой и фаянсовой посуды являются следующие.

Лента, отводка и усик - цветные полоски различной ширины, наносимые кистью на вращающиеся изделия. Усиком называют полоску шириной до 1 мм, отводкой - полоску до 3 мм, лентой - полоску от 3 до 13 мм, причем ленту шириной до 5 мм называют узкой, до 9 мм - средней и выше 9 мм - широкой.

Штамп - мелкий одноцветный узор, наносимый чаще всего по краю изделий с помощью резинового штампика.

К рытье и полукрытье - сплошное покрытие краской всей или части (полукрытье) поверхности изделия. Наносят краску в этом случае с помощью аэрографа, т. е. прибора, распыливающего краску, а также кистью и тампоном. В отдельных случаях, чтобы получить в крытье неокрашенные места в виде различных узоров, на поверхность изделий перед нанесением краски наклеивают бумажки или же нанесенную уже краску снимают (прочищают). В этом случае крытье называют «с прочисткой».

Трафарет - одноцветные или многоцветные несплошные узоры, которые наносят с помощью аэрографа и трафаретов, т. е. чаще всего пластинок свинца или меди, в которых вырезаны те или иные сквозные узоры. Такую пластинку прижимают к поверхности изделий и краску наносят, распиливая ее сквозь отверстия трафарета.

Отличают трафарет от других способов раскраски по ровным, как бы оборванным краям рисунка, отсутствию мазков кистью и наличию просветов между отдельными частями однокрасочного рисунка.

Печать - тонкие сплошные контурные узоры, которые сначала печатаются с помощью металлических валов или пластин на папиросной бумаге, а потом с нее переносят на поверхность изделия. В некоторых случаях эти контурные узоры дополнительно раскрашивают от руки. Такая печать называется «печать с раскраской». Узоры, нанесенные на изделия способом печати, характеризуются наличием резко очерченных одноцветных контуров.

Декалькомания (сокращенно деколь) - это обычно многоцветные сплошные узоры, наносимые на изделие с помощью многокрасочных переводных картинок (наподобие детских, но выполненных керамическими красками).

От печати деколь отличают по отсутствию резко очерченного одноцветного контура и мазков кистью.

Живопись - ручная роспись изделий кистью или пером. Узоры, нанесенные живописью, характеризуются обычно наличием заметных мазков кистью и более густым слоем краски.

Фотокерамика - нанесение на изделия фотоизображений, чаще всего портретов с использованием диапозитивов, т. е. фотоотпечатков на стекле. Техника фотокерамики довольно сложна.

Группировка украшения посуды по сложности. Каждым из перечисленных выше способов могут наноситься узоры различной сложности, к тому же общее оформление может быть произведено не одним, а несколькими способами. Например, деколь может дополняться штампом, живописью, отводкой и т. п., трафарет - штампом, отводкой и т. п. Поэтому каждый из наносимых на посуду узоров относится к определенной группе сложности раскраски изделия и расценка изделий производится с учетом номера группы раскраски.

В фарфоровой посуде таких групп установлено 20, в фаянсовой - 12. При установлении группы сложности раскраски посуды учитывают прежде всего способ нанесения узора (трафарет, деколь, печать и др.). Наряду с этим принимается во внимание характер узора, наличие дополнительных разделок, вид примененной краски. Так, различают узоры букетом, раскидные, бортовые и сплошные. Узоры букетом имеют до трех включительно лепков или рисунков, раскидные - от пяти и выше, бортовые - это узоры, расположенные по всему борту, сплошные - узоры, нанесенные по всей внешней или внутренней поверхности изделия.

Дополнительными разделками являются пестрение (частичная разрисовка изделия), разделка, подправка и дорисовка основного рисунка, блик - рельефный мазок бесцветной краской, арабеска - узкий бортовой орнамент, цуровка - прочерчивание узора по ленте золотом или серебром.

Так, например, печать (по фарфору) букетом без раскраски и без дополнительных украшений относится к пятой группе, с отводкой краской - к шестой, с отводкой золотом - к седьмой. Та же печать, но раскидная относится уже к шестой (без отводки), седьмой (с отводкой краской) и восьмой (с отводкой золотом) группам, а печать с раскраской двумя красками - к восьмой, девятой и десятой группам.

Ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды

Общая группировка. Фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам, характеру украшения (разделки).

По назначению фарфоро-фаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).

Виды посуды весьма разнообразны. Так, к чайной посуде относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц. В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.

Фасоны посуды в настоящее время обозначают порядковыми номерами: 1, 2, 5, 39 и т. д. Особенно разнообразны фасоны фарфоровых чашек (свыше 40 фасонов). Наряду с обозначением фасонов номерами в практике встречается также обозначение фасонов изделий специальными терминами, например: блюдце тазиком, салатник четырехугольный, чайник парный, и др.

Размеры посуды указываются либо по ее емкости в кубических сантиметрах (для полой посуды), либо по диаметру (для плоских изделий).

Характеристика ассортимента. Большинство видов посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия изготовляют только из фарфора или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы - только из фаянса.

Краткое описание основных видов посуды приводится ниже.

Чашки - обычно вырабатывают из фарфора. Подразделяются они по фасонам и размерам. Фасоны фарфоровых чашек обозначаются обычно порядковыми номерами (39, 51, 54, 58 и т. д.). Размеры чашек указываются по их емкости, а иногда - условными названиями: аппетитные (375-400 см 3), полуаппетитные (275-300 см 3), чайные (200-220 см 3), кофейные (110-130 см 3) и детские (60 см 3). Значительное количество чашек выпускается в продажу в паре с блюдцем.

Блюдца фарфоровые и фаянсовые по назначению делятся на чайные, кофейные и для варенья. Чайные блюдца бывают двух фасонов: обыкновенные и тазиком (в торговой практике последние называются иногда подстаканниками).

Стаканы фарфоровые изготовляют различной формы: конические - без ручки, цилиндрические - без ручки, фигурной формы - с ручкой и блюдцем. Стаканы последнего типа называют также бокалами. Емкость фарфоровых стаканов конической и цилиндрической формы - 250 см 3 , фигурной формы - 375-400 см 3 .

Кружки - изделие цилиндрической формы, с ручкой. Фарфоровые кружки могут быть с толстым черепком, емкостью 500 и 400 см 3 , и с тонким черепком, емкостью от 90 до 400 см 3 . Фаянсовые кружки выпускаются емкостью 200--400 см 3 .

Пиалы (получашки) фарфоровые - посуда для чая в виде круглой чашки без ручки, на низкой ножке, емкостью 220-400 с.м 3 .

Чайники вырабатываются только из фарфора, различают их по фасонам и размерам. Фасоны чайников разнообразны и обозначаются номерами: 92 (старое название «репкой»), 72 (старое название «парный»), 39 и т. д. Чайники, которые имеют те же фасоны, что и чашки, обычно называют сервизными. Размеры чайников определяются их емкостью. Емкость сервизных чайников составляет обычно 600 см 3 , а остальных чайников - от 250 до 1400 см 3 .

Кофейники фарфоровые могут быть различных фасонов, емкостью 500-1400 см 3 . В продажу кофейники обычно поступают в составе кофейного сервиза.

Сахарницы, как и чайники, вырабатываются только из фарфора, разных фасонов (соответственно фасонам чашек), емкостью 250, 350 и 500 см 3 .

Масленки фарфоровые по конструкции делятся на масленки с колпаком (на тарелочке) и масленки с крышкой. Емкость масленки - 100 и 200 г. Фаянсовые масленки выпускаются обычно с крышкой, емкостью 250 г.

Сливочники фарфоровые и фаянсовые вырабатываются различных фасонов, емкостью от 150 до 325 см 3 .

Полоскательницы фарфоровые могут быть разных фасонов (круглые, бусами, сервизные), емкостью от 500 до 1200 см 3 . Фаянсовые полоскательницы изготовляют в виде полушария, на ножке, их диаметр от 95 до 215 мм.

Сухарницы фарфоровые обычно выпускают плоскими (типа тарелки), диаметром 270 мм, а также углубленными продолговатыми, диаметром от 310 до 335 мм. Фаянсовые сухарницы изготовляют в виде плетеной корзинки, на ножке, диаметром 200 мм.

Кувшины фарфоровые могут быть самых разнообразных фасонов: №№ 95, 96, 97, емкостью 750-1400 см 3 . Фаянсовые кувшины менее разнообразны по форме, емкость их 500-1500 см 3 .

Молочники фарфоровые отличаются от кувшинов отсутствием крышки и меньшим разнообразием фасонов; емкость их 500-1000 см 3 .

Вазы по назначению бывают для фруктов и для варенья. Вазы для фруктов вырабатываются из фарфора и фаянса, для варенья - обычно из фарфора. Размеры ваз указываются по их верхнему диаметру (для фруктов - 240 мм, для варенья - 120 мм).

Фруктовницы фаянсовые представляют собой круглые вазочки на низкой ножке, диаметр их верхней части 130 и 230 мм.

Тарелки фарфоровые и фаянсовые по емкости подразделяют на глубокие и мелкие. Фасоны тарелок различают по форме края (с ровным краем, с вырезным краем) и по характеру поверхности борта (гладкие и с рельефным рисунком по борту). Размеры тарелок указываются по диаметру. Наиболее распространенные размеры фарфоровых глубоких тарелок - 200 мм (детская) и 240 мм (обыкновенный размер) и тарелок мелких - 150 мм (пирожковые), 175, 200 и 240 мм (закусочные). Фаянсовые глубокие тарелки бывают размером 200, 220, 240 и 255 мм, а мелкие 175-180, 200, 220, 240 мм.

Блюда фарфоровые и фаянсовые по форме бывают круглые и овальные (так называемые лотки). Блюда круглые могут быть с ровным и вырезным краем, гладкие и граненые; блюда овальные - различных фасонов. Обычные размеры круглых блюд - 300, 325 и 350 мм, овальных - 300, 350, 400 и 450 мм (по диаметру).

Бульонки представляют собой сосуды круглой формы с крышками, в которых имеется небольшое отверстие для выхода пара, и с двумя ручками. Вырабатывают бульонки из фарфора и фаянса. Емкость бульонок - от 0,6 до 2,4 л.

Вазы суповые, или суповницы, в отличие от бульонок имеют овальную форму. В крышке у них с одной стороны делается вырез для разливной ложки. Емкость суповых ваз - 2 и 3 л.

Соусники (вазы для соуса) отличаются от ваз суповых емкостью (0,8 л).

Салатники фарфоровые и фаянсовые по форме делятся на четырехугольные и сервизные. Размеры салатников определяются емкостью в кубических сантиметрах (от 120 до 1400 см 3).

Подливочники фарфоровые бывают различной формы, без поддона и с поддоном, емкостью от 35 до 400 см 3 . Фаянсовые подливочники изготовляют обычно без поддона, емкостью 400-450 см 3 .

Селедочницы (лотки для селедок) различных фасонов (овальные, четырехугольные и т. д.) вырабатываются из фарфора и фаянса, диаметром от 135 до 300 мм.

Миски изготовляют из фаянса. По фасону миски подразделяются на обыкновенные и с кантом (утолщенным краем), диаметром от 190 до 265 мм.

Пловницы - фаянсовые изделия, сходные по форме с полуглубокими тарелками, диаметр их - от 215 до 265 мм.

Кроме перечисленных изделий, в ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды входят хренницы, горчичницы, перечницы, солонки, рюмки, для яиц, доски для сыра, бочонки для соления, пепельницы, плевательницы и др.

Сервизы и гарнитуры. Сервизами и гарнитурами называются наборы посуды одинакового фасона, раскраски и качества, имеющие определенное назначение.

Сервизы могут быть чайными, кофейными и столовыми на 6 и 12 человек, гарнитуры - только чайными на 6 и 12 человек.

Чайный сервиз составляют только из фарфоровых изделий. В его состав входят 6 или 12 чашек с блюдцами, чайник, сахарница, сливочник и полоскательница.

В состав кофейного сервиза включают 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами, кофейник, сливочник, сахарницу и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм.

Гарнитур - более полный набор посуды. В его состав полностью включают сервиз на 6 или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм, 6 или 12 блюдец для варенья, масленку, сухарницу, вазу для фруктов и вазу для варенья.

Столовые сервизы на 6 человек обычно состоят из 34 предметов, в том числе 24 тарелки, а сервизы на 12 человек - из 66 предметов, в том числе 48 тарелок. Возможны и более полные сервизы, особенно на 12 человек.

Прейскурантные номера на фарфоро-фаянсовую посуду . Каждое изделие, включенное в прейскурант, имеет свой номер, состоящий из двух частей, разделенных знаком тире. Первая часть этого номера показывает порядковый номер изделия по прейскуранту. Так, например, блюдо фарфоровое круглое диаметром 300 мм обозначают цифрой 1, а диаметром 325 мм - цифрой 2, тарелку глубокую диаметром 240 мм - цифрой 88, чашку чайную емкостью 200-220 см 3 - цифрой 100 и т. д. Вторая часть прейскурантного номера характеризует группу украшения (разделки) изделия.

Сортировка фарфоровой и фаянсовой посуды

Фарфоровую посуду по качеству делятся на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, а фаянсовую - на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Сортность посуды устанавливают по обнаруженным на ней порокам, причем принимают во внимание вид (наименование) порока, его размер, местонахождение на изделии (на лицевой или оборотной стороне), размер изделия, число одноименных пороков и общее число пороков на изделии.

К числу пороков, которые могут быть на фарфоровой и фаянсовой посуде, относятся: недостаточная белизна черепка; деформация (отклонение от правильной формы), особенно часто встречающаяся в фарфоровой посуде; мушка - темные пятна на черепке, образовавшиеся при загрязнении массы частичками железа; прыщи и пузыри - вздутия на поверхности черепка; засорка - приплавившиеся к черепку частицы массы или капселей, в которых обжигаются изделия; щербины и трещины - заглазурованные и незаглазурованные; цек - мелкие трещины глазури; плешины - места, не покрытые глазурью; натеки глазури -неровный слой глазури, чаще всего на краях изделий; неправильная монтировка - перекос ручек и носиков, неправильный подбор крышек и т. п.; непрочность красок - отскакивание краски, стирающаяся краска.

Сортность посуды обозначают нанесением на донышко изделий клейма нестирающейся краской различного цвета: красного (для высшего сорта фарфора и 1-го сорта фаянса), синего (для 1-го сорта фарфора и 2-го сорта фаянса), зеленого (для 2-го сорта фарфора и 3-го сорта фаянса) и коричневого или черного (для 3-го сорта фарфора).

Доброкачественная фарфоро-фаянсовая посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной ровной глазурью. Не допускаются в посуде свищи (сквозные отверстия), цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделия.

Майоликовая посуда

Майоликовыми в настоящее время называют изделия, имеющие, как правило, на корпусе рельефные украшения и покрытые окрашенной глазурью.

По характеру черепка майоликовые изделия обычно сходны с фаянсовыми, однако в отдельных случаях при производстве майолики применяют и слабоокрашенные гончарные глины. Формуют майоликовые изделия преимущественно литьем в гипсовых формах.

По характеру украшения различают майоликовые изделия без росписи с цветной глазурью (однокрасочной, двухкрасочной и четырехкрасочной) и изделия с росписью цветными глазурями или краской по сплошной однокрасочной глазури.

Основными видами майоликовой посуды являются вазы для фруктов и конфет, кружки для пива, кувшины, масленки, пепельницы, сухарницы-хлебницы, солонки, рюмки для яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды, кружки с крышкой «напейся не облейся» и др.

Размеры этих изделий указывают по их емкости в кубических сантиметрах или литрах, а также по диаметру в миллиметрах.

Сортируют майоликовую посуду, как и фаянсовую, на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Художественно-декоративные изделия

К художественно-декоративным изделиям относят вазы для цветов, тарелки настенные, различные скульптурные изделия, бюсты, барельефы и некоторые виды художественно оформленной посуды.

Вазы для цветов вырабатывают из фарфора, фаянса и майолики. Особенно разнообразны фарфоровые вазы для цветов. Они могут быть самых различных фасонов и размеров, украшаются преимущественно живописью, часто с применением сплошного крытья.

Тарелки настенные изготовляют из фарфора, диаметром 250 мм, украшают их чаще всего живописью.

Скульптурные изделия очень разнообразны по ассортименту, например: гармонист, девушка-строитель, нахимовцы, девочка с кошкой, заяц-трубач, квартет, медвежонок сидящий, слон и др. Подавляющее большинство этих изделий выпускают глазурованными с росписью красками или золотом.

Бюсты и барельефы являются фарфоровыми неглазурованными или глазурованными изделиями.

К посуде художественной относят графины для вина фарфоровые, стопки к графинам, горчичницы, кружки, масленки, чайницы, судки столовые и др. Украшают эту посуду вручную красками и золотом.

Артикулы на изделия этой группы обозначают порядковыми номерами.

Сортировка. По качеству бюсты и барельефы бывают высшего и 1-го сортов. Вазы и другие изделия из фарфора делят на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, из фаянса и майолики - на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамических изделий

Маркировка. Гончарная посуда специальной маркировке не подвергается. Фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия маркируют нанесением нестирающейся краской клейма на донышко каждого изделия с указанием завода-изготовителя и сорта. Кроме того, в каждую пачку вкладывают (или наклеивают) бумажный ярлык с указанием прейскурантного номера и группы раскраски изделий, упакованных в данную пачку.

Упаковка и транспортирование. Гончарную посуду упаковывают в солому, стружку и т. п. Перевозят ее в крытых вагонах без тары.

Фарфоровую и фаянсовую посуду перевозят либо без тары, в крытых вагонах (вагонные отгрузки), либо в ящиках или бочках. При перевозке тарелки и блюдца, а также чашки, если они перевозятся вместе с блюдцами, завертывают в бумагу через одну штуку, все прочие изделия - каждое в отдельности. Чашки завертывают в пакет по 4-6 штук вместе с блюдцами. Сервизы и гарнитуры упаковывают комплектами. Укладывается фарфоро-фаянсовая посуда в вагон или ящик в основном так же, как и стеклянная посуда, т. е. рядами. Между рядами прокладывается упаковочный материал.

Хранение. Условия хранения керамической посуды сходны с условиями хранения стеклянной посуды; чаще всего такую посуду хранят вместе со стеклянной.

Для рационального использования складской площади и удобства отпуска керамическую посуду укладывают в несколько рядов по высоте. Так, тарелки, если они завернуты через одну в бумагу, ставят одну на другую - до 120 штук; чашки с блюдцами, если они завернуты в пачки, - до 10 рядов по высоте с перестилкой 4-5 листами плотной бумаги через каждые 2 ряда; чайники - в 10 рядов с перекладыванием каждого ряда 2-3 слоями плотной бумаги.

Основы производства керамических товаров. Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.

Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным - материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.

Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.

Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.

Отощающими материалами являются кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий при сушке.

Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся полевой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.

Глазуреобразующие материалы (глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные.

Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке керамических изделий. По характеру применения керамические краски подразделяют на подглазурные и надглазурные.

Подглазурные краски наносят на неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.

Надглазурные - наносят на черепок, покрытый глазурью, и закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.

Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, размола, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24-26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.

Способ литья из жидкой массы - шликера влажностью 30-35% в гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литье ручным или автоматическим способами.

Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационнных сушилках при температуре 70-90 °С.

Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С, а второй (политой) - при температуре 1320-1380 °С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240-1280 °С, а второй - при температуре 1140-1180 °С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны (периодического действия).

Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на бельё (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.

Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента - от 4 до 10 мм).

Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.

Крытьё различают следующих видов: сплошное - все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытье - изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше, нисходящее - краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой - по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.

Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.

Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской проходя через сетку продавливает ее в вырезы трафарета и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.

Свойства керамических товаров. Основными свойствами керамических изделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.

Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическая устойчивость.

Объемная масса фарфора равна 2,25-2,4 г/см 3 , а фаянса 1,92- 1,96г/см 3 .

Белизна - способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или с помощью спектрофотометра.

Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как имеет плотный спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают поскольку черепок является пористым.

Механическая прочность является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделия. Удельная механическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия. У фаянса она более высокая, чем у фарфора. Прочность на удар по методу маятника наоборот у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых.

Твердость глазурного слоя по минералогический шкале Мооса для фарфора составляет 6,5-7,5, а для фаянса - 5,5-6,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу). Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые - мягкими, а фаянсовые относятся к средним.

Пористость определяют методом водопоглощения, которая; у фарфора составляет 0,01-0,2 %, ау фаянса - 9-12 %.

Термическая стойкость характеризует способность изделия выдерживать резкие смены температур. Термическая стойкость фарфоровых изделий выше, чем у фаянсовых. Так в соответствии с действующими ГОСТами глазурь у фарфоровых изделий должна выдерживать перепады температур от 205 до 20 °С, а у фаянсовых - от 145 до 20 °С (для бесцветных глазурей) и от 135 до 20 °С (для цветных глазурей).

Скорость распространения звуковых волн у фарфоровых изделий в 3-4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю фарфоровые изделия издают высокий звук, а фаянсовые - глухой.

Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, применяемых для бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий, должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или при нагревании до 60-65 °С они не должны разрушаться.

Классификация и ассортимент керамических товаров. Все керамические товары делят на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия грубой керамики имеют неоднородную структуру черепка, различаемую невооруженным взглядом, кроме этого черепок имеет естественную окраску от желтых до коричневых тонов.

Для изделий тонкой керамики характерен спекшийся мелкопористый черепок, с однородной, плотной структурой..

Рис. Основные виды украшений керамических изделий:

1 — отводка; 2 — лента; 3 — трафарет; 4 — штамп; 5 — крытье сплошное; 6 — крытье нисходящие; 7 — печать; 8 — печать с раскрасской; 9 — декалькомания; 10 и 11 — живопись;

12 и 13 — фото по керамике; 14 и 15 - разделка рельефа

Изделия тонкой керамики включают две группы:

1) изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия);

2) изделия с пористым черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).

Твердый фарфор характеризуется высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца.

Мягкий фарфор имеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Массы, применяемые в производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

Костяной фарфор изготавливают из массы, в состав которой кроме обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической прочностью. Применяется для изготовления сувенирной посуды.

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

Тонкокаменные изделия имеют окраску, зависящую от природных свойств глины (светло-серая, кремовая). Эти изделия обладают высокой термической устойчивостью. Изготавливают химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.

Фаянс имеет белый пористый черешок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9-12%. Фаянсовые изделия покрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2-5% полевого шпата.

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают цветной глазурью.

Полуфарфор по своим свойствам занимает среднее положение между фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

Керамические изделия подразделяются на посуду и художественно-декоративные изделия. В свою очередь посуда может быть столового, чайного и кофейного назначения.

Фарфоровые изделия по толщине стенки делят на обыкновенные с толщиной стенки 2,5 (чашка) - 4 мм и тонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.

В зависимости от размера керамические изделия делят на мелкие и крупные.

По форме изделия делят на полые и плоские.

К плоским относятся блюдца, блюда, тарелки, селедочницы и другие; к полым - бокалы, чашки, кружки, пиалы, чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.

В зависимости от наличия глазурного слоя различают фарфоровые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).

По комплектности изделия бывают штучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и формы.

Фарфоровые изделия. По назначению ассортимент бытовых фарфоровых изделий делят на столовую, чайную, бытовую посуду и прочую.

Особо выделены художественно-декоративные изделия.

Фарфоровая столовая посуда представлена самыми разнообразными изделиями, как по наименованиям, так и по фасонам и размерам.

Блюда выпускают круглыми и овальными размером 300, 350, 400 и 450 мм.

Вазы для супа или компота изготавливаются с крышками разных фасонов емкостью 2000-3500 см 3 .

Подливочники бывают без поддона и с поддоном (на тарелочке) емкостью от 80 до 400 см 3 .

Салатники характеризуются разными фасонами (круглые, овальные, четырехугольные) и емкостью 1200-1400 см 3 , четырехугольные имеют емкость от 120 до 1000 см 3 .

Селедочницы выпускаются длиной 135 и 250-270 мм.

Тарелки - основной вид столовой посуды. Они бывают глубокими и мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелки выпускают диаметром 240 и 200 мм и мелкие 240 мм (подставка под глубокую тарелку 240 мм), 200 мм (для вторых блюд), 175 мм (закусочная) и 158 мм (пирожковая). Детские тарелки глубокие и мелкие диаметром 178 мм входят в состав детских наборов. Кроме перечисленных изделий в эту группу входят изделия для специй — горчичницы, солонки, перечницы и хренницы.

Чайная и кофейная посуда весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки с блюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных отличаются по емкости. Так, кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см 3 . Емкость чайных чашек бывает 200-250 см 3 (обыкновенные), 260-275 см 3 (среднегабаритные), 300-350 см 3 (крупногабаритные) и 400 и 500 см 3 (подарочные).

Чайники различают заварные (для заварки чая) емкостью 250, 350-375, -450, 500-700, 735-800 см 3 и доливные (для кипятка) емкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см 3 .

Бокалы выпускаются разных фасонов с блюдцами емкостью 375- 400, 500 и 600 см 3 .

Кофейники изготавливают разных фасонов емкостью 500, 750, 1000-1250, 1400 см 3 .

Кружки вырабатываются с ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см 3 .

Пиалы по форме бывают конические, без ручек емкостью 140- 150, 220-250, 350-400 см 3 .

К группе чайной и кофейной посуды относят также вазы для фруктов и варенья на ножке.

Прочие изделия - это сырницы, салфетницы и др.

Комплектную посуду выпускают в виде сервизов, наборов, гарнитуров, для нее характерно единство формы (фасона) и разделки.

Сервизы и гарнитуры по назначению бывают столовыми, чайными и кофейными на 6 и 12 персон. Гарнитур включает большее количество предметов, чем сервиз того же назначения.

Художественно-декоративные изделия занимают значительное место в группе фарфоровых изделий. В ассортимент художественно-декоративных изделий входят скульптура (фигурки людей, животных, птиц, рыб и т.д.), бюсты, настенные барельефы, вазы для цветов, разные изделия (пудреницы, пепельницы, карандашницы, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали и т.д.).

Для изделий прикладного искусства характерно сочетание утилитарных свойств с высокими эстетическими. Эти изделия разнообразные по форме, их более тщательно отделывают и декорируют (чаще способом живописи).

Фаянсовые изделия. Ассортимент фаянсовых изделий проще и менее разнообразен, чем аналогичных фарфоровых. Значительную долю занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В ассортименте фаянсовых изделий отсутствуют чашки чайные, чайники, кофейники. В основном ассортимент фаянсовой посуды представлен изделиями столового назначения. Фаянсовая посуда состоит из штучных и комплектных изделий. В комплектные изделия входят сервизы столовые, наборы тарелок (разных размеров и детские наборы).

Художественно-декоративные изделия занимают незначительное место в ассортименте фаянсовых изделий, в основном это скульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.

Майоликовые и гончарные изделия. Ассортимент майоликовых изделий включает посуду и художественно-декоративные изделия.

Для майоликовых изделий характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками.

Ассортимент майоликовых изделий представлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.

Художественно-декоративными изделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы, скульптура и другие.

Гончарные изделия относятся к грубой керамике. Основным сырьем являются легкоплавкие глины средней пластичности. Формуют эти изделия на гончарном круге или в гипсовых формах. После сушки и глазурования обжигают в горнах при температуре 900-1000 °С.

Ассортимент гончарных изделий состоит из крынок, горшков, мисок, кувшинов, масленок, сухарниц, судков для сметаны и масла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают такие художественно-декоративные изделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др.

Оценка качества керамических товаров. Керамические товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготавливают в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера, размера и количества дефектов посуда по действующим ГОСТам делится на 1 и 2 сорта.

Белизну, термическую стойкость, водопоглощение, кислотостойкость определяют по методикам, изложенным в ГОСТах.

Белизна фарфоровых изделий для 1-го сорта должна быть не менее 64%, для 2 - 58%. Для фаянсовых изделий белизна не регламентируется.

Просвечиваемость характерна только для фарфоровых изделий, которые в слоях толщиной до 2,5 мм просвечивают. Механически прочными считаются фарфоровые и фаянсовые тарелки и блюдца, которые при пятидневном хранении их стопками (первые по 120 штук, а вторые по 100 и 150 штук) не разрушаются.

Наличие дефектов устанавливают при внешнем осмотре изделия. Все многообразие дефектов, встречающихся на керамических изделиях делятся на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.

Дефекты черепка и глазури. Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает в результате направленного проведения процессов сушки и обжига. Особенно характерен для плоских изделий. Замеряется деформация с помощью ступенчатого шаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по ГОСТу.

Выбоины и щербины на изделии образуются в процессе производства, транспортирования и хранения.

Заглазурованные односторонние трещины представляют собой несквозные посечки черепка.

Разлив глазури на черепках должен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкие рассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид изделия допускаются. Матовость глазури в 1 сорте не допускается.

Плешины и сборка глазури проявляются в виде мест не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1 сорте, а у фаянсовых изделий в 1 и 2 сортах не допускаются.

Сухость глазури и летелый край встречаются на фаянсовых изделиях. Сухость глазури возникает в результате недостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижает гигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком глазури по его краям в 1 сорте не допускается.

Цек и волос - это трещины глазурного слоя. Изделия с этими дефектами переводят в брак.

Засорка появляется на изделиях в результате выкрашивания зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, а также надглазурной, которую можно зашлифовать.

Мушка проявляется в виде темных точек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания в керамическую массу оксидов железа.

Следы от полозков, гребенок характерны только для фаянсовых изделий и допускаются с оборотной стороны зашлифованными или зачищенными.

Неправильность монтировки деталей изделия - это несимметричное их расположение, отклонение приставных деталей (носиков, ручек) от вертикальной и горизонтальной плоскостей.

Подрыв приставных деталей допускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механическую прочность изделия. Однако подрыв носиков у чайников, не допускается.

Дефекты декорирования. Пережог или недожог красок образуется при нарушении муфельного обжига. Краска не должна стираться.

Сборка декалькомании допускается, если она не нарушает рисунка.

Помарки краской надглазурные на лицевой стороне изделия в 1 сорте не допускаются.

Отслоение краски переводит изделие в брак.

По ГОСТу число допустимых дефектов не должно превышать для фарфоровых изделий для 1 сорта — 3, для 2 сорта - 6; для фаянсовых изделий соответственно — 3 и 6.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамических товаров. Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким.

При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).

Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец.

Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия; количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ.

При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.

Посуду транспортируют всеми видами транспорта. В основном посуду перевозят в железнодорожных вагонах и контейнерах, пол которых выстилают древесной стружкой равномерным и плотным слоем. Ряды пакетов тоже прокладывают стружкой. На контейнерах и железнодорожных вагонах завод-изготовитель должен сделать надпись «Осторожно стекло».

Посуду, направляемую в районы Арктики, Крайнего Севера и отдаленные районы упаковывают в соответствии со специальными техническими условиями.

Фарфоровые и фаянсовые изделия хранят в закрытых сухих помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, легкие - на верхних. Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук).

Плитка своими руками – выполнимая задача для каждого, кто имеет необходимое по технологии производства оборудование и желание творить. И, хотя качественный кафель с первого раза не удастся изготовить, порой затея стоит затраченных усилий. Так, вы создадите уникальные образцы облицовки и для личного использования, и на продажу.

Плитка ручной работы

Подбор материалов

Сначала разберемся в технологии изготовления. Итак, как делают керамическую плитку? За основу принимается пластичная глиняная масса, из которой формируется кафель нужной конфигурации, а затем подвергается дальнейшей обработке.

Технология производства керамической плитки заключается в следующем:

  • Подготовка сырья . Выбор подходящего типа глины, подмешивание дополнительной шихты и выдерживание влажной массы.
  • Производство сырца . Так называется заготовка из необработанной глины. Для перехода к следующему этапу его просушивают.
  • Бисквитный обжиг . При высокой температуре частички минералов сплавляются между собой, образуя прочное керамическое изделие, называемое терракотой.
  • Декорирование. Здесь либо производиться нанесение лака или эмали на прогрунтованную поверхность, либо глазури с дальнейшим обжигом для получения глянцевой майолики.

Чтобы сделать хорошую плитку своими руками, каждый этап процесса рассмотрим более подробно.

Начинают с подбора сырья. В качестве основного компонента выступает, конечно же, глина. При этом берут во внимание, что различают множество сортов.

Во время выбора учитывайте степень пластичности материала. Самая пластичная жирная глина, которой придается любая форма. Тощей называется непластичный хрупкий образец, ломающаяся при определенном воздействии на неё. Лучше всего выбрать средний тип.

Используют жирный материал и разбавляют его песком, шамотом или пемзой. Это позволяет сделать глину менее тугоплавкой и предотвращает её разрывание при обжиге.

Основной компонент плитки

Отметим такие виды глинистых пород :

  • Каолин. Отличается белым цветом, используется в изготовлении фаянса и фарфора. Также применяется при производстве бумаги и в косметологии.
  • Цементная. Для изготовления цемента.
  • Кирпичная. Отличается легкоплавкостью.
  • Огнеупорная. Выдерживает температуру до 1580 градусов.
  • Кислоупорная. Не взаимодействуют с большинством химических соединений. Сырье для производства химиостойкой посуды.
  • Формовочная. Пластичный огнеупорный сорт, применяется в металлургической промышленности.
  • Бентонитовая. Характерное отличие – отбеливающие свойства.

Облицовочная плитка должна быть прочной, поэтому для дополнительного укрепления иногда используется армирующая сетка. Для придания оттенка терракоте применяются натуральные пигменты, представляющие собой минеральные окислы. Некоторые виды глины уже содержат их в своем составе, о чем свидетельствует характерный оттенок.

Это первый этап. После того как вы определились с составом и смешали все компоненты в необходимых пропорциях, замотайте массу в полиэтиленовый пакет и перекройте доступ воздуха. В таком виде глина должна настояться достаточно чтобы каждая частичка пористого материала впитала влагу. Наличие воздушных камер ухудшит прочностные показатели изделия.

Дальнейшее изготовление предполагает формовку плитки. Лучше использовать полиуретановые матрицы. С их помощью создаются ровные изделия с одинаковыми внешними параметрами. Важно тщательно утрамбовать глину и разровнять её по форме для достижения одинаковой толщины по всей площади образца.

Первый этап производства плитки

Далее кафельная заготовка, так называемый сырец, оставляется на просушку. О завершении этапа свидетельствует посветление плитки и её затвердевание. Будьте осторожными, ведь сырец очень хрупкий. Зато в случае неудачи процесс формовки и просушки повторяют, размочив заготовку.

Первичный обжиг

Следующий шаг в производстве настоящей кафельной плитки своими руками. На этом этапе минеральные материалы, используемые в изготовлении керамики, подвергаются воздействию высокой температуры и сплавляются между собой до состояния стеклоподобной массы. При этом прочность у плитки становится в разы выше.

Обжиг в печи придает крепость

Согласно традиционной технологии температура запекания глины составляет 1000-1300 градусов Цельсия. Поскольку в домашних условиях редко удается добиться таких значений, температуру уменьшают вплоть до 850-900 градусов.

Чтобы не пострадало качество изделия, следует заранее добавить в сырьевую массу пемзу. Именно за её счет возможно снижение температуры запекания. Однако учтите, что большое количество (более 40%) повлияет на пластичность глины и снизит прочность.

Во время бисквитного обжига сырец дает усадку из-за испарения влаги из массы. Это учитывают при расчете итоговых габаритов изделия. Также берут во внимание тот факт, что на этом этапе структура плитки становится более пористой. При наличии вспомогательного давления удается сократить количество пустот, но это возможно лишь в производственных условиях.

Декорирование изделия

В том, что кафель имеет пористую структуру есть и плюсы. Это пригодится в дальнейшей декоративной обработке. Именно пустоты впитывают часть наружного покрытия и предотвращают его растекание.

Чтобы облицовочная плитка стала глянцевой, своими руками делают специальную глазурь. В её состав входят следующие компоненты:

  • стекло;
  • каолин;
  • триполефосфат.

Полученный пылеобразный порошок смешивается с чистой водой. Также к массе добавляются другие минералы, общий список которых включает около 30 наименований. Наносят глазурь на кафель распылителем либо кистью. Также применяется и обливной метод.

С целью затвердевания и соединения с терракотой изделие подвергается вторичному обжигу. Важно не повышать температуру нижнего слоя до критической отметки, иначе плитка расплавится. С помощью глазури разного состава делают уникальные композиции на майолике. Если создание стеклоподобного покрытия не подходит, добиваются глянцевого блеска эмалью или лаком.

Декорирование

Теперь вы знаете как сделать керамическую плитку самостоятельно в домашних условиях. Перед началом объемного производства поэкспериментируйте с усадкой, составом и оформлением пробных изделий.

Потребительские свойства и ассортимент керамических изделий формируются на стадиях разработки и изготовления и зависят от совершенства формы и конструкции авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления серийной или массовой продукции. В свою очередь качество изготовления изделий определяется характером технологии и точностью ее соблюдения.

Сырье для изготовления керамических товаров

Сырье для изготовления керамических товаров подразделяют на материалы для черепка, глазури и материалы для декорирования.

Материалы для черепка – это пластичные глинистые вещества (глина, каолин), отощающие (кварцевые) материалы и плавни.

Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие красножгущиеся глины.

Каолин – наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.
В основе керамического производства лежат характерные свойства глинистых материалов – способность образовывать с водой пластичное тесто и легко формироваться, сохранять связность в сухом состоянии и приобретать прочность и твердость после обжига. Глинистые материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую устойчивость обожженных изделий.

Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.

Плавни – это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает чатицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обуславливают просвечиваемость и другие свойства черепка.

В последнее время повсеместно наблюдается тенденция к возвращению к древним традициям, материалам, обычаям, стилям, рецептам. Видимо, человек устает от регулярных нововведений, которые, с одной стороны, облегчают его жизнь, с другой - делают ее более искусственней и всё больше и больше отдаляют от истоков наших предков.

Как один из древнейших материалов, использовался человеком испокон веков для изготовления самых разных вещей и предметов. Начиная от утилитарных и заканчивая декоративными, созданными для красоты. Керамические изделия - это посуда, сувениры, украшения, предметы интерьера, скульптура, изразцы... Этот список можно продолжать долго.

Когда мы видим керамические изделия, нас окутывает тепло и уют. И действительно, глина, или фаянс, или фарфор, из которых они изготовлены, несут в себе некие положительные заряды, благоприятно сказывающиеся на нас. Это и тактильные ощущения (предмет керамической посуды всегда приятно взять в руки), и запах обожженной глины, и эстетичный внешний вид. Керамическая посуда, наполненная пищей, подогревает аппетит, керамические сувениры, статуэтки, скульптуры впишутся найдут место почти в любом интерьере, а керамическая черепица для крыши - самая прочная и красивая!

Когда видишь нечто прекрасное, иногда хочется попробовать и самому. В данном случае с керамикой это реально и возможно каждому.

Самый простой и доступный материал в керамике - это, конечно же, глина. Она продается для творчества небольшими брикетами. Чтобы создать что-то побольше, можно поискать студию или школу, где мастера работают на этом поприще и научат вас чему угодно в данной сфере.

От того, что вы хотите создать, зависит количество и консистенция глины. Существует несколько видов глиняного "производства":

1. Лепка . С помощью своих рук и вспомогательных материалов (деревянных или пластиковых стеков) вы создаете какой-то предмет. Это может быть как не большая свистулька, так и большая скульптура.
2. . Это процесс создания сосудов, тарелок, ваз и любых других предметов путем вращения на гончарном станке. Начиная от чего-то размером с наперсток и не заканчивая высокой напольной вазой. Это немного более сложный вид керамики, чем просто лепка, поэтому легче пройти сначала гончарные курсы, чтобы научиться азам этого прекрасного способа творения из глины.
3. Отминка . У вас есть гипсовая форма (которая также изготавливается вручную), к примеру, цветка, в которую вы "вминаете" подготовленную глину, а по мере ее подсыхания просто легко вытаскиваете, и предмет нужной вам формы готов.
4. Литье . Этот способ больше используется в производстве фаянсовых и фарфоровых изделий, однако и для глины он подходит. В опять же гипсовую форму (несколько другого плана) заливается подготовленная очищенная жидкая глина (шликер), через некоторое время остатки не втянувшейся в гипс глины сливаются, и через несколько часов вынимается готовое по форме изделие, которое остается только высушить.

У каждого из этих способов достаточно много специфических нюансов, которые необходимо знать для достижения минимально положительных результатов. Однако здесь мы приведем простейший и доступный всем вариант изготовления настоящего керамического изделия.

Что нужно для создания керамического изделия:

1. Глина . Мягкий, пластичный, не липнущий к рукам и не очень сухой. Глина размягчается с помощью воды. Если комок чересчур сухой и трудно поддается пластике, нужно просто добавить водички и еще раз хорошо перемять. Сырую глину нужно положить на сухую поверхность (желательно гипс) и дать ей немножко подсушиться.

2. Фантазия . Это может быть какая-то небольшая скульптурка (черепаха, человечек, абстракция), чашка или вазочка. Придаем нужную форму и, если нужно, фактуру, можно использовать любые вспомогательные предметы (ложки, зубные щетки, палочки, карандаши).

3. Время . Небольшое изделие достаточно просто оставить на несколько часов (иногда на всю ночь) в теплом месте, но избегать сквозняков и слишком жарких батарей. Крупные изделия лучше сначала накрывать сухой х/б тканью, а затем, через сутки, уже открывать полностью. Это позволит высохнуть изделию более равномерно, а значит, избежать трещин. Трещины могут образоваться при очень быстрой сушке.

4. Обжиг . Абсолютно сухое изделие аккуратно берем и несем в место обжига. Специальные печи для обжига есть в керамических мастерских. Самостоятельно дома в печке до 300 С обжечь изделие не удастся. Поскольку температура первого обжига составляет от 900 до 1300 С.

5. Декорирование . Проще всего покрыть получившееся обожжённое изделие акриловыми красками. Они яркие, не смываются водой. Также существуют специальные стекловидные глазури по керамике, которые наносятся после первого обжига и требуют еще одного обжига. Они намного эстетичнее, делают изделие более прочным и никогда не сотрутся.

Похожие публикации