Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Такелажные работы – это что такое. Что такое такелажная работа? Назначение и виды такелажных работ

» пришло в повседневный обиход из корабельной терминологии. Так на флоте называют систему приспособлений, состоящую из блоков, цепей и тросов, предназначенную для перемещения самых разных грузов и надежного их крепления. Такелажем в морском деле часто именуют оснастку судов. Такелажные работы в самом общем понимании – мероприятия по погрузке, разгрузке и креплению грузов.

В обычной жизни, далекой от морской романтики, такелажными работами называют особый вид , при котором приходится перемещать предметы, имеющие значительный вес, нестандартную форму и серьезные габариты. Такелажные работы профессионалы в области грузоперевозок считают наиболее ответственным и трудоемким делом.

Такелаж может быть самым разным, а сложность подобных работ определяется особенностями перемещаемых грузов. Существует между подъемом крупногабаритной мебели, перемещением хрупкого медицинского оборудования или работой с массивными станками, оснащенными дорогостоящей системой управления. Такелажникам доводится перевозить контейнеры, бочки, технологическое оборудование. Такие услуги сегодня очень востребованы в предпринимательской среде.

Особенности такелажных работ

Представить себе объем работ, связанных с перемещением грузов, может только опытный профессионал. Иногда работы проходят достаточно быстро и гладко. В других случаях может понадобиться предварительное составление плана работ и проведение подготовительных мероприятий. Особенности работ напрямую связаны с обстановкой на объекте.

Как правило, представитель компании, занимающейся такелажем, выезжает непосредственно на место производства работ. Он внимательно и дотошно осматривает груз, оценивает обстановку и набрасывает для себя план действий. Иногда требуется произвести демонтаж оборудования, что удорожает весь процесс. Бригада грузчиков должна хорошо представлять себе, в каких условиях им придется трудиться.

Приступая непосредственно к такелажным работам, рабочие упаковывают груз с учетом способа его транспортировки и перемещения. Если речь идет об оборудовании, под него подводят стропы или ремни. Наступает наиболее ответственный этап – перемещение предмета на транспортное средство. Эту часть такелажных работ ведут с максимальной осторожностью, заботясь в первую очередь о сохранности груза.

В особо сложных случаях выводить груз из помещения приходится через окно, используя , кран или лебедку. Прибыв в пункт назначения, бригада такелажников проводит все работы в обратном порядке. Доставленный на место груз освобождают от упаковки, а при необходимости выполняют установку и подключение оборудования.

Люди в наше время ведут активный образ жизни, постоянно ездят куда либо, что-то перевозят. Соответственно, востребованы перевозчики для грузов, включая негабаритные и сверхтяжелые. Сам процесс организации качественной транспортировки крупногабаритного груза весьма сложен, так как требуется соблюдение всех правил безопасности. В таких ситуациях и используются такелажные работы.

Такелажные работы используются для перевозки нестандартных грузов, например какое либо тяжелое оборудование, либо хрупкие предметы.

Такелажные работы различаются по нескольким категориям.

Первый вид такелажных работ:

Транспортировка специального груза . Это могут быть банкоматы, сейфы и тому подобные грузы. Даже имея небольшой вес, такелаж данных грузов весьма сложен. Чаще сложности с такелажем связанны с неудобным местоположением самого груза. Для такелажа труднодоступных грузов используются лебедки и такелажные ремни.

Второй вид такелажных работ:

Транспортировка груза весом до 50 тонн. Данный услуги по такелажу, чаще заказывают малые и средние предприятия, где транспортировка какого либо оборудования без контроля профессионалов невозможен. Для такелажа таких грузов предварительно составляются планы работ, подготавливается специальное оборудование подходящее по грузоподъемности, и прочий рабочий инвентарь.

Третий вид такелажных работ:

Транспортировка груза весом свыше 50 тонн. К данному виду такелажа можем отнести комплексный переезд предприятия. Компании предлагающие такелажные работы таких масштабов, имеют в наличии весь перечень спец. транспорта который может потребоваться для такелажа.

В услуги такелажа входит не только перевозка груза, но и демонтаж, а затем и монтаж оборудования. Надежные фирмы предлагающие такелажные работы, делают это максимально быстро и качественно, используют своё оборудование для демонтажа/монтажа груза и собственные транспортные средства для его перевозки.

Перед началом работы на указанный объект выезжают специалисты, составляют подробный план работ, а после, такелажники благополучно перевозят груз.

Если вам нужно перевезти нестандартный и очень ценный груз, такелажные услуги , это Ваш выбор.

Нередко люди сталкиваются с необходимостью переезда в новую квартиру. Дабы все прошло быстро, оперативно и аккуратно, лучше обратиться в компанию, которая сферой своей профессиональной деятельности имеет такелажные работы. Это что такое? Рассмотрим ответ на этот вопрос.

Что такое такелаж?

Слово «такелаж» пришло в русский язык из нидерландского языка для обозначения всей совокупности корабельных снастей. В морской терминологии такелажными работами именуют комплекс процедур по починке, установке и тестированию снастей. В эти действия непременно входят:

  • Оснащение судна такими предметами, как якорь, мебель, посуда, флаги, инструменты, инвентарь и т. д.
  • Создание морских узлов и переплетение тросов в соответствии с конкретной задачей.
  • Изготовление приспособлений для подъема грузов;
  • Помещение между судном и пристанью специальных подкладок, чтобы сберечь корпус и т. д.

Все эти работы проводятся по преимуществу на верфях на различных этапах строительство нового корабля. На уже эксплуатируемом судне проводят мелкие работы по поддержанию его в надлежащем состоянии.

В корабельном деле термин «такелажные работы» получил еще одно значение: действия по выгрузке и загрузке грузов с помощью особых инструментов в торговых портах. Именно в этом значении термин проник на сушу и стал применяться в несколько ином контексте.

Такелажные работы в логистике

Сегодня такелажными называют процедуры по загрузке или выгрузке предметов больших габаритов и (или) весов. В зависимости от уровня сложности проведения работ они подразделяются на:

  • Простые - применяется по отношению к погрузочным услугам во время переездов жильцов из одной квартиры в другую, к переездам небольших офисов. Сюда входят работы относительно небольшой сложности, которые заключаются в перемещении бытовой техники и мебели, установке и удалению различного бытового и коммерческого оборудования и т. д. Тоннаж переносимых грузов не превышает в совокупности полусотни тонн. Набор инструментов весьма прост.
  • Сложные - речь идет о перевозке предметов общей массой в несколько сотен тонн для нужд крупных индустриальных и торговых предприятий. Чаще всего это переезд целых фирм или установка конвейерного оборудования. Инструментарий очень широк и включает в себя множество механизмов высокой сложности.

Существуют и иные подходы к дифференциации такелажных работ. Так, достаточно часто их подразделяют по отличительным свойствам погружаемого товара:

  • Габаритные предметы повседневного быта (пианино, холодильник);
  • Крупная мебель (сейфы, несгораемые шкафы);
  • Производственные механизмы и устройства (станки);
  • Медицинское оборудование (выделено в отдельную категорию ввиду особой сложности работы с ним);
  • Оборудование для финансовых организаций и т. д.

Алгоритм действий

Такелажные работы включают в себя такую обязательную последовательность действий:

  1. Выезд на квартиру или производство квалифицированного представителя компании по погрузке. На этом этапе производится определение списка необходимых услуг, уровня их сложности, оговариваются сроки, стоимость работ, утрясаются различные нюансы, составляются чертежи. Наконец, происходит подписание договора между сторонами.
  2. Подготовка товара или техники к погрузке или выгрузке путем использования тары, освобождения помещения от лишних вещей, установки необходимых инструментов;
  3. Собственно работы по погрузке грузов на установленное расстояние. Чем быстрее и сложнее процедуры, тем дороже они обойдутся заказчику.
  4. Транспортировка.
  5. Разгрузка габаритных товаров в пункте назначения. Последним может быть склад, частный дом, дочернее предприятие и т. д.

За качество проведения работ такелажники несут всю полноту ответственности. Вот почему для того, чтобы воспользоваться их услугами, придется серьезно раскошелиться.

Приспособления для такелажных работ

Применительно к сфере логистики такелажем называют различные устройства для перемещения грузов . В это понятие вкладывают следующие инструменты:

  • Стропа - это канат, который необходим для крепежа габаритного товара.
  • Таль - специальный механизм для подъема товара. В своем составе имеет крюк, который цепляется к грузу. Некоторые имеют электрический привод.
  • Домкрат - применяется для подъема увесистого объекта на малую высоту. Разновидностей их выделяют много.
  • Лебедка - представляет собой барабан с натянутым тросом или цепью для буксировки.
  • Сооружения для опоры - именно на них крепятся приспособления, если прочность стен помещения не позволяет воспользоваться ими для подвешивания механизмов. Эти сооружения обычно представляют собой мачту, которая укрепляется тросами и имеет противовес.

Это все основные механизмы для проведения разгрузочно-погрузочных работ. Однако никакой такелажник на обходится без вспомогательного инвентаря :

  • Лестницы;
  • Леса;
  • Ограждения и т. д.

Отличия от услуг обычных грузчиков

Нередко такелажников путают с простыми грузчиками, что абсолютно неверно. Есть несколько важных отличий между этими двумя профессиями:

  1. Сложность. Для того, чтобы получить доступ к такелажным работам, нужно получить специальный сертификат. Продолжительность обучения составляет несколько месяцев. Об уровне сложности говорит тот факт, что далеко не каждый грузчик успешно заканчивает обучение.
  2. Инструментарий. Если обычные рабочие на погрузке работают в основном руками в буквальном смысле слова, то такелажники используют широкий набор механизмов, работа с которыми требует тщательного инструктажа, сноровки и навыков.
  3. Масштаб. Грузчики в магазине и складах имеют дело со штучным товаром, в то время как такелажники работают над проектами по перемещению объектов в 100 тонн и даже более. Речь идет о производственных комплексах, магазинах и т. д.

Таким образом, можно сказать, что такелажник является грузчиком высокого уровня подготовки . Они несут повышенный уровень ответственности, осведомлены о правилах надлежащего упаковывания и перемещения товаров. С возрастанием уровня сложности работ поднимается и цена.

Такелажные работы: цена

Стоимость работ складывается из следующих элементов:

  • Количество часов, которые необходимы для проведения работ по загрузке или выгрузке;
  • Численность бригады такелажников;
  • Плата за взятие в аренду механизмов для работ;
  • Стоимость доставки оборудования до пункта назначения;
  • Плата за предварительные процедуры непосредственно перед такелажными работами (упаковка, установка оборудования и т. д.);
  • Различные факторы, препятствующие проведению работ (например, низкая температура воздуха). Чем их больше, тем выше выйдут услуги по перевозке.

С учетом вышеизложенного, предварительная оценка такелажным работ представляет довольно сложную задачу и требует высокой квалификации оценщика. Некоторые компании взимают за выезд оценщика и предварительную оценку дополнительную плату.

В среднем за четыре часа работы бригады из трех рабочих придется выложить около трех тысяч рублей . За каждый дополнительный час работы нужно доплачивать по 300 рублей. За каждую дополнительную пару рук - по тысяче рублей в час.

В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как такелажные работы - это что такое, как и кем они проводятся. Под данными словами скрываются услуги квалифицированных грузчиков. Этим профессионалам под силу перевезти целое предприятие из одного конца страны в другой. Сложность проведения работ зачастую космическая. Равно как и их стоимость.

Видео: как проводятся такелажные работы?

В данном видео профессионал Илья Матросов покажет, как проводились такелажные работы с двумя трансформаторами по 65 тонн:

Порой во время ремонта или переезда необходимо осуществлять транспортировку предметов с большим весом и размером. В частых случаях ручной силой тут не отделаться, приходится звать на помощь специалистов.

Если вы столкнулись с такой проблемой, то вам стоит обратиться к компании, которая выполняет такелажные работы . Что это такое и зачем этим пользоваться, мы вам расскажем в этой статье.

Что значит «такелаж»

Для того, чтобы перевезти огромное оборудование, которое весит сотни или тонны килограмм, обычные грузчики не помогут. В таком случае нужно обращаться к компаниям, специализирующимся на такелажных работах.

Термин «такелаж» с самого начала обозначал оснастку судов, которые ходили при помощи парусов, но в современном мире оно имеет и второе обозначение. В наши дни – это конструкция которая обладает возможностью, поднимать и перевозить тяжелые или крупногабаритные грузы. Чаще всего они бывают в виде тросов, канатов и грузоподъемных аппаратов.

На рынке такелажные услуги классифицируют по виду транспортировки, таким образом они могут перевозить:

  • промышленные цеха;
  • крепежи и металлические конструкции;
  • торговое, холодильное и остальное оборудование для супермаркетов;
  • банкоматы;
  • сейфы и похожие предметы.

Чтобы работа была проделана качественно, необходимо обращаться к профессионалам с большим опытом работы и высокой квалификацией. Также для этого должно использоваться специальное оборудование подобных типов: кранов, лебедок, манипуляторов, подъемников и домкратов.

Компания должна обеспечить полную безопасность сотрудников и груза во время проведения работ. Это обязательно нужно закрепить в договоре, который заключается между исполнителем и заказчиком.

В чем отличие от обычных грузоперевозок

Любая такелажная работа имеет различие с обычными услугами грузчиков. Это отличие состоит в использовании специальной техники, которая позволяет поднимать большой груз. Если работу проводят квалифицированные специалисты, значит есть гарантия того, что ваш груз не будет поврежден и иметь первоначальный вид.

Самым важным и главным условием качественно проделанной работы является четко поставленная задача и организация. Первым делом, нужно обеспечить безопасность проведения работ. Для осуществления такелажных работ все оборудование должно иметь исправный вид и состояние.

  • 1.9. Монтаж отвалообразователей и конвейерных линий
  • 1.9.1. Монтаж отвалообразователей
  • 1.9.2. Монтаж конвейерных линий
  • 1.10. Монтаж драг
  • 1.11. Установка оборудования на фундамент
  • 1.11.1. Типы и устройство фундаментов
  • 1.11.2. Установка оборудования на фундамент
  • Жесткая установка оборудования на фундамент
  • Свободная установка оборудования на фундамент
  • 1.11.3.Требования, предъявляемые к фундаментам
  • 1.12. Расчет и проверка фундаментов
  • 1.13. Проверка и приемка работ по сооружению фундаментов
  • 1.14. Общие положения сборки машин и узлов
  • Методы сборки
  • Виды сборки
  • Сборка неподвижных соединений
  • Сборка подвижных соединений
  • 1.15. Сборка валов
  • Проверка параллельности валов
  • Проверка отклонения формы поверхности шейки вала
  • Проверка горизонтальности вала
  • Сборка валов на опорах скольжения
  • Сборка вала на опорах качения
  • Сборка вала с муфтой
  • 1.16. Сборка зубчатых передач
  • 1.16.1. Сборка цилиндрических зубчатых передач Установка и проверка параллельности валов
  • Проверка бокового и радиального зазора между зубьями
  • Качание колес относительно вала
  • 1.16.2. Сборка конических зубчатых колес
  • 1.16.3. Сборка червячных передач
  • Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 1.17. Балансировка вращающихся деталей и узлов
  • 1.17.1. Виды неуравновешенности
  • 1.17.2. Статическая балансировка вращающихся изделий Цель и задачи статической балансировки
  • Метод кругового обхода грузами
  • Способы устранения дисбаланса
  • Остаточный дисбаланс
  • Приспособления для статической балансировки
  • Методы статической балансировки
  • Сравнение методов балансировки на различных устройствах
  • Контроль качества
  • 1.17.3. Классификация оборудования для статической балансировки
  • 1.17.4. Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 1.17.5. Динамическая балансировка
  • 1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин
  • 1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования
  • 1.18.2 Технические характеристики такелажных средств и оборудования Стальные канаты
  • Захваты
  • Траверсы
  • Монтажный блок
  • Полиспасты
  • Лебедки
  • Домкраты
  • 1.18.3. Выводы
  • 2. Практические основы сборки и монтажа
  • 2.1.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.1.3. Контроль углового качания колеса на валу
  • 2.1.4. Проверка бокового качания колеса на валу
  • 2.1.5. Определение величины радиальных и боковых зазоров
  • 2.1.6. Определение правильности касания зубьев
  • 2.2. Учебно-исследовательская работа 2 Сборка червячных передач
  • 2.2.1. Общие сведения
  • 2.2.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.2.3. Проверка мёртвого хода червяка
  • 2.2.4. Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • 2.2.5. Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 2.3. Учебно-исследовательская работа 3 Сборка валов на опорах качения
  • 2.3.1. Общие сведения Проверка параллельности валов
  • Проверка горизонтальности валов
  • Проверка соосности осей вала и посадочных мест в корпусе
  • Проверка геометрических отклонений посадочных мест валов
  • Регулирование зазоров в подшипниковых опорах качения
  • Выбор посадки подшипников качения .
  • 2.3.2. Опытные установки и порядок работы
  • 1. Опытная установка для проверки горизонтальности вала
  • Порядок работы на установке
  • 2. Опытная установка для определения геометрических отклонений шейки вала
  • Порядок работы на установке Проверка отклонения от окружности
  • Проверка формы профиля продольного сечения
  • Проверка перпендикулярности заплечиков вала
  • Проверка формы шейки вала
  • 3. Опытная установка для определения горизонтальности, параллельности, соосности посадочных мест корпуса
  • Порядок работы на установке Проверка горизонтальности и параллельности валов в корпусе
  • Проверка соосности расточек корпуса
  • Проверка осевой игры подшипника качения
  • Опытная установка для напрессовки подшипника на вал
  • Порядок работы на установке Определение посадки подшипника качения
  • Напрессовка подшипника на вал
  • 2.3.3. Составление отчета
  • 2.4. Учебно-исследовательская работа 4 Сборка валов на опорах скольжения
  • 2.4.1. Общие сведения
  • 2.4.2. Оборудование и приборы
  • 2.4.3. Порядок выполнения работы
  • 2.4.4. Пример расчета
  • 2.5. Учебно-исследовательская работа Проверка соосности валов
  • 2.5.1. Общие сведения
  • 2.5.2. Оборудование и приборы
  • 2.5.3. Порядок выполнения работ
  • 2.5.4. Пример расчета
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 2.6. Учебно-исследовательская работа 6 Статическая балансировка деталей
  • 2.6.1. Цель и задачи статической балансировки
  • Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 2.6.2. Устройство и принцип работы стенда
  • Устройство стенда
  • Принцип работы стенда
  • Методика статической балансировки вращающихся деталей на стенде Подготовка стенда к работе
  • Проведение измерений координат и избыточной массы балансируемых изделий
  • Удаление или компенсация избыточной массы балансируемых изделий
  • 2.6.4. Выполнение исследований на балансировочном стенде
  • Снятие зависимости моментов сил избыточной массы от угла поворота изделия вокруг своей оси
  • Обработка результатов исследований
  • Выводы и рекомендации
  • Оформление отчета о выполненных исследованиях
  • 2.7. Учебно-исследовательская работа 7 Исследование такелажной оснастки для сборочных и монтажных работ
  • Чалочные узлы и способы закрепления канатов на крановых подвесках Классификация такелажного оборудования Типы стропов. Зажимы для крепления стальных канатов
  • 2.7.1. Классификация такелажного оборудования
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ
  • 2.7.3. Такелажные средства и приспособления
  • 2.7.4. Монтажные краны и устройства
  • 2.7.5. Расчет усилий в канатах
  • Расчет на прочность стропов и чалочных канатов
  • 3. Экономическое обоснование изготовления учебно-исследовательских стендов по сборке узлов машин
  • 3.1. Сетевая модель выполнения работы
  • 3.2 Исходные данные для расчета сетевого графика изготовления стенда
  • 3.3. Смета затрат на изготовление стенда
  • Пример расчета затрат на изготовление стенда
  • 4. Техника безопасности при такелажных и монтажных работах
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Оглавление
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ

    Такелажными называются работы по увязке узлов оборудования гибкими подвесками (строповке), их подъему и транспортировке к месту установки. Такелажные работы выполняют с помощью различных грузоподъемных средств и механизмов, приспособлений и машин.

    От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование и конструкции чаще всего перевозят железнодорожным, реже автомобильным или водным транспортом. Поперечные размеры грузов, доставляемых по железной дороге, не должны превышать общесоюзный габарит очертания подвижного состава. Перевозка негабаритных грузов согласуется с управлением железной дороги в соответствии с правилами Министерства путей сообщения.

    При перевозках безрельсовых транспортом грузы массой до 12 т. перевозят автомашинами, свыше 12 т. – на тяжеловозах – трайлерах, буксируемых тягачами или трактором.

    Для перемещения грузов при монтаже наиболее эффективное применение стандартных средств –тракторов, передвижных кранов, трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр. при отсутствии указанного оборудования применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления – сани, доски и катки или металлический лист с загнутым передним концом и приваренными к нему петлями для тягового каната.

    При выполнении такелажных работ, в особенности при подъеме грузов, весьма важной и ответственной операцией является строповка. Особенно тщательно следует увязывать крупные узлы оборудования большой массы.

    Рис. 107. Классификация такелажного оборудования

    Все углы оборудования, по которым происходит касание стропов, должны быть скручены специальными предохранительными подкладками (рис. 108). Строповку можно разделить на два вида:

    1) путем обвязки грузов канатами, стропами или цепями;

    2) путем увязки строповочных канатов на приливах, цапфах, лапах, рым-болтах и других деталях, специально предусмотренных на оборудовании для его подъема и транспортировки.

    Наиболее часто применяемые узлы обвязки грузов (чалочные узлы) показаны на рис. 109.

    При строповке важно правильно определить центр тяжести груза. Строповка должна быть выполнена так, чтобы центр тяжести груза и ось блоков крюковой подвески подъемного механизма находилась на одной вертикали.

    Масса укрупненных узлов и блоков оборудования не должна превышать грузоподъемность имеющихся на монтажной площадке грузоподъемных средств, а габаритные размеры – размеров монтажных проемов. При монтаже крупногабаритного и тяжелого оборудования могут быть одновременно использованы два крана или более. Такую работу проводят по письменному разрешению главного инженера СМУ или начальника участка под руководством опытного специалиста.

    2.7.3. Такелажные средства и приспособления

    К такелажным средствам и приспособлениям относятся стальные и пеньковые канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты, блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.

    Стропами (рис. 111) называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление груза. Число ветвей стропа, на которых подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы груза и диаметра каната.

    С целью повышения производительности и безопасности работ, применяют полуавтоматические стропы (рис. 112), которые позволяют выполнять расстроповку поднятого груза, не поднимаясь на высоту. Для строповки груза верхнюю петлю каната 1 накидывают на крюк крана, а двумя свободно висящими концами стропового каната обхватывают груз. Петли каната с коушами 3 надевают на запорный штырь 6, который для этого тросиком 4 оттягивается влево. После заведения петель в скобу 7 тросик отпускают, штырь под действием пружины 5 запирает петлю и строповку груза заканчивают. Для предохранения каната от повреждения при перегибах на острых гранях поднимаемого груза к нему крепят специальные инвентарные подкладки 2, которые при необходимости можно перемещать по канату.

    Рис. 108. Установка предохранительных подкладок под стропу при увязке узлов оборудования:

    а – деревянных; б – из разрезанной трубы с приварными бабышками;

    в, д – изогнутых из труб; г, е – изогнутых из листового металла

    Рис. 109. Чалочные узлы:

    а – прямой; б – рифовый; в – вязка в петлю; г – брамшкотовый;

    д – мертвая петля; е – выбленочный; ж – двойной выбленочный;

    з – морской узел; и – двойной морской узел; к – плотничный узел (удавка); л – удавка с нахлесткой; м – штыковой; н – полуштыковой

    Чтобы освободить стропы, необходимо ослабить натяжение грузового каната и потянуть за тросик, который, преодолевая усилие пружины, сожмет ее и потянет за собой штырь в крайнее левое положение. При этом свободный конец стропа (петля) освободится.

    Кроме полуавтоматических стропов, для дистанционной строповки поднятого в проектное положение груза применяют также полуавтоматические строповые захваты.

    Для соединения концов канатов или образования петли используют зажимы или сжимы различной конструкции (рис. 113).

    Применяют не менее трех зажимов. Расстояние между ними обычно принимается не менее трех. Расстояние между ними обычно принимается не менее 6 диаметров каната. Гайка на стержнях всех зажимов следует затягивать с одинаковым усилием с использованием динамометрических ключей так, чтобы сжатый поперечник каната составил 0,6 его первоначального диаметра.

    Рис. 111. Стропы: а – простой; б – с одной петлей; в – с двумя петлями; г – универсальный; д – облегченный с петлей; е – облегченный с крюком

    Рис. 112. Полуавтоматические стропы: а – общий вид; б – схема строповки; в – скоба с полуавтоматическим запором; г – строп-удавка для подъема труб и валов; 1 – петля каната; 2 – инвентарные подкладки; 3 – петля с коушем; 4 – оттягивающий тросик; 5 – пружина; 6 – запорный штырь; 7- скоба

    Рис. 113. Зажимы для крепления стальных канатов: а – кованный; б – дуговой

    Концы канатов закрепляют зажимами обычно через коуш, который служит для зацепления за крюк и предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Коуши штампуют из листового металла или изготовляют из чугунного литья.

    Зажимы должны размещаться на канате так, чтобы затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Это обеспечивает последней прямолинейность, а стремящийся к выскальзыванию конец при этом будет лучше зажат.

    Для натяжения стальных канатов на такелажных работах применяют винтовые стяжки (фаркопфы). Стяжка представляет собой раму с двумя винтами – с правой и левой резьбой. При вращении рамы винты сближаются или расходятся.

    При перегрузке и транспортировке листового и сортового металла, труб, огнеупорных блоков и других штучных грузов применяют захваты различной конструкции (рис. 114).

    Рис. 114. Захваты: а – эксцентриковый для транспортировки листовой стали; б – клещевой; в, г – полуавтоматические для подъема соответственно, легких и тяжелых (железобетонных) колонн; д – фрикционный строп для монтажа железобетонных колонн; е – для транспортировки грузов прямоугольного сечения массой 10 т

    Рис. 115. Траверсы: а – для строповки груза за четыре точки; б – равноплечая; в – для монтажа двумя полиспастами

    Для транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов используют траверсы (рис. 115). Основное их назначение – предохранить поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при наклоне стропов. Траверса, предназначенная для строповки груза за четыре точки (рис. 115, а), состоит из балансирной балки 1 с серьгой 2 для крюка грузоподъемного механизма и двух роликовых обойм 3, подвешенных к концам балки, со стропами 5. В обоймах роликов установлены прижимные винты 4, один из которых (на щековине) предотвращает скольжение стропа, а другой (установленный с торца обоймы) – прижимает ролик, предупреждая его поворот. Прижимные винты позволяют поднимать груз с некоторым наклоном, что облегчает установку его в проектное положение под углом.

    Если груз поднимают двумя спаренными кранами разной грузоподъемности (или двумя тележками одного крана), то используют равноплечую траверсу (рис. 115, б).

    Место крюка траверсы определяется соотношением ее плеча с учетом грузоподъемности каждого крана.

    Для монтажа тяжеловесного оборудования спаренными кранами применяют балансирную траверсу (рис. 115, в). Траверса состоит из двух двутавровых балок 6, соединенных поперечинами 5. На концах траверсы расположены подвески 1 для крепления к грузовым полиспастам монтажных кранов. С торцов траверсы приварены листовые накладки 4. Строповку поднимаемого груза осуществляют с помощью автоматического захвата 7. Тросик 3 для расстроповки проходит через отводной ролик 2.

    Для подъема или перемещения груза, а также для изменения направления канатов применяют блоки. В зависимости от числа роликов блоки разделяют на однорольные и многорольные. Однорольные блоки обычно применяют в качестве отводных и для подъема легких грузов, многорольные – для подъема тяжелых грузов. Ролики блоков вращаются на оси, неподвижно установленной в щеках, к которым через траверсу присоединяют крюк или серьги. Блоки оснащают приспособлениями, предохраняющими канат от соскальзывания. Однорольные блоки часто изготавливают с откидными щеками для быстрого отделения каната от блока без расстроповки.

    Для уменьшения тягового усилия используют полиспасты. Полиспаст (рис. 116, а) состоит из неподвижного блока 1 и подвижного 2; блок 3 (отводной) служит для отвода сбегающей ветви каната, обычно связанной с барабаном лебедки. В зависимости от схемы полиспаста сбегающая ветвь может сбегать с подвижного или неподвижного блоков. Число ниток полиспаста может быть четным (рис. 116, б) и нечетным (рис. 116, в).

    Усилие в канатах, необходимое для подъема груза Q , определяют по формуле

    , (34)

    где η – КПД одного ролика; η= 0,96 при установке на подшипниках скольжения; η= 0,98 при установке на подшипниках качения; m – кратность полиспаста.º

    Для каната, наматываемого на барабан лебедки при подъеме груза на высоту, h равна l = mh.

    Запаковку блоков полиспастов необходимо производить при минимальном начальном расстоянии между блоками с последующей их растяжкой (например трактором). При запаковке следует сохранять направление изгиба каната, полученное им при смотке в бунт.

    Неподвижный конец каната от плоскости ролика не должна превышать 6º, а расстояние от барабана лебедки до отводного ролика должно быть не менее 20 диаметров барабана.

    При отсутствии блоков необходимой грузоподъемности применяют свободные полиспасты, которые могут работать с приводом от одной (рис. 116, г) или от двух (рис. 116, д) лебедок. Сдвоенный полиспаст с одной лебедкой рассчитывают как два самостоятельно работающих полиспаста. Усилие в канате лебедки определяют из условия половины веса поднимаемого груза.

    В качестве подъемных механизмов на монтажных работах широкое практическое применение получили ручные тали, кошки, электрические тали (тельферы), лебедки и домкраты.

    Ручная таль представляет собой червячный или шестеренный грузоподъемный механизм, включающий цепной полиспаст с ручным приводом от бесконечной цепи или рычажный храповой механизм. Грузоподъемность принимают тали до 3 т.

    Для ручного перемещения грузов по подвесному монорельсовому пути двутаврового сечения используют кошки грузоподъемностью до 5 т.

    Электрические тали (электротали) предназначены для подъема и перемещения грузов по монорельсовому пути с помощью электропривода. Грузоподъемность электроталей составляет 0,25-5,0 т.

    Монтажные лебедки применяют с ручным и электроприводом. Рычажные лебедки с ручным приводом (рис. 118) грузоподъемностью 1,5– 3,0 т, которые широко используются для подъема и перемещения грузов по горизонтальной и наклонной плоскости.

    Лебедка с электроприводом по назначению разделяют на подъемные, тяговые и поворотные (для вращения монтажных кранов); по способу установки – на передвижные и стационарные; по числу барабанов – на одно, двух и трехбарабанные. Барабаны могут быть гладкими и нарезными. Электрические монтажные лебедки выполняют реверсивными. Грузоподъемность лебедок составляет 0,5– 12,5 т., канатоемкость – 80 – 800 м.

    Важным условием безопасной работы лебедки является надежное ее закрепление. Лебедка должна быть закреплена за якорь или какое-либо анкерное устройство. Якорями называют неподвижные анкерные сооружения – земляные (заделанные в грунт) или наземные, предназначенные для закрепления монтажных приспособлений – лебедок, полиспастов, вант, расчалок и др. Схемы закрепления лебедок показаны на рис. 119.

    Рис. 116. Полиспасты: а – с блоком для отвода сбегающей ветви каната; б – с четным числом ниток; в – с нечетным; г – сдвоенный с приводом от одной лебедки; д – сдвоенный с приводом от двух лебедок

    При расчете крепления лебедки определяют необходимый вес уравновешивающего груза на раме или усилие в анкерных болтах из условия грузовой устойчивости лебедки. Коэффициент грузовой устойчивости определяют по формуле

    , (35)

    где М в – восстанавливающий момент; М о – опрокидывающий момент.

    Рис. 118. Ручная рычажная лебедка: а – общий вид; б – схема применения; 1 – канат; 2 – грузовой крюк; 3, 5 – рычаги; 4 – корпус; 6 – крюк для подвески к опоре

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: а – с помощью земляного якоря; б – с помощью наземного якоря

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: в – за колонну здания; г – к железобетонному или металлическому ригелю перекрытия здания; д – к кирпичной стене; е – схема для расчета крепления лебедки

    Моменты М в и М о определяют из условия, что опрокидывание лебедки может происходить вокруг точки А упора переднего элемента рамы в якорь:

    ,
    , (36)

    где Q – усилие в канате; G 1 – вес лебедки; G 2 – усилие, на которое необходимо рассчитывать анкерные болты, или вес уравновешивающего груза; а – расстояние от центра тяжести лебедки до точки опрокидывания; b – расстояние от точки опрокидывания до места закрепления анкерных болтов или до центра тяжести уравновешивающего груза; h – расстояние от каната до точки опрокидывания.

    После преобразований получим

    . (37)

    Кроме расчета лебедки на опрокидывание, необходимо рассчитать якорь лебедки на прочность и устойчивость против горизонтального смещения под действием сдвигающей силы

    , (38)

    F тр = fG 1 ,

    где: F тр – сила трения рамы о грунт; f – коэффициент трения рамы о грунт, f = 0,3 – 0,5.

    Для механизации монтажных и такелажных работ применяют гидравлические, винтовые, реечные и клиновые домкраты.

    Гидравлические домкраты бывают со встроенным насосом и работающим от отдельно расположенного насоса. Грузоподъемность их составляет 200 т и более. Для установки оборудования в плане (например, рамы балансиров конусов доменных печи) применяют малогабаритные облегченные домкраты. Такие домкраты удобны также при выверке оборудования.

    Винтовые и реечные домкраты в основном используют при необходимости их частой перестановки и в стесненных условиях.

    Клиновые домкраты применяют главным образом при выверке оборудования в процессе монтажа.

    Похожие публикации