Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Любовь трудная душевная работа ее каждый. По тексту Долина Любовь - трудная душевная работа, ее не каждый осилит (ЕГЭ по русскому). Комплексный анализ текста

Проблема любви... Сочинение ЕГЭ по тексту Н.Г.Долининой

Данный текст был написан известным писателем и педагогом Натальей Григорьевной Долининой. Автор заостряет внимание читателей на проблеме любви. Наталья Долинина в приведенном фрагменте размышляет над такими вопросами: когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила?

Для того чтобы ответить на выдвинутые вопросы, писатель приводит в пример сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В произведении король разрешал делать принцу то, что ему действительно хотелось и то, что было нужно для него. Мудрый правитель говорил о том, что с каждого нужно спрашивать по способностям и потребностям, он пояснял: «Власть должна быть разумной». Этим примером автор приоткрыла завесу тайн любви: не стоит требовать от человека то, что он не в силах дать. Ведь не может человек достать звезду с неба, какой бы близкой она не казалась с нашей точки зрения.

Кроме того, рассуждая о данной проблеме, Наталья Григорьевна Долинина обращает наше внимание на то, что завоевать любовь - это лишь полдела, ведь очень сложно удержать ее. Автор приводит в пример непутевых жен, которые решив, что теперь владеют мужем, требуют от него «ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки». Наталья Долинина подчеркивает, что действительно важно в отношениях помнить о том, что никто никому ничего не должен, все-таки союз должен строиться на взаимном согласии. В тексте поясняется: мужчина не станет стоять у женщины под окнами, если она ему прикажет, а будет делать это только из-за сильной искренней любви к ней. Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что принуждение ни к чему хорошему не приводит, и узы брака абсолютно не гарантируют того, что человек не сбежит при таком отношении.

В ходе размышлений автор находит ответ на поставленные вопросы: любовь начинается тогда, когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь; для сохранения отношений нельзя властвовать над человеком, а также не стоит требовать от него то, что он не в силах сделать. Также Наталья Долинина приходит к выводу о том, что крепкий союз - это усиленная работа двоих партнеров.

Мне близка позиция автора по отношению к любви. Ведь любой человек хочет чувствовать себя самостоятельным и независимым, желает делать то, что ему действительно по душе. И уж точно никто не жаждет жить под чьей-то властью. Итак, прочитав данную статья, я серьезно задумалась над тем, что любовь - это трудная работа двоих партнеров, и очень важно не переходить грань личного пространства.

Текст Н. Г. Долининой: неполный

(1)Любовь - трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья - даже самые близкие - могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

Вариант 14

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых.(3) Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, (……..), казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли птицы и летающие насекомые.

2) Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.

4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

В общем-то Совсем не

Даже Нисколько не Естественно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТОЧКИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Точка, -и, ж.

1 .След от прикосновения, укола чем-н. острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко. Ситец в красных точках .

2 . Знак препинания (.), отделяющий законченное предложение, а также употребляемое при сокращённом написании слов. Т. с запятой (;). Ставить точку на чём-н.

3 . Основное понятие геометрии – место пересечения двух прямых, не имеющее измерения. Т. пересечения прямых. Т. отсчёта.

4. Определённое место в пространстве, на каком-н. участке, поверхности. Самая высокая точка горы.

5. Место, пункт, в котором расположено, размещено что-н. Радиотрансляционная точка. Торговая точка .

6 . Предел, при котором вещество из одного состояния переходит в другое. (спец). Т. плавления .

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

тортЫ положИл докумЕнт

приручЁнный освЕдомишься

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Земли у него было столько, что её нельзя было ОХВАТИТЬ глазом.

В декабре ударили сильные морозы, и плотный лёд за одну ночь ОДЕЛ все реки в прочную зимнюю броню.

Тренер ВОСПОЛНИЛ команду новыми игроками, что в немалой степени способствовало успеху в отборочных играх нового сезона.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

Медсестра несколько раз энергично ВСТРЯХНУЛА ртутный градусник и с ободряющей улыбкой протянула его пациенту

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

более ВЫШЕ ПЯТЕРО студентов

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями спелых АБРИКОСОВ

пять КИЛОГРАММОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Становление ряда финансовых систем было возможно благодаря роста трудовой миграции населения.

2) Те, кто бывали в Петербурге, не могли не любоваться красотой набережной.

3) Наше путешествие по городам и весям, лежавших вдоль московской параллели, подошло к концу.
4) Изучая иностранный язык, сначала у меня ничего не получалось.
5) Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе.

6) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.

7) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы.

8) Внезапно крики прекратились, группа людей взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко спешит к выходу.

9) Как только прекратился дождь, и мы отправились в путь.

8 . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

распол..жение эл..мент

педаг..гический зан..маться зап..здалый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..грать, пост..ндустриальный

пр..образовать, пр..ближённый

пре..сказательница, о..торгать

ра..ползаться, ра..бредаться

на..пиленный, пре..шественник

10 И.

обур..вать черешн..вый

преодол..вать рубаш..чный обла..вать

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

танцу..шь преследу..мый

выдвин..шь невид..мый колебл..мый

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

(Не) помня зла, за благо воздадим.

(Не) прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

После ремонта комната ещё (не) приведена в порядок.

(Не) обычная обстановка мешала сосредоточиться.

(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.

(ВО) КРУГ были россыпи белых, (ПРИ) ТОМ молоденьких, только ещё пробивающихся из земли грибов.

Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

Я люблю ТОТ(ЧАС) , когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

На следующее утро я проснулся (ОТ) ТОГО непонятного звука, что слышал вчера, и

(ПО) ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Решила Машенька в избе прибраться да обед приготовить.

2) Наша компания не только производит замки и стальные двери но и предоставляет различные услуги в строительной сфере.

3) Южный августовский вечер был спокоен тих ясен.

4) К концу своего путешествия по Германии Сергей выучил довольно много слов и выражений на немецком языке и умел уже самостоятельно объясняться с официантами и портье.

5) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

16. Расставьте знаки препинания:

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви,

и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.

22. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:

1) парцелляция

3) восклицательные предложения

4) фразеологизм

5) вопросительные предложения

6) цитирование

7) сравнение

8) синонимы

9) ряды однородных членов предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

14 вариант

Естественно

пополнил

Более высокий

педагогический

Надпиленный

Предшественник

облаивать

невидимый

Необычная

Тайна-секрет

В предложенном для анализа тексте поднимается проблема истинной любви (1). Автор раскрывает данный вопрос, размышляя о природе любви (2). В своем повествовании о высоком чувстве Н. Долина задается вопросом: “Как же удержать любовь?” и “Как стать такой же единственной, какой была роза для Маленького принца?”(3). Отсылка на повесть Антуана Сент-Экзюпери неслучайна, ведь именно в ней раскрывается тайна любви, которая состоит в том, что существуют границы власти, ведь как говорил герой книги – старый король: “Власть должна быть разумной”(4).

Проблема истинной любви также нашла свое отражение в художественной литературе(8). В качестве первого аргумента

приведу роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”(9). Главная героиня романа-Маша Миронова ради Петра Гринева отправляется к самой императрице за помощью для своего возлюбленного (10). Героиня совершила благородный поступок исключительно из-за своей сильной любви к герою и он, разумеется, не просил ее заступаться за него (11).

В качестве еще одного аргумента приведу психологический Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (12). Любовь Сони Мармеладовой к Раскольникову заставила ее не только помочь герою найти выход из сложившейся ситуации, но и даже поехать с ним на каторгу, чтобы быть рядом и поддерживать его (13). Соня Мармеладова безгранично любила Раскольникова и старалась сделать все что было в ее силах, несмотря на грубое обращение героя с героиней (14).

Таким образом, когда любовь искренняя, то любящему человеку не нужно приказывать что-либо сделать, ведь он сам старается делать все возможное ради любимого (15).


Другие работы по этой теме:

  1. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то...
  2. Что такое любовь? Думаю, это слово известно каждому, даже ребенку. О любви можно говорить без устали, она так многогранна и безгранична. Любовь-это сильное чувство, бесценный...
  3. Факт возможности ведения легкой войны априори отсутствует. Также невозможно вообще определить, где она была наиболее сложной: на территории Севастополя или Сталинграда, под Ржевом, либо же...
  4. Родина – это то самое место на Земле, где человек родился, провел свои детские годы, беззаботно играл с друзьями, взрослел. Бесспорно, можно поменять место жительства,...
  5. На какие жертвы способна пойти истинная любовь? Этим вопросом озадачивается в своих размышлениях писательница С. Алексиевич. Автором ведется эмоциональное повествование о том, какие переживания испытывает...
  6. Любовь – важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она...
  7. Что такое настоящая любовь? Об это нас заставляет задуматься автор текста Алексиевич. Это проблема, безусловно, нравственная, потому что она рассматривает вопросы взаимоотношений между людьми. Для...
  8. Текст М. В. Кравцовой дает представление о том, какое воспитание получали дети российских императоров. Одновременно он заставляет задуматься над общей проблемой семейного воспитания. Автор показывает,...

Текст из ЕГЭ

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой)

Вступление

Любовь – сильнейшая эмоция, наполняющая нашу жизнь смыслом и особым значением. Ради любви мы совершаем подвиги, во имя любви слагаем стихи и песни, жертвуем всем ради счастливых моментов рядом с любимым человеком. Любовь толкает нас на преступления и возрождает к новой сказочной жизни.

Приносит ли любовь счастье? Взаимная – да, но не всегда это чувство находит отклик в сердце объекта обожания. Все дело в том, что не каждый из нас способен правильно выстроить свои отношения, правильно относиться к тому, кого любишь и кто любит тебя.

Проблема

Комментарий

Она говорит о том, что любовь – это сложная душевная работа, которая под силу далеко не каждому человеку. Конечно, о любви мечтают все, надеясь обрести в ней спасение от одиночества. Мы вожделеем разделить с кем-то всю свою жизнь целиком, не только ее радостные моменты, но и боль, обиду, несправедливость.

Заботиться о ком-то тоже приносит нам своеобразное духовное удовлетворение, особенно осознание того, что мы кому-то нужны и необходимы. Это ощущение наполняет значимостью наше существование.

Далее автор размышляет о том, как зарождается любовь и что нужно делать, чтобы удержать ее. Порой в молодости нам кажется оскорбительным выражение «удержать любовь», ведь по преданию поэтов любовь вольна как птица. Но Н. Долинина вспоминает произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», который постиг тайну любви и нашел свою единственную розу.

Путешествуя по планетам, Принц познакомился со старым королем, который знал единственно-верный закон жизни: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной». Эти слова автор применяет и к отношениям между мужчиной и женщиной.

В нашем обществе семьи существуют по иным принципам – неопытные жены начинают требовать от мужей слишком многого.

Авторская позиция

Н. Долинина убеждена, что в любви никто никому ничего не должен. Главное правило любви – ее добровольность. Человек будет петь серенады под окном или готовить еду не потому, что так ему приказали, а потому, что ему так хочется.

По мнению автора, любовь – когда чувствуешь, что сможешь ради любимого человека претерпеть все препятствия на пути. Когда власть над человеком будет терпелива и не заставит перевоплощаться его в того, кем он не является, тогда, приручив друг друга, вы станете единственными и незаменимыми друг для друга.

Своя позиция

Я понимаю то, о чем хочет сказать автор. Для любви важна свобода. Если же из-за недоверия, ревности или по другим причинам ее нет, то чувство рано или поздно зачахнет, погибнет. Нельзя заставить человека любить, не изменять, совершать подвиги или дарить подарки. Любовь добровольна и вольна в своих проявлениях.

Аргумент №1

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим яркий пример того, как любовь умирает под гнетом никому не нужных правил и ограничений. Катерина и Тихон – молодая супружеская пара, которая живет в доме купчихи Кабановой, идеализирующей заповеди домостроя. Она настраивает сына против его жены Катерины, заставляя содержать ее в страхе и повиновении.

Катерина любила супруга, но в условиях деспотизма и атмосферы угнетения, ее любовь угасла. В результате девушка изменила мужу, а впоследствии покончила жизнь самоубийством.

Аргумент №2

Вспоминается пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где главный герой Григорий Печорин похитил понравившуюся ему чеченскую девушку и, заперев ее в крепости, требовал от нее ответных чувств. Однако, перепробовав все – от уговоров до подкупа, только лишь позволив ей уйти, добился своего. Когда девушка почувствовала свободу, она поняла, что тоже любит молодого русского офицера. И какое-то время они действительно были счастливы.

Заключение

Любовь – понятие хрупкое и крепкое одновременно. От того, как мы будем относиться к нашим избранникам, зависит насколько счастливую семью мы выстроим, насколько долог будет наш союз.

Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной», – сказал король. В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. А в любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой)

Наталья Григорьевна Долинина (1928, Ленинград - 1979, там же) - советский филолог, педагог, писательница и драматург. Член Союза Писателей СССР. Дочь литературоведа Г. А. Гуковского. В 1963 выступала в защиту поэта Иосифа Бродского, несправедливо обвинявшегося в тунеядстве. В 1975 в популярной книге «Дорогие родители!» затронула, в частности, тему важности сексуального воспитания подростков - за четыре года до появления новаторской работы И.С. Кона «Психология юношеского возраста».

Ревность - чувство естественное. Его в той или иной мере испытывают все люди. И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин. Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь. И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим, - в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой. Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 3алечивать их каждый учится сам. Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого. Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку. По Н. Долининой

Похожие публикации